А бине: Бине Альфред • Аутизм.Энциклопедия

Альфред Бине (1857 — 1911): Psychology OnLine.Net

Альфред Бине (1857 — 1911)
Добавлено Psychology OnLine.Net
24.04.2006 (Правка )

Альфред Бине родился 11 июля 1857 г. в Ницце. О его детских годах известно немного. Но уже во время обучения в высшей юридической школе Бине заинтересовался психологией.

В 1886 г., учась в юридической школе, он написал книгу «Психология умозаключения», в которой определил свою теорию трех образов. По этой теории все мыслительные процессы и восприятия по своему психологическому механизму рассматриваются как ассоциации между двумя образами. Так, например, первый образ — зрительное ощущение — по ассоциации сходства вызывает зрительное представление (второй образ), а это вызывает комплекс тактильных и мышечных представлений. Таким образом, по этой теории умозаключение и восприятие сближаются, т.к. в каждом восприятии имеются элементы суждения, утверждения относительного объекта, всегда есть переход от неизвестного к известному, оба эти процесса представляют собой слияние трех образов.

Бине определял различие между восприятием и умозаключением в объектах этих процессов: для умозаключения — это общие идеи, а для восприятия — факты и конкретные предметы В своей теории он показал не просто взаимодействие образов, а определил три состояния сознания, связанные с этими тремя образами, и процессы перехода между ними.

В 1891 г. Альфред Бине начинает работать в психологической лаборатории Сорбонны. Работа, которая последовала за этим, называлась «Экспериментальное изучение интеллекта». Основу этой книги составили наблюдения и эксперименты над дочерьми Бине — тринадцатилетней Маргаритой и двенадцатилетней Армандой, а также над учащимися начальных школ. По мнению Бине, для получения достоверных результатов при психологических экспериментах необходимо хорошо знать испытуемых, их психическое состояние, а для решения одной проблемы нужно обязательно применять несколько методик. Так, в своей работе с детьми Бине применял около 20 различных методик придумывание 20 слов, придумывание и заканчивание предложений, сочинение на заданную тему, описание предметов, происшествий, вычеркивание букв в тексте, запоминание чисел и т.

д. На основании проведенных экспериментов Бине определил два основных психологических типа, отчетливо проявляющихся у детей: наблюдательный (объективный) и фантазирующий (субъективный). Ученый считал, что эти типы не являются прирожденными и неизменными, различия между ними со временем сглаживаются воспитанием. Кроме того, в этой работе Альфред Бине отражает и свои теоретические разработки по психологии мышления. Он различает в мышлении три компонента образ, собственно мыслительную деятельность и слово. Здесь Бине развивает свою теорию трех образов, определив наличие специфического компонента мысли, названного им процессом идеализации.

В 1898 г вышла в свет книга А. Бине «Умственное утомление», посвященная влиянию умственного труда на физическое утомление и психические процессы. В ней было проанализировано большое количество экспериментального материала по умственному утомлению, в том числе опыты других ученых, а также опыты самого Бине, посвященные влиянию умственной работы учащихся на их аппетит, а также о влиянии экзаменов на физическое состояние учащихся.

Кроме того, в этой книге А. Бине сделал некоторые указания по методике изучения умственного утомления. По его мнению, утомление следует отличать от переутомления, последнее характеризуется тем, что человеку для полного восстановления сил недостаточно обычного отдыха или сна, а требуются перемены в образе жизни или лекарства. Бине считал проблему переутомления очень важной для педагогической психологии. Занимаясь проблемами психологии индивидуальных различий и детской психологии, Бине пришел к решению заняться проблемами измерения умственного развития у детей.

В 1905 г. он основал свободное общество для изучения ребенка, стремился привлечь в него как научную общественность, так и широкую публику.

В том же 1905 г. в «Психологическом ежегоднике» появилась его статья «По поводу измерения интеллекта», в которой Бине подверг критике методы измерения умственного развития с помощью испытаний чувствительности, краниометрии (измерения параметров — размеров и формы — черепа) и оценок, даваемых учителями. Вместо этого ученый предлагал использовать метод, основанный на образовательном уровне, достигнутом ребенком. Необходимость отделения детей с отстающим развитием во вспомогательные школы, возникшая перед французским правительством, повлияла на создание А. Бине и Т. Симоном в 1907 г. книги «Ненормальные дети». Основными чертами умственно отсталого ребенка они считали замедленность в развитии, неравномерность роста и, иногда, дезорганизацию умственных способностей Кроме того, А Бине и Т. Симон выделяли несколько критериев оценки детей и основанных на этом категорий. Так, в качестве критериев, по их мнению, можно рассматривать способности к пониманию, суждению, принятию решений, а также внешнюю форму выражения этих способностей — речь. Идиотом они называли ребенка, который не способен общаться с другими посредством речи, причем если эта неспособность не объясняется расстройством слуха или голосового аппарата. Имбециликом, по их мнению, можно назвать того, кто не способен письменно выражать свои мысли, а также читать и воспринимать написанное, опять же, если это не объясняется никакими расстройствами зрения или двигательного аппарата.

