Автор: Гамаюн | |
Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? — люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической «сущности». Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) — некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными. На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении — колледже) — даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах. Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения. На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений). СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков. СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.
ТАБЛИЦЫ ГАММ, ИНТЕРВАЛОВ И АККОРДОВ по курсу музыкальной школы и по курсу музыкального колледжа (училища)
АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства — элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический, полифонический, ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный: произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста. ГАРМОНИЯ (греч. — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие». РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ — возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, «специальная литература», «справочная литература», «научная литература». Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений. Разбор музыкальных произведений. Жанры музыки. Биографии композиторов-классиков. РАЗВЛЕЧЕНИЯ — анекдоты и истории про музыкантов. ПОЛИФОНИЯ — полифонические разборы фуг И.С. Баха. ПРОГРАММЫ- по сольфеджио для муз. школы (5-ти и 7-милетнее обучение) СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОЗИТОРЫ — биографии композиторов современности. Вступайте в группу сайта lafamire ВКОНТАКТЕ http://vk. com/lafamire |
Развитие Абсолютного слуха
DAVID BURGE – PERFECT PITCH TRAINING
HANDBOOK
Дэвид Бёрдж – Развитие Абсолютного слуха
Перевел SpartaN (Rap Olympics)
С пожеланиями, предложениями, замечаниями, просьбами и т.д.
обращаться на e-mail [email protected]
Буду очень признателен вашей скромной денежной поддержке, т.к. переводами занимаюсь в ущерб своей работе, на радость русскоязычного музыкального сообщества:
Кошельки Web money
R619314264454
U537957139864
Z877245722068
Настоятельно рекомендую сначала полностью прочитать книгу, включая описание упражнений и только после этого приступать к тренировкам. Автор книги хороший специалист своего дела, но ему немного не хватает опыта и навыков в качестве писателя. Поэтому во время перевода я столкнулся с некоторыми противоречиями и недостатком жесткого издательского редактирования. Все непонятные моменты я переделал для облегчения разбора информации, которую несет данный учебник, но многие моменты оставил нетронутыми, сохранив стиль автора. Не обращайте внимание на непостоянство терминов (например, автор использует слова «тон = нота» на свое усмотрение, для разнообразия; то же самое касается терминов «звуковой цвет = тональный цвет» и некоторых других), книга очень проста для восприятия и написана понятным языком, хотя отдельные моменты можно воспринять неоднозначно, если читать невнимательно. По возможности отвечу по почте на возникшие вопросы.
Приятого чтения и успехов в развитии слуха!
1
Содержание:
1)Ваш слух различает цвета …………………………………………………………………..стр.3
2)Важность цветного слуха …………………………………………………………………….стр.5
3)Частота звуковой волны и цвет …………………………………………………………..стр.7
4)Цветной слух и тембр ………………………………………………………………………….стр.9
5)Цветной слух и синестезия …………………………………………………………………стр.12
6)Цветной слух и цветовые ассоциации ……………………..………………………..стр.14
7)Абсолютный и относительный слух..………………………………………………….стр.16
8)Уровни абсолютного слуха ………………………………………………………………. ..стр.20
9)Интонирование нот с помощью голоса ………………………..……………………стр.23
10)Практичность цветного слуха ……………………………………………………….…..стр.24
11)Настраивайтесь!…………… ………………………………………………………………….стр.26
12)Техника цветного слуха ……………………………………………………………………..стр.29
13)Упражнения по технике развития цветного слуха………………………..…..стр.33
14)Задания для развития СУППЕР СЛУХА………………………………………………..стр.41
15)Абсолютный слух, музыка, наивысшее осознание …………………………..стр.42
2
1. Ваш слух различает цвета!!!
Почти каждый слышал о редком слуховом качестве, называемом абсолютный слух. Музыканты с абсолютным слухом всегда в центре внимания, удивляя способностью называть высоту одиночного звука просто на слух. Так же как большинство людей могут назвать отдельные цвета ниток внутри разноцветного материала, так же люди с абсолютным слухом могут узнавать различные тоны, просто услышав их.
Музыканты с абсолютным слухом могут сказать, какая нота играется, не глядя на инструмент. Они всегда узнают тональности, в которых играются песни, могут назвать все аккорды вашей любимой песни, когда она звучит на радио. Музыканты с абсолютным слухом показывают развитое восприятие, которое применяется ими на практике.
Музыканты, имеющие проблемы со слухом, обычно считают, что слух очень трудно развить или, что он есть или его нет. Многие считают абсолютным слух музыкальным даром и связывают его только с исключительными и удивительными личностями.
Моцарт, например, особенно выделялся (среди других вещей) своим тончайшим слухом. Часто рассказывают историю, как семилетнему Моцарту друг одолжил скрипку, которую особо любил. Молодой Вольфган любил эту скрипкой за её приятный звук, но немного поиграв, он отказался от неё и вернулся к своей собственной маленькой скрипке. Позже, его друг спросил о причине замены. Ребенок остановил свою игру на минуту и сказал, что другая скрипка играет на четверть полутона выше, чем его собственная. Услышать это без наглядного сравнения казалось чем-то нелепым. Несмотря на это, его отец потребовал принести обе скрипки, чтобы проверить слова мальчика, которые в итоге оказались чистой правдой. (Почему молодой Вольфганг просто не настроил скрипку, не упоминается, но основной смысл в том, что даже в таком маленьком возрасте Моцарт проявлял качества исключительного музыкального слуха).
Учитывая такие толкования абсолютного слуха, многие музыканты считают невозможным обретение этого умения. Вообще, по определению слух не является мистическим даром, относящимся только к музыке. Ухо каждого музыканта имеет природную, но часто не развиваемую способность различать «цвет» звукового спектра, так же, как глаза различают цвета видимого спектра. Сейчас мы имеем много музыкантов, которые развили абсолютный слух и способности сопутствующие ему. Абсолютный слух – это «цветной слух» — определенное чувство цвета в звуковом спектре, и оно может быть легко развито большинством людей, которые узнают, как правильно слушать.
Вы можете легко убедиться в возможности развития у себя абсолютного слуха. Подойдите к правильно настроенному пианино и сравните звук Eb и F# средней октавы. Вы заметили, что F# имеет такие «резкие», «звенящие» черты , в то время как Eb кажется более «мягким», более «рыхлым»? Попробовав это, большинство людей удивляются, они, кажется, слышат это различие, но раньше никогда особо не прислушивались, чтобы сделать это открытие. Резкость, мягкость или другие качества высоты звука и являются характерными её оттенками.
Резкий оттенок F# можно сравнить с визуальным красным цветом. Энергичные вибрации красного как бы «выпячиваются» среди остальных цветов, поэтому красный используют для флажков, предупреждений и т.д. Простыми словами, F# просто выделяется среди остальных нот своим
3
энергичным окрасом. Для большинства музыкантов F# является самой легкой нотой для распознавания.
Некоторые музыканты могут незамедлительно распознать этот «резкий» оттенок F# так отчетливо, что начинают думать о каких-то проблемах с пианино, создавших этот оттенок. Однако F# звучит одинаково на любом хорошо настроенном пианино! Тона одинаковых нот всегда имеют одинаковый частотный цвет, независимо от играющего инструмента.
Нетренированное ухо обычно лучше слышит высоты сначала на пианино, возможно из-за объема большого звучащего корпуса, что облегчает распознавание оттенка высот. Электрогитара также делает «звенящий» звук F# и «рыхлый» звук Eb более легким для распознавания неразвитому уху. Однако может быть, что для вас легче всего будет слушать другой, любимый вами инструмент.
Музыканты с развитым абсолютным слухом открыты для восприятия всех качеств окраски звука, которые они ощущают в различном виде на различных инструментах. Вы можете легко услышать вышеописанные оттенки на пианино, и ,возможно, у вас не получится это с другим инструментом, но даже если у вас не получилось это с пианино – ни в коем случае не отчаивайтесь. Противореча убеждению, что «он есть» или «его нет», абсолютный слух в действительности является развиваемым навыком, который можно приручить с помощью определенных «открывающих слух» упражнений.
Цветной слух сперва кажется чем-то абстрактным, однако, как только ваши уши освоят его, целая вселенная музыкальных ощущений откроется перед вами.
4
2. Важность цветного слуха.
Музыканты обычно определяют абсолютный слух как способность называть любой тон на слух или пропеть любую предлагаемую ноту. Существует много причин для работы над этими пока что малоразвитыми музыкальными ощущениями.
Среди многих аспектов успешного занятия музыкой, хороший слух является основой. Правильное ощущение звука считается среди профессиональных музыкантов самым полезным элементом, который даже важнее чем развитое чувство ритма, техническое мастерство, хорошая память, чувство темпа и креативность. Абсолютный слух может быть главным ключом к гладкой импровизации и игры на слух. Абсолютный слух также является базисом уверенности в себе во время выступлений. Запоминание намного эффективней, когда ухо слышит паттерны в понятиях цвета в дополнение к двигательной памяти и теоретической подкованности.
Певцы считают абсолютный слух неоценимым помощником для определения неизвестных нот в сложных ситуациях. Потрясающий эффект можно произвести когда певец выходит на сцену и ему не требуется задавание тона. После короткого вокала вступает музыка и, к удовольствию публики, они в унисоне.
Такие умения всегда считались исходными из способности абсолютного слуха, но существует много способностей, которые сливаются в одну основную – ощущение цвета спектра. Даже если музыканты не применят чувство цветного слуха на практике, появляется более высокое эстетическое восприятие звука в развитом ухе.
Представьте самые восхитительные виды, которые ваши глаза когда-либо наблюдали: сочные закаты, переливающиеся краски весны , лета и осени, всю завораживающую красоту природы. Теперь представьте, как вы опишите эти виды тому, кто видит, но не различает цвета. Полное отсутствие цветового восприятия является большой редкостью, но 8% мужчин и 5% женщин имеют различные отклонения восприятия цветов и часто путают различные цвета типа зеленого и синего. Если вы не относитесь к их числу, то представьте, что вам сложно отличить цвет красного бутона розы от зеленого цвета её листьев! Но недостатки понимания артистических тонкостей могут быть легко компенсированы!
Так же и цветной слух – это определенная часть звукового спектра, как яркий дисплей с различными цветами танцующими внутри музыкальной структуры различными способами, чтобы сформировать аккорды и тональности. Акустический психолог А.Бейхем наблюдал как «специфические характеристики определенных тональностей, т.е. яркость A#, мягкость D flat major, могут быть оценены только абсолютным слухом». В дополнение, цвета воспринимаемые ухом, дают возможность почувствовать все богатство звука, даже лежащее вне музыкальной сферы.
Для сравнения, ухо, не постигшее глубин этих ощущений, живет в тени музыкального мира с только серыми красками, имеющими, конечно же, свою красоту, но очень пресную. Музыкально развитое ухо не имеет проблем с восприятием тонов и может наслаждаться всеми формами музыки, но это будет очень субъективное восприятие, ведь оно не будет понимать значение цвета как качества, выделяющего тоны, в сущности, без сравнения одного с другим.
5
Это плохое положение вещей, ведь в отличие от визуальной цветовой слепоты, нет ничего по сути «неправильного» с большинством ушей, которые ограниченно воспринимают цветовую насыщенность звукового спектра. Главная причина, почему люди, в том числе музыканты, имеют неразвитое чувство цветового восприятия на слух – это недостаток звуковой ориентации в жизни.
Психологи расходятся в том, что каждое чувство вносит свой вклад в наше общее чувственное восприятие, но большинство наших ощущений (около 80-90%) визуальные. В начале жизни мы учим названия визуальных цветов, но редко ребенка учат звуковым цветам F#, Bb и т.д. Наше зрение является почти неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, доминирующим чувством. Очевидно, что мы используем свои глаза всегда и везде, что бы мы ни делали, кроме, конечно, прослушивания музыки. Фактически, самая сложная вещь, которую наши уши делали до того, как развилась музыка, это отличали одно произносимое слово от другого. Представьте, насколько мы бы могли развить наш слух, если бы тратили в школе столько же времени на прислушивание к звукам, сколько тратим на чтение, писание, математику и др. науки!
В результате одностороннего доминирования зрения, большинство ушей все еще «спят» не используя большие возможности восприятия, и мало вовлечены в мир более сложных звуков. Это как будто если бы ухо было больно какой-то умственной отсталостью или ленилось проявлять хотя бы немного внимательности. Так называемое «отсутствие слуха» — это раздутый миф. Большинству людей, «которым медведь наступил на ухо», просто не хватает музыкальной развитости, дело не в каких-то вымышленных недостатках слушательного процесса.
По этой причине, для большинства чувство слуха остается где-то на заднем плане. Т.к. цветной слух является более утонченным, чем обычное грубое восприятие звука, легко понять, почему идеальный слух выходит за рамки нашего понимания. Ухо всегда было готовым к восприятию звукового цвета. На самом деле, большинство музыкантов уже имеют цветной слух в какой-то мере, но из-за того, что они сознательно не понимают этого, они уклоняются от такого описания. Т.к. большинство ушей никогда не связывались с цветом, цветной слух остается малоиспользуемым и слабо понимаемым навыком.
В качестве искусства гармонично связывать звук, музыка имеет дело только с акустическими вибрациями, трансформируемыми нашим чувством слуха. Поэтому Границы восприятия звука нами, зависят только от уровня развития нашего слуха. Усиливая восприятие музыкальных тонов, можно не только разнообразить музыкальные ощущения, но также развить интуитивное распознавание внутренней сущности музыки.
Слуховой аппарат изначально наделен способностью различать тональные цвета, поэтому не стоит развивать каких-то новых навыков, нужно лишь стать более внимательным к тому уровню музыкальных ощущений, которые вы раньше не замечали. Секрет овладения чувством цветного слуха заключается в расширении чьего-то ограниченного музыкального восприятия путем обучения, как слушать усовершенствованным и натуральным способом. При развитии цветного слуха, звуковое восприятие становится в большей степени расширенным и проворным, что формирует всестороннюю базу для облегчения понимания различных аспектов музыкальности. Развитое музыкальное восприятие помогает овладеть феноменальным мастерством распознавания музыкальных частот.
6
3. Частота звуковой волны и цвет.
Механика идеального слуха очень проста и может быть понята при сравнении чувства слуха и зрения. Давайте рассмотрим некоторые факты и впечатления слухового и визуального восприятия и, затем, проведем аналогию между ними.
Слуховое восприятие, как и визуальное, связано с волновыми частотами. Частота звука или световой волны подразумевает количество вибраций в течении секунды. Выражается оно в герцах (Hz), один герц означает одно колебание в секунду.
Глаз может видеть световую волну с частотой от 4,5 х 1014 Hz до 7,8 х 1014 Hz, и каким-то образом различать в этом диапазоне определенные цвета, входящие в спектр призмы: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго, фиолетовый – со всеми промежуточными оттенками.
Ухо чувствительно к значительно большему диапазону частот звуковых волн от приблизительно 16 Hz до 20 000 Hz (некоторые люди способны слышать до 40 000 Hz). Внутри этого бесконечного спектра частот Западная музыка сегодня использует около 88 специфических тонов (каждый из которых имеет свою окраску), что можно увидеть на клавиатуре пианино. Современный основной тон установлен на А – 440, это означает, что принятая стандартная высота совпадает с А (ля) первой октавы и располагается на частоте в 440 вибраций в секунду (или 440 Hz), все остальные тоны расположенный относительно, отталкиваясь от данной частоты. Каждая последующая октава на клавиатуре удваивает частоты предыдущей, кроме того, каждая октава разделена на 12 полутонов или хроматических ступеней.
Добавив к этой информации немного математики, можно продемонстрировать, что частота любого тона умноженная 12-тичный корень двойки (что приблизительно равно 1.0595) будет соответствовать частоте следующего высшего тона (т.е. А-440 х 1.0595 = Bb-466, следующая ступень вверх). Таким образом, мы можем посчитать нижний тон для пианино – А-27,5 и высший тон – С-4186 (С первой октавы имеет частоту 261,7 Hz), видно, что каждый тон легко вписывается в пределы слышимости.
Учитывая, что каждая октава удваивает частоты предыдущей, становится понятным, что ухо умеет слышимый диапазон из 10-11 октав, в сравнении менее чем с одной для зрительного восприятия. Поэтому, похоже, что ухо в своем диапазоне имеет больше возможностей восприятия, чем даже глаз. Ухо является настолько деликатным и совершенным инструментом восприятия, что нетрудно понять, каким образом оно имеет природную способность улавливать различные частоты волн (высоты) в виде различных цветов звукового спектра, так же, как в зрительном диапазоне — глаз обычно видит все цвета радуги в соответствии с их определенными частотами.
Каждая слышимая нами высота имеет определенную частоту волны и, исходя из этого, каждая высота имеет определенный звуковой окрас (цвет). Все, что нам нужно сделать для восприятия этих цветов – просто научиться слушать.
************
7
Многие музыканты уже развили цветной слух. Но какими являются эти ощущения для каждого? Цвет легко понять в рамках зрения, но когда дело доходит до чувства слуха, слово «цвет» может подразумевать вещи прямо не относящиеся к понятию идеального слуха.
Теперь давайте четко проясним, что имеется в виду, когда мы говорим о цветовом слухе, способности слышать цвет тона в звуковом спектре.
8
4. Цветной слух и тембр.
Музыканты обычно используют термин тональная окраска, когда говорят о качественной характеристике тона, которая дает возможность для существования различных музыкальных инструментов. Тональный окрас, или тембр – это набор характеристик обертонов уникальных для каждого инструмента, придающих ему особое звучание. Если вы сыграете ноту на тубе, а затем на гобое, их будет очень легко отличить благодаря тембровым различиям. Тембр делает звучание «металлическим», «гнусавым», «струнным», «глухим», «богатым» и т.д.
Обертоны, отвечающие за качество тембра намного слабее, чем фундаментальные тональные звуки, поэтому обычно они не замечаются музыкантами сознательно. Но если внимательно прислушаться, то можно услышать большинство из них.
9
Подойдите к пианино и нажмите C малой октавы. Струна вибрирует не только в виде одной большой волны, но и дополнительно преломляется на половины, трети, четверти и так до бесконечности, что и является причиной появления дополнительных обертонов, которые можно услышать. Умножая частоты основного тона на 2,3,4 и т.д. мы можем подсчитать частоты его обертонов. Вместе со специфическим звучанием ноты C, тоны, показанные на рис.1 также звучат, большинство из них можно заметить, если прислушаться.
Попробуйте следующий эксперимент: Нажмите клавишу C 1-й октавы, но медленно, чтобы звука не было. Затем нажмите C малой октавы, но извлеките краткий звук. Вы заметите, что C 1-й октавы теперь тоже звучит. Первый обертон C малой октавы идентичный по частоте с C 1-й октавы, что приводит к ответной вибрации струны C 1-й октавы. Попробуйте это с C малой октавы и с C# 1-й октавы. Ничего не получится, т.к. С# 1-й октавы не является обертоном C малой октавы. Вы можете повторить этот эксперимент с другими обертонами, но он не всегда будет получаться изза математических различий в высоте звука среди натуральных гармонических обертонов в соответствии с Западным порядком 12-ти шагового звукоряда.
Это и есть присутствие, отсутствие, относительная сила обертонов и место их нахождения в гармонической структуре, определяющей «тональный окрас», или тембр инструмента. На Рис.2 изображен график звуковой волны демонстрирующей чистый тон камертона, который изначально не имеет обертонов и тембра. Модель звуковой волны камертона – это простая волна синусоида. Набор обертонов, уникальных для звукового инструмента, показан на графике звуковой волны в виде колебаний внутри основной синусоиды на Рис. 3. Каждый музыкальный инструмент имеет различные волновые модели, создаваемые специфическим набором обертонов, которые наш слух воспринимает как тембр или уникальное звучание инструмента.
Хотя музыканты обычно понимают под качеством тембра тональный цвет, это ошибочное представление. Такие качества как «металичность», «гнусавость» и т.д. – это не цвет, правильнее будет назвать их структурой. Если что-то звучит гнусаво, например, это скорее структурная особенность, нежели звуковой цвет.
10
Pitch perfect
Монотонная речь может усыпить англоговорящую аудиторию, но китайцам она будет совершенно непонятна. Это связано с тем, что носители китайского языка, как и половина населения мира, используют высоту тона для передачи значений слов. Например, в китайском диалекте мандарина слово «ма», произносимое в высоком тоне, означает мать, а «ма» в более низком тоне означает коноплю. А поскольку дети, говорящие на этих языках, учатся связывать слова с высотой звука, у них может быть в девять раз больше шансов развить редкую музыкальную способность, известную как абсолютный слух, согласно новому исследованию, опубликованному в Журнал Акустического общества Америки (Том 116, № 4). Абсолютный слух, широко известный как абсолютный слух, — это способность идентифицировать буквенное название звучащей ноты — это может сделать только один из 10 000 американцев.
Тем не менее, это исследование в сочетании с исследованием восприятия звука младенцами предполагает, что абсолютный слух — вместо того, чтобы быть редкой, почти магической способностью — может быть связан с ранним развитием речи. По словам автора исследования Дайаны Дойч, доктора философии, профессора психологии Калифорнийского университета в Сан-Диего, раннее знакомство со слухами и их ярлыками может сделать абсолютный слух доступным практически для всех.
«Мы обнаруживаем в мозгу каждого человека модуль абсолютного слуха, и я подозреваю, что он разработан для речи, — говорит Дойч. «То, что мы распознаем высоту звука в музыке, является побочным эффектом».
Хотя эксперты не согласны с потенциальными преимуществами абсолютного слуха, Дойч считает, что это может помочь людям выучить тональный язык, такой как китайский, в более позднем возрасте, поскольку люди с абсолютным слухом уже могут связывать звуки со словами.
Те, у кого абсолютный слух, также могут иметь преимущества в музыкальных задачах, таких как пение или сочинение музыки, отмечает Дойч.Другие же считают абсолютный слух менее важным. «Идеальный слух — это интересно, но его отсутствие ничего не говорит о том, хороший вы музыкант или нет», — говорит Андреа Р. Халперн, доктор философии, профессор психологии Пенсильванского университета Бакнелла, изучающая восприятие высоты звука.
Тем не менее, те родители, которые хотят подстраховаться, могут увеличить шансы своих детей на приобретение навыков, говорит Дойч. По ее словам, ранний опыт игры на фортепиано с помеченными клавишами или прослушивания того, как взрослые сопоставляют звуки со словами, может помочь любому ребенку младше шести лет развить абсолютный слух.
Восприятие старинной музыки
Новое исследование распознавания детского голоса подтверждает гипотезу Дойча. Одно из таких исследований, опубликованное в Developmental Psychology
Саффран и ее коллеги пришли к такому выводу, воспроизведя случайную последовательность нот для 20 восьмимесячных детей. Сразу после этого половина детей слушала набор нот, взятых из ранее прослушанного потока. Другая группа младенцев слушала набор нот, которые были той же самой мелодией, что и исходный поток нот, только перенесенных в другую тональность. То есть отношение нот друг к другу не изменилось, но изменилась их абсолютная высота.
Младенцы, которые слышали отрывки из потока нот, переведенные в другую тональность, обращали внимание на запись примерно на одну секунду дольше, чем младенцы, которые слышали те же самые тона, что и раньше.
Младенцы обращают больше внимания на новые звуки, чем на недавно услышанные, говорит Сафран. Таким образом, исследование предполагает, что младенцы запоминают абсолютную высоту нот и замечают, когда они транспонируются, говорит она.
Взрослые, участвовавшие в аналогичном эксперименте, однако, не различали две группы нот — они вспоминали отношение нот друг к другу, но не их высоту тона, добавляет Сафран.
«В какой-то момент мы перестаем обращать внимание на абсолютный слух, — говорит Сафран.
В английском языке относительный слух играет гораздо более важную роль, чем абсолютный, говорит она. Например, повышение тона в конце предложения может превратить утверждение в вопрос. Возможно, именно поэтому младенцы, знакомящиеся с английским языком, могут быстро научиться игнорировать абсолютный слух и вместо этого сосредотачиваться на отношениях звуков, говорит Сафран.
В музыке относительный слух обычно играет более важную роль, чем абсолютный, поскольку песни часто поются или переносятся из одной тональности в другую, отмечает Сафран.
Тональные языки
Носители мандаринского языка, однако, должны обращать внимание на абсолютный слух, чтобы определить значения отдельных слов, говорит Дойч. Она отмечает, что ранняя практика связывания слов с высотой звука может дать носителям тонального языка преимущество в изучении абсолютного слуха.
Дойч проверил эту гипотезу, сыграв 36 нот группе из 88 китайских студентов-музыкантов, говорящих на китайском языке, и 155 американских студентов-музыкантов, говорящих по-английски. Студенты записали название каждой ноты после того, как услышали, как она играет. Участники также указали, в каком возрасте они начали свое музыкальное обучение.
Из китайских студентов-музыкантов 63 % назвали ноты правильно — с точностью до полутона — по крайней мере, в 85 % случаев. Из американских студентов только 7 процентов соответствовали критериям абсолютного слуха.
Кроме того, как американские, так и китайские учащиеся, которые начали свое музыкальное обучение до 6 лет, с большей вероятностью развили способность называть ноты. Это говорит о том, что, как и гласные звуки в языке, номенклатура высоты звука изучается в критический период развития, отмечает Дойч.
Однако слуховая память — это только половина того, что входит в абсолютный слух, — говорит Гейл Маунер, доктор философии, профессор психологии и лингвистики в Университете Буффало Государственного университета Нью-Йорка. По ее словам, вторая половина уравнения включает в себя привязку этих нот к меткам, связанным с частотами. (См. врезку.)
«Возможно, мы говорим не об абсолютном тоне, — говорит Маунер. «Дети Saffran не обозначают звуки; они различают звуки, которые они слышали раньше, и те, которых у них нет, что, безусловно, является необходимым условием для развития абсолютного слуха».
Носители китайского языка могут получить преимущество в создании этой связи, которая позволит им усвоить абсолютный слух как своего рода второй язык, говорит Дойч.
«Люди, которые говорят на интонационных [нетональных] языках, таких как английский, не имеют этого первого языка для отработки», — говорит она.
Англоговорящие родители, которые хотели бы дать своим детям то же преимущество, что и китайскоязычные дети в изучении абсолютного слуха, должны позволить своим младенцам практиковаться в установлении связи между словами и нотами, предлагает Дойч. Это можно сделать, например, напевая названия нот вместе с нотами или просто давая ребенку маркированную клавиатуру, чтобы он стучал по ней, говорит она.
Хотя эксперты спорят о преимуществах абсолютного слуха, вполне возможно, что людям с абсолютным слухом легче выучить тональные языки во взрослом возрасте, говорит Дойч. Более того, исторические записи свидетельствуют о том, что такие музыкальные гиганты, как Дж.С. У Баха и Людвига ван Бетховена были способности, так что это не повредит, отмечает она.
Что такое идеальный слух? И у вас есть это?
Согласно Википедии:
Идеальный слух — это редкое слуховое явление, характеризующееся способностью человека идентифицировать или воссоздавать данную музыкальную ноту без опорного тона.
Здесь нужно понимать, что человек с абсолютным слухом может связать все звуки с нотой . Таким образом, этот человек может сказать вам, что звонок велосипеда вашего соседа — это B.
Связан ли абсолютный слух с нашим слухом?
В норме человек может различать более 3000 звуковых нюансов. Наше ухо может слышать звуки в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Это частоты, от самых низких до самых высоких, которые способно слышать человеческое ухо. Но этот частотный диапазон доступен только младенцам, затем со временем он уменьшается. Таким образом, взрослый человек будет иметь диапазон частот от 20 до 17 000 Гц.
Таким образом, можно было бы подумать, что абсолютный слух связан с этим частотным диапазоном, который был бы шире в случае наличия абсолютного слуха. Ну нет, у человека с абсолютным слухом слух не лучше.
Эта способность не имеет ничего общего с тем, чтобы слышать больше частот, но способна распознавать ноту C без слуховой ссылки.
Но откуда берется абсолютный слух?
Разница возникает не в слуховой системе, а в мозгу. Люди с абсолютным слухом естественным образом ассоциируют шум с нотой. Это автоматический процесс, выполняемый их мозгом. Как только звук услышан, человек будет ассоциировать с ним соответствующую ноту. В то время как обычному человеку понадобится точка сравнения, чтобы в конечном итоге найти ноту услышанного шума.
На сегодняшний день ученым не удалось определить, является ли абсолютный слух врожденным или приобретенным в детстве. Есть две теории, но ни одна из них не установила четко происхождение абсолютного слуха.
Теория: Идеальный слух приобретается
Использование термина «приобретенный» указывает на то, что человек приобретет его в процессе обучения. Эти ученые утверждают, что абсолютный слух приобретается с детства. Он будет построен, когда ребенок научится ассоциировать звуки со словами. Младенец обнаруживает существование звуков в утробе матери, но не может различать их, пока ему не исполнится 12 месяцев. Затем он обнаруживает обучение речи, этап, во время которого он будет озвучивать услышанные звуки. Именно в течение этих нескольких месяцев ребенок вырабатывал свой абсолютный слух.
Теория: абсолютный слух является генетическим
Ученые, защищающие эту теорию, утверждают, что ген абсолютного слуха существует. Следовательно, люди с абсолютным слухом будут иметь один и тот же ген. Это будет связано с развитием мозга ребенка.
В этом случае абсолютный слух был бы наследственным и мог бы передаваться от родителей к детям. Это было бы врожденным от рождения и не требовало бы обучения!
Заключение
Каждая теория основана на разных выводах. Так, ученые, поддерживающие теорию приобретенного абсолютного слуха, говорят, что в некоторых странах она более развита. По-видимому, родные языки людей влияют на изучение совершенного слуха. Например, тональные языки, такие как тайский или вьетнамский, облегчат приобретение абсолютного слуха. Это языки, в которых один и тот же звук может обозначать несколько разных терминов. Слова различаются по тональности. Рождение в семье с музыкальным образованием также может быть фактором в развитии абсолютного слуха.
Со стороны генетической теории может показаться, что абсолютное ухо передается от родителей к детям. И что это оказывает влияние на несколько поколений.
Эти две теории следует воспринимать с долей скептицизма, потому что на самом деле ничего не установлено! Ясно только то, что область мозга, отвечающая за абсолютный слух, — это область языка.
Активный абсолютный шаг VS Пассивный абсолютный шаг
Что вы имеете в виду? По-видимому, существует два типа совершенного слуха. Это различие было сделано англо-саксонским исследованием. Некоторые люди с абсолютным слухом могут всегда играть и петь в тональности без опорной ноты, а другие нет.
Пассивный абсолютный слух
Люди с так называемым «пассивным» абсолютным слухом могут идентифицировать каждую ноту, которую они слышат, без предварительной проверки. Но они не могут точно озвучить запрошенную ноту, если на них не дается ссылка.
Активный абсолютный слух
И наоборот, люди с так называемым «активным» абсолютным слухом способны идентифицировать и называть услышанную ноту и могут воспроизводить высоту ноты без какой-либо ссылки. Вот почему мы говорим, что они всегда будут петь в тональности. Если их попросить поставить D, они смогут сделать это без каких-либо затруднений. Они всегда могут определить высоту тона и точность ноты.
Как насчет относительного шага?
Идеальный слух и относительный слух
Человек с абсолютным слухом распознает и идентифицирует сыгранные ноты без каких-либо ориентиров. Этот человек способен угадать сыгранную ноту, просто услышав ее.
Человек с относительным слухом может различать высоту ноты и точность с помощью точки сравнения. Относительный слух требует музыкальных знаний. Это способность распознавать соль через ранее сыгранную до. Она явно связана с тем, что мы изучаем в теории музыки, это также то, что позволяет скрипачу настраиваться на ноту ля. Относительная высота звука позволяет воспроизводить песни на слух или на слух. импровизировать. У каждого музыканта обычно есть относительный слух.
Относительный слух изучается и отрабатывается на практике!
Как узнать, есть ли у меня абсолютный слух?
Вот несколько советов, которые помогут вам определить, обладаете ли вы абсолютным слухом. У вас абсолютный слух, если:
- Вы можете назвать ноту, сыгранную музыкальным инструментом или предметом (например, колокольчиком)
- Вы можете спеть определенную ноту без какой-либо справочной ноты
- Вы можете назвать несколько нот, сыгранных одна за другой
- Вы можете определить тональность музыкального произведения
Можете ли вы иметь абсолютный слух, не зная об этом?
Количество людей с абсолютным слухом различается в разных странах. Подсчитано, что 1 из 10 000 человек имеет абсолютный слух. И среди них некоторые из них не обязательно осознают, что у них абсолютный слух.
Если у вас есть музыкальное образование и у вас абсолютный слух, вы должны быть в состоянии назвать ноту данного звука. Если это не так, то это потому, что у вас, вероятно, нет идеального слуха.
Если вы никогда не занимались музыкой, вы не сможете распознать сыгранные ноты. Просто потому, что вы должны сначала иметь музыкальный фон, чтобы определить ноту воспроизводимого звука. Это немного похоже на изучение иностранного языка: вы можете слышать китайский, но понять его можно только в том случае, если у вас есть определенное количество понятий, связанных с этим языком. Без знания этого языка невозможно определить звуки и связать их с терминами. То же самое относится и к музыке!
Очень часто люди, не знающие, что у них абсолютный слух, способны распознать высоту звука и определить его точность. Но так как у них нет знания, чтобы идентифицировать ноту, они не могут назвать ее.
Ниже вы можете найти небольшой тест, чтобы проверить, есть ли у вас абсолютный слух.