Аффективность в психологии: Аффективность это

Содержание

Глава 2. Аффективность. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения

Глава 2. Аффективность

С самого начала необходимо изложить некоторые замечания по поводу глубинной природы аффективности. Работы Брентано, Гуссерля и Шелера утвердили в Германии определенное понимание чувственности, знакомство с которым пошло бы на пользу французским психологам. По правде говоря, в рубрике, посвященной аффективности, французская психология остается современницей Рибо.[59] Если мы откроем новое исследование Дюма, то найдем в нем старые напыщенные дискуссии о периферическом и интеллектуалистском тезисах. Со времен Джемса и Нагловского в психологии аффективности достигнуты некоторые успехи. Но само понятие чувственности не стало более понятным.[60] Двелсховерс верно резюмирует общее мнение, говоря о том, что аффективное состояние «есть некое переживание». Это выражение, как и комментарии к нему, имеет своим следствием радикальное отделение чувства от его объекта. Чувство представляется чем-то вроде чисто субъективного и невыразимого потрясения, которое, хотя и имеет весьма индивидуальную окрашенность, остается сосредоточенным в субъекте, который это потрясение испытывает.

В сущности оно остается всего лишь осознанием тех или иных органических изменений. И ничем кроме этого. Это чистая субъективность, чисто внутренняя сфера. Отсюда вытекают все те же положения, согласно которым эффективность представляет собой примитивную стадию психического развития: на этой стадии мир вещей еще не существует, как, впрочем, и коррелятивный ему мир людей. Существуют лишь переживания, поток субъективных, невыразимых качеств. В конечном итоге аффективность смешивается с кинестезией. Признается несомненным, что аффективные состояния наиболее часто связаны с представлениями. Но эти связи устанавливаются извне. Речь идет не о живом синтезе представления и чувства: мы остаемся в механической области ассоциаций. Перенос, конденсация, деривация, сублимация — все это уловки ассоцианистской психологии. Не продвинулась дальше и литература: отвергнув старую и глубокую паскалевскую теорию любви-уважения, писатели XIX века изображали чувства как совокупность прихотливых явлений, которые иногда случайно соединяются с представлениями, но в сущности не имеют реальной связи со своими объектами.
А еще лучше сказать, что чувства вовсе не имеют объектов. Связь между моей любовью и любимым человеком для Пруста и его последователей имеет по сути дела лишь характер смежности. В этом отношении у психологов и романистов дело доходит до своего рода аффективного солипсизма. Причина возникновения этих диковинных концепций состоит в том, что ощущение отделяется от его значения.

На самом деле не существует аффективных состояний, то есть неких инертных содержаний, влекомых потоком сознания и время от времени, в силу случайного сопряжения, закрепляющихся в представлениях. Рефлексия говорит нам об аффективных сознаниях.

Радость, тоска, меланхолия — суть сознания. И мы должны применять к ним основной закон сознания: всякое сознание есть сознание чего-либо. Одним словом, чувства имеют особую интенциональность, они представляют собой один из способов трансцендировать себя. Ненависть есть ненависть к кому-либо, любовь есть любовь к кому-либо. Джемс говорил: устраните физиологические проявления ненависти, негодования, и у вас останутся лишь абстрактные суждения, а аффективность исчезнет. Сегодня мы можем ему ответить: попробуйте реализовать в себе субъективные проявления ненависти, негодования так, чтобы эти феномены не были ориентированы на ненавистную личность, на несправедливое действие, — вас может бить дрожь, вы можете стучать кулаком, краснеть, но ваше внутреннее состояние ничуть не будет затронуто негодованием или ненавистью. Ненавидеть Поля — значит интенционально усматривать в нем трансцендентный объект некоего сознания. Но не следует совершать и интеллектуалистскую ошибку, полагая, что Поль дан как объект интеллектуального представления. Чувство нацеливается на тот или иной объект, но оно нацеливается на него своим собственным, а именно, аффективным способом. Классическая психология (то есть уже Ларошфуко) утверждает, что чувство является сознанию в субъективной окрашенности. При этом рефлексирующее сознание путают с неотрефлексированным. Чувство как таковое предстает перед рефлексирующим сознанием, значение которого как раз и состоит в том, чтобы осознать это чувство.
Но чувство ненависти не есть сознание ненависти. Оно сознает Поля как ненавистного; любовь не является сознанием самой себя: она есть сознание прелестей любимого человека. Сознавать Поля как человека ненавистного, раздражающего, симпатичного, вызывающего беспокойство, привлекательного, отталкивающего и т. д., значит каждый раз приписывать ему новое качество, конституировать его в новом измерении. В каком-то смысле эти качества не являются собственными качествами объекта, и, в сущности, сам термин «качество» неточен. Было бы лучше сказать, что они задают смысл объекта и тем самым являются аффективной
структурой:
в своей полноте они пронизывают объект; когда они исчезают (как, например, в случае деперсонализации объекта), это не затрагивает восприятия, не касается это и внешнего вида вещей, и тем не менее мир оказывается существенно обедненным. Таким образом, чувство в некотором смысле представляет собой разновидность познания. Если я люблю тонкие и белые руки некоей особы, то направленная на эти руки любовь может рассматриваться как один из способов, которым они являются моему сознанию.
Именно чувство нацеливается на их тонкость, их белизну, живость их движений: что значила бы любовь, если бы она не была любовью к этим качествам? Следовательно, здесь мы имеем дело с определенным способом, которым мне может быть явлена тонкость, белизна и живость. Но это познание не имеет отношения к интеллекту. Можно было бы сказать, что любить тонкие руки — это определенный способ любить эти руки тонкими. Кроме того, не осуществляет ли сама любовь интенцию в отношении тонкости этих пальцев как репрезентативного качества: она проецирует на объект определенную окрашенность, которую можно было бы назвать аффективным смыслом этой тонкости и этой белизны. Лоуренсу, когда он, казалось бы, всего лишь описывает форму и цвет объектов, в совершенстве удается сделать так, чтобы мы попали под воздействие этих приглушенных аффективных структур, конституирующих более глубокую реальность. Вот, например, англичанка, которая не может противиться странному очарованию индейцев.

«Говорил все время один и тот же человек. Он был молод, его большие, сверкающие глаза, черные и живые, искоса разглядывали ее. На смуглом лице приятно выделялись черные усы и редкая курчавая бородка. Его длинные, черные, полные жизни волосы свободно ниспадали на плечи. У него была такая темная кожа, что складывалось впечатление, будто он давно не мылся».[61]

Репрезентативный аспект сохраняет некую первичность. Белые и тонкие руки, их оживленные движения появляются сначала как чисто репрезентативный комплекс, а затем определяют аффективное сознание, которое придает им новое значение. В этих обстоятельствах может возникнуть вопрос, что происходит, когда мы производим аффективное сознание в отсутствие объекта, на который оно нацелено.

Поначалу возникает искушение преувеличить первичность репрезентативного аспекта. Многие станут утверждать, что, для того чтобы вызвать какое-либо чувство, всегда необходимо представление. Нет ничего более ошибочного. Прежде всего, чувство может быть вызвано другим чувством.

Кроме того, даже в том случае, когда именно представление пробуждает чувство, ничто не говорит о том, что чувство будет нацелено на это представление. Если я вхожу в комнату, где жил мой друг Пьер, вид хорошо известной мебели, несомненно, может дать мне повод к тому, чтобы у меня возникло аффективное сознание, направленное непосредственно на нее. Но этот вид может спровоцировать и такое чувство, которое будет нацелено на самого Пьера, исключив все другие объекты. Проблема остается во всей своей полноте.

Таким образом, я полагаю, что в случае, когда упомянутая особа отсутствует, у меня вновь возникает чувство, которое некогда вызвали во мне ее прекрасные белые руки. Для пущей ясности предположим, что оно свободно от всякого знания. Очевидно, речь здесь идет о пограничном случае, но у нас есть возможность такой случай вообразить.

Это чувство не является чисто субъективным содержанием, оно не может не подчиняться закону всякого сознания — оно трансцендирует себя, при анализе его содержания мы обнаружили бы первоначальное содержание, которое призваны оживить весьма особые интенциональности; короче говоря, это чувство есть аффективное сознание этих рук. Только руки, на которые оно нацелено, это сознание не полагает таковыми, то есть как синтез представлений. Знание и чувственные представления совершают ошибку (согласно гипотезе). Это, скорее, сознание чего-то тонкого, грациозного, чистого, со строго индивидуальным оттенком тонкости и чистоты. Без сомнения, все, что мне представляется уникальным в этих руках и что не могло бы выразиться в знании, будь оно знанием образным, — цвет кожи на кончиках пальцев, форма ногтей, морщинки вокруг фаланг — все это

мне является. Но эти детали не выступают в своем репрезентативном аспекте: я сознаю их как неразличенную и не поддающуюся никакому описанию массу. И эта аффективная масса характеризуется тем, чего недостает самому ясному и самому полному знанию: она наличествует. В самом деле, чувство наличествует, и аффективная структура объектов конституируется, коррелируя с определенным аффективным сознанием. Таким образом, чувство не является пустым сознанием; оно уже кое-чем обладает. Эти руки даны мне в своей аффективной форме.

Предположим теперь, что мое чувство не является просто аффективным напоминанием об этих руках; кроме этого, допустим, что я их желаю. Желание, естественно, есть прежде всего сознание желаемого объекта, ведь я не могу желать как-нибудь иначе. Однако, — если предположить, что оно свободно от какого бы то ни было знания, — оно не может повлечь за собой познание своего объекта, оно не может само по себе полагать его как представление. Таким образом, желание должно примешиваться к аффективному сознанию своего объекта в новом синтезе. Следовательно, желание в каком-то смысле уже есть обладание; для того чтобы оно желало

эти руки, нужно, чтобы оно полагало их в аффективной форме, и направляется оно именно на этот их аффективный эквивалент. Но оно не познает их в качестве рук. Так, после утомительной и бессонной ночи мне случается ощутить зарождение некоего в высшей степени определенного желания. В аффективном плане его объект строго определен, в нем нельзя ошибиться; однако я не знаю, в чем оно состоит. Желаю ли я выпить какого-нибудь освежающего и подслащенного напитка; хочу ли я спать, или же речь идет о сексуальном желании? Напрасно всякий раз я извожу себя предположениями. По-видимому, я становлюсь жертвой иллюзии: мое сознание рождается на фоне усталости и принимает форму желания. Это желание, разумеется, полагает какой-то объект; но последний не существует иначе, нежели как коррелят некоего аффективного сознания: это не напиток, не сон, он вообще не относится к сфере реального, и любая попытка определить этот коррелят по своей природе обречена на провал.

Одним словом, желание есть слепое усилие, направленное на то, чтобы в репрезентативном плане обладать тем, что мне уже дано в аффективном плане; посредством аффективного синтеза оно нацеливается на нечто потустороннее, что оно предчувствует, не имея возможности познать; оно направляется на аффективное «нечто», данное ему в настоящее время, и схватывает его как репрезентант желаемого. Таким образом, в случае желания структура аффективного сознания уже оказывается структурой образного сознания, поскольку, как и в случае образа, наличный, осуществленный синтез замещает собой отсутствующий репрезентативный синтез.

Одна из психологических теорий, называемая «теорией констелляций» или «законом интереса» и постоянно встречающаяся вплоть до сочинений Рибо, говорит о том, что чувство осуществляет выбор среди образных констелляций и вовлекает в сознание ту из них, которая послужит его фиксации. Поэтому Энар мог написать: «Всякая волна аффектов у существа, обладающего сознанием, стремится породить образ, в котором она получит свое оправдание; всякое чувство, связанное с внешним объектом, стремится получить оправдание и выразить себя благодаря внутреннему представлению этого объекта».

В таком случае образ был бы психическим образованием, в корне инородным аффективным состояниям, но большинство аффективных состояний сопровождались бы образами, притом что в случае желания в образе представлено то, чего мы желаем. Эта теория полнится ошибками: тут и смешение образа с его объектом, и иллюзия имманентности, и отрицание аффективной интенциональности, и полное непонимание природы сознания. В действительности, как мы только что видели, образ представляет собой для чувства что-то вроде идеала, для аффективного сознания он представляет собой некое предельное состояние, то, в котором желать в то же время означало бы и познавать. Образ, выступающий в качестве нижнего предела, к которому стремится вырождающееся знание, предстает и в качестве высшего предела, к которому направлена стремящаяся познать себя аффективность. Быть может, образ как раз и является синтезом аффективности и знания?

Чтобы хорошо понять природу такого синтеза, надо отказаться от сравнений, руководствующихся представлениями о физической смеси: в сознании знания, которое было бы в то же время и аффективным сознанием, не могут иметь места, с одной стороны, знание, а с другой — чувства. Сознание всегда прозрачно для самого себя; следовательно, оно должно в одно и то же время в полной мере быть и знанием, и аффектив-ностью.

Вернемся к прекрасным белым рукам: если вместо чистого аффективного сознания я произвожу когнитивно-аффективное сознание, то эти руки в одно и то же время оказываются объектом и знания и чувства, или, скорее, они полагаются эффективностью, которая является знанием, и познанием, которое является чувством. Желание полагает объект, который является аффективным эквивалентом этих рук: нечто трансцендентное, нечто, что не есть я, что дано как коррелят моего сознания. Но в то же время это нечто появляется для того, чтобы наполнить образное знание, и я постигаю, что оно вполне соответствует этим «двум рукам». Такая уверенность появляется внезапно: по отношению к этому аффективному объекту я нахожусь в установке квази-наблюдения. Эти руки действительно присутствуют здесь: проникающее в них знание полагает их для меня «как руки такой-то особы, как белые руки и т. д.»; в то же время чувство в аффективном плане воспроизводит все, что есть невыразимого в ощущении белизны, тонкости и т. д.; оно придает этому пустому знанию ту непрозрачность, о которой мы говорили в предыдущей главе. Я знаю, что трансцендентный объект, присутствующий здесь, перед моим сознанием, соответствует двум белым и тонким рукам; в то же время я чувствую эту белизну и эту тонкость и, самое главное, эту всегда столь своеобразную природу рук. Но одновременно я осознаю, что эти руки еще не достигли уровня существования. Передо мной лишь замещающий их эквивалент, конкретный и наполненный, но неспособный существовать сам по себе. Когда этот эквивалент присутствует, он в полной мере сообщает мне об этих руках, но в то же время его природе свойственно требовать, чтобы присутствовали руки, которые он полагает, и я сознаю, что нацеливаюсь на них через него. Следует вспомнить, чем характеризуется сущность ментального образа.[62] это определенный способ, которым обладает объект, для того чтобы отсутствовать в самой глубине своего присутствия. Мы вновь обнаруживаем здесь эту характерную черту; и в самом деле, только что описанный нами аффективно-когнитивный синтез есть не что иное, как глубинная структура сознания образа. Несомненно, нам еще встретятся и более сложные образные сознания, у которых аффективный элемент, напротив, почти полностью исключен, но если мы хотим постичь образ в его истоке, то исходить нужно именно из этой структуры. Впрочем, многие образы больше ничего и не содержат. Это имеет место во всех тех случаях, когда объектом образа является цвет, вкус, какой-нибудь пейзаж, выражение лица, короче говоря, когда образ в принципе нацелен на иные чувственные качества, нежели на форму и движение. «Я не могу, — говорит Стендаль, — видеть физиономии вещей. У меня есть лишь моя детская память. Я вижу образы, я вспоминаю, как они действовали на мое сердце, но не знаю причин этих физиономий. Я вижу череду образов, очень четких, но лишенных физиономии. Более того, я вижу эту физиономию, лишь припоминая то действие, которое она на меня произвела».

ГЛАВА II

ГЛАВА II Пятьдесят два года назад Доколумбовские письменные источники Центральной Америки рассказывают нам, что за пятьдесят два «года до катастрофы, которая очень напоминает ту, что произошла во время Иисуса Навина, случилась еще одна катастрофа мирового масштаба. [86]

ГЛАВА III

ГЛАВА III Ураган Быстрое перемещение атмосферы под воздействием газообразных частей кометы, воздушный поток, притянутый телом кометы, и воздушный толчок, вызванный инерцией после прекращения вращения Земли, или смещения ее полюсов — все это способствовало появлению

ГЛАВА IV

ГЛАВА IV Кипящие земля и море Два небесных тела приблизились друг к другу. Недра земного шара рванулись наружу. Земля, вращение которой было нарушено, раскалялась. Почва становилась горячей. Разнообразные письменные источники многих народов описывают таяние земной

Глава XIV Глава ангелов

Глава XIV Глава ангелов Пречистая Дева Мария играет важнейшую роль не только в христианском культе, но и в христианской метафизике. Данный аспект, как, впрочем, и другие фундаментальные вопросы этой метафизики, часто описывается в символических терминах, и выяснение его

Глава 25

Глава 25  Действие самогона не замедлило сказаться. Поэтому, когда Сакуров завалился спать без чего-то девять вечера, он без лишних проволочек очутился там, где решил прикорнуть после памятной прогулки в компании чайникообразного домового. Вернее, так Сакуров почему-то

Глава 43

Глава 43  Потом Сакуров ушёл на работу. По пути он заскочил к себе. У себя всё было тихо, только коза сновала по своему закутку, норовя выщипывать крапиву, заготовленную для кур на зиму. Константин Матвеевич набросал охапки сухой крапивы на жерди условного потолка сарая, но

Глава 44

Глава 44  Пятого марта Жорка снова поехал за пенсией. Вернулся он десятого, пьяный и злой. Сакуров как раз вернулся с работы и кормил подросших поросят. Мироныч в это время прятался в своём дровяном сарае, куда его загнал Дик. Дело в том, что Жорка придумал не просто так

 Глава 45

 Глава 45  Жорка пил дня три, а потом завязал. Во-первых, у него кончились деньги, во-вторых, он не хотел переходить на самогон Мироныча в обмен на натуральные продукты или, ещё хуже, в долг под будущую свинину. Семёныч, правда, намекал Жорке по пьяной лавочке, что можно

Глава 46

Глава 46  В конце апреля Жорка с Сакуровым получили расчёт, потому что наступило календарное тепло, и для приятелей пришла скучная пора обходиться без вспомогательных денег в виде зарплаты от Министерства новых русских путей и сообщений. Впрочем, поросята к тому времени

Глава 47

Глава 47  Май проскочил мухой.  Суетясь как проклятый по хозяйству и в огороде, Сакуров и не заметил наступления лета со всеми вытекающими из этого похвального явления подробностями. Такими, как полная комплектация перелётного птичьего состава на исторической родине,

Глава 48

Глава 48  Летние дни, озабоченные деревенской действительностью в виде неистребимого сорняка, неунывающих вредителей и коварной погоды, полетели в прошлое с не меньшей скоростью, чем весенние. Трезвый Сакуров вертелся, как уж на сковородке, и только диву давался на своих

Глава 50

Глава 50  А мотаться в столицу становилось всё накладней и трудней. Во-первых, билеты дорожали, а контролёры свирепели. Во-вторых, стало сбоить расписание. И Сакуров, планируя попасть домой после поездки в столицу хотя бы на следующее утро, иногда бывал на месте только через

Глава 51

Глава 51  Сначала Сакуров сделал из добытого молока двадцать килограммов замечательного сулгуни. Пришлось, правда, повозиться с сычугом, но он справился. Потом Константин Матвеевич оттаранил сулгуни в Москву и нашёл забегаловку под управлением грузина, убежавшего в своё

 Глава 52

 Глава 52  О том, как отечественный механизатор Кулёк отремонтировал импортный «фолькс», Сакуров даже не стал задумываться. Потому что не хотел лишний раз расстраиваться. Потому что читал «Левшу» Лескова и знал про русских умельцев, что они могут взяться за любое дело и

это что такое и его виды, процесс, состояние

В бытовом общении под аффектом часто понимают излишнее проявление агрессии без видимой причины. Часто его используют как оправдание совершенного преступления, но определить, действительно ли человек находился в состоянии измененного сознания, может только специалист. Аффект в психологии — специфическое снижение работы функций психики, характеризующееся полной потерей самоконтроля, его можно сымитировать, но точно воспроизвести по своему желанию нельзя.

Что такое аффект

Состоянием аффекта называют острое эмоциональное переживание, возникшее в ответ на опасную ситуацию. Аффект проявляется различными реакциями: мимикой, двигательной активностью и другими. Находясь в данном состоянии, человек испытывает сильное эмоциональное напряжение, его психические процессы, отвечающие за контроль поведения, притормаживаются. Поведенческая реакция на ситуацию может быть непредсказуемой и опасной. Во время аффекта волевые процессы человека ограничены, он не осознает свое поведение и не способен себя контролировать.

Главная причина возникновения аффективного поведения — потенциально опасная ситуация. Угроза для жизни может быть реальной или надуманной, это не имеет значения. Реакция возникнет в любом случае, если человек посчитает угрозу настоящей. Острое эмоциональное переживание, чаще всего, краткосрочное: его длительность не превышает нескольких минут. При наличии психических расстройств оно может длиться до нескольких часов. Все это время человек не осознает свои действия. Когда психические процессы нормализуются, человек, как правило, не помнит свои действия.

Аффективной реакции подвержены все люди. У тех, чьи волевые и моральные качества достаточно развиты, реакции краткосрочны и протекают легко, не выходя за границы нормального поведения. У агрессивных людей резкие приступы деструктивного поведения случаются гораздо чаще и могут приводить к разрушительным последствиям.

Виды аффекта

Краткосрочный аффект — психологический процесс, который может быть как нормальной реакцией на стрессовый фактор, так и патологической. Выделяют следующие виды аффекта:

  1. Физиологический. Является нормальным ответом на стрессовый фактор. Появляется в ситуации эмоционального напряжения. Проявления умеренные, не выходящие за рамки социальных норм. Возникает стремительно и протекает очень быстро. Психическая деятельность остается без особых изменений. Часто человек не придает значения изменению своего состояния и не испытывает неудобств.
  2. Патологический. Болезненное состояние психики, которое возникает у здорового человека в ответ на психотравмирующую ситуацию. Развивается стремительно, быстро переходя из подготовительной фазы в фазу взрыва. Активность психических проявлений зависит от особенностей личности человека. К патологическому аффекту склонны люди с нарушениями работы ЦНС, разбалансированному циклу процессов возбуждения и торможения. Основная форма патологического аффекта — вербальная и физическая агрессия.
  3. Аффект неадекватности. От других видов отличается длительностью — аффект неадекватности является устойчивым переживанием. Оно возникает из-за неспособности индивида осуществить желаемое действие. Является нормальной реакцией детей младшего дошкольного возраста, у которых еще не сформированы волевые процессы. Если ребенок не может удовлетворить свои потребности, он начинает волноваться, паниковать, злиться или огорчатся. В старшем возрасте он постепенно учится управлять своей эмоциональной реакцией. Но если этого не происходит, аффективное поведение закрепляется, как единственный эмоциональный ответ. Дети, воспитанию которых не уделяется должного внимания, становятся агрессивными, обидчивыми, склонными к негативизму.

Формирование и закрепление у человека отрицательных черт характера является основным условием проявления патологических аффективных реакций. Таким образом, осознание своих отрицательных черт и последующая терапия может снизить интенсивность проявления патологической реакции. А отрицание своей ответственности за собственное эмоциональное состояние усугубляет ситуацию.

Функции и фазы протекания

Каждый аффект проходит 3 стадии развития:

  1. Подготовительная. Эта стадия может развиваться стремительно, а может длиться достаточно долго. Она возникает непосредственно после ситуации раздражения в виде эмоциональной реакции. Человек практически утрачивает самоконтроль, но все еще в состоянии осознавать действительность. На этом этапе он еще может справиться со своими эмоциями и не перейти в ситуацию нападения. Но если человек не успевает или даже не пытается остановиться, эмоциональная реакция переходит на вторую стадию.
  2. Эмоциональный взрыв. Стадия непосредственной неконтролируемой вспышки эмоций. На этом этапе человек уже не может осознавать свои действия и способен на крайне деструктивные поступки, включая нападение и убийство.
  3. Заключительная. На этой стадии человек ощущает сильное опустошение, вызванной предыдущим эмоциональным взрывом. Произошедшее стирается из памяти или заменяется ложными воспоминаниями, человек еще не осознает свои действия, его психика нуждается в отдыхе и «перезагрузке».

Состояние аффекта может проявиться даже у человека, не склонного к агрессии и негативизму. Все зависит от степени опасности ситуации и дополнительных факторов, например, потребности защитить не только свою жизнь, но и жизнь других людей. В этом случае протекание физиологических процессов изменяется настолько, что человек становится способен на чрезвычайные действия. Например, мать ребенка, на которого наехала машина, может поднять ее голыми руками и удерживать, пока ребенку не окажут необходимую помощь.

Признаки состояния аффекта

Определить человека в предаффективном состоянии можно по его мимике и двигательной активности. Его тело как будто не подчиняется ему, и двигается самостоятельно. Выражение лица становится отстраненным, взгляд стекленеет и пустеет. Когда психика восстанавливается, человек не может вспомнить и описать, что с ним происходило. Он чувствует себя так, словно действовал под чьим-то внешним руководством.

Аффект — состояние крайнего возбуждения. Отличить адекватную эмоциональную реакцию от патологической можно по отдельным признакам. В психиатрии выделяют трехуровневое развитие эмоциональной реакции, на каждом из которых происходят определенные изменения в самочувствии и поведении:

  1. Клинические чувственные реакции, которые зависят от удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
  2. Нейробиологические проявления: гормональная, соматическая и вегетативная реакция.
  3. Психические проявления, связанные инстинктивными реакциями, которые не получают своевременной разрядки.

Способность распознать и вовремя определить человека, близкого к эмоциональной вспышке, может помочь предупредить совершение преступления. Поскольку эмоциональная реакция не поддается контролю, лучшее, что могут сделать люди, находящиеся радом с потенциально опасным человеком — постараться прекратить любую коммуникацию и обеспечить своевременную психологическую помощь.

Причины возникновения

Термин аффективность в психологии имеет четкое определение. Исходя из него, можно определить причины, которые вызывают изменение в псих-эмоциональных реакциях. К таким причинам относятся:

  • значимый для конкретного человека конфликт;
  • прямая или косвенная угроза жизни;
  • завышенные требования или неоправданные ожидания;
  • невозможность достичь желаемого;
  • угроза самоопределению человека, сомнение в ценности, затрагивание самооценки.

Для каждого человека интенсивность проявления эмоций будет индивидуальной. В одной и той же ситуации одни люди способны контролировать себя, другие теряют самообладание в первые минуты. Их гнев не укротим: в обычном состоянии такие люди доброжелательны, но аффект убирает все моральные устои и превращает их в монстров. Когда они возвращаются к нормальному состоянию, то не могут поверить, что они были способны на такое поведение. Чем слабее развита структура нервной системы человека, тем быстрее он поддается влиянию ситуации.

Понимание в психологии

Чтобы понимать структуру аффекта и причины его возникновения, следует иметь четкое представление об особенностях психических процессов, в частности, эмоций.

Эмоции — ответ личности на внешний или внутренний раздражитель и результат действий раздражителя. Действие может быть длительным и регулярным, или разовым и скоротечным. Эмоциональный ответ в норме не вызывает разрушительных последствий. Психически здоровый человек способен различать свои эмоции и предупреждать их появление или сублимировать в социально приемлемом виде.

В психологии аффект — кратковременное эмоциональное переживание, которое отличается от нормального проявления эмоций. Свои эмоциональные проявления человек осознает, воспринимает как неотъемлемую часть своей личности. Аффективное состояние — чужеродное, оно происходит против воли. Возникая неожиданно, оно нарушает работу сознания и может привести к патологическим последствиям для психики.

Аффективное состояние — одна из возможностей психики справляться со стрессовой ситуацией. Главная задача сознания — сохранение жизни и здоровья человека. В ситуации, которая расценивается как опасная, оно включает «аварийный режим» и мобилизует психологические и физические ресурсы. Поэтому после завершения аффективной реакции человек чувствует опустошение и часто не может понять, что с ним произошло. Частичная амнезия — способ психики защитить сознание от обработки травмирующей информации.

Снижение работы высших психических функций приводит к дезадаптированному поведению: если человек совершает преступление, подвергаясь аффекту, он не способен отвечать за свои действия. Суд рассматривает аффективное состояние, как смягчающее обстоятельство.

В уголовном праве

Для уголовного права состояние аффекта расценивается как частичная атрофия лабильности мышления, ослабевание мыслительного процесса. Человек не способен контролировать свои поступки, поскольку все его внимание сосредотачивается на триггере. В таком состоянии он способен совершить любой алогичный поступок. Если судебно-медицинская экспертиза сможет доказать, что человек действительно не был способен отвечать за свои действия, суд признает это смягчающим обстоятельством.

В уголовном праве причины, приводящие к неадекватным проявлениям, четко регламентированы. К ним относятся:

  • издевательства и оскорбления, направленные на третьих лиц;
  • длительное пребывание в психотравмирующей ситуации;
  • эмоциональное или физическое насилие;
  • аморальное поведение потерпевшего.

Аффект невозможно предсказать. От его проявления может пострадать сам человек и другие люди, невольно ставшие провокаторами. Поскольку жертва не способна предугадать заранее, что может привести к проявлению эмоциональной вспышки, а преступник —спрогнозировать свою реакцию, аффективное состояние является разовой реакцией на конкретное действие и не может расцениваться, как умышленное действие.

Видео-пояснение

Не все понимают, что такое состояние аффекта и как его определить. Чтобы разобраться можно посмотреть короткое видео:

15 примеров и определений (2023)

Термин «аффект» относится к основному состоянию или чувству человека, которое связано с его эмоциями. Аффективные состояния обычно описываются по двум параметрам: валентность (от положительного к отрицательному) и возбуждение (от высокого к низкому).

В просторечии термины влияют на и эмоции часто используются взаимозаменяемо. Даже ученые используют эти два термина взаимозаменяемо, но они немного отличаются. Как правило, эмоция — это наше непосредственное сознательное чувство: страх, гнев и т. д., тогда как аффект — это наше базовое состояние в данный момент: раздражительность, удовольствие, меланхолия и т. д.

Эти термины, конечно, очень тесно связаны. Ознакомьтесь с примерами аффекта ниже, чтобы увидеть некоторые отдельные случаи аффекта в отличие от эмоции .

Аффект и эмоция

Различие между аффектом и эмоцией неуловимо. Во-первых, я представлю сводную таблицу своих мыслей о различиях между концепциями, чтобы попытаться добиться для вас некоторой ясности, прежде чем погрузиться в заведомо мутную литературу по этой теме.

Аффект Эмоция
Определение Основные, часто бессознательные состояния чувств, которые ощущаются в нашем «ядре» (именно поэтому Рассел и Барретт (1999) называют это « основной аффект). Сложные психологические состояния, которые часто более осознанно и остро ощущаются, но затем быстрее исчезают.
Отношение к раздражителям Не может быть привязан к конкретным раздражителям – т.е. целый день в меланхолическом настроении. Часто привязаны к определенным внешним раздражителям. Как только раздражители будут удалены, эмоция, скорее всего, быстро исчезнет.
Интенсивность Обычно менее интенсивная, но более продолжительная. Обычно более интенсивное, но более короткое по продолжительности.
Продолжительность Распространенные и непрерывные, длящиеся весь день, всю неделю или даже дольше, вплоть до крайних случаев, когда они могут быть идентифицированы как отражающие темперамент или личность человека (например, «они оказывают негативное влияние»). Эпизодические и мгновенные, при которых может последовательно ощущаться несколько острых эмоций, например, при просмотре фильма.
Сознательное осознание Часто в бессознательном состоянии, если только нас не попросят поразмышлять над нашим аффективным состоянием (т.
Физиологическая реакция Может наблюдаться или не наблюдаться. Обычно наблюдаемый и идентифицируемый всеми.
Примеры Удовольствие, неудовольствие, тоска. Счастье, гнев, печаль, страх.

Чтобы узнать больше о различиях, я представлю более подробный отчет о литературе по сравнению с двумя темами далее в этой статье.

Примеры аффектов

Аффект может быть выражен по параметрам валентности (от положительного к отрицательному) и возбуждения (от высокого к низкому), что дает нам ряд аффективных состояний, которые можно описать в терминах этих измерений:

  1. Содержание: Это аффективное состояние связано с чувством покоя и удовлетворения, например, давнее чувство удовлетворенности в старости из-за вашей веры в то, что вы достигли того, чего хотели в жизни. Размеры: положительная валентность, низкое возбуждение.
  2. Расслабление: Расслабление характеризуется чувством спокойствия и легкости, которое вы, возможно, достигли, проведя некоторое время на медитативном ретрите, и которое может сохраняться до тех пор, пока вы не вернетесь к работе, когда это аффективное состояние нарушается суетой рабочее место. Размеры: положительная валентность и низкое возбуждение.
  3. Горький: Чувство горечи характеризуется длительной обидой или неудовлетворенностью, часто из-за предполагаемой несправедливости. Например, мы можем столкнуться с человеком, который, как правило, огорчен своим местом в жизни, ощущением, что мир против него и т. д. Измерения: негативная валентность, низкое возбуждение.
  4. Беспокойство: Состояние беспокойства характеризуется чувством беспокойства и беспокойства, таким как постоянное беспокойство родителей о ребенке, который испытывает трудности в школе. Размеры: отрицательная валентность, высокое возбуждение.
  5. Депрессия: Состояние депрессии характеризуется глубоким чувством печали, безнадежности и незаинтересованности. Кто-то может проявлять депрессивный аффект после значительной потери, например, смерти любимого человека, или из-за проблемы с психическим здоровьем, которая удерживает его в депрессивном состоянии в течение длительного времени. Размеры: отрицательная валентность, низкое возбуждение.
  6. Апатичный: Апатия характеризуется отсутствием интереса или мотивации. Например, у сотрудника, застрявшего на бесперспективной работе, может развиться апатичное отношение к своей работе. Размеры: отрицательная валентность, низкое возбуждение.
  7. Раздражительность: Раздражительность характеризуется нетерпением и раздражением, например, общее состояние раздражительности, которое может испытывать человек, когда он переутомлен или недосыпает. Хотя это может выражаться в их эмоциях, таких как гнев и разочарование, раздражительность является основным аффектом. Размеры: отрицательная валентность, высокое возбуждение.
  8. Меланхолик: Меланхолик характеризуется глубокой задумчивой грустью. Кто-то может испытать меланхолический аффект в период одиночества или после прочтения глубоко трогательной книги. Размеры: отрицательная валентность, низкое возбуждение.
  9. Рассеянность: Рассеянность характеризуется общим недостатком концентрации или внимания, например ощущением, когда вы мечтаете или погружены в мысли, пренебрегая неотложными задачами. Некоторые люди, вроде рассеянного профессора из клише, кажется, способны воплощать это влияние на всю свою жизнь. Размеры: нейтральная валентность, низкое возбуждение.
  10. Отчаяние: Отчаяние характеризуется глубоким чувством безнадежности и поражения, например, длительные чувства, которые кто-то может испытать после серьезной личной неудачи или катастрофы, или если они смирились с негативной судьбой. Размеры: отрицательная валентность, высокое возбуждение.
  11. Неугомонный: Неугомонность характеризуется чувством неустроенности или неспособности расслабиться, например, когда молодой взрослый испытывает бурлящее желание отправиться в поход по Европе, что он обещает себе сделать, как только закончится университетский семестр. Размеры: отрицательная валентность, высокое возбуждение.
  12. Оптимистичный: Оптимизм характеризуется позитивным взглядом и ожиданием будущих событий, которые некоторые люди могут ощущать в зависимости от времени года (часто весной) или как общее расположение, по которому мы можем сказать, что у кого-то есть «положительный аффект». Размеры: положительная валентность, высокое возбуждение.
  13. Спокойствие: Спокойствие характеризуется чувством мира и спокойствия, которое является аффективным состоянием, которое некоторым людям удается освоить как часть своей личности, например, когда мы говорим: «У него спокойное поведение». Размеры: положительная валентность, низкое возбуждение.
  14. Отчужденность: Отчужденность характеризуется состоянием отдаленности, отстраненности или незаинтересованности и похожа на рассеянность, описанную выше. Например, человек может проявлять отчужденный аффект в социальных ситуациях, когда он не чувствует себя комфортно или не заинтересован в общении с другими. Это состояние иногда можно интерпретировать как отсутствие интереса или признак уверенности в своих силах. Размеры: нейтральная валентность, низкое возбуждение.
  15. Пессимист: Пессимизм характеризуется тенденцией видеть худшие стороны вещей или верить, что худшее произойдет. Человек может проявлять пессимистический аффект при обсуждении будущих событий, часто предвидя негативные результаты. Это может быть затяжным состоянием для того, кто обычно ожидает неблагоприятных результатов. На самом деле, этот аффект настолько распространен, что часто именно его мы имеем в виду, когда говорим о ком-то с генерализованной предвзятостью негативной атрибуции (см. здесь). Размеры: отрицательная валентность, низкое возбуждение.

Измерения аффекта

Можно рассматривать аффект как состоящий из трех измерений. Первые два могут располагаться на плоскости поперечного сечения, тогда как третий (мотивация) отражает силу, с которой переживается аффективный модус.

  1. Валентность: Это относится к субъективному переживанию аффекта, который существует в континууме от положительного к отрицательному. В действительности многие сложные аффективные состояния, такие как смущение или гордость, имеют больше нюансов, чем чисто положительные или отрицательные.
  2. Возбуждение: относится к уровню физиологической активации, связанной с аффектом. Его можно измерить непосредственно с помощью оборудования, которое оценивает частоту сердечных сокращений и кожно-гальваническую проводимость, или с помощью бумажных и карандашных измерений, таких как опросник.
  3. Мотивационные: аффективных состояния могут быть сильными или слабыми движущими силами поведения. Вообще говоря, стимулы, вызывающие положительный аффект, приводят к поведению приближения, в то время как стимулы, вызывающие негативный аффект, приводят к поведению избегания. Каждое направление может различаться по силе воздействия.

Исследования аффектов и эмоций

Хорошо, мы собираемся углубиться в сорняки. Пристегнитесь.

1. Russell and Barrett (1999) – Core Affect

Russell and Barrett (1999) отмечают, что даже среди исследователей трудно провести четкую грань между терминами «аффект» и «эмоция».

Как утверждают Рассел и Барретт (1999):

«Эксперты не согласны с тем, что является эмоцией, а что нет» (с. 805).

Чтобы еще больше запутать, Рассел (2003) предпочитает вместо термина «аффект» термин «ядерный аффект» , который, как он последовательно утверждает, состоит из двух измерений: удовольствия-неудовольствия, которое варьируется от экстаза до агонии, и уровня активации, который варьируется от сна до «неистового возбуждения».

«Сущностной аффект — это то нейрофизиологическое состояние, доступное сознанию в виде простейших необработанных (нерефлексивных) чувств, проявляющихся в настроениях и эмоциях» (стр. 148).

2. Клор и Ортони (2008)

Клор и Ортони (2008) считают, что эмоция представляет собой когнитивную оценку ситуационных факторов, которые активируют физиологию, связанную с аффектом.

Впоследствии эмоции маркируются и определяются с помощью более описательных терминов, таких как гнев или страх.

Эти ярлыки основаны на нашем восприятии ситуационных параметров, которые служат для классификации и обозначения эмоционального состояния, а не предшествуют ему.

Однако Джеймс (1890) не согласен:

«Наш естественный способ думать об… эмоциях состоит в том, что ментальное восприятие некоторого факта возбуждает ментальное состояние, называемое эмоцией, и что это последнее состояние ума порождает телесное выражение. Моя теория, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего факта», что означает, что мы «боимся, потому что дрожим» (стр. 743).

Как измерять аффект  

Изучение аффекта с научной точки зрения требует надежного и достоверного измерения. На сегодняшний день существует множество бумажно-карандашных самоотчетных мер, которые обычно концептуализируют его как положительно-отрицательное состояние.

Таблица положительных и отрицательных эмоций (PANAS) (Watson et al., 1988) содержит список из 20 слов, описывающих либо положительные (возбуждение, бдительность, решительность), либо отрицательные эмоции (расстроенность, вина, нервозность).

Несмотря на споры о различных психометрических свойствах шкалы (Crawford & Henry, 2004), она оказалась популярным инструментом измерения.

Шкала была укорочена, удлинена, приспособлена для межкультурного контекста (Thompson, 2007) и изменена для детей (Hughes & Kendall, 2009).).

Применение аффективных исследований

1. В межличностных отношениях

Проявление аффекта играет решающую роль в межличностной динамике. Он представляет собой высокоэффективный невербальный канал коммуникации, который играет центральную роль в широком спектре психологических явлений.

Например, аффективные состояния и последующие модели поведения формируют основу эмоциональной привязанности между матерью и младенцем (Bowlby & Ainsworth, 2013).

Эмоциональные обмены внутри организации также влияют на лидерство и динамику коллег.

Исследования показали, что аффективные проявления могут влиять на мотивацию и принятие решений (Forgas & George, 2001), быть источником информации о групповой динамике (Magee & Tiedens, 2006) или запускать цикл обмена эмоциями между коллегами (Smith & Конри, 2007).

2. Поведение потребителей

Согласно Cohen et al. (2018), «исследования поведения потребителей, связанные с аффектом, резко возросли, что сделало его одной из центральных тем исследований в этой области» (стр. 2).

Некоторые направления исследований изучали роль положительного и отрицательного влияния, которое было вызвано вне сознательного восприятия предпочтений. Например, Страхан, Спенсер и Занна (2002) обнаружили, что аффективные стимулы могут влиять на оценки участников, даже если манипуляция не повлияла на сообщаемые ими чувства.

Исследователи в этой области проводят различие между интегральным аффектом, случайным аффектом и аффектом, связанным с задачей.

Интегральный аффект относится к переживанию чувств посредством непосредственного контакта с самим продуктом, например, при дегустации хорошего вина. Он также включает аффект, вызванный телевизионной рекламой.

Случайный аффект относится к аффективным переживаниям, когда источник настроения не связан с оцениваемым продуктом. Это может происходить из-за личностных склонностей, темперамента или аспектов ситуации, таких как наличие фоновой музыки в магазине.

Аффект, связанный с заданием, относится к ситуации, когда эмоциональное состояние человека вызывается процессом принятия суждения или решения. Это может включать стресс, который возникает, когда приходится выбирать между двумя очень привлекательными вариантами.

Как Cohen et al. (2018) резюмируют в своем обширном обзоре литературы:

«Многочисленные исследования в различных дисциплинах показывают, что интегральные аффективные реакции на целевой объект — будь то продукт, человек или компания — часто включаются в итоговую оценку объекта» (стр. 27).

Большое количество исследований выявило прямую связь между интегральной аффективной реакцией на рекламу и отношением потребителей к рекламе и косвенным влиянием на отношение к бренду.

Результаты по случайному аффекту, аффекту, связанному с заданием, и потребительскому отношению более сложны.

Заключение

Аффект — это субъективное переживание, с которым мы все знакомы. Мы ощущаем его разнообразие и значимость почти ежесекундно.

И все же четкое определение этой конструкции десятилетиями ускользало от научных исследователей. Хотя его роль в различных психологических явлениях широко изучалась, есть некоторые разногласия с его наиболее подходящей концептуализацией.

Несмотря на это затруднительное положение, аффективное состояние занимает центральное место в межличностных отношениях. Он служит коммуникативным сигналом для других и играет роль в формировании эмоциональной связи между матерью и младенцем.