Последняя категория ненормальных детей — дебил, которым можно назвать того, кто может посредством письма или речи сообщаться с другими, но на несколько лет запаздывает в ходе занятий, если, конечно, это запоздание не вызвано только неравномерным посещением школы. При соотнесении этих категорий с возрастными уровнями развития нормального ребенка Бине и Симон определили, что умственное развитие идиота соответствует уровню ребенка младше двух лет, имбецилика — ребенку двух-трех лет. Для дебила этот уровень не устанавливался, поскольку ему свойственно лишь отставание от сверстников.

В 1908 г в «Психологическом ежегоднике» появилась шкала умственного развития, предназначенная для детей от 3 до 12 лет, разработанная Альфредом Бине опять же в сотрудничестве с Теодором Симоном При создании этой шкалы Бине применил большое количество разнообразных методик и все задания, используемые при определении уровня развития детей, разделил на три группы, задачи, которые решаются на основе жизненного опыта, собственно психологические задачи и задания, которые решаются с помощью знаний, приобретенных в школе.

Таким образом, предложенная шкала оценивает умственное развитие ребенка в комплексе, не останавливаясь только на его школьных успехах или некоторых чертах характера. Книга «Современные идеи о детях», изданная в 1909 г., стала итогом большинства исследований Альфреда Бине. По мнению автора, эта книга должна была иметь практический характер, она предназначалась для учителей, работающих с детьми различного возраста, и в ней предлагались решения разнообразных проблем, связанных с детьми. В этой книге А. Бине предложил испытания чтения, счета и орфографии, предназначенные для проверки школьной успеваемости, а также определил целый ряд причин, способных повлиять на неуспеваемость школьника. Среди них он назвал физическое развитие и состояние здоровья, дефекты слуха и зрения, слабость памяти, недостатки умственного развития, перемена школы, неблагоприятные семейные условия и.т.д. Уделяя большое внимание физическому развитию, Бине предложил методы его измерения, а также указал на необходимость повышения уровня жизни учащихся.
Также он предложил испытания слуха и зрения, совершенно необходимые, по его мнению, школьным учителям, поскольку дети часто скрывают подобные недостатки из-за робости или по незнанию. Кроме этого, Бине подробно остановился на необходимости активного взаимодействия ученика и учителя, развития памяти. Важное значение для педагогической психологии имеет предложенная ученым классификация средств воспитания. Он выделяет следующие типы: 1) методы «воздержания» — когда на ребенка оказывают влияние естественные последствия его поступка; 2) репрессивные методы — наказания и выговоры; 3) «возбуждающие» методы — отвлечение ребенка от дурного, разумные поощрения.

1910 и 1911 гг. были для А. Бине периодом увлечения патопсихологией. Статьи, опубликованные в то время, были посвящены более подробному изучению душевных болезней. По его мнению, все душевные болезни характеризуются недостаточностью, деформацией или отклонением психических функций и болезненным отношением самого индивида к этим отклонениям, причем ученый особо подчеркивал важность второй характеристики. При изучении и классификации душевных заболеваний Бине ставил себе задачу установить для каждой болезни характеризующее ее психическое состояние. Так, истерии соответствует состояние разобщенности различных видов деятельности, маниакально-депрессивному психозу — состояние доминирования некоторых функций и видов деятельности, умственной отсталости — задержка развития.

Альфред Бине умер 18 октября 1911 г. в Париже в самом расцвете творческих сил. Несмотря на недолгую жизнь, А. Бине внес значительный вклад в развитие психологической науки. Основное внимание он уделял детской психологии, создав методику определения умственного развития ребенка. Помимо этого, Бине занимался также проблемами патопсихологии, психологии искусства, написал несколько работ по проблеме внушаемости, по психологии шахматистов и феноменальных счетчиков Его разработки оказали влияние на многих психологов, в том числе и на Айзенка, создателя теста проверки уровня интеллекта.

Альфред Бине: тесты на интеллект и драматургия

Кому предназначались первые тесты на интеллект, какой памятью пользуются шахматисты, как ученый прошел путь из юристов в психологи, а закончил написанием пьес, рассказываем в материале, созданном совместно с коллегами из портала Indicator. Ru

Бине родился ровно 164 года назад, 8 июля 1857 года в Ницце, в семье врача и художницы, но его родители расстались, и будущего ученого воспитывала мать-одиночка. Но это не помешало сыну получить отличное образование. Когда ему исполнилось 15 лет, семья переехала в столицу, и юный Альфред последние школьные годы провел в Лицее Людовика Великого, одном из старейших учебных заведений Парижа, где до него учились Гюго, Мольер, Эварист Галуа, Робеспьер и десятки других знаменитых французов.

Двор Лицея Людовика Великого
Wikimedia Commons

После этого Бине получил высшее юридическое образование, став доктором права. Но карьера юриста его не очень привлекала, и, проработав шесть лет, молодой человек ушел в отставку. К этому моменту он уже посещал медицинские курсы (которые так и не окончит впоследствии) и познакомился с психофизиологом Шарлем Фере, с которым позднее опубликовал ряд работ, посвященных в том числе животному магнетизму и гипнозу. Критикуя животный магнетизм Месмера с перетеканием флюидов, авторы пишут, что можно вводить в оцепенение людей и других животных, но никакого волшебства в этом нет – только гипноз.

Выйдя в отставку, Альфред решил заняться самообразованием в Национальной библиотеке. К этому не было никаких особенных препятствий: после учебы в знаменитом лицее Бине владел английским в совершенстве, и мог читать труды не только французских, но и зарубежных авторов.

В том же 1884 году он женился на дочери зоолога и эмбриолога Эдуарда Бальбиани, открывшего гигантские утолщения хромосом у комаров-звонцов (кольца Бальбиани), изучавшего также размножение инфузорий, цитологию и гистологию. Бине продолжил свои занятия естественными науками в Сорбонне, посещая заодно курс своего тестя. Через год он захотел продолжить свои занятия психологией и психофизиологией, и поступил к знаменитому Жану-Мартену Шарко – создателю современной неврологии как науки. Шарко работал в больнице Сальпетриер, что с французского переводится как «склад селитры», так как до больницы там была тюрьма, приют для душевнобольных и престарелых, а еще раньше – пороховой завод. У великого Шарко, подарившего миру не только фундаментальные труды, но и множество талантливых учеников, Бине проработал семь лет, придумав немало экспериментов для изучения гипноза. Затем Альфред разочаровался в этой теме и раскритиковал мнение своего учителя о ней. Конечно, ему не оставалось иного выхода, кроме как покинуть это место.

Шарко читает лекцию об истерии. Фрагмент полотна Андре Бруилле 1881 г.
Wikimedia Commons

Бине стал ассистентом Анри Бони, проработав три года в его лаборатории психофизиологии и не получая никакого жалования. Его бескорыстная любовь к науке была вознаграждена: после отставки руководителя он стал главой лаборатории. Вскоре карьера Бине пошла в гору, и он стал лектором в Бухаресте, главным редактором одного психологического журнала и членом редколлегии другого. Чуть позже он основал первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии.

В это время его научные интересы снова сместились. Наблюдая за подрастающими дочками и опираясь на опыт превосходного педагога и лектора, Бине увлекся изучением детской психологии и умственного развития. В эпоху, когда почти все внимание психологов было приковано к болезням и отклонениям, Бине осмелился сместить фокус научной мысли также и на норму, которая до того пользовалась гораздо более скромным успехом.

Тест на умение рисовать квадрат для пятилетних детей, 1908 год, иллюстрация в журнале L’Année psychologique («Психологический ежегодник»), основанном Альфредом Бине и Анри Бони. Журнал жив и по сей день, приобрел и англоязычную версию.
Wikimedia Commons

Ученый заметил, что его дочки взрослеют по-разному: если Маргарита была наблюдательной и четко формулировала свои мысли, подробно описывала образы, то Арманда была фантазеркой. Бине отнес их к двум различным типам и предположил, что образование следует подбирать так, чтобы оно компенсировало эти особенности. Обратившись к существовавшим педагогическим методикам, ученый нашел их весьма посредственными и порождающими проблемы, а не решающими их. В последнем он как раз и видел призвание воспитания. 

Но критикой Бине не ограничился (все бы так критиковали): он решил создать свою методику оценку умственного развития детей. Вместе с Теодором Симоном ученый создал первый в мире тест для оценки интеллекта в 1905 году, который помогал определить «умственный возраст» ребенка. Дети должны были выполнять указания, помещать предметы по порядку, называть объекты, копировать рисунки. Альфред Бине, однако, предостерегал от поспешных выводов после такой проверки. Необходимо было сопоставить результаты с физическим состоянием ребенка, с его прилежанием к учебе, уровнем внимания, мотивации, влиянием внешних факторов. В 1916 эта шкала будет переработана Терменом в шкалу «Стэнфорд-Бине».

Бине разработал и систему оценки успеваемости, основываясь на двух ключевых принципах: вопросы тестов не могут быть случайными, а должны четко основываться на программе; успехи ребенка оцениваются по сравнению с успехами его сверстников. Такие же принципы легли в основу и его методик оценки.

По мнению ученого, на успешность ученика могли влиять не только его здоровье и ум, но и материальное положение семьи (которое, например, позволяет нанять лучшего учителя), а также характер ребенка. 

Память ученый сравнивал с полем, а интеллект – с капиталом, который можно вложить в возделывание этой земли. Бине также описал еще один вид запоминания, ранее неизвестный – абстрактную память, которая закрепляет информацию о понятиях и объектах схематично. Именно так запоминают положения фигур, играя вслепую на нескольких досках, шахматисты, которых ученый впервые поместил в фокус внимания психологии. Запоминая общий смысл, даже некоторые мастера не могли сходу ответить на вопрос о цвете конкретной клетки на доске, и только после построения мысленной схемы, опираясь на знания о соседних фигурах, говорили правильный вариант. Правда, сам Альфред Бине в шахматах не особенно разбирался: одному из испытуемых он поверил, что тот может просчитать игру на 500 ходов вперед.

Наблюдения и эксперименты Альфреда Бине показали, что уровень интеллекта с возрастом может меняться, и нельзя ставить крест на ребенке, если сначала у него что-то не получается. Даже если ученик сначала не демонстрирует блистательных успехов, надо стараться приспособить его к жизни в обществе, развивая его в том направлении, которое ему подходит. Да и темпы развития у детей могут быть разными, и, возможно, не самый способный ученик еще догонит и перегонит своих сверстников. Поэтому в педагогике, как и в медицине, для Бине была важна не только «постановка диагноза», но и «лечение».

Андре Латур
Wikimedia Commons

Бине хотел уточнить свои тесты, чтобы снизить риск неверной интерпретации, но этому помешала его смерть от инсульта всего в 54 года. Но успел он немало: перед смертью он даже попробовал себя в драматургии, сочетая психологический талант с мастерством Андре Латура, работавшего под псевдонимом де Лурда. Плодом их трудов стало полдюжины пьес, посвященных одержимости, урокам в Сальпетриер и свойствам человеческой природы.


Текст: Екатерина Мищенко

Альфред Бине — биография, факты и фотографии

Альфред Бине, один из самых влиятельных французских психологов и ученых, известен своими обширными исследованиями, связанными с умственными способностями человека. Он произвел революцию в области образования и психологии, особенно в отношении тестирования интеллекта. Открытия Бине намного опередили его время, и, хотя он не вполне осознал истинную ценность своего вклада, его имя закрепилось в мире психологии.

Бине также является автором многих публикаций о психофизике и творчестве, в том числе легендарного «L’AnnéePsychologique», который до сих пор считается важным журналом по психологии.

Объявления

Ранняя жизнь и образование:

Бине родился в июле 1857 года в Ницце, Франция, в семье врача и матери-художницы. Родители Бине развелись, когда он был совсем маленьким. В основном его воспитывала мать. В 15 лет он получил несколько наград за выдающиеся способности в литературном сочинении и переводе в престижной школе Луи-ле-Гран. Его любимыми предметами были юриспруденция и медицина. Он получил юридическое образование, но решил не заниматься юридической карьерой.

Когда Бине было около двадцати пяти, он получил образование, читая книги по психологии в Национальной библиотеке в Париже. Там он изучал события и тенденции в психологии. Он был вдохновлен работами Теодуля Рибо и Джона Стюарта Милля, что усилило его энтузиазм в отношении сенсорной и ассоциативной психологии.

Вклады и достижения:

Бине познакомился с неврологом Жаном-Мартеном Шарко в больнице Сальпетриер в начале 1880-х годов и был очарован его работой. Оставив позади свое юридическое образование, Бине работал в больнице, проводил обширные исследования и публиковал работы по гипнозу и истерии. Утверждая спорную теорию, он постепенно постиг природу внушаемости в психологических экспериментах.

В 1884 году Бине женился на Лауре Бальбиани, дочери известного эмбриолога Эдуарда-Жерара Бальбиани. У них было две дочери, Мадлен и Алиса, которые родились с разницей в два года. Бине оставил свою должность в больнице Сальпетриер в 1890 году. Вместо этого он посвятил свое время своим дочерям. Он проводил домашние эксперименты со своими двумя детьми и систематически наблюдал за их поведением и реакцией. Впоследствии он опубликовал три статьи, описывающие его наблюдения, объясняющие эксперименты, касающиеся индивидуальных различий и измерения интеллекта.

В 1892 году Бине поступил добровольцем в Лабораторию экспериментальной психологии Сорбонны. Три года спустя, в 1894 году, он стал директором и занимал эту должность до самой смерти. Вместе с Генри Хонисом и Теодором Саймоном он основал журнал по психологии «L’AnnéePsychologique» (что переводится как журнал «Психологический год»). Журнал широко считается одним из самых важных вкладов в историю психологии.

Французский физико-химик Виктор Анри ненадолго помог Бине в исследованиях зрительной памяти и исследованиях индивидуальной психологии.

Бине стал членом Свободного общества психологических исследований ребенка, а также работал во французской комиссии по обучению умственно отсталых детей. Методы Бине были опубликованы в 1903 году в книге «L’Etude Experimente de l’Intelligence», что в переводе означает «Экспериментальное исследование интеллекта».

В экспериментальных исследованиях Бине участвовали и школьники. В 1905 году Бине вместе со своим научным сотрудником Теодором Симоном ввел тесты для измерения интеллекта детей. В тесте было тридцать заданий возрастающей сложности. Эти тесты будут представлять умственные вехи развивающегося ребенка. Затем было протестировано множество детей, в результате чего был получен средний балл для определенного возраста. Результативность ребенка в тестах может показать его умственный возраст по сравнению с «нормальным» результатом. Эта шкала Бине-Саймона стала важной вехой и помогла выявить детей с трудностями в обучении. Шкала Бине-Саймона стала чрезвычайно популярной во всем мире. Бине признал, что тесты несовершенны, и подчеркнул, что умственное развитие у детей может развиваться с разной скоростью.

Дальнейшая жизнь и смерть:

Вторая версия шкалы Бине-Симона была опубликована в 1908 году, а третья — в 1911 году, незадолго до его смерти. Бине умер 18 октября 1911 года. В 1917 году Свободное общество психологических исследований ребенка проголосовало за изменение своего названия на La Société Alfred Binet в его честь.

Рекламные объявления

Биография Альфреда Бине

Альфред Бине был психологом, практиковавшим в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Его исследование шкалы интеллекта Бине-Саймона сыграло значительную роль в разработке современного теста IQ.

Личная жизнь

Альфред Бине родился в 1857 году в Ницце, которая тогда называлась Королевством Сардиния. Мать Бине вырастила его после того, как его родители разошлись, когда он был еще маленьким. В возрасте 15 лет Бине и его мать переехали в Париж, где он изучал право и получил высшее образование в 1878 году. Он продолжал изучать естественные науки в Сорбонне, но не интересовался учебой. Вместо этого он переключил свое внимание на психологию и начал изучать работы Симеона Воутероса, Джона Стюарта Милля и других.

Профессионал Жизнь

Бине познакомился с Чарльзом Фере в 1883 году, и его наставником был Жан Шарко. Он выступал в роли исследователя Шарко в неврологической клинике и узнал от него о гипнозе. Однако, когда исследования гипноза не выдержали академического и общественного контроля, он отошел от этой дисциплины.

Бине переориентировал свое внимание на когнитивное развитие после рождения двух дочерей. Внимательно изучая их развитие, Бине провел исследования и оценки в области психологии развития, социальной, экспериментальной и дифференциальной психологии. Он опубликовал сотни книг и статей, а его работы по интеллекту и психическим процессам оказали влияние на многих выдающихся психиатров и психологов того времени, включая Жана Пиаже.

В 1891 году Бине начал работать в Лаборатории экспериментальной психологии, где за несколько лет дослужился до директора лаборатории. Он оставался в этом качестве до своей смерти в 1911 году. Бине было поручено найти способ отличить детей с когнитивными нарушениями, чтобы убедиться, что они получают необходимые им образовательные услуги.

Он работал с Саймоном над разработкой тестов интеллекта, первый из которых был представлен в 1905 году и известен как шкала Бине-Саймона.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts