Агностики отрицают: Чем агностики отличаются от атеистов

Содержание

Агностицизм — православная энциклопедия «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Агно­сти­цизм Пра­во­слав­ная Бого­слов­ская энцик­ло­пе­дия
  • Агно­сти­цизм Бого­слов­ско-энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь
  • Агно­сти­цизм Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики
  • Агно­сти­цизм прот. Васи­лий Зень­ков­ский
  • Агно­сти­цизм проф. С.С. Гла­го­лев
  • Агно­сти­цизм, как миро­со­зер­ца­ние проф. А.П. Лопу­хин
  • Источ­ники «про­тестных» соци­аль­ных групп (ереси; секты; агно­сти­цизм и атеизм) В.В. Симо­нов
  • Несо­сто­я­тель­ность агно­сти­цизма Лейс Самуэл
  • Диа­логи прот. Вален­тин Свен­циц­кий
  • Доро­гой Агнос. Письма агно­стику в защиту хри­сти­ан­ства Арли Хувер

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — неузнан­ный, неузна­ва­е­мый, непо­зна­ва­е­мый) — фило­соф­ская кон­цеп­ция, согласно кото­рой, люди не знают (и ничего не могут знать) о Боге или богах, и вопрос о суще­ство­ва­нии Бога или богов счи­та­ется для них нераз­ре­ши­мым (согласно неко­то­рым направ­ле­ниям – нераз­ре­ши­мым по край­ней мере на данном этапе раз­ви­тия чело­века).

 

Агно­сти­цизм — это то же самое, что и атеизм?

В обще­упо­тре­би­тель­ном смысле агно­сти­цизм нередко сме­ши­вают с ате­из­мом. Между тем, хотя агно­стики и не утвер­ждают, что Бог (боги) суще­ствует (суще­ствуют), однако и не отри­цают. Выра­жа­ясь иначе, агно­стик может допус­кать суще­ство­ва­ние Бога или богов, но может допус­кать и обрат­ное. В этом отно­ше­нии агно­сти­цизм прин­ци­пи­ально отли­чен от ате­изма, ведь ате­и­сты реши­тельно наста­и­вают на том, что Бога нет.

Может ли хри­сти­а­нин быть агно­сти­ком?

Нет. Агно­сти­цизм напря­мую связан с рели­ги­оз­ным индиф­фе­рен­тиз­мом, т. е. без­раз­лич­ным отно­ше­нием к рели­гии: и как тако­вой в целом, и к любому кон­крет­ному веро­уче­нию в част­но­сти. При этом зна­чи­тель­ная часть совре­мен­ных людей, назы­ва­ю­щих себя ате­и­стами, в дей­стви­тель­но­сти явля­ются агно­сти­ками.

Когда появился термин агно­сти­цизм?

Счи­та­ется, что термин «агно­сти­цизм» был введен в упо­треб­ле­ние в 1869 году англий­ским зоо­ло­гом, про­фес­со­ром Тома­сом Генри Гексли. Однако суще­ствуют и другие версии про­ис­хож­де­ния этого тер­мина.

Когда появи­лись первые агно­стики?

Агно­сти­цизм можно обна­ру­жить уже в антич­ной фило­со­фии, в част­но­сти, у софи­ста Про­та­гора, утвер­ждав­шего невоз­мож­ность про­ве­рить реаль­ность суще­ство­ва­ния богов, а также в антич­ном скеп­ти­цизме.

Каково отно­ше­ние агно­сти­цизма к рели­гиям?

Агно­сти­цизм счи­тает невоз­мож­ным позна­ние истины в вопро­сах суще­ство­ва­ния Бога или богов, сверхъ­есте­ствен­ных существ, но не исклю­чает прин­ци­пи­ально воз­мож­но­сти суще­ство­ва­ния Бога, боже­ствен­ных сущ­но­стей, как и воз­мож­но­сти обрат­ного. Агно­сти­цизм отвер­гает воз­мож­ность дока­за­тель­ства истин­но­сти или лож­но­сти таких утвер­жде­ний раци­о­наль­ным путем. Поэтому агно­стик не может быть при­вер­жен­цем рели­гий (напри­мер, хри­сти­ан­ства, иуда­изма, ислама), в рамках кото­рых суще­ство­ва­ние Бога, или богов при­зна­ется за неоспо­ри­мый факт.

Какие рели­гии ближе всего к агно­сти­цизму?

Неко­то­рые рели­гии, напри­мер, буд­дизм и дао­сизм, чужды учения о пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ном Боге. Иссле­до­ва­тели счи­тают такие рели­гии более или менее близ­кими к агно­сти­цизму.

Цитаты об агно­сти­цизме

«Агно­сти­цизм … явля­ется пере­ход­ною сту­пе­нью от мате­ри­а­лизма. Послед­ний, в своих край­них выво­дах, вообще не хотел даже при­зна­вать ника­кой сущ­но­сти вещей. Для него мир был таким именно, каким он явля­ется нашим чув­ствам, и вне этого мира явле­ний он ничего не хотел знать, все относя к обла­сти вымыс­лов и нена­вист­ных ему иде­а­ли­сти­че­ских бред­ней. Но именно такой край­ний мате­ри­а­лизм сам в себе заклю­чал соб­ствен­ное опро­вер­же­ние, и прин­цип его мог стоять лишь до тех пор, пока он не под­вер­гался серьез­ной фило­соф­ской кри­тике. Но доста­точно было одного при­кос­но­ве­ния этой кри­тики, как сразу обна­ру­жи­лась вся грубая несо­сто­я­тель­ность мате­ри­а­лизма, как системы, кото­рый в дей­стви­тель­но­сти был лишь выра­же­нием эле­мен­тар­ного, совер­шенно дет­ского, совсем нефи­ло­соф­ского миро­со­зер­ца­ния, так как не пони­мал даже раз­ли­чия между сущ­но­стью вещей и их про­яв­ле­нием.

И вот тогда во всей наготе обна­ру­жи­лась эта жалкая сто­рона мате­ри­а­лизма, адепты его, не имея воз­мож­но­сти долее дер­жаться на почве излюб­лен­ной ими системы и в то же время, не желая пожерт­во­вать своими прин­ци­пами в пользу про­ти­во­по­лож­ной системы, именно иде­а­лизма, измыс­лили своего рода сред­нее миро­со­зер­ца­ние, кото­рое, хотя тео­ре­ти­че­ски уже не отри­цает суще­ство­ва­ния вне­чув­ствен­ного мира, но отри­цает его фак­ти­че­ски, про­воз­гла­шая, что этот вне­чув­ствен­ный мир, как содер­жа­щий в себе сущ­ность вещей, для нас недо­сту­пен и есть мир непо­зна­ва­е­мый. Это сред­нее миро­со­зер­ца­ние и есть агно­сти­цизм и, так как в свое время мате­ри­а­лизм имел широ­кое рас­про­стра­не­ние в Европе, то, есте­ственно, и его пре­ем­ник – агно­сти­цизм, как его прямой наслед­ник, также рас­про­стра­нился широко, захва­тил всех тех, кто, отверг­нув грубые прин­ципы мате­ри­а­лизма, еще не имеют муже­ства прямо и откро­венно скло­ниться к истин­ному миро­со­зер­ца­нию, освя­щен­ному хри­сти­ан­ством».

проф. А.П. Лопу­хин

Размер шрифта: A- 15 A+

Цветовая схема:

Цвета

Цвет фона:

Цвет текста:

Цвет ссылок:

Цвет акцентов

Цвет полей

Фон подложек

Заголовки: Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum

Текст: Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum

Выравнивание:

Боковая панель:

Сбросить настройки

кто это такой, суть взглядов известных людей

Агностик – это личность, придерживающаяся философии того, что окружающая реальность со своими истоками конечной целью создания, материалистичными и духовными компонентами не может быть понята и оценена, а соответственно нельзя ничего утверждать достоверно. Такой взгляд на мир сформировался вследствие развития критического мышления, а также того, что постепенное развитие науки указывает на ошибочность первоначальных мнений, соответственно непонятно являются ли истинными последние исследования. Агностик в религии не утверждает правильность какого-то религиозного взгляда или отсутствие высших сил, так как не имеет доказательств любого утверждения, ещё более скептично он относится к любым детальным описаниям божественного, всегда понимая, что это может быть выдумка другого.

