Зрительный контакт это: Про зрительный контакт

Зрительный контакт | это… Что такое Зрительный контакт?

«Столкновение взглядов» в горячем политическом споре.

Зрительный контакт, взгляд «глаза-в-глаза», является важной частью невербального общения у людей и различных видов животных. Характер зрительных контактов играет большую роль в социальном поведении. Негласные правила, по которым оценивается зрительный контакт и определяется его оптимальная длительность и частота, сильно различаются в разных обществах и культурах и меняются по мере смены традиций. В психологии, психиатрии и нейробиологии исследуется роль зрительного контакта при развитии ребёнка, его социальные аспекты, влияние на выполнение когнитивных задач, а также проблема избегания контакта при аутизме.

Многие виды животных негативно воспринимают прямой взгляд в глаза, вероятно, из-за того, что он может быть признаком потенциальной угрозы. [1] У людей роль взгляда более сложна. Так, некоторые исследователи полагают, что белая склера человека, в отличие от пигментированной склеры других приматов, развилась вследствие необходимости точно отслеживать движения глаз и направление взгляда.

[2] Есть данные о том, что при взгляде на лицо, прямой зрительный контакт способствует идентификации пола человека[3] и ускоряет узнавание знакомых лиц.[4]

Встречая прямой взгляд, будь то на изображении или в жизни, человек уделяет ему особое внимание. В одном исследовании отмечено, что реакция на окружающие объекты замедляется при непосредственном контакте сильнее, чем при взирании на лицо с отведённым взглядом.[5] Зрительный контакт с незнакомцем усиливает активность автономной нервной системы у взрослых людей, по данным другого исследования.[6] Подобное воздействие взаимного взгляда на когнитивные процессы и поведенческие реакции называют «эффектом зрительного контакта» (англ. eye contact effect).

Традиционное приветствие Маори

Множество МРТ-исследований посвящены изучению того, какие области мозга активируются при восприятии взгляда.[7] Повышенная активация в ответ на прямой взгляд в противовес отведённому взгляду отмечена в пяти областях, по данным одного обзора. [8] Это веретенообразная извилина, антериорная и постериорная части верхней височной борозды, медиальный префронтальный и орбитофронтальный кортекс, и миндалевидная железа.

Примечания

  1. Emery NJ (August 2000). «The eyes have it: the neuroethology, function and evolution of social gaze». Neurosci Biobehav Rev 24 (6): 581–604. PMID 10940436.
  2. Kobayashi H, Kohshima S (June 1997). «Unique morphology of the human eye». Nature 387 (6635): 767–8. DOI:10.1038/42842. PMID 9194557.
  3. Macrae CN, Hood BM, Milne AB, Rowe AC, Mason MF (September 2002). «Are you looking at me? Eye gaze and person perception». Psychol Sci 13 (5): 460–4. PMID 12219814.
  4. Hood, B.M. et al. (2003) Eye remember you: the effects of gaze direction on face recognition in children and adults. Dev. Sci. 6, 67-71
  5. Senju, A. and Hasegawa, T. (2005) Direct gaze captures visuospatial attention. Vis. Cogn. 12, 127—144
  6. Nichols, K.A. and Champness, B.G. (1971) Eye gaze and GSR. J. Exp. Soc. Psychol. 7, 623—626
  7. Nummenmaa L, Calder AJ (March 2009). «Neural mechanisms of social attention». Trends Cogn. Sci. (Regul. Ed.) 13 (3): 135–43. DOI:10.1016/j.tics.2008.12.006. PMID 19223221.
  8. Senju A, Johnson MH (March 2009). «The eye contact effect: mechanisms and development».
    Trends Cogn. Sci. (Regul. Ed.)
    13 (3): 127–34. DOI:10.1016/j.tics.2008.11.009. PMID 19217822.

Ссылки

  • Психология зрительного контакта

Почему зрительный контакт важен? — Блог компании «Культура зрения»

Главная

Блог

Почему зрительный контакт важен?

Быстрая навигация

Все статьиГлазаДетиЗащита от УФЗдоровьеКонтактные линзыМодаНовости компанииОбзор продукцииОхрана зренияОчки и оправыСолнцезащитные очки

Подписаться на рассылку

Способность устанавливать зрительный контакт – важное умение для каждого человека. Это полезно не только для налаживания отношений с окружающими, но и для здоровья. Рассказываем, почему обязательно нужно встречаться с кем-то глазами.

Связь с другими людьми. Смотря друг другу в глаза, люди чувствуют единство, это облегчает процесс общения. Особенно это заметно при видеозвонках тем, кто сейчас далеко. Зрительный контакт поможет забыть вам о расстоянии.

Повышение доверия. Многие люди уверены, если вы отводите взгляд во время разговора – вам есть, что скрывать. Так уж устроена наша психология, что мы просим смотреть нам прямо в глаза, когда хотим слышать правду.

Эмоциональный контакт. Взгляд собеседника способен сказать нам многое, в том числе и показать его реальные чувства и эмоции. Зрительный контакт увеличивает активность миндалевидного тела, отвечающего за формирование и восприятие эмоций.

Укрепление отношений. В романтических отношениях взгляд глаза в глаза имеет большое значение. Ученые провели множество экспериментов и пришли к выводу, что женщина кажется более привлекательной, когда она смотрит прямо, а не отводит взгляд.

Улучшение социальных отношений не только повышает настроение, но и укрепляет здоровье. Ученые, опубликовавшие статью в National Center for Biotechnology Information, объясняют, почему нельзя обойтись без социальных контактов:

  • Снижение иммунитета. Отсутствие хороших социальных отношений делает человека уязвимым для воспалительных процессов, иммунная система хуже справляется с микробами.
  • Развитие болезней. Ученые пришли к выводу, что нехватка общения и близких отношений с людьми может привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, атеросклероза и даже рака.
  • Риск ранней смерти.  Независимо от пола, социального положения и болезни, одинокие люди больше подвержены ранней смерти. Ученые утверждают, что  риск умереть от сердечного приступа у одиноких людей почти в 3 раза выше, чем у общительных.

 Не забывайте смотреть близким людям в глаза и говорить, какие они красивые!

 

Поделиться:

Еще по этой теме

Пять простых, но полезных советов для ваших глаз.

Чек-лист здорового зрения.

Безопасные подарки: как пандемия повлияла на сюрпризы

Деловой этикет при зрительном контакте | Малый бизнес

Нил Кокемюллер

Владельцу или руководителю малого бизнеса важно понимать аспекты делового этикета при общении с деловыми партнерами, коллегами и сотрудниками, которых вы обучаете. Зрительный контакт — один из ключевых элементов делового этикета. Надлежащее вовлечение людей, с которыми вы взаимодействуете, важно для формирования правильного отношения и имиджа.

Надлежащий подход

  1. Надлежащий зрительный контакт включает от трех до пяти секунд постоянного вовлечения слушателя, прежде чем вы отведете взгляд. Как правило, во время разговора вы смотрите собеседнику в глаза, когда говорите или слушаете, а затем ненадолго отводите взгляд, чтобы подумать или обдумать следующую мысль. Зрительный контакт одинаково важен, когда вы говорите или слушаете. Когда вы говорите, зрительный контакт помогает вам привлечь внимание. Когда вы слушаете, зрительный контакт показывает, что вы искренне заинтересованы в том, что говорит другой человек.

Передаваемые сообщения

  1. Смысл правильного зрительного контакта в том, что он передает определенные сообщения в разговоре или презентации. Во время разговора зрительный контакт создает образ профессионализма. Это также показывает, что вы уверены в себе и в том, что говорите. Ваши глаза усиливают ваше сообщение, когда вы увлечены и увлечены своей компанией, продуктами или услугами. Зрительный контакт также показывает уважение к другому человеку, независимо от того, говорите вы или слушаете.

Неправильный подход

  1. В общем, худшее, что вы можете сделать, это вообще не смотреть на собеседника. Это свидетельствует о незаинтересованности или отсутствии взаимодействия с другим человеком. Вы также можете дать осечку из-за слишком короткого или чрезмерного зрительного контакта. Нерегулярный или отрывочный зрительный контакт говорит о том, что вы нервничаете, не уверены в себе или отвлекаетесь на происходящее вокруг вас. Ни одно из этих сообщений не является положительным. Слишком долгий зрительный контакт демонстрирует либо властное отношение, либо возможный романтический интерес к другой стороне.

Международные соображения

  1. Хотя зрительный контакт является универсальным методом невербального общения, его значение может различаться в разных культурах. В Западной Европе I contact имеет то же значение, что и в США, поскольку считается вежливым. Однако в Азии, Африке и Латинской Америке продолжительный зрительный контакт обычно считается неуважительным или вызывающим. Таким образом, если вы ведете бизнес с людьми из этих культур, важно учитывать эту разницу в этой области. Кратковременный зрительный контакт является обычным явлением, но важно не смотреть и не закрывать глаза слишком долго.

Ссылки

  • Business Insider: 3 правила этикета, которые вы должны знать о зрительном контакте
  • Toastmasters International: разговор с глазу на глаз
  • Новости и общество: Зрительный контакт — о чем он сообщает в различных культурах?

Писатель Биография

Нил Кокемюллер активно занимается бизнесом, финансами и образованием, а также разработчиком веб-сайтов с мультимедийными материалами с 2007 года. Он является профессором маркетинга в колледже с 2004 года. Кокемюллер имеет дополнительный профессиональный опыт в области маркетинга, розничной торговли и малого бизнеса. Он имеет степень магистра делового администрирования Университета штата Айова.

Должны ли мы настаивать на зрительном контакте с людьми с расстройствами аутистического спектра: Статьи: Ресурсный центр Индианы по аутизму: Университет Индианы в Блумингтоне

Вопрос о том, когда и следует ли требовать от учащихся с расстройствами аутистического спектра устанавливать зрительный контакт, является спорным вопросом. Можно сильно запутаться в этом вопросе, когда работаешь с несколькими разными — обычно очень разными — учащимися с аутизмом.

Некоторые люди с аутизмом активно избегают зрительного контакта и при этом выглядят растерянными и встревоженными. Некоторые, казалось, установили зрительный контакт относительно рано, но позже сообщили, что на самом деле смотрели на что-то, что их очаровало (например, на свое отражение в очках). При реплике «Посмотри на меня» некоторые устанавливают зрительный контакт, который получатели воспринимают больше как пристальный взгляд, чем как коммуникативный обмен. Некоторые постепенно учатся устанавливать зрительный контакт и читать простые значения, которые они пришли к пониманию на опыте, связанном с тем, что с ними происходит, когда взгляд конкретного человека имеет определенный вид.

Матери часто сообщают, что член их семьи, страдающий аутизмом, наблюдает за глазами своей матери и, имея опыт с определенными взглядами ранее, предвидит, что будет дальше. Немногие матери сообщают о том, что в ходе таких встреч у них возникает чувство обмена взаимно значимыми социально-эмоциональными сообщениями. Некоторые люди с аутизмом постепенно учатся думать о социальных ожиданиях, связанных с зрительным контактом, и стараются периодически его использовать. Многие, по-видимому, становятся более искусными в установлении зрительного контакта по мере того, как комфорт и компетентность в социальных ситуациях возрастают. Некоторые сообщают, что их способность устанавливать зрительный контакт зависит от контекста. Например, когда человеку комфортно и он чувствует себя относительно компетентным, он может терпеть такой обмен мнениями. В запутанно сложных, перегруженных и других ситуациях, вызывающих тревогу, один и тот же человек может открыто избегать зрительного контакта. Некоторые люди, похоже, используют зрительный контакт с юных лет; трудно определить, в какой степени эти люди способны читать тонкие социальные сообщения, которые обычно передаются глазами.

Многим, кажется, становится более комфортно смотреть в глаза, а также лучше читать некоторые сообщения с течением времени. Кажется, немногие сообщают, что зрительный контакт когда-либо становится действительно полезным средством для получения или обмена взаимно понятными сообщениями. Немногие, по-видимому, уверены в своих способностях читать сообщения, которые могут быть переданы глазами разных людей в их жизни.

При определении нашего положения в разгар продолжающихся споров, кажется разумным рассмотреть, каковы на самом деле наши цели ожидания или «требования» зрительного контакта. Определив наши цели, мы должны подумать, лучше ли этим целям служат стратегии, которые мы используем.

Педагогов учили, что очень важно привлекать внимание людей перед началом обучения и возвращать внимание к задаче, когда поведение людей говорит о том, что их внимание ослабевает. Чтобы выполнить эту задачу, учителя часто сначала пытаются привлечь внимание, говоря: «Посмотри на меня». Они также часто предполагают, что привлекают внимание людей, когда они «устанавливают зрительный контакт», и что те, кто не соответствует, не могут обращать на них внимание. Таким образом, когда кажется, что люди с аутизмом избегают смотреть в глаза учителям и другим людям, с которыми они взаимодействуют, наиболее естественной стратегией, которую часто преследуют, является словесный сигнал: «Посмотри на меня». Если человек с расстройством аутистического спектра не реагирует в течение разумного промежутка времени, сигнал может повторяться с большей силой. Если человек по-прежнему не выглядит в соответствии с указаниями, неправильное толкование того, почему человек не «подчиняется», может спровоцировать бесполезную борьбу за власть, которая только разочарует всех заинтересованных сторон и еще больше подорвет способность людей с аутизмом реагировать. Является ли просьба о зрительном контакте мудрым подходом к концентрации внимания, зависит как от человека с аутизмом, так и от обстоятельств, связанных с ожиданием.

Иногда заставить человека «установить зрительный контакт» становится высшим приоритетом, который подпадает под рубрику обучения «подчинение и следование направлению».

Индивидуальные образовательные программы часто включают такие цели, как «установить зрительный контакт по запросу в 80% случаев». Некоторые цели и задачи, по-видимому, сформулированы в контексте предположения о том, что учащиеся с расстройствами аутистического спектра в достаточной степени понимают социальные условности, чтобы делать рутинные суждения о том, где, когда и с кем зрительный контакт является уместным и ожидаемым, и/или что они постоянно способны спонтанно инициировать и выборочно поддерживать зрительный контакт в социальных ситуациях. В качестве примера рассмотрим задачу, которая гласит: «Увеличится зрительный контакт в социальных ситуациях со сверстниками. Учащийся будет устанавливать зрительный контакт X раз каждые 10 минут, когда участвует в совместных занятиях». Люди, которые пишут и стремятся достичь таких целей и задач, могут быть столь же наивны в своем понимании и взаимодействии с людьми с аутизмом, как люди с аутизмом наивны в понимании и использовании социальных условностей.
Нам необходимо пересмотреть предположения, лежащие в основе выбора между обучающими/интерактивными стратегиями, определить цели, которых мы надеемся достичь, и откровенно оценить, достигаются ли ожидаемые результаты. Пытаясь максимизировать адаптивное поведение людей с расстройствами аутистического спектра, мы также должны адаптироваться, когда наблюдаемые реакции ясно указывают на то, что наши цели не достигаются.

Ряд людей с «более высоким уровнем функционирования», страдающих аутизмом, описывали трудности с установлением зрительного контакта. Одно из наиболее забавных объяснений было дано за обедом блестящему, хорошо образованному 45-летнему мужчине с синдромом Аспергера. Со смесью цинизма, хорошего настроения и мольбы о понимании он говорил о своих трудностях с установлением зрительного контакта, но, что еще более важно, с ожиданием того, что он «читает» и реагирует на тонкие социально-эмоциональные сообщения, передаваемые через глаза. Резюмируя свое сообщение, он сказал: «Если вы настаиваете на том, чтобы я установил с вами зрительный контакт, когда я закончу, я смогу сказать вам, на сколько миллиметров изменились ваши зрачки, пока я смотрел вам в глаза».

Несколько человек с аутизмом описывали подобные трудности, если не такие аналитические подходы. Некоторые откровенно делятся раздражением с людьми, которые настаивают на зрительном контакте, демонстрируя при этом значительное невежество в отношении того, как интерактивные сенсорные, моторные, социальные и эмоциональные аномалии влияют на способность ориентироваться и понимать окружающую среду и ожидания. Людям с расстройствами аутистического спектра трудно читать даже самые очевидные социальные сигналы в контексте. У них необычайные трудности с чтением более тонкого языка тела, включая сообщения, которые часто передаются глазами. В дополнение к трудностям с вниманием и интерпретацией информации, встроенной в социальный контекст, у некоторых возникают большие трудности с вниманием и координацией двух источников сенсорной информации одновременно. Например, проницательные учителя часто замечают, что ученик с аутизмом «все время смотрит в окно, кажется, что он вообще не обращает внимания, но затем может рассказать мне все, что я сказал». Вполне вероятно, что у описанного ученика есть трудности с координацией поведения слушания и взгляда и, возможно, с получением и обработкой информации, поступающей из нескольких сенсорных каналов. Настаивание на том, чтобы он установил зрительный контакт, вполне может сделать его неспособным воспринимать и запоминать слуховую информацию. Или… он может координировать взгляд и слушание в одних ситуациях, но не в других. Педагоги, которые относительно незнакомы с аутизмом, часто по понятным причинам недоумевают из-за несоответствий, очевидных в образцах индивидуальной реакции. По-видимому, существует естественная склонность утверждать, что «если он мог сделать это в той ситуации, я знаю, что он может сделать это и в другой…».

Фактически, стили обучения учащихся с расстройствами аутистического спектра, а также других учащихся сильно различаются в зависимости от задач. Мы, взрослые, часто смотрим на непохожие задачи как на похожие или даже одинаковые. После того, как обучение (изменение внутри человека) произошло, последующие задачи, хотя и кажутся похожими, никогда не бывают одинаковыми. Обучение строится на предшествующем обучении, и каждая последующая задача возникает в контексте изменений, произошедших в ответ на прошлые проблемы. Каждое последующее учебное задание усваивается в контексте изменившихся уровней комфорта, ценностей, отношений и/или поведенческих компетенций, на которые повлиял предыдущий опыт. Каждое новое задание, даже если оно кажется нам похожим, скорее всего, будет восприниматься человеком с аутизмом как новый вызов. Есть много причин, по которым мы просто не можем предположить, что если человек с расстройством аутистического спектра сделал что-то месяц назад, неделю назад или вчера, он может сделать это и сегодня. Этот «прыжок веры», в отличие от попыток лучше понять возможные трудности, с которыми может столкнуться человек, слишком часто характеризует отношение к способности людей устанавливать зрительный контакт либо спонтанно, либо «по требованию».

Выяснение того, как разные люди воспринимают, сохраняют, координируют, планируют и реализуют поведенческие реакции, а также того, что может отвлекать от этого процесса, и того, как они воспринимают действия других, требует как искусства, так и науки. Если нам повезет (и, будем надеяться, мы также будем опытными фасилитаторами обучения), усилия по обучению воздействуют на поведение таким образом, что последующие задачи и ожидания становятся легче, чем первоначальные испытания. Рассмотрим человека, который смотрит в окно с явным безразличием (если не для того, чтобы «достать чью-то козлу»), но позже демонстрирует, что он знает основы того, что происходит, и действительно запомнил слуховой ввод. Учитывая знакомство и некоторую приобретенную ловкость в отношении слуховой информации, которую он изучил, и достигнув большего комфорта, он может (или не может) теперь быть в состоянии установить зрительный контакт в контексте этого знакомого массива информации в течение некоторого индивидуально идиосинкразического периода времени. Однако, догадывается ли он что-нибудь значимое во время этой встречи, это больше, чем риторический вопрос. Мы не знаем, что он видит; мы, вероятно, должны подозревать, что сообщения, которые он читает, если они вообще есть, сильно отличаются от тех, которые, как мы думаем, мы передаем.

«Зрительный контакт — это то, с чем у меня всегда были проблемы. Это не естественно для меня, и я не ценю необходимость показывать его все время, особенно людям, которых я не знаю. Все стресса, который я испытываю при этом, заставляет меня нервничать, напрягаться и бояться. Это также предполагает, что я могу прочитать сообщение в глазах другого человека. Не рассчитывайте на это! Я могу смотреть человеку в глаза, а не быть в состоянии сказать, что они говорят мне…
…в детстве мой зрительный контакт был намного хуже, чем сейчас. Люди без аутизма не могли понять, почему я не смотрю им в глаза… то, что я не смотрю вам в глаза, не означает, что я не слушаю вас или не обращаю на вас внимания. Я могу лучше концентрироваться, не удерживая при этом зрительный контакт. Я говорю людям: «У вас есть выбор. Вы хотите поговорить или вам нужен зрительный контакт? Вы не получите и того, и другого, если мне не будет комфортно с вами и мне не придется так сильно концентрироваться на зрительном контакте». 0079

При разработке стратегий, направленных на концентрацию и удержание внимания со стороны людей с расстройствами аутистического спектра, нам необходимо учитывать идиосинкразические способы, которыми люди воспринимают и обрабатывают информацию. Нам необходимо понять, как традиционные социальные ожидания могут на самом деле мешать обучению некоторых людей. Направлять людей в сосредоточении внимания и выполнении задач, конкретно связанных с текущей деятельностью, часто бывает более эффективно, чем пытаться привлечь внимание через зрительный контакт, а затем ожидать, что человек может быстро переключить внимание на набор стимулов, связанных с задачей. Когда, где, с кем и стоит ли настаивать на зрительном контакте с людьми с расстройствами аутистического спектра, остается спорным. Но… необходимость определить цели, которых мы хотим достичь с помощью наших инструкций и ожиданий, и оценить (посредством ответов отдельных лиц), достигаются ли эти цели, очевидна.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts