Абстрактный человек это: «Как понимать абстрактное мышление у человека? Простыми словами объясните мне, пожалуйста.» — Яндекс Кью

«Как понимать абстрактное мышление у человека? Простыми словами объясните мне, пожалуйста.» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

ПсихологияОбразование+2

Анонимный вопрос

  ·

30,6 K

ОтветитьУточнить

Анна Науменко

Психология

731

Психолог, кандидат наук. Разрабатываю психологические тесты, пишу смешно о детях и…  · 8 мар 2021  · dobraya-anna.com

Абстрактное мышление — это мышление с помощью абстрактных понятий.

Конкретными обычно называют объекты физического мира, которые мы можем ощутить нашими органами чувств — например, увидеть, услышать, потрогать. Абстрактные понятия в физическом мире не существуют, это более общие идеи, их нельзя потрогать или понюхать, и поэтому их может быть сложно понять, описать, объяснить.

Например, конкретные объекты — это собака, кот, учитель, садовник, стул, а абстрактные понятия — преданность, независимость, ум, любовь, справедливость. Абстрактными могут быть не только слова, но также символы, знаки, образы. Абстрактными являются очень многие научные понятия, например, число, сумма, вычитание, разность, площадь, сила, давление и т.д.

Хронологически ребенок сначала осваивает наглядно-образное мышление, то есть способность оперировать конкретными материальными объектами, а потом абстрактное мышление, то есть способность выстраивать логические цепочки, видеть и анализировать закономерности, совершать действия с абстрактными понятиями.

Разницу между наглядно-образным и абстрактным мышлением можно заметить у детей, которые начинают осваивать математику. Например, ребенок в стадии наглядно-образного мышления может разделить 10 конфет на две равные кучки, но не может решить пример 10 : 2 =, написанный на бумаге. Другой ребенок может решить пример 6 : 3 = (представив, как он делит шесть яблок между собой и двумя друзьями), но не может решить пример 60 : 30 = (потому что столько яблок ему представить сложно) — он находится где-то в промежуточной стадии между наглядно-образным и абстрактным мышлением и в случае числами поменьше может совершать переход между абстрактным (цифры на бумаге) и конкретным (яблоком), а с большими числами — еще нет.

15,9 K

Михаил Яковлев

21 января

Почему собака, кот, учитель, садовник, стул — конкретные? Какое у них качественное(!) отличие от приведённых… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Валерий Гальетов

Образование

851

Тренирую умение находить нестандартные решения с помощью ТРИЗ. Умею совершенствовать…  · 10 мар 2021

Окружающий мир подобен айсбергу: есть видимая часть (глазами) и невидимая часть (осознаваемая разумом). Для говорения о видимом мире достаточно обычного языка. Для говорения и мышления в Невидимом мире используют специальные слова: понятия, суждения, умозаключения, мысленные модели. Выше я использовал «аналогию»: уподобил Окружающий Мир айсбергу. Такого объекта… Читать далее

Точное мышление вместе с интуицией!

Перейти на practiceducation. ru

Комментировать ответ…Комментировать…

Коломников Алексей

433

Человек с богатым жизненным опытом. Психология и здоровый образ жизни, духовный…  · 4 мар 2020  · kolomnikov.ru

Это образы, схемы, которыми человек описывает физический мир. В реальности вещи намного более объемлющие. Оперируя абстракциями, человек может связать между собой серию явлений и прийти к некой модели происходящего, чтобы в дальнейшем использовать полученные знания на практике.

Комментировать ответ…Комментировать…

Ольга Ульянова

6

Увлекаюсь психологией, медициной, нейрохимией и нейробиологией. Так же инвестициями и 3d в…  · 1 июн 2021

Например, приходит к дизайнеру заказчик и образно рассказывает, что ему надо. Показывает 3 разные картинки и просит их объединить. Дизайнер с абстрактным мышлением учтет все пожелания заказчика и сам придумает вариант. А если будет ждать четкого технического задания, и будет спрашивать, что конкретно вам нравится на том, на этом фото и так далее конкретизировать, то — к… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Антон Касин

922

  · 4 мар 2020

Если простыми словами, то лучше на примере. Попали вы в новую и непонятную ситуацию — надо в ней разбираться. Петька ведёт себя непредсказуемо — почти что чудит, Васька наоборот — очень прям, строг и быстр, а Анка проявляется мало, но все её почему-то боятся. И каким-то образом, эти три совершенно разные человека взаимодействуют против вас. Что, леший дери, происходит… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Mat Mекалль

984

4 мар 2020

Абстрактное мышление — способность если не создавать, то хоть понимать достаточно сложные модели явлений.

К примеру, в мире — хватает учителей биологии, не понимающих эволюционную модель даже в самом первом, простом её виде, как её Дарвин сформулировал.  Очевидно, что речь не может идти о недостаточном знакомстве с предметом, недостаточном опыте.  Счёт в их случае идёт… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

2 ответа скрыто(Почему?)

Абстрактное мышление – что это такое и как его развить у взрослых и детей

Приветствуем вас, друзья!

Далеко не все в этом мире можно познать с помощью логики. Если бы мы во время мыслительного процесса опирались только на то, что видим перед собой, человечество так и осталось бы в каменном веке. Не было бы ни алфавита, ни цифр, ни литературных произведений, ни живописи. Все это стало возможным только благодаря способности мыслить абстрактно.

Давайте узнаем, что такое абстрактное мышление и можно ли его развить.

Понятие

Абстрактное мышление – это одна из форм мыслительной деятельности, при которой анализ и понимание информации, а также выявление взаимосвязей и закономерностей происходит без непосредственного контакта с материальными объектами, временем и пространством.

Простыми словами, это способность думать не только о вещах, событиях и явлениях, которые находятся перед нами здесь и сейчас, а еще и об общих категориях, принципах, свойствах, концепциях, идеях. Чтобы мыслить абстрактно, человек в качестве основы использует уже полученные ранее знания, а остальное додумывает с помощью своей фантазии.

Без абстрактного мышления мы не смогли бы распознавать запахи, вкусы, звуки, тактильные ощущения, прогнозировать будущие события, создавать что-то новое.

Простой пример из жизни: абстрактный мыслитель, глядя на яблоко, лежащее на столе, способен думать не только об этом конкретном яблоке, а обо всех яблоках на планете, о метафорах, о роли запретного плода в ветхозаветном сюжете и т. п.

Логическим мышлением человек оперирует тогда, когда ему известны факты, данные, когда он ясно понимает происходящее. Абстрактное же работает в любой противоположной ситуации, когда приходится догадываться, делать общие выводы, отойдя от конкретики, правил и догм. Такой подход часто применяется в философии, литературе, психологии, политологии.

Чем отличается абстрактное мышление от других видов мышления:

  1. Абстракции нельзя увидеть человеческим зрением или потрогать, их можно только представить. В то время как материальные вещи всегда осязаемы и конкретны.
  2. Абстрактным мышлением наделен только человек. Даже самое развитое животное на такой процесс не способно.

По мнению швейцарского психолога Жана Пиаже, первые зачатки абстрактного мышления появляются у ребенка в возрасте от 2 до 7 лет. Но только лишь к 12–15 годам он начинает полноценно формироваться, что свидетельствует о переходе на осознанный образ жизни.

В той или иной степени абстрактное мышление развито у всех людей. Исключениями являются случаи деменции, некоторые формы аутизма или шизофрении, а также недостаточное умственное развитие.

В чем польза

Без развитого абстрактного мышления человек располагает только своим опытом и текущим восприятием окружающей среды.

Именно способность абстрагироваться от внешней действительности помогает нам:

  1. предвидеть какие-то ситуации;
  2. придумывать что-то новое;
  3. создавать музыкальные и литературные произведения;
  4. заниматься скульптурой, живописью, архитектурой;
  5. философствовать на разные темы;
  6. находить неординарные способы решения проблем и т. п.

С возрастом человек, обладающий развитым абстрактным мышлением, становится менее категоричным. Он умеет признавать справедливость чужой точки зрения и допускает, что на один и тот же вопрос можно посмотреть под разными углами.

Вместе с тем некоторые исследователи отмечают и негативные стороны такого мышления:

  1. отсутствие конкретики;
  2. неспособность сделать окончательные логические выводы;
  3. склонность к излишним обобщениям.

Согласно Гегелю такой тип мышления может выражать как ум, так и глупость. В своем эссе “Кто мыслит абстрактно?” он приводит свои размышления на данную тему и пытается опровергнуть утверждение о том, что абстрактное мышление – это неоспоримый признак высокоразвитого интеллекта.

Несомненно, для гармоничной и эффективной мыслительной деятельности лучше всего соблюдать баланс между рациональным и абстрактным видением мира.

Три этапа формирования

Формирование абстрактного мышления можно рассматривать как в рамках антропогенеза, т. е. развития человечества, так и онтогенеза, т. е. становления развития ребенка.

И в том и другом случае этот тип мышления проходит три этапа:

  1. Прямой.
     На данном этапе ребенок воспринимает только то, что видит и слышит, т. е. использует исключительно чувственное познание. Игрушки еще не различаются по их функциональным назначениям. Это просто вещи, которые можно взять, подержать в руках, положить обратно или бросить. Никаких размышлений при этом не происходит.
  2. Образный. Здесь начинает формироваться образное мышление. Ребенок учится подключать воображение, он может обобщить некоторые вещи, классифицировать их, но при этом весь процесс пока ограничен только личным опытом.
  3. Абстрактный. Его еще называют понятийным, поскольку оперирование здесь идет уже не только образами, но и абстрактными знаками – понятиями. На данном этапе ребенок уже достигает более высокого уровня обобщения и систематизации, получая возможность выйти за рамки конкретности.

Если рассматривать данный тип мыслительной деятельности с точки зрения локализации формирования, абстрактное мышление формирует правое полушарие. Оно же отвечает за интуицию, чувства и воображение.

Основные признаки

Рассмотрим, что характерно для абстрактного понимания мира.

Итак, абстрактно мыслить – это значит быть способным:

  1. воображать, предсказывать и устанавливать связи между событиями, явлениями и предметами;
  2. выявлять закономерности, которые сложно распознать логическим путем;
  3. видеть вещи под разными углами;
  4. находить метафоры и аналогии;
  5. не зависеть в своей деятельности от времени, пространства или ситуаций;
  6. составлять представление об объектах, событиях или явлениях без необходимости видеть их воочию;
  7. выражать свои мысли и идеи;
  8. переносить полученные ранее знания из одного контекста в другой.
Виды абстракций

Специалисты выделяют шесть видов абстракций:

  1. Изолирующая. Помогает выделить из общей массы компонентов только то, на чем сфокусировано внимание.
  2. Обобщающая. Предполагает рассмотрение ситуации в целом, невзирая на конкретные детали.
  3. Конструктивная. Умение преобразовывать в четкие формы нечто непонятное, с размытыми границами.
  4. Идеализирующая. Сглаживание углов в угоду собственным желаниям и ожиданиям. Иными словами, мы видим то, что хотим видеть.
  5. Примитивно-чувственная. Позволяет игнорировать одни свойства и явления, замещая их другими, более нужными в конкретный момент.
  6. Абстракция актуальной бесконечности. Определяет бесконечные множества как конечные.
Инструменты

Базовый инструмент абстрактного мышления – это слово. Именно слова помогают выстраивать мысли в логические и последовательные цепочки. Ясная и четкая речь напрямую влияет на мыслительную деятельность. И наоборот, грамотное осмысление и внутренняя проработка вопроса выливается в хорошо сформулированное высказывание.

Именно поэтому абстрактное мышление иногда называют внутренней речью.

Вы можете заметить, что наш внутренний диалог с самим собой хоть и содержит слова, но от обычной звуковой речи все же отличается:

  1. помимо слов он содержит образы и эмоции;
  2. он более хаотичен, особенно если человек не старается выстроить свое мышление целенаправленно;
  3. внутренняя речь скомкана и фрагментирована, т. е. в ней преобладают ключевые слова, а второстепенные могут опускаться без потери общего смысла.

Оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками-словами, цифрами, категориями является очень сложным психическим процессом. А потому человек начинает овладевать данным навыком только к подростковому возрасту. И то не в полной мере.

Формы

Принято выделять три формы абстрактного мышления.

  • Понятие

Представляет собой определение класса тех или иных явлений или предметов, которые являются однородными. К примеру, если мы слышим слово “кот”, то сразу представляем мурлыкающее пушистое животное с усами, хвостом и влажным носом. Коты бывают самых разных пород и расцветок, но всех их объединяют одинаковые признаки, относящиеся к общему понятию.

  • Суждение

Данная форма мышления используется в тех случаях, когда нам нужно сделать выводы и подтвердить или опровергнуть какую-либо информацию.

Суждения могут быть простыми и сложными. Пример простого: “Я слышу, что ребенок начал плакать”. Сложное суждение: “Ребенок начал плакать, потому что хочет есть”.

Также суждения делятся на истинные и ложные. Первая категория основывается на объективной оценке, а вторая предполагает включение личной заинтересованности.

  • Умозаключение

Это вывод, сделанный из нескольких суждений. Любое умозаключение состоит из трех компонентов:

  1. Предпосылки, т. е. первоначального суждения.
  2. Вывода – логического размышления.
  3. Заключения – собственно, результата.

Пример умозаключения: “Летом жарко. Скоро июнь. Это летний месяц. Значит, будет жарко. Пора доставать легкую одежду”.

Умозаключения, равно как и суждения, могут носить субъективный характер.

Как развить абстрактное мышление

Способность мыслить абстрактно заложена в каждом из нас с рождения. Помните, как в детстве вы любили фантазировать, придумывать истории и сочинять мечты?

Именно абстрактное мышление помогало вам в школе постигать азы технических и гуманитарных наук, вникать в сложные формулы, описывать образы главных литературных героев.

Такая способность есть в вас и сейчас. К примеру, вы никогда не были на Луне, но в то же время можете приблизительно представить, насколько этот спутник меньше размера Земли, как выглядят кратеры на его поверхности. Все это возможно благодаря абстрактному мышлению.

Другое дело – насколько высок его уровень у каждого из нас. Во многом это можно понять по тому, как развита наша устная и письменная речь, насколько широк словарный запас, владеем ли мы ораторским искусством. Следовательно, чтобы развивать абстрактный тип мышления, нужно работать именно с ее главным инструментом – словом.

У взрослых

Приведём несколько упражнений для развития абстрактного мышления у взрослых:

  1. Закройте глаза и представьте в мельчайших деталях, как прошел ваш день: с кем виделись, во что были одеты эти люди, какие запахи вы ощущали по дороге на работу, что чувствовали, общаясь с начальством, сколько раз подходили к кофейному автомату и т. п.
  2. Напишите на листе бумаги названия разных явлений и предметов, а потом поочередно воссоздайте в голове образы того, что описали. Лучше брать не простые слова вроде “стол” и “карандаш”, а такие, что требуют усилий для представления: комета, свобода, доминирование, религиозность, бесконечность и т. д.
  3. Похожая техника, только теперь нужно не представлять написанные слова, а описывать. Можно взять слова “нежность”, “разум”, “человечество”, “гнев” и подобные. Сначала дайте каждому слову определение, а потом придумайте к ним подходящие символы. Это могут быть иероглифы, небольшие картинки или схемы.
  4. Следующее упражнение станет интересным развлечением в компании друзей или во время путешествия в поезде. Задача: придумать от 3 до 5 заглавных букв и превратить их в аббревиатуру. Например, буквы СКП – это Союз Красных Пижам, Сборная Китайских Палочек и т. п.

Много других техник развития абстрактного мышления можно найти в нашей отдельной статье.

У детей

Развивать абстрактное мышление у детей нужно с самого младенчества. Даже если вам кажется, что малыш еще совсем ничего не понимает, будьте уверены, что он отлично распознает и запоминает звуки, интонации, слова. Можно читать книжки или рассказывать ему о чем угодно. Главное – делать это с выражением и чувством.

Детям постарше можно предложить такие упражнения:

  1. Нарисуйте на листке бумаги часть какого-нибудь животного или предмета. Задачей ребенка будет дорисовать недостающий элемент. Не страшно, если у мышки окажется рыбий хвост или появятся крылья. Главное, чтобы ребенок проявил находчивость.
  2. Поиграйте в слова. Вы называете любое слово, далее ребенок придумывает другое слово, которое начинается на ту букву, на которую закончилось ваше слово. И дальше по цепочке. Например, цветоК – КорзинА – АвгусТ и т. д.
  3. Устройте домашний кукольный театр. Все реквизиты можно смастерить своими руками: повесить простынь как ширму, взять любые игрушки в качестве героев. Ребенок будет исполнять роль и сценариста, и режиссера, и актера.

Советуем также ознакомиться с подборкой логических игр для развития мышления.

Заключение

Мы с вами разобрали, что означает абстрактное мышление, в чем состоит его роль в познании, а также убедились в том, что оно поддается развитию как у детей, так и у взрослых.

Абстрактная мыслительная деятельность играет значимую роль во всех сферах жизни, рождает в нас креативность и воображение. А еще лучше, если она работает в тандеме с рациональным типом мышления.

Для тех, кто не хочет ограничиваться упражнениями из статьи, оставим координаты статьи Как научиться лучше запоминать, эффективные мнемотехники и советы психологов

Благодарим за внимание и рекомендуем подписаться на обновления, чтобы не пропустить новые познавательные публикации.

До скорого!

Original Abstract Men Paintings For Sale

Browse art and see similar matches

Try Visual Search

Category

AllPaintingsPhotographyDrawingsMixed MediaSculptureCollagePrintmakingDigitalInstallation


Filter (2)

Sort

Recommended

RecommendedDate Listed: New to OldPrice: Low к HighPrice: от высокого к низкому

RecommendedDate Listing: New to OldPrice: от низкого к HighPrice: от высокого к низкому


Ищете ли вы оригинальную картину «Абстрактные мужчины» или высококачественную художественную печать, Saatchi Art предлагает более 737 оригинальных картин «Абстрактные мужчины» от начинающих художников со всего мира.



Фильтр

Категория

AllPaintingSphotographyDrawingsmixed MediaSculpureCollageprintmakingDigitalinStallation


Аннотация

Фигуративный

Современный

Экспрессия

Экспрессия 9000

АТРЕССИМИЗМ

Экспрессия

.0003

Fine Art

Portraiture

Conceptual

Surrealism

Minimalism

Pop Art

Impressionism

Art Deco

Illustration

Realism

Street Art

Cubism

Documentary

Dada

Folk

Фотореализм

Показать больше

Тема


Средний

Акрил

Масло

Чернила

Watercolor

Gesso

Spray Paint

Charcoal

Graphite

Marker

Pencil

Gouache

Enamel

Paper

Paint

Pastel

Color

Digital

Wood

Tempera

Аэрограф

Шариковая ручка

Воск

Черно-белый

Бытовой

Фото

Смола

Мел

Encaustic

Clay

Conte

Found Objects

Screenprinting

Stencil

Aquatint

Fabric

Glass

Latex

Manipulated

Metal

Paper mache

Plaster

Show More

Material

Холст

Бумага

Дерево

Картон

Другое

Мягкое (пряжа, хлопок, ткань)

Алюминий

Пластик

Iron

Ceramic

Панель

Can — 1000 долларов США

1000 долларов США — 2000 долларов США

2000 долларов США — 5000 долларов США

5000 долларов США — 10000 долларов США

Более 10000 долларов США

Выберите пользовательскую цену

8

3

Medium

Large

Oversized

Select Custom Size

Orientation

Horizontal

Vertical

Square



Artist Country

United States

United Kingdom

Italy

Germany

Франция

Испания

Канада

Южная Корея

Нидерланды

Греция

Индия

Индонезия

Poland

Croatia

Israel

Austria

Georgia

Ukraine

Hungary

Japan

Australia

Bulgaria

Pakistan

Slovakia

Azerbaijan

Belgium

Turkey

Bangladesh

Дания

Эстония

Румыния

Южная Африка

Швейцария

Македония

Мексика

Moldova

Nigeria

Thailand

Armenia

Chile

Colombia

Cyprus

Czech Republic

Latvia

Lithuania

Norway

Portugal

Serbia

Sweden

United Arab Emirates

Argentina

Бразилия

Китай

Финляндия

Гана

Гонконг

Казахстан

Кувейт

Lebanon

Morocco

Slovenia

Uruguay

Uzbekistan

Вьетнам

Show Art Catalog 9003

Inside

SAATCHI ART Catalog 9003

Внутри

SAATCHI ART CATALOG 9003

Внутри

SAATCHI ART CATALOG 9003

INITY

SAATCHI. Ярмарка


Поиск Ограниченное издание и открытое издание
Печатные издания для продажи

Белая футболка

Картины, 10 Ш x 10 В x 0,5 Г в

Gitano

картины, 18 W x 24 H x 0,1 D в

$ 980

Отпечатки от $ 100

Deconstruction/Construction

картин, 35 W x 45,7 H x 0,8 D в

$ 1,410

, 32 W X 40 H x 1,5 D в

$ 200,000

без названия портретных работ

картины, 22,2 Вт X 11,4 H x 1 D в

$ 1 290

P 2

Paints, 59,1 W x 59.1 H.2 D D 2

, 59,1 W x 59.1 H.2 D D

, 59,1 W x 59.1 H.2 D D 2

. в

$2,010

Prints from $40

interior enviroments — Ambienti interiori

Paintings, 16. 9 W x 16.9 H x 1.2 D in

$1,140

Peeping Horror

Paintings, 24 W x 36 H x 1 D in

$1,080

Costellazioni Знакомые — Семейные созвездия

картин, 23,6 Вт x 23,6 ч x 0,4 дня в

$ 1 160

Savior

картины, 16 W X 18 H x 0,1 D в

$ 1,600

Automatait Automate Automatic Automatic Automatic Automatic Automatic Automatic Automatic Automatic Automatic Automatic

$ 1,6003

Automatic Automatic Automatic Automatic

.0399 картины, 18,9 W x 18,9 H x 0,2 D в

$ 1700

Белый холст

картины, 39,4 W x 31,5 H x 1 D в

$ 2 575

PREPTS от 42

$ 575

ПЕРЕДЕНИЯ. 12,6 Вт X 17,3 H x 0,1 D в

$ 1,320

Младший в Нью -Йорке #3

картины, 24 Вт x 30 ч x 1,5 D в

$ 1800

Отпечатки $ 600003

Golden

999 W. $ 600003

Golden 9000 3999 999 9999 $ 600003

. 10 В x 0,5 Г в

Absolut, абсолютно

Картины, 59 Ш x 47 В x 0,7 Г в

9 800 $

Репродукции от 40 $

Я бы прошел через жизнь в полусне

Картины, 003 Ш x 1,58 Г x 18 Г

$2,070

Übermensch

Paintings, 11.8 W x 7.9 H x 0.4 D in

$710

Prints from $40

Marcin

Paintings, 31.5 W x 47.2 H x 0.8 D in

$3,770

Prints from $40

Человек с суши и моря

картин, 8 W x 10 H x 0 D в

Клей

картины, 14 W x 11 H x 0,1 D в

$ 385

Принки из 40

SIN LA Inspiracion

картина, 32,3 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W x 26 W. H x 1,6 D в

$ 2 710

Отпечатки от 40

Конвергенция

картин, 39,4 Вт x 39,4 H x 1,1 D в

$ 1130

Уничтожите их все

.

1660 долларов

Крутой парень

картины, 16 W x 20 H x 1,5 D в

зеркальных серии без названия портрет

, 13,2 W x 18,9 H x 0,1 D в

$ 1,300

Голова

картины, 27,6 W x 31,5 H.2 D.2 D Da Head

. В

$ 3270

Force Majeure II

картин, 11,8 W X 16,5 H x 0,8 D в

$ 940

Отпечатки от 87 $

Downward jack, серия 32 #140003

999. D in

1180 долларов

Будь кем

картин, 27,6 Вт x 35,4 H x 0,4 D в

$ 1,310

Отпечатки от 40

Massimo Patrizio

картин, 19,7 Вт. Blue

картин, 40 W x 52 H x 2 D в

$ 5750

Старик, посеянный семена

, 27,6 Вт x 62,2 H x 1,3 D в

$ 3 900

PRINTS от $ 66

$ 3900

PRINTS от $ 66

979797979799 года

3

Прин.

Картины, 23,6 Ш x 28,7 В x 0,8 Д в

Call of the Wild

, 35,4 W x 59,1 H x 0,8 D в

$ 3,270

Отпечатки от 40

г -н JACK

, 36 W x 48 ч x 1,5 D. окружающая среда — Ambienti interiori

Картины, 59,1 Ш x 59,1 В x 1,6 Г в

5 611 $

Внутреннее окружение . Ambienti interiori

Картины, 9,8 Ш x 9,8 В x 1,6 Г в

1010 долларов США

Ухо сердца

картины, 17,7 W x 9,8 H x 0 D в

$ 400

Отпечатки от 40

All The World’s A Stage

, 35,4 Вт x 35,4 H x 0,8 D в

$ 22003

9 999.

7 $ 22003

999

. a-social #1

Картины, 47,2 Ш x 31,5 В x 1,2 Г в

4750 долларов США

Репродукции от 40 долларов США

Зеркальная серия UNTITLED Портрет

Картины, 10,6 — 7 Ш x 903 В x 0,13 дюйма Окружающие интерьеры

картины, 8,7 Вт x 8,7 ч x 1,6 дня в

Проводник

картины, 16 Вт X 20 H x 0,2 D в

$ 8,500

ВНЕРЯТНАЯ СРЕДА -Ambienti Interiori 54

. 1,6 D в

5450 долларов США

Северные цветы

Картины, 36 Ш x 24 В x 0,8 Г в

Джеймс Т. Дэвис

Картины, 8,8 Ш x 12 В x 0,1 Г в 90 90 Me Now 93 90 907 903 903 , 9 Ш x 12 В x 0,7 Г в

You-Me

картины, 39,4 Вт x 27,6 H x 0,8 D в

Well Roared, Lion

, 46,9 W x 39,4 H x 1,4 D в

$ 4 750

PRENTS от 500003


777 $ 4,750

PRENTS от 500003


777 $ 4750

PRENTS от $ 50 0003


777777750

$ 50 0003


77777778 $

. 12345

угол-правый

1 — 50 из 737 картин

50 результатов на странице

25 результатов на странице50 результатов на странице100 результатов на странице

25 результатов на странице50 результатов на странице100 результатов на странице


Бетон Эвальда Ильенкова

Советская психология: диалектика абстрактного и конкретного Эвальда Ильенкова

Ильенков
Диалектика Абстрактного и Конкретного в «Капитале» Маркса
Глава первая. Диалектическая и метафизическая концепция Конкретного



Понятие о человеке и некоторые выводы из его анализа



Рассмотрим теперь понятие человека в свете вышеизложенного. Что такое человек? На первый взгляд вопрос кажется до смешного простым. Каждый из нас связывает с этим словом вполне определенное понятие, легко отличая человека от любого другого существа или предмета на основании этого понятия. С точки зрения домарксовой логики это означает, что каждый здравомыслящий человек обладает понятием человека. Однако, кажется, ни одно другое понятие не вызывало более ожесточенных споров среди философов, чем это.

С метафизической (антидиалектической) точки зрения определить это понятие, как и любое другое, нетрудно. Для этого следует абстрагироваться от того общего элемента, который одинаково присущ каждому отдельному представителю рода человеческого, но не присущ никаким другим существам.

Однако попытка осуществить эту рекомендацию сразу наталкивается на ряд трудностей, имеющих фундаментальное философское значение. Получается, что, прежде чем делать такую ​​абстракцию, он должен прежде всего решить, какие живые существа могут быть включены в человеческий род, а какие нет. Сразу же вступают в игру ожесточенные соображения, носящие отнюдь не формальный характер. Например, Аристотель не принимал в расчет рабов, несмотря на свое знаменитое определение человека как «существа политического». идеологом своего класса, только деятельность свободного гражданина была «подлинно человеческой» 9.0003

Элементарный анализ понятия человека сразу обнаруживает, что оно тысячью узами связано с существованием и борьбой классов и их мировоззрений и с определенной интерпретацией гуманизма, которая никогда не была беспристрастной или чисто академической.

Буржуазный строй, утверждавшийся в борьбе с феодальным правом, доказывал свои преимущества тем, что настаивал на том, что только он является укладом, соответствующим подлинной природе человека, а феодализм основывался на искаженных и ложных представлениях о его природе. Идеологи современного империализма пытаются доказать, что социализм несовместим с «требованиями человеческой природы» только для удовлетворения в рамках системы «свободного предпринимательства».

Проанализируем в связи с этим ситуацию, изображенную в романе Веркора, прогрессивного французского писателя. В обобщенной, острой и остроумной форме в романе изложены типичные взгляды человека, противоречащие современному миру. Сюжет таков. В отдаленной части тропического леса обнаруживается сообщество странных существ. По одним критериям, принятым в современной науке, это человекообразные обезьяны, по другим – люди. Ясно одно: это экстраординарная ранее неизвестная переходная форма между животным, биологическим миром и человеческим, социальным миром. Весь вопрос в том, переступили ли они ту едва уловимую грань, которая отделяет человека от животного, или нет.

Это, казалось бы, чисто академический вопрос, которым может заниматься только специалист в области биологии или антропологии. Однако в наши дни чисто академических вопросов нет и быть не может. тропи (так называются существа, придуманные автором) очень скоро становятся центром столкновений различных интересов и, следовательно, различных точек зрения. Отвлеченный теоретический вопрос: «Это люди или животные?» требует определенного и вполне конкретного ответа. Главный герой романа сознательно убивает одно из этих существ. Если тропи мужчины, то он убийца, которого придется казнить. Если это животные, то состава преступления нет. Тот же вопрос мучает и старого священника. Если тропи мужчины, то он обязан спасти их души, совершить обряд крещения. А если предположить, что это просто животные? В этом случае он рискует повторить кощунство святого Мала, который, будучи подслеповатым, крестил пингвинов. Другой мощный интерес представляет промышленная компания, которая видит tropi как идеальная рабочая сила. Дрессированные животные, не знающие ни профсоюзов, ни классовой борьбы, ни потребностей выше физиологических — что может быть лучше с точки зрения капиталиста?

Компания, на территории которой обнаружены тропиков , пытается доказать, что это животные, составляющие частную собственность компании. В споре о природе tropi участвуют сотни людей, десятки теорий и учений, его масштабы становятся все шире, а сама проблема все более и более запутывается, все это перерастает в спор о совсем других объектах и ​​ценностях. Герои романа вынуждены строго и однозначно обдумывать критерий решения вопроса. Это оказывается более сложной задачей, чем может показаться на первый взгляд.

Если предпочтение отдается какому-то «свойству человека», то tropi входят в категорию мужчин, а если предпочтение отдается другому, то нет. Не помогает и выработка ряда таких признаков, ибо в этом случае возникает вопрос о числе таких признаков, а трудность остается той же. Увеличивая количество мужских свойств, включая в это число те, которых нет у тропов , автоматически покидают тропов 9.0747 за пределами человеческой расы. Сократив число признаков, оставив только те, которые есть и у ранее известных людей, и у tropi , можно получить определение, включающее tropi в семейство людей. Мышление попадает в колею порочного круга: чтобы определить природу тропов, , нужно иметь предварительное определение человека. Но человека нельзя определить, если заранее не решить, следует ли включать 90 746 tropi 90 747 в число 9 видов.0746 хомо сапиенс или нет.

Кроме того, интерпретация каждого из признаков сразу же приводит к бурным дебатам. Что можно понять, думая? Как интерпретировать речь? Как определить труд? И так далее. В одном смысле этих понятий tropi обладают и мышлением, и речью, а в другом — нет. Иными словами, по каждому признаку человека разгораются такие же споры, как и по поводу самого понятия человека. Спору нет видимого конца, он достигает сферы самых общих философских понятий, чтобы разгореться с большей силой и яростью.

Споры становятся особенно острыми, когда речь идет о том, какой из способов жизнедеятельности следует считать «собственно человеческим», какая организация жизни «соответствует природе человека» и в чем заключается эта «природа»?

Все попытки установить тот «общий и существенный признак», который позволял бы строго различать человека и не-человека, вновь и вновь наталкиваются на давнюю трудность. Такой признак может быть определен лишь в том случае, если предварительно проведена граница между человеком и его ближайшими животными предками; но как провести эту границу, если не иметь в голове того самого «общего признака», который надо определить? Нетрудно отличить очень холодную воду от очень горячей; приманка, а как насчет теплой воды? Один камень не делает кучу, как и два камня. Сколько камней нужно, чтобы образовалась куча? Где точка, в которой лысеющий человек становится лысым? Существует ли вообще такая четкая граница? Не является ли это просто произвольной воображаемой линией, проведенной только для удобства классификации? В таком случае, где он должен лежать? Оно будет нарисовано там, где его захотят начертить сильные мира сего, — вот убеждение, к которому приходит герой романа. Действительно, субъективно-идеалистические учения (прагматизм, инструментализм и т. д.) отдают решение этого вопроса власть имущим. ] их голос становится критерием истины; все поставлено в зависимость от их воли и каприза. Все беды этого мира от того, что люди еще не поняли, что такое человек, и не договорились о том, каким они хотели бы его видеть, — так философствует главный герой романа.

Убедившись на практическом опыте, что общую и существенную черту человека обнаружить не так легко, как может показаться на первый взгляд, герои романа вынуждены искать решения в философских и социологических концепциях. Но где найти критерий истинности последнего? Здесь все начинается сначала. Веркору и его героям известен марксистский ответ на этот вопрос. Тем не менее, он кажется им «односторонним». Веркор полагает, что концепция, исходящая из «реальных отношений людей в материальном производстве», игнорирует «другие формы человеческой солидарности», прежде всего «ритуальную философию»: «в мире есть много племен, человеческая солидарность которых строится на охоте, войны или фетишистские ритуалы, а не материальное производство»; «Самая крепкая связь, связывающая сейчас 300 миллионов индусов, — это их ритуальная философия, а не их отсталое земледелие». Герои романа колеблются по воле автора между марксистским и идеалистически-христианским определением всеобщего и существенного критерия человека, не смея принять ни того, ни другого. Они ищут третьего, который примирил бы диалектический материализм и христианство.

«Каждый человек прежде всего человек, и только потом он последователь Платона, Христа или Маркса», — писал Веркор в послесловии к русскому изданию книги. «На мой взгляд, гораздо важнее показать, как могут быть найдены точки соприкосновения между марксизмом и христианством, исходя из такого критерия, чем подчеркивать как таковые независимо от их различий». не заключается в приверженности той или иной доктрине. Но в чем оно заключается? В том, что человек есть прежде всего… человек». Это единственный ответ, который Веркор смог противопоставить «одностороннему» взгляду диалектического материализма. Но такого рода «ответ» возвращает нас к исходной точке — к простому названию, не наделенному каким-либо определенным содержанием. Чтобы уйти от тавтологии, придется вести рассуждения с самого начала.

Позиция, столь ярко и остроумно изложенная Веркором, очень хорошо выражает отношение тех слоев западной интеллигенции, которые мучительно бьются над жгучими вопросами современности, но еще не решили для себя проблемы — где лежат пути искупления благородных идеалов? гуманизма? Они ясно видят, что капитализм изначально враждебен этим идеалам. А браться за коммунизм они не смеют из боязни потерять в нем «самостоятельность мышления», мнимые «привилегии мыслящей части человечества». Пока эта часть человечества бьется над выбором между этими двумя реальными полюсами современного мира, всякий несложный теоретический вопрос вырастает сверх всякой меры в сложнейшую и совершенно неразрешимую проблему, а попытки решить ее с помощью самых изощренных инструментов формальной логики в конечном счете приводят к тавтологии: А = А, человек есть человек. Ни к чему другому не может привести поиск определения человека через установление абстрактно тождественного свойства, которым обладает каждый отдельный представитель современного человечества. Логика, основанная на такого рода аксиомах, здесь абсолютно бессильна. Сущность человека, выражаемая во всеобщем определении, вовсе не является абстракцией, присущей каждому индивидууму, это не тождественная черта, которой обладает каждый отдельный представитель человеческого рода, взятый в отдельности. На этом пути невозможно получить универсальное определение человека. здесь нужна иная логика, логика, основанная на диалектико-материалистическом понимании отношения между всеобщим и единичным. Эту сущность невозможно обнаружить в ряду абстрактных черт, присущих каждому индивидууму. Универсального здесь не найти, как бы его ни искали. Поиски по этому пути бесплодны и в том случае, когда им помогает самая изощренная логика. Прекрасную иллюстрацию этого пункта можно найти в Dialectic, Густава Э. Мюллера, американского философа. Судя по книге, автор кое-чему научился у Гегеля. Он усвоил даже гегелевские положения о взаимопроникновении противоположностей, о роли противоречий в развитии научных положений, об отношении сознания к самосознанию и многое другое. Однако вся эта формальная диалектическая эрудиция бездействует, в результате чего возникает пустота.

«Человек не мог знать, что такое человек, не мог ли он тождество человек с самим собой; но в равной степени человек не мог бы иметь опыта человека, если бы он не мог отличить себя от того, что он испытывает о себе» [1953] Ряд «идентификаций» и «дифференциаций», которые человек Мюллера осуществляет внутри себя по правилам формального диалектические схемы приводят его к конструкциям настолько непонятным и запутанным, что их создатель не может сам их распутать. Конечный результат этой псевдодиалектической логики таков: человек настолько сложное и противоречивое существо, что чем больше вы его изучаете, тем меньше вы можете надеяться понять его. Единственная «общая черта», которую Мюллеру удается выделить в запутанной сложности взаимодействующих индивидов, в конечном счете оказывается «силой рефлексии» и «любовью к рефлексии». «Его истинная человечность заключается в этой способности к размышлению… И чем лучше самость таким образом познает себя, тем более сомнительной и неуверенной она кажется. Охватить в сомнительном индивидууме абсолют — вот что Платон называет Эрос, любовь. Истинное «я» человека — это Любовь». [ там же. ]

Трудно было бы разглядеть здесь «силу отражения». Беспомощность гораздо более очевидна. Сущность человека, безусловно, не имеет к этому никакого отношения. Здесь выражена лишь сущность философа и его любовь к созерцанию так, как он созерцает. Упрекать во всем этом самого Мюллера и недобро, и бесполезно. В бессилии его мысли виноваты прежде всего те условия, которые создают такую ​​одностороннюю и абстрактную психологию — психологию интеллигента, совершенно оторванную от реальной жизни и борьбы масс, психологию человека, созерцающего только манера, в которой он созерцает. Если Мюллер видит в этом созерцании созерцания «истинную человечность», то легко оценить его позицию: в конце концов, нужно иметь какое-то утешение. Однако настоящее человечество, человечество трудящееся и борющееся, вряд ли согласится, чтобы сущность его отождествлялась с индивидуальностью философа-персоналиста, питающего в уединении свою любовь к бессильному созерцанию и созерцанию об этой бессильной любви.

Сущность современного человечества и тем самым универсальное определение человека, конечно, предмет, достойный самого пристального внимания философа. Ясный взгляд на мир — первая и необходимая предпосылка для правильного подхода к этой проблеме. Но нужна и более развитая логика, чем та, которая предполагает, что решение заключается в поиске «общего и существенного свойства», присущего всем отдельным представителям современного человечества, взятым в отдельности, и сведении всеобщего к просто тождественному. Такая логика не может дать ничего, кроме пустых тавтологий. Кроме того, абстрактный девиз «Ищи общее, и найдешь познание сущности» дает полную свободу произволу и субъективизму в разграничении круга фактов, от которых абстрагируется общее.

Все это свидетельствует о том, что связи между логикой и мировоззрением являются неотъемлемыми, как и связи между операциями обобщения и определенной партийной позицией в жизни и философии. Самая изощренная система формальных правил обобщения не обеспечит истинного обобщения, если она не сочетается с ясным и прогрессивным мировоззренческим принципом.

И другое не менее верно. Прогрессивное мировоззрение нельзя механически сочетать с логикой, полагающей свою нейтральность по отношению к любому мировоззрению добродетелью, ограничивающейся выработкой таких абстрактных правил, которые можно применять так и эдак, в зависимости от иррационально-эмоциональной склонности к тому или иному мировоззрению или Другие.

Марксистско-ленинское мировоззрение основывается не на этических постулатах, а на научно разработанной концепции фактов. Это логично насквозь. Однако логика, с помощью которой выработано это мировоззрение, содержит и в себе, в своих положениях, а не где-то вовне, известный мировоззренческий принцип. Самая горячая эмоциональная привязанность к рабочему классу и коммунистическим идеалам не спасет теоретика, если он будет пользоваться древней чисто формальной логикой с ее претензией на «беспартийность». Такой теоретик никогда не придет к правильным выводам и обобщениям.

В своих тезисах о Фейербахе Маркс противопоставлял свое диалектико-материалистическое понимание сущности человека всем прежним попыткам определить эту пресловутую сущность, говоря, что «сущность человека не есть абстракция, присущая каждому отдельному индивидууму». В своей реальности это ансамбль общественных отношений». [ Тезисы о Фейербахе ]. В этом выражается не только мировоззренческая, социологическая истина, но и глубокое логическое положение или принцип, одно из важнейших положений диалектической логики. Легко видеть, что это положение предполагает совсем иное представление о категориях абстрактного, конкретного, всеобщего и индивидуального, чем то, на котором базировалась старая, недиалектическая логика. В переводе на язык логики это положение означает: бесполезно искать всеобщие определения сущности рода через абстрагирование от тождественного свойства, которым обладает каждый отдельный представитель этого рода.

Выражение сущности рода не может быть найдено в ряде «абстракций», как бы ни старались, ибо оно не содержится в этом ряду.

Сущность человеческой природы вообще, а тем самым и подлинная человеческая природа каждого человека, могут быть раскрыты только через вполне конкретное изучение «совокупности общественных отношений», через конкретный анализ тех законов, которые управляют рождением и развитием. человеческого общества в целом и каждого человека в отдельности.

Человеческое общество есть типичнейший случай конкретной общности, а отношение человеческого индивида к обществу есть характерный случай отношения единичного ко всеобщему. Диалектический характер этого отношения выступает здесь резко рельефно, а вопрос об отношении абстрактного к конкретному тесно переплетается с проблемой отношения всеобщего к частному и единичному.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts