Особенности физического развития детей 4-5 лет | Консультация (средняя группа):
Особенности физического развития детей 4-5 лет
Когда ребёнку исполняется 4 года, период раннего детства заканчивается. Наступает дошкольный период, который характеризуется определёнными особенностями физического развития. В этом возрасте дети ведут активный образ жизни, много двигаются, познают окружающий мир.
В этом возрасте средний рост у мальчиков составляет 100,3 см, а у девочек – 99,7 см. Весят мальчики в среднем 15-20 кг, а девочки – 14-18кг. Средняя прибавка в весе – 1,5-2 кг в год, а в росте – 5-7 см. Некоторые особенности развития могут быть связаны с наследственностью.
Если показатель роста или веса ребёнка имеет значительное отклонение от нормы, необходимо проконсультироваться у педиатра и эндокринолога. Причины отклонений могут крыться в неправильном обмене веществ, нарушении гормонального фона, сидячем образе жизни и недостаточной физической нагрузки, плохо сбалансированном питании.
В возрасте 4-5 лет скелет ребёнка пока ещё остаётся гибким, поэтому ему не рекомендованы силовые нагрузки. Необходимо всё время следить за осанкой малыша, смотреть, чтобы он правильно сидел за столом, спал на не слишком мягком матрасе.
В этом возрасте происходит смещение центра тяжести и изменение пропорций тела. Исчезают пухлые щёчки, округлый животик и складочки на ручках. Дети напоминают маленьких взрослых. Большинство из них становится худее, но аппетит не теряют и с удовольствием едят 4-5 раз в день.
Ребёнок, достигший 5 лет, способен:
Бегать на достаточно длинные дистанции (200-300 м). Не каждый родственник сможет его догнать. Бегать он может и на ровной, и на пересечённой местности, огибая неровности, деревья, строения, перепрыгивая через ямки.
Двигаться практически как взрослый: чётко и скоординировано. Он может закрыть глаза и легко дотронуться до своего носа или уха. Повышается ловкость игры в мяч: малыш его быстро ловит и бросает обратно.
Следить за равновесием. Теперь для него не проблема пройти по чему-нибудь узкому.
Хорошо прыгать: перепрыгивать через ступеньку или через несколько лежащих на полу предметов. У него получается прыгать через скакалку, в том числе и на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики», «резиночки».
Легко и долго лазить по «шведской стенке».
Мускулатура рук у детей 5 лет уже неплохо развита, поэтому они могут немного подняться по канату, но отжиматься от пола пока ещё не получается.
Необходимо ежедневно заниматься физическим развитием своего чада – придумывать и играть в подвижные игры, приучать его к зарядке. Зарядка может состоять из комплекса простейших упражнений на разгибание и сгибание конечностей, повороты и приседания. Она не только оказывает положительное влияние на физическое состояние малыша, его иммунную систему, но и приучает к дисциплине и порядку.
Малыша 4-5 лет необходимо водить на специальные занятия. Для развития физической активности мальчика можно записать в спортивную секцию, а девочку водить на танцевальные занятия.
Родители должны способствовать развитию социальной активности своего чада. Ребёнок должен регулярно видеть других детей, общаться с ними, играться в парках, на детских площадках. Дома необходимо читать с малышом сказки, обсуждать их, а также заниматься рисованием и лепкой из пластилина, глины или теста. Эти занятия укрепят мышцы ладони и понемногу подготовят руку к письму. Стоит заниматься и играми, направленными на развитие мелкой моторики – сбор различных конструкторов, пазлов.
Ребёнок должен помогать маме и папе в домашних делах. К 4 годам у него уже должны быть свои обязанности: убирать игрушки, вытирать пыль, собирать посуду со стола.
Чтобы следить за физическим здоровьем ребёнка, необходимо регулярно проходить осмотры у окулиста, хирурга, отоларинголога, кардиолога, участкового педиатра, проводить ЭКГ.
К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т. п.).
В воспитании детей важным является психологический климат в семье. Отсутствие громких криков и ссор между родителями, резкого тона по отношению к малышу, создают благоприятную атмосферу как для физического, так и для психоэмоционального развития малыша.
Ребёнку 5-го года жизни важно чувствовать свой успех, поэтому мама и папа должны поощрять его достижения. Если у него что-то не получается, малыша необходимо подбадривать, верить в него. Если часто делать замечания и постоянно одёргивать ребёнка, у него может пропасть всё желание стараться и достигать успеха.
Стоит отметить: чем сознательнее родители относятся к воспитанию малыша, тем успешнее он развивается.
Опасными признаками в развитии детей 4-5 лет являются:
1. Чрезмерная агрессивность, застенчивость, тревожность или боязливость.
2. Проблемы в общении с другими детьми, нежелание играть с ними.
3. Слабая двигательная активность, неспособность без помощи подниматься по «шведской стенке».
4. Рассеянность внимания, не способность концентрации на чём-то одном более чем на 5 мин.
5. Ограниченность интересов.
6. Неспособность назвать своё имя.
7. Ограниченный спектр эмоций, подавленное состояние.
8. Неспособность удерживать в руке карандаш, построить пирамиду из 8 кубиков.
9. Проблемы со сном, самостоятельным приёмом пищи, походом в туалет.
10. Неспособность самому мыть руки, чистить зубы, одевать и снимать одежду.
Если родители замечают у своего малыша хотя бы один из этих признаков, необходимо срочно показать его педиатру. Он объективно оценит ситуацию и направит к одному из более узких специалистов — детскому психологу, неврологу, хирургу.
Каждый ребёнок развивается по-разному. У кого-то получается развиваться быстрее, у кого-то — чуть медленнее. Родители должны в любом случае поддерживать своего малыша, учитывать его личные особенности. Кроме того, им необходимо знать основные параметры развития детей в том или ином возрасте, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к врачу и решить проблему ещё на истоке её возникновения.
Сказки для детей 4 лет и 5 лет (читать онлайн)
Самый лучший досуг для ребенка 4 – 5 лет – конечно же чтение. Сказки для детей этого возраста полны волшебства и легко увлекут в книжный мир.
1
03:35
2
20:25
3
1:15:40
4
11:00
5
57:45
6
08:40
7
20:20
8
12:40
9
4:04:15
10
05:15
11
06:35
12
06:30
13
11:45
14
01:35
15
08:25
16
04:55
17
1:55:00
18
05:20
19
02:15
20
06:35
21
03:00
22
13:50
23
03:30
24
2:17:45
25
07:35
26
10:40
27
2:30:45
28
04:45
29
13:30
30
06:55
31
08:20
32
04:35
33
02:15
34
06:50
35
07:30
36
04:00
37
03:55
38
02:00
39
05:25
40
02:15
41
02:20
42
06:00
43
03:25
44
04:50
45
5:17:25
46
06:25
47
01:15
48
02:55
49
03:05
50
03:35
51
03:30
52
04:25
53
08:10
54
02:50
55
04:20
56
08:50
57
01:30
58
04:20
59
09:10
60
07:10
61
00:35
62
10:30
63
02:05
64
09:35
65
01:30
66
01:05
67
05:45
68
00:50
69
10:00
70
05:25
71
03:05
72
04:45
73
01:45
74
14:30
75
08:15
76
01:40
77
07:45
78
01:40
79
05:15
80
04:05
81
03:10
82
03:10
83
06:20
84
01:35
85
02:05
86
00:35
87
04:25
88
00:30
89
00:25
90
02:55
91
03:30
показывать по
12 записей24 записей48 записейВсе записи
Книжки для маленького почемучки
В возрасте 4-5 лет ребенок уже многому научился, стал самостоятельнее. Овладев речью и навыками самообслуживания, он продолжает активно изучать окружающий мир. Каждый день любознательный почемучка осыпает родителей десятками «почему» и «зачем». Ответы на многие детские вопросы можно найти в книгах. Читая вслух сказки для детей 4 -5 лет, мама и папа развлекают, развивают воображение и пополняют словарный запас своего ребенка.
Какие сказки читать в 4 года и 5 лет?
Художественные образы оказывают огромное влияние на формирование характера и стремлений дошкольника. Литературные персонажи показывают маленьким читателям, как важно ценить дружбу, поступать честно и не раскисать в трудных ситуациях. Размышляя над поступками героев, ребята понимают, какое поведение достойно, а какое — нет. Помимо жизненных уроков чтение помогает:
- воспитать доброту и сочувствие;
- поставить правильную и выразительную речь;
- подготовить малыша к занятиям в школе.
Какие сказки для детей 4-5 лет читать? Этот вопрос волнует многих родителей. Стоит отдать предпочтение русскому народному эпосу, который прививает трудолюбие, смелость, заботу о природе и уважительное отношению к старшим. Современные авторские истории – ещё лучший вариант. Знакомясь с их разнообразными сюжетами, ребенок учится преодолевать страхи, проявлять свои таланты, сопереживать, дружить. В нашей коллекции вы найдёте только лучшие, известные сказки и рассказы, проверенные временем.
Вехи развития от 3 до 5 лет
Начните сначала с нового поиска
По мере того, как дети растут, растут и их навыки. Несмотря на то, что эта таблица образования не относится конкретно к вашему ребенку, она может помочь вам узнать, какие навыки ваш ребенок, скорее всего, разовьет в этом возрасте.
Дети развиваются со своей скоростью, приобретая одни навыки намного быстрее, чем другие. Прогресс также начинается и останавливается. По мере освоения некоторых навыков ваш ребенок может на какое-то время вернуться к более раннему этапу в некоторых других областях.
Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу развития вашего ребенка, поговорите со своим врачом или практикующей медсестрой.
Навыки крупной моторики
— навыки, задействующие крупные мышцы (ноги, руки, туловище и шея)
- Педаль трехколесного велосипеда
- Поймать 8-дюймовый мяч, брошенный с 5 футов
- Чередование ног при подъеме и спуске по лестнице
- Прыжок вперед на 8-12 дюймов
- Баланс на каждой ноге в течение 3 секунд
- Блокировка на 4-дюймовом бревне
- Ударить мяч, катящийся к нему или к ней
Мелкая моторика
— навыки, использующие мелкие мышцы (кистей и пальцев)
- Рисование лица
- Резка по прямым и изогнутым линиям
- Копирование и трассировка основных фигур
- Сложите десять кубиков
- Нанизать 1-дюймовые бусины на нить
- Держите большой мелок большим и двумя пальцами
- Используйте предпочтительную руку для письма и вырезания
Навыки самопомощи
— навыки, помогающие детям стать более самостоятельными
- Самостоятельно есть из посуды, не проливая
- Надевать и снимать обувь без завязок
- Одеваться и раздеваться с некоторой помощью
- Управление большими кнопками и кнопками
- Налейте жидкость из небольшого контейнера
- Отвинтить крышку тюбика зубной пасты
- Использование расчески, зубной щетки и салфеток с некоторой помощью
- Залезать и выходить из машины, ванны и кровати самостоятельно
Когнитивные навыки
— умственные способности (мышление, обучение, решение проблем)
- Сбор взаимосвязанных головоломок от 3 до 10 частей
- Сосчитай до десяти
- Сортировка по форме и цвету
- Совпадение картинок
- Понять понятие «два»
- Основные правила безопасности: будьте осторожны с лестницей, острыми и горячими предметами
Речевые навыки
См. учебные листы «Развитие речи и языка: от 24 до 30 месяцев» и «Развитие речи и языка: от 30 до 36 месяцев».
Вопросы?
Этот лист не относится конкретно к вашему ребенку, но содержит общую информацию. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка, обратитесь к своему врачу, практикующей медсестре или терапевту.
Children’s Hospitals and Clinics of Minnesota
Patient/Family Education
2525 Chicago Avenue South
Minneapolis, MN 55404
Reviewed Rehab 6/2015 общая информация по теме выше. Если у вас есть вопросы, звоните в свою клинику. Чтобы получить дополнительные материалы для чтения по этой и другим темам, связанным со здоровьем, позвоните или посетите библиотеку Children’s Minnesota Family Resource Center или посетите сайт www.childrensmn.org/educationmaterials.
© 2023 Children’s Minnesota
Почему возраст от 2 до 7 лет так важен для развития мозга
Когда Альберт Эйнштейн был ребенком, мало кто — если вообще кто-либо — ожидал того замечательного вклада, который он внесет в науку. Его языковое развитие было задержано, что беспокоило его родителей до такой степени, что они обратились к врачу. Его сестра однажды призналась, что у Эйнштейна «были такие трудности с языком, что окружающие боялись, что он никогда не выучит». Как этот ребенок перешел от потенциальной задержки развития к тому, чтобы стать, скажем так, Эйнштейном?
Частично ответ на этот вопрос символизируется двумя подарками, которые Эйнштейн получил от каждого из своих родителей, когда ему было 5 лет. Когда Эйнштейн весь день лежал в постели из-за болезни, отец подарил ему компас. Для Эйнштейна это было таинственное устройство, которое пробудило его интерес к науке. Вскоре после этого мать Эйнштейна, талантливая пианистка, подарила Эйнштейну скрипку. Эти два дара бросили вызов мозгу Эйнштейна в нужное время.
Мозг детей развивается скачками, называемыми критическими периодами. Первый возникает в возрасте около 2 лет, а второй — в подростковом возрасте. В начале этих периодов количество связей (синапсов) между клетками мозга (нейронами) удваивается. У двухлетних детей синапсов в два раза больше, чем у взрослых. Поскольку именно благодаря этим связям между клетками мозга происходит обучение, в два раза больше синапсов позволяет мозгу учиться быстрее, чем в любой другой период жизни. Таким образом, опыт детей на этом этапе оказывает длительное влияние на их развитие.
Этот первый критический период развития мозга начинается примерно в возрасте 2 лет и заканчивается примерно в возрасте 7 лет. Он дает прекрасную возможность заложить основу целостного образования детей. Четыре способа максимизировать этот критический период включают в себя поощрение любви к учебе, сосредоточение внимания на широте, а не на глубине, уделение внимания эмоциональному интеллекту и отказ от отношения к образованию маленьких детей просто как к предшественнику «настоящего» обучения.
Поощряйте любовь к учебе
Маленькие дети должны получать удовольствие от процесса обучения, а не от производительности. Педагоги и родители могут подчеркнуть радость пробовать новые виды деятельности и узнавать что-то новое. Мы должны помочь детям понять, что ошибки — это желанная и нормальная часть обучения.
Этот период также является временем для формирования мышления роста — веры в то, что таланты и способности развиваются благодаря усилиям, а не закрепляются врожденно. Педагоги должны избегать навешивания ярлыков на детей или универсальных заявлений об их способностях. Даже такие комплименты, как «Ты такой умный», контрпродуктивны. Вместо этого подчеркните настойчивость и создайте безопасное пространство для обучения. Дети научатся любить учиться, если мы будем проявлять энтузиазм в отношении процесса, а не зацикливаться на результатах.
Сосредоточьтесь на широте, а не на глубине
Один из способов не концентрироваться на результатах на этом этапе развития — акцентировать внимание на широте развития навыков, а не на глубине. Предоставление детям самых разных видов деятельности закладывает основу для развития навыков в различных областях. Это время, чтобы привлекать детей к музыке, чтению, спорту, математике, искусству, науке и языкам.
В своей книге Диапазон Дэвид Эпштейн утверждает, что широта опыта часто упускается из виду и недооценивается. Сосредоточение внимания на совершенстве в одном виде деятельности может быть уместным в какой-то момент жизни. Но люди, которые преуспевают в нашем быстро меняющемся мире, — это те, кто сначала учится рисовать из разных областей и мыслить творчески и абстрактно. Другими словами, нашему обществу нужны всесторонне развитые личности.
Разносторонность особенно важна для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Их развивающийся мозг готов впитывать широкий спектр навыков. Этот «период выборки», как называет его Эпштейн, является интегральным. Это окно, в течение которого следует развивать детский диапазон. Позже у них будет достаточно времени, чтобы специализироваться.
Не забывайте об эмоциональном интеллекте
Да, мы хотим, чтобы дети хорошо читали и изучали основы математики. Но мы не должны игнорировать эмоциональный интеллект. Преимущества обучения в этот первый критический период развития мозга должны распространяться на такие навыки межличностного общения, как доброта, эмпатия и работа в команде.
Дэниел Сигел и Тина Пейн Брайсон объясняют важность развития эмпатии у детей в своей книге «Ребенок с цельным мозгом ». Эмпатия начинается с признания своих чувств. Поэтому они предлагают помочь детям этой возрастной группы сначала обозначить свои эмоции («Мне грустно»), а затем рассказать историю о том, что заставило их так себя чувствовать («Мне грустно, потому что я хотел мороженого, а ты сказал нет»). . Как только дети попрактикуются в обозначении эмоций, педагоги могут начать задавать вопросы, побуждающие их учитывать чувства других.
Одним из способов поощрения заботы о других является вовлечение детей в то, что взрослые делают для других. Даже позволение маленьким детям помогать по дому может сделать их более полезными и внимательными людьми.
Не относитесь к обучению детей младшего возраста только как к предшественнику «настоящего» обучения
Мозг детей может уникальным образом усваивать информацию на этом критическом этапе. Если интеллект определяется как способность к обучению, дети в возрасте от 2 до 7 лет могут быть самыми умными людьми на планете.
Исследования показывают, что после первого критического периода развития мозга некоторые навыки невозможно освоить с такой же скоростью. Например, исследования показывают, что дети в этом возрастном диапазоне лучше всего подходят для изучения моделей языкового развития, что позволяет им овладеть вторым языком на том же уровне, что и родной язык. Однако, как только дети достигают 8 лет, их уровень изучения языка снижается, и на втором языке говорят не так хорошо, как на родном. Такой же возрастной эффект наблюдается при обучении таким музыкальным способностям, как абсолютный слух.
Примечательно, что родители Эйнштейна не записали его на уроки физики — области, которая привела бы его к Нобелевской премии. Вместо этого отец Эйнштейна включил его в свою работу в качестве инженера. Его мать записала его на уроки игры на скрипке, потому что хотела, чтобы он любил и ценил музыку. Оба вида деятельности способствовали целостному развитию его юного ума. Заманчиво думать о дошкольном образовании как о предшественнике «настоящего» образования.