Отрасли психологии и направления: Основные отрасли психологии

Содержание

Научные направления и отрасли психологии

Сложную психическую реальность, выступающую предметом психологии, наука стремится отразить в ее существенных свойствах и в обобщенной форме, т. е. в понятиях. Понятия в конечном итоге составляют каркас любой науки. В своей совокупности они образуют ее категориальный строй. Категория — это предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.

Изменение научного взгляда на психологию человека сопряжено со сменой категорий, с наполнением их новым содержанием. В этом смысле изменение психологии как науки тесно связано с двумя направлениями, характеризующими в конечном счете ее структуру:

— дифференциацией отраслей психологии;

— оформлением и развитием научных направлений и школ.

При этом дифференциация отраслей психологии и теоретических направлений имеет принципиально различные механизмы.

Основанием для выделения различных отраслей психологии являются сферы человеческой деятельности, обусловливающие особенности функционирования психики людей и порождающие различного рода проблемы, требующие привлечения для их решения научного знания.

Современная психология является чрезвычайно дифференцированной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных ее отраслей, претендующих на статус «полноценных» научных дисциплин.

Отрасли психологии выделяются по множеству оснований:

  • по цели деятельности (получение или применение нового знания) — фундаментальные и прикладные науки;
  • по предмету исследования — психология развития, творчества, личности и т.д.;
  • по виду связей психологии с другими науками — психофизиология, нейропсихология, математическая психология;
  • по связям с различными сферами практики — организационная психология, инженерная психология, психология спорта, педагогическая психология, политическая психология, юридическая психология, социальная психология, военная психология и ряд других;
  • по объекту и специфике его развития — психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая психология), в том числе детская и возрастная психология, патопсихология.

Среди отдельных отраслей следует особо выделить такую фундаментальную часть психологии, как общая психология — дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать важнейшие закономерности существования и развития психической реальности.

К основным вопросам, которые рассматриваются в ее рамках, относятся следующие: «Что такое психика?», «Каковы психологические механизмы познания мира, регуляции поведения?», «Каким образом взаимодействуют между собой различные психические процессы, например память, мышление, восприятие?», «Каковы критерии становления личности?», «Что заставляет человека действовать, преодолевать трудности, препятствия на пути достижения цели?» и т.д.

Основные вопросы, поднимаемые общей психологией, стоят в центре других отраслей психологической науки. Например, военная психология исследует особенности функционирования психики человека в условиях воинской деятельности, выявляет стресс-факторы боя, их влияние на человека, изучает вопросы, связанные с психологической помощью участникам боевых действий, и т. п. [29]. Назначение педагогической психологии состоит в научно-психологическом обосновании условий эффективности образовательного процесса. Инженерная психология рассматривает процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Возрастная психология, изучающая закономерности онтогенетического развития психики, психологические особенности людей различного возраста, нацелена на создание теории психического развития человека в онтогенезе. Соотношение мозга и психики является одной из ключевых проблем психофизиологии и нейропсихологии. Проблемы аномального развития психики изучаются специальной психологией, закономерности трудовой деятельности — психологией труда.

Каждая из этих отраслей и других вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.

Основные отрасли и направления психологии.

Современная научная психология является достаточно разнообразной системой дисциплин, разделов и отраслей. Простое перечисление уже не удовлетворяет потребности исследователей. Поэтому их уместно классифицировать по определенным признакам.

Ю.Л. Трофимов

по направленности деятельности психологов на познание, исследования или преобразования психики выделяет три большие группы отраслей — теоретическую, научно-прикладную и практическую психологию.

Между отраслями психологической науки существуют тесные связи. Теоретическая психология нарабатывает систему психологических знаний, которые являются фундаментом научно-прикладной и практической психологии. Со своей стороны, научно-прикладная и практическая психологии обобщают средства теоретической психологии, что способствует постоянному обновлению системы понятий, категорий, принципов научной психологии.

Характеристика основных разделов и отраслей психологии

Современная психология имеет междисциплинарный характер. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию, изучающую универсальные закономерности психического функционирования, и специальные отрасли психологии. При этом базовые специальности психологии изучают конкретные аспекты психики (нейропсихология, дифференциальная психология, социальная психология и т.д.), а междисциплинарные специальности разворачивают исследования на границах психологического знания и других наук (например, психофизиология, психолингвистика, психогенетика).

Общая психология включает четыре основные отрасли: общую теорию (проблемы происхождения и эволюционного развития психики, функции психики, отличие психики человека от психики животных, психика и культура, материальный субстрат функционирования психики), психологию познавательных процессов (включает психологию ощущений и восприятия, психологию памяти, психологию мышления и языка), психологию регуляторных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли) и психологию личности. Базовые специальные отрасли и междисциплинарные специальные отрасли психологии используют в своих построениях теоретический аппарат общей психологии и опираются на сформулированные в ее рамках основные законы психического функционирования. Знания, собранные общей психологией и рассмотренные через призму более конкретных проблем базовых специальных и междисциплинарных специальных отраслей, находят свое практическое воплощение в прикладных отраслях психологии. Последние, в свою очередь, обогащают общую психологию новыми фактами и проблемами и стимулируют рост базовых знаний.

Прикладные отрасли психологии развиваются в связи с работой психологов-практиков в конкретных областях деятельности (подбор персонала, консультирование, формирование имиджа, реклама, психологическая коррекция семейных отношений, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.д.). Таким образом, в своей практике психотерапевт (прикладной психолог) использует общие знания о когнитивных процессах (уровень общей психологии), сведения из патопсихологии аномального поведения (уровень базовой специальной отрасли психологии) и психофармакологии (уровень междисциплинарной специальной отрасли психологии). В русле психологической науки в первую очередь формируются и интенсивно развиваются те прикладные отрасли, которые относятся к основным сферам жизни и сферам предметной деятельности людей. Год от года потребность общества в квалифицированных прикладных психологах растет, а конкретные области применения теоретических знаний становятся все более разнообразными. Отдельной задачей профессиональной деятельности психологов является популяризация действительно научных психологических знаний и повышение психологической культуры населения.

В динамично развивающемся современном мире психологи постоянно открывают новые сферы профессиональной реализации, в связи с чем возникают новые прикладные отрасли психологии. Так, в последние годы интенсивно развиваются психология массовой коммуникации, политическая психология, психология виртуальной реальности и другие.

Области применения прикладной психологии

Сегодня прикладная психология охватывает широкий спектр областей применения. Широкое применение психологии в практике естественным образом привело к развитию таких областей, как:

Психологические службы в школах;

  • Психология управления;
  • Психология чрезвычайных ситуаций;
  • Индивидуальное и семейное консультирование;
  • Профессиональное консультирование и выбор профессии.

Психологические службы в школах. Эта услуга давно и успешно развивается во многих странах.

Его исторические корни уходят в начало 20 века, когда впервые была поставлена задача диагностики степени умственной отсталости, школьной успешности, а также разграничения нормальных детей и взрослых по степени интеллектуального развития. К.М. Гуревич считает, что с созданием так называемой шкалы Стэнфорда-Бинета началось изучение школьной успешности на основе коэффициента интеллектуального развития. По мере совершенствования психологической практики этот критерий стал приобретать универсальный характер и широко использовался в армии, на производстве, при отборе специалистов в различных областях. Настоящая психологическая служба начинается не с сегрегации и классификации учеников, а с психолого-педагогического обследования, интерпретации их результатов и непосредственной психологической помощи ученикам и персоналу школы в области психологии развития. Школьная психологическая служба в США имеет долгую историю и основана на том, что психолог имеет возможность активно влиять на психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и подростков и обеспечивать их когнитивное, аффективное и социальное развитие.

Перед психологической службой в школе стоит задача не только диагностировать уровень психического развития учащихся, но и разработать рекомендации по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Процедура диагностической и коррекционной деятельности школьного психолога достаточно сложна и ответственна. Впервые эта процедура была предложена в нашей стране Л.С. Выготским в виде схемы педологического обследования применительно к трудновоспитуемому и аномальному ребенку. Такое тщательное, пошаговое описание диагностической работы психолога можно считать основой для начала функционирования школьной психологической службы в нашей стране. Однако в советский период ее деятельность оценивалась крайне негативно, а однобокое постановление о педологии 1936 года затормозило развитие школьной психологии. Только в конце 1960-х годов начался активный поиск форм практического участия психологов в работе школ и образовательных учреждений.

Внутренняя структура психологии

Для психологии как предпарадигмальной науки очень важно системообразующее ядро, которое «указывает» направление развития. В любой науке таким ядром всегда является предмет, определяющий границы изучаемого аспекта объекта науки. Из-за параллельного сосуществования нескольких парадигм (и нескольких предметов) в психологии не существует полной дифференциации между научным, паранаучным и псевдонаучным знанием, что воспринимается некоторыми учеными как перманентный кризис психологии. Более того, некоторые отрасли психологии рассматриваются как научные одними учеными и как ненаучные другими исследователями. Современная психология (особенно практическая), в отличие от астрономии и химии, которые полностью дистанцировались от астрологии и алхимии, во многом использует опыт обыденной психологии и не отвергает парапсихологию и восточные психологические практики.

Разработана внутренняя структура психологической науки, включающая психологические направления и психологические отрасли. К первой относятся психологические школы с различными теоретико-методологическими ориентациями, то есть со специфическими представлениями о предмете психологии и методах исследования. Второе понятие относится к прикладным задачам, которые решаются для удовлетворения различных профессиональных потребностей, независимо от ориентации психологической школы. Отрасли психологии различают в зависимости от того, чья психика изучается, какой ее аспект исследуется и в каких условиях проводится психологический анализ. Бурное развитие современной психологии, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, связано с постоянным возникновением новых отраслей.

Направления и отрасли психологии объединены единым объектом — психикой, поэтому представители одной и той же отрасли могут работать в разных отраслях психологии, и наоборот, представители разных школ могут работать в одной и той же отрасли. Изменения в структуре психологии определяются влиянием двух факторов: во-первых, практикой профессиональной деятельности, которая ставит новые вопросы и заставляет психолога решать новые задачи; во-вторых, появлением новых методов естественнонаучных и гуманитарных наук, которые способствуют расширению методологических границ психологии и, следовательно, лучшему пониманию содержания психологических явлений в различных условиях жизнедеятельности.

Отрасли психологии можно разделить в соответствии с присущими им задачами по трем точкам зрения: по типу выполняемой деятельности, по условиям психологического развития, по отношению личности к социальным явлениям.

Отрасли, связанные с обеспечением конкретных видов человеческой деятельности, — это образовательная, медицинская, юридическая, инженерная, спортивная психология, промышленная психология (включая авиационную, аэрокосмическую, морскую), психология рекламы, бизнеса, менеджмента, творчества и др. Важно понимать, что каждая ветвь этого класса изучает психику всех субъектов, вовлеченных в определенный вид профессиональной деятельности. Например, образовательная психология изучает психологические феномены как учеников, так и учителей. Задачей юридической психологии является изучение психики всех субъектов юридических сделок и правоохранительной деятельности. Психология рекламы изучает психику потребителей и создателей рекламной продукции.

Отрасли, изучающие аспекты психологического развития в различных жизненных условиях, включают возрастную, сравнительную, специальную (аномальное развитие), стрессовую и психологию конфликта. По сути, отрасли этого класса изучают закономерности психического развития (изменения психических состояний) в различных, часто неблагоприятных, условиях жизни и деятельности.

Взаимоотношения личности и общества в различных социальных условиях изучает социальная, этническая и политическая психология.

Связь психологии с другими науками

Слово «психология» на древнегреческом языке буквально означает «наука о душе» («psyche» — душа, «logos» — понятие, учение). В научном обиходе термин «психология» впервые появился в 18 веке. Первоначально это была специальная наука, занимающаяся изучением так называемых психических или психических явлений, то есть тех, которые человек может легко обнаружить в собственном сознании путем самонаблюдения. Позже область изучения психологии расширилась и стала включать не только сознательные, но и бессознательные явления.

Отрасли психологии: современная психология — это широкая область знаний, которая включает в себя множество отдельных дисциплин и отраслей науки. Например, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психику человека изучают другие отрасли психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия для ускорения развития. Социальная психология изучает социальные и психологические проявления личности, ее отношения к людям, к группе, психологическую совместимость людей, социальные и психологические проявления в больших группах (влияние радио, прессы, моды, слухов на различные сообщества людей). Психология образования изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы определенных видов человеческой деятельности: психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает законы процессов взаимодействия человека и современных устройств, чтобы использовать их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления и новых устройств. Аэрокосмическая психология анализирует психологические особенности деятельности пилотов и космонавтов. Медицинская психология изучает психологические особенности медицинской деятельности и поведения пациентов, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах патологии мозга. Юридическая психология занимается психологическими особенностями поведения участников уголовного процесса (психология дачи показаний, психологические требования к допросу и т.д.), психологическими проблемами поведения и формирования личности правонарушителя. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, в результате которого происходит значительное разветвление на отдельные отрасли, которые часто сильно расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий объект исследования — факты, закономерности и механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется взаимным процессом интеграции, который приводит к связи психологии со всеми науками (инженерная психология — с техническими науками; психология образования — с педагогикой; социальная психология — с социальными и общественными науками и т.д.).

Отношение психологии к другим наукам. Отношение психологии к философии: психология долгое время развивалась в рамках философии, и ее выделение в качестве отдельной науки не означает полной автономии. Проблемы жизни души не могут быть разработаны вне представлений об отношениях между материальным и идеальным, психическим и физическим, биологическим и социальным, субъективным и объективным, и это проблемы философского плана, как и многие другие; хотя психологи не всегда четко формулируют свои позиции по этим проблемам. Во многих случаях психологи напрямую опираются на определенные философские системы, иногда даже предлагая свои собственные.

Исследование потенциальных возможностей: психология развития

Изучает изменение психических процессов с течением времени. Рассматривает появление качественных и количественных преобразований структуры психики. Развитие — динамический процесс, имеющий тенденцию к совершенствованию. Исследование его особенностей позволяет определить значение внешних и внутренних факторов, подобрать оптимальную форму обучения и воспитания ребенка в период становления когнитивных процессов, выработать методики, направленные на максимальное раскрытие способностей. Сравнение результатов экспериментов показывает, какие области психики развиваются наиболее стремительно.

Какие 10 ветвей психологии?

В этом кратком руководстве мы собираемся ответить на вопрос «Каковы 10 отраслей психологии?» Мы выделим основные отрасли психологии, возможности их трудоустройства и важность роли психолога в каждой из них. .

Какие 10 разделов психологии?

Принято считать, что психологи занимаются решением определенных типов личных проблем «пациентов». Поведенческие проблемы, такие как алкогольная зависимость; эмоциональные, такие как боль, вызванная смертью близкого человека, или связанная с патологиями, также лечимыми психиатрией.

В конечном счете, психология для значительной части населения – это практика проведения психотерапии, когда речь идет не только о кушетках, гипнозе и психоанализе в целом.

Однако, если мы остановимся более тщательно, чтобы исследовать, что такое психология и чем она была на протяжении всей истории, мы поймем, что области и области, в которых она может применяться, гораздо шире, чем кажется, предполагает культовый образ Зигмунда Фрейда, обеспечивающий услуги психотерапии.

На самом деле у психологии может быть столько граней, сколько видов человеческой деятельности.

Это означает, что существует не одна психология, а множество направлений психологии, ориентированных на разные области применения и разные задачи. Таким образом, психология, состоящая в проведении психотерапии с пациентами, является лишь одной из многих специальностей, существующих в рамках науки о поведении.

Итак, если вы хотите узнать, что представляют собой различные отрасли психологии и их возможности трудоустройства, вам будет полезно прочитать, что будет дальше.

1.         Клиническая психология и психология здоровья

Это одна из самых известных областей психологии, если не самая большая, которая состоит из исследований и вмешательства, направленных на более или менее серьезные психологические проблемы, влияющие на качество жизни людей.

Если психологические расстройства связаны с психическими расстройствами, клинические психологи будут работать вместе с другими медицинскими работниками над диагностикой, прогнозированием, вмешательством и контролем психических расстройств.

Люди, которые принадлежат к этой специальности психологии, предлагают услугу, называемую психотерапией, форма, подход и процедуры которой могут сильно различаться в зависимости от психологической ориентации человека и доступных инструментов.

Как следствие, не все медицинские психологи работают одинаково или имеют одинаковую подготовку, хотя они могут быть включены в категорию специалистов в области психического здоровья.

2.

        Педагогическая и возрастная психология

Почти все отрасли психологии сосредотачивают свое внимание на процессах обучения, но специализация по педагогической психологии направляет на них все свое внимание.

Целью этого отделения является применение методов и стратегий для обеспечения наиболее удовлетворительного процесса обучения, обеспечивающего хорошее соответствие между учащимися и учителями.

Кроме того, педагогическая психология понимает понятие «образование» в его самом широком смысле. Это относится не только к тому, что молодые люди делают в школе, но и ко всем областям, в которых обучение играет ведущую роль, будь то на курсах подготовки рабочих или в семьях и сообществах, которые должны адаптироваться к новой ситуации.

Психология развития тесно связана с психологией образования, и их часто считают одним и тем же. Однако первый больше ориентирован на поведенческие изменения, связанные с созреванием людей и прохождением ими различных стадий роста, от детства до старости.

Используется в педагогической психологии для установления критериев, позволяющих узнать, каковы способности и пределы обучения людей в зависимости от того, на какой стадии развития они находятся. Например, тот факт, что девочке пять лет, позволяет предположить, что она не сможет усвоить содержание, требующее использования достаточно сложной формальной логики.

3.         Производственно-организационная психология

Производственно-организационная психология имеет отношение к исследованиям и вмешательству в отношении рабочих с целью поиска стратегий, позволяющих сделать уровень их производительности оптимальным с учетом потребностей каждого из них и потребностей организации как целое. Таким образом, это приложение психологии к миру труда.

Эта отрасль психологии относится к дисциплине человеческих ресурсов, характеризующейся участием во всех тех процессах, которые затрагивают сотрудников организации, а именно: отбор персонала, обучение рабочих… Таким образом, человеческие ресурсы отвечают за управление организации на уровне рабочего (служащего).

Одна из его граней, например, направлена ​​на то, что заставляет каждого из рабочих в отдельности хорошо выполнять свою работу, либо вмешиваться в инструменты, которые есть у каждого человека, изучать их сильные и слабые стороны, проводить эргономические исследования, чтобы проверить, или они не работают комфортно и т. д.

Другая грань этой специальности психологии ориентирована на динамику работы и отношения между людьми, которые составляют организацию, и, следовательно, имеет отношение к рабочей среде, исследованиям лидерства, разрешение конфликтов интересов, создание эффективных коммуникативных потоков и т. д. Это организационная психология.

Это область психологии, в которой обычно больше возможностей для трудоустройства, и поэтому она обычно высоко ценится в профессиональном плане. В рамках этого отбора персонала, как правило, создается наибольшее количество рабочих мест.

4.        Маркетинг и психология потребителей

Психология маркетинга рождается из психологии организаций в том смысле, что она ориентирована на удовлетворение производственных потребностей компаний. В данном случае эти потребности состоят в том, чтобы обеспечить сбыт предлагаемых товаров или услуг, направляя потенциальный спрос на них на предложение фирмы.

Короче говоря, из всех отраслей психологии эта специализация сосредоточена на исследованиях, направленных на создание привлекательных для клиента услуг и продуктов. Поэтому он принимает участие в создании маркетингового плана, рекламе и дизайне продукта.

Одним из наиболее ценных активов маркетинга и психологии потребителей является нейромаркетинг, который использует методы нейронауки, чтобы увидеть, как потенциальные клиенты или потребители реагируют на рекламные материалы, дизайн упаковки и т. д.

Рекламные психологи также могут играть важную роль в этих процессах проектирования в зависимости от того, как они интерпретируют считывание паттернов активации мозга, отслеживание движения взгляда перед рекламным плакатом и т. д.

5. Спортивная психология

Раздел спортивной психологии направлен на реализацию стратегий, направленных на то, чтобы психологическая и физическая работоспособность спортсменов привела их к улучшению их результатов, как в отношении их индивидуальных результатов, так и в отношении их сотрудничества и координации с другими людьми в вашей команде.

Цель состоит в том, чтобы психологическая динамика, изученные стратегии и эмоциональное состояние, в котором находится спортсмен, привели его к тому, чтобы он оказался в оптимальной ситуации, чтобы максимально использовать свои способности.

Психологи, выбравшие эту отрасль, вмешиваются во многие процессы, которые рассматриваются в клинической и педагогической психологии, такие как выполнение самостоятельных инструкций, развитие хорошей самооценки и самооценки, разрешение конфликтов , привычки, связанные с общением во время занятий спортом и т. д.

6.        Социальная психология

Это одна из самых интересных областей психологии, поскольку она уделяет особое внимание измерению коллектива, отношениям между людьми в контексте. Таким образом, социальная психология ориентирована на исследование того, как присутствие других людей (будь то реальное или воображаемое) влияет на психические процессы человека.

Таким образом, это специализация, которая хотя и относится к психологии, но ближе к социологии, чем к другим отраслям. Кроме того, будучи одной из больших областей психологии, она может иметь важную роль и в остальных разделах этой дисциплины: в организационной психологии, в педагогической психологии и т. д.

7.        Нейропсихология

Нервная система является основой для всего, что связано с нашим поведением, нашими эмоциями и чувствами, а также с нашей способностью думать и общаться, поэтому вполне нормально, что одна из ветвей психологии ориентирована на нейронауки.

Нейропсихология — это специализация, находящаяся на полпути между неврологией и психологией, и ее причиной является изучение психических процессов и функционирования мозга при некоторых изменениях в нем.

Нейропсихология особенно полезна при изучении травм головного мозга, пороков развития, дисфункций и заболеваний, влияющих на функционирование нервной системы.

Таким образом, люди, выбравшие данную специализацию из числа всех отраслей психологии, смогут изучать взаимосвязь между психическими (и поведенческими) процессами и происходящим в головном мозге, делать выводы, позволяющие поставить диагноз, прогноз, лечение и контроль симптомов.

8.        Судебная психология

Эта специальность ориентирована на удовлетворение потребностей, возникающих в судебной системе. Судебный психолог собирает, анализирует и представляет психологические доказательства, которые будут учитываться в ходе судебного разбирательства.

Например, вы можете оценить исследуемого человека, чтобы проверить возможность наличия у него психических расстройств, или вы можете предоставить доказательства, подтверждающие гипотезу о том, что у человека есть ложные воспоминания.

В отличие от того, что происходит при психотерапии, при которой также собирается и анализируется информация, касающаяся поведения конкретного лица, при судебно-психологической экспертизе интересы психолога или психолога и обследуемого не совпадают.

На самом деле, среди задач судебного психолога есть исследование возможности того, что обследуемый лжет, чтобы утвердить версию фактов, которая ему выгодна.

Помимо всего этого, отрасль судебной психологии связана с созданием психологических профилей преступников для помощи в поиске и поимке.

9.        Сексология

Специализация сексологии в области психологии связана с применением психологии для решения проблем сексуальности. Это отрасль психологии, происходящая из клинической психологии и психологии здоровья, но ориентированная на лечение сексуальной жизни пациентов.

Хотя психология в области сексологии особенно полезна при лечении сексуальных дисфункций, она также может играть очень важную роль в улучшении сексуальной жизни людей без каких-либо подобных расстройств.

10. Психология сообщества

Психологию сообщества можно понимать как производную от социальной психологии, ориентированную на исследование и вмешательство в проблемы, которые затрагивают определенные сообщества и локализованные группы людей.

Его цель состоит в том, чтобы произвести как материальные изменения в контексте этих людей, так и новую динамику отношений между ними, которая позволит улучшить их качество жизни и способность принимать решения.

Кроме того, стратегии исследований и вмешательства общественных психологов способствуют участию членов сообщества на протяжении всего процесса.

Часто задаваемые вопросы: Каковы 10 разделов психологии?

Какие есть разделы психологии?

Среди некоторых направлений психологии отметим:

Клиническая психология.
Когнитивная психология.
Психология развития.
Эволюционная психология.
Судебная психология.
Психология здоровья.
Нейропсихология.
Психология труда.

Какие 3 отрасли психологии?

Три силы психологии — основные школы психологии, которые возглавили парадигмы американской психологии: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология.

Какая отрасль психологии самая лучшая?

Самая высокооплачиваемая отрасль психологии — производственно-организационная психология, а почему бы и нет? Они гарантируют, что компании работают оптимально, а это означает больше денег.

Какие существуют 7 типов психологии?

Биологическая психология.
Обучающая (поведенческая) психология.
Когнитивная психология.
Социально-культурная психология. .
Психодинамическая психология.
Гуманистическая психология.
Эволюционная психология.

Сколько разделов психологии существует?

Есть много направлений психологии, в целом многие специфичны, но зависят от некоторых других. Можно сказать, что существует примерно 15 отделений.

В этом кратком руководстве мы ответили на вопрос «Каковы 10 направлений психологии?» Мы выделили основные направления психологии, возможности их трудоустройства и важность роли психолога в каждом из них. их.

Если у вас есть комментарии или вопросы, дайте нам знать!

Список литературы

Как различные отрасли психологии изучают мозг и поведение. Получено 16 октября 2020 г. с веб-сайта Verywell Mind: https://www.verywellmind.com/major-branches-of-psychology-4139.786

‌Ричи, П.Л.Дж., и Гренье, Дж. (2009). Разделы психологии. ПСИХОЛОГИЯ – Том I , 62.

Профессиональные области психологии | University of Wisconsin

Специальности и направления деятельности

Американская психологическая ассоциация признает в качестве «специальностей» только клиническую, консультационную, школьную и промышленную/организационную психологию. Другие области считаются «областями концентрации» или «подполями».

Клиническая психология

Клинические психологи оценивают и лечат психические и эмоциональные расстройства людей. Клинические психологи работают как в академических учреждениях, так и в медицинских учреждениях, таких как клиники, больницы, общественные центры психического здоровья и частная практика. Многие клинические психологи сосредотачивают свои интересы на особых группах населения. Другие сосредоточены на лечении определенных типов проблем. В большинстве штатов люди со степенью магистра и бакалавра не могут заниматься психологией самостоятельно.

Однако они могут работать в клинических условиях под руководством психолога с докторской степенью. В некоторых случаях эта работа может включать тестирование или контролируемую терапию. Люди, готовящиеся к карьере в области клинической психологии, должны внимательно изучить местные законы о лицензировании.

Общественная психология

Общественные психологи занимаются повседневным поведением в естественных условиях — дома, по соседству и на работе. Они стремятся понять факторы, которые способствуют нормальному и ненормальному поведению в этих условиях. Они также работают для укрепления здоровья и предотвращения беспорядков. В то время как клинические психологи, как правило, сосредотачиваются на людях с признаками расстройства, большинство общественных психологов концентрируют свои усилия на группах людей, не страдающих психическими заболеваниями (9).0173, но существует риск стать таковым

) или на население в целом.

Консультативная психология

Психологи-консультанты способствуют и улучшают нормальное функционирование человека на протяжении всей жизни, помогая людям решать проблемы, принимать решения и справляться со стрессами повседневной жизни. Психологи-консультанты часто используют исследования для оценки эффективности лечения и поиска новых подходов к оценке проблем и изменению поведения. Многие психологи-консультанты работают в академических учреждениях, но все большее их число работает в медицинских учреждениях, таких как общественные центры психического здоровья, больницы Управления по делам ветеранов и частные клиники. Те, у кого есть степень магистра, часто работают в образовательных учреждениях, клиниках, бизнесе, промышленности, правительстве и других социальных службах.

Психология развития

Психологи развития изучают развитие человека на протяжении всей жизни, от новорожденного до старости. Психологи развития интересуются описанием, измерением и объяснением возрастных изменений в поведении; этапы эмоционального развития; универсальные черты и индивидуальные различия; и аномальные изменения в развитии. Многие психологи развития с докторской степенью работают в академических учреждениях, преподают и проводят исследования.

Лица со степенью бакалавра и магистра в области психологии развития работают в прикладных условиях, таких как детские сады и программы с молодежными группами.

Педагогическая психология

Педагоги-психологи изучают, как люди учатся, и разрабатывают методы и материалы, используемые для обучения людей всех возрастов. Многие психологи-педагоги работают в университетах, как на факультетах психологии, так и в педагогических школах. Некоторые проводят фундаментальные исследования по темам, связанным с обучением чтению, письму, математике и естественным наукам. Другие разрабатывают новые методы обучения, включая разработку компьютерного программного обеспечения. Третьи обучают учителей и исследуют факторы, влияющие на их работу и моральный дух. Педагогические психологи проводят исследования в школах, а также в федеральных, государственных и местных образовательных агентствах. Они могут быть наняты государственными учреждениями или корпоративным сектором для анализа навыков сотрудников, а также для разработки и реализации программ обучения.

Психология окружающей среды

Психологи окружающей среды занимаются отношениями между психологическими процессами и физической средой. Эти среды варьируются от домов и офисов до городских районов и регионов. Экологические психологи могут проводить фундаментальные исследования, например, отношения людей к разным средам или их чувства личного пространства; или их исследования могут быть применены, например, для оценки дизайна офиса или оценки психологического воздействия плана правительства по строительству нового объекта по переработке отходов.

Экспериментальная психология

«Экспериментальный психолог» — это общее название, применяемое к разнообразной группе психологов, которые проводят исследования и часто преподают различные основные поведенческие процессы. Большинство психологов-экспериментаторов работают в академических кругах, преподают курсы и наблюдают за исследованиями студентов в дополнение к проведению собственных исследований.

Психологи-экспериментаторы также работают в научно-исследовательских учреждениях, бизнесе, промышленности и правительстве. Докторская степень, ориентированная на исследования, обычно необходима для продвижения и мобильности в области экспериментальной психологии. Эти процессы включают обучение; ощущение; восприятие; работоспособность человека; мотивация; Память; язык, мышление и общение; и физиологические процессы, лежащие в основе поведения, такого как еда, чтение и решение проблем. Психологи-экспериментаторы изучают основные процессы, посредством которых люди получают, сохраняют, извлекают, выражают и применяют знания. Они также изучают поведение животных, часто с целью лучше понять поведение человека, но иногда и потому, что оно интересно по своей сути.

Семейная психология

Семейные психологи — это практикующие врачи, исследователи и педагоги, занимающиеся предотвращением семейных конфликтов, решением супружеских и семейных проблем и поддержанием нормального функционирования семьи. Они концентрируются на структуре семьи и взаимодействии между членами, а не на личности. Докторские программы по семейной психологии только начинают появляться. Традиционно большинство семейных психологов получили степень в профессиональной области психологии, а затем прошли повышение квалификации на кафедрах психиатрии, семейных институтах или в рамках индивидуальной супервизии. Программы постдокторской подготовки становятся все более распространенными. Семейные психологи часто работают в медицинских школах, больницах, частной практике, семейных институтах и ​​общественных организациях. Вакансии также существуют для преподавателей университетов, судебных семейных психологов и консультантов в промышленности.

Психология здоровья

Психологи здоровья — это исследователи и практики, занимающиеся вкладом психологии в укрепление и поддержание хорошего здоровья, а также в профилактику и лечение болезней. Как прикладные психологи или клиницисты, они могут, например, разрабатывать и проводить программы, помогающие людям бросить курить, похудеть, справиться со стрессом, предотвратить кариес или оставаться в хорошей физической форме. Как исследователи, они стремятся определить условия и практики, связанные со здоровьем и болезнью. На государственной службе они учатся и работают над улучшением государственной политики и систем здравоохранения. Места трудоустройства по этой специальности можно найти в медицинских центрах, промышленности, больницах, организациях по поддержанию здоровья, реабилитационных центрах, учреждениях общественного здравоохранения и частной практике.

Промышленная/организационная психология

Промышленные/организационные психологи занимаются отношениями между людьми и работой. Их интересы включают организационную структуру и организационные изменения; производительность труда и удовлетворенность работой; Потребительское поведение; подбор, расстановка, обучение и развитие персонала; и взаимодействие между людьми и машинами. Промышленные/организационные психологи работают на предприятиях, в промышленности, правительстве, колледжах и университетах. Некоторые могут работать не по найму в качестве консультантов или работать в консультационных фирмах по вопросам управления.

Потребительские психологи — это промышленные/организационные психологи, интересы которых заключаются в реакции потребителей на продукты или услуги компании. Например, они изучают предпочтения потребителей в отношении определенного дизайна упаковки или телевизионного рекламного ролика и разрабатывают стратегии маркетинга продуктов. Они также пытаются улучшить приемлемость и безопасность продуктов и помочь потребителю принимать более взвешенные решения.

Инженерные психологи — это промышленные/организационные психологи, занимающиеся улучшением взаимодействия между людьми и их рабочей средой, включая рабочие места и контексты, в которых они выполняются. Психологи-инженеры помогают проектировать системы, требующие взаимодействия людей и машин, например видеодисплеи; они также могут разработать вспомогательные средства для обучения людей использованию этих систем. Их можно найти работающими в промышленности, где требуется проектирование машин и компьютеров, на военных и транспортных объектах, в городском или архитектурном планировании.

Психологи отдела кадров — это промышленные/организационные психологи, разрабатывающие и проверяющие процедуры отбора и оценки персонала. Работа для промышленных / организационных психологов доступна как на уровне магистра, так и на уровне докторантуры. Возможности для тех, кто имеет степень магистра, как правило, сосредоточены в бизнесе, промышленности и правительстве; психологи с докторской степенью также работают в академических учреждениях и занимаются независимым консультированием.

Нейропсихология и психобиология

Психобиологи и нейропсихологи исследуют связь между физическими системами и поведением. Темы, которые они изучают, включают связь конкретных биохимических механизмов в мозге с поведением, связь структуры мозга с функциями, а также химические и физические изменения, которые происходят в организме, когда мы испытываем различные эмоции. Нейропсихологи также диагностируют и лечат расстройства, связанные с центральной нервной системой. Они могут диагностировать нарушения поведения, связанные с подозрением на дисфункцию центральной нервной системы, и лечить пациентов, обучая их новым способам получения и обработки информации — методу, известному как когнитивная переподготовка. Клинические нейропсихологи работают в неврологических, нейрохирургических, психиатрических и педиатрических отделениях больниц и клиник. Они также работают в академических учреждениях, где проводят исследования и обучают других нейропсихологов, клинических психологов и врачей. Большинство должностей в области нейропсихологии и биопсихологии находятся на уровне докторантуры, и многие из них требуют постдокторской подготовки.

Психология старения (геропсихология)

Исследователи геропсихологии старения опираются на социологию, биологию и другие дисциплины, а также на психологию для изучения факторов, связанных с развитием и старением взрослых. Многие люди, интересующиеся психологией старения, обучаются по более традиционным программам для выпускников в области психологии, таким как экспериментальная, клиническая, развивающая или социальная. Во время участия в такой программе они становятся геропсихологами, сосредоточив свои исследования, курсовую работу и практический опыт на развитии и старении взрослых. Докторская степень обычно требуется для преподавания, исследований и клинической практики, но все больше возможностей трудоустройства становится доступным для людей со степенью младшего специалиста, бакалавра и магистра. Эти должности обычно включают контролируемое предоставление услуг взрослым в домах престарелых, центрах для престарелых или государственных и местных государственных учреждениях для пожилых людей.

Психология и юриспруденция и судебная психология

Психология и юриспруденция — это новая область с возможностями карьерного роста на нескольких уровнях обучения. Как область исследования, психология и право связаны как с рассмотрением юридических вопросов с психологической точки зрения ( например, как присяжные решают дела ), так и с рассмотрением психологических вопросов в юридическом контексте ( например, как присяжные возлагают вину или ответственность за преступление ).

Судебная психология — это термин, обозначающий прикладные и клинические аспекты психологии и права. Некоторые специалисты в этой области имеют докторские степени как в психологии, так и в области права. Другие обучались по традиционным программам психологии для выпускников, таким как клиническая, консультационная, социальная или экспериментальная, и выбирали курсы, темы исследований и практический опыт в соответствии со своими интересами к психологии и праву. Работа для людей с докторскими степенями доступна на факультетах психологии, юридических школах, исследовательских организациях, общественных агентствах по охране психического здоровья, правоохранительных органах, судах и исправительных учреждениях. Некоторые судебные психологи работают в частной практике. Должности уровня магистра и бакалавра доступны в тюрьмах, исправительных учреждениях, отделениях пробации, судебно-медицинских подразделениях психиатрических учреждений, правоохранительных органах и общественных программах помощи жертвам.

Психология женщин

Психология женщин изучает психологические и социальные факторы, влияющие на развитие и поведение женщин. Психологи, занимающиеся психологией женщин, работают в академических учреждениях и в различных клинических учреждениях.

Большинство психологов, занимающихся психологией женщин, прошли подготовку в области клинической психологии, психологии развития или социальной психологии или психобиологии, преследуя свои особые интересы в этих более широких областях. Преподавательские должности для психологов с докторской степенью имеются на кафедрах психологии и женских исследований. Исследователи, занимающиеся вопросами здоровья женщин, были наняты в качестве преподавателей факультетов медсестер, общественного здравоохранения, социальной работы или психиатрии университетов. Клиницисты работают в центрах психического здоровья и в частной практике.

Психометрия и количественная психология

Психометрия и количественная психология занимаются методами и приемами, используемыми для приобретения и применения психологических знаний. Психометрист может пересмотреть старые тесты интеллекта, личности и способностей или разработать новые. Эти тесты могут использоваться в клинических, консультационных и школьных учреждениях или в бизнесе и промышленности. Другие количественные психологи могут помочь исследователю в области психологии или другой области в разработке или интерпретации результатов эксперимента. Психометристы и количественные психологи хорошо обучены математике, статистике, компьютерному программированию и технологиям. Психометристы с докторской степенью и количественные психологи работают в основном в университетах и ​​колледжах, тестирующих компаниях, частных исследовательских фирмах и государственных учреждениях. Те, у кого есть степень магистра, часто работают в тестирующих компаниях и частных исследовательских фирмах.

Психология реабилитации

Психологи-реабилитологи — это исследователи и практикующие врачи, которые работают с людьми, которые перенесли физическую депривацию или утрату либо при рождении, либо в результате более поздних повреждений, таких как инсульт. Многие реабилитационные психологи работают в медицинских реабилитационных институтах и ​​больницах. Другие реабилитационные психологи работают в медицинских школах и университетах, служат консультантами или администраторами в государственных и федеральных агентствах профессиональной реабилитации или имеют частную практику, обслуживающую людей с ограниченными возможностями.

Школьная психология

Школьные психологи помогают педагогам и другим лицам способствовать интеллектуальному, социальному и эмоциональному развитию детей. Они также участвуют в создании среды, способствующей обучению и психическому здоровью. Школьных психологов можно найти в академических учреждениях, больницах, психиатрических клиниках, федеральных и государственных учреждениях, центрах помощи детям, пенитенциарных учреждениях и лабораториях поведенческих исследований. Некоторые школьные психологи занимаются частной практикой. Чтобы работать в государственных школах данного штата, школьные психологи должны пройти утвержденную государством программу обучения (или эквивалентную) и быть сертифицированы государством. Сертификацию школьного психолога обычно можно получить после 60 часов работы в аспирантуре и годичной стажировки под наблюдением. Школьные психологи, получившие докторскую степень, часто находят работу в различных учреждениях, включая школы, больницы, учебные программы университетов, психиатрические клиники и другие учреждения. Школьный психолог с докторской степенью имеет больше исследовательской и оценочной подготовки, а также более глубокую клиническую и консультативную подготовку.

Социальная психология

Социальные психологи изучают, как люди взаимодействуют друг с другом и как на них влияет их социальная среда. Они изучают отдельных людей, а также группы, наблюдательное поведение и личные мысли. Темы, представляющие интерес для социальных психологов, включают теории личности, формирование установок и изменение установок, притяжение между людьми, такие как дружба и любовь, предрассудки, групповая динамика, насилие и агрессия. Социальные психологи также могут найти работу в рекламе, корпорациях, больницах, образовательных учреждениях, архитектурных и инженерных фирмах в качестве исследователей, консультантов и менеджеров по персоналу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts