Агностицизм — православная энциклопедия «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Агностицизм Православная Богословская энциклопедия
- Агностицизм Богословско-энциклопедический словарь
- Агностицизм Энциклопедия христианской апологетики
- Агностицизм прот. Василий Зеньковский
- Агностицизм проф. С.С. Глаголев
- Агностицизм, как миросозерцание проф. А.П. Лопухин
- Источники «протестных» социальных групп (ереси; секты; агностицизм и атеизм) В.В. Симонов
- Несостоятельность агностицизма Лейс Самуэл
- Диалоги прот. Валентин Свенцицкий
- Дорогой Агнос. Письма агностику в защиту христианства Арли Хувер
Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — неузнанный, неузнаваемый, непознаваемый) — философская концепция, согласно которой, люди не знают (и ничего не могут знать) о Боге или богах, и вопрос о существовании Бога или богов считается для них неразрешимым (согласно некоторым направлениям – неразрешимым по крайней мере на данном этапе развития человека).
Агностицизм — это то же самое, что и атеизм?
В общеупотребительном смысле агностицизм нередко смешивают с атеизмом. Между тем, хотя агностики и не утверждают, что Бог (боги) существует (существуют), однако и не отрицают. Выражаясь иначе, агностик может допускать существование Бога или богов, но может допускать и обратное. В этом отношении агностицизм принципиально отличен от атеизма, ведь атеисты решительно настаивают на том, что Бога нет.
Может ли христианин быть агностиком?
Нет. Агностицизм напрямую связан с религиозным индифферентизмом, т. е. безразличным отношением к религии: и как таковой в целом, и к любому конкретному вероучению в частности. При этом значительная часть современных людей, называющих себя атеистами, в действительности являются агностиками.
Когда появился термин агностицизм?
Считается, что термин «агностицизм» был введен в употребление в 1869 году английским зоологом, профессором Томасом Генри Гексли. Однако существуют и другие версии происхождения этого термина.
Когда появились первые агностики?
Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности, у софиста Протагора, утверждавшего невозможность проверить реальность существования богов, а также в античном скептицизме.
Каково отношение агностицизма к религиям?
Агностицизм считает невозможным познание истины в вопросах существования Бога или богов, сверхъестественных существ, но не исключает принципиально возможности существования Бога, божественных сущностей, как и возможности обратного. Агностицизм отвергает возможность доказательства истинности или ложности таких утверждений рациональным путем. Поэтому агностик не может быть приверженцем религий (например, христианства, иудаизма, ислама), в рамках которых существование Бога, или богов признается за неоспоримый факт.
Какие религии ближе всего к агностицизму?
Некоторые религии, например, буддизм и даосизм, чужды учения о персонифицированном Боге. Исследователи считают такие религии более или менее близкими к агностицизму.
Цитаты об агностицизме
«Агностицизм … является переходною ступенью от материализма. Последний, в своих крайних выводах, вообще не хотел даже признавать никакой сущности вещей. Для него мир был таким именно, каким он является нашим чувствам, и вне этого мира явлений он ничего не хотел знать, все относя к области вымыслов и ненавистных ему идеалистических бредней. Но именно такой крайний материализм сам в себе заключал собственное опровержение, и принцип его мог стоять лишь до тех пор, пока он не подвергался серьезной философской критике. Но достаточно было одного прикосновения этой критики, как сразу обнаружилась вся грубая несостоятельность материализма, как системы, который в действительности был лишь выражением элементарного, совершенно детского, совсем нефилософского миросозерцания, так как не понимал даже различия между сущностью вещей и их проявлением.
И вот тогда во всей наготе обнаружилась эта жалкая сторона материализма, адепты его, не имея возможности долее держаться на почве излюбленной ими системы и в то же время, не желая пожертвовать своими принципами в пользу противоположной системы, именно идеализма, измыслили своего рода среднее миросозерцание, которое, хотя теоретически уже не отрицает существования внечувственного мира, но отрицает его фактически, провозглашая, что этот внечувственный мир, как содержащий в себе сущность вещей, для нас недоступен и есть мир непознаваемый. Это среднее миросозерцание и есть агностицизм и, так как в свое время материализм имел широкое распространение в Европе, то, естественно, и его преемник – агностицизм, как его прямой наследник, также распространился широко, захватил всех тех, кто, отвергнув грубые принципы материализма, еще не имеют мужества прямо и откровенно склониться к истинному миросозерцанию, освященному христианством».проф. А.П. Лопухин
Размер шрифта: A- 15 A+
Цветовая схема:
ЦветаЦвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки: Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Текст: Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки
кто это такой, суть взглядов известных людей
Агностик – это личность, придерживающаяся философии того, что окружающая реальность со своими истоками конечной целью создания, материалистичными и духовными компонентами не может быть понята и оценена, а соответственно нельзя ничего утверждать достоверно. Такой взгляд на мир сформировался вследствие развития критического мышления, а также того, что постепенное развитие науки указывает на ошибочность первоначальных мнений, соответственно непонятно являются ли истинными последние исследования. Агностик в религии не утверждает правильность какого-то религиозного взгляда или отсутствие высших сил, так как не имеет доказательств любого утверждения, ещё более скептично он относится к любым детальным описаниям божественного, всегда понимая, что это может быть выдумка другого.
Суть взглядов агностиков обычно рассматривается в религиозном контексте и смешивается с понятием полного атеизма, но агностики мыслят шире. Агностицизм изначально отрицает любые формы описания действительности, как единственно верной. Позиция основана на том, что в любом описании личность опирается только на свой субъективный опыт. Количество объективных данных мало, но именно они служат возможностью для создания каких-либо теорий у агностика.
Кто это такой
Непонятность термина агностик и кто это простыми словами можно объяснить, как присутствие постоянных сомнений человека в истинности фактов. Это тот, кто не поверит чужому опыту или взглядам без предоставленных объективных, научных доказательств. Это материализм, но вместе с тем, агностик не отрицает присутствие духовного мира и влияние энергий на развитие человека, только ждёт реальных доказательств, прежде чем это утверждать. Таким людям свойственен высокий интеллект, заставляющий постоянно сомневаться, анализировать вселенную во всей её совокупности и каждый раз приходить к выводу сколь малы человеческие возможности, а также продолжительность жизни, чтобы реально постигнуть то, что происходит в мировых процессах на глобальном уровне (а это необходимо даже для объяснения функционирования наших клеток).
Агностики отрицают только мистическую сторону веры и религии, при этом поддерживают её влияние на ценностно-смысловое и духовное пространство личности, на формирование её внутренней структуры, а также регулировки поступков. Агностик рассматривает любую религию не как набор верований и утверждений существования невидимого мира, но как модель построения жизни, определённый набор норм и правил, руководствуясь которыми личность продолжает свой путь. Это касается любых информаций, не принимаемых за точку отсчёта, ведь любое знание меняет субъективную картину мира и тогда личность подвергается изменениям, под этими изменениями происходит также трансформация трактовки. В итоге через множество накладок субъективного восприятия реальное представление о чём бы то ни было отсутствует, о чём и говорит агностик.
Единственные религии, способные обойти агностицизм в его критическом отношении – это буддизм и даосизм, поскольку в них нет трактовки персоны бога, а есть только свод предлагаемых правил построения своей жизни. Вера, как руководство по оптимальному построению внутренних этических норм вполне подходит агностику, поэтому если они и увлекаются какой-то верой, то обычно это учения об энергиях, взаимодействии и подобные, где нет персонификации.
История агностицизма
Появление данного термина произошло недавно, и было предложено Томасом Гексли. Английский учёный профессор, достигнув определённого интеллектуального развития, изучив зоологию и многие религиозные концепции, стал задаваться вопросом, куда же он может отнести себя. Среди распространённых тогда христиан и противодействующих им атеистов учёный так и не смог найти ту концепцию, которая бы полностью удовлетворяла его жизненной позиции. Он пришёл к выводу, что хочет оставаться личностью, свободно думающей, постоянно задающейся вопросами и ищущей ответы, а не слепо верующей и действующей в чётко определённых рамках. Так было введено понятие агностицизма, как категории, не отрицающей ни одной конфессии и не противостоящую, но и не поддерживающую им.
Дальше свою концепцию Томас Гексли распространил и дальше, касаясь не только собственно религий, но также и описания богов, опять же резко не утверждая их соответствие каким-то описаниям или нелепость такой идеи. С точки зрения Гексли, агностик не может утверждать какую-то первопричину жизни и вообще природы, поскольку не обладает информацией и возможностями для такого познания. Считается разумным допускать существование разных версий, обсуждать большую или меньшую вероятность какой-то, при этом даже высказывать собственные симпатии и предпочтения, однако заявлять об объективности чьей-то теоретической концепции устройства мира не представляется возможным.
Также есть версия, что понятие агностик происходит из словаря различных неверующих писателей, называющих агностиками тех, кто отрицает знание и использовали данный термин вместо привычного сейчас атеизма. Но ещё раньше до современного определения понятия оно было сформировано, как философская категория в античности и употреблялось для обозначения любого скептического настроения относительно выдвигаемых истин и моделей.
Агностик и атеист в чем разница
Атеист и агностик вместе ставят под сомнение религию и бога, поэтому многими, особенно верующими воспринимаются одинаково, но стоит развести данные понятия, так как жизненные концепции людей кардинально различаются.
Атеисты полностью отвергают идею существования любого божества, высших сил, они критикуют все религиозные взгляды и пропагандируют сухой материализм. Если искать синонимы такой жизненной концепции, то это скорее безбожник или неверующий, но не агностик.
Агностики никогда не утверждают, что божественного нет, они только постоянно указывают на недостаточность доказательств присутствия высшей силы, а те моменты, что предоставлены в качестве фактов, могут объяснить с другой позиции, только поднимая вопрос об исключительности единственного толкования. Т.е. агностики теоретически допускают присутствие бога, в отличие от радикальных взглядов атеистов.
Реальная разница в практическом проявлении таких позиций довольно формальна, ведь и агностики и придерживающиеся атеизма не верят в бога, только по причине не доказанности, а другие по причине неверия. Суть остаётся в одном – отрицание божественного. На социальном уровне к агностикам относятся лучше, чем к атеистам, более терпимо и менее критично. Служители культов будут вступать с ними в споры, ведь человек идёт на контакт, другие будут слушать их умозаключения. Это часто очень образованные люди, задающие действительно решающие судьбу вопросы, заставляющие думать других. Их выводы и сомнения не голословны, они всегда будут спрашивать, а не просто критиковать и с радостью примут ту версию, где увидят объективные данные. В этом заключается более лояльное отношение общества, ведь агностик не навязывает и не высмеивает их позицию, чем исключает оборонительную позицию.
Агностицизм является той позицией, благодаря которой возможно сохранение мира. В ситуациях, когда встречаются верующие и атеисты вражда предсказуема – церковь начинает насаждать свои законы, в ответ поднимается материалистическое сообщество, сжигающее храмы и так нарастает снежный ком противостояния. Агностик в такой ситуации подходит с вопросом, а это уже не жёсткая позиция без примирения и сотрудничества.
Известные агностики
Агностицизм, как система взглядов существовал ещё задолго о появления самого термина и поддерживался многими философами.
Иммануил Кант утверждал одновременное существование внешней реальности (окружающий мир) и внутренней (система представлений, чувствований и оценок внешнего мира человеком) реальность, причём внешняя является независимой, но вот влияет на внутреннюю. В итоге он с осторожностью относился к любым утверждениям о мире, а говорил, что знания мы получаем только опосредовано через призму собственного опыта и потом этот же опыт формирует призму преломления последующих фактов.
Дэвид Юм поддерживал идеи агностицизма, утверждая, что личность существует только в чувственном мире, где нет объективности и материальности, а соответственно реальной картиной мира обладать не может.
Нил Тайсон является современным представителем агностицизма, говоря, что он не относится ни к одной концепции, т.к. (при любой широте взглядов) навешивает ярлык на самого человека и ограничения на его возможности познавать мир. Он всегда акцентировал внимание на том, что он ученый и выбирает объективное и доказательное знание, как базу для построения дальнейших собственных выводов. Практически все учёные любой сферы, а особенно физики и астрофизики это агностики, поскольку напрямую изучают те материи, которые для простых обывателей являются чудесами.
Чёрные дыры, странные звуки в пустой комнате, иллюзии, называемые привидениями и пустота космоса, где нет всевластного дяди с бородой – это мир агностиков, где ежедневно они видят научные и обоснованные доказательства отсутствия бога.Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
О трех из десяти взрослых американцев, которые в настоящее время не религиозны Исследовательский центр провел этот анализ в рамках постоянных усилий по отслеживанию изменений в религиозном ландшафте США, включая сдвиги в религиозной принадлежности американцев и их соблюдении. Для этого исследователи изучили различные опросы, проведенные Центром с 2007 года9.0003
Самые последние данные взяты из проведенных Центром национальных справочных опросов общественного мнения (NPORS) за 2020 и 2021 годы. Эти опросы проводились онлайн и по почте среди национально репрезентативной группы респондентов, набранных с использованием выборки на основе адресов, что гарантирует, что почти все взрослые жители США имеют возможность выбора.
Оценки за 2007 и 2014 годы взяты из исследования религиозного ландшафта Исследовательского центра Пью, которое ежегодно опрашивало примерно 35 000 взрослых американцев по телефону. Все остальные оценки за 2019 г.и более ранние поступают из других телефонных опросов со случайным набором цифр, в основном из политических опросов Центра. Все данные взвешены, чтобы быть репрезентативными для взрослого населения США по полу, расе, этнической принадлежности, возрасту, образованию и другим категориям.
Для получения дополнительной информации см. методологию, которая включает вопросы, использованные в этом отчете.
Секуляризационные сдвиги, очевидные в американском обществе до сих пор в 21 веке, не показывают никаких признаков замедления. Последнее исследование религиозного состава США, проведенное исследовательским центром Pew Research Center, показало, что доля нерелигиозного населения на 6 процентных пунктов выше, чем пять лет назад, и на 10 процентов выше, чем десять лет назад.
Христиане по-прежнему составляют большинство населения США, но их доля во взрослом населении в 2021 году на 12 пунктов ниже, чем в 2011 году. имеет тенденцию к снижению, как и доля тех, кто говорит, что религия «очень важна» в их жизни.
В настоящее время примерно трое из десяти взрослых американцев (29%) являются «нерелигиозными» — людьми, которые называют себя атеистами, агностиками или «никем в частности», когда их спрашивают об их религиозной принадлежности. Самоидентифицированные христиане всех мастей (включая протестантов, католиков, членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и православных христиан) составляют 63% взрослого населения. Христиан сейчас больше, чем религиозных «неверующих», в соотношении немногим более двух к одному. В 2007 году, когда Центр начал задавать свой нынешний вопрос о религиозной идентичности, количество христиан превышало число «неверующих» почти в пять раз (78% против 16%).
Недавний упадок христианства сконцентрирован среди протестантов. Сегодня 40% взрослого населения США составляют протестанты, группа, которая в широком смысле включает неконфессиональных христиан и людей, называющих себя «просто христианами», наряду с баптистами, методистами, лютеранами, пресвитерианами и членами многих других конфессиональных семей. Доля протестантов в населении снизилась на 4 процентных пункта за последние пять лет и снизилась на 10 пунктов за 10 лет.
Для сравнения, доля католиков в населении, которая снижалась в период с 2007 по 2014 год, в последние годы оставалась относительно стабильной. По состоянию на 2021 год 21% взрослых американцев считают себя католиками, что соответствует доле католиков в населении в 2014 году. В настоящее время 60% протестантов отвечают «да» на вопрос, считают ли они себя «возрожденными христианами или евангельскими христианами», а 40% отвечают «нет» или отказываются отвечать на вопрос.
Этот образец существует как среди белых, так и среди черных протестантов. Среди белых протестантов 58% теперь отвечают «да» на вопрос, считают ли они себя возрожденными или евангельскими христианами, по сравнению с 42%, которые отвечают «нет» (или отказываются отвечать на вопрос). Среди чернокожих протестантов евангелистов вдвое больше, чем неевангелистов (66% против 33%).
В целом доля как евангелистских, так и неевангелических протестантов в населении сократилась, поскольку процент взрослого населения США, отождествляющего себя с протестантизмом, снизился. Сегодня 24% взрослых американцев считают себя рожденными свыше или протестантами-евангелистами, что на 6 процентных пунктов меньше, чем в 2007 году. За тот же период также произошло 6-процентное снижение доли взрослых протестантов, которые не родились. снова или евангелический (от 22% до 16%).
Это одни из основных результатов последнего Национального справочного исследования общественного мнения (NPORS), проведенного исследовательским центром Pew Research Center с 29 мая по 25 августа 2021 года. NPORS — это ежегодное исследование (впервые проведенное в 2020 году), которое проводится онлайн и на бумаге (по почте) среди национально репрезентативной группы респондентов, выбранных с использованием выборки на основе адресов из файла последовательности доставки Почтовой службы США. Центр использует NPORS для получения контрольных оценок нескольких характеристик населения США, включая политическую и религиозную принадлежность американцев. Читатели, интересующиеся дополнительными подробностями о NPORS, могут найти их в майском отчете 2021 года «Как исследовательский центр Pew использует свой национальный справочный опрос общественного мнения (NPORS)».
NPORS 2021 также спрашивали респондентов, как часто они молятся и насколько важна религия в их жизни. Сегодня менее половины взрослых американцев (45%) говорят, что молятся ежедневно. Напротив, почти шесть из десяти (58%) сообщили, что молятся ежедневно в исследовании религиозного ландшафта 2007 года, как и 55% в исследовании ландшафта 2014 года. Примерно треть взрослых американцев (32%) сейчас говорят, что молятся редко или никогда не молятся, по сравнению с 18%, заявившими об этом в 2007 году.
их жизнь немного сложнее точно измерить. В то время как показатели религиозной идентичности и частоты молитв, полученные в ходе самостоятельных опросов (таких как NPORS), можно напрямую сравнивать с оценками, полученными в ходе опросов, проводимых интервьюерами (например, более ранние телефонные опросы Центра), самостоятельные опросы могут давать несколько более низкие оценки. важности религии по сравнению с опросами, проводимыми интервьюерами. (Дополнительное обсуждение вопроса о том, можно ли и каким образом сравнивать религиозные показатели телефонных опросов с показателями самостоятельных опросов, см. в «Измерение религии в панели американских тенденций исследовательского центра Пью».)
Тем не менее, имеющиеся данные показывают, что американцы становятся менее религиозными и по этому показателю. Телефонные опросы со случайным набором цифр (RDD), проведенные в 2017 и 2019 годах, показали, что меньше взрослых американцев говорят, что религия «очень важна» в их жизни, по сравнению с предыдущими телефонными опросами. А NPORS 2021 года обнаружил, что 41% взрослых американцев теперь говорят, что религия «очень важна» в их жизни, что на 4 пункта ниже, чем NPORS 2020 года, и значительно ниже, чем все предыдущие показания RDD Центра по этому вопросу.
Измерение религии в опросах с использованием различных методов
В этом анализе сравниваются результаты опросов, проведенных с использованием различных «режимов» сбора данных. Оценки за 2009–2019 годы основаны на телефонных опросах со случайным набором цифр (RDD), режиме , управляемом интервьюером , в котором живой человек задает вопросы по телефону. Оценки за 2020 и 2021 годы основаны на опросах, проведенных онлайн и по почте среди респондентов, набранных с помощью адресной выборки, самоуправляемый режим , в котором респондент отвечает на вопросы в письменной форме, на бумаге или в Интернете.
Предыдущие исследования показывают, что оценки религиозной идентичности и частоты молитв, полученные Исследовательским центром Пью на основе самостоятельных опросов, можно напрямую сравнивать с оценками опросов, проводимых интервьюерами. Немного менее ясно дело обстоит с оценками важности религии; самостоятельные опросы могут дать несколько более низкие оценки доли людей, считающих религию важной частью своей жизни. Значительное сокращение доли американцев, считающих, что религия очень важна для них, можно интерпретировать как показатель продолжающегося упадка религиозности в стране, хотя прямые сравнения следует интерпретировать с осторожностью.
С другой стороны, оценки посещаемости религиозных обрядов, полученные в результате самостоятельных опросов, несопоставимы с оценками, полученными в ходе телефонных опросов. Самостоятельно проводимые опросы дают гораздо более низкие оценки доли регулярно посещающих религиозные службы, чем опросы RDD. Следовательно, в этот отчет включены оценки посещаемости религиозных обрядов только из недавних самостоятельных опросов Центра, без сравнения с более ранними оценками RDD.
Для получения более подробной информации о сравнении показателей религии в опросах, проводимых интервьюерами, и опросах, проводимых самостоятельно, см. отчет Центра за 2021 год «Измерение религии в панели американских тенденций исследовательского центра Pew».
Среди других основных выводов NPORS 2021 года: по крайней мере один раз в неделю и 7%, которые посещают один или два раза в месяц. Эти цифры аналогичны 2020 году, когда 33% сообщили, что посещают религиозные службы не реже одного или двух раз в месяц. 1 (В отличие от данных о религиозной идентичности, частоте молитв и важности религии, оценки посещаемости религиозных обрядов по данным НПОИС, которые проводятся онлайн и на бумаге, несопоставимы с оценками, полученными в ходе более раннего телефонного опроса Центра. анализ того, как результаты NPORS можно сравнивать с данными телефонных опросов, см. в отчете Центра за январь 2021 г. «Измерение религии в панели американских тенденций исследовательского центра Pew».)
американцев все чаще отвергают религию, так как политики в Пенсильвании отвергают атеистов и агностиков
Когда будет написан некролог христианству в Америке, дело Филдс против спикера Палаты представителей Пенсильвании заслужит хотя бы сноску.
В этом приговоре федеральный суд постановил, что Законодательное собрание Пенсильвании может приглашать приглашенных капелланов для вознесения вступительных молитв, в то же время запрещая атеистам произносить светские призывы. Ясно, что намерение и результат состоит в том, чтобы поддержать христианство: хотя в здании штата было несколько символических представителей других религий, подавляющее большинство законодательных молитв — более 90 процентов — дано христианским духовенством.
Это катастрофическое решение. Он относит пенсильванских атеистов и агностиков к статусу второго сорта, лишая их равных возможностей перед законом и закрывая доступ к избранным должностным лицам, которые должны их представлять. Это определение религиозного теста, что прямо запрещено Конституцией США. В постановлении суда эти доводы были обойдены, и в нем утверждалось, что законодательная молитва проходит проверку только из-за «исторической традиции», абсурдный аргумент, который подразумевает, что нарушения конституции допустимы, если они продолжаются достаточно долго.
Тем не менее, у меня есть сообщение для религиозных консерваторов, которые аплодируют: будьте осторожны со своими желаниями. Чем сильнее будут переплетены государство и церковь, тем хуже будет для церкви.
Конечно, поскольку я атеист, меня могут обвинить в том, что я даю этот совет недобросовестно. Апологеты могут сказать, что христианство находится на пороге возрождения и что я пытаюсь саботировать их в момент их триумфа.
На это я говорю: Вы видели Европу в последнее время?
Европа веками привязывала церковь к государству, но вместо того, чтобы помочь церкви, эта связь истощила ее жизненные силы. Христианство как вера находится на жизнеобеспечении на всем континенте. Более чем в дюжине стран общины сокращаются и стареют; абсолютное большинство молодежи не исповедует никакой религиозной веры. Пустующие церкви превращаются в книжные магазины, спортзалы, пабы и катки.
Америка идет той же дорогой. Хотя у нас пока нет официально установленной религии, Республиканская партия тесно привязала христианство к узкопартийному и консервативному набору политических приоритетов. Последние несколько десятилетий они настаивали на том, что быть христианином означает политически противостоять правам ЛГБТК, репродуктивному выбору и науке, а также поддерживать войну и снижение налогов для богатых.
Совсем недавно евангелисты «за семью» в 90-х выступили с громоподобными разоблачениями признанной неверности президента Билла Клинтона, а после последних президентских выборов почти поклонились президенту-республиканцу, который дважды разведен, хвастался сексуальным насилием над женщинами. и якобы платил деньги за молчание, чтобы скрыть свои дела. Теперь некоторые христианские лидеры еще больше приветствуют разделение семей иммигрантов, особенно на границе, а также жестокое обращение с лицами, ищущими убежища, требуя, чтобы границы были захлопнуты, чтобы не допустить туда усталых, бедных и сбившихся в кучу тоскующих масс. дышать свободно.
Когда такие христианские лидеры громко настаивают на том, что вы не можете быть христианином, если не голосуете за республиканцев или если вы не согласны с какой-либо частью этой программы, люди действуют соответственно. Они замечают очевидное лицемерие, разочаровываются и цинично относятся к притязаниям религии на моральное превосходство и направляются к выходу. И демография это подтверждает.
Соединенные Штаты идут по тому же пути религиозного отторжения, что и Европа. Менее трети американцев говорят, что еженедельно посещают церковь, и рекордно низкий процент людей говорит, что они доверяют организованной религии. Членство в двух крупнейших христианских конфессиях, южных баптистах и католиках, сократилось до минимума за несколько десятилетий. Между тем число нерелигиозных людей растет. Впервые они заняли первое место среди религиозных демографических групп.
Увядание христианства особенно заметно среди молодежи. Миллениалов называли «наименее христианским поколением в американской истории», пока следующее поколение, многообещающее поколение Z, не отняло у них этот титул. По данным исследовательской компании Barna Research, лишь 4 процента подростков придерживаются того, что они определяют как «библейское» мировоззрение. Консервативный комментатор Питер Венер цитирует своего друга, который сокрушается: «Мы теряем целое поколение. Они просто ушли. Это одна из худших вещей, которые могут случиться с церковью».
И тем не менее, мы по-прежнему получаем постановления вроде Филдса в Пенсильвании, отдающие предпочтение религии (и де-факто христианству) превыше всего.
С новым консервативным большинством в Верховном суде маловероятно, что решение будет отменено, а это означает, что мы можем ожидать, что другие штаты последуют примеру Пенсильвании и предоставят христианам особые привилегии. Но правительственный фаворитизм не остановит упадок религиозности американцев; это ускорит его. Как показывает пример Европы, когда церкви поддерживаются государством, люди теряют интерес к добровольному следованию религии.
В погоне за мирской властью и господством американские церкви, особенно консервативные, отказались от морального авторитета, которым они когда-то обладали.