10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа». Шпаргалки по философии
10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа»
Георг Гегель
завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую систему Абсолютного Идеализма, построенную на следующих положениях:
1. Если Абсолютный Разум является тождеством субъекта и объекта, то есть тождеством мышления и природы, то Он содержит в себе всё, что существует в этом мире. Таким образом, Абсолютный Разум есть сам этот мир. Но, ведь, Абсолютный Разум есть не только этот мир, Он при этом есть всегда еще и то, что Он есть непосредственно сам по себе.
А что же такое Абсолютный Разум сам по себе? Абсолютный Разум сам по себе — это есть некая идея его самоочевидного существования, идея о том, что Абсолютный Разум вообще существует, безотносительно того, что такое есть при этом Абсолютный Разум.
Но если эта идея содержит в себе самоочевидное существование Абсолютного Разума как такового, то она же содержит в себе и то, каков есть этот Абсолютный Разум по своей природе. Потому что, если идея определяет, что Абсолютный Разум есть, то она же, эта самая же идея, определяет и то, что такое есть Абсолютный Разум полностью однозначно и безо всяких вариантов этому. Ведь, другие варианты предполагали бы для себя другую идею, но других вариантов быть не может, поскольку нечто абсолютное может быть только единственным вообще и в принципе.
Таким образом, Абсолютный Разум — это Абсолютная Идея, потому что нечто абсолютное содержать в себе может также только абсолютное.
Итак, самоочевидно существует некая Абсолютная Идея, содержащая в себе как само существование Абсолютного Разума, так и, соответственно этому, то, что такое есть этот Абсолютный Разум по своей природе.
То есть некая Абсолютная Идея определяет собой, что такое Абсолютный Разум, и, следовательно, эта Идея является первоосновой Абсолютного Разума.
2. Таким образом, получается, что эта Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум, необходимо сохраняется и в составе вещественного мира, который разворачивается из Абсолютного Разума в результате его дифференциации на дух и на природу, так как мир вещей — это всего лишь инобытийное состояние самого Абсолютного Разума.
А если это так, то Абсолютная Идея является устойчивым и неизменным первоэлементом, как мира духовного в составе Абсолютного Разума, так и мира природного, исшедшего из того же Абсолютного Разума.
Следовательно, Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум — это первооснова и сущность вообще всего и духовного и материального в мире.
Таким образом,
первым принципом правильного познания, правильной философии, должен быть принцип абсолютного идеализма — источником и первоосновой мира является его всеобщее духовное начало в виде Абсолютной Идеи.
3. Таким образом, Абсолютная Идея есть основа всякого бытия, и, следовательно, Она есть само бытие, как таковое, Она есть Бытие Всего.
Но, ведь, в бытии Абсолютной Идеи нет содержания, поскольку в нём тождественны и качественно неразличимы абсолютно все духовные и природные явления. То есть, по своему содержательному потенциалу бытие Абсолютной Идеи становится равным понятию бытия Ничего, то есть бытия не подлинного.
Таким образом, бытие всего, бытие Абсолютной Идеи становится Ничем, неподлинным бытием.
Но, при этом, это Ничто, это мнимое, неподлинное бытие Абсолютной Идеи, мыслится нами, когда мы определяем бескачественную природу этого бытия, его первосущность и т. д. Мы определяем его как необходимый элемент рассуждений, мыслим, и, следовательно, как мыслимое, оно становится тут же бытием подлинным.
Итак, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать подлинным, поскольку оно бессодержательно и бескачественно. Но, одновременно с этим, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать не подлинным, поскольку оно мыслится и тут же в силу этого становится подлинным.
Так, всё-таки, подлинно Бытие Абсолютной Идеи, и вместе с ней Бытие Всего в мире, или не подлинно? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что однозначно здесь ясно только одно — самоочевидно имеет право и тот вариант, и этот. Следовательно, что самоочевидно и однозначно ясно, то и подлинно.
То есть:
подлинны оба этих противоположных варианта, но не каждый из них по отдельности друг от друга, а только оба вместе в противоречивом взаимодействии друг с другом и в постоянном столкновении друг с другом, в течение которого один вариант переходит в другой и наоборот.
Таким образом, получается, что всё подлинное не может быть подлинным без чего-либо противоположного себе, в которое оно может перейти.
И вся подлинность чего-либо состоит только в том, что есть еще нечто противоположное, с чем оно не может разделиться, но при этом борется с ним же. А когда борется, то само становится своей противоположностью.
Итак,
нет ничего однозначно подлинного в Бытии, кроме одного — процесса перехода противоположностей друг в друга.
Следовательно,
вторым принципом правильного познания
, правильной философии, должен бытьпринцип диалектики — принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей.
4. Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего-то начаться. А начаться становление Бытия Всего должно с акта самопознания, потому что Абсолютная Идея — это прежде всего Разум, а любой Разум начинает свою деятельность, свое становление, с акта самоопределения, с акта самопознания.
Итак, становление Бытия Всего начинается с того, что Абсолютная Идея должна сначала самопознаться и самоопределиться сама в себе. То есть — она должна распознаться и раскрыться сама для себя в системе связанных понятий, для чего Ей необходима логика.
Таким образом,
третьим принципом правильного познания является
принцип системности, то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума.
5. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, согласно законам логики, должно происходить в серии необходимых и закономерно вытекающих друг из друга переходов от одного состояния к другому.
Отсюда заявляется
четвертый принцип правильного познания, правильной философии — принцип историзма, подразумевающий рассмотрение познаваемого явления во всей последовательности всех этапов его изменения и развития.
6. Поскольку Абсолютная Идея есть непосредственно сам этот мир, то правильное познание Абсолютной Идеи есть, таким образом, правильное познание и духа этого мира, и его материи.
Следовательно, познание мира во всей совокупности его элементов и связей в их развитии через познание Абсолютной Идеи, это есть познание мира, некогда задуманного Абсолютной Идеей, возникшего из Неё и развивающегося через Неё к какой-то цели, Ею же поставленной.
Из этого проистекает
пятый принцип правильного познания, принцип теологизма — то есть принцип того, что философия должна пониматься как основа религиозного сознания, решающего всеобщие проблемы возникновения мира, развития мира и общей цели существования мира.
Таким образом, в окончательной концепции Гегеля
В процессе саморазвития Абсолютная Идея проходит несколько стадий:
1. Формирование системы теоретических категорий чистого разума. На этой стадии происходит самопознание Абсолютной Идеи и заложение Ею принципов создания природного мира в виде умственных категорий, содержащих характеристики будущего природного мира — пространство, время, материя, движение, взаимодействие, субстанция, сила, вещь, единичное, множественное, причинность и т. д.
2. Отчуждение от себя своего же природного инобытия
для формирования из него мира конечных вещей. Это — стадия самореализации Абсолютной Идеи в вещественном мире. В этом вещественном мире Она реализуется в категориях чистого разума, которые придумала для природы на первой стадии самопознания — мир будет существовать во времени и пространстве, материально, вещественно, в постоянном движении, в причинном взаимодействии и т. д.На этой, второй стадии, всё также делается для самопознания, ибо Абсолютная Идея, как Разум, с самого начала и всегда будет делать одно и тоже: только и только познавать. Он будет делать это в соответствии со своей природой, поскольку он — Разум. А поскольку этот Разум есть всё, что есть вообще в бытии, то Он будет с самого начала и всегда познавать только и только самого себя.
И вот здесь, на этой стадии, Абсолютная Идея создает из себя новый объект познания для собственного самопознания — материальную природу.
3. Возникновение в мире конечных вещей человека и вместе с ним человеческого духа. Здесь начинается самореализация Абсолютной Идеи в процессе познания и усвоения результатов Своей духовной деятельности, осуществленной в форме духовной деятельности человека.
По замыслу Абсолютной Идеи, на второй стадии отчуждения от Себя природного инобытия, природа создавалась не только для того, чтобы стать объектом познания для собственного самопознания. Служебное назначение природы с самого начала состояло еще в и том, что в ней должен будет появиться человек. Через человека Абсолютная Идея осуществляет Свою духовную деятельность в созданном мире, и эта духовная деятельность также становится объектом познания для собственного самопознания.
4. Высшая форма самореализации Абсолютной Идеи, формирование из неё Абсолютного Духа, понимаемого как совокупность духовной деятельности человечества, накопленной на протяжении тысячелетий. Это завершающий этап и конец развития Абсолютной Идеи, где она осознает самою себя и весь пройденный путь, и становится Абсолютным Духом.
Такова философская система Гегеля.
Основным же методом философии Гегеля является диалектический метод: рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и во взаимообусловленности их развития.
Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности:
1. Восхождение от абстрактного к действительности, то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности.
2. Соответствие исторического и логического, то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов.
3. Принцип всесторонности, то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов.
История по Гегелю носит строго закономерный характер, в котором проявляется целенаправленная деятельность Абсолютной Идеи, или Мирового Разума. Люди, преследуя свои цели, на самом деле реализуют в тоже время историческую необходимость, определенную замыслом Абсолютной Идеи.
Общая мировая история есть не что иное, как процесс самосознания Абсолютной Идеи, которая для этого заставляет отдельных людей и целые народы выполнять ту или иную историческую миссию в точности со Своим планом, для чего представляет детали этого плана людям таким образом, что те воспринимают их как собственные цели, устремления и желания. Так Абсолютная Идея творит ежеминутно историю, направленную на достижение Ею состояния Абсолютного Духа.
Основные термины
АБСОЛЮТ — ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который содержит в себе определения и возможности творения всего существующего.
АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ — концепция, признающая источником и первоосновой мира всеобщее духовное начало.
АБСТРАКТНОЕ — идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.
БЫТИЕ — всё то, что действительно существует.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — то, что есть в наличии.
ДИАЛЕКТИКА — метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ДУХ — неприродная сфера бытия.
ИДЕЯ (в мышлении) — мысленное представление о чём-либо.
ЛОГИКА — наука о формах правильного мышления.
ОБЪЕКТ — то, что познается.
ОТЧУЖДЕНИЕ — обособление целым от себя какой-то своей части и превращение её в независимое от себя самостоятельное целое.
ПОДЛИННОЕ — действительно существующее.
ПРИРОДА — совокупность всех внешних естественных условий существования человека.
СУБЪЕКТ — тот, кто познает.
СТАНОВЛЕНИЕ — непрерывная изменчивость вещей и явлений.
ТЕОЛОГИЯ — религиозная философия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы
6. Философско-этическая система Сократа. Назначение философии. Метод сократической беседы Вся этическая концепция Сократа построена на стремлении понять истинное назначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства.
2. ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИЙ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ, И. КАНТА, Г. ГЕГЕЛЯ
2. ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИЙ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ, И. КАНТА, Г. ГЕГЕЛЯ Мыслители античности в поисках первоначала бытия столкнулись с трудностями не только определения его оснований, но и с проблемой, как выразить эти основания.По Гераклиту, мир — это «река, в которую нельзя
66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля
66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснования тождества индивидуального и абсолютного «Я». Это возможно лишь путем поступательного развития
67. Диалектика Гегеля
67. Диалектика Гегеля Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.1. Закон перехода количественных изменений в качественные . Категории: качество, количество, мера. Качество – это внутренняя
§ 5. Диалектический идеализм Гегеля
§ 5. Диалектический идеализм Гегеля Наиболее выдающимся представителем немецкой классической философии является Гегель.Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте в семье крупного чиновника небольшого немецкого государства — герцогства Вюртемберг. С
К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания
К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания «Феноменология духа» — одно из самых фундаментальных произведений в истории философской мысли и, быть может, поэтому одно из наиболее трудных для понимания. Вводные замечания не могут
Третий отдел философии духа. Абсолютный дух
Третий отдел философии духа. Абсолютный дух {§ 553}Понятие духа имеет в духе свою реальность. То, что эта последняя в тождестве с понятием духа существует как знание абсолютной идеи, — есть необходимая сторона того, что свободная в себе интеллигенция, в своей
Эпоха Гегеля
Эпоха Гегеля 1770,27 августа — родился в Штутгарте.1781 — как и другие члены семьи, перенес тяжелую лихорадку.Смерть матери.1788 — изучает богословие в Тюбингенском университете, где знакомится с Гельдерлином и Шеллингом.1793 — окончив Тюбингенский университет, поступает на
4. Абсолютный идеализм Гегеля
4. Абсолютный идеализм Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель был сыном финансового чиновника. Он родился в 1770 г., получил образование в штутгартской гимназии и Тюбингенском теологическом институте, где учился вместе с Шеллингом, который оказал на него большое влияние,
Глава 1.
6 От философии Гегеля к диалектическому материализмуГлава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму Философия ГегеляКантовская философия дала мощный импульс развитию немецкой философии. Кант исходил из противопоставления субъекта внешнему миру, объекту. Уже Фихте стремился преодолеть эту двойственность,
Абсолютная идея в философии Гегеля.
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Наиболее полное завершение немецкий классический идеализм получил в философской системе Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте и Шеллинга, развивая их, Гегель подверг критике ошибочные положения, содержащиеся в их учениях. Так, он отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе». Рисуя картину мира, Гегель полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а последняя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно быть понято как результат всего предшествующего развития некоего абсолютного первоначала.
Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания идеи самой себя. В «Энциклопедии философских наук» (1817) Гегель следующим образом излагает суть своей философской системы: в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причём деятельность его состоит в самопознании. Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа.
1. Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления». Идея раскрывает своё содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий. Закономерное движение категорий, выражающих содержание абсолютной идеи, представлено в Логике.
2. Развитие идеи в форме «инобытия» как акт отчуждения, отпадения от самой себя, т. е. деградация. Это означает порождение природы. Природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность. Проявлениями абсолютной идеи в природе Гегель считал механику, физику, органику.
3. Переход от чуждой для идеи природы в область развития духа, развитие идеи в мышлении и истории. На этом этапе абсолютная идея как бы пробуждается и находит свое выражение в абсолютном духе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, в различных формах отношений людей. С достижением этой стадии развитие прекращается.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Абсолютная идея в философии Гегеля.
От 250 руб
Контрольная работа
Абсолютная идея в философии Гегеля.
От 250 руб
Курсовая работа
Абсолютная идея в философии Гегеля.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Поделись с друзьями
Абсолютный идеализм | философия | Британика
Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Похожие темы:
- гегельянство Абсолютная идея
Просмотреть весь связанный контент →
Абсолютный идеализм , философская теория, в основном связанная с Г.В.Ф. Гегель и Фридрих Шеллинг, немецкие философы-идеалисты XIX в. XX века, Джозайя Ройс, американский философ, и другие, но в своей основе продукт Гегеля. Абсолютный идеализм в целом можно охарактеризовать как включающий следующие принципы: (1) общий повседневный мир вещей и воплощенных разумов — это не мир, каков он есть на самом деле, а лишь такой, каким он предстает в терминах некритических категорий; (2) лучшее отражение мира находится не в физических и математических категориях, а в терминах самосознания; и (3) мысль есть отношение каждого частного опыта к бесконечному целому, выражением которого он является, а не наложение готовых форм на данный материал.
Идеализм для Гегеля означал, что конечный мир есть отражение разума, который только и является истинно реальным. Он считал, что ограниченное бытие (то, что возникает и исчезает) предполагает бесконечное неограниченное бытие, в котором конечное есть зависимый элемент. С этой точки зрения истина становится отношением гармонии или согласованности между мыслями, а не соответствием между мыслями и внешними реальностями. По мере продвижения от сбивающего с толку мира чувственного опыта к более сложным и связным категориям науки приближается Абсолютная идея, лишь частью которой являются все другие абстрактные идеи. Гегель считал также, что эта возрастающая ясность проявляется в том факте, что позднейшая философия предполагает и выдвигается из более ранней философии, приближаясь в конечном счете к тому, с чем связаны все вещи и что тем не менее самодостаточно, т. е. к Абсолютной идее.
Подробнее по этой теме
Западная философия: XIX век
…немецкой школы абсолютного идеализма, основными представителями которой были Иоганн Фихте (1762–1814), Фридрих Шеллинг (1775–1854),…
Шеллинг, хотя и сходный с Гегелем в том, что он тоже верил в Абсолютную Идею, отличался от него тем, что отождествлял Абсолют как недифференцированное или безликое единство противоположностей. Таким образом, в состоянии интеллектуальной интуиции субъект и объект, будучи противоположностями, теряются в анонимности Абсолюта. Гегель атаковал эту позицию в своем Phänomenologie des Geistes (1807; Феноменология разума ).
Ройс предположил, что человеческий разум является фрагментом Абсолюта, но каким-то образом остается отдельным «я» и личностью. Он считал, что индивидуальные «я» (как части Абсолюта) способны, благодаря фундаментальной добродетели лояльности, искать свое все возрастающее и все расширяющееся значение и отождествляться с ним, таким образом приближаясь к Абсолюту.
Идеализм Гегеля лег в основу абсолютного идеализма многих философов (включая Ф. Х. Брэдли и Бернара Бозанке), сделавших абсолютный идеализм господствующей философией XIX в.век.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Брайаном Дуиньяном.
Абсолютный идеализм — Оксфордский справочник
Показать сводную информацию
Обзор
Вариант идеализма XIX века, в котором мир отождествляется с объективным или абсолютным мышлением, а не с личным потоком опыта, как в субъективном идеализме. Это учение является потомком нескольких предков, в том числе Парменидского Единого, теологической традиции безусловного и неизменного необходимого существа, ответственного за случайный изменяющийся мир, многообещающей веры Спинозы в то, что существует только один мир с характеристиками фактов и вещей на одном уровне. стороны, а с другой — идей, трансцендентальный идеализм Канта и появление деятельности и воли как главных определяющих факторов истории. Другие влияния включают динамическое представление о природе как органическом единстве, стремящемся к цели совершенства, веру в то, что этот процесс отражается в духовном воспитании человека, и убеждение, разделяемое многими немецкими мыслителями конца 18 века, что обыденное мышление навязывает категории и различия, которые отсутствуют в изначальном, невинном погружении человечества в природу и должны быть преодолены, когда это идеальное единство будет восстановлено.
Разговор об Абсолюте впервые появляется в «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинга 1800 года. Идея о Духе, пронизывающем все сущее, к тому времени стала неотъемлемой частью романтического движения и оказала глубокое влияние на таких метафизически настроенных поэтов, как Шелли и Кольридж. Гегель сетовал на то, что шеллинговский Абсолют, как и кантовский ноумен, непознаваем, и в его руках Абсолют стал тем бытием, которое прогрессивно проявляется в ходе человеческой истории, определение, которое было принято для соответствия многим вещам, включая обычное человеческое самосознание. . Идеалистическое возвышение самосознания, впервые увиденное у Фихте, несомненно, способствует этому уравнению. Но человеческое самосознание не может быть единственным ингредиентом Абсолюта, поскольку Гегель также придерживался учения о том, что просто конечное не реально. Кроме Фихте, мало кто был удовлетворен тем, что человеческое сознание есть дух, ответственный за весь космос. Грин писал о Вордсворте, смотрящем на «открытый свиток мира, однако мира, написанного внутри и снаружи самосознательным и самоопределяющим духом» (9). 0054 Работы , iii. 119), и такой дух превосходит человеческий разум. В любом случае кульминационной точкой истории является точка, в которой «ум познает разум», или обретается окончательная самосознательная свобода. Гегель также настаивает на холизме, подразумевая, что разум, способный познать любую истину, должен обладать способностью познавать всю истину, поскольку частичная и разделенная истина мертва или не существует.
Самым влиятельным представителем абсолютного идеализма в Британии был Брэдли, который на самом деле избегал ярлыка идеализма, но чьи «Внешность и реальность» доказывали, что обычные явления противоречивы и что, чтобы примирить противоречие, мы должны выйти за их пределы, обратившись к более высокому уровню. реальности, где гармония, свобода, истина и знание — все это характеристики единого Абсолюта. Существенной частью случая Брэдли было предпочтение, озвученное гораздо раньше Лейбницем, категорическим, монадическим свойствам, а не отношениям. Его особенно беспокоила связь между тем, что известно, и разумом, который это знает.