Суть взглядов агностиков обычно рассматривается в религиозном контексте и смешивается с понятием полного атеизма, но агностики мыслят шире. Агностицизм изначально отрицает любые формы описания действительности, как единственно верной. Позиция основана на том, что в любом описании личность опирается только на свой субъективный опыт. Количество объективных данных мало, но именно они служат возможностью для создания каких-либо теорий у агностика.

Кто это такой

Непонятность термина агностик и кто это простыми словами можно объяснить, как присутствие постоянных сомнений человека в истинности фактов. Это тот, кто не поверит чужому опыту или взглядам без предоставленных объективных, научных доказательств. Это материализм, но вместе с тем, агностик не отрицает присутствие духовного мира и влияние энергий на развитие человека, только ждёт реальных доказательств, прежде чем это утверждать. Таким людям свойственен высокий интеллект, заставляющий постоянно сомневаться, анализировать вселенную во всей её совокупности и каждый раз приходить к выводу сколь малы человеческие возможности, а также продолжительность жизни, чтобы реально постигнуть то, что происходит в мировых процессах на глобальном уровне (а это необходимо даже для объяснения функционирования наших клеток).

Агностики отрицают только мистическую сторону веры и религии, при этом поддерживают её влияние на ценностно-смысловое и духовное пространство личности, на формирование её внутренней структуры, а также регулировки поступков. Агностик рассматривает любую религию не как набор верований и утверждений существования невидимого мира, но как модель построения жизни, определённый набор норм и правил, руководствуясь которыми личность продолжает свой путь. Это касается любых информаций, не принимаемых за точку отсчёта, ведь любое знание меняет субъективную картину мира и тогда личность подвергается изменениям, под этими изменениями происходит также трансформация трактовки. В итоге через множество накладок субъективного восприятия реальное представление о чём бы то ни было отсутствует, о чём и говорит агностик.

Единственные религии, способные обойти агностицизм в его критическом отношении – это буддизм и даосизм, поскольку в них нет трактовки персоны бога, а есть только свод предлагаемых правил построения своей жизни. Вера, как руководство по оптимальному построению внутренних этических норм вполне подходит агностику, поэтому если они и увлекаются какой-то верой, то обычно это учения об энергиях, взаимодействии и подобные, где нет персонификации.

История агностицизма

Появление данного термина произошло недавно, и было предложено Томасом Гексли. Английский учёный профессор, достигнув определённого интеллектуального развития, изучив зоологию и многие религиозные концепции, стал задаваться вопросом, куда же он может отнести себя. Среди распространённых тогда христиан и противодействующих им атеистов учёный так и не смог найти ту концепцию, которая бы полностью удовлетворяла его жизненной позиции. Он пришёл к выводу, что хочет оставаться личностью, свободно думающей, постоянно задающейся вопросами и ищущей ответы, а не слепо верующей и действующей в чётко определённых рамках. Так было введено понятие агностицизма, как категории, не отрицающей ни одной конфессии и не противостоящую, но и не поддерживающую им.

Дальше свою концепцию Томас Гексли распространил и дальше, касаясь не только собственно религий, но также и описания богов, опять же резко не утверждая их соответствие каким-то описаниям или нелепость такой идеи. С точки зрения Гексли, агностик не может утверждать какую-то первопричину жизни и вообще природы, поскольку не обладает информацией и возможностями для такого познания. Считается разумным допускать существование разных версий, обсуждать большую или меньшую вероятность какой-то, при этом даже высказывать собственные симпатии и предпочтения, однако заявлять об объективности чьей-то теоретической концепции устройства мира не представляется возможным.

Также есть версия, что понятие агностик происходит из словаря различных неверующих писателей, называющих агностиками тех, кто отрицает знание и использовали данный термин вместо привычного сейчас атеизма. Но ещё раньше до современного определения понятия оно было сформировано, как философская категория в античности и употреблялось для обозначения любого скептического настроения относительно выдвигаемых истин и моделей.

Агностик и атеист в чем разница

Атеист и агностик вместе ставят под сомнение религию и бога, поэтому многими, особенно верующими воспринимаются одинаково, но стоит развести данные понятия, так как жизненные концепции людей кардинально различаются.

Атеисты полностью отвергают идею существования любого божества, высших сил, они критикуют все религиозные взгляды и пропагандируют сухой материализм. Если искать синонимы такой жизненной концепции, то это скорее безбожник или неверующий, но не агностик.

Агностики никогда не утверждают, что божественного нет, они только постоянно указывают на недостаточность доказательств присутствия высшей силы, а те моменты, что предоставлены в качестве фактов, могут объяснить с другой позиции, только поднимая вопрос об исключительности единственного толкования. Т.е. агностики теоретически допускают присутствие бога, в отличие от радикальных взглядов атеистов.

Реальная разница в практическом проявлении таких позиций довольно формальна, ведь и агностики и придерживающиеся атеизма не верят в бога, только по причине не доказанности, а другие по причине неверия. Суть остаётся в одном – отрицание божественного. На социальном уровне к агностикам относятся лучше, чем к атеистам, более терпимо и менее критично. Служители культов будут вступать с ними в споры, ведь человек идёт на контакт, другие будут слушать их умозаключения. Это часто очень образованные люди, задающие действительно решающие судьбу вопросы, заставляющие думать других. Их выводы и сомнения не голословны, они всегда будут спрашивать, а не просто критиковать и с радостью примут ту версию, где увидят объективные данные. В этом заключается более лояльное отношение общества, ведь агностик не навязывает и не высмеивает их позицию, чем исключает оборонительную позицию.

Агностицизм является той позицией, благодаря которой возможно сохранение мира. В ситуациях, когда встречаются верующие и атеисты вражда предсказуема – церковь начинает насаждать свои законы, в ответ поднимается материалистическое сообщество, сжигающее храмы и так нарастает снежный ком противостояния. Агностик в такой ситуации подходит с вопросом, а это уже не жёсткая позиция без примирения и сотрудничества.

Известные агностики

Агностицизм, как система взглядов существовал ещё задолго о появления самого термина и поддерживался многими философами.

Иммануил Кант утверждал одновременное существование внешней реальности (окружающий мир) и внутренней (система представлений, чувствований и оценок внешнего мира человеком) реальность, причём внешняя является независимой, но вот влияет на внутреннюю. В итоге он с осторожностью относился к любым утверждениям о мире, а говорил, что знания мы получаем только опосредовано через призму собственного опыта и потом этот же опыт формирует призму преломления последующих фактов.

Дэвид Юм поддерживал идеи агностицизма, утверждая, что личность существует только в чувственном мире, где нет объективности и материальности, а соответственно реальной картиной мира обладать не может.

Беря во внимания любые научные исследования, как инструмент агностицизма Герберт Спенсер указывает на то, что всегда будут вещи и процессы, превосходящие возможности осознания и понимания. Он пытается донести до общества абсурдность попыток это всё обосновать, показывая, как упрощается модель религиозными объяснениями. В некоторых моментах критика религиозного мировоззрения такова, что она убирает чувство экзистенциальной тревоги и ежедневное ощущение бессмысленности существования, с которым всегда сталкиваются сторонники агностицизма.

Нил Тайсон является современным представителем агностицизма, говоря, что он не относится ни к одной концепции, т.к. (при любой широте взглядов) навешивает ярлык на самого человека и ограничения на его возможности познавать мир. Он всегда акцентировал внимание на том, что он ученый и выбирает объективное и доказательное знание, как базу для построения дальнейших собственных выводов. Практически все учёные любой сферы, а особенно физики и астрофизики это агностики, поскольку напрямую изучают те материи, которые для простых обывателей являются чудесами.

Чёрные дыры, странные звуки в пустой комнате, иллюзии, называемые привидениями и пустота космоса, где нет всевластного дяди с бородой – это мир агностиков, где ежедневно они видят научные и обоснованные доказательства отсутствия бога.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

О трех из десяти взрослых американцев, которые в настоящее время не религиозны Исследовательский центр провел этот анализ в рамках постоянных усилий по отслеживанию изменений в религиозном ландшафте США, включая сдвиги в религиозной принадлежности американцев и их соблюдении. Для этого исследователи изучили различные опросы, проведенные Центром с 2007 года9.0003

Самые последние данные взяты из проведенных Центром национальных справочных опросов общественного мнения (NPORS) за 2020 и 2021 годы. Эти опросы проводились онлайн и по почте среди национально репрезентативной группы респондентов, набранных с использованием выборки на основе адресов, что гарантирует, что почти все взрослые жители США имеют возможность выбора.

В этом году исследование проводилось с 29 мая по 25 августа 2021 года.

Оценки за 2007 и 2014 годы взяты из исследования религиозного ландшафта Исследовательского центра Пью, которое ежегодно опрашивало примерно 35 000 взрослых американцев по телефону. Все остальные оценки за 2019 г.и более ранние поступают из других телефонных опросов со случайным набором цифр, в основном из политических опросов Центра. Все данные взвешены, чтобы быть репрезентативными для взрослого населения США по полу, расе, этнической принадлежности, возрасту, образованию и другим категориям.

Для получения дополнительной информации см. методологию, которая включает вопросы, использованные в этом отчете.

Секуляризационные сдвиги, очевидные в американском обществе до сих пор в 21 веке, не показывают никаких признаков замедления. Последнее исследование религиозного состава США, проведенное исследовательским центром Pew Research Center, показало, что доля нерелигиозного населения на 6 процентных пунктов выше, чем пять лет назад, и на 10 процентов выше, чем десять лет назад.

Христиане по-прежнему составляют большинство населения США, но их доля во взрослом населении в 2021 году на 12 пунктов ниже, чем в 2011 году. имеет тенденцию к снижению, как и доля тех, кто говорит, что религия «очень важна» в их жизни.

В настоящее время примерно трое из десяти взрослых американцев (29%) являются «нерелигиозными» — людьми, которые называют себя атеистами, агностиками или «никем в частности», когда их спрашивают об их религиозной принадлежности. Самоидентифицированные христиане всех мастей (включая протестантов, католиков, членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и православных христиан) составляют 63% взрослого населения. Христиан сейчас больше, чем религиозных «неверующих», в соотношении немногим более двух к одному. В 2007 году, когда Центр начал задавать свой нынешний вопрос о религиозной идентичности, количество христиан превышало число «неверующих» почти в пять раз (78% против 16%).

Недавний упадок христианства сконцентрирован среди протестантов. Сегодня 40% взрослого населения США составляют протестанты, группа, которая в широком смысле включает неконфессиональных христиан и людей, называющих себя «просто христианами», наряду с баптистами, методистами, лютеранами, пресвитерианами и членами многих других конфессиональных семей. Доля протестантов в населении снизилась на 4 процентных пункта за последние пять лет и снизилась на 10 пунктов за 10 лет.

Для сравнения, доля католиков в населении, которая снижалась в период с 2007 по 2014 год, в последние годы оставалась относительно стабильной. По состоянию на 2021 год 21% взрослых американцев считают себя католиками, что соответствует доле католиков в населении в 2014 году. В настоящее время 60% протестантов отвечают «да» на вопрос, считают ли они себя «возрожденными христианами или евангельскими христианами», а 40% отвечают «нет» или отказываются отвечать на вопрос.

Этот образец существует как среди белых, так и среди черных протестантов. Среди белых протестантов 58% теперь отвечают «да» на вопрос, считают ли они себя возрожденными или евангельскими христианами, по сравнению с 42%, которые отвечают «нет» (или отказываются отвечать на вопрос). Среди чернокожих протестантов евангелистов вдвое больше, чем неевангелистов (66% против 33%).

В целом доля как евангелистских, так и неевангелических протестантов в населении сократилась, поскольку процент взрослого населения США, отождествляющего себя с протестантизмом, снизился. Сегодня 24% взрослых американцев считают себя рожденными свыше или протестантами-евангелистами, что на 6 процентных пунктов меньше, чем в 2007 году. За тот же период также произошло 6-процентное снижение доли взрослых протестантов, которые не родились. снова или евангелический (от 22% до 16%).

Это одни из основных результатов последнего Национального справочного исследования общественного мнения (NPORS), проведенного исследовательским центром Pew Research Center с 29 мая по 25 августа 2021 года. NPORS — это ежегодное исследование (впервые проведенное в 2020 году), которое проводится онлайн и на бумаге (по почте) среди национально репрезентативной группы респондентов, выбранных с использованием выборки на основе адресов из файла последовательности доставки Почтовой службы США. Центр использует NPORS для получения контрольных оценок нескольких характеристик населения США, включая политическую и религиозную принадлежность американцев. Читатели, интересующиеся дополнительными подробностями о NPORS, могут найти их в майском отчете 2021 года «Как исследовательский центр Pew использует свой национальный справочный опрос общественного мнения (NPORS)».

NPORS 2021 также спрашивали респондентов, как часто они молятся и насколько важна религия в их жизни. Сегодня менее половины взрослых американцев (45%) говорят, что молятся ежедневно. Напротив, почти шесть из десяти (58%) сообщили, что молятся ежедневно в исследовании религиозного ландшафта 2007 года, как и 55% в исследовании ландшафта 2014 года. Примерно треть взрослых американцев (32%) сейчас говорят, что молятся редко или никогда не молятся, по сравнению с 18%, заявившими об этом в 2007 году.

их жизнь немного сложнее точно измерить. В то время как показатели религиозной идентичности и частоты молитв, полученные в ходе самостоятельных опросов (таких как NPORS), можно напрямую сравнивать с оценками, полученными в ходе опросов, проводимых интервьюерами (например, более ранние телефонные опросы Центра), самостоятельные опросы могут давать несколько более низкие оценки. важности религии по сравнению с опросами, проводимыми интервьюерами. (Дополнительное обсуждение вопроса о том, можно ли и каким образом сравнивать религиозные показатели телефонных опросов с показателями самостоятельных опросов, см. в «Измерение религии в панели американских тенденций исследовательского центра Пью».)

Тем не менее, имеющиеся данные показывают, что американцы становятся менее религиозными и по этому показателю. Телефонные опросы со случайным набором цифр (RDD), проведенные в 2017 и 2019 годах, показали, что меньше взрослых американцев говорят, что религия «очень важна» в их жизни, по сравнению с предыдущими телефонными опросами. А NPORS 2021 года обнаружил, что 41% взрослых американцев теперь говорят, что религия «очень важна» в их жизни, что на 4 пункта ниже, чем NPORS 2020 года, и значительно ниже, чем все предыдущие показания RDD Центра по этому вопросу.

Измерение религии в опросах с использованием различных методов

В этом анализе сравниваются результаты опросов, проведенных с использованием различных «режимов» сбора данных. Оценки за 2009–2019 годы основаны на телефонных опросах со случайным набором цифр (RDD), режиме , управляемом интервьюером , в котором живой человек задает вопросы по телефону. Оценки за 2020 и 2021 годы основаны на опросах, проведенных онлайн и по почте среди респондентов, набранных с помощью адресной выборки, самоуправляемый режим , в котором респондент отвечает на вопросы в письменной форме, на бумаге или в Интернете.

Предыдущие исследования показывают, что оценки религиозной идентичности и частоты молитв, полученные Исследовательским центром Пью на основе самостоятельных опросов, можно напрямую сравнивать с оценками опросов, проводимых интервьюерами. Немного менее ясно дело обстоит с оценками важности религии; самостоятельные опросы могут дать несколько более низкие оценки доли людей, считающих религию важной частью своей жизни. Значительное сокращение доли американцев, считающих, что религия очень важна для них, можно интерпретировать как показатель продолжающегося упадка религиозности в стране, хотя прямые сравнения следует интерпретировать с осторожностью.

С другой стороны, оценки посещаемости религиозных обрядов, полученные в результате самостоятельных опросов, несопоставимы с оценками, полученными в ходе телефонных опросов. Самостоятельно проводимые опросы дают гораздо более низкие оценки доли регулярно посещающих религиозные службы, чем опросы RDD. Следовательно, в этот отчет включены оценки посещаемости религиозных обрядов только из недавних самостоятельных опросов Центра, без сравнения с более ранними оценками RDD.

Для получения более подробной информации о сравнении показателей религии в опросах, проводимых интервьюерами, и опросах, проводимых самостоятельно, см. отчет Центра за 2021 год «Измерение религии в панели американских тенденций исследовательского центра Pew».

Среди других основных выводов NPORS 2021 года: по крайней мере один раз в неделю и 7%, которые посещают один или два раза в месяц. Эти цифры аналогичны 2020 году, когда 33% сообщили, что посещают религиозные службы не реже одного или двух раз в месяц. 1 (В отличие от данных о религиозной идентичности, частоте молитв и важности религии, оценки посещаемости религиозных обрядов по данным НПОИС, которые проводятся онлайн и на бумаге, несопоставимы с оценками, полученными в ходе более раннего телефонного опроса Центра. анализ того, как результаты NPORS можно сравнивать с данными телефонных опросов, см. в отчете Центра за январь 2021 г. «Измерение религии в панели американских тенденций исследовательского центра Pew».)

  • Более шести из десяти чернокожих протестантов (63%) говорят, что посещают религиозные службы по крайней мере один или два раза в месяц, при этом ежемесячная посещаемость достигает 70% среди чернокожих протестантов-евангелистов. Целых 56% белых протестантов-евангелистов также говорят, что посещают религиозные службы не реже одного раза в месяц. Регулярное религиозное посещение гораздо менее распространено среди католиков США (35% из которых говорят, что посещают ежемесячно или чаще) и белых протестантов, которые не являются рожденными свыше/евангелами (28%). А частое посещение религиозных обрядов почти неслыханно среди «неверующих»9.7% из них говорят, что посещают несколько раз в год или реже. (Хотя NPORS включает респондентов из многих религиозных групп, включая иудеев, мусульман, индуистов, буддистов и других, в выборке не было достаточно интервью с членами этих религиозных групп, чтобы отдельно сообщить об их религиозной практике. Тем не менее, исследовательский центр Pew Research Center провел несколько опросов, специально разработанных для описания характеристик этих и других относительно небольших религиозных общин в Соединенных Штатах, см., например, «Американские евреи в 2020 году» и «Американские мусульмане обеспокоены своим местом в обществе, но продолжают верить в американское мечта»)
  • Восемь из десяти самопровозглашенных возрожденных/евангелистов-протестантов (79%) говорят, что молятся каждый день, в том числе 76% белых евангелистов и 81% черных евангелистов. Точно так же большое количество рожденных свыше/евангелистов-протестантов говорят, что религия «очень важна» в их жизни. Для сравнения, гораздо меньше протестантов, которые не являются рожденными свыше/евангелами, и католиков говорят, что молятся ежедневно и что религия очень важна в их жизни. Большинство «нерелигиозных» говорят, что они редко или никогда не молятся (71%) и что религия не слишком или совсем не важна в их жизни (78%).
  • В дополнение к 63% взрослых американцев, которые идентифицируют себя как христиане, NPORS 2021 года обнаруживает, что 6% взрослых идентифицируют себя с нехристианскими верованиями. Сюда входят 1% тех, кто называет себя евреем, 1% мусульманином, 1% буддистом, 1% индуистом и 2% исповедующим широкий спектр других религий. (Хотя 1% респондентов NPORS идентифицируют себя с иудаизмом как религией, более масштабный и всесторонний опрос евреев США, проведенный Pew Research Center в 2020 году, показывает, что 1,7% взрослых американцев идентифицируют себя как евреи по религии.)
  • Все подгруппы, которые вместе составляют религиозные «ноне», со временем выросли. В NPORS 2021 года 4% респондентов называют себя атеистами (по сравнению с 2% в 2011 году) и 5% называют себя агностиками (по сравнению с 3% десять лет назад). Каждый пятый взрослый американец (20%) теперь описывает свою религию как «ничего особенного», по сравнению с 14%, которые говорили это 10 лет назад.
  • американцев все чаще отвергают религию, так как политики в Пенсильвании отвергают атеистов и агностиков

    Когда будет написан некролог христианству в Америке, дело Филдс против спикера Палаты представителей Пенсильвании заслужит хотя бы сноску.

    В этом приговоре федеральный суд постановил, что Законодательное собрание Пенсильвании может приглашать приглашенных капелланов для вознесения вступительных молитв, в то же время запрещая атеистам произносить светские призывы. Ясно, что намерение и результат состоит в том, чтобы поддержать христианство: хотя в здании штата было несколько символических представителей других религий, подавляющее большинство законодательных молитв — более 90 процентов — дано христианским духовенством.

    Это катастрофическое решение. Он относит пенсильванских атеистов и агностиков к статусу второго сорта, лишая их равных возможностей перед законом и закрывая доступ к избранным должностным лицам, которые должны их представлять. Это определение религиозного теста, что прямо запрещено Конституцией США. В постановлении суда эти доводы были обойдены, и в нем утверждалось, что законодательная молитва проходит проверку только из-за «исторической традиции», абсурдный аргумент, который подразумевает, что нарушения конституции допустимы, если они продолжаются достаточно долго.

    Тем не менее, у меня есть сообщение для религиозных консерваторов, которые аплодируют: будьте осторожны со своими желаниями. Чем сильнее будут переплетены государство и церковь, тем хуже будет для церкви.

    Конечно, поскольку я атеист, меня могут обвинить в том, что я даю этот совет недобросовестно. Апологеты могут сказать, что христианство находится на пороге возрождения и что я пытаюсь саботировать их в момент их триумфа.

    На это я говорю: Вы видели Европу в последнее время?

    Европа веками привязывала церковь к государству, но вместо того, чтобы помочь церкви, эта связь истощила ее жизненные силы. Христианство как вера находится на жизнеобеспечении на всем континенте. Более чем в дюжине стран общины сокращаются и стареют; абсолютное большинство молодежи не исповедует никакой религиозной веры. Пустующие церкви превращаются в книжные магазины, спортзалы, пабы и катки.

    Америка идет той же дорогой. Хотя у нас пока нет официально установленной религии, Республиканская партия тесно привязала христианство к узкопартийному и консервативному набору политических приоритетов. Последние несколько десятилетий они настаивали на том, что быть христианином означает политически противостоять правам ЛГБТК, репродуктивному выбору и науке, а также поддерживать войну и снижение налогов для богатых.

    Совсем недавно евангелисты «за семью» в 90-х выступили с громоподобными разоблачениями признанной неверности президента Билла Клинтона, а после последних президентских выборов почти поклонились президенту-республиканцу, который дважды разведен, хвастался сексуальным насилием над женщинами. и якобы платил деньги за молчание, чтобы скрыть свои дела. Теперь некоторые христианские лидеры еще больше приветствуют разделение семей иммигрантов, особенно на границе, а также жестокое обращение с лицами, ищущими убежища, требуя, чтобы границы были захлопнуты, чтобы не допустить туда усталых, бедных и сбившихся в кучу тоскующих масс. дышать свободно.

    Когда такие христианские лидеры громко настаивают на том, что вы не можете быть христианином, если не голосуете за республиканцев или если вы не согласны с какой-либо частью этой программы, люди действуют соответственно. Они замечают очевидное лицемерие, разочаровываются и цинично относятся к притязаниям религии на моральное превосходство и направляются к выходу. И демография это подтверждает.

    Соединенные Штаты идут по тому же пути религиозного отторжения, что и Европа. Менее трети американцев говорят, что еженедельно посещают церковь, и рекордно низкий процент людей говорит, что они доверяют организованной религии. Членство в двух крупнейших христианских конфессиях, южных баптистах и ​​католиках, сократилось до минимума за несколько десятилетий. Между тем число нерелигиозных людей растет. Впервые они заняли первое место среди религиозных демографических групп.

    Увядание христианства особенно заметно среди молодежи. Миллениалов называли «наименее христианским поколением в американской истории», пока следующее поколение, многообещающее поколение Z, не отняло у них этот титул. По данным исследовательской компании Barna Research, лишь 4 процента подростков придерживаются того, что они определяют как «библейское» мировоззрение. Консервативный комментатор Питер Венер цитирует своего друга, который сокрушается: «Мы теряем целое поколение. Они просто ушли. Это одна из худших вещей, которые могут случиться с церковью».

    И тем не менее, мы по-прежнему получаем постановления вроде Филдса в Пенсильвании, отдающие предпочтение религии (и де-факто христианству) превыше всего.

    С новым консервативным большинством в Верховном суде маловероятно, что решение будет отменено, а это означает, что мы можем ожидать, что другие штаты последуют примеру Пенсильвании и предоставят христианам особые привилегии. Но правительственный фаворитизм не остановит упадок религиозности американцев; это ускорит его. Как показывает пример Европы, когда церкви поддерживаются государством, люди теряют интерес к добровольному следованию религии.

    В погоне за мирской властью и господством американские церкви, особенно консервативные, отказались от морального авторитета, которым они когда-то обладали.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts