Особенности психологического знания
12.06.2012
Беглое рассмотрение структуры психологического знания позволяет не только собственно систематизировать его, но и сделать ряд выводов относительно его характера и строения.
1. В структуре этого знания можно выделить компоненты, являющиеся стандартными составляющими любого научного знания и служащие «каркасом» системы познания в любой науке. Вместе с тем в психологии и строение этого каркаса, и некоторые его элементы обладают определенной спецификой. Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны.
2. Психологическое знание достаточно бессистемно. Выстроить какую-либо единую «пирамиду» этого знания не представляется возможным. В принципе, можно построить несколько таких «пирамид» — на идейно-методологических основаниях бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа и др.
3. Психологическое знание релятивно, причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности. Во-первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других, т.е. психологическое знание неотделимо от определенного идейно-методологического контекста его производства. Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной (макро- и микросреды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т.
е. зависит от конкретной ситуации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими.4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации, т.е. от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку», на которую далеко не у всех психологов, в том числе и у исследователей, хватает сил, времени и возможностей. В результате реальный массив психологического знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии. Во многом, поэтому создается впечатление (иногда верное, иногда нет), будто, например, практикующие психологи в своей работе опираются не на научное знание, а на смесь интуиции и обыденного опыта.
5. Все вышесказанное не означает, что психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук. Психологическое знание — это тоже Знание (да простит читатель такую тавтологию), но, во-первых, знание плохо организованное, во-вторых, знание «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. В то же время неорганизованность, релятивность и бессистемность психологического знания не следует абсолютизировать.
В принципе любая книга по психологии — это определенным образом организованное психологическое знание. Однако это организованность особого рода, отличающаяся от типовой организации знания в точных науках и определяющаяся не столько онтологией изучаемых объектов (хотя и ею тоже), сколько потребностями познающего субъекта — в основном, потребностью психологического сообщества в облегчении понимания и изучения этих объектов.
Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать. Несмотря на его «скользящий» характер в нем остаются инвариантные и неизменные компоненты, например, психологические законы, хотя даже в этом случае инвариантность и неизменность понимаются несколько иначе, чем в естественных науках.
Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий. Им придется либо смириться с «вечным кризисом» психологической науки, воспринимая ее как науку, находящуюся на допарадигмальной стадии развития и списывая все ее недостатки на недостаточный уровень ее развития, либо ждать формирования единой парадигмы, которая объединит психологическую науку и придаст психологическому знанию организованный, устойчивый и надситуативный характер, либо они могут попытаться найти нетрадиционные варианты организации психологического знания, не пытаясь выстроить его по образцу естественных наук.
Ключевые слова: Наука
Источник: Манухина С.Ю., Методологические основы психологии
Материалы по теме |
---|
Политическая мысль в эпоху просвещения Кравченко А. И., Политология: учебник. — Москва: Проспект, 2011.-448 с. |
Психоаналитическое направление в социальной психологии Андреева И.В., Социальная психология |
Структура научного познания Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018 |
Интегративная психология Козлов В.В., Интегративная психология |
История психологии как науки: задачи, принципы, методы Абдурахманов Р.А., История психологии |
Психология как наука, ее объект, предмет, основные категории … |
Предмет и методы психологии развития Марцинковская Т.Д., Психология развития |
Естественнонаучные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки Р. В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009… |
Житейская психология. Что такое «Житейская психология»? Понятие и определение термина «Житейская психология» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Житейская психология – знания о человеческой психике, полученные в результате процесса жизнедеятельности каждого отдельного индивида. Житейская психология, таким образом, носит субъективный характер, в качестве синонима можно использовать понятие житейской мудрости.
Стоит отметить, что житейская психология включает не только персональный опыт человека, но также практические сведения из жизни окружающих его людей. Накопленные знания передаются из поколения в поколение, находя отражение в баснях, легендах, поговорках и тд. При этом житейская психология зачастую апеллирует к противоречиям («Ученье свет, а неученье тьма!»). Несмотря на то, что подобная информация не имеет научного подтверждения, она приносит практическую пользу в разрешении повседневных жизненных ситуаций.
Существует особая категория людей, которые хорошо понимают психику других личностей, чувствуют их настроение и психические состояния. Таких людей называют житейскими психологами. К такой категории психологов обычно относят официантов и водителей – людей, которые по долгу службы часто общаются с другими индивидами в неформальной обстановке, что способствует улучшению понимания психологии человека. Научному психологу проще выстраивать свою деятельность, если он в том числе еще и житейский психолог.
В этой связи важно подчеркнуть, что житейская психология не противопоставлена научной. Так, например, нередки случаи, когда житейские знания находят отражение в научной психологии или, наоборот, отдельные научные сведения трансформируются в житейскую психологию.
< Жизненный путь
Забывание >
Популярные термины
Житейская психология
Психология научная и житейская: в чем разница?
Кушетка психоаналитика или кухонные разговоры по душам? «Я сам себе лучший психолог» или «специалисту виднее»? Хотя само по себе понятие «психология» прочно закрепилось в повседневном лексиконе, единого отношения к ней до сих пор нет. Какие проблемы можно решить средствами житейской психологии, а где не обойтись без научной? Рассказывает психолог.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Дочь попала под влияние секты. Она перестала ходить в церковь и подала на развод»
- 2 приема, чтобы легко просыпаться рано утром — даже до восхода солнца
- «Почему мужчина так себя ведет?»: как решать проблемы в отношениях— 4 типичных примера
- Если вас травили в детстве: раны прошлого и методы самопомощи
- «Парень до сих пор испытывает чувства к бывшей, но уверяет, что семью хочет строить со мной»
- 4 правила первого свидания, которыми нельзя пренебрегать
- Газлайтинг на работе: как распознать и защититься
- «Праздник женственности»: как россиянки отмечают 8 Марта и что хотят получить в подарок
Сегодня читают
- Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
- «Испытываю дикий страх, стоит только подумать о выходе из дома»
- «У мужа на стороне любовница и двое детей. Что мне делать?»
- «У дочери появился мужчина, и она перестала общаться со всеми, а я стала для нее абьюзером»
- 9 внутренних установок, которые сделают из вас неудачника
- 10 признаков, что у ваших отношений нет будущего
Psychologies приглашает
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Что такое знания в психологии?
1. состояние знакомства с чем-либо или осознания его существования, обычно возникающее в результате опыта или изучения . 2. диапазон понимания или информации. В некоторых контекстах слова «знание» и «память» используются как синонимы.
Запрос на удаление |
Полный ответ см. на Dictionary.apa.org
Что такое психология знаний сегодня?
|
Полный ответ на сайте психологии сегодня. com
Почему знания важны в психологии?
По сути, психология помогает людям в значительной степени потому, что может объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе. Обладая таким профессиональным пониманием, психолог может помочь людям улучшить процесс принятия решений, управления стрессом и поведения, основываясь на понимании поведения в прошлом, чтобы лучше предсказывать поведение в будущем.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на udc.edu
Что такое базовые знания психологии?
Психология – это научное исследование того, как люди ведут себя, думают и чувствуют. Психологи изучают все, что связано с человеческим опытом, от базовой работы человеческого мозга до сознания, памяти, рассуждений и языка, личности и психического здоровья.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте психологии.uq.edu.au
Что такое знания в когнитивной психологии?
Когнитивное знание относится к хранимой человеком информации о человеческом мышлении, особенно об особенностях его собственного мышления.
Запрос на удаление |
См. полный ответ на link.springer.com
Рост знаний: ускоренный курс психологии #18
Как мы определяем знания?
: факт или условие осознания чего-либо. (2) : диапазон информации или понимания. ответил, насколько мне известно. : обстоятельство или условие постижения истины или факта посредством рассуждения: познание.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на merriam-webster.com
Какое лучшее определение знания?
/ˈnɑːlɪʤ/ существительное. Определение ЗНАНИЯ в Британском словаре. 1. : информация, понимание или навыки, которые вы получили благодаря опыту или образованию.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на britannica.com
Какие 4 типа знаний существуют в психологии?
Психолог Дэвид Кратволь (2002) создал таксономию, которая помогает объяснить, как люди обрабатывают и усваивают объекты на аффективном или эмоциональном уровне. Он разделил знания на четыре типа: фактические, концептуальные, процедурные и метакогнитивные.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на linkedin.com
Какие два типа знаний существуют в психологии?
Какие есть 7 типов знаний?
- Явные знания.
- Неявное знание.
- Неявное знание.
- Процедурные знания.
- Декларативные знания.
- Апостериорное знание.
- Априорные знания.
|
Посмотреть полный ответ на getguru.com
Почему важны базовые знания?
Знания оттачивают наши навыки, такие как рассуждение и решение проблем. Сильная база знаний помогает мозгу работать более плавно и эффективно. Мы становимся умнее благодаря силе знаний и легче решаем проблемы. * Повседневная жизнь. Знание важно и полезно в повседневных событиях.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на toppr.com
Как мы приобретаем знания в области психологии?
Психологи используют научный метод для получения знаний. Чтобы применить научный метод, исследователь с вопросом о том, как и почему что-то происходит, предлагает предварительное объяснение, называемое гипотезой, для объяснения явления.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайтеcourses.lumenlearning.com
Как вы развиваете знания в области психологии?
Изучите академические подходы к психологии, слушая лекции. Вы также можете послушать лекции, записанные профессорами психологии. Лекции обычно более методичны и академичны, чем подкасты. Некоторые университеты записывают большое количество лекций и делают их общедоступными.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на wikihow.com
Что такое знания в социальной психологии?
Коллективное знание, производимое вашим сообществом или социальным кругом, известно как социальное знание. В социальном или культурном контексте социальные знания могут быть коллективной базой знаний небольших групп, таких как семья, или массивными и постоянно развивающимися знаниями, такими как Википедия.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на сайте Study.com
Как Пиаже определил знание?
Пиаже считал, что знание — это биологическая функция, возникающая в результате действий человека посредством изменений. Он также заявил, что знание состоит из структур и возникает в результате адаптации этих структур к окружающей среде.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org
Что такое теория познания Пиаже?
Теория Пиаже основана на идее о том, что приобретение знаний представляет собой процесс непрерывного самопостроения. Знания изобретаются и изобретаются заново по мере того, как ребенок развивается и взаимодействует с окружающим миром (Дрисколл, 19 лет).94).
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на home.gwu.edu
Что является примером знания?
Знание простирается от холодных неопровержимых фактов до таких элементов культуры, как литература, мифы, искусство и музыка. Например, человек, который знает, как рассказать традиционную историю и понимает ее цель и смысл.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на simplicable.com
Какой отраслью знаний является психология?
Психология – это научное исследование разума и поведения. Психология включает изучение сознательных и бессознательных явлений, включая чувства и мысли. Это академическая дисциплина огромного масштаба, пересекающая границы между естественными и социальными науками.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на en.wikipedia.org
Какие 3 отрасли знаний?
Аристотель делит знание на три типа: эпистему, техне и фронезис. Эпистема означает научное знание, Техне означает знание ремесла, а Фронезис означает этическое знание.
Запрос на удаление |
Просмотреть полный ответ на рычаге. com
Каковы 3 различных вида знаний?
3 типа знаний
- Явные знания. Скорее всего, в вашей организации уже есть хранилище явных знаний. …
- Неявные знания. Неявные знания строятся на ваших существующих явных знаниях. …
- Неявное знание.
|
Посмотреть полный ответ на elium.com
Каковы 4 основы знаний?
Эпистемология, происходящая от греческого слова episteme, означающего знание или понимание, относится к природе и происхождению знания и истины. Эпистемология предполагает, что существует четыре основных основы знания: божественное откровение, опыт, логика и разум и интуиция.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на theedadvocate.org
Каково классическое определение знания?
знание. Согласно классическому определению, знание оправдано. истинная вера или истинное мнение в сочетании с разумом.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ на jstor.org
Какими словами можно описать знание?
синонимы знания
- способность.
- осознание.
- образование.
- экспертиза.
- знакомство.
- хват.
- понимание.
- интеллект.
|
Посмотреть полный ответ на thesaurus.com
Какие слова описывают полноту знаний?
Синонимы знающего
- информированного.
- знаком.
- знакомый.
- в курсе.
- общ.
- вверх.
- в курсе.
- разбирается.
|
Полный ответ см. на сайте merriam-webster.com
Почему знание трудно определить?
Суть проблемы определения знания состоит в том, чтобы отличить его от веры. Знание относится к фактам или вещам, которые считаются истинными. Некоторые философы утверждали, что знания должны быть обоснованы, делая их разумными суждениями, основанными на доказательствах.
Запрос на удаление |
Посмотреть полный ответ наrickle.app
Каковы 5 областей знаний в психологии?
Психология теперь имеет 5 уникальных и основных подполей, которые мы рассмотрим ниже.
- 1) Психология развития. …
- 2) Психология здоровья. …
- 3) Нейропсихология. …
- 4) Экспериментальная психология. …
- 5) Производственная психология.
|
Посмотреть полный ответ на oxbridgehomelearning.uk
← Предыдущий вопрос
Как проверить усталость надпочечников с помощью фонарика?
Следующий вопрос →
Где в США нет ветра?
Глава 8: Понятия и общие знания
Глава 8
Изучение новых понятий
В своих исследованиях вы сталкиваетесь со многими новыми терминами, и они часто сопровождаются определениями. Во многих учебниках, например, вы найдете , вводящее новые понятия, и часто книга дает полезное определение, возможно, на полях страницы. Однако, как утверждается в главе, этот способ представления не очень хорошо согласуется со структурой человеческого знания. Причина, вкратце, в том, что у вас нет (или не требуется) определений для большинства понятий в вашем репертуаре; на самом деле определения может даже не существовать. И даже когда вы знаете определение, ваше использование понятия часто опирается на другую информацию, включая прототип этого термина, а также набор примеров. Кроме того, ваше использование концептуальной информации обычно зависит от более широкой структуры знаний, связывающей эту концепцию с другими известными вам вещами. Это более широкое знание включает в себя то, что в тексте называется вашей «теорией» об этом понятии, теорией, которая (среди прочего) объясняет, почему атрибуты понятия такие, какие они есть.
Вы используете свою теорию о понятиях по-разному. Например, мы утверждали, что всякий раз, когда вы полагаетесь на прототип, вы делаете выводы, основанные на сходстве между прототипом и новым случаем, о котором вы думаете, а сходство зависит от вашей теории: это ваша теория, которая говорит вам, на какие атрибуты следует обращать внимание при оценке сходства, а какие игнорировать. (Таким образом, если вы думаете о компьютерах, ваша «теория» о компьютерах говорит вам, что цвет корпуса машины значения не имеет. Если, напротив, вы идентифицируете типы птиц, ваши знания говорят о том, что цвет является важным атрибутом.)
Вы также опираетесь на свою теорию для классификации новых, неожиданных случаев (в главе мы использовали пример распознавания кого-то как «пьяного», когда они прыгнули в бассейн полностью одетыми). Точно так же вы используете свою теорию, чтобы направлять свои выводы о понятии (позволяя вам, например, решить, что болезнь, переносимая блохами, вероятно, повлияет на вашу собаку, но, вероятно, не на вашу золотую рыбку).
Давайте тогда проясним, что изучение определения для какого-либо нового понятия — это хорошее начало, но вы не должны обманываться, думая, что знание определения — это то же самое, что понимание понятия, или что знание определения — это то же самое, что и понимание понятия. то же, что овладение концепцией. В самом деле, если вы только знаете определение, вы можете в конечном итоге использовать свою концепцию глупо. («Это не может быть компьютер, это не тот цвет!»)
Какая еще информация вам нужна, кроме определения? По крайней мере, вы должны искать некоторые примеры новой концепции, потому что вы часто сможете проводить аналогии на основе этих примеров. Вы также хотите подумать о том, что общего у этих примеров; это поможет вам разработать прототип для категории. Однако прежде всего вы хотите подумать о том, что заставляет их считаться примерами — что в них такого, что относит их к этой категории? Чем отличаются примеры и почему, несмотря на эти различия, все они относятся к одной категории? Почему другие кандидаты, внешне похожие на эти примеры, не в категории? Можно ли предсказать некоторые качества примеров по другим качествам? Что заставило эти качества быть такими, какие они есть?
Эти вопросы (и подобные им вопросы) помогут вам начать строить сеть убеждений, которые составляют вашу теорию об этой концепции. Эти убеждения помогут вам понять и использовать эту концепцию. Но, как обсуждается в этой главе, эти убеждения также являются частью концепции, предоставляя базу знаний, которая определяет в ваших мыслях, о чем эта концепция.
Эти различные моменты ложатся дополнительным бременем на вас и ваших учителей. Было бы проще, если бы учитель мог просто дать вам четкое определение для запоминания, а затем вы могли бы продолжить и запомнить это определение. Но это не то, что означает изучение концепции, и строгое внимание только к определению оставит вас с концептуальным представлением, которое не очень полезно и, конечно, гораздо менее богато, чем вы хотите.
Критические вопросы
1. Почему дефиниционный подход не подходит для объяснения нашего понимания понятий и категорий? |
2. Почему при изучении новой концепции важно искать примеры в дополнение к изучению определений? |
3.Related Posts |