Это также влияет на то, как сотрудники работают в организациях, влияя на их продуктивность, принятие решений, групповую динамику и взаимодействие с другими.

Изучение аффекта широко изучалось в исследованиях потребителей. Вообще говоря, аффективная валентность потребителя будет влиять на его отношение к продукту и бренду и, в более широком смысле, также, возможно, влиять на покупательское поведение.

Ссылки

Боулби, Дж., и Эйнсворт, М. (2013). Истоки теории привязанности. Теория привязанности: социальные, эволюционные и клинические перспективы , 45 (28), 759-775.

Коэн, Дж. Б., Фам, М. Т., и Андраде, Э. Б. (2018). Природа и роль аффекта в потребительском поведении. В Справочнике по потребительской психологии (стр. 306–357). Рутледж.

Клор, Г.Л., и Ортони, А. (2008). Теории оценки: как формы познания влияют на эмоции. В М. Льюис, Дж. М. Хэвиленд-Джонс и Л. Ф. Барретт (ред.), Справочник эмоций (стр. 628–642). Гилфорд Пресс.

Кроуфорд, Дж. Р., и Генри, Дж. Д. (2004). График положительного и отрицательного воздействия (PANAS): Постройте валидность, свойства измерения и нормативные данные в большой неклинической выборке. Британский журнал клинической психологии , 43 (3), 245-265.

Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познание и эмоции , 6 (3-4), 169-200.

Экман П. (1999). Базовые эмоции. Справочник по познанию и эмоциям , 98 (45–60), 16.

Форгас, Дж. П. и Джордж, Дж. М. (2001). Аффективные влияния на суждения и поведение в организациях: точка зрения обработки информации. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, 86 (1): 3–34.

Гьоллаи А., Симор П., Котелес Ф. и Деметрович З. (2011). Психометрические свойства венгерской версии оригинала и краткой формы Таблицы положительных и отрицательных воздействий (PANAS). Neuropsychopharmacologia Hungarica , 13 (2), 73-79.

Хьюз, А.А., и Кендалл, П.К. (2009). Психометрические свойства Детской шкалы положительного и отрицательного влияния (ПАНАС-С) у детей с тревожными расстройствами. Детская психиатрия и развитие человека , 40 , 343-352.

Харели, С., и Рафаэли, А. (2008). Эмоциональные циклы: О социальном влиянии эмоций в организациях. Исследования в области организационного поведения , 28 , 35-59.

Маги, Дж. К. и Тиденс, Л. З. (2006). Эмоциональные узы, которые связывают: роль валентности и согласованности групповых эмоций в выводах о сплоченности и общей судьбе. Бюллетень личности и социальной психологии, 32 , 1703-1715.

Рассел, Дж. А., и Барретт, Л. Ф. (1999). Основной аффект, прототипические эмоциональные эпизоды и другие вещи, называемые эмоциями: препарирование слона. Журнал личности и социальной психологии , 76 (5), 805.

Рассел, Дж. А. (2003). Ядро аффекта и психологическая конструкция эмоции. Psychological Review, 110 (1), 145–172.

Рассел, Дж. А. (2009). Эмоция, основной аффект и психологическая конструкция. Познание и эмоции , 23 (7), 1259-1283.

Смит, Э. Р. и Конри, Ф. Р. (2007). Агентное моделирование: новый подход к построению теории в социальной психологии. Обзор личности и социальной психологии, 11 , 87-104.

Страхан, Э. Дж., Спенсер, С. Дж., и Занна, М. П. (2002). Подсознательная подготовка и убеждение: ковать железо, пока горячо. Журнал экспериментальной социальной психологии , 38 (6), 556-568.

Томпсон, Э. Р. (2007). Разработка и проверка достоверной на международном уровне краткой формы графика положительных и отрицательных воздействий (PANAS). Журнал межкультурной психологии , 38 (2), 227-242.

Уотсон, Д., Кларк, Л. А., и Теллеген, А. (1988). Разработка и валидация кратких показателей положительного и отрицательного аффекта: шкалы PANAS. Журнал личности и социальной психологии , 54 (6), 1063.

Вундт, В. (1897). Очерки психологии. Томмес Пресс (публикация 1998 г.). п. 2.

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ посты

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Интерактивная психология образования: аффективная система



Интерактивная психология образования: аффективная система

аффективная система

Образец цитирования: Huitt, W. (2003). Аффективная система. Интерактивная психология образования . Валдоста, Джорджия: Государственный университет Валдосты. Получено [дата], из http://www.edpsycinteractive.org/topics/affect/affsys.html


Вернуться к: | EdPsyc Interactive: Курсы | Более полный обзор | Переводы: польский |


Обзор

Эмоции важны как в личной, так и в общественной жизни (Изард, Каган и Зайонц, 1984). очень сложна (Young, 1996) и была важной темой изучения на протяжении большей части история психологии (Лазарь, 1993). Рейман и его соратники (1997) показали, что определенные части мозга связаны с различными аспектами эмоция. Термин «эмоциональный интеллект» был придуман для описания атрибуты и навыки, связанные с этой концепцией (Кунсе, 19 лет). 96).

 Словарь определений некоторых важных терминов, связанных с аффективным показывают, насколько сложно четко сформулировать, что подразумевается под эмоциями:

  • Аффект —чувство или эмоция в отличие от познания, мысли или действия.
  • Эмоция —сильное чувство; сложная и обычно сильная субъективная реакция, т.к. любовь или страх; состояние возбуждения или беспокойства.
  • Чувство —ощущение, воспринимаемое осязанием; неопределенное состояние ума; аффективное состояние сознания, например, вызванное эмоциями, чувствами или желания; эмоциональное состояние или расположение; неинтеллектуальная или субъективная человеческая реакция.
  • Субъективное —происходящее или происходящее в уме человека.

Очевидно, что многие определения относятся к одному из других терминов, что приводит к несколько замкнутому процессу понимания различных аспектов эмоции.

Точно так же определения из психологии показывают, как понятие эмоции требует ссылка на другие способности ума, а также на внутреннее и внешнее поведение:

  • Эмоция — приложение психических процессов к миру чувств, межличностные отношения и неодушевленные предметы, к которым человек привязан 90 117
  • Эмоции —сложные субъективные переживания, состоящие из многих компонентов, включая физические, когнитивные, организующие и выразительные, а также сугубо личные, субъективные значения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts