Агностицизм оптимизм скептицизм: Агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм, скептицизм, оптимизм.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ В МОЕМ telegram-КАНАЛЕ

HTTPS://T.ME/PUNSTA ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!!!

Агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм означает недоступность познанию. Учение в философии, согласно которому мир познать невозможно. Д. Юм в 18 веке сказал: «мир есть мои ощущения, истинность мира познать невозможно, ибо истинность это лишь то, что люди договорятся считать истинным». Мир непознаваем, ибо мы можем узнать о вещи только то, что сами сможем воспринять нашим опытом.

Причины агностицизма кроются в следующем:

·         Разрыв опыта и теории

·         Стремление отыскать абсолютную, никогда не меняющуюся истину.

·         Разочарование в научном познании.

Агностицизм отрицает познаваемость мира, абсолютную истину, закономерности развития действительности, ограничивает роль науки.

Скептицизм – философское учение, согласно которому вопрос познания мира подвергается сомнению. Возможно люди и могут узнать что-то о мире, но насколько эти сведения достоверные – узнать невозможно.

Обоснование скептицизма находится в следующей плоскости: основа познания мира – это опыт. Наш собственный опыт, а не чей-то внешний. Это только наши ощущения. Истина всегда относительна.

Основные представители Пиррон (3 век до нашей эры) и Секст Эмпирик (2 век до нашей эры). Основная цель скептицизма – достижение душевной невозмутимости (атараксии). Скептик должен воздерживаться от суждений и следовать законам государства. Такое отношение к миру можно выразить в 3-х вопросах и ответах:

1.       Какова природа вещей? – непознаваемы.

2.       Как мы должны к ним относиться? — воздерживаться.

3.       Какую мы получаем выгоду от такого отношения? – невозмутимость.

Главные идеи скептицизма:

·         Мир существует лишь постольку, поскольку нам кажется

·         В действительности ничего не существует

·         Наши ощущения недостоверны

·         Нельзя ничего утверждать

·         Отрицание познаваемости мира

·         Самое достойное состояние – невозмутимость духа.

Счастье – это отсутствие эмоций, невозмутимость духа, безразличие ко всему происходящему.

Гносеологический оптимизм – философское учение, согласно которому мир познаваем. Возможность познания мира ограничены только временем.

Представители: Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Гегель, К. Маркс.

Основа познавательного оптимизма:

1.       Главный критерий истины – практика. Именно опыт подтверждает истинность явлений и суждений.

2.       Теории, которые развиваются независимо друг от друга, все равно рано или поздно найдут связь или родство друг с другом.

3.       Если бы реальность противостояла разуму, то все вокруг выглядело бы нелепо.

4.       Если утверждать, что в мире все относительно, то и это утверждение будет относительным.

Вернуться к списку

  

9.

4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм

Применительно к вопросу о познаваемости мира можно выделить две основные позиции – гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. В рамках первой позиции доминирует убеждение, что мир открыт для человека, соразмерен его познавательным способностям и что не существует принципиальных препятствий для адекватного его постижения. Подобная уверенность была характерна для таких мыслителей как Платон, Аристотель, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и др.

Характеризуя позицию гносеологического пессимизма, нельзя, рассуждая от противного, просто констатировать, что придерживавшиеся этой линии мыслители отрицали познаваемость мира. Парадоксальным образом именно «пессимизм» наиболее плодотворен и интересен с точки зрения гносеологии, поскольку он не отрицает, а проблематизирует познание, акцентирует тот факт, что познание – сложный и многогранный феномен, заслуживающий специального рассмотрения. Конкретизируя феномен познавательного пессимизма, как правило, используют термины скептицизм и агностицизм.

Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) — философская позиция, выдвигающая сомнение в качестве основного принципа теоретического мышления, в особенности сомнение в достижимости абсолютно достоверного и истинного знания о действительности. Свои истоки эта позиция берет в античном скептицизме (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик), сформулировавшем тезис о необходимости воздержания от окончательных суждений и признававшем возможность достижения лишь правдоподобного знания. В дальнейшем скептицизм принимает самые разнообразные формы и преимущественно проявляется в виде критической установки мышления, предписывающей ничего не принимать на веру, подвергать сомнению и проверять на прочность любую данность, будь то устоявшиеся системы знания или мнимые очевидности повседневного опыта. В этом смысле мы можем говорить о скептицизме П.

Абеляра, Николая Кузанского, М. Монтеня, Р. Декарта, Д. Дидро, Д. Юма, И. Канта и др. Хрестоматийным примером здесь может служить техника радикального сомнения Декарта, усомнившегося в существовании внешнего мира и даже собственного тела, чтобы достичь уровня абсолютной очевидности существования сознания, выразившейся в его формуле «Я мыслю, следовательно, существую». В целом скептицизм можно рассматривать как своеобразную «прививку» против любых форм догматизма и в этом качестве – как неотъемлемую составляющую философского и научного подхода к миру.

Агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый, непознанный) – философская позиция, отрицающая возможность установить однозначное соответствие между системой знаний о реальности и самой реальностью.

Одну из наиболее последовательных форм агностицизма можно обнаружить в системе шотландского философа Д. Юма. Исходя из того, что в познании мы, по сути, имеем дело не с реальностью, а лишь с данными чувственного опыта, Юм пришел к выводу, что наше сознание фиксирует лишь поверхностные свойства предметов и процессов, в то время как их сущностное измерение остается для нас недоступным.

Более того, при подобной постановке проблемы сам вопрос о существовании материальных вещей, порождающих чувственные восприятия, остается открытым.

И. Кант, который в отличие от Юма не ставил под сомнение существование объектов внешнего мира («вещей в себе»), считал их, однако, принципиально непознаваемыми. По Канту, воздействуя на органы чувств человека, «вещи в себе» вызывают самые разнообразные ощущения, которые благодаря априорным формам чувственности приобретают пространственно-временную размерность и упорядочиваются с помощью категорий рассудка. Таким образом, то, что мы воспринимаем как предмет в определенном смысле, представляет собой конструкт, возникающий в результате сложной работы сознания. Преграда между миром и познающим его субъектом обусловлена активной конструирующей деятельностью сознания.

Агностицизм нашел выражение в эпистемологических представлениях некоторых естествоиспытателей, например в «теории иероглифов» Г. Гельмгольца, согласно которой знание есть не зеркальный образ, а символ реальности, не имеющий с ней никакого сходства; в конвенционализме А.

Пуанкаре, с точки зрения которого в основе научных теорий лежат соглашения между учеными, принимаемые из соображений простоты и удобства.

Во славу скептицизма | Во славу скептицизма: доверяй, но проверяй

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВо славу скептицизма: доверяй, но проверяйСравнительная политикаПолитикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВо славу скептицизма: доверяй, но проверяйСравнительная политикаПолитикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Norris, Pippa,

‘в похвале скептицизма’

,

в похвале скептицизме: доверие, но подтвердите

(

,

2022;

онлайн,

2022;

.

Academic

, 22 сентября 2022 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780197530108.003.0007,

, по состоянию на 14 января 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВо славу скептицизма: доверяй, но проверяйСравнительная политикаПолитикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВо славу скептицизма: доверяй, но проверяйСравнительная политикаПолитикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Подводя итог, можно сказать, что понимание доверия и благонадежности, развитое в этой книге, направлено на то, чтобы бросить вызов многим общепринятым нормативным предположениям, доминирующим во многих социально-психологических и культурных исследованиях, а также предположениям, широко распространенным в популярных нарративах и комментариях СМИ. Чтобы рассмотреть эти вопросы, в Разделе I этой главы вновь рассматриваются некоторые из ведущих исследований в обширной литературе, подчеркивающие положительные последствия доверия, в том числе выгоды, которые, как считается, вытекают из всеобщего доверия между людьми, доверия к политическим институтам и доверия между странами. В разделе II резюмируется альтернативная интерпретация, основанная на теории, представленной в этой книге, где предполагается, что с нормативной точки зрения имеет значение не высокий или низкий уровень доверия как таковой, а скорее скептические формы заслуживающих доверия суждений, которые точно отражают действия агентов, избегая неправомерных действий. цинизм и доверчивость. Раздел III обобщает основные выводы и рассматривает их более широкие последствия, в том числе для отступления от демократии и кризиса легитимности, с которым сталкиваются либеральные демократии.

Ключевые слова: доверие, надежность, сравнительная политика, общественное мнение, деятельность правительства, политическая культура

Предмет

ПолитикаСравнительная политика

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Новейшая основная религия в мире: никакой религии

Все больше людей, чем когда-либо прежде, идентифицируют себя как атеисты, агностики или иным образом нерелигиозные, что потенциально может изменить мир.

Фотография Криса Бергина/The New York Times/Redux

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Обычно вы не думаете, что церкви разоряются, но это случается. В марте из-за гибели прихожан и отсутствия интереса меннониты Великобритании провели последнюю коллективную службу.

Казалось бы, легко предсказать, что анабаптисты в штатском, исповедующие религию, связанную с амишами, станут неактуальны в эпоху смартфонов, но это часть более широкой тенденции. Во всем мире на вопрос об их отношении к религии все больше и больше людей отвечают на 9 баллов. 0013 мех .

Значительно растет количество нерелигиозных людей, которых называют «нон». Это вторая по величине религиозная группа в Северной Америке и большей части Европы. В Соединенных Штатах ноны составляют почти четверть населения. За последнее десятилетие американские ноны обогнали католиков, основных протестантов и всех последователей нехристианских верований.

Отсутствие религиозной принадлежности сильно влияет на то, как люди думают о смерти, как они учат своих детей и даже как они голосуют. (Смотреть The Story of God With Morgan Freeman для получения дополнительной информации о том, как разные религии понимают Бога и творение.)

Давно предсказывалось, что религия потеряет актуальность по мере модернизации мира, но все недавние исследования показывают, что это происходит поразительно быстрый. Во Франции скоро преобладает светское население. То же самое произойдет с Нидерландами и Новой Зеландией. Великобритания и Австралия скоро потеряют христианское большинство. Религия быстро становится менее важной, чем когда-либо, даже для людей, живущих в странах, где вера повлияла на все: от правителей до границ и архитектуры.

Но никто пока не наследует Землю. Во многих частях мира — в частности, в Африке к югу от Сахары — религия растет так быстро, что доля неверующих в мировом населении фактически сократится через 25 лет, когда мир превратится в то, что один исследователь назвал «секуляризирующимся Западом и быстро растущий отдых». (Другой крайне светской частью мира является Китай, где Культурная революция подавляла религию на десятилетия, в то время как в некоторых бывших коммунистических странах религия набирает обороты.)

И даже на секуляризующемся Западе поток «законопроектов о свободе вероисповедания», которые, по сути, декриминализуют дискриминацию, является последним фронтом религиозно окрашенной культурной войны в Соединенных Штатах, которая не проявляет никаких признаков подстрекательства в ближайшее время.

В рядах неаффилированных существуют глубокие разногласия. Некоторые из них являются отъявленными атеистами. Другие агностики. А многие другие просто не хотят заявлять о предпочтениях. Организованные вокруг скептицизма по отношению к организациям и объединенные общей верой в то, что они не верят, ноны как группа столь же внутренне сложны, как и многие религии. И, как и в случае с религиями, эти внутренние противоречия могут оттолкнуть новых последователей.

Миллениалы Богу: нет, спасибо

Если мир находится в религиозной пропасти, то мы десятилетиями медленно движемся к ней. Пятьдесят лет назад Время вопрошало в известном заголовке: «Умер ли Бог?» Журнал задавался вопросом, имеет ли религия отношение к современной жизни в постатомный век, когда распространялся коммунизм, а наука объясняла больше о нашем естественном мире, чем когда-либо прежде.

Мы все еще задаем тот же вопрос. Но ответ не ограничивается ответом «да» или «нет». Часть населения, родившаяся после публикации статьи, может ответить на провокационный вопрос: «Боже, кто?» В Европе и Северной Америке неаффилированные лица, как правило, на несколько лет моложе среднего населения. И 11 процентов американцев, родившихся после 19 лет.70 выросли в светских домах.

Научный прогресс не только заставляет людей сомневаться в Боге, но и объединяет тех, кто сомневается. В сети легко найти атеистические и агностические дискуссионные группы, даже если вы из религиозной семьи или общины. И любой, кто хочет общения, которое в противном случае могло бы исходить от церкви, может посетить светскую воскресную ассамблею или одну из множества встреч гуманистов, атеистов, агностиков или скептиков.

Группы, стоящие за веб-форумами и собраниями, делают больше, чем остроумно возражают скептикам религиозным родственникам, заставляющим их ходить в церковь, — они дают подающим надежды агностикам понять, что они не одиноки.

Но не просто объединить людей вокруг неверующих во что-то. «Объединение атеистов похоже на стадо кошек», — говорит Стефани Гуттормсон, операционный директор Фонда Ричарда Докинза, который объединяется с Центром расследований. «Но много кошек нашли свой путь в «мяури». мире, чтобы исследовать различные культуры и религии в конечном стремлении раскрыть смысл жизни, Бога и все вопросы между ними.

Гуттормсон говорит, что цель ее группы состоит в том, чтобы самоорганизоваться. Они хотят нормализовать атеизм до такой степени, что атеистам больше не нужна группа, которая говорила бы им, что не верить — это нормально, или защищать свою мораль перед лицом религиозных законодателей.

Но его пока нет.

Проблема разнообразия атеизма

Исследовательский центр в Вашингтоне, округ Колумбия, регулярно проводит счастливый час под названием «Пить скептически». В среду в конце марта около дюжины человек пришли, чтобы беззастенчиво выпить, и все, кроме одного, были белыми.

«Большинство групп, которые я видел, были преимущественно белыми, но я не уверен, с чем это объяснить», — говорит Кевин Дуглас, одинокий афроамериканец, пьющий, пожимая плечами на демографические данные. Он происходил из религиозной семьи в Нью-Йорке и внутренне боролся со своим скептицизмом вскоре после окончания колледжа. Единственный раз, когда он упомянул, что ему было трудно с другими принять его атеизм, это было, когда он работал в Далласе, штат Техас, и раса, по его словам, не имела к этому никакого отношения.

Но чаще всего «существует давление со стороны нашего [афроамериканского] сообщества», — говорит Мандиса Томас, основатель и президент базирующейся в Атланте организации Black Nonbelievers, Inc. Это давление проистекает из местной религии — в частности христианства — занимает место в истории афроамериканцев.

В ходе движения за отмену рабства церкви «стали системой поддержки для чернокожих. Это стало почти концом всего для чернокожего сообщества на несколько лет», — говорит Томас, добавляя, что в движении за гражданские права доминировали — по ее словам, «захвачены» — религиозные лидеры.

«Если вы отвергаете или называете себя неверующим, вас считают предателем своей расы», — говорит она.

Фома выделяется среди неверующих по другой причине. Она женщина.

Светский Запад полон белых мужчин. Общее население США составляет 46 процентов мужчин и 66 процентов белых, но около 68 процентов атеистов — мужчины, а 78 процентов — белые. Atheist Alliance International назвал гендерный дисбаланс в своих рядах «серьезной и неотложной проблемой».

Привилегия не верить

Существует несколько теорий о том, почему люди массово становятся атеистами. Некоторые демографы связывают это с финансовой безопасностью, что объясняет, почему европейские страны с более сильной системой социальной защиты более светские, чем Соединенные Штаты, где бедность более распространена, а неотложная медицинская помощь может разорить даже застрахованных.

Атеизм также связан с образованием, измеряемым академической успеваемостью (во многих странах атеисты, как правило, имеют высшее образование) или общим знанием множества верований по всему миру (отсюда теории о том, что доступ в Интернет подстегивает атеизм).

Есть некоторые свидетельства того, что официальные государственные религии полностью отталкивают людей от веры, что может помочь объяснить, почему США более религиозны, чем большинство западных стран, формально имеющих государственную религию, даже если она редко соблюдается. В США также есть несколько доморощенных церквей — сайентологии, мормонизма, — которые могут привлечь тех, кто разочаровался в старых верованиях.

Социальные факторы, способствующие атеизму, — финансовая безопасность и образование — долгое время были труднее достижимы для женщин и цветных людей в Соединенных Штатах.

По всему миру исследовательский центр Pew Research Center обнаружил, что женщины, как правило, чаще присоединяются к религии и чаще молятся и считают религию важной в своей жизни. Это меняется, когда у женщин появляется больше возможностей. «Женщины, находящиеся в рабочей силе, больше похожи на мужчин в религиозности. Женщины, не входящие в состав рабочей силы, как правило, более религиозны», — говорит Конрад Хакетт из Pew. «Отчасти это может быть связано с тем, что они являются частью религиозной группы, которая обеспечивает право женщин оставаться дома».0003

В статье Washington Post о расовом разделении среди атеистов основатель Black Skeptics Group Сикиву Хатчинсон отмечает, что «количество чернокожей и латиноамериканской молодежи, имеющей доступ к качественному научному и математическому образованию, по-прежнему ужасно мало». Это означает, что у них меньше экономических возможностей и меньше подвергается мировоззрению, которое не требует присутствия Бога.

В религии есть место для женщин, цветных людей и бедняков. По своей природе секуляризм открыт для всех, но он не всегда приветлив.

Некоторые из наиболее заметных фигур гуманистического движения не известны своим уважением к женщинам. Выдающиеся атеисты Сэм Харрис и Ричард Докинз имеют ужасную репутацию женоненавистников, как и покойный Кристофер Хитченс. Билл Махер, комик и откровенный атеист, тоже не ангел (несуществующий).

Лидеры Международного альянса атеистов, Фонда Докинза и Исследовательского центра, с которыми я разговаривал, прекрасно знали о демографических недостатках и работают над этим: все лидеры, с которыми я разговаривал, были женщинами.

Даже белые, мужчины и образованные люди могут бояться позорного ярлыка неверующего. Белый дантист, участвовавший в мероприятии CFI «Скептически выпивая», не хотел делать это официально, опасаясь, что пациенты не захотят, чтобы их зубы лечил атеист.

«У нас есть клеймо, что мы агрессивны, что мы высокомерны, что мы просто хотим спровоцировать религиозных людей», — говорит Томас из Black Nonbelievers, Inc. Она работает над тем, чтобы изменить это, а также повысить заметность неверующих в цвет.

Томпсон считает, что демографические данные неверующих неточно отражают количество и разнообразие неверующих; это просто показывает, кому достаточно удобно говорить, что они не верят вслух. «Есть гораздо больше цветных людей, гораздо больше женщин, которые идентифицируют себя как атеистки», — говорит она. «Есть много людей, посещающих церковь, которые до сих пор являются атеистами».

Несколько атеистических и гуманистических организаций запустили рекламные кампании, направленные на то, чтобы скептики чувствовали себя более комфортно, не веря.

Фотография Энн Чедвик Уильямс/Sacramento Bee/MCT via Getty

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Расширение рядов

То, что иногда называют новым атеизмом, возникло в середине 2000-х. Это были годы войны, когда ислам изображался как угроза, а христианство проникало в политику США за рубежом и внутри страны, что наиболее заметно в инициативах по проведению голосования против однополых браков, основанных на вере.

В США законодатели многих штатов до сих пор используют узкую интерпретацию христианской морали, чтобы отказать в услугах геям и предоставить туалеты трансгендерам.

Но национальная реакция на религиозное законодательство стала более быстрой и яростной, чем когда-либо прежде. Европейцы, похоже, настроены бороться с исламофобией и силами, которые могут создать напряженность в отношениях с «быстро растущими остальными».

И по сравнению с прошлыми сезонами предвыборной кампании религия отходит на второй план на президентских выборах в США в этом году. Дональд Трамп внешне не религиозен (и его привлекательность среди избирателей-евангелистов подняла вопросы о долговечности и мотивах религиозных правых).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts