2 года адаптация в детском саду: Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация детей 2-3 лет в детском саду | Педагогический опыт

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

В привычный мир ребенка буквально врываются следующие перемены:

  • ему уделяется меньше персонального внимания;
  • меняется дневной режим;
  • отсутствуют близкие люди;
  • приходится постоянно контактировать со сверстниками;
  • необходимо слушаться незнакомого взрослого;
  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются)
    .

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела;
  • изменения характера стула;
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, малыш может вернуться к соске, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности навыков самообслуживания и т. д

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:

до 1 месяца – лёгкая адаптация;

до 2 месяцев – адаптация средней тяжести;

от 2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.

Последствия стресса – почему дети плохо себя ведут?

Изменения детского поведения за частую сильно пугают родителей, что они начинают думать – этот «кошмар» никогда не закончится и малыш не сможет привыкнуть к детскому саду. Не стоит драматизировать: негативные поведенческие особенности являются обычными для многих детей, которые привыкают к новой ситуации, и исчезают по мере адаптации.

Слезы и страх.

Сначала ребёнок показывает весь спектр негативных эмоций: плачет вслед за всеми, не хочет заходить в группу, не даёт снять с себя одежду.

Снижение общительности.

Иногда, даже хорошо говорящие дети замыкаются в себе, отказываются контактировать с социумом. Это вполне естественно – у 2-3-летних малышей отсутствует сюжетно-ролевая игра, они играют параллельно друг другу.

Низкий познавательный интерес: из – за стресса дети не интересуются новыми игрушками, вовлечь их в образовательный процесс сложно. Ребенок сидит в сторонке, предпочитая наблюдать за действиями взрослых и одногруппников.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в учреждении дошкольного образования.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем ребенке, рассказывайте больше.

Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как можно более безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически готовить ребенка к детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации.

Что же для этого нужно?

1. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».

2. Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок привык к нему.

3. Приблизьте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует кормить его только протертой пищей!

4. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.

5. Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.

6. Создавайте в восприятии ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте малыша со зданием детского сада, с его территорией. Покатайте его на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде.

7. Заранее готовьте ребенка к временной разлуке. Пример: «Ты стал большим, взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты — в детский сад. Так все делают. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!

Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день Вы приводите ребёнка на несколько часов, а мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения

(привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его до обеда, когда на дневной сон, а потом уже и на целый день.

Настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду, постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского сада! Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.

Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада.

Уважаемые родители!

Желаю Вам терпения, а вашим деткам быстрее преодолеть этот период.

МБДОУ «Детский сад «Подсолнух»

1 июня, 2023 Podsolnuh68 Комментариев нет »

В целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма, в гости к воспитанникам детского сада «Подсолнух» пришли сотрудники ОГИББД  УМВД России по г. Тамбову.  Младший лейтенант полиции Кулешова О.Ю. и  начальник правового отделения  майор внутренней службы Барсукова Е.В.  провели профилактическое мероприятие «Юный пешеход!» с воспитанниками 4-5 лет. Главная цель мероприятия – закрепление знаний, умений и навыков безопасного поведения детей на улице. Воспитанники в игровой форме закрепили Правила дорожного движения.  Мероприятие завершилось конкурсом рисунков на асфальте. Всем детям были вручены «медали юного пешехода».

Читать далее »

22 мая, 2023 Podsolnuh68 Комментариев нет »

Сегодня на базе  МБДОУ «Детский сад «Подсолнух»  состоялся,  уже традиционный, туристический слёт дошкольников города Тамбова. В нём приняли участие 8 команд из дошкольных образовательных учреждений: «Подсолнух»,  «Умка», «Солнышко», «Родничок»,  № 52 «Маячок», № 59 «Ягодка»  и  «Медвежонок», № 25 «Журавлик». Юные туристы достойно соревновались в ловкости, сноровке, проходили полосу препятствий,  при выполнении заданий проявляли быстроту и сноровку. А главное, продемонстрировали умение работать в команде.

Читать далее »

3 мая, 2023 Podsolnuh68 Комментарии к записи Футбольная страна — 2023 отключены

Сегодня состоялись финальные игры турнира по мини – футболу «Футбольная страна – 2023» среди победителей отборочных этапов. В финале турнира встретились  четыре команды МБДОУ «Детский сад «Медвежонок»,  № 18 «Ручеёк»,  № 48 «Пчёлка»,  № 53 «Ёлочка». Юные футболисты отважно боролись за первое место, мастерски обводили соперников, забивали красивые голы.  Игра была напряжённой, болельщики и наставники эмоционально поддерживали своих ребят.

Читать далее »

2 мая, 2023 Podsolnuh68 Комментарии к записи Тамбовский каблучок отключены

Хореографический коллектив МБДОУ «Детский сад «Подсолнух» принял участие в I Всероссийском фестивале конкурсе народного танца «Тамбовский каблучок», который состоялся 28 апреля 2023 года в городе Котовске. В фестивале приняли участие более 800 участников из Саратова, Калуги, Сочи, Москвы, Липецка, Воронежа и других городов. По итогам конкурса юные артисты были награждены памятным призом, дипломом лауреата III степени и кубком.

Читать далее »

26 апреля, 2023 Podsolnuh68 Комментарии к записи О профилактике распространения вирусного гепатита С отключены

25 апреля, 2023 Podsolnuh68 Комментарии к записи В Тамбове пройдет городской турнир по мини-футболу среди дшкольников. отключены

С 26 по 28 апреля 2023 года в городе Тамбове пройдет ставший уже традиционным для муниципальной системы дошкольного образования городской турнир по мини-футболу для воспитанников 6-7 лет, организатором которого является управление дошкольного образования при поддержке «Единой России». В этом году участниками турнира станут 390 юных футболистов из 39 дошкольных образовательных учреждений города.

Читать далее »

25 апреля, 2023 Podsolnuh68 Комментарии к записи Викторина «По творчеству С. В. Рахманинова» отключены

Викторина для старших дошкольников «По творчеству С. В. Рахманинова» стала заключительным мероприятием в рамках Фестиваля «К юбилею Рахманинова». Три команды  продемонстрировали свои знания о творчестве композитора, его жизни, увлечениях.

Читать далее »

Как адаптировать популярные стратегии обсуждения для детского сада

Когда-то, не так много лет назад, большинство учителей стояли перед своими классами и разговаривали со своими учениками. Сейчас это менее распространено — классы сегодня больше ориентированы на учащихся, где ученики проводят часть своего обучения, а учителя выступают в качестве наставников. Это может быть проблемой в любом классе, но особенно сложно в детском саду.

Дошкольники плохо ходят в школу, и хотя они любят поговорить, они не всегда знают, как обсудить то, что они изучают, ни с учителем, ни друг с другом. Воспитатель детского сада должен работать с учениками над счетом, чтением и письмом, но не менее важно научить их говорить и слушать других о том, что они изучают.

Существует множество хорошо известных стратегий ведения студенческих дискуссий. Как правило, эти стратегии разрабатывались для учащихся старшего возраста, и они требуют некоторой адаптации, когда мы хотим использовать их с детсадовцами.

Повернись и говори

Стратегия «Повернись и говори» может быть быстрым и простым способом вовлечь учащихся в материал вашего урока. Несмотря на то, что это простая стратегия, не требующая больших изменений для детского сада, важно смоделировать ее внешний вид и звучание, чтобы учащиеся действительно извлекли из нее пользу.

Я начинаю с того, что убеждаюсь, что тема урока или тема чтения вслух доступна для всех моих учеников и желательно не является для них новой. После того, как я преподал урок или прочитал книгу, я задаю вопрос с множеством возможных ответов. Например, я могу прочитать книгу о доброте, а затем задать вопрос о том, как дети могут проявлять доброту.

Сначала я смоделирую, как работает Turn and Talk, с другим взрослым, если он присутствует, или с одним из моих учеников. Нет необходимости сначала обсуждать это со студентом — вы можете объяснить по ходу дела, чтобы все услышали указания. Затем полезно, чтобы два ученика смоделировали стратегию для класса, прежде чем все ее попробуют. Важно подвести итоги после этих примеров, чтобы убедиться, что дети понимают, что они говорят по очереди и должны говорить только на обсуждаемую тему.

В начале года я упрощаю темы для Turn and Talk и сокращаю временные рамки. Затем, в течение года, я перехожу к более сложным вопросам и более длительным временным рамкам.

Я считаю, что это отличный способ заставить учащихся немного глубже погрузиться в материал, с которым они работают, и это отличная практика для активного слушания, важного навыка, которым учащиеся должны овладеть.

Подумай-пары-поделись

Стратегия Подумай-пары-поделись популярна, потому что она позволяет учащимся разрабатывать идеи без прослушивания всего класса, что идеально подходит для интровертов и студентов, которым требуется больше времени для обработки своих мыслей.

Я использовал Think-Pair-Share в старших классах, но мне нужно было переосмыслить его для использования с моими детсадовцами. С помощью одного из моих коллег я нашел отличный способ структурировать эту стратегию. Я даю каждой паре учеников по две палочки от эскимо — у одной нарисован рот, у другой — ухо. Ученик, у которого есть рот, говорит первым, а тот, у кого есть ухо, слушает. Они меняют палочки через определенное количество времени. Человек со ртом в конце должен поделиться тем, что он услышал от своего партнера.

Как и в случае с Turn and Talk, Think-Pair-Share требует некоторой симуляции при введении с другим взрослым или учеником. Очень важно, чтобы дети понимали, что, когда они держат ухо, они активно слушают своего партнера. Если вначале вопросы будут простыми, это поможет учащимся быстрее освоить эту стратегию.

Think-Pair-Share — это прекрасный способ дать детсадовцам не только поделиться своими идеями, но и по-настоящему выслушать идеи своих одноклассников. Моим ученикам требуется несколько попыток, чтобы понять эту стратегию правильно, но после того, как они это сделают, я слышу много замечательных разговоров.

Прогулка по галерее

В старших классах прогулка по галерее может быть очень подробной, и учащиеся могут участвовать в ней разными способами. Для детского сада прогулка по галерее может иметь смысл, но она должна быть достаточно простой. Математика может быть хорошим предметом для начала.

Мне нравится, когда небольшие группы совместно решают проблемы — я даю им доски или плакаты, чтобы показать их работу. В старших классах учащиеся могут прогуляться, чтобы посмотреть, как другие группы подошли к проблеме. Я обнаружил, что с детсадовцами лучше, чтобы одна группа за раз стояла перед классом, чтобы объяснить свою работу, а я предлагала помощь по мере необходимости.

Предоставление учащимся возможности встать со своей работой и объяснить, что они сделали, подготовит их к более самостоятельному объяснению позже в ходе прогулки по галерее более высокого уровня.

Обучение этим стратегиям дошкольников может занять время, но преимущества предоставления им возможности рассказать о своих мыслях оправдывают затраты времени. Удивительно слушать, как дети растут, когда они делятся тем, что у них на уме.

Нужно ли моему двухлетнему ребенку дошкольное образование?

Уважаемая Джанет,

У меня есть вопрос другого типа, и я очень ценю ваш вклад.

Там, где я живу, есть некоторое социальное давление, чтобы отдать ребенка в детский сад/дошкольное учреждение в возрасте 2 лет. Школа, которую мы выбрали, считается одной из лучших и существует уже 30 лет, поэтому я знаю, что мы будем в хорошие руки. У них есть специальная программа, распорядок дня, который включает в себя самостоятельную игру, групповую игру, игру на свежем воздухе и групповое питание.

Моя дилемма: как вы думаете, в каком возрасте лучше отдать ребенка в детский сад/дошкольное учреждение? Имеет ли значение, что 80-90% его сверстников уже в такой обстановке? Будет ли он отставать в социальном или эмоциональном плане, если я подожду 3 месяца, 6 месяцев, год?

Если бы я завел его, я бы посадил его только на 1/2 дня, а после обеда он бы вздремнул дома.

Жду вашего ответа.

Спасибо за ваше время и внимание.

Молли

Дорогая Молли,

Я благодарю вас за то, что вы так тщательно взвесили это решение. Должен признаться, слова «социальное давление» меня сразу же одолевают. Сделать выбор за наших детей достаточно сложно, не имея дело с мнением других родителей! Если у вас есть сомнения по поводу

любое решение, касающееся вашего ребенка, не поддавайтесь давлению со стороны других. Всегда.

Если в какой-то конкретной школе вам говорят, что ваш ребенок не может быть зачислен, пока он не начнет учебу в возрасте 2 лет, или по какой-либо причине убеждают вас приступить к обучению вашего ребенка раньше, чем вы хотите, бегите куда подальше. Школа не подходит вам по философии. И когда ваши дети станут подростками (как двое моих), вы будете надеяться и молиться, чтобы они тоже не поддавались социальному давлению.

Поскольку занятия по профориентации родителей и детей я провожу, когда детям от 2 до 2,5 лет, меня часто спрашивают о готовности к дошкольному/детскому саду. Мое личное мнение таково, что групповая социализация полезна и положительна для ребенка 3 или 4 лет, но малышам в возрасте 2 лет и младше не нужно общаться в группе.

Групповой уход добавляет стресса в жизнь невербального ребенка (это , а не , чтобы сказать, что ребенок не может справиться с этим и развиваться — просто нужно учитывать). Если мы еще не можем устно сообщить обо всех своих потребностях, в сочетании с тем фактом, что о нас заботятся в группе, это будет для нас более напряженным, чем забота дома, даже в самой идеальной обстановке. Время от времени играть с одним другом, ходить в парк, встречаться с сантехником и говорить «привет» почтальону — это много социального взаимодействия для ребенка 2 лет и младше. Если у вас есть выбор оставить сына дома еще на год, он от этого только выиграет.

Для многих семей групповой уход является необходимостью. Потребность (или желание) в уходе за детьми и доступ к отличному учреждению, подобному тому, которое вы описываете, являются вескими причинами для начала детского сада или дошкольного учреждения.

Мне любопытно, что сейчас в некоторых кругах возраст 2 года считается временем начала дошкольного образования. Раньше было от 3 до 3 ½. Сейчас дети не взрослеют быстрее, но ожидается, что они будут готовы пойти в школу раньше.

Когда бы вы ни решили отдать сына в школу, сейчас или позже, будьте уверены в своем решении. Знайте точно, что вы выбираете правильное время и место, чтобы излучать убежденность. Это сделает переход намного проще и плавнее для вас и для вашего мальчика.

Я консультировалась с сотрудником Розанн Мерфи, которая училась у эксперта по младенцам и малышам Магда Гербер и много лет руководила центром по уходу за детьми для младенцев, малышей и дошкольников. Она любезно предложила свое профессиональное мнение:

«Мой первый порыв — предложить ей подождать хотя бы полгода. Между двумя и тремя происходит большое развитие. Мой оптимальный возраст был бы три или старше. Дети этого возраста владеют языком и обычно приучены к туалету (в зависимости от ребенка).

Разделение немного проще. (Соотношение воспитателей и детей в детском саду/дошкольном учреждении составляет в среднем 4 ребенка на 1 взрослого в возрасте от 0 до 24 месяцев… затем волшебным образом через два года соотношение меняется с 8 до 14 детей с 1, возможно, 2 опекунами.)

Если ваш читатель беспокоится о том, что не закроет вакансию … ничего страшного… наступит время, когда придет время. Если она не нуждается в уходе за ребенком из-за работы, то я буду дорожить временем, которое у нее есть, в течение следующих нескольких месяцев и ходить в несколько групп «Мама и я», где она присутствует.

Дэвид Элкинд (психолог, автор книги «Спешащий ребенок») считает, что лучше начинать позже. Моя дорогая подруга Лоис Робберт в 1984 году написала книгу о подготовке к школе и приписывает дошкольному возрасту три года и старше. Она говорит: «Каждый ребенок растет в своем естественном темпе и в свое время. Это значит уважать уровень развития ребенка и не заставлять его ходить в школу, пока он не будет к этому готов. С точки зрения развития понятно, что разница в развитии детей составляет целых два года. В частности, мальчики развиваются медленнее, чем девочки. Одаренный ребенок может казаться способным интеллектуально, но может иметь физическую, социальную или эмоциональную незрелость, из-за которой полезно проводить больше времени дома» («Что такое хорошее дошкольное образование?» Лоис Робберт, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, 19 лет).84)

Подход Магды был бы очень похож, как мы знаем.  

Детям предстоит долгая школьная карьера… годы социализации и учебы. Какой подарок для ребенка – расслабиться дома, если это возможно… проводить время с мамой, печь, делать покупки, играть и т. д. Социализация приходит независимо.  

Для всех нас в моей возрастной группе мы можем засвидетельствовать, как быстро проходит время, и как, если бы мы могли вернуть его, мы могли бы проводить больше времени, расслабляясь/изучая вещи с нашими детьми».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts