Зрительный контакт при общении: Зрительный контакт — Психологос

Содержание

Зрительный контакт в общении

Определение 1

Зрительный контакт — это контакт, который происходит в случае, когда два человека начинают одновременно смотреть друг другу в глаз. Для людей зрительный контакт представляет собой форму невербального общения, которая способна оказывать большое воздействие на поведение в социуме.

Особенности визуального (зрительного) контакта

Визуальный контакт — это исключительно важная часть общения. Взгляд на говорящего человека предполагает наличие заинтересованности и сосредоточенности на том, что говорит собеседник. В процессе беседы люди то смотрят, то отворачиваются друг от друга. Иногда чувствуется, что постоянный взгляд мешает партнеру сосредоточиться. Часто взгляды собеседников встречаются, но это, как правило, длится намного короче, чем задержанный взгляд друг на друге.

Человеку существенно проще поддерживать визуальный контакт с говорящим, когда идет обсуждение приятных тем, чем при обсуждении неприятной или запутанной проблемы. В последней ситуации воздержание от прямого визуального контакта становится выражением вежливости и понимания эмоционального состояния другого. Появление настойчивого или неуместного взгляда в таких случаях способствует возмущению, воспринимаясь в качестве вмешательства в личные переживания. Более того, настойчивые или пристальные взгляды люди воспринимают обычно как признак враждебности.

В коммуникации важно учитывать то, что соответствующие аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. Это называется зрительный контакт в общении. Например, люди склонны дольше смотреть на тех, кем восхищаются или с кем у них близкие отношения. Женский пол к тому же склонен к более долгому визуальному контакту, чем мужской. Обычно человек избегает визуального контакта в ситуации соперничества. Это необходимо для того, чтобы взгляд не поняли как выражение враждебности. Пристальный же или неуместный взгляд формирует неблагоприятное впечатление.

Зрительный контакт в общении способствует регулированию беседы. Если говорящий человек смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону. Это значит, что он еще не завершил разговор. По завершению речи говорящий, как правило, начинает прямо смотреть в глаза собеседнику. Он как будто сообщает: «Я все сказал, теперь Ваша очередь».

В коммуникациях очень пристальный и прямой взгляд в глаза часто расценивается в качестве агрессии. По этой причине продолжительность такого взгляда должна занимать не больше 30 % от общего времени делового общения. Для личного и интимного общения это время можно увеличить в соответствии с состоянием и близостью собеседника.

В трудах по деловому общению большое значение специалисты придают информации о следующих аспектах беседы:

  • Психическое состояние,
  • Истинные мотивы,
  • Желания и устремления партнера по общению.

Считается, что данная информация «читается» при фиксации взгляда собеседника. Так, к примеру, «взгляд искоса» демонстрирует существование тайных намерений или умысла.

«Взгляд широко открытых глаз» способен вызвать доверие, «взгляд в пол» показывает, что партнер не желает продолжения общения. «Взгляд из-под полуприкрытых век» демонстрирует усталость или наличие презрения к партнеру по беседе.

Меняющиеся размеры зрачка могут также нести сведения об эмоциях человека. Расширяющиеся зрачки сигнализируют об интересе к теме или объекте переговоров. В этом случае человек получает удовольствие от сказанного. Сужающиеся зрачки, напротив, отражают появление неудовольствия партнера по общению. По этой причине часто для сокрытия истинных эмоций и чувств во время делового общения партнеры одевают темные очки.

Роль зрительного контакта в общении людей

Зрительный контакт в общении связан с глубокими эмоциональными переживаниями, которые обуславливают работу больших групп мышц лица. Здесь в качестве важной характеристики эмоций и чувств начинает выступать не только взгляд, но и мимика в целом.

Зрительный контакт (взгляд «глаза в глаза») — это непременная часть невербального общения. Она присуща как для людей, так и для различных видов животных. Характер зрительного контакта имеет большое значение в социальном поведении. Негласные правила, которые помогают оценивать зрительный контакт и определить его оптимальную длительность и частоту, сильно отличаются в разных обществах и культурах. Их изменение происходит по мере изменения традиций.

Различные научные направления исследуют значение зрительного контакта в развитии ребёнка, включая его социальные стороны, воздействие на исполнение когнитивных задач, а также проблему избегания контакта при аутизме.

Многие виды животных отрицательно воспринимают прямой взгляд в глаза. Для них он выступает в качестве признака потенциальной угрозы. У человека роль взгляда является более сложной. Так, некоторые ученые считают, что белая склера, в отличие от пигментированной склеры других приматов, развилась по причине необходимости точно отслеживать движения глаз и направление взгляда. Есть информация о том, что при взгляде на лицо прямые зрительные контакты помогут идентифицировать пол человека, ускоряя также узнавание знакомых лиц.

Если человек на изображении или в жизни встречает прямой взгляд, то он уделяет ему особенное внимание. В исследованиях на эту тему отмечено, что реакция на окружающие объекты начинает замедляться в случае непосредственного контакта сильнее, чем при рассматривании лица с отведённым взглядом.

Зрительный контакт с незнакомым человеком усиливает активность автономной нервной системы у взрослого человека. Возникающее воздействие взаимного взгляда на когнитивные процессы и поведенческие реакции назвали «эффект зрительного контакта».

Зрительный контакт: всесторонний разбор и анализ

Способность устанавливать хороший зрительный контакт является одним из социальных навыков, с которым, похоже, борются многие люди в наши дни.

Как часто вы разговариваете с людьми, которые вообще не смотрят вам в глаза во время разговора? Или с теми, с кем вы несколько раз встречаетесь глазами, но затем их взгляд снова перемещается на туфли?

В этой статье мы со всех сторон рассмотрим зрительный контакт, выявим его преимущества и закономерности.



ЧАСТЬ 1. Важность зрительного контакта

В первой части статьи мы ответим на вопрос, почему многие люди избегают зрительного контакта, и рассмотрим его основные принципы.

Содержание

Роль и влияние зрительного контакта

Известно, что женщины в среднем лучше устанавливают и поддерживают зрительный контакт, чем мужчины. Но это не значит, что мужчины теперь должны просто пожать плечами и принять эту предрасположенность.  

Способность устанавливать зрительный контакт – это навык, над которым должен работать каждый человек. Доказано, что он создает невероятные преимущества.


Перед чем погрузиться в тему, посмотрите коротенькое видео о важности игры глазами при общении


Многочисленные исследования показали, что люди, которые способны устанавливать зрительный контакт, воспринимаются как:

  • Спокойные и мощные;
  • Надежные и представительные;
  • Привлекательные и приятные;
  • Квалифицированные, опытные и компетентные;
  • Честные и искренние;
  • Уверенные и эмоционально-устойчивые.

Когда зрительный контакт установлен, он не только делает вас более привлекательным во всех отношениях, но и улучшает качество взаимодействия с другими людьми. Он придает чувство значимости происходящего и оставляет получателю вашего взгляда более позитивное впечатление об отношениях с вами.

Короче говоря, установление зрительного контакта повышает качество вашего взаимодействия с людьми. Нет такой области вашей жизни, где, используя зрительный контакт, вы не будете считаться более привлекательным, уверенным в себе и заслуживающим доверия.  

Умение смотреть людям в глаза и выдержать их взгляды может помочь построить отношения, найти работу, реализовать идею, произнести волнующую речь, иметь успех у противоположного пола и запугать своих врагов.

Зрительный контакт может помочь адвокату убедить присяжных, боксеру – запугать оппонента, а политику – завоевать доверие своих избирателей.

Он может даже помочь музыканту завоевать новых поклонников. Исследования показали, что чем больше зрительный контакт между музыкантом и его аудиторией, тем больше люди наслаждаются его музыкой.


Читайте также на нашем сайте:


И самое приятное в том, что улучшить качество зрительного контакта можно относительно быстро и легко. Во второй части статьи мы расскажем обо всех практических деталях этого и предложим вам несколько полезных советов по установлению зрительного контакта как для общих разговорных ситуаций, так и для конкретных сценариев.

А начать мы хотели бы с исследования того, почему создание зрительного контакта так важно для формирования отношений с другими людьми, и почему зрительный контакт бывает так сложно наладить.

Значение зрительного контакта


Почему зрительный контакт так драматично влияет на восприятие нас другими людьми?  Есть 4 основные причины:

1. Наши глаза созданы для связи

Легко понять, почему именно глаза так привлекают к себе внимание: это свободно движущиеся шары, расположенные на неподвижном лице. Глазные яблоки действительно странные, когда вы думаете о них в таком ключе, не так ли?  

Образно говоря, в глазе радужки и зрачки плавают на ярко-белом полотне. Вы задумывались, что ни у одного из животных нет глазных яблок белого цвета?

Белые цвета наших глазных яблок позволяют другим очень легко распознавать то, на что мы смотрим, и замечать, когда наше внимание меняет направление.

Например, обезьяны обычно поворачивают взгляд в направлении движения своей головы, но человек с большей вероятностью будет следить за объектами, независимо от того, в какую сторону наклонена его голова.

Антропологи считают, что уникальные человеческие глаза развивались, чтобы помогать нам достигать более высокого уровня взаимодействия с другими, выживать и строить цивилизацию.

Все это говорит о том, что наши глаза “созданы” не только для восприятия мира, но и для взаимодействия с окружающими людьми.

2. Глаза раскрывают наши мысли и чувства

Вы, наверняка, слышали старое выражение: «Глаза – это зеркало души». Буквально это не может быть правдой, но глаза действительно многое рассказывают о наших мыслях и чувствах.

Подумайте о выражениях, связанных с глазами, которые присутствуют в нашем языке. Мы опасаемся «бегающих глаз», и мы боимся как бы нас не «сглазили». Нас привлекают люди, у которых «добрые глаза» и глаза, которые «сверкают», «светятся» или «мерцают», и нас отталкивают те, кто «мертв за глазами».

Любовные истории в художественной литературе и в реальной жизни очень часто начинаются с игры взглядов. Кто-то даже сказал, что мужчина может оценить свою любовь к женщине по способности видеть своих будущих детей в ее глазах!

То, что мы настолько верим в идею, что мы можем читать кого-то по его взгляду, объясняется тем фактом, что когда мы сами что-то скрываем, мы не можем контролировать свои глаза.  Вот почему игроки в покер часто носят солнцезащитные очки, чтобы замаскировать свои реакции.

Человеческая склонность смотреть в глаза, чтобы расшифровать мысли и чувства человека, берет начало в самом раннем возрасте. Приблизительно в 9–12 месяцев дети начинают смотреть в глаза своим родителям, чтобы понять, что они пытаются передать, когда их действия неоднозначны.

И мы продолжаем делать это до конца наших дней.

Также мы придаем большое значение зрительному контакту в разговорах, потому что это форма одновременного общения. В отличие от слов, взглядами можно обмениваться одновременно.

3. Зрительный контакт указывает на внимание

Социологи говорят, что все люди жаждут внимания.

Этот голод внимания может проявляться в таких вещах, как «разговорный нарциссизм». И если вы прочитаете нашу статью о нарциссах, вы в подробностях узнаете, как они ведут себя в отношениях.

Зрительный контакт показывает говорящему, что вы настроены его слушать. Подумайте о том, как бы вы себя чувствовали, если бы разговаривали с человеком, взгляд которого во время общения бегает по всей комнате.

Способность смотреть в глаза кому-то во время разговора – это очень мощный инструмент влияния. Люди стали так часто пренебрегать взглядом глаза в глаза, чтобы проверить свой телефон во время разговора, что предоставление кому-либо вашего полного и безраздельного внимания может по-настоящему завоевать собеседника.

4. Зрительный контакт создает тесную связь  

Когда я выполняю задание или испытываю какие либо эмоции, а вы наблюдаете за мной, те же нейроны, которые работают в моем мозгу, начинают работать и в вашем – только от наблюдения за мной.  

Такое возможно благодаря наличию «зеркальных нейронов» в нашем мозге. Активация этих зеркальных нейронов особенно чувствительна к выражению лица и, как вы уже догадались, к зрительному контакту.  

Вы когда-нибудь испытывали сильные эмоции после того, как смотрели в глаза кому-нибудь? Зрительный контакт создает моменты, когда вы действительно можете почувствовать то, что чувствует кто-то другой. Он связывает воедино ваши эмоциональные состояния и создает эмпатию и тесную связь.

Вот почему, когда мы общаемся в интернете, очень легко злиться и ненавидеть людей. Но когда вы видите кого-то лицом к лицу и смотрите ему в глаза, вы можете перенять его положительные чувства, и гнев рассеется.

Синхронизироваться с другими, делиться своими чувствами, проявлять внимание, создавать связь: зрительный контакт – действительно мощный инструмент для общения.

Почему так трудно установить зрительный контакт?


Но с другой стороны… синхронизироваться с другими, поделиться своими чувствами, проявить внимание, создать связь… это не так просто – особенно для мужчин!

В то время как люди по нашим глазам могут понять, что мы думаем и чувствуем, с нашей стороны, раскрытие того, что происходит в наших головах, может заставить нас чувствовать себя уязвимыми.  

Мы избегаем зрительного контакта, когда не хотим, чтобы люди видели больше того, что мы хотели бы показать. Такая скрытность может быть вызвана несколькими причинами.

Итак, почему установить зрительный контакт так тяжело? 3 основные причины:

1. Сокрытие обмана

Если вы целенаправленно скрываете правду от кого-то, вы можете колебаться смотреть в глаза, потому что боитесь, что ваши глаза вас выдадут. Вы не хотите создавать ​​близкую связь, как описано выше.

Вот почему люди иногда избегают вашего взгляда, когда лгут вам. Это еще раз подтверждает, что те, которые поддерживают зрительный контакт считаются более надежными.

2. Маскировка эмоций

Есть моменты, когда вы не пытаетесь лгать, а просто не хотите показывать свои истинные чувства. Гнев, страх и удивление – это эмоции, которые труднее всего скрыть. Их ярче всего выдают наши глаза. При этом, это те эмоции, которые мы не хотим показывать окружающим.

Поэтому избегание зрительного контакта может говорить о нежелании показывать свои чувства и эмоции.

3. Неуверенность

Наконец, одна из наиболее распространенных причин, по которой люди избегают зрительного контакта, заключается в простой неуверенности.

Зрительный контакт требует силы духа, и кто-то, возможно, не захочет, чтобы люди присматривались к нему поближе.

Люди с более высокой самооценкой чаще смотрят в глаза при общении. В то время как те, у кого самооценка заниженная, будут редко смотреть в глаза и будут первыми, кто отведет взгляд.  

Когда человек не может смотреть кому-либо в глаза, он не чувствует, что достоин находиться на одном уровне с собеседником.

Эта неуверенность чаще всего  кроется в неудовлетворенности своей внешностью или состоянием ума.  

Не так давно было проведено исследование, в ходе которого студентам ВУЗов показывали лица людей, которые смотрели с фотографий прямо на них или же отводили взгляд. Затем студенты оценили фото по тому, хотелось бы им пообщаться с людьми на них или нет.  

Студенты, которые оценили людей с прямым взглядом как тех, с кем хотелось бы пообщаться, оказались более эмоционально устойчивыми, чем остальные.  

Другое исследование показало, что люди, которые страдают от депрессии, с меньшей вероятностью будут смотреть в глаза людям.

Также люди избегают зрительного контакта, когда говорят саркастически. Сарказм часто используется теми, кто слишком неуверен, чтобы демонстрировать несогласие или высказывать свое мнение напрямую.

Таким образом, отсутствие зрительного контакта в разговоре с кем-либо – повод задуматься.

Лучший способ улучшить качество зрительного контакта

Общим знаменателем во всех трех вышеупомянутых причинах избегания зрительного контакта является страх отказа. Если человек избегает зрительного контакта с окружающими, у него, вероятно, есть нерешенные внутренние проблемы.

Наши глаза являются порталами для чувств и мыслей, а зрительный контакт действует как регулятор интимности. Чем больше у вас зрительный контакт с кем-либо, тем больше вы открываете ему свое сердце.

Таким образом, чем больше у вас уверенности в том, что люди найдут в вашем сердце только хорошее, тем удобнее вам будет смотреть им в глаза. И, наоборот, чем больше стыда вы испытываете за себя и за свой внутренний мир, тем чаще вы будете отводить взгляд при общении.

Как мы уже упоминали, во второй части статьи мы рассмотрим практические моменты того, как правильно смотреть в глаза. Но уже очевидно, что никакая внешняя настройка вашего взгляда не сможет компенсировать нерешенные внутренние проблемы.

Вы можете заставить себя смотреть в глаза людям, даже если вам это не нравится, но хороший зрительный контакт – это не только количество, но и качество.  



ЧАСТЬ 2. Как правильно установить зрительный контакт

В первой части нашей статьи о зрительном контакте мы обсудили его важность и некоторые причины, из-за которых мы не всегда чувствуем себя комфортно, глядя кому-то в глаза.

Но то, что зрительный контакт – это жизненно важный инструмент для улучшения отношений с окружающими не означает, что теперь всегда нужно пялиться на всех подряд. Нужно делать это правильно – в нужное время и в нужном месте.  

О том, как это сделать – вторая часть нашей статьи.

Мы начнем с правил того, как установить зрительный контакт в общих ситуациях, а затем рассмотрим советы по зрительному контакту для конкретных сценариев.

Общие принципы эффективного контакта глазами


Итак, что нужно делать для качественного зрительного контакта?

1. Поддерживать взаимность

Как правило, когда вы смотрите в глаза людям в первый раз, они отводят взгляд. Но большинство людей просто ждут разрешения на взаимность. Исследования показали, что, как только один человек в разговоре инициирует зрительный контакт, другой через некоторое время следует его примеру.

Но не нужно быть навязчивым. Чтобы зрительный контакт был эффективным, он должен быть желанным и уместным. Когда зрительный контакт нежелателен, взгляды воспринимаются как недоверчивые и пристальные.  

Зрительный контакт приводит к физиологическому возбуждению. Он усиливает префронтальную активность мозга и активизирует симпатическую нервную систему, ускоряя частоту сердечных сокращений, потоотделение и дыхание. Причем это происходит не только, когда вы прямо смотрите кому-то в глаза, но и когда вы чувствуете, что кто-то смотрит на вас.

Такое возбуждение может быть позитивным – если вы и прекрасная женщина и смотрите в глаза своему собеседнику, это создает более интенсивную связь. Но когда кто-то подозрительно смотрит на вас,  вам становится жутко, вы сразу чувствуете угрозу.

Если вы сделали 2-3 попытки инициировать зрительный контакт с кем-то, и не получили взаимность, откажитесь от этой идеи.

2. Держать расстояние

Когда вы говорите с человеком, с которым не так хорошо знакомы, откиньтесь или отступите немного назад, чтобы увеличить расстояние между вами.

Дополнительное пространство между снижает напряженность зрительного контакта, это позволит вашему собеседнику чувствовать себя более комфортно. Также это поможет удерживать дистанцию в отношениях.

И наоборот, когда кто-то говорит с вами о чем-то важном и личном, наклонитесь вперед, когда смотрите ему в глаза, показывая, что вы уделяете разговору все свое внимание.

3. Переключаться между глазами

Сосредоточьте взгляд на одном глазу собеседника и иногда переключайте внимание между глазами.  

Когда вы сидите рядом с кем-то, вы не можете одновременно смотреть на оба его глаза. Если вы попытаетесь это сделать, ваш взгляд станет отталкивающим и похожим на лазер.

Возможно, вы никогда не задумывались об этом, но когда вы смотрите кому-то в глаза, вы смотрите ему только в один глаз.

Вероятно, у вас уже есть привычка фокусироваться на определенном глазу собеседника. Но во время разговора хорошо переключать взгляд с одного глаза на другой. Так ваш взгляд выглядит более естественным и ярче указывает на ваше внимание и интерес.  

Не переводите взгляд между глазами слишком часто – вы ведь не хотите выглядеть так, как будто смотрите матч по пинг-понгу.  

Есть предположение, что, так как вы не можете смотреть в оба глаза человека одновременно, вы должны смотреть на его переносицу. Но в этом случае ваш взгляд будет искусственным.

4. Не перегибать

Долгий зрительный контакт – это хорошо… но до определенного момента. Примерно каждые 5-10 секунд отводите на мгновение взгляд от глаз собеседника. Повторяйте это снова и снова в течение разговора. Найдите естественный ритм – не считайте секунды в своей голове.

Если вы не знаете, как найти этот ритм, используйте «метод треугольника». Посмотрите на один глаз человека, затем на другой его глаз, затем на его рот. И так далее.

Отводите взгляд, когда вы пытаетесь собраться с мыслями.

Вполне нормально и целесообразно нарушать зрительный контакт и отводить взгляд от кого-то, когда вы что-то вспоминаете, обдумываете или собираетесь с мыслями.

Когда вы отводите взгляд, смотрите в сторону, а не вниз. Взгляд вниз свидетельствует о низкой самооценке, стыде или страхе. Наверняка это не то, что вы хотите показать своему собеседнику.

5. Практиковать зрительный контакт

Научиться качественному зрительному контакту – это то, что вы можете сделать относительно быстро и легко. Это просто требует практики.  

Начните с увеличения времени вашего зрительного контакта с близкими и друзьями. Затем увеличьте зрительный контакт со своими коллегами и знакомыми.

Когда вы начнете чувствовать себя комфортно, пристально вглядываясь в людей, работайте над тем, чтобы смотреть в глаза продавцам и официантам. После этого начните смотреть в глаза незнакомцам, и вскоре вы станете настоящим экспертом по зрительному контакту!

Зрительный контакт для конкретных ситуаций


Рассмотрим, как использовать силу зрительного контакта в конкретных жизненных ситуациях.

1. Бизнес и продажи


Начнем со сферы бизнеса. Кстати, у нас есть статья о бизнесе и других концептуальных способах зарабатывать деньги. Вы 100% будете удивлены, узнав, как все на самом деле.

Критика / обратная связь сотруднику

Нахождение вас и собеседника лицом к лицу делает разговор более пугающим и похожим на допрос. Вместо этого сядьте к нему под углом 45 градусов так, чтобы рука, которой вы пишете, была ближней к сотруднику.  

Такая наклонная позиция делает более естественным переключение вашего взгляда между глазами сотрудника и документами, которые находятся перед вами.

Попытка что-то продать

Если вы продавец, то зрительный контакт с потенциальными покупателями важен для укрепления доверия и взаимопонимания.

Очень полезно следить за тем, когда люди сами смотрят вам в глаза. Они делают это, когда вы говорите то, что особенно их интересует. Поэтому вам стоит сделать паузу и подробно остановиться на этом пункте.

На собеседовании  

Во время собеседования на работу зрительный контакт занимает второе место по важности после внешнего вида.  

Чем чаще соискатели смотрят в глаза работодателям, тем с большей вероятностью их принимают на работу.

2. Запугивание взглядом

Как показать силу через зрительный контакт?

Смотрите в глаза, когда говорите

Если вы хотите показать силу, то чаще смотрите в глаза, когда говорите, чем когда слушаете.

Если вы хотите, чтобы разговор развивался на равных, то зрительный контакт должен быть одинаков во время вашей речи и слушания.

Когда вы слушаете и смотрите в глаза человеку, это заставляет его чувствовать себя важным. В этом секрет обаятельности и убедительности. Сильные люди смотрят в глаза своим собеседникам.

Закрывайте глаза

Когда кто-то закрывает глаза при разговоре, общение становится односторонним.

В этом случае парень с закрытыми глазами понимает, что происходит с другим человеком, но другой человек вообще не понимает, что происходит с парнем.

Вот почему те, кто закрывает глаза в разговорах, кажутся более могущественными и властными. Хотя этот дисбаланс и вызывает недовольство тех, с кем они разговаривают. Кстати, поэтому Дарт Вейдер так чертовски страшен.

Не отводите взгляд

Когда вы не можете или не хотите закрывать глаза, но все же хотите запугать кого-то, просто не отводите взгляд первым.  

Человек, который “поддерживает” взгляд, демонстрирует доминирование и более высокий статус. В то время как тот, кто первым отводит взгляд, сигнализирует о своем подчинении.  

Сохранение яркого зрительного контакта с вашей стороны показывает, что вы уверены в себе и вас не продавить.

3. Встреча с глазами незнакомца на улице

Во-первых, зачем вам смотреть в глаза на улице незнакомым людям? Что ж, приводим слова Майкла Эллсберга, автора одной из лучших книг про зрительный контакт:

«Прежде чем я начал это делать, я гулял по городу и в основном рассматривал других людей, как препятствия, они раздражали меня. Но как только я начал смотреть в окна сотен человеческих душ изо дня в день – весь мир изменился. Я внезапно увидел столько красоты, столько грусти. Так много тяжелого бремени, так много радости … Город стал симфонией эмоций – все это из-за зрительного контакта».

По словам Эллсберга, есть несколько ключей к успешному краткому зрительному контакту с незнакомцами на улице. Все они вращаются вокруг того допущения, что вы не хотите, чтобы ваш взгляд заставлял людей чувствовать угрозу.  

  • Во-первых, он рекомендует сохранять нейтральное выражение лица и мягкий взгляд – мышцы глаза и лица расслаблены;
  • Во-вторых, устанавливать зрительный контакт с человеком, когда вы находитесь в 4-5 шагах от него;  
  • Наконец, смотрите в их глаза всего одно мгновение – время одного шага.

4. Зрительный контакт при общении мужчин

Как мы упоминали ранее, зрительный контакт вызывает физическое и психологическое возбуждение, повышая активность префронтальной коры мозга, ускоряет дыхание и частоту сердечных сокращений.

Для мужчин этот физиологический импульс может сделать важный разговор слишком напряженным и привести к конфликту.

Поэтому, если вы мужчина и хотите поговорить с другим мужчиной о чем-то важном, делайте это бок о бок – катайтесь, гуляйте, или занимайтесь спортом вместе.

5. Зрительный контакт между мужчиной и женщиной.

Советы для Мужчин

Взгляд глаза в глаза – один из лучших способов привлечь внимание противоположного пола. Он полезен на каждом этапе отношений.

Хотя вы можете думать о своей привлекательности как о чем-то неизменном, на самом деле на нее влияют много факторов. Зрительный контакт с девушкой – один из них.

Простой взгляд на женщину и улыбка сделают вас намного более привлекательным.

Если женщина смотрит вам в глаза, не отводите взгляд первым. Помните, человек, который выдерживает долгий взгляд, показывает силу. Ваш взгляд будет сигнализировать о вашей уверенности, которая так привлекательна для женщин.

Как интерпретировать взгляд женщины:

Когда вы смотрите на женщину, она обычно отворачивается, независимо от того, заинтересована она в вас или нет. Но то, как она отводит взгляд, многое может сказать о ее эмоциях.

  • Если она смотрит вниз, а затем оглядывается на вас, она почти наверняка заинтересована.  Этот знак почти настолько надежен, что вам не понадобятся плавные линии подхвата при приближении к ней – просто протяните руку и представьтесь.
  • Если она отворачивает взгляд в сторону, она не уверена. Улыбнитесь и снова посмотрите в ее глаза, чтобы увидеть, как она реагирует.
  • Если она отводит взгляд, поднимая голову, ей вы не интересны. По сути, она просто закатила глаза на вас.

Как только вы поймали взгляд женщины и начали с ней разговаривать, не отказывайтесь от зрительного контакта, потому что он будет продолжать приносить пользу. В первой части статьи мы говорили о том, как зрительный контакт способствует установлению интимных связей. Если забыли – перечитайте 🙂

Таким образом, зрительный контакт между мужчиной и женщиной может помочь начать отношения, а затем углубить их. Также он помогает поддерживать любовь в долгосрочной перспективе.  

Исследования показали, что пары с сильнейшей любовью чаще и дольше смотрят в глаза друг другу.

6.

Зрительный контакт с аудиторией

Выступающие, которые поддерживают зрительный контакт с аудиторией, воспринимаются как заслуживающие доверия, компетентные и уверенные в себе.

Зрительный контакт во время речи помогает создать чувство близости между лектором и аудиторией. Это делает выступление более убедительным.  

Когда вы выступаете перед большой аудиторией, вы, конечно, не можете смотреть в глаза каждому. При этом нельзя «распылять» свой взгляд сразу на всех. Вместо этого установите реальный зрительный контакт с отдельными членами аудитории.

Для этого вам обязательно нужно хорошо знать свою речь. Тогда вы сможете свободно перемещаться взглядом по всему пространству.

Рассмотрим тонкости зрительного контакта в зависимости от размера аудитории:

30 человек или меньше  

Когда вы обращаетесь к небольшой группе, например, за столом конференции, смотрите по или против часовой стрелки вокруг стола, останавливаясь взглядом на каждом присутствующем.

30-75 человек  

Попробуйте метод треугольника. Он очень похож на метод треугольника при взаимодействии лицом к лицу. Только тут люди заменяют глаза и рот на лице человека.

Представьте невидимый треугольник, находящийся наверху аудитории. Сначала установите зрительный контакт с человеком в правой нижней точке треугольника, затем с человеком в верхней точке, а затем в левой нижней точке. Повторяйте эти шаги.

Также можете время от времени переворачивать треугольник.

75-300 человек

Разделите аудиторию на пять воображаемых групп, а затем перемещайте свой взгляд из группы в группу, выбирая одного человека в группе, чтобы каждый раз смотреть ему в глаза.

300+ человек  

Если аудитория такая большая, то сфокусируйте свой взгляд на людях в первых рядах и время от времени скользите взглядом по остальным.


Ключ всех этих методов заключается в том, чтобы очень легко и плавно переводить взгляд от человека к человеку.

Независимо от размера аудитории

Здесь есть 3 важных момента

  • Когда вы доберетесь до сцены или передней части комнаты, улыбнитесь и познакомьтесь с людьми, прежде чем начнете говорить.
  • Не смотрите на слайды презентации. Вы должны быть хорошо знакомы с тем, что есть на каждом слайде, чтобы люди не скучали, глядя на то, как вы изучаете свою презентацию.
  • Смотрите как на дружелюбные, так и на враждебные и скучающие лица. Зрительный контакт с ними может немного смягчить их для вашей речи.

Заключение


Итак, мы рассмотрели основные понятия и правила зрительного контакта, выяснили зачем и как смотреть прямо в глаза человеку.

В том, что наш характер запечатлен в наших глазах есть что-то метафизическое. Люди с “добрыми глазами” – почти всегда добрые люди. Люди с “блеском в глазах” почти всегда обладают завидной жизненной силой. И те, у кого “мертвые глаза”, тоже имеют тенденцию быть “мертвыми везде”.

Таким образом, основа хорошего зрительного контакта закладывается внутри (изменение внешнего вида, похудение, переодевания, конечно, могут помочь, но даже эти вещи требуют изменения внутреннего отношения к себе).  

Чем искренней вы живете, тем легче вам будет смотреть в глаза людям и делать это с уверенностью и настоящей улыбкой.

Под конец короткое видео о зрительном контакте

Особенности установления зрительного контакта в процессе обучения в вузе

Аннотация. В связи со сложившейся ситуацией пандемии COVID-19 возникла необходимость осуществлять процесс обучения на расстоянии в режиме онлайн. В процессе организованного таким образом взаимодействия на первый план выходит проблема отсутствия непосредственного прямого взгляда между участниками коммуникации.

Для выявления особенностей установления зрительного контакта студентов с преподавателем в процессе традиционного и дистанционного онлайн обучения был разработан опросник, анализ которого позволил сделать ряд выводов о его важности и возникающих при его установлении трудностях.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, зрительный контакт, визуальный контакт, невербальная коммуникация, традиционное обучение; дистанционное обучение.

В связи с поиском новых возможностей и путей воздействия на человека в различных областях и сферах деятельности не утратили актуальности на сегодняшний день исследования многочисленных аспектов проявлений невербальной коммуникации, в частности, зрительного контакта [2, 5, 6]. В настоящее время зрительный контакт является объектом изучения зарубежных и отечественных ученых – психологов, лингвистов, социологов, медиков и др. [8, 9, 10]. Важность изучения зрительного контакта необходима для повышения знаний о его скрытых возможностях, в том числе и на уровне межличностного взаимодействия, для повышения эффективности и продуктивности деятельности человека.

Зрительный контакт является формой невербального общения и включает в себя такие важные функции как регулятивную, эмотивную, когнитивную и контролирующую. На установление и поддержание зрительного контакта, в первую очередь, влияет дистанция и личностные характеристики человека, косвенно – физические и гендерные характеристики [3]. Зрительный контакт играет важную психологическую роль в формировании доверия и сближения с собеседником [1].

В сложившейся на сегодняшней день ситуации, во время пандемии COVID-19, возникла необходимость осуществлять процесс обучения на расстоянии в режиме онлайн. В процессе организованного таким образом взаимодействия на первый план выходит проблема отсутствия непосредственного прямого взгляда между участниками коммуникации [4, 7]. Поэтому весьма важно обратить внимание на исследование особенностей установления зрительного контакта студента с преподавателем в процессе обучения с целью оценки эффективности применяемых методов и форм обучения студентов при традиционном и дистанционном обучении.

Для выяснения особенностей установления зрительного контакта необходимо разграничить традиционную аудиторную работу в очном режиме и дистанционную работу в режиме онлайн.

Посредством невербального поведения устанавливается психологическая связь студентов с преподавателем, что дает возможность повысить эффективность усвоения учебного материала и, следовательно, достигать высокие результаты обучения. Этот процесс важен и для преподавателя в плане получения обратной невербальной реакции студентов, причем не только позитивной. Влияние невербального поведения, выражающегося в проявлении доверия и отзывчивости в учебной аудитории, имеет еще большее значение для успеха дистанционного обучения.

Цель исследования заключается в разработке опросника для выявления специфики установления и поддержания зрительного контакта как формы невербальной коммуникации студента в процессе традиционного и дистанционного онлайн-обучения.

Гипотеза исследования заключается в том, что вне зависимости от формы обучения зрительный контакт имеет важное значения для успешного взаимодействия преподавателя и студентов, но при этом имеет специфику. К такому выводу можно прийти, проведя анализ разных форм взаимодействия – лекционное занятие в традиционной аудиторной форме, лекционное занятие на онлайн-платформе и видеозвонок студента преподавателю.

Для подтверждения теоретических положений мы воспользовались традиционным методом опроса студенческой аудитории – анкетированием, обладающим рядом преимуществ, таких как, прямой способ получения информации от субъекта, доступность и простота в применении, быстрота, удобный способ рассылки и автоматическая обработка результатов.

В период пандемии COVID-19 (апрель 2020 г.) был проведен заочный опрос, в котором приняли участие студенты факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, обучающиеся на втором курсе по специализации «Клиническая психология» и «Психология служебной деятельности». Опрос был разослан 60 возможным участникам. Участие в исследовании было добровольным. Приняли участие 26 студентов, из них 23 лица женского пола (88,5 %) и три лица мужского пола (11,5 %). Средний возраст испытуемых составил 19-21 год. Ограниченность выборки обусловлена условиями пандемии, в которых проводился опрос.

Объектом исследования является традиционная и дистанционная формы обучения. Предметом – зрительный контакт преподавателя и студента в процессе обучения. Методика основана на использовании метода сбора данных, метода опроса и метода анализа.

Нами был разработан опросник, включающий блок общих вопросов, направленных на сбор данных (пол, курс), блок вопросов непосредственно по теме исследования, который содержит пять подблоков: установление зрительного контакта во время занятия в традиционной форме, в дистанционном режиме во время занятия на онлайн-платформе и в ситуации видеозвонока с преподавателем), сравнение установления зрительного контакта при разных формах обучения, общая оценка его важности.

В первом подблоке студентам было предложено ответить на пять вопросов об установлении зрительного контакта во время традиционного занятия, оценить его важность и продолжительность, написать возникшие трудности.

Во втором подблоке студентам было предложено ответить на три вопроса, связанных с установлением зрительного контакта во время онлайн-лекции на дистанте, оценить его, указать среднюю длительность. Важно отметить, что средняя длительность была оценена испытуемыми в секундах, но переведена в минуты. В третьем подблоке отвечать было необходимо только студентам, у которых была ситуация общения с преподавателем с «глазу на глаз», например, по видеозвоноку. Было задано четыре вопроса, направленных на выяснение того, была ли удачна попытка установить зрительный контакт, какие трудности при этом возникли, также было необходимо указать примерную продолжительность. Четвертый подблок включал два вопроса, направленные на сравнение установления зрительного контакта в реальной жизни и во время онлайн-общения. Респондентам было необходимо оценить, в какой ситуации им легче устанавливать визуальный контакт и обосновать свою точку зрения. Пятый подблок, состоящий из двух вопросов, был направлен на общую оценку важности зрительного контакта.
Таким образом, содержательная часть опросника ориентирована на сбор информации для получения конкретных данных, необходимых для подтверждения выдвинутой нами гипотезы исследования.

Анализ полученных в ходе опросника данных, позволяет утверждать, что большинство респондентов (46,2 %) при традиционной форме обучения склонны устанавливать зрительный контакт с преподавателем от трех до пяти раз во время лекции/семинара. Тогда как, 11,5 % устанавливают зрительный контакт редко – менее трех раз за занятие. Отметим, что чуть меньше половины студентов (42,3 %) часто (более пяти раз) устанавливают зрительный контакт с преподавателем. 92,3 % респондентов при установлении зрительного контакта, стараются поддерживать его, тогда как 7,7 % нет.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что студенты стремятся к установлению и поддержанию зрительного контакта с преподавателем при традиционной форме обучения. В частности, для 69,2 % респондентов зрительный контакт помогает для лучшего восприятия информации, тогда как для 30,8 % он кажется неэффективным средством.

Далее респондентам следовало примерно указать длительность одного зрительного контакта с преподавателем при традиционной форме обучения. Ответы распределились следующим образом: 7 респондентов указали 1 секунду, 4 респондента воздержались от ответа на вопрос, 5 респондентов указали 2 секунды, 3 респондента – 3 секунды, и такое же количество респондентов – 5 секунд, также в качестве одиночных ответов было указано 0,2; 0,25; 1,5; 6; 7 секунд. Таким образом, среднее время составило 1,7 секунды.

При выяснении трудностей, возникающих при установлении зрительного контакта с преподавателем в процессе традиционного обучения, студенты отметили ряд проблем личностного и пространственно-временного характера. К личностным причинам можно отнести проблемы, связанные непосредственно с самим студентом, с его восприятием и осознанием контакта и личными качествами (смущение, возникновение дискомфорта, в частности, ощущение студентом «выделения» преподавателем его личности, необходимость четкого контроля студентом проявления своих эмоций, полная сконцентрированность на материале). Причем, личностные причины проявляются не только со стороны студентов, но и что не менее важно и со стороны преподавателя, например, переключение взгляда преподавателя на другого студента. К пространственно-временным причинам следует отнести дальность расстояния и продолжительность во времени. Не менее важны и причины физиологического характера, такие как сухость в глазах, плохое зрение.

Далее следовал блок вопросов, касающихся современной ситуации дистанционного онлайн-обучения, связанной с пандемией COVID-19.

Нами было установлено, что 42,3 % респондентов во время прослушивания онлайн-лекции стараются поймать взгляд преподавателя, тогда как 57,7 % этого не делают. При этом 30,8 % респондентам сложнее воспринимать преподавателя при онлайн-обучении, тогда как у 69,2 % трудностей не возникает.

В качестве средней продолжительности взгляда на преподавателя большинство студентов указали 1 минуту (42,5 %). Равное количество респондентов (9,5 %) ответили 5 и 10 минут. В качестве единичных ответов нами было получено – 0,3; 6; 1,5; 2 минуты. 19 % опрошенных ответили, что не смотрят в глаза преподавателю, так как сконцентрированы на презентации и воспринимают преподавателя на слух, иногда бросая взгляд на него. В целом, студенты стараются смотреть на преподавателя в среднем 1,87 минуты.

Далее следовал блок вопрос, предназначенный для тех респондентов, у которых была ситуация личного общения с преподавателем, например, видеозвонок. Число респондентов, отвечающих на этот блок вопрос, составило 16 человек. Это были студенты, которые работали с преподавателем в индивидуальной форме.

При разговоре с преподавателем 87,5 % опрошенных нами студентов смотрели в глаза преподавателю, и только 56,3 % из них считают, что установили во время разговора зрительный контакт с преподавателем.

Половина респондентов столкнулась с трудностями при установлении зрительного контакта. Основной причиной студенты выделили разный уровень камеры и направление взгляда преподавателя, то есть для того, чтобы установить зрительный контакт студентам и преподавателям было необходимо смотреть на камеру, а не в глаза собеседника. Также среди возможных причин студентами было выделено плохое качество видеосвязи и сконцентрированность на получении информации.

В качестве средней длительности большинство студентов указали 2 и 5 секунд (16,7 %), в качестве единичных ответов было получено – не установлено; 0,3; 0,5; 1; 4; 10; 12; 2,5. Средняя длительность составила 2,76 секунды. Отметим, что средняя длительность на 1 секунду в ситуации видеозвонка больше, чем в ситуации аудиторного занятия. Это обусловлено тем, что преподаватель общается только с одним студентом, сконцентрирован на нем и ему не надо переключать внимание на других студентов.

82,4 % респондентов уверены, что им легче устанавливать зрительный контакт в ситуации непосредственного общения с преподавателем, тогда как 17,6 %, напротив, в ситуации онлайн-общения. Интересны варианты полученных аргументов:

  • чувствуется меньшее напряжение;
  • большее ощущение взаимодействия;
  • не возникает проблем с пониманием, куда направлять взгляд;
  • отсутствие технических проблем.

Также были получены ответы студентов, которые не заметили разницу между традиционным и дистанционным общением, воспринимая его как «живое» общение и устанавливая зрительный контакт без проблем. Они обосновывали это тем, что также видят лицо и глаза, распознают эмоции и понимают реакцию человека.

Группа студентов, придерживающихся того, что им легче устанавливать зрительный контакт в ситуации онлайн-общения, в нашем исследовании, составила 17,6 %. В качестве аргументов они указали, что в ситуации традиционного общения они испытывают чувство волнения и смущения, тогда как в ситуации онлайн-общения подобное у них отсутствует и, тем самым, им легче установить зрительный контакт. Таким образом, мы можем утверждать, что студентам, которые испытывают определенные психологические «препятствия», легче устанавливать зрительный контакт с преподавателем в ситуации дистанционного онлайн обучения, так как чувствуют себя более увереннее.

При оценке степени важности в установлении зрительного контакта по шкале от 1 до 5 баллов (означающей «не важно» до наибольшей степени равной 5 баллов – «очень важно»), были получены следующие результаты. Большая часть респондентов (54,2 %,) отметили на шкале 4 балла, равное количество респондентов (по 20,8 %) отметили на шкале нейтрально и высшую оценку. Один респондент (4,2 %) отметил, что ему совершенно не важно. В качестве аргументов важности установления зрительного контакта с преподавателем были получены следующие ответы:

  • зрительный контакт способствует лучшему восприятию эмоций и чувств преподавателя, что позволяет студенту «подстроиться» под него, стать узнаваемым, подобрать нужные слова, а в каких-то случаях предугадать ответ на заданный вопрос;
  • повышает концентрацию внимания, помогает лучше воспринять, понять и усвоить информацию;
  • служит для обратной связи, то есть помогает преподавателю убедиться в том, что студент слушает, проявляет заинтересованность, вовлеченность и сконцентрированность, а также служит для преподавателя как показатель степени согласия и единства;
  • способствует установлению психологического контакта, взаимодействующие намного больше воспринимаются как личности, добиваются расположения;
  • выполняет роль замещающего средства для желания и разрешения ответить на поставленный вопрос.

Респонденты, давшие среднюю оценку, говорят о важности установления зрительного контакта в зависимости от ситуации, объясняя свою позицию тем, что «если просто слушать преподавателя и наблюдать за ним, то зрительный контакт вообще не важен, а в ситуации ответа особо важен, так как помогает реагировать на реакцию преподавателя». Респонденты, оценивавшие зрительный контакт как не важный компонент в общении, обосновывают это тем, что «установление зрительного контакта может стать сбивающим и отвлекающим фактором, при котором происходит отвлечение от сути происходящего».

Итак, анализ полученных в ходе опроса данных влияния зрительного контакта на восприятие информации в процессе обучения, позволил сделать ряд важных выводов.

Студентам вне зависимости от формата обучения важно устанавливать зрительный контакт с преподавателем, так как он способствует лучшему усвоению и восприятию информации, установлению психологического контакта между преподавателем и студентом и, что не менее важно, служит средством для обратной связи.

Большинство студентов при восприятии информации стараются смотреть в глаза преподавателю и устанавливать с ним зрительный контакт. Однако при дистанционном онлайн-взаимодействии студенты испытывают помимо личных и пространственно-временных трудностей с установлением зрительного контакта, также технические (разный уровень камеры и изображения, разное качество видеосвязи), которые студенты не всегда могут устранить.

Многим студентам легче устанавливать зрительный контакт в ситуации непосредственного взаимодействия. Но тем студентам, которые не очень уверены в себе, легче устанавливать зрительный контакт в процессе дистанционного онлайн-взаимодействия.

Для более полного исследования проблемы взаимодействия студентов с преподавателями в процессе дистанционного обучения, необходимо продолжить разработку данной темы с использованием других методов и методик.

Distinctive features of the establishment of eye contact during university learning process

Kornilova V.S.
student of 3 course of the Lomonosov Moscow State University, Moscow

Research supervisor:
Dontsov Alexander Ivanovich
Professor, Department of Social Psychology of the Lomonosov Moscow State University, Doctor of Psychological Sciences, Professor

Annotation. Due to the current situation of the COVID-19 pandemic, it became necessary to carry out the distant learning process. In the process of interaction organized in this way, the problem of the absence of a direct look between the participants in communication comes to the fore. To identify the features of establishing eye contact between students and a teacher in the process of traditional and distance online learning, a questionnaire was developed, the analysis of which made it possible to draw a number of conclusions about its importance and the difficulties encountered in its establishment.
Keywords: COVID-19 pandemic, eye contact, visual contact, non-verbal communication, traditional learning; distance learning.


  1. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация – важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2008. № 554. С. 123-133.
  2. Ахьямова И.А. Методология, теория и практика формирования культуры невербального общения студенческой молодежи: монография. Екатеринбург: ЕАСИ, 2015. 290 с.
  3. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение: мимика, жесты, движения, позы и их значение: полное рук.: пер. с англ. З. Замчук и др. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 512 с.
  4. Патракова Г.В. О дистанционной форме в условиях пандемии COVID-19 // Дистанционное обучение: актуальные вопросы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2020. С. 18-21.
  5.  Сериков А.Е. Практики избегания взгляда в русской культуре // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2016. № 1(19). С. 44-62.
  6. Шестопалова Н. Д. Окулесика как смыслообразующий элемент в презентации прямой речи // Вестник Тверского государственного университета. 2015. № 4. С. 189-193.
  7. Шмурыгина О.В. Образовательный процесс в условиях пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2 (41). С. 51-52.
  8. Binetti N., Tomassini A., Friston K., Bestmann S. Uncoupling Sensation and Perception in Human Time Processing // Journal of Cognitive Neuroscience. 2020 (March). (дата обращения: 07.08.2020)
  9. Farroni T., Csibra G., Simion F., Johnson M.H. Eye contact detection in humans from birth // Cognitive Linguistics. 2013. № 24 (3). С. 457-481.
  10. Rogers S.L., Guidetti O., Speelman C., Longmuir M., & Phillips R. Contact Is in the eye of the beholder: The eye contact illusion. Perception. Currently in ‘online first’ status. – 2019. (дата обращения: 07.08.2020).
  1. Averkina L.A. Non-verbal communication is an important aspect of intercultural communication // Moscow State Linguistic University Bulletin. 2008. № 554. Page: 123-133.
  2. Akhyamova I.A. Methodology, theory and practice of forming a culture of non-verbal communication of student youth: monograph. Yekaterinburg, 2015. 290 pages.
  3. Nepp M., Kholl J. Non-verbal communication: facial expressions, gestures, movements, postures and their meaning: complete guide: translation from English Z. Zamchuk and other. St. Petersburg, 2006. 512 pages.
  4. Patrakova G.V. Distance learning in the context of the COVID-19 pandemic // Distance learning: topical issues: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. Cheboksary, 2020. Page: 18-21.
  5.  Serikov A.E. Gaze avoidance practices in Russian culture // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. 2016. № 1(19). Page: 44-62.
  6. Shestopalova N.D. Eye contact as sense construction element of direct speech presentation // Bulletin of Tver State University. 2015. № 4. Page: 189-193.
  7. Shmurygina O.V. Educational process during pandemic // Vocational education and labor market. 2020. № 2 (41). Page: 51-52.
  8. Binetti N., Tomassini A., Friston K., Bestmann S. Uncoupling Sensation and Perception in Human Time Processing // Journal of Cognitive Neuroscience. 2020 (March). (date of the address: 07.08.2020).
  9. Farroni T., Csibra G., Simion F., Johnson M.H. Eye contact detection in humans from birth // Cognitive Linguistics. 2013. № 24 (3). Page: 457-481.
  10. Rogers S.L., Guidetti O., Speelman C., Longmuir M., & Phillips R. Contact Is in the eye of the beholder: The eye contact illusion. Perception. Currently in ‘online first’ status. 2019. (date of the address: 07.08.2020).

Зрительный контакт: знакомство с его ролью в общении

Джоди Шульц, Расширение Мичиганского государственного университета —

Узнайте о жизненно важной роли зрительного контакта во время разговора и предложениях по развитию этого навыка. Это первая статья из серии статей об эффективном зрительном контакте во время общения.

Некоторые из них синие, а некоторые зеленые. Одни коричневые, другие карие. Правильно: объект — это глаза, но важнее цвета чьих-то глаз то, что говорят их глаза. Они не только видят за нас, но и являются способом общения. Человек может общаться глазами и никогда не сказать ни слова. Наши глаза показывают эмоции или интерес, и если слишком много думать об этом, зрительный контакт может стать неловким и неудобным.

Думали ли вы о зрительном контакте как о навыке? Во взрослом возрасте использование надлежащего зрительного контакта может быть затруднено. Как насчет молодежи? Зрительный контакт может быть связан со столькими жизненными навыками, что нашей молодежи важно практиковать и изучать зрительный контакт как навык общения. Подумайте на мгновение об использовании зрительного контакта, чтобы показать сочувствие, заботу о других, управлять чувствами или помочь в общении. Это все жизненные навыки, которые молодые люди будут расти и развивать, когда станут успешными взрослыми.

Теперь давайте копнем немного глубже. Зрительный контакт во время разговора жизненно важен. Проявляет внимательность и интерес к тому, что говорится. Зрительный контакт подобен разговору; он идет туда и обратно между теми людьми, которые участвуют в обсуждении, диалоге или чате. Но помните, что так же, как важно поддерживать зрительный контакт, ни в коем случае не смотрите! Может быть легко увлечься рассказываемой историей, ожидая следующей шутки или так внимательно слушая следующее слово, которое может быть произнесено, что вы забываете, что может сказать ваш зрительный контакт. Пристальный взгляд может вызвать чувство беспокойства как у говорящего, так и у слушающего. Трудно найти баланс между достаточным зрительным контактом, но не слишком большим.

Не беспокойтесь, если вам трудно смотреть в глаза. Вполне вероятно, что у каждого когда-нибудь будет разговор, в ходе которого они смогут определить некоторые характеристики странного зрительного контакта, а также характеристики действительно хорошего зрительного контакта. Не забудьте извлечь из этого уроки. Какую бы крайность вы ни испытали, мысленно отметьте, что вам понравилось, а что нет.

Согласно Conversation Aid, есть несколько моментов, которые могут резюмировать важность зрительного контакта:

  • Зрительный контакт открывает и закрывает связь
  • Увеличение зрительного контакта связано с доверием и доминированием
  • Отсутствие контакта и моргание интерпретируются как сабмиссив
  • На людей с высоким статусом смотрят, и они больше смотрят, когда говорят, чем слушают
  • Взгляд свидетельствует о враждебности

Эта статья является первой в серии статей, посвященных изучению зрительного контакта при общении. Ищите будущую статью об эффективном зрительном контакте во время презентаций.

Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension. msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension.msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).

Была ли эта статья полезной для вас?


Вас также может заинтересовать

Важность зрительного контакта в общении – Рабочие голоса

Зрительный контакт — это не просто взгляд через комнату, это сложный набор навыков, которые могут легко сбить нас с толку. Хотя зрительный контакт является ключевой частью языка тела, во время виртуального разговора мы можем выключить камеру и эффективно ослепить взгляд других по своему желанию. Итак, насколько хорошо мы справляемся с тонкостями зрительного контакта в те дни, когда находимся в офисе?

Как зрительный контакт влияет на общение

Словам нужно время, чтобы добраться до сути, а ваши глаза быстро поймут, что вы имеете в виду. Зрительный контакт может задать правильный тон, он также может показать, что вы чувствуете. Как вы хотите произвести впечатление на другого человека и максимизировать свое личное влияние? Может быть, как информированный эксперт? Или как лидер ожидает большего от своей команды? Может быть, как примирительный командный игрок или кто-то, кто уверен в себе, но уважает других.

Все эти значения могут быть переданы в мгновение ока в зависимости от того, как вы смотрите (или не смотрите) на кого-то. Зрительный контакт в основном сводится к трем вещам: продолжительности вашего взгляда, тому, как вы отводите взгляд, и тому, что ваши глаза говорят о том, что вы на самом деле чувствуете.

Зрительный контакт является признаком силы, поэтому время от времени взгляд в сторону предполагает примирительную позицию. Это побуждает другого человека делать то же самое, показывая ему, что вам не нужно украшать себя его постоянным взглядом. Время от времени взгляд в сторону свидетельствует о здоровом балансе сил в разговоре. В сложном разговоре один человек может удерживать влияние, намеренно не отводя взгляда (почти глядя) во время разговора — например, футбольный менеджер смотрит на игрока сверху вниз, настойчиво выражая свое мнение в перерыве между таймами.

То, как вы отводите взгляд, тоже важно. Краткий взгляд в сторону говорит о том, что вы собираетесь с мыслями, постоянный взгляд себе под ноги говорит о том, что вам есть что скрывать.

Когда вы говорите или слушаете, слишком долгое отведение взгляда означает, что ваши глаза — и ваше внимание — были привлечены к чему-то (или кому-то) другому. Посмотрите, как другой человек реагирует на то, что вы говорите. Это особенно важно при оценке помещения во время презентации. Люди в вашей аудитории смотрят на вас и остаются заинтересованными в том, что вы хотите сказать? Конечно, возможно, что они смотрят на вас, хотя на самом деле они давно перестали слушать и мысленно играют в Wordle, но, по крайней мере, они вежливы.

Окна в душу

Как «окна в душу», ваши глаза могут вас выдать. Вы мало что можете сделать, чтобы напряжение, нервозность или возбуждение не проявлялись в ваших глазах. Вместо того, чтобы отводить взгляд, лучше понять, что вы чувствуете, и, возможно, сосредоточиться на чем-то более объективном — например, подумать о том, что вам нужно сказать дальше.

Зрительный контакт важен не только при разговоре, но и при слушании. Слушать глазами — недооцененный навык. Вы можете не заметить, как скука закрадывается в ваши глаза, но другой человек это заметит. Если вы хотите сохранить их доверие, важно показать, что они удерживают ваше внимание.

«Общее внимание»

Исследования показывают, насколько важен зрительный контакт для общения. Белок глаза — «склера» — редко встречается у животных и уникален среди приматов и позволяет нам оценивать невысказанные сообщения. По словам Робина Данбара, профессора эволюционной психологии Ливерпульского университета, «мы изучаем взгляды других людей, чтобы понять, говорят ли они, например, ложь или шутят». Исследования показывают, что структуры мозга, отвечающие за эмоции и поведение, содержат «зеркальные нейроны» — клетки, побуждающие нас копировать поведение, которое мы наблюдаем у других. Они могут быть вызваны зрительным контактом, что приводит к ощущению «общего внимания». Как объясняет Ник Смоллман, генеральный директор Working Voices, управление таким двусторонним восприятием — непростая задача.

Решение проблем со зрительным контактом

Совет эксперта по коммуникациям Ника Смоллмана

Когда я тренирую людей один на один, обычно возникают две проблемы, связанные со зрительным контактом при разговоре с кем-то, кого вы не знаете, или не очень удобно. Первый и более распространенный – это отсутствие зрительного контакта или чрезмерное перемещение глаз. Люди, которые вообще не могут встретиться с чьим-то взглядом, выглядят уклончивыми и нервными. Им трудно инициировать взаимодействие с другими, потому что они не могут сигнализировать о своей заинтересованности в разговоре. Они также могут выглядеть так, будто их не интересует человек, с которым они разговаривают, или что их мысли где-то в другом месте. Если это звучит слишком знакомо, это может быть связано с тем, что зрительный контакт заставляет вас нервничать, вы можете бояться показаться навязчивым или бояться, что на вас наткнется взгляд незнакомца.

Практика с незнакомцами

Мой совет, если вам трудно установить зрительный контакт, — тренируйтесь с незнакомцами, где люди проходят мимо вас — вы не хотите практиковаться с людьми, которые находятся в том же пространстве, что и вы, и будут быть на некоторое время. Сохраняйте нейтральное выражение лица и смотрите ему в глаза около секунды. Если они улыбаются вам или вам хочется улыбнуться им, ответьте на улыбку, но соблюдайте правило одной секунды — вы не пытаетесь напугать или заигрывать. Как только вы освоитесь с совершенно незнакомыми людьми, попробуйте это с людьми, которых вы не знаете, но с которыми будете общаться в течение короткого периода времени — например, с официантами, продавцами. Здесь вы можете быть немного свободнее с выражением лица; улыбнитесь, поднимите брови и тому подобное. Это должно заставить вас установить зрительный контакт с людьми, с которыми вы разговариваете.

Если когда-нибудь вы попытаетесь это сделать, и вам будет трудно, постарайтесь не волноваться и смотреть в противоположном направлении, и не цепляйтесь за их глаза, как будто вы пытаетесь контролировать разум. Просто переведите взгляд на его щеку, нос или даже воротник, если вам нужно. Практикуйтесь, будьте терпеливы, и ваш зрительный контакт улучшится.

Избавление от привычек

Те, у кого вторая из двух упомянутых мною проблем, находятся на противоположном конце спектра. Для них зрительный контакт происходит слишком легко, вплоть до того, что во время разговора они смотрят кому-то в глаза 90% или более времени. Они могут показаться интенсивными, злыми, дерзкими или даже навязчивыми. С этим легче справиться, чем с отсутствием зрительного контакта, так как это часто происходит из-за привычки, а не из-за нервозности (хотя они могут быть очень нервными и просто чрезмерно компенсировать). Опять же, это проблема, которую можно решить.

Если вы слишком часто смотрите в глаза, то остановитесь, осознавая это и намеренно отводя взгляд через плечо, в пол и т. д. каждые несколько секунд, если только вы не слишком увлечены другого человека и удерживая его взгляд. Не думайте, что вы должны пережить людей с зрительным контактом — общение — это не соревнование. Если они отводят взгляд, это тоже может быть хорошей возможностью отвести взгляд. Имейте в виду, что обычно вы хотите, чтобы люди чувствовали себя непринужденно, поэтому отражайте то, что они делают — если они часто смотрят в глаза, не стесняйтесь делать то же самое. Если они изо всех сил пытаются установить зрительный контакт, они могут нервничать; помогите им ободряющими жестами, когда ваши взгляды встречаются — кивками, улыбками и отведением взгляда. Помните, практика делает совершенным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зрительный контакт: невербальные сигналы зрительного контакта

Изучение зрительного контакта, также называемое окулесикой, является подкатегорией невербального поведения в области кинесикиОткрывается в новом окне

Важный совет!

Использование зрительного контакта значительно варьируется от культуры к культуре. В некоторых культурах прямой зрительный контакт может считаться честным и уверенным подходом, в то время как в других он может быть истолкован как оскорбление. Например, в США прямой зрительный контакт обычно считается признаком доверия. Поэтому регулярный и внимательный зрительный контакт, вероятно, передаст американцу вашу честность и доступность. Однако в Индии и других азиатских странах жесткий, немигающий взгляд может быть истолкован как грубый, неуступчивый и оскорбительный.

  1. Официальный взгляд
    Такой взгляд часто используется во время деловых дискуссий, таких как собеседования при приеме на работу, презентации клиентов и заседания совета директоров. Здесь говорящий смотрит на воображаемый треугольник, образованный на лбу другого человека (в направлении вверх на область между двумя глазами и лбом). Благодаря этому взгляду говорящий часто может контролировать формальное взаимодействие.
  2. Неофициальный взгляд
    Этот тип часто используется во время разговоров в неформальной и социальной обстановке дискуссий, таких как собрания департаментов, групповые брифинги, оценки и выходные интервью.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts