Становление высших психических функций в процессе деятельности — Курсовая работа #1800281 — Общая психология
Введение 3
Глава 1. Общепсихологическая теория деятельности 5
1.1. Общее психологическая характеристика понятия «деятельность» 5
1.2. Разнообразие теорий деятельности 9
Глава 2. Становление высших психических функций в процессе деятельности 15
2.1. Понятие высших психических функций. Теория Л.С. Выгодского 15
2.2. Деятельностный подход в психологии 23
Заключение 32
Библиографический список 35
1. Богословский А.Н. Психология. — М.,1984.- 452 с.
2. Воронов В.В. Педагогика. — М., 1998. — 638 с.
3. Габай Т.В. Педагогическая психология.- М., 2005.- 240 с.
4. Демидова И.Ф. Педагогическая психология.- М., 2003.- 224 с.
5. Дружинин В.Н. Общая психология. — СПб., 2003.- 650 с.
6. Ждан А.Н. История психологии. — М., 2004.- 576 с.
7. Климов Е. А. Общая психология. — М., 1999. — 511 с.
8. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. — М., 2004.- 254 с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2002.- 592 с.
11. Марцинковская Т.Д. История психологии. — М., 2002.- 544 с.
12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т.- М., 1983.
13. Лихачев Б. Т. Педагогика.- М., 1999. — 522с.
14. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. — М., 2005.- 484 с.
15. Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. — М., 1998.- 464 с.
16. Першина Л. А. Общая психология. — М., 2004. — 446 с.
17. Петухов В.В. Общая психология.- М., 1998.- 593 с.
18. Психология. / Под ред. Крылов А.А. — М., 2001.- 584 с.
19. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1990.- 494 с.
20. Педагогическая психология. / Под ред. Клюевой Н.В. – М., 2003.- 400 с.
21. Подласый И. П. Педагогика. — М., 1999.- 574с.
22. Рогов Е.И. Общая психология. — М., 1995. — 447с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2002.- 720 с.
24. Немов Р.С. Психология. Том 1. — М., 1995.- 576 с.
25. Нуркова В.В. Психология. — М., 2004.- 484 с.
26. Столяренко Л.Д. Психология.- СПб., 2004.- 591 с.
27. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М., 1999. — 351 с.
28. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.- М., 2003.- 544 с.
29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 2004.- 671 с.
30. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 2005.- 492 с.
Тема: | Становление высших психических функций в процессе деятельности |
Артикул: | 1800281 |
Дата написания: | 18.05.2008 |
Тип работы: | Курсовая работа |
Предмет: | Общая психология |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 67% |
Количество страниц: | 36 |
Понятие высшей психической функции.
Структура впф (по л.С. Выготскому).Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть „натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и „культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический.
При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями.
В общее понятие «развитие высших психических функций» Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс развития высших форм поведения ребенка».
— процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления.
— процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.)
Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.
Основываясь на гипотезе интериоризации, внешняя деятельность служит первоначальным источником психической деятельности благодаря интериоризации (вращиванию во внутрь) и является местом хранения важнейших ее черт, таких как орудийность и социальность.
Также Выготский сформулировал свой закон об образовании высших психических функций (ВПФ).
ВПФ по Выготскому – произвольные, целенаправленные, осознанные, опосредованные, исторические, искусственные, системные. Однако, что способствует тому, что ребенок способен регулировать свою психическую деятельность? Ученый провел аналогию между внутренней и внешней деятельностью. Поскольку внешней деятельности присуща орудийность, то должно существовать и внутреннее орудие, характерное только для внутренней деятельности. Для Выготского таковым являлся знак, закрепленный в форме слова и в значении слова. Знак замещает реальный предмет, с которым внешне не похож. Речь по Выготскому выступает универсальной знаковой системой, которая позволяет ребенку овладеть всеми необходимыми познавательными функциями. Когда ребенок овладевает речью, одновременно открывается возможность овладения высшими психическими функциями.
Однако ребенок не изобретает речь, поскольку она является культурно-историческим наследием человека. Первоначально ребенок усваивает речь благодаря помощи взрослого.
Л.С. Выготский дает формулировку общего генетического закона культурного развития: каждая высшая психическая функция проявляется дважды, изначально в качестве интепсихической функции (функция разделена между взрослым и ребенком, она представляет их совместную деятельность), а потом в качестве самостоятельной интрапсихической функции человека.
Если следовать этому закону, то психическая природа человека представляется комплексом общественных отношений, которые были перенесены внутрь и впоследствии стали личностными функциями человека и формами ее структуры.Присвоение ребенком общественно-исторических методов внутренней и внешней деятельности служит отображением психического онтогенеза. Благодаря культурно-исторической концепции Выготский сформулировал законы психического развития ребенка. Ниже приведены основные из них:
• Закон формирования ВПФ гласит, что первоначальное возникновение ВПФ выступает в форме коллективного поведения, выражается через сотрудничество с окружающими, и лишь потом идет становление ВПФ как внутренних индивидуальных функций самого ребенка. Формирование ВПФ происходит при жизни как результат освоения орудий и средств, выработанных в течение исторического развития общества;
• Закон неравномерности детского развития говорит о том, чтокаждая составляющая психики ребенка имеет свой период развития, он носит название сензитивного периода.
Суть возрастной сензитивности объясняется через системное и смысловое строение сознания в гипотезе Выготского. Системность строения сознания подразумевает структуру конкретных психических процессов, т.е. психическая функция в характерный для нее сензитивный период составляет центр данной системы, а остальные процессы психической деятельности будут развиваться в характерных именно для них период под влиянием уже этой функции, которая сформировалась в сознании. Интериоризация — фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе высших психических функций. Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».
[Клинико-нейропсихологический анализ психических функций у детей 6-7 лет]
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Эл. адрес: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
. 1999 ноябрь-декабрь;49(6):944-50.
[Статья в Русский]
Г.Р. Новикова 1
принадлежность
- 1 Кафедра клинической психологии Московского психосоциального института.
- PMID: 10693274
[Статья в Русский]
Г.Р. Новикова. Ж Высший Нерв Деят Им И П Павлова. 1999 ноябрь-декабрь.
. 1999 ноябрь-декабрь; 49(6):944-50.
Автор
Г.Р. Новикова 1
принадлежность
- 1 Кафедра клинической психологии Московского психосоциального института.
- PMID: 10693274
Абстрактный
Нейропсихологический анализ состояния высших психических функций (ВПФ) у детей 6-7 лет, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, показал, что ВПФ у 52-73% будущих школьников недоразвиты по отношению к их возраст. Выявлено недоразвитие эмоционально-волевой сферы, динамической организации предметной деятельности, слухоречевой памяти, сферы образов-представлений, наглядно-образных и словесно-логических форм мышления. Экспериментальные данные свидетельствуют об отсутствии у обследованных детей первичных (структурных) нарушений изучаемых ВМП и зависимости степени их сформированности от степени готовности произвольной организации деятельности. Недостаточная сформированность ВМП по отношению к возрасту проявляется в отставании формирования внутренней структуры психического процесса, т. е. в отсутствии интериоризации психических процессов и формирования внутреннего психического акта. Нейропсихологическая оценка недоразвития ВМП в зависимости от возраста свидетельствует о недостаточной возрастной зрелости подкорковых структур и подкорково-корково-петлевых путей, а также о дисфункции лобной неокортекса и вторичной дисфункции заднелобной и ТРО-областей, неслуховых отделов коры. височные области левого полушария из-за недоразвития связей этих областей с лобными структурами.
Похожие статьи
Динамика формирования свойств главных нервных процессов у детей 4-7 лет.
Макаренко М.В., Богуцкая Т.О. Макаренко М.В. и соавт. Физиол Ж (1994). 1998;44(1-2):95-102. Физиол Ж (1994). 1998. PMID: 9619415 Украинец.
Очаги взаимодействия, информационный синтез и психические процессы.
Иваницкий А.М. Иваницкий АМ. Ж Высший Нерв Деят Им И П Павлова. 1993 март-апрель;43(2):219-27. Ж Высший Нерв Деят Им И П Павлова. 1993. PMID: 8317148 Русский.
Вклад мозжечка в психические и социальные функции в период развития.
Рива Д. , Гиорги К. Рива Д. и др. Физиол человека. 2000 янв-февраль;26(1):27-31. Физиол человека. 2000. PMID: 10752287
[Нейропсихологический профиль трудноизлечимых парциальных эпилепсий].
Липпе С., Лассонд М. Липпе С. и др. Преподобный Нейрол (Париж). 2004 г., июнь; 160, спец. № 1: 5S144-53. Преподобный Нейрол (Париж). 2004. PMID: 15331960 Обзор. Французский.
Когнитивные функции, их развитие и современные методы диагностики.
Класик А., Янас-Козик М., Крупка-Матушчик И., Августыняк Е. Класик А и др. Пшегль Лек. 2006; 63 Приложение 1:29-34. Пшегль Лек. 2006. PMID: 17471820 Обзор. польский.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
Процитируйте
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Отправить по телефону
Мышление высшего порядка — Учебная конференция Выготского
МЫШЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА
Выготский Лозунг: «Интерментальное конструирует внутриментальное».
(Нажмите на меня, чтобы перейти к URL-адресу) Мышление высшего порядка?
В мире когнитивной психологии имеется важная литература по основным когнитивным процессам, таким как внимание, память, формирование и представление понятий. Точно так же есть важная литература по когнитивным процессам более высокого порядка («Среднее детство», стр. 336), в которых «используются результаты основных когнитивных процессов» («Среднее детство», стр. 336).
В свете этого когнитивные задачи более высокого порядка включают рассуждение, принятие решений, решение проблем и мышление («Среднее детство», стр. 339), а также академические навыки, такие как чтение, письмо и арифметика (« Среднее детство», с. 369). Что касается каждой из этих задач, информация, которая ранее была получена, обработана и сохранена в рамках основных когнитивных процессов, используется, комбинируется, переформатируется или обрабатывается когнитивными процессами более высокого порядка («Среднее детство», стр. 339).).
(Нажмите на ссылку, чтобы перейти по ссылке) Мышление высшего порядка?
Здесь Выготский поощрял развитие мышления высокого порядка и решения проблем в образовании. То есть Выготский считал, что если бы ситуации были разработаны таким образом, чтобы учащиеся могли использовать свои навыки критического мышления, они могли бы получить новые знания. Кроме того, знания в виде опыта также играют роль в формировании индивидуального поведения (Dahms, nd, para. 8). То есть Выготский утверждал, что «обучение является необходимым и универсальным аспектом процесса развития культурно организованных, специфически человеческих, психологических функций» (Dahms, nd, para. 20). То есть обучение производит развитие мышления высокого порядка.
Кроме того, продуктивное усилие в зоне ближайшего развития (ЗБР) происходит как во взаимодействии взрослого и ребенка, так и во внутренних процессах ребенка. Взрослые, сверстники и культурные инструменты могут помочь ребенку во время когнитивного изменения, но для того, чтобы когнитивное изменение произошло, должно существовать совместное производство. Во взаимозависимости социальной активности дети могут приобретать мышление более высокого порядка (Hausfather, 1996, п. 17).
Наконец, когда дело доходит до использования технологий в классе, подход Выготского к обучению применяется в том, что технология может быть средством, с помощью которого в классе может происходить взаимодействие, связанное с заданием, посредством того, что учащиеся работают в группах, используя их более высокий порядок. навыки мышления. В целом, технология, как важный культурный инструмент, может увеличить и усилить социальную динамику (Connell & Charles, n.d., para. 15), позволяя мыслить более высокого порядка.
В целом Выготский считал, что обучение ведет к развитию мышления более высокого порядка (Blake & Pope, 2008, стр. 60). То есть, когда культурные знаки усваиваются, люди приобретают способность к мышлению более высокого порядка (Blake & Pope, 2008, стр. 61).
(Нажмите на меня для URL)
Упражнение: Вопросы для обсуждения
Пожалуйста, ответьте на один или несколько следующих вопросов для обсуждения:
1. Каков ваш опыт применения подхода Выготского на практике в вашем классе?
2. Обсудите ситуацию, в которой подход Выготского не работает (хорошо) в классе?
3. Почему подход Выготского к работе в классе кажется ценным и достойным?
4. Определите, работает ли (хорошо) подход Выготского в условиях класса, состоящего из учащихся из разных религиозных, культурных и этнических групп, а также с разными потребностями в обучении, стилями и приспособлениями.
5. Обсудите, можно ли распространить подход Выготского на ситуации на рабочем месте за пределами системы образования (например, в классе).
Чтобы ответить на любой из приведенных выше вопросов для обсуждения, нажмите кнопку.
Обсуждение вопросов
Ссылки
Блейк, Б. и Поуп, Т. (2008). Психология развития: использование теорий Пиаже и Выготского в классах. Журнал междисциплинарных перспектив в образовании . Том. 1, № 1, 59–67. Получено с http://jcpe.wmwikis.net/file/view/blake.pdf
Когнитивное развитие: от младенчества до подросткового возраста. (н.д.). Глава 11 Среднее детство. Высшие и сложные когнитивные навыки . Получено с https://uk.sagepub.com/sites/default/files/upm-binaries/35104_Chapter11.pdf
Connell, S. & Charles, P. (nd). Лев Выготский (1896 — 1934). Университет Пеппердин: онлайн-магистр образовательных технологий. Получено с http://cadres.pepperdine.edu/omcadre6/BookProject/vygotsky.htm
Dahms, M. et al. (н.д.). Педагогическая теория Льва Выготского: анализ. [DOC]Педагогическая теория Льва Выготского: анализ — АиЗ
Получено из выготского и мышления высокого порядка
Хаусфатер, С. (1996).Выготский и школьное обучение: создание социального контекста для обучения. Действия в области педагогического образования, 18 (2), 1-10. Получено с https://blogs.maryville.edu/shausfather/vita/vygotsky/
Лозунг Выготского. Получено из Когнитивное развитие: от младенчества до подросткового возраста.