Абстракция это в философии: Абстракция это

Абстракция (Конт-Спонвиль) | Понятия и категории

АБСТРАКЦИЯ (ABSTRACTION). «В науке существует только общее, — говорил Аристотель, — а в существовании — только единичное». Поэтому всякая наука по определению абстрактна, ибо она рассматривает общность законов, отношений или понятий, а не единичность существования. Она и существует как наука лишь при условии отделения (abstrahere) от непосредственной реальности. К философии это относится в той же мере, в какой относится к любой теоретической деятельности. Не существует конкретной мысли: конкретная мысль являла бы собой либо весь мир, а он не мыслит, либо Бога, а он не поддается осмыслению. Именно это и отделяет нас от Бога и мира; и первое и второе для нас — лишь абстракции.

Абстрагироваться от чего-либо значит мысленно изолировать нечто, что существует лишь вместе с чем-то другим, либо, наоборот, соединять мыслью то, что существует лишь раздельно друг от друга. Например, цвет, какой-нибудь цвет, рассматриваемый независимо (или, как еще говорят, отвлеченно) от того или иного окрашенного предмета, является абстракцией (красный цвет — абстракция).

Или форма, рассматриваемая независимо от предмета, имеющего эту форму, и даже независимо от любого материального объекта (треугольник, куб или шар суть абстракции). Или совокупность объектов, рассматриваемых без учета различий между ними (совокупность треугольных, кубических, шарообразных предметов суть абстракции; совокупность людей или живых существ есть абстракции). Отсюда геометрия, физика, биология и остальные науки.

Абстракция — тот обходной путь, которым двигается мысль, чтобы вернее достичь истины, нечто вроде вынужденного упрощения. Реальность неисчерпаема, а мыслить — утомительный труд. И умение абстрагироваться служит удобством (коли не уступкой лени). Если бы дело обстояло иначе, никакие словари нам вообще были бы не нужны. Но ни один словарь не включает в себя целиком и полностью ни весь мир, ни даже один язык.

Попытайтесь дать полное и исчерпывающее описание, скажем, булыжника. Очень скоро, убедившись, что это невозможно, вы поймете, что такое абстракция. Это понятие, соответствующее своему объекту лишь при условии отказа вместить его целиком и даже найти с ним сходство.

Это и будет понятие булыжника, и даже вот этого конкретного булыжника. Абстракция есть удел всякой законченной мысли, а для нас — ограниченность всякой мысли.

Всякая идея, даже истинная, абстрактна, ибо ни одна идея не походит на свой объект (Спиноза говорит: понятие собаки не лает, а идея круга не является круглой) и не может воспроизвести существующий вне ее предмет в его неисчерпаемой реальности. Степень абстрактности идеи бывает разной: цвет — понятие более абстрактное, чем красный цвет, но менее абстрактное, чем внешний вид. Но главное, употребление абстракции может быть правильным и неправильным. Все зависит от того, приближает оно нас к реальности или удаляет от нее, раскрывает реальность или маскирует ее.

Есть еще такая вещь, как абстрактная живопись. Это живопись, отказывающаяся от изображения конкретных предметов. В самом этом отказе уже присутствует доля необходимости: воспроизведение всегда означает выбор, преображение, разделение, приближение, упрощение, одним словом — необходимость абстрагироваться. Всякое изображение хоть в чем-то абстрактно, но не вопреки своей изобразительности, а именно благодаря ей. Лишь отказывающаяся от изображения конкретных предметов живопись могла бы претендовать на звание конкретной — ведь ее ничто не отделяет от объекта имитации или воспроизведения. Что может быть конкретнее цветового пятна на холсте? И если такую живопись называют абстрактной, то лишь потому, что она производит впечатление отделенности от реального мира, что, разумеется, не более чем иллюзия; истина же в том, что подобная живопись составляет часть реального мира и действительно отказывается от его имитации. Таким образом, получается нечто вроде двойной абстракции, отделяющей живопись от любого внешнего объекта, оставляющей ее наедине с собой или с духом. Здесь, возможно, живопись уподобляется тому, как если бы какой-нибудь философ захотел вдруг нарисовать свою концепцию мира…

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 17-18.

Tags: 

Философия

Понятие: 

Абстракция

Абстракция

В истории философии (до Гегеля) конкретное понималось как чувственно данное многообразие единичных вещей, абстрактное – как характеристика исключительно продуктов мышления (абстракций).

Гегель первым ввел в философию категории «абстрактное и конкретное» как взаимосвязанные. Абстрактное есть выражение неполноты, неразвернутости, ограниченности нашего представления о предмете, поскольку фиксирует лишь некоторые стороны вне их обусловленности специфическим целым. Теоретическое познание состоит в воспроизведении целостного предмета (см. работу Гегеля «Кто мыслит абстрактно?»). Способом такого воспроизведения является восхождение от абстрактного к конкретному.

2

1

Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два этапа: 1) движение мысли от конкретного предмета (данного в созерцании, чувственно-образном мышлении) к абстрактному

представлению о предмете, при котором формулируется понятие, отражающее отдельные стороны, свойства предмета; 2) движение мысли от абстрактного к конкретному, при котором теоретические абстракции рассматривается как моменты (составляющие) целого.

1-го порядка:

понятие о предмете имеет в пределе только один признак.

Предельно абстрактноезнание.

АБСТРАКТНОЕ (лат. abstractio – отвлечение) сторона, часть целого; взятое в неполном, «усеченном», одностороннем виде.

КОНКРЕТНОЕ (лат. concretus – сгущенный, сросшийся) – целостное, многостороннее; взятое в наиболее полном, многостороннем, целостном виде

            1. Абстракция

2-го порядка:

понятие о предмете имеет число признаков более,

чем в первом случае.

Это конкретное (по сравнению с предыдущим) понятие.

Схема 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

«Всякое наше знание начинается с

чувств, переходит затем к рассудку

и заканчивается в разуме»

(

И. Кант )

Эмпирическое исследование: направлено непосредственно на

объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента;

описание фактов.

Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувствен-

ный опыт источником знания и считающее, что содержание

знания может быть представлено как описание этого опыта.

Теоретическое исследование: направлено на всестороннее

познание объекта и описание сущности; опирается на

формулировку закона, конструирование понятий.

Рационализм – направление в гносеологии, признающее разум

источником знания и считающее, что содержание знания

может быть представлено как «всеобщее», «сущностное»

посредством логического вывода.

            1. Эмпирическое и теоретическое

Две философско-методологические категории, характеризующие:

  1. два основополагающих способа познания;

  2. структурные компоненты уровни познания.

Материалистический эмпиризм (сенсуализм):

знание через чувственный опыт отражает объективные «вещи» (Бэкон, Гоббс, Локк)

Идеалистический эмпиризм (субъективный идеализм

):

знание отражает субъективные данные чувств (Беркли, Юм)

ЭМПИРИЧЕСКИЕ АБСТРАЦИИ – «реконструкции», содержание которых не выходит за рамки сопоставления и обобщения эмпирических данных: эмпирическое понятие, эмпирическое обобщение, классификация, «описательный объект» и т. п.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АБСТРАКЦИИ – «конструкты», содержание которых выходит за сопоставление и обобщение эмпирических данных и «выстраивается» по правилам логического мышления: теоретическое понятие, модель, типология, «идеализированный объект», «конструктивный тип» и т.п.

Схема 4. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО

«Идеи» Платона – это не просто любые состояния человеческой «души» («психики») – это непременно

универсальные, общезначимые образы-схемы, явно противостоящие отдельной «душе» и управляемому ею человеческому телу как обязательный для каждой «души» закон… Все эти нормативные схемы он (человек) должен усваивать как некоторую, явно отличную от него самого особую «действительность», в самой себе к тому же строго организованную… Выделив явления этой особой действительности, неведомой животному и человеку в первобытно-естественном состоянии, в специальную категорию, Платон и поставил перед человечеством реальную – и очень нелегкую – проблему – проблему природы этих своеобразных явлений – природы мира «идей», идеального мира».

( Э.В.Ильенков )

Содержание сознания, будучи подобным (адекватным) объективной действительности, как бы замещает, репрезентирует (представляет) эту лежащую вне сознания действительность. Поэтому содержание сознания может рассматриваться как модель: содержание сознания составляют идеальные объекты, которые отображают, имитируют и замещают реальные единичные «вещи».

ОБРАЗ – форма мысли (мышления), ПОНЯТИЕ – форма мысли,

отображение предмета в непосред- (мышления), отображение

ственной целостности на основе предмета на основе выделения

чувственно-данных признаков. существенных признаков, не

воспринимаемых чувствами.

                  1. ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

( ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ )

Единичные «вещи»

ПОЗНАНИЕ – деятельность, направленная на получение знания.

ЗНАНИЕ – результат познания действительности; адекватное отражение предмета в сознании субъекта в виде образов и/или понятий.

                  1. ПРЕДМЕТ «дан»

субъекту как

объект

ОБЪЕКТ

Схема 5. ЗНАНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

«Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления»

( И. Кант )

РАССУДОК – это способность создавать единство

посредством правил.

Содержание рассудка – знание о феноменах, то есть предметах, как они даны чувственному восприятию, опыту.

РАЗУМ – это способность придавать единство

правилам посредством принципов.

Содержание разума – знание о ноуменах, о трансцендентальных идеях (понятиях разума), то есть идеях, невыводимых из опыта, непосредственно не соответствующих никакому чувственному предмету (феномену).

СПОСОБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ – это способность подведения

отдельного под общее.

Способность суждения – основная характеристика мышления, различным образом проявляющаяся на разных его уровнях. На уровне рассудка это – «определяющая» способность суждения, на уровне разума – «рефлектирующая» способность суждения.

Определяющая способность суждения – способность определять («наполнять», «связывать») понятие лежащими в его основе эмпирическими представлениями (эмпирическим особенным)

Рефлектирующая способность суждения – способность формулировать («конструировать») понятие на основе принципа (цели) как синтетическое общее, которому прямо не соответствует никакое эмпирическое особенное

Схема 6. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (выходящий за пределы) – термин,

означающий наиболее общие, “выходящие за пределы”

индивидуальных свойств предметов, характеристики

(в противоположность ИММАНЕНТНОМУ – содержание

сознания, феноменальная данность).

Трансцендентное понимается двояко:

( 1 ) ( 2 )

Лежащее за пределами Лежащее за пределами

нашего “Я” познания вообще

( НОУМЕН ) ( ВЕЩЬ-В-СЕБЕ )

Граница конкретного

опыта

Граница всеобщего

опыта

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ – термин, означающий априорные (вне-опытные или до-опытные) условия возможности познания (в противоположность ЭМПИРИЧЕСКОМУ – познаваемому на основе чувственного восприятия, опытному познанию). Данное различение введено И.Кантом в “Критике чистого разума”.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ” у И.Канта – это априорные (независимые от индивидуального опыта субъекта) логические формы, логические структуры, посредством которых ЭМПИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ (конкретный человек) упорядочивает свой опыт.

Схема 7. ПРЕДМЕТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ

(ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ по Э.Гуссерлю)

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (И.Кант) – учение об эмпирическом явлении (феномене) в отличие от умопостигаемой сущности (ноумена).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (Г.В.Ф.Гегель) – философское описание сознания в его диалектическом движении от чувственной непосредственности – через ступени самопознания (искусство, религия, наука, философия) – к абсолютному знанию.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (Э.Гуссерль) – философское учение о сознании, исследование значения и смысла.

Абстракция — Энциклопедия Нового Света

Абстракция — это процесс обобщения путем сокращения информационного содержания понятия или наблюдаемого явления, как правило, для того, чтобы сохранить только ту информацию, которая имеет отношение к конкретной цели. Например, абстрагирование черно-белого кожаного футбольного мяча от мяча сохраняет только информацию об общих атрибутах и ​​поведении мяча. Точно так же абстрагирование «счастья» от «эмоционального состояния» уменьшает объем передаваемой информации об эмоциональном состоянии. Абстракция обычно приводит к сведению сложной идеи к более простой концепции или общей области, что позволяет понять множество конкретных сценариев с точки зрения определенных основных идей. Абстрактные вещи иногда определяются как те вещи, которые не существуют в действительности или существуют только как чувственный опыт, но бывает трудно решить, какие вещи «существуют» в действительности. Трудно прийти к соглашению о том, являются ли такие понятия, как Бог, число три, и благость реальны, абстрактны или и то, и другое.

Содержание

  • 1 Мыслительный процесс
  • 2 референта
    • 2.1 Создание экземпляра
    • 2.2 Определение по физическому признаку
  • 3 Формирование понятий в философии
    • 3.1 Онтология
    • 3.2 Лингвистика
    • 3.3 Сжатие
  • 4 Неврология абстракции
  • 5 Абстракция в искусстве
  • 6 Абстракция в психологии
  • 7 Примечания
  • 8 Каталожные номера
  • 9 Внешние ссылки
    • 9.1 Общие философские источники
  • 10 кредитов

Абстракция в философии — это процесс формирования понятия путем выявления общих черт среди группы лиц или игнорирования уникальных аспектов этих лиц. Понятие абстракции важно для понимания некоторых философских споров вокруг эмпиризма и проблемы универсалий. Метонимия в лингвистике относится к использованию тех же видов существительных, которые обозначают конкретные объекты, для обозначения абстрактных понятий и встречается во многих языках, включая английский. В психологии Карла Юнга абстракция относится к обработке определенного опыта исключительно одной из следующих четырех психологических функций: ощущением, интуицией, чувством и мышлением, которые обычно функционируют по отношению друг к другу.

Мыслительный процесс

В философской терминологии, абстракция — это мыслительный процесс, в котором идеи отделены от объектов.

Абстракция использует стратегию упрощения, которая игнорирует ранее конкретные детали или оставляет их двусмысленными, расплывчатыми или неопределенными. Эффективное общение об абстрактных вещах требует интуитивного или общего опыта между людьми, желающими общаться.

Кошка на коврике (Изображение 1)

Например, многие вещи могут быть красного цвета. Точно так же многие вещи сидят на поверхностях (как в Рисунок 1 , справа). Таким образом, свойство красноты и пространственное отношение сидения на являются абстракциями этих объектов. Сравните фото справа с концептуальной схемой ниже. Концептуальная диаграмма График 1 идентифицирует только три прямоугольника, два эллипса и четыре стрелки (и их девять меток), тогда как изображение рисунок 1 показывает гораздо больше визуальных деталей с десятками неявных взаимосвязей. Диаграмма 1 детализирует некоторые явные отношения между объектами диаграммы. Например, стрелка между 9Агент 0005 и CAT:Elsie изображает пример отношения is-a , как и стрелка между местоположением и MAT . Стрелки между герундием СИДЕНИЕ и существительными агент и местоположение выражают основные отношения диаграммы; «агент СИДИТ на локации» ; агент Элси, является экземпляром CAT .

Концептуальная схема «Кошка, сидящая на коврике» (График 1)

Хотя описание сидящего на (График 1) более абстрактно, чем графическое изображение кошки, сидящей на коврике (Рисунок 1), отграничение абстрактных вещей от конкретных вещей несколько неоднозначно ; эта двусмысленность или неопределенность характерны для абстракции. Что-то столь же простое, как газета, может быть определено на шести уровнях, как на иллюстрации Дугласа Р. Хофштадтера этой двусмысленности, с прогрессией от абстрактного к конкретному в Гёдель, Эшер, Бах (1979):

(1) публикация

(2) газета
(3) Хроники Сан-Франциско
(4) выпуск Хроники от 18 мая
(5) мой экземпляр Хроники от 18 мая
(6) мой экземпляр «Хроники» от 18 мая , каким он был, когда я впервые взял его в руки (в отличие от моего экземпляра, каким он был несколько дней спустя: в моем камине, горящий)

Абстракция может быть инкапсуляцией любого из этих уровней детализации и при этом считаться общей. Детектив, писатель, философ, ученый или инженер могут стремиться узнать о специфике чего-то на все более высоком уровне детализации, чтобы раскрыть преступление или проблему.

Референты

Абстракции иногда имеют неоднозначные референты; например, «счастье» (при использовании в качестве абстракции) может относиться к стольким вещам, сколько существует людей, событий или состояний бытия, которые делают их счастливыми. «Архитектура» относится не только к проектированию безопасных, функциональных зданий, но и к элементам творчества и инноваций, которые направлены на элегантное решение проблем строительства, использование пространства и, в лучшем случае, попытку вызвать эмоциональный отклик. отклик от строителей, владельцев, пользователей и даже наблюдателей за зданием.

Создание экземпляра

Вещи, которые не существуют в каком-либо конкретном месте и времени, часто считаются абстрактными. Уникальные экземпляры или члены абстрактного класса или вещи могут существовать в разных местах и ​​в разные времена. Затем говорят, что эта абстрактная вещь имеет экземпляров. Например, абстрактное понятие «изображение» конкретизируется в Изображение 1 выше, а также везде, где отображается конкретное изображение.

Однако недостаточно просто определить абстрактные идеи как идеи, которые могут быть воплощены, и определить абстракцию как движение от воплощения к идее. Это сделало бы понятия «кошка» и «телефон» абстрактными идеями, поскольку, несмотря на их различную внешность, конкретный кот или конкретный телефон являются экземпляром понятия «кошка» или понятия «телефон». Хотя понятия «кошка» и «телефон» являются абстракциями, они все же принадлежат конкретным материальным (физическим) объектам.

Определение по телесности

Физический объект (возможный референт понятия или слова) считается конкретным (не абстрактным), если он является конкретным индивидуумом , занимающим определенное место и время.

Абстрактные вещи иногда определяются как вещи, которые не существуют в реальности или существуют только как чувственный опыт, например красный цвет. Это определение, однако, страдает от трудности определения того, какие вещи существуют в действительности. Трудно прийти к соглашению о том, являются ли такие понятия, как Бог, число три, и благость реальны, абстрактны или и то, и другое.

Подход к решению такой трудности заключается в использовании грамматических терминов «подлежащее» и предикатов. Утверждения о том, является ли вещь реальной, абстрактной, конкретной или обладает определенным свойством (например, товаром ), затем становятся предложениями о предикатах. Исходный объект остается субъектом, в то время как лицо, проводящее исследование, должно оценить каждое из предложений, чтобы определить, являются ли они уместными и правильными. В Диаграмма 1 выше, можно сказать, что графические отношения, такие как стрелки, соединяющие прямоугольники и эллипсы, обозначают предикаты. Концептуальный граф, изображающий различные уровни абстракции, будет отображать несколько уровней блоков или эллипсов со стрелками, указывающими вверх или вниз на блоки на более высоких или более низких уровнях.

Формирование понятий в философии

Абстракция в философии – это процесс формирования понятий путем выявления общих черт у группы лиц или игнорирования пространственно-временных аспектов этих лиц. Понятие абстракции важно для понимания некоторых философских споров вокруг эмпиризма и проблемы универсалий. В последнее время он также стал популярен в формальной логике как абстракция предикатов.

Джон Локк поддержал существование абстракции в Эссе о человеческом понимании (параграфы 6ff, 98, 119 и 125), определяя способность абстрагироваться как качество, которое отличает людей от животных и делает возможным разговорный язык.

В The Principles of Human Knowledge Беркли утверждал, что понятие абстрактной идеи непоследовательно, поскольку требует как включения, так и исключения одного и того же свойства. Абстрактная идея должна быть одновременно общей и точной, достаточно общей, чтобы включать все экземпляры понятия, и в то же время достаточно точной, чтобы исключать все неэкземпляры. Он использовал в качестве примера абстрактную идею треугольника, который «не является ни косым, ни прямоугольным, ни равносторонним, ни разносторонним, но является всем и ни одним из них одновременно». [1]

Онтология

То, как существуют физические объекты, такие как скалы и деревья, отличается от того, как существуют свойства абстрактных понятий или отношений, например, как конкретное, конкретное, индивидуальное животное , изображенное на рисунке 1 , отличается от того, как существуют концепции, изображенные на рисунке 1 . В онтологии слово «абстрактный» применяется к свойствам и отношениям, которые сами по себе могут не существовать в пространстве или времени, но потенциально существуют как отдельные экземпляры во многих разных местах и ​​временах.

Некоторые философии ссылаются на тропов (отдельных экземпляров абстрактных свойств) как на абстрактных частностей . Например, конкретная краснота конкретного яблока — это абстрактное конкретное .

Лингвистика

Овеществление (также называемое гипостазированием ) относится к трактовке абстрактного понятия, такого как «общество» или «технология», как если бы оно было конкретным объектом, что может считаться логической ошибкой. В лингвистике это называется метонимия , при которой абстрактные понятия обозначаются теми же существительными, что и конкретные объекты. Метонимия встречается во многих языках, включая английский, и может стирать различие между абстрактными и конкретными вещами. Примером может служить эта цитата, данная в 1805 году Горацио Нельсоном в году в Трафальгарской битве года: «Англия ожидает, что каждый человек будет выполнять свой долг».

Слова, обозначающие абстрактные понятия, очень важны для написания литературы, философии и поэзии. В древнем японском языке было очень мало абстрактных слов; Японские ученые адаптировали китайские слова для этих понятий и приступили к созданию богатой и разнообразной литературы.

Сжатие

Абстракция может быть истолкована как процесс сопоставления нескольких различных частей составляющих данных с одной частью абстрактных данных на основе сходства составляющих данных, например, множество различных физических кошек сопоставляются с абстракцией «CAT». Эта концептуальная схема подчеркивает неотъемлемое равенство как составных, так и абстрактных данных, что позволяет избежать проблем, возникающих из-за различия между «абстрактным» и «конкретным». В этом смысле процесс абстракции влечет за собой признание сходства между объектами и процесс ассоциирования этих объектов с абстракцией (которая сама является объектом). Рисунок 1 выше иллюстрирует, среди прочего, конкретное отношение «Кошка сидит на коврике». Цепочки абстракций могут быть построены, переходя от нейронных импульсов, возникающих в результате сенсорного восприятия, к базовым абстракциям, таким как цвет или форма, к эмпирическим абстракциям, таким как конкретный кот, к семантическим абстракциям, таким как «идея» CAT, и к классам. объектов, таких как «млекопитающие», и даже таких категорий, как «объект», а не «действие». Эта концептуальная схема не влечет за собой никакой конкретной иерархической таксономии, а только постепенное отношение деталей к одному абстрактному объекту.

Неврология абстракции

Некоторые исследования человеческого мозга показывают, что левое и правое полушария по-разному относятся к абстракции. Например, один метаанализ, посвященный изучению поражений головного мозга человека, показал смещение левого полушария при использовании инструментов для выполнения определенных задач. [2] .

Абстракция в искусстве

Абстракция используется в искусстве как синоним фразы «абстрактное искусство». Однако оно может относиться к любому объекту или изображению, извлеченному из реального мира, или даже к другому произведению искусства. В прямом смысле абстрактное искусство на самом деле не абстрактно.

Абстракция в психологии

Определение абстракции, данное Юнгом, расширило сферу ее применения за пределы процесса мышления, включив в нее четыре взаимоисключающие психологические функции: ощущение, интуицию, чувство и мышление, которые вместе обычно образуют структурную тотальность опыта. Согласно Юнгу, абстракция действует в одной из этих противоположных функций, когда исключается одновременное влияние трех других функций, наряду с другими неуместностями, такими как эмоции. Абстракция требует избирательного использования одной из этих способностей в психике; противоположность абстракции называется «конкретизмом». Абстракция — это одно из 57 определений Юнга в главе XI книги «Психологические типы ».

Существует абстрактное мышление , так же как существует абстрактное чувство , ощущение и интуиция . Абстрактное мышление выделяет рациональные, логические качества… Абстрактное чувство делает то же самое с… своими чувствами-ценностями. …Я ставлю абстрактные чувства на один уровень с абстрактными мыслями. …Абстрактное ощущение было бы эстетическим, а не чувственным ощущение и абстрактная интуиция были бы символическими в противоположность фантастической интуиции . (Юнг, [1921] (1971): пар. 678).

Notes

  1. ↑ Джордж Беркли, Принципы человеческого знания , Введение, параграф 13.
  2. ↑ Джеймс В. Льюис, «Кортикальные сети, связанные с использованием инструментов человеком» The Neuroscientist 12(3) (1 июня 2006 г.): 211-231.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Юнг, К.Г. Psychological Types , Собрание сочинений, Том 6, Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1971. ISBN 0691018138
  • Локк, Джон, Беркли, Джордж и Дэвид Хьюм. Эмпирики: Локк: о человеческом понимании; Беркли: Принципы человеческого знания и 3 диалога; Юм: о человеческом понимании и о естественной религии . Якорь, 1961. ISBN 978-0385096225
  • Священник, Стефан. Британские эмпирики: от Гоббса до Айера . Нью-Йорк: Книги пингвинов в мягкой обложке, 1990. ISBN 0140125000
  • Куинтон, А. Природа вещей. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1973. ISBN 978-0710074539
  • Раскин Э. С точки зрения архитектуры. Нью-Йорк: Рейнхольд, 1954.
  • .
  • Словарь английского языка американского наследия. Бостон: Хоутон Миффлин, 1996. ISBN 0395448956
  • Вайнберг, Дж. Р. Абстракция, отношение и индукция. Университет Висконсин Пресс, 1965.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 9 апреля 2021 г.

  • Стэнфордская философская энциклопедия: абстрактные объекты.

Общие источники философии

  • Стэнфордская энциклопедия философии
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Проект Гутенберг

Кредиты

Энциклопедия Нового Света писателей и редакторов переписали и завершили Википедия статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Абстракция  история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Абстракции»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Абстракция | Encyclopedia.com

Вообще, мысленное разделение вещей, не или, по крайней мере, не обязательно, в реальном. С этой точки зрения абстракция понимается как психологический акт отбрасывания всех аспектов вещи (или вещей), кроме одной, для познания этой грани без других. Чтобы быть легитимным, этот психологический акт предполагает соответствующий объект: грань, познаваемая посредством абстракции, должна быть познаваема сама по себе, помимо того, что она мысленно отделяет. Точно так же, как термин «абстракция» используется для обозначения психологического акта мысленного отделения одной вещи от другой, он также может использоваться для обозначения абстрагируемости того, что мысленно отделено. Таким образом, можно говорить о том, что человек абстрагирует данный объект от некоторых несущественных данных, и можно говорить о том, что сам этот объект абстрагируется от этих данных. В этой статье сначала рассматривается абстракция умопостигаемого от чувственного, а также альтернативные теории в истории мысли, которые предлагают объяснить открытие умопостигаемого. Затем он объясняет, почему умопостигаемое как абстрагированное является универсальным, и завершается рассмотрением различных видов абстракции.

Абстракция умопостигаемого. Из различных, хотя и не обязательно несвязанных, случаев абстракции наиболее радикальным является абстрагирование умопостигаемого объекта от данных чувственного опыта. Эта абстракция имеет смысл, конечно, только в рамках философии, которая видит такое глубокое различие между чувственным и умопостигаемым, что они признаются объектами, принадлежащими к непримиримо различным порядкам. И даже у тех, кто допускает это различие, абстракция существует только до тех пор, пока чувственное и умопостигаемое каким-то образом даны вместе, а умопостигаемое каким-то образом познается посредством созерцания в чувственном и через чувственное. Чувственное — это изменчивые, калейдоскопические данные первоначального познавательного контакта человека с вещами физического мира: их цветами и формами, их звуками, запахами и вкусами, их температурой и весом, их движением и покоем и тому подобным. Интеллигибельное, с другой стороны, является стабильным, поддающимся определению, потенциально научным объектом когнитивного видения, радикально отличного от опыта чувственного. Если чувственное есть феноменальное в вещах, то умопостигаемое есть в них значимое. Чувственное как данное опыта исключительно единично, связано с отдельной вещью в этом месте и в это время. Умопостигаемое есть всеобщее, по крайней мере, как объект непосредственного акта мышления; т. е. это можно сказать о многих, безразличных к индивидуальным различиям, безразличных к сдвигам места и времени.

Взгляд эмпирика. Для тех, кто не признает различия между чувственным и умопостигаемым, нет вопроса об абстракции умопостигаемого объекта от чувственных данных. Так обстоит дело, например, с теми эмпириками (такими как Дж. Локк и Д. Юм), которые эффективно ограничивают знание областью чувственного опыта. Они могут говорить об абстракции, но в лучшем случае они подразумевают некую более или менее тонкую переработку чувственных впечатлений, которая дает образ, включающий достаточно простую схему, чтобы обозначать многие вещи. Это понятие также лежит в основе использования термина «абстракция» теми, кто занимается кибернетикой. Утонченные впечатления, о которых здесь говорится, остаются в том же плане, что и впечатления, из которых они произошли, в плане чувственном. О проникновении в радикально иной план осмысленного не может быть и речи. Поэтому в этом не может быть отвлечения от чувственного к умопостигаемому.

Неабстрактные теории. Однако в истории мысли есть такие, которые признают радикальное различие между чувственным и умопостигаемым, но тем не менее объясняют человеческое знание каждого из них, не прибегая к теории абстракции. Платон и св. Августин — два таких человека.

Для Платона созерцание умопостигаемого является не результатом проникновения и сквозь данные чувственного опыта к лежащей в его основе умопостигаемости, а, скорее, поворотом от чувственного к умопостигаемому, которое определяется отдельно от чувственного и существует независимо от него. разумный. Платон различает предсуществование в царстве чистых умопостигаемых, где когда-то было достигнуто видение этих умопостигаемых, и эту жизнь, в которой посредством воспоминания происходит обращение от данных чувственного опыта к этим умопостигаемым. Если Платона можно понимать буквально, то для него обучение есть не что иное, как процесс припоминания идей из другого существования, временно забытых в этом существовании, но тем не менее врожденно присутствующих.

Для св. Августина умопостигаемое не является врожденным; оно не схватывается посредством воспоминания, но и не видится посредством отвлечения от чувственных данных. По его мнению, существует царство умопостигаемого, которому естественно подчинен человеческий интеллект и которое человек может познать до тех пор, пока его интеллектуальное зрение функционирует благодаря бестелесному свету, даваемому Богом. Интеллект, как полагают, связан через это божественное озарение с умопостигаемым, как чувство зрения связано через телесный свет с видимым. Для св. Августина, как и для Платона, существует бесконечная метафизическая дистанция между чувственным и умопостигаемым, но нет абстракции, потому что умопостигаемое не познается в чувственном и через чувственное. Для Аристотеля и для св. Фомы Аквинского существует бесконечная метафизическая дистанция между чувственным и умопостигаемым, и все же последнее может быть познано только через первое; для них теория абстракции есть мыслительная необходимость.

Томистический счет. Согласно томистической эпистемологии, некоторые вещи наделены как чувственно, так и умопостигаемо, например, люди, деревья и скалы; другие, такие как ангелы, наделены только умопостигаемо. Люди могут знать и то, и другое, но человеческое состояние таково, что последнее познается только как функция первого, а умопостигаемое в первом познается только как функция чувственного. Другими словами, чувственные свойства чувственно одаренных вещей познаваемы непосредственно, а умопостигаемые свойства познаваемы только опосредованно через чувственное.

В томистических терминах вещь считается действительно чувственной и только потенциально понятной. Будучи реально чувственным, его можно реально ощутить в его нынешнем виде; но потенциально понятная часть должна быть сделана действительно понятной, прежде чем ее можно будет действительно понять. Чувства — это способности действительно ощущать действительно чувственное; интеллект (то есть возможный интеллект) есть способность к действительному пониманию действительно умопостигаемого. Чувства не нуждаются в помощи, поскольку вещь, как она есть, на самом деле чувственна. Возможный интеллект нуждается в другой способности на интеллектуальном уровне, которая способна сделать потенциально понятное действительно понятным. Эта способность называется интеллектом агента. Вещь — потенциально умопостигаемая — изначально присутствует в познании через свое чувственное представление, которое называется фантазмом. Через этот фантазм в чувственном опыте познающему действительно представляются только чувственные характеристики вещи; но точно так же, как вещь, будучи действительно чувственной, потенциально умопостигаема, так и через фантазм умопостигаемая сторона вещи потенциально представлена ​​познающему. Интеллект агента — это духовный свет, который, освещая фантазм, актуализирует умопостигаемое, так что оно может быть действительно познано возможным интеллектом.

Возможный интеллект, как и чувства, представляет собой пассивную силу, способную действовать только после того, как она перейдет от потенции к действию. Вещь, как она есть, как физическая, способна редуцировать чувства, сами по себе в некотором роде физические, от потенции к действию: никакого чувственного агента не требуется. Но сама вещь, как физическая, не может привести к действию вполне духовный возможный интеллект: это может сделать только нечто духовное, и это есть деятельный интеллект. Но действующий интеллект — это неопределенный свет; а так как нет познания кроме чего-то определенного, то то, что актуализирует возможный интеллект, должно в то же время указать его для акта познания чего-то определенного. Таким образом, действующий интеллект как основная причина использует фантазм вещи как инструментальную причину (см. Инструментальная причинность). Вместе они актуализируют возможный интеллект, который, будучи сведен от способности к действию по отношению к данному умопостигаемому аспекту какой-либо вещи, может постулировать акт познания этого умопостигаемого объекта. Интеллигибельное остается объектом, неустранимо отличным от чувственного. Интеллект никогда не сводится к ощущению. Но умопостигаемое познается только в чувственном опыте и через него посредством интуитивного проникновения, которое является в строгом смысле абстрактным актом.

Интеллектуальное как универсальное. Объект, познаваемый в только что описанном абстрактном созерцании, можно отличить от данных чувственного опыта несколькими способами, как уже отмечалось. Возможно, наиболее очевидная разница состоит в том, что характеристики, присутствующие в чувственном знании, непоправимо единичны, в то время как интеллектуально познаваемый объект характерно универсален. Это различие требует дополнительного комментария. Во-первых, хотя это очевидное различие между чувственным и умопостигаемым в человеческом опыте, оно не является существенным различием. Если бы это было так, интеллект определялся бы как стремление ко всеобщему; это, скорее, аппетит к осмысленному. На самом деле существует обратное соотношение между смысловым содержанием объекта и его всеобщностью (человек есть объект гораздо более содержательный, чем субстанция, но значительно менее общий). Если бы кто-то определил интеллект как трансцендентно связанный с универсальностью, а не с умопостигаемым содержанием или значением, это убедительно предполагало бы, что венчающим достижением интеллектуальной жизни было бы владение объектом, почти ничего не включающим в смысле умопостигаемого содержания. .

Однако остается верным, что объект, познаваемый интеллектуально, является в качестве познанного всеобщим. Причина в том, что то, что в вещи скрывает ее умопостигаемость (так что она только потенциально умопостигаема), есть материя, и это по совпадению является принципом индивидуации физической вещи. Чтобы добраться до умопостигаемого, человек должен (и делает это благодаря свету, который является действующим интеллектом) отбросить материю как принцип неумопостигаемости. При этом он, конечно, также отбрасывает принцип индивидуации и познает объект всеобщий. Интеллект по существу подчинен умопостигаемому, но цена познания умопостигаемого — это познание его как всеобщего.

Требуются дальнейшие комментарии относительно универсального характера объекта мышления. Возможно, может показаться, что, поскольку в сфере реальных субъектов существуют только единичные экземпляры, абстракция, делающая объект универсальным, каким-то образом исключает возможность познания вещей такими, какие они есть. Вопрос в том, есть ли что-то фальсифицирующее по своей сути в процессе абстракции? Нисколько. Бытие, которое является всеобщим в духе как объект, не обязательно должно быть само по себе умопостигаемо отличным от этого же индивидуализированного в вещах прикосновения. Природа или quiddities сами по себе не единичны и не универсальны, но как таковые открыты для любого состояния. В вещах, в первом существовании вне разума, природы находятся в состоянии сингулярности; в уме во втором существовании, как объекты, они облечены отношением разума, являющимся формой всеобщности. Универсальность не реальна; это существо разума. Но познаваемая природа, к которой в процессе познания прибавляется всеобщность, никоим образом не нуждается в умопостигаемой дереализации самой по себе просто потому, что она принимает нереальное отношение в уме. Природа вещей остается неизменной. Однако, хотя абстракция и не искажает вещи, человек платит цену, потому что он знает посредством абстракции. Вещи в том виде, в каком они существуют как субъекты, независимо от того, знает ли их разум, представляют собой высокосложные комплексы многих умопостигаемых аспектов, а также всего чувственного в них и экзистенциального акта, который делает их чем-то большим, чем просто возможностью. В каждом данном акте абстрактного созерцания познается какая-то одна (более или менее значимая) умопостигаемая сторона, отвлеченная от всего остального. Таким образом, знание посредством абстракции в любом конкретном случае абстрактной интуиции может быть серьезно неполным. Однако существует бесконечная разница между знанием, которое неисправимо ложно, и знанием, которое не является полным. (см. универсалы.)

Виды абстракции. До сих пор дискуссия ограничивалась абстракцией умопостигаемого от чувственного. Есть и другие абстракции, которые следует рассмотреть и провести определенные различия, а именно: между абстракцией посредством простого рассмотрения и абстракцией посредством отрицательного суждения, между точной и неточной абстракцией, между тотальной абстракцией и формальной абстракцией и между абстракцией целого. , абстракция формы и разделение.

Простое рассмотрение или отрицательное суждение. Одно важное различие между различными типами абстракции — между абстракцией посредством простого рассмотрения и абстракцией посредством отрицательного суждения. Абстрагировать одну вещь от другой путем простого рассмотрения — значит познать ее, не познав одновременно другую. Это правомерно только в том случае, если первое поддается определению или может быть понято без участия другого в его определении или значении. Здесь нет необходимости, чтобы первое было экзистенциально независимым от другого. Некоторые вещи (например, природа человека) поддаются определению отдельно от других вещей (например, индивидуализирующих характеристик), но не могут существовать отдельно от них. Они, конечно, могут быть абстрагированы от них посредством абстрагирования посредством простого рассмотрения.

Абстрагировать одну вещь от другой посредством отрицательного суждения значит не просто познавать ее независимо от другой, но думать, что она существует без другой. Абстракция такого рода правомерна только в том случае, если то, что абстрагируется от другого, не только независимо по смыслу от другого, но даже экзистенциально независимо. Природа человека не может быть абстрагирована посредством отрицательного суждения от индивидуализирующих характеристик, потому что, хотя человек и поддается определению вне их, человек не может существовать отдельно от них. Однако человек может быть абстрагирован от дерева посредством отрицательного суждения, потому что человек независим от дерева как в смысле, так и в существовании; ибо дерево не входит в определение человека, а люди могут существовать без деревьев. Это различие важно, как должны показать примеры, для любого решения проблемы универсального. Как часто указывает Фома Аквинский, неспособность провести различие между абстракцией путем простого рассмотрения и абстракцией посредством отрицательного суждения вынудила Платона постулировать существующих форм и математики.

Точная и неточная абстракция. Другое различие между типами интеллектуальной абстракции состоит в том, что между точной абстракцией, которая делает объект абстрактно выраженным, и неточной абстракцией, которая делает объект конкретно выраженным. На карту поставлено различие между «человеком» и «человечностью» (на примере из категории субстанции) и между «благочестивым» и «благочестием» (на примере несчастного случая). «Благочестивый» и «благочестивый» не различаются умопостигаемым содержанием; их различие заключается в способе зачатия. Формальности, каковой является именно «благочестие», мыслится как принадлежащее носителю (вообще) в понятии «благочестивый». «Благочестивый» эквивалентен «благочестивому субъекту». Точно так же эта же формальность, но абстрагированная от всякого отношения к носителю, т. е. положительно оторванная от всякого субъекта, мыслится в понятии «благочестия». «Благочестивым» именуется целое, то есть весь предмет, являющийся носителем благочестия, но только с точки зрения его благочестия. «Благочестие» называет формальность частью, которая вместе с другими частями составляет целое. «Благочестивый» можно сказать о конкретном субъекте, таком как Том, до тех пор, пока у Тома есть благочестие. О Томе нельзя сказать «благочестие»; хотя он не менее реален, чем «благочестивый», он понимается таким образом, что в таком понимании он отрезан от конкретных предметов.

Формальная и полная абстракция. Важным среди традиционных различий между типами интеллектуальной абстракции является различие между формальной абстракцией и тотальной абстракцией. В этом вопросе необходимо уточнить использование терминов, поскольку «полная абстракция» и «формальная абстракция» используются разными философами для обозначения множества различных абстракций. Ссылка здесь исключительно на использование, которое Т. де Вио cajetan и Джон св. Томас ставит их, когда они обсуждают абстракцию в отношении спецификации наук (см. Науки, классификация). Хотя эти комментаторы Св. Фомы утверждают, что повторяют различие, уже сделанное Св. Фомой, тщательное изучение соответствующих текстов Св. Фомы показывает, что это не так. Как бы то ни было, их точка зрения согласуется с томистской теорией науки и полезна для ее понимания.

Формальная абстракция ( abstractioformalis ) — это абстракция умопостигаемого содержания мысли от материи, скрывающей его умопостигаемость. Полная абстракция ( abstractio totalis ) есть абстракция логического целого от его субъективных частей. Формальная абстракция дает объект как умопостигаемый; тотальная абстракция, как универсальность. При обратном соотношении значимого содержания и универсальности две абстракции работают в противоположных направлениях. И тем не менее они оба необходимы для науки о человеке ( наука ). Человеческая наука как наука нуждается в объекте, поддающемся интеллектуальному анализу. Для науки реальное должно быть представлено разуму в абстракции от всего, что стоит на пути его понимания. Формальная абстракция абстрагируется от материи как принципа непостижимости, чтобы получить объект, достаточно богатый понятным содержанием, чтобы удовлетворить научный ум. Человеческая наука как человек достигается в дискурсе. Объекты научного анализа должны быть представлены в уме как способные вписаться в дискурсивный паттерн: они должны присутствовать в состоянии универсальности или коммуникабельности. Тотальная абстракция абстрагируется от материи как принципа некоммуникабельности, чтобы получить объект, который универсален и как таковой может вписаться в дискурсивный паттерн.

В той мере, в какой объекты по-разному освобождаются от ограничений материи как принципа непостижимости, они по-разному являются научными. Свобода от индивидуальной чувственной материи дает объект, научно релевантный на уровне естествознания. Свобода от всякой чувственной материи дает объект, который является научно значимым на уровне математики. И свобода от всякой материи дает объект метафизического исследования. Таким образом, можно говорить о первом порядке формальной абстракции, т. е. о физической абстракции; второй порядок формальной абстракции, т. е. математическая абстракция; и третий порядок формальной абстракции, то есть метафизическая абстракция. Эти три порядка или степени формальной абстракции соответственно составляют различные уровни теоретической науки.

Полная абстракция также допускает разную степень: некоторые объекты являются более общими, а некоторые менее общими, чем другие. Эти различия не составляют различий между науками; они функционируют исключительно в пределах данной науки. В одной и той же науке изучаются два объекта, находящиеся на одном уровне формальной абстракции, но более общий изучается раньше более частного. Полная абстракция не помогает конкретизировать науки, но является общим условием для всех наук; и внутри данной науки она определяет порядок действий в ее конкретном предмете.

Абстракция против разделения. Различая типы спекулятивной науки, св. Фома говорит об абстракции целого ( abstractio totius ), которая дает объект естествознания, об абстракции формы ( abstractio formae ), которая дает объект математики и разделения ( separatio ), которое дает объект метафизики. Первые две из них называются абстракциями в строгом смысле, потому что они являются абстракциями посредством простого рассмотрения. Третье более резко называют разделением, потому что это пример более радикальной абстракции посредством негативного суждения.

Первая из этих трех абстракций есть абстракция всей сущности естественной вещи от материи, которая ее индивидуализирует. Он дает объект, достаточно свободный от материи, чтобы быть умопостигаемым, но тем не менее объект, определяемый в терминах обычной чувственной материи. Второй дает форму количества, которая абстрагируется от всякой материи, кроме обычной умопостигаемой материи. Третий дает объект, абстрагированный от всякой материи, и объект, видимый независимым от материи как по смыслу, так и по существованию. Значительно различающиеся позиции по отношению к материи для этих объектов, приводящие к существенно разным способам определения, помещают каждый из них на разный уровень теоретической науки. Св. Фома с его различием между абстракцией целого, абстракцией формы и разделением охватывает ту же область, что и Каэтан и Иоанн Св. Фомы с их различием между физической абстракцией (первая степень формальной абстракции) , математическая абстракция (вторая степень формальной абстракции) и метафизическая абстракция (третья степень формальной абстракции).

См. также: знание, процесс; знания, теории; знание; эпистемология; универсалии

Библиография: thomas aquinas, Разделение и методы наук: Вопросы 5 и 6 Комментария к De Trinitate of Boethius, tr. с введением. и примечания, а. Маурер (Торонто, 1953), библиография 86–93. Дж. ф. Пайфер, Концепция в томизме (Нью-Йорк, 1952). е. д. Симмонс, «В защиту тотальной и формальной абстракции», стр. 9.0005 Новая схоластика, 29 (1955) 427–440; «Томистическая доктрина трех степеней формальной абстракции», Thomist, 22 (1959) 37–67. в. де Конинк, «Абстракция от материи», Laval Théologique et Philosophique, 13 (1957) 133–196; 16 (1960) 53–69, 169–188. ф. а. Каннингем, «Теория абстракции на Сент-Томасе», The Modern Schoolman, 35 (1958) 249–270.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts