как проходит, сколько длится, чем помочь? Отвечают психологи
Это тот самый этап, когда ваш ребенок рыдает в три ручья в раздевалке группы, а вы едете на работу и чувствуете себя худшим родителем на свете. Мы побеседовали с практикующим семейным психологом и кандидатом психологических наук Румией Калининой и разобрались, как может проходить адаптация, на что обратить внимание, и как смягчить этот процесс для вас и для ребенка.
Адаптационный период в детском саду — это период, в который ребенок приспосабливается к новой для него ситуации. Важно помнить о том, что адаптация и приспособление нельзя приравнивать к любви и воодушевлению — ребенок может успешно адаптироваться к детскому саду, но это значит, что ему там будет очень нравиться.
Продолжительность периода, в который ребенок привыкнет ходить в детский сад (и перестанет страшно рыдать в раздевалке) зависит от того, как эта самая адаптация у него проходит. В случае, если все идет легко и хорошо, полный адаптационный период может занимать 10-15 дней.
Адаптация средней тяжести пройдет за месяц, а тяжелая адаптация может длиться от двух до шести месяцев и быть уже опасной для ребенка, которой находится в состоянии постоянного стресса и напряжения. В среднем принято считать, что спустя один-два месяца большинство детей уже полностью адаптированы к детскому саду и могут ходить в него без проблем.
Период приспособления к садовской жизни обычно проходит нелегко. Однако если все идет по плану, вы довольно быстро сможете заметить положительные признаки того, что ребенок постепенно адаптируется. Вот, как это можно понять:
- Ребенок со временем реже плачет и меньше капризничает
- Ребенок быстро переключается (сперва плачет в раздевалке, но потом спокойно бежит играть в группу)
- После выходных или болезни ребенок с радостью возвращается в сад (даже если до этого не очень хотел туда идти)
- В детском саду у ребенка есть то, что ему нравится (любимые занятия, еда, игрушки, друзья).
К сожалению, не все дети с легкостью могут привыкнуть к изменившимся условиям жизни. Кому-то адаптация к саду и вовсе дается крайне тяжело — в силу возраста или индивидуальных особенностей. Вот, на что стоит обратить внимание родителям в процессе адаптации:
- Ребенок начинает чаще плакать и больше капризничать
- Находясь в саду, ребенок ведет себя несвойственно, например, целый день грустит или проявляет агрессию
- Ребенок бурно реагирует на упоминания о саде, начинает плакать и кричать
- После посещения сада ребенок на долгое время становится «неуправляемым» (если это происходит только вечером после садика, то это нормально)
- Ребенок часто болеет, после болезни не хочет возвращаться, часто жалуется на здоровье, чтобы не ходить в сад.
Если адаптация сильно затягивается (от двух до шести месяцев), она может негативно сказываться на состоянии здоровья ребенка: он начинает часто болеть, плохо спать, теряет уже полученные навыки, страдает от физического и психического истощения организма.
Вероятно, если родители заметили, что ребенок крайне тяжело переносит адаптацию к детскому саду, им стоит рассмотреть альтернативные варианты (или попробовать перевести ребенка в другой сад — иногда даже это способно изменить ситуацию).
Невозможно предсказать, как перенесет адаптацию к саду конкретный ребенок, однако можно попробовать сделать переход к детсадовской жизни не таким большим потрясением.
Для начала давайте разберемся, к чему ребенку предстоит привыкнуть в саду:
- Строгий режим и распорядок дня
- Новые взрослые (воспитатели, нянечки, преподаватели)
- Новые дети и общение в коллективе
- Незнакомая еда и отсутствие выбора (то есть, макароны не каждый день)
- Отсутствие родителей
- Новые требования к поведению ребенка.
Соответственно, для того, чтобы процесс адаптации прошел немного легче, родители могут попробовать привнести элементы детсадовской жизни в свою повседневную рутину. Например, начать жить по режиму, схожему с тем, что будет в детском саду (включает в себя дневной сон и время приемов пищи) и убедиться, что у ребенка есть опыт взаимодействия с другими взрослыми кроме родителей (родственники, взрослые друзья, бэбиситтеры), и с другими детьми (например, на детской площадке). Это базовые рекомендации, которые помогут облегчить процесс адаптации.
Вот, что еще рекомендуют психологи тем, кто в первый раз отдает детей в сад:
- Адаптируйте ребенка постепенно. Если такая возможность есть, не отдавайте малыша в садик на полный день — начните с пары часов, а затем постепенно увеличивайте время пребывания.
- Говорите заранее. Кроме простого «ты скоро пойдешь в садик» уделите время, чтобы проговорить с ребенком весь процесс пребывания в саду: распорядок дня, взаимодействие с детьми и воспитателями.
- Держите слово. Заранее объясните ребенку, когда вы за ним придете, и обязательно придите в указанное время.
- Всегда прощайтесь. Несмотря на то, что иногда, кажется, проще скрыться «под шумок» и избежать слез расставания, современные психологи советуют родителям никогда не исчезать без предупреждения — это важно для поддержания доверительных отношений между вами и ребенком.
- Дайте с собой оберег. Это может быть любимая игрушка, семейная фотография, футболка с любимым мультгероем — что-то, что поддержит ребенка, напомнит о доме и поможет почувствовать себя спокойнее и увереннее.
- Заведите специальный ритуал. Заранее обговорите с ребенком, как вы будете прощаться. Например, два поцелуя в щеки, крепкие объятья или любой другой ритуал, который понравится и ребенку, и вам. Повторяйте его каждый день перед тем, как уйти, чтобы ребенок знал, чего ему ждать, и в какой момент ваше прощание окончено.
- Воздержитесь от крупных перемен накануне сада. Если это возможно, избегайте дополнительного стресса дома. Это касается переездов, крупного ремонта, приучения к горшку или к собственной кровати, появления в доме животных или внезапных гостей. Поход в детский сад и так является огромным источником стресса для ребенка, а потому будет лучше, если дом и семья в этот период останутся для него чем-то надежным и неизменным.
- Читайте книги. Сейчас существует множество детских книг, герои которых идут в детский сад. Так вы подготовите ребенка к тому, что его ждет в детском саду, как изменится его расписание, и сможете обсудить волнующие его вопросы.
- Сохраняйте спокойствие. Даже если вы убедительно рассказываете ребенку о благах детского сада, но голос ваш дрожит, обмануть его не удастся. Будьте спокойны, уверенны и доброжелательны — это очень важно для психологического настроя ребенка.
- Уходите сразу. Отправив ребенка в детский сад (особенно если это было непросто) уходите сразу, не возвращайтесь, не стойте в дверях и не заглядывайте в окна. Поступая так, вы не только добавляете переживаний ребенку и воспитателям, но и демонстрируете свое недоверие, которое передается ребенку. Короче, просто бросайте и бегите без оглядки!
- Проводите время вместе после сада. Если вам кажется, что ваш ребенок, вернувшись из садика, с вас не слезает, то вам не кажется. Постарайтесь уделить ребенку как можно больше внимания после сада, займитесь с ним тем, что ему нравится.
Не будем обещать вам, что при выполнении всех этих условий адаптация вашего ребенка к детскому саду пройдет легко и просто — скорее всего, нет. Однако они точно помогут облегчить процесс и обрести уверенность в том, что вы — хорошие родители и все делаете правильно.
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В ДЕТСКОМ САДУ
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к детскому саду проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к группе, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать».
Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском саду.
Вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
• возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту, они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
•состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
• сформированность предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
• индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
• условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
• уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
глубокий сон;
хороший аппетит;
бодрое эмоциональное состояние;
полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
соответствующая возрасту прибавка в весе.
Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду
Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы исчезнут.
Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
не сформированы культурно-гигиенические навыки;
он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.
Биологические причины:
сильный токсикоз у мамы в период беременности;
осложнения при родах;
болезни в первые три месяца жизни.
Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.
Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
Как облегчить период привыкания к детскому саду?
Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений. Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.
Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, мягкую игрушку. Можно дать «ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не попадете.
Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т.д.
Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка
Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.
Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.
Уважаемые родители чаще общайтесь, играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!
Для того чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим вас о сотрудничестве в период адаптации к новым условиям.
В детском саду ребенку нужно привыкнуть:
- к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;
- к новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;
- обществу своих сверстников;
- новой пище и условиям еды;
- новой обстановке для сна.
Вашему ребенку будет проще привыкать ко всему постепенно. Поэтому мы просим вас в первый раз прийти с ребенком в то время, когда в группе не будет других детей и воспитатель сможет познакомиться с вашим малышом, а он – изучить нового для него взрослого человека. Ребенок будет чувствовать себя уверенно, если вы будете на первых порах рядом с ним.
Вторую неделю мы предложим ребенку попробовать обедать в группе и, возможно, к концу недели – спать.
Третью и четвертую недели просим забирать ребенка вскоре после дневного сна. Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Если что-либо волнует вас в связи с детским садом, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками нашего учреждения.
Просим вас рассказать психологу и воспитателям о ребенке как можно больше, все, что вы считаете особенно важным.
Мы готовы прислушаться ко всем вашим пожеланиям.
Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста
Модель организации адаптационного периода.docx
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.pdf
Типичные ошибки родителей.pdf
Способы, позволяющие уменьшить стресс ребёнка..pdf
Справка по итогам адаптационного периода.pdf
Сколько времени нужно ребенку, чтобы приспособиться к детскому саду?
Большинство из нас знает, какой важной вехой является детский сад для детей, но не менее важной вехой является и для родителей. Будь то ваш первый раз в качестве родителя детского сада или ваш последний ребенок на пути в детский сад, процесс не становится менее захватывающим или нервным. Так что, если вы родитель, готовящий своего ребенка к детскому саду, у вас, вероятно, сейчас возникает много вопросов. Вашему ребенку это понравится? Легко ли они подружатся? Сколько времени им понадобится, чтобы привыкнуть к детскому саду? Чтобы успокоить обеспокоенных родителей, мы поговорили с некоторыми экспертами, чтобы узнать, сколько времени может понадобиться вашему ребенку, чтобы привыкнуть к детскому саду, и как вы можете помочь его переходу.
Сколько времени обычно требуется детям, чтобы привыкнуть к детскому саду?
Каждый ребенок уникален, поэтому то, сколько времени потребуется им, чтобы привыкнуть к этому серьезному переходу, во многом зависит от того, кем является ваш ребенок. «Время, которое требуется детям, чтобы приспособиться к детскому саду, зависит от их личности, но большинство детей начинают приспосабливаться в течение первых нескольких дней и уже через несколько недель должны чувствовать себя довольно уверенно в своем распорядке дня», — Сара Миллер, бывший педагог с педагогическим образованием и опытом преподавания в детских садах, а также блогер Homeschooling4Him, рассказывает POPSUGAR.
В этом учебном году некоторые дети будут поступать в детский сад удаленно или чередовать очное и виртуальное обучение, что, несомненно, также повлияет на то, сколько времени займет их переход. «Вероятно, при дистанционном обучении учащимся потребуется гораздо больше времени, чтобы приспособиться, поскольку рутина, действия и задания будут более отделены от обычного тактильного взаимодействия в классе», — Мередит Эссалат, директор K-8.
школе в Сан-Франциско и автор книги «Чрезмерно честный учитель». «Для очного обучения адаптация может быть немедленной для учащихся, которые уже акклиматизировались к более традиционной среде в классе в дошкольных учреждениях, и немного дольше для учащихся, которые приходят из менее структурированной учебной среды».Какие признаки указывают на то, что они начинают приспосабливаться к детскому саду?
Если ваш ребенок больше не грустит из-за того, что утром уходит от вас в школу, это отличный признак того, что он привыкает к детскому саду, считает Эссалат. «Помимо этого, учащиеся, которые начинают заходить в класс и точно знают, какие шаги необходимо выполнить по прибытии (например, повесить рюкзак, убрать бутылку с водой, найти свое место на ковре, пойти на станцию на утреннее повысить активность мозга и т. д.) показать готовность к добру», — говорит она. Это применимо и в условиях домашнего обучения.
Если вы ищете способы узнать, приспосабливается ли ваш ребенок к детскому саду или нет, Миллер предлагает вам уделить некоторое время наблюдению за ребенком в классе. «Постарайтесь прийти на несколько минут раньше, чтобы забрать своего ребенка и посмотреть, что он делает, не будучи замеченным. Вы также можете спросить своего ребенка, как прошел его день, и выслушать его ответ», — говорит она. «Если ваш ребенок застенчив и не хочет об этом говорить, вы можете попробовать сыграть в ролевую игру с мягкими игрушками или куклами, чтобы помочь вашему ребенку чувствовать себя более уверенно, рассказывая свои истории».
Что вы можете сделать дома, чтобы помочь детям адаптироваться к детскому саду?
Несмотря на то, что это зависит от вашего ребенка, все же есть способы облегчить этот процесс. «Одна из самых важных вещей, которые вы как родитель можете сделать, чтобы помочь своему ребенку, — это быть осторожным в своем отношении к переходу», — говорит Миллер. «Ваш ребенок смотрит на вас, чтобы увидеть, как реагировать в новых ситуациях. Если вы взволнованы этой новой возможностью для вашего ребенка, он, скорее всего, тоже будет взволнован».
Вам также было бы полезно начать готовиться к детскому саду еще до его начала. «Вы также можете заранее подготовить своего ребенка к переходу. Поговорите о том, что будет происходить в школе и что ваш ребенок будет делать в течение дня», — говорит Миллер. «Запланируйте встречу с учителем или встречу с новым одноклассником, если это безопасно. Посетите школу, найдите новый класс вашего ребенка и проведите некоторое время, играя на игровой площадке, если ваш ребенок возвращается в кампус. ваш ребенок чувствует себя более комфортно в первый день». Если ваш ребенок не ходит в физический детский сад, вы можете помочь ему привыкнуть к рутине, которую обеспечивает личный детский сад, установив расписание дома и сообщив ему, что это за расписание, по словам Эссалат.
Что вы можете сделать, если ваш ребенок не проявляет признаков приспособления?
Итак, прошло уже некоторое время, а ваш ребенок до сих пор не проникся идеей детского сада. . . что теперь? Первый шаг — поговорить с их учителем. «У учителей есть множество стратегий, которые они реализуют в классе, и которые можно легко применять дома. Если у них проблемы с привязанностью к родителям, возможно, есть план, который можно разработать вместе с учителем о том, как медленно строить леса». проводить время с мамой или папой в классе», — говорит Эссалат. «Если они плохо реагируют на переходы, поиск способов увеличить их возможности для перехода от одного дела к другому дома поможет ему чувствовать себя менее чуждым. Создание цифровых игр с новыми одноклассниками может помочь ослабить любое чувство социальной тревоги, которое они могли бы испытывать. борются. И, конечно же, общение с их педиатром никогда не бывает плохой идеей».
Источник изображения: Getty / South_agency
Международный детский сад Daisy в Кракове
Адаптация к детскому саду
Процесс адаптации ребенка к детскому саду зависит от многих факторов и трудно определить, как долго он продлится и как будет проходить – это индивидуальный процесс каждого ребенка. У одних детей это продлится, например, неделю, у других полная адаптация займет месяц или даже больше.
Родители должны помнить, что посещение детского сада – это большое испытание для ребенка. Важно, чтобы в это время родители полностью сотрудничали с учителями, чтобы обеспечить ребенку чувство безопасности и лучшее начало образовательной жизни. Крайне важно информировать ребенка о планируемых изменениях и преимуществах, вытекающих из новой ситуации.
Адаптационный период – что переживает мой ребенок?
Ребенку, начинающему ходить в дошкольное учреждение, приходится сталкиваться с множеством трудностей. Адаптация для него – испытание, но большинство детей с помощью и участием родителей проходят этот период легко и успешно. Очень важно сотрудничество родителей и учителей, их решительность и уверенность. Родителям важно вызвать чувство безопасности, а также пробудить в ребенке любознательность и открытость к новому опыту.
Тревога разлуки у детей возникает примерно в возрасте 7 месяцев и продолжается примерно до школьного возраста. Это что-то нормальное, появляется у каждого ребенка без исключения.
Посещение ребенком детского сада иногда связано с первой разлукой с матерью. Некоторые дети прошли через опыт разлуки, например, остались с бабушкой и дедушкой, детской комнатой, няней или другими. Дети, прошедшие формальное школьное обучение, например, ясли, в большинстве своем не имеют проблем с адаптацией к детскому саду.
Дети старше 2 лет демонстрируют желание создавать новые социальные отношения и формировать социальную группу – это время, когда ребенок переходит от индивидуальной игры к совместной игре, а затем к групповой игре, поэтому в это время в группе сверстников имеет решающее значение для развития ребенка.
Начало дошкольного образования – очень важный этап в жизни ребенка и родителей. Это первый шаг к взрослению, начало новых, важных отношений и обучения через игру. Дошкольное образование имеет решающее значение для будущего развития и успехов ребенка в школе, поэтому родители, которые чувствуют, что детский сад — это новый опыт, необходимый ребенку, помогают ему с позитивным настроем начать работу в новой среде. .
В период дошкольной адаптации дети переживают массу эмоций, но пока не могут их назвать. Это может быть страх, тревога, нервозность, стресс, раздражение – дети чаще всего не умеют распознавать и называть эти эмоции, поэтому, если они их не понимают, то выражают со слезами. Родители и опекуны должны быть достаточно бдительными, чтобы распознать и объяснить ребенку, что это может быть и что может быть сложно. Самая ценная помощь, которую родители могут оказать своему ребенку, кроме собственного хладнокровия, это объяснить ситуацию, связанные с ней эмоции и пойти навстречу заботам ребенка. Мы боимся нового, того, чего не понимаем и не знаем. Время адаптации — это время исследования, через исследование и повторение событий ребенок приобретает чувство безопасности.
Как я могу помочь своему ребенку в адаптации и трудном расставании?
Родители должны психологически подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Стоит потратить время на то, чтобы объяснить ребенку, какие приятные и интересные впечатления могут ждать в новой среде, чему ребенок сможет научиться, как и с кем играть. Генерация положительных эмоций и любознательности ребенка поможет ему адаптироваться и превратит этот непростой период в приключение. Крайне важно, чтобы родители не показывали ребенку свои опасения, связанные с отдачей в детский сад, если дети не понимают нервозности родителей, у них остаются сложные и непонятные эмоции, которые еще больше зарядят малыша. Расслабленные и уравновешенные родители оставляют ребенка с чувством уверенности в новом месте и дают возможность исследовать новую среду.
Также важно, чтобы ребенок понял ситуацию, т.е. что ясли – это следующая ступень в его жизни и развитии, за которой следует школа, которая не является чем-то «наказанием, потому что мама с папой должны работать». Объяснение ребенку, что посещение детского сада вызвано тем, что родители должны идти на работу, придает событию негативный смысл и вызывает у ребенка чувство фрустрации. Возможно, дошкольное учреждение «отнимает» время, которое можно было бы провести с родителем. Конечно, ребенок должен осознавать, что родители ходят на работу и что это то, что необходимо, но стоит объяснить ситуацию ребенку и не придавать ей слишком эмоциональной окраски, а объяснить дошкольное учреждение как новое место, полное новых и приятных впечатлений.
В разделе прощания родителю важно сохранять спокойствие, самообладание, время, посвященное своему ребенку, но время не должно затягиваться. Ребенок не может чувствовать тревогу родителей, потому что это вызовет их беспокойство. Иногда младенцы используют приемы, чтобы удержать родителя с собой, в этом случае спокойно объясняя ребенку, что надо уходить, прощаться и уходить.
Родители должны дать время своим детям привыкнуть к новым правилам, новым воспитателям и группе сверстников.
Дети, перешедшие из яслей в детский сад, могут сообщить родителям, что хотели бы вернуться в «старый» детский сад или ясли – такая реакция вызвана стрессом новой среды, в которой мы чувствуем себя в безопасности мы знаем, новые вещи для нас всегда являются источником беспокойства. Однако со временем, по мере знакомства с окружающей средой, ребенок примет новую позицию и перестанет вспоминать прежнее средство. Конечно, всегда стоит хранить теплые воспоминания о более ранних этапах жизни.