Агностицизм в философии это кратко: АГНОСТИЦИЗМ – Краткий словарь по философии – Философия. Основные понятия о философии

Агностицизм в философии: кратко

Среди представителей различных философских школ одним из самых спорных вопросов является существование бога. Агностицизм в философии — направление, утверждающее, что мир непознаваем. Его представители утверждают, что ответить на вопрос о существовании бога невозможно. По мнению агностиков, познавательные способности человека ограничены и некоторые области знаний не могут быть изучены или возможность для их изучения появится в будущем.

История термина

Термин «агностицизм» впервые был предложен для использования в научных кругах Т. Гексли. Английский зоолог, получив предложение присоединиться к «Метафизическому обществу», впервые всерьез задумался о своем отношении к богу и религии. Не найдя термина, который бы точно описывал его ощущения, ученый выбрал новое слово, которое, по его мнению, описывало его мироощущение.

Агностик в представлении Гексли — это человек, который не приемлет религиозных догм. Он не верит в существование ни одного из богов, поскольку оно не доказано научно. Но также допускает, что человечество сможет познать богов в будущем, или доказать, что богов не существует.

П. Кропоткин трактует историю термина по-своему. Он утверждает, что впервые его стали употреблять неверующие писатели, любившие собираться небольшой группой у Д. Ноульса, издателя журнала «Девятнадцатый век». Они предпочли отказаться от определения «атеист», предпочтя «агностик» — отрицающий гнозу.

Первые упоминания агностицизма встречаются в работах философов античного периода. О невозможности проверки и доказательства существования богов рассуждал софист Протагор и древнеиндийский философ Санджая. Он также сомневался в возможности доказать существование загробной жизни.

Связь агностицизма и религии

Агностицизм ошибочно считают религиозным верованием. Но это неверное понимание сути направления. Учение агностиков не отрицает существование богов, но не считает религии достоверным источником знаний о высшем первоначале. Оно отрицает возможность доказать истинность утверждений с помощью рационального подхода, которым руководствуются ученые в процессе изучения любой гипотезы.

Агностик может верить в бога, но быть приверженцем конкретной религии — нет. Догматические религии не оставляют места для сомнения, и противоречат агностическому убеждению в невозможности познания мира. Поэтому вера в бога может быть только неопределенной верой в идею, а не конкретный объект.

В некоторых религиях, определение бога дается кратко или не дается вообще. В буддизме и даосизме отсутствие персонифицированного бога позволяет избегать конфликта между религией и агностицизмом.

Направление в философии

В философии агностицизм как направление возник в 19 веке. Этот термин использовали для трактовки взглядов позитивистов. Они стремились избавить философию от заблуждений, и создать прочную структуру, основанную на знании. Все доказательства существования бога позитивисты считали несущественными, поскольку их нельзя было проверить на практике.

Позитивисты допускали существование высшего начала или нескольких начал, поэтому не относили себя к атеистам. Они стремились найти факты, которые подтвердили бы религиозные догмы или привели к новому пониманию божественного. Некоторые ученые верили, что возможность доказать или опровергнуть существование бога появится у ученых будущего и сформировали новое направление в философии, существующее на стыке науки и религии.

Подкатегории агностицизма

В агностицизме выделяют 4 подкатегории:

  1. Слабый. Для сторонников слабого или временного агностицизма вопрос изучения бога не имеет ответа. Они убеждены, что человеческому разуму подобное не доступно.
  2. Сильный. Его также называют абсолютным или строгим. Агностики этого направления считают доказательство существования или несуществования бога невозможным, поскольку ни одну из теорий нельзя проверить.
  3. Безразличный. Приверженцы безразличного направление считают сам вопрос существования или несуществования бога не существенным. Оно основано на убеждении, что ни у теистов ни у атеистов нет убедительных доказательств, поэтому эту тему бессмысленно рассматривать.
  4. Игностицизм. Представителей этого направления интересует не только сама возможность существования бога. В первую очередь ни стремятся дать точное определение понятию «бог». Пока в научном сообществе не будет четкого определения для объекта исследования, начать его изучение невозможно.

Зачастую агностики не присоединяются к конкретной группе, называя себя просто агностиками, без уточнений.

Особенности агностицизма Канта

Кант сформулировал основное понимание агностицизма, как направление, изучающее разницу между априорным знанием, и информацией, полученной опытным путем. Философ полагал, что некоторые сферы науки нельзя проверить с помощью основного рационального метода познания — эксперимента. Поэтому ни одно убеждение нельзя воспринимать как истину.

В результате своих рассуждений Кант пришел к выводу, что предметы обладает двойственностью. Их отдельные свойства можно изучить с помощью органов чувств: человек может определить вес, цвет и размер предмета без дополнительных приборов. Но их скрытые характеристики без специального оборудования изучить нельзя. В науке всегда будут оставаться спорные явления, которые до конца понять невозможно.

Агностицизм как мировоззрение

Агностицизм — не просто особое отношение к вопросу веры и религии, это отдельный вид мировоззрения, находящийся между верой в сверхъестественное и научным взглядом на мир. Для агностичекого подхода важно допускать существование бога, но подвергать сомнению любые доказательства его существования.

Агностическая этика не допускает догматизма. Это не отдельная парадигма, а интеллектуальная позиция. Каждый, кто причисляет себя к агностикам, должен рассматривать религию с позиции логики. Быть агностиком — значит быть скептиком. Представителей каждой философской школы, основанной на идее отрицания абсолютного познания, можно причислить к агностикам. При этом сами учения могут кардинально отличаться друг от друга.

Знаменитые агностики

Среди представителей агностицизма можно выделить Протагора, Канта и Юма — крупнейшего шотландского философа. Среди современников Юм прославился своей политической и дипломатической деятельностью. Юм служил дипломатом в британском посольстве во Франции, и помимо основной работы занимался написанием научных трудов. Он издал фундаментальное собрание сочинений — сборник «История Англии», который быстро распространился по всем странам Западной Европы.

Под влиянием распространившихся среди интеллектуальной элиты взглядов Юма, сформировалось следующее поколение агностиков:

  • А. Смит;
  • О. Конт;
  • О. Конт;
  • Б. Рассел.

По утверждению Юма, познание должно основываться на ощущениях и опыте. Философ также допускал существование внеопытного знания, классическим типом которого называл математику. Математическая наука появилась в результате деятельности сознания, а оно, в отличие от восприятия, субъективно.

В научном мире агностик — не практик, а наблюдатель. Он может вступать в дискуссии с представителями разных направлений, но не занимать конкретную позицию. Для современной науки скептический подход крайне важен. Он позволяет научному подходу развиваться и прогрессировать. Агностицизм — не целостная концепция, а один из способов познания мира, который никогда не приведет к конечному результату.

42. Агностицизм

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — позиция, существующая в

философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира[1].

Агностицизм возник в конце XIX в., как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

Кроме философского агностицизма существует агностицизм теологический и научный. В теологии

агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры (религии), считая её некой светской шкалой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения[2]. Научный агностицизм существует, как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.

[Править] История

Томас Генри Хаксли

Термин был введён в употребление английским биологом, профессором Томасом Генри Хаксли в 1869 году[1], когда «Метафизическое общество» предложило Хаксли стать участником его заседаний[3].

«Когда я достиг интеллектуальной зрелости, — пишет Хаксли, — и начал задаваться вопросом, кто же я — атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек — я пришел к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего»[4]. По его определению, агно́стик — это человек, отказавшийся от связанной с богами веры и убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Гамильтона[уточнить], Джорджа Беркли, Давида Юма и др.

Свой вариант происхождения этого термина приводит П. А. Кропоткин[5]: «Слово „агностики“ впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век“ („Nineteenth Century“) Джеймса Ноульса (

James Knowles), которые предпочли название „агностиков“, то есть отрицающих гнозу, названию атеистов».

Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности у софиста Протагора, а также в античном скептицизме.

[Править] Виды агностицизма

  • Скептицизм;

  • Релятивизм;

  • Иррационализм;

[Править] Отношение к религиям

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов, вечной жизни, и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей (отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких сущностей рациональным путём). Поэтому агностик может верить в бога, но не может быть приверженцем догматических религий (как христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о

непознаваемости мира — агностик, если и верит в бога, то лишь в рамках допущения возможности его существования, зная, что может ошибаться, так как считает приводимые аргументы в пользу существования или несуществования бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу.

В то же время, некоторые религии изначально не имеют персонифицированного бога, это прежде всего буддизм и даосизм, что устраняет основной конфликт религии и агностицизма.

Значение Агностицизм и прагматизм

%PDF-1.5 % 1 0 объект > >> эндообъект 7 0 объект /CreationDate (D:20200622120017+08’00’) /Creator (LaTeX с пакетом гиперссылки) /Ключевые слова (агностицизм; теизм; атеизм; религиозный язык; истина; смысл; прагматизм) /ModDate (D:20200908122207+03’00’) /PTEX.Fullbanner (Это pdfTeX, версия 3.14159265-2.6-1.40.18 \(TeX Live 2017/W32TeX\) kpathsea версия 6.2.3) /Производитель (pdfTeX-1.40.18) /Предмет /Название (имеется в виду агностицизм и прагматизм) /В ловушке /Ложь >

> эндообъект 2 0 объект > транслировать приложение/pdf
  • Сами Пильстрём
  • В этой статье предлагается переосмыслить агностицизм, сделав шаг на метауровень, исследуя агностицизм не как эпистемологическую позицию в отношении выбора между теизмом и атеизмом, а как позицию по вопросу о когнитивной осмысленности и/или истинности религиозный дискурс. Утверждается, что этот «метауровень», означающий агностицизм, на самом деле может быть привлекательным выражением определенного религиозного отношения. В то время как прагматики, такие как Уильям Джеймс, утверждали, что (эпистемический) агностицизм практически сводится к атеизму, это означает, что агностицизм на метауровне может фактически быть прагматической позицией, сосредоточенной на нашем человеческом состоянии и его пределах. Также кратко рассматриваются дополнительные вопросы, такие как отношения между агностицизмом и спорами о теодизме и антитеодизме относительно проблемы зла и страдания.
  • Значение Агностицизм и прагматизм
  • 2020-06-22T12:00:17+08:00LaTeX с пакетом Hyperref2020-09-08T12:22:07+03:002020-09-08T12:22:07+03:00агностицизм; теизм; атеизм; религиозный язык; правда; значение; pragmatismpdfTeX-1.40.18FalseЭто pdfTeX, версия 3.14159265-2.6-1.40.18 (TeX Live 2017/W32TeX) kpathsea версия 6.2.3uuid:0dea3335-6f87-4e98-808d-abefb528e33fuuid:49 8f523d-cc88-44cf-8306-71756bdad4db конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект >> эндообъект 11 0 объект >> эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 1] /ПРИВЕТ /Прямо [75,539 757,64 207,3 793,648] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 19 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 1] /ПРИВЕТ /Rect [474,736 757,64 519,737 793,648] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 20 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 1] /ПРИВЕТ /Прямо [466,564 640,527 518,801 659. 527] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 21 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 0] /ПРИВЕТ /Rect [440,042 116,482 465,779 126,389] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 22 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 0] /ПРИВЕТ /Rect [465,643 116,482 483,257 126,389] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 23 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 0] /ПРИВЕТ /Прямо [92,05 88,089 118,599 97,996] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 24 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 0] /ПРИВЕТ /прямо [118,533 88,089136,147 97,996] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 25 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 0] /ПРИВЕТ /Прямо [463,259 68,572 490,31 79,067] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 26 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 0] /ПРИВЕТ /Прямо [490,31 68,572 508,242 79,067] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 27 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 1] /ПРИВЕТ /Rect [168,741 38,684 239,946 50,141] /Подтип /Ссылка /Тип /Аннот >> эндообъект 28 0 объект > /Граница [0 0 0] /С [0 1 1] /ПРИВЕТ /Прямо [400,337 38,684 519R$҉) ,BRovf||EmcJit~8dփ}j`g !ok`

    Спецвыпуск: Агностицизм в XXI веке

    Уважаемые коллеги,

    С начала XXI века медленно, но неуклонно растущий интерес к агностицизму. Это важное событие по нескольким причинам. Во-первых, многие, особенно в западном мире, чувствуют, что не могут однозначно отождествить себя ни с одной из основных альтернатив, теизмом или атеизмом (см., например, Taylor, 2007). Однако по сравнению с этими альтернативами исследования агностицизма все еще недостаточны. Возможные объяснения нехватки исследований могут заключаться в том, что агностицизм слишком часто ассоциировался с атеизмом или что его узко определяли как отсутствие веры в конкретного Бога Совершенного Бытия Теизма. Другими словами, основное внимание уделялось воздержанию от суждений о том, существует ли совершенно хороший, всеведущий и всемогущий Бог.

    Целью настоящего выпуска является продолжение важной работы по агностицизму, особенно для расширения этой области исследований. Мы приветствуем статьи по всем вопросам, касающимся агностицизма, но особенно статьи, касающиеся следующих широко истолковываемых и взаимосвязанных областей исследований:

    Понимание агностицизма

    Центральная область исследований касается того, как мы можем определить или понять агностицизм. Является ли агностицизм верой, неверием или, скорее, отказом верить или не верить? Можем ли мы думать об агностицизме как об отношении, как о предложении или и о том, и о другом (см., например, Draper 2022)? Следует ли проводить важное различие между агностицизмом, скептицизмом и, что, возможно, более важно, атеизмом?

    Разновидности агностицизма

    Литература по агностицизму часто фокусируется на теизме Бога Совершенного Бытия. Однако другие концепции Бога, как, например, пантеистические и панентеистические концепции Бога, могли бы позволить нам сформулировать другие разновидности агностицизма. Существуют также как исламские, так и христианские традиции, которые поддерживают апофатическое понимание Бога и представляют Бога невыразимым, за пределами нашего понимания или, по крайней мере, до некоторой степени скрытым. Можно ли с учетом этих традиций сформулировать апофатические формы агностицизма? Могут ли быть интересные формы, например, буддийского агностицизма, которые, помимо отрицания или приостановки веры в богов, приостанавливают суждения, например, о карме? Как насчет более широких версий агностицизма, которые сосредоточены, например, на ультимизме Джона Шелленберга (точка зрения, которую Шелленберг назвал «новым агностицизмом») или етизме Джеймса Эллиота (см. Шелленберг, 2013 и Эллиот, 2017)? Существуют ли другие версии агностицизма столь широкого толкования, достойные нашего рассмотрения?

    Оправдание агностицизма

    Третье важное направление исследований касается того, можем ли мы оправдать агностицизм и как. Можно ли считать агностицизм позицией по умолчанию? Оправдана ли идея только одной позиции по умолчанию, которую каждый должен принять с самого начала? Уравновешивают ли друг друга соответствующие свидетельства за или против существования Бога или богов? Поддерживают ли сами по себе религиозные и доказательные разногласия агностицизм? Должен ли рациональный агностик объяснять, почему он не атеист, имея ответы, например, на аргументы, исходящие от зла ​​или божественной тайны (см., например, Jonbäck 2022)? Ответы на подобные вопросы, по-видимому, зависят от того, как понимать агностицизм и рассматриваемую разновидность агностицизма.

    Агностицизм и религиозность

    Агностицизм часто ассоциируется не только с атеизмом, но и со светским (нерелигиозным) образом жизни. Однако, если агностик не верит в богов, но рассматривает существование Бога или богов как живую возможность, может или должен агностик вести религиозный образ жизни? Должен ли агностик надеяться, что Бог существует, и вести религиозную жизнь, основанную на этой надежде? Как мы должны истолковывать или понимать то, что Гэри Гаттинг назвал «религиозным агностицизмом» (см. Gutting, 2013)? Как мы можем сравнить аксиологическую ценность теизма и других мировоззрений, чтобы сформировать суждение о том, на что надеяться (см., например, Kraay 2018 и Lougheed 2020)?

    Дрейпер, Пол (2022), «Атеизм и агностицизм», в Эдварде Н. Залте (ред.), Стэнфордская философская энциклопедия . Онлайн: https://plato.stanford.edu/archives/sum2022/entries/atheism-agnosticism.

    Эллиот, Джеймс (2017), «Сила смирения в скептической религии: почему иетизм предпочтительнее ультимизма Дж. Л. Шелленберга». Религиоведение 53, вып. 1, стр. 97–116.

    Гаттинг, Гэри (2013), «Религиозный агностицизм» Философские исследования Среднего Запада 37, вып. 1, стр. 51–67.

    Йонбек, Фрэнсис (2022), «Скептический агностицизм» Международный журнал по изучению скептицизма . Онлайн перед печатью: https://brill.com/view/journals/skep/aop/article-10.1163-22105700-bja10026/article-10.1163-22105700-bja10026.xml.

    Краай, Клаас (2018), Имеет ли значение Бог. Очерки аксиологических последствий теизма (Нью-Йорк: Рутледж).

    Lougheed, Kirk (2020), Аксиологический статус теизма и других мировоззрений (Чам: Пэлгрейв Макмиллиан).

    Шелленберг, Джон (2013), «Восхваление строгой экономии: ответ Форресту». София 52, № 4, стр. 695–700).

    Тейлор, Чарльз (2007), Светская эпоха (Кембридж, Массачусетс: Издательство Белкнап издательства Гарвардского университета).

    Д-р Фрэнсис Йонбек
    Приглашенный редактор

    Информация о подаче рукописи

    Рукописи должны быть представлены на сайте www.mdpi.com путем регистрации и входа на этот сайт. После регистрации нажмите здесь, чтобы перейти к форме отправки. Рукописи можно подавать до истечения срока. Все материалы, прошедшие предварительную проверку, рецензируются экспертами. Принятые статьи будут постоянно публиковаться в журнале (как только они будут приняты) и будут перечислены вместе на веб-сайте специального выпуска. Приглашаются исследовательские статьи, обзорные статьи, а также короткие сообщения. Для планируемых статей в редакцию можно отправить название и краткую аннотацию (около 100 слов) для размещения на сайте.

    Представленные рукописи не должны быть опубликованы ранее или находиться на рассмотрении для публикации в другом месте (за исключением материалов конференции). Все рукописи тщательно рецензируются в процессе двойного слепого рецензирования. Руководство для авторов и другая необходимая информация для подачи рукописей доступны на странице Инструкции для авторов. Philosophies — международный рецензируемый журнал с открытым доступом, выходящий раз в полгода, издаваемый MDPI.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts