Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 4-5 лет?
К 4-5 годам дети обычно полностью осваиваются в детском саду, появляется некая самостоятельность. Многих родителей начинает беспокоить вопрос не отстает ли в развитии их малыш от своих сверстников по группе. Нет ли каких проблем и на что, стоит обратить внимание.
Итак, попробуем определить, что должен знать ребенок в этом возрасте.
В области мышления/памяти:
- находить отличия между сходными картинками
- складывать различные пазлы, конструктор по образцу
- собирать пирамиды, недостающие фигуры в другие фигуры
- запоминать и рассказывать небольшие стихи
- понимать почему нельзя что-либо делать и объяснять это доступно
- уметьстроить сложные предложения из 8-10 слов так, чтобы его могли понять все
- уметь вести беседу: отвечать на вопросы, самостоятельно задавать встречные вопросы
- знать свои полные фамилию, имя и отчество, свой возраст и город проживания
В области окружающего мира:
- знатьвремена года и их приметы
- различать домашних и диких животных, овощей, фруктов, ягод
Что должен уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет
- самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, молнии
- уметьхотя бы развязывать шнурки
- отлично обращаться с ложкой и вилкой
- уметьпроводить прямые линии и ровные круги
- раскрашивать картинки не выходя за их границы
- различать правую и левую руку, правую и левую ногу.
В этом возрасте ребенка также можно уже начинать учить одному иностранному языку. Главное учить правильно, чтобы в последствии учителям в школе не пришлось повторно его переучивать, да и ребенку будет сложно понять, почему нужно говорить совершенно по-другому.
К пяти годам происходит значительный скачок в развитии ребенка. Отмечается активное развитие речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.
Математика.
- К 4-5 годам ребенок долженнаучиться считать в пределах первого десятка, от 1 до 10, знать, как письменно обозначаются цифры от 1 до 10.
- Хорошо, если ребенокумеет сравнивать предметы по величине (длине, высоте, ширине). Если малыш еще не владеет этим умением, необходимо научить его этому, размещая предметы в порядке уменьшения или увеличения размера. Начните с трех предметов, доведя к пяти годам количество предметов до десяти.
- В этом
- Уметьделить группу предметов на две равные части.
Развитие речи
- К 4-5 годам ребенок должен уметь находить антонимы(слова, противоположные по значению) к заданным словам. Это умение отлично развивается в словесных играх.
- Научите ребенкаобразовывать обобщающие слова, например, шапка из меха — меховая шапка. А также, образовывать новые слова, например сахар лежит где (в сахарнице).
- Изменять форму глагола, согласовывая с другими словами в предложении: (Я хочу гулять — Мы хотим гулять — Ты хочешь гулять — Вы хотите гулять — Он хочет гулять — Они хотят гулять).
- Ребенок должен уметьобъяснить смысл услышанного предложения или небольшого текста и вычленить главную мысль.
Необходимо тренировать умение составлять небольшой рассказ по картинке, соблюдая правильный порядок слов в предложении.
Грамота
Ребенок к 4-5 годам учится определять место буквы в слове, например, где находится буква «А» в слове аист: в начале, в середине или в конце слова.
Уметь делить слова на слоги и определять, сколько слогов в слове.
Различать на слух твердые и мягкие согласные.
Окружающий мир
- К 4-5годам ребенок должен знатьимена и фамилии своих родителей,
братьев и сестер.
- Называть признаки времен года.
- Знать части суток, уметьориентироваться в них, а также рассказывать, чем он занимается в разное время суток.
- Малыш должен уметь объяснить, чем отличается сад от огорода.
- Называть, какие животные живут в жарких странах, а какие в холодных.
- Хорошо, если ребенокможет рассказать о назначении служебных машин.
- Знатьнекоторые виды спорта.
Внимание
- Ребенок должен уметьнаходить предмет по контуру.
- Сравнивая две схожие картинки, находить пять-шесть отличий.
- Из пяти-шести картинок уметьнаходить две абсолютно одинаковые.
- Глядя на целую картинку, найти на ней место отдельного фрагмента. Хорошо тренирует это умение игра в кубики, пазлы.
- Находить общий признак у пяти предметов.
Память
- В этом возрастеначинает формироваться произвольное запоминание. Взрослым необходимо учить ребенка приемам запоминания. Для этого можно использовать игры для развития памяти.
- В 4-5 лет ребенок, глядя на картинку 30-60 секунд, должензапомнить 4-5 предметов, изображенных на ней.
- Учите ребенказапоминать пары предметов, используя ассоциативный способ запоминания, например: корзинка — ягодка; дерево — яблоко; курочка — цыпленок. Покажите сначала пары картинок, а потом по одной картинке из пары, вторую картинку ребенок должен вспомнить сам.
- Ребенок должензапомнить и воспроизвести количество предметов в пределах пяти, цвета пяти предметов.
- Рассматривая сюжетный рисунок, ребенок должензапомнить и воспроизвести как можно больше деталей.
Мышление.
- К 4-5 годам ребенок должен уметь называть группу предметов обобщающим словом: овощи, фрукты, звери, птицы, одежда, посуда, мебель и т. д.
- Уметьнаходить в группе предметов лишний предмет, не относящийся к этой группе и объяснять свой выбор.
- Уметьнаходить предметы по описанию их признаков (придумывание и отгадывание загадок, находить общие признаки у 3-4 предметов.
- В этом возрасте ребенок долженнаучиться определять последовательность событий.
- Уметьрешать несложные логические задачи.
Мелкая моторика рук.
Очень важно в этом возрасте продолжать развивать мелкую моторику рук ребенка, подготавливать руку малыша к письму.
- Учить ребенкаправильно держать в руке ручку, карандаш, кисточку.
- Учить аккуратно заштриховывать картинку.
- Аккуратно обводить картинку по пунктирной линии.
Проанализируйте, что знает и умеет ваш ребенок в 4-5 лет. С какими заданиями ваш малыш справляется с легкостью, а какие вызывают у него трудности. Может быть, малыш не понял задание, или у него недостаточно знаний и умений. Уделите развитию недостающих навыков больше внимания. Не следует перегружать ребенка. В этом возрасте он способен удерживать внимание 15-20 минут. И не забывайте хвалить малыша.
Капризы и истерики детей 4 — 5 летнего возраста
Капризы (в переводе с французского прихоть, причуда) – стремление детей добиваться чего – то запретного, недостижимого и невозможного в данный момент.
Обычно капризы беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием вещей.
Необходимо отметить самое главное: капризы детей 4 – 5 летнего возраста – это возрастной негативизм. Ребенок начинает делать все наперекор. Родители ведут его в одну сторону, а он идет в другую. Только что он требовал яблоко, но получив его, он отказывается его кушать.
Объяснение всему происходящему следующее:
- Все это называется утверждением своего собственного «Я».
- Позитивно ребенок утвердить свою личность пока не может и идет от противного «Вы так, а я – наоборот!».
- Ребенок хочет доказать, что у него тоже есть свое мнение, отличающееся от мнения взрослых.
Безусловно, этот период сложный как для детей, так и для родителей.
*скоро этот период пройдет;
*необходимо к этому периоду отнестись с терпением и пониманием (Не сердимся же мы на ребенка, когда он капризничает при высокой температуре. Считайте, что у вашего ребенка временно повышен градус упрямства).
Тем не менее, родителям необходимо знать как правильно вести себя с детьми в этот период.
Предлагаем вниманию родителей ситуации поведения детей 4 – 5 лет и вместе формулируем правила «Как лечить детские капризы?»
ПРАВИЛА:
1. Первая ситуация
Мама 4 – х летнего Саши, гуляя с ним в парке, встретила знакомую, с которой давно не виделась. Они разговорились. Саша почти сразу стал капризничать, тянуть маму за руку со словами: «Ну, мама, пойдем!»…..
Как поступить в этой ситуации маме?
2. Вторая ситуация
Марина была долгожданным ребенком.
Почему это происходит с девочкой?
3. Третья ситуация
Артему 4 года 3 месяца.
Артем стал капризным и упрямым ребенком. Причем, упрямство вспыхнуло остро и внезапно: ежедневные слезы, истерики.
Недавно в семье родилась девочка. Мама значительное время уделяет новорожденной Полине, т. к. девочка родилась недоношенной. А тут еще и беспричинные капризы Артема, которые «выбивают маму из колеи».
С сем, по вашему мнению, связаны капризы Артема и как помочь ребенку?
4. Четвертая ситуация
Мама 4 – х летнего Алеши каждый день, возвращаясь домой с работы, забирает ребенка из детского сада и идет с ним в магазин. И каждый день Алеша устраивает в магазине истерики: просит купить то одно, то другое, падает на пол, кричит, визжит и плачет. Маме не остается ничего другого как купить ребенку все, что он просит.
Как избежать этой ситуации?
Вывод: семья играет решающую роль в развитии ребенка, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка.
Развитие ребенка 4-5 лет
Насколько вырастет мой ребенок?
Хотя все дети могут расти с разной скоростью, ниже приведены средние значения для мальчиков и девочек от четырех до пяти лет:
- вес: средний прирост от 4,4 до 6,5 фунтов в год 3 дюйма в год
- Размер головы: средний рост около 1 дюйма в год
Что мой ребенок может делать в этом возрасте?
По мере того, как ваш ребенок будет расти, вы заметите, что у него развиваются новые интересные способности. Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые общие этапы, которых дети могут достичь в этой возрастной группе:
Четыре года
- поет песню
- прыжки и прыжки на одной ноге
- ловит и бросает мяч сверху
- спускается по лестнице один
- рисует человека с тремя отдельными частями тела
- строит блочную башню из 10 блоков
- понимает разницу между фантазией и реальностью
Пятилетние
- скакалка
- говорит задом наперёд
- балансирует на одной ноге с закрытыми глазами
- использует ножницы
- начинает учиться завязывать шнурки
- копий фигур при рисовании
- платья самостоятельно
- знает адрес и номер телефона
- распознает и произносит алфавит
- постоянных зубов могут появиться в году
Что может сказать мой ребенок?
Развитие речи у детей очень волнует родителей, поскольку они наблюдают, как их дети становятся социальными существами, которые могут взаимодействовать с другими. В то время как каждый ребенок развивает речь со своей собственной скоростью, ниже приведены некоторые общие этапы развития речи у детей. может достигать в этой возрастной группе:
Четыре года
- может произнести примерно 1500 разных слов
- может составлять от четырех до пяти слов в предложение
- будет постоянно задавать вопросы
- может знать один цвет или более
- любит рассказывать истории
- может использовать некоторые «плохие» слова (если их неоднократно слышно)
Пятилетние
- может произнести около 2000 слов
- может составить предложение от шести до восьми слов
- может знать четыре или более цветов
- знает дни недели и месяцы
- может называть монеты и деньги
- может понимать команды с несколькими инструкциями
- часто говорит
Что понимает мой ребенок?
По мере увеличения словарного запаса ребенка увеличивается его понимание и осознание окружающего мира. Дети в этом возрасте начинают понимать понятия и могут сравнивать абстрактные идеи. Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, следующие некоторые общие вехи, которых дети могут достичь в этой возрастной группе:
Четыре года
- начинает понимать время
- начинает лучше понимать людей вокруг себя
- может подчиняться родительским правилам, но не отличает правильное от неправильного
- считает, что его/ее собственные мысли могут заставить вещи происходить
Пятилетние
- лучшее понимание времени
- интересуется реальными фактами о мире
- может сравнивать правила родителей с правилами друзей
Как мой ребенок общается с другими?
Очень важной частью взросления является способность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Это может быть разочаровывающим переходом для родителей, поскольку дети проходят разные этапы, с некоторыми из которых не всегда легко справиться. Хотя каждый ребенок уникален и будут развиваться разные личности, ниже приведены некоторые общие поведенческие черты, которые могут присутствовать у вашего ребенка:
Четыре года
- очень независимый, хочет все делать сам
- эгоистичен, не любит делиться
- капризный; перепады настроения — обычное дело
- может проявлять агрессию во время перепадов настроения и по отношению к другим
- имеет ряд страхов
- может иметь воображаемых товарищей по играм
- любит исследовать тело и может играть в доктора и медсестру
- может «убежать» или угрожать
- драки с братьями и сестрами
- будет часто играть с другими в группах
Пятилетние
- в целом более склонны к сотрудничеству и ответственны, чем 4-летние дети
- стремится угодить другим и сделать их счастливыми
- имеет хорошие манеры
- одевается полностью без посторонней помощи
- хорошо ладит с родителями
- любит готовить и заниматься спортом
- когда ребенок пойдет в школу, он/она может стать более привязанным к родителю
Как повысить социальные способности вашего ребенка дошкольного возраста
Рассмотрите следующие способы развития социальных способностей вашего ребенка дошкольного возраста: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Общение с детьми от 4 до 5 лет (для родителей)
en español: La comunicación y su hijo de 4 a 5 años
Отзыв: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины
Общение с детьми — одна из самых приятных и полезных частей воспитания. Дети учатся, получая информацию через ежедневное взаимодействие и опыт с нами и окружающим миром.
В возрасте от 4 до 5 лет многие дети поступают в дошкольные учреждения или детские сады, где языковые навыки являются ключевой частью обучения в классе.
Как дети общаютсяПо мере того, как дети приобретают языковые навыки, они также развивают свои разговорные способности. Дети 4–5 лет могут следовать более сложным указаниям и рассказывать вам все о том, что они делают. Они могут придумывать истории, внимательно слушать истории, пересказывать истории и говорить, что будет дальше в известной истории.
Их предложения состоят из 4 или более слов, а их словарный запас продолжает расти. Речь должна быть полностью понятной, хотя некоторые звуковые ошибки развития (например, шепелявость) и заикание все еще могут быть, особенно у мальчиков.
Что я могу сделать?Чтение книг, пение, игра в слова, задавание вопросов и общение с детьми помогут увеличить словарный запас и улучшить их навыки слушания. Вот несколько способов улучшить общение:
- Расскажите о дневных делах.
- Поговорите с ребенком о книгах, которые вы читали вместе.
- Поговорите с ребенком о телепрограммах и видео, которые вы смотрите вместе, и играх, в которые вы играете.
- Держите детские книги, журналы и другие материалы для чтения под рукой.
- Помогите детям создать свой собственный альбом «Это я» или «Это наша семья» с фотографиями и другими сувенирами.
Поговорите с врачом, если вас беспокоят языковые навыки или ясность речи вашего ребенка.
К 4 годам большинство детей могут:
- произносить предложения из 4 и более слов
- повторить слова из песни или рассказа
- рассказать хотя бы об одном событии, произошедшем в течение дня
К 5 годам большинство детей могут:
- рассказать историю, включающую как минимум 2 события
- ответить на простые вопросы о книге или рассказе
- поддерживать разговор с более чем 3 взаимными обменами
- использовать или распознавать простые рифмы, например, bat-cat
Также позвоните врачу, если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы со слухом, или если у вас есть какие-либо другие проблемы.