Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Библиографическое описание:Тимошок, А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста / А. В. Тимошок. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2395/ (дата обращения: 30.01.2023).
Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведением остаётся для них чрезвычайно важной.
Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе 2, с. 117. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.
Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями и т.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.
К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2-х – 3-х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д. Лисина, В.С. Мухина, Л.Д. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.
В этот период конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии 1, с. 107.
Как отмечает И.А.Фурманов, что в этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию – ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей.
Однако если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.
А. Фромм, указывает на существование феномена “перенесения”, который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом, прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний.
Ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.
Проблема агрессивности в младшем дошкольном возрасте совпадает с кризисом трех лет.
Как считал Д.Б. Элькомн, кризис трех лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис своего “Я”. Л.С. Выготский указывал, что в данных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становиться трудным для взрослых. Благодаря этому, создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого времени. Из “беби”, которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотичное, так что сразу весь его облик в семье меняется.
В кризисе трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают в мире детской жизни. Детский мир из мира ограниченного, с точки зрения взрослых, что обуславливается неразвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями.
С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой – слабая саморегуляция. И от нас взрослых, особенно родителей, требуется быть еще более внимательными и сочувствующими ребенку в этот период времени, т.е. отнестись к нему с пониманием.
В этот период детства родители “консолидируются” и все вместе начинают подавлять “самоутверждение ребенка”.
От детей требуют соответствия родительским представлениям о поведении. А эти представления подразумевают полную “покорность”. Но, несмотря на то, что преобладают негативные отношения с взрослыми, дети, все-таки, постоянно стремятся к установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И, если эти взаимоотношения не удовлетворяют ребенка, у него возникают глубокие аффективные переживания, которые ведут либо к значительному снижению активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности по отношению к ним. В этом случае мы говорим о непонимании родителями своего ребенка, его трудного периода. И это непонимание выражается применением физической силы и грубости по отношению к “своему милому беби”.
Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком, и друг с другом из-за его воспитания. А в этом случае, при воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в семье у ребенка культивируется и усиливается неумение сдерживать непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность. Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшее окружение – сверстников.
Несмотря на всю активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения пространства окружающего мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в этом деле они вполне могут обойтись без квалифицированной помощи взрослых.
Все формы (и типы поведения) агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на неё в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей. Реакция в виде агрессивного поведения, вероятно, приводится в действие врождёнными механизмами, некой внутренней мотивирующей силой.
Существуют две главные формы агрессии, с которыми приходится сталкиваться родителям. Первая – недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Другая форма – враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Деструктивная враждебность вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Под воздействием чрезмерного дистресса или боли возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля.
Родителям нужно знать, что существуют возможности модификации возникающей у ребёнка враждебности. Они в основном зависят от того, насколько благоприятны отношения между ребёнком и родителями. Любовь и добро, позитивная эмоциональная атмосфера взаимоотношений помогут ребёнку избежать значительных испытаний, боли и сохранить эмоциональное благополучие.
Всё разнообразие взаимодействий между родителями и детьми может быть распределено по группам. Выделено родителями и детьми, положительная сторона которых может быть усилена, а чрезмерная враждебность – смягчена.
1. Помощь в преодолении чувства чрезмерного неудовольствия. Это помощь ребёнку, когда он находится на грани мобилизации враждебности. Наилучший период проработки враждебности ребёнка, вне зависимости от того, избыточна она или нет, – ранняя стадия её генерации.
2. Разрешить ребёнку быть в разумных пределах независимым означает делать дом безопасным и пригодным для удовлетворения любознательности ребёнка, создать «детоустойчивый» дом. Маленькие исследователи с огромным удовольствием и энергией осваивают новую для них среду. Это удовольствие, однако, можно легко испортить, превратив, по сути, в неудовольствие, если исследовательская активность ребёнка постоянно ограничивается.
3. Установление ограничений часто является камнем преткновения в отношениях между родителями и ребёнком. Заботясь об интересах ребёнка, родители без особой необходимости устанавливают жёсткие рамки запретов, которые вызывают в ребёнке протест, а значит, создают почву для мобилизации враждебности. Избирательность волеизъявления родителей при установлении ограничений, разумное регулирование конфликтов помогают избегать проявлений гнева, а также и чувства вины, если гнев не сдерживался.
4. Обучение ребёнка тому, как справляться с раздражением и выражать его разумными и приемлемыми средствами, – это ключевая задача воспитания. Враждебно настроенный ребёнок не есть «воплощение зла», его агрессивность – результат неумения сдерживать свои эмоции, неумение приемлемыми средствами выразить своё неудовольствие и раздражение. Помогая ребёнку выразить те чувства, которые ему в тягость, родители обеспечивают ему защиту и поддержку.
5. Преодоление вспышек раздражения и ярости со стороны детей по значимости стоит среди наиболее серьёзных и критических для развития событий – как в жизни ребёнка, так и родителей. Вполне вероятно, что детские вспышки раздражения (припадки ярости) создают для родителей больше сложностей, чем встречается в любом другом типе взаимоотношений. Вспышки раздражения и ярости являются не просто средством разрядить скопившуюся враждебность и ненависть, они способны навсегда зафиксировать эти чувства в психике ребёнка. Конструктивное преодоление вспышек ярости и раздражения должно иметь первоочередное значение.
6. Как и прочие источники чрезмерного неудовольствия, болезненные эмоциональные переживания могут также мобилизовать враждебность. Несмотря на некоторые исключения, сильное беспокойство и депрессия большей частью возбуждают чувство враждебности к близким. Переживание чувства стыда, например, выражается ли оно в явной и непосредственной или в скрытой форме, может вызвать сильное страдание, желание нанести вред себе или другим. Ревность вызывает желание мстить. Установление гармоничных отношений между родителями и ребёнком – это, как мы полагаем, главнейший залог здорового эмоционального развития наших детей. Гармоничные отношения доставляют чувство огромного удовлетворения родителям в их трудном деле воспитания личности, их каждодневные усилия обогащают жизнь.
Литература:
Бауэр Т. Психическое развитие младенца /Пер. с англ. А.Б. Леоновой. Под общ. ред. А.В. Запорожца и Б.М. Величковского. – М.: Прогресс, 1985.
Буянов М.М. Нервный ребенок. М.: Знание, 1997.
Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. – Минск, 1996.
Агрессивное поведение детей. Что такое Агрессивное поведение детей?
ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.
МКБ-10
R45.6 F91
- Причины
- Патогенез
- Классификация
- Симптомы
- Осложнения
- Диагностика
- Лечение агрессивного поведения детей
- Прогноз и профилактика
- Цены на лечение
Общие сведения
Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.
Агрессивное поведение детей
Причины
Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:
- Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
- Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
- Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
- Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
- Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.
Патогенез
Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения. Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии. Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.
Классификация
Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе. По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами. Практическое значение имеет классификация по форме проявления:
- Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
- Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
- Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).
Симптомы
Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция.
Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия. Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы. Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха.
Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.
В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов. Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность. Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида.
Осложнения
Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды. Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений. При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.
Диагностика
Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру, психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы. Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:
- Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
- Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
- Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
- Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).
Лечение агрессивного поведения детей
При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций. К распространенным методам коррекции относятся:
- Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
- Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
- Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.
Прогноз и профилактика
Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме. Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).
Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении агрессивного поведения детей.
Источники
- Настоящая статья подготовлена по материалам сайта: https://www.krasotaimedicina.ru/
ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
10 советов по предотвращению агрессивного поведения малышей
Авторизоваться | регистр
Возраст и этапы
Возрасты и этапы
Во многих случаях поведение вашего ребенка согревает и трогает ваше сердце. Но бывают и другие случаи, когда это, вероятно, сводит вас с ума. Будучи малышом или дошкольником, вашему ребенку может не хватать самоконтроля, чтобы мирно выражать гнев, и он может естественным образом набрасываться, возможно, ударяя или кусая в отчаянии.
В то время как случайные вспышки являются нормальными, особенно во время истерики ― есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы сформировать поведение вашего ребенка.
Научите правилам дома . Дети не знают правил дома, пока их им не научат, так что это одна из ваших важных родительских обязанностей. Малыши обычно заинтересованы в прикосновении и изучении, поэтому, если есть ценности, которые вы не хотите, чтобы они брали в руки, спрячьте или уберите их. Подумайте об организации отдельной части дома, где ваш ребенок сможет играть с книгами и игрушками. Всякий раз, когда дети нарушают важное правило, им следует немедленно сделать выговор, чтобы понять, что именно они сделали неправильно.
Рейтинг угроз завышен. Всегда эффективнее положительно подкреплять желаемое поведение и учить детей альтернативному поведению, чем просто сказать: «Прекрати, иначе». Скажите им, что в следующий раз, когда они разозлятся, они должны использовать свои слова.
Включите здоровые отвлекающие факторы. Обучая ребенка другим способам реагирования, также нет ничего плохого в том, чтобы время от времени отвлекать его или пробовать другой подход. Пока вы не «подкупаете» его, чтобы он вел себя по-другому, предлагая сладкие закуски. Например, нет ничего плохого в намеренном изменении его фокуса.
«Контролируй себя». Ну, пока не могут. Помните, что у малышей от природы мало самоконтроля. Им нужно, чтобы вы научили их не пинать, не бить и не кусать, когда они злятся, а вместо этого выражать свои чувства словами.
«Мы не причиняем друг другу вреда.» Внимательно следите за своим ребенком, когда он спорит с товарищами по играм. Если разногласие незначительное, держитесь на расстоянии и позвольте детям решить его самостоятельно. Однако вы должны вмешиваться, когда дети вступают в физическую драку, которая продолжается даже после того, как им приказали остановиться, или когда один ребенок, кажется, находится в неконтролируемой ярости и нападает на другого или кусает его. Разведите детей и держите их отдельно, пока они не успокоятся. Если драка очень жестокая, вам, возможно, придется закончить игровую сессию. Дайте понять, что не имеет значения, кто «начал». Нет оправдания попыткам причинить друг другу боль.
Вместо боя. Научите ребенка говорить «нет» твердым тоном, чтобы повернуться спиной или найти компромиссы вместо борьбы со своим телом. Своим примером вы учите ребенка разрешать разногласия словами — более эффективными и более цивилизованными, чем физическим насилием.
«Отличная работа!» Похвалите ребенка за соответствующее поведение и помогите объяснить, насколько «взрослым» он себя ведет, когда использует эти приемы вместо того, чтобы бить, пинать или кусать. И всегда поощряйте и хвалите поведение ребенка, когда вы замечаете, что он добр и нежен.
Тайм-ауты в порядке. Также нет ничего плохого в использовании тайм-аута, когда ваш ребенок ведет себя неадекватно, и их можно использовать у детей в возрасте от одного года. См. Как дать тайм-аут для получения дополнительной информации.
Контролируйте свой темперамент. Всегда следите за своим поведением рядом с ребенком. Один из лучших способов научить его правильному поведению — контролировать свой темперамент. Если вы выражаете свой гнев тихо, мирно, ваш ребенок, вероятно, последует вашему примеру.
Будь сильным. Если вы должны дисциплинировать своего ребенка, не чувствуйте себя виноватым и, конечно же, не извиняйтесь. Если ваш ребенок почувствует ваши смешанные чувства, он убедит себя, что все это время был прав, а вы — «плохой». Хотя наказывать ребенка всегда неприятно, это необходимая часть родительских обязанностей, и нет причин чувствовать себя виноватым. Ваш ребенок должен понимать, когда он не прав, важно брать на себя ответственность за свои действия и быть готовым принять последствия.
Какая разница между дисциплиной и наказанием?Хотя многие родители думают, что дисциплина и наказание — одно и то же, это не так.
До трех лет, а иногда и позже дети просто не понимают понятия наказания. Установление ограничений — гораздо лучший подход, чем наказание; большинство детей реагируют на четкую, спокойную и решительную установку ограничений. |
Когда звонить педиатру
Если ваш ребенок кажется необычно агрессивным в течение более нескольких недель, и вы не можете справиться с его поведением самостоятельно, обратитесь к педиатру. Другие предупреждающие знаки включают:
Телесные повреждения себе или другим (следы зубов, синяки, травмы головы)
Нападение на вас или других взрослых
Отправление домой или запрет на игру соседями или школой
Собственный страх за безопасность окружающих
Самый важный предупредительный сигнал — частота вспышек. Иногда дети с расстройства поведения будут проходить несколько дней, неделю или две без происшествий и могут даже вести себя в это время весьма очаровательно, но немногие могут прожить целый месяц, не попав в неприятности хотя бы раз.
Как только будет найдено несколько эффективных способов поощрения за хорошее поведение и предотвращения плохого, их можно использовать для разработки подхода, который будет работать как дома, так и вдали от дома. Прогресс может быть медленным, но такие программы обычно успешны, если их начать, когда расстройство только начинает развиваться.
Помните:
Лучший способ предотвратить агрессивное поведение – обеспечить вашему ребенку стабильную, безопасную домашнюю жизнь с твердой, любящей дисциплиной и постоянным присмотром в течение ясельного и дошкольного возраста.
Дополнительная информация
Как лучше всего дисциплинировать моего ребенка?
15 советов, как выжить в Terrible 3’s
Лучшие советы по преодолению истерик
Как облегчить беспокойство вашего ребенка о разлуке
Как формировать поведение вашего маленького ребенка и управлять им
- Последнее обновление
- 04. 06.2021
- Источник
- Адаптировано из книги «Уход за ребенком и ребенком раннего возраста: от рождения до 5 лет», 6-е издание (авторское право © 2015 Американская академия педиатрии)
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Агрессия, возраст от 3 до 6 – Новости здоровья потребителей
×
Проверено фактами
HealthDay работает в соответствии с самыми строгими редакционными стандартами. Наш синдицированный новостной контент полностью независим от каких-либо финансовых интересов, основан исключительно на авторитетных в отрасли источниках и последних научных исследованиях и тщательно проверяется фактами команда отраслевых экспертов для обеспечения точности.
- Все статьи редактируются и проверяются на достоверность нашими Редакция перед публикацией.
- Если не указано иное, все статьи, посвященные новым исследованиям, основаны на исследованиях, опубликованных в рецензируемых журналах или издаваемых независимыми и уважаемыми медицинскими ассоциациями, академическими группами и государственными организациями.
- Каждая статья содержит ссылку или ссылку на первоисточник.
- Любые известные потенциальные конфликты интересов, связанные с исследованием или источником, доводятся до сведения читателя.
См. наш Редакционная политика и политика проверки фактов для более подробной информации.
Редакционная политика и политика проверки фактов
Обязательства редакции HealthDay
HeathDay стремится поддерживать максимально возможный уровень беспристрастных редакционных стандартов в отношении содержания, которое мы представляем на нашем веб-сайте. Все наши статьи выбираются независимо от каких-либо финансовых интересов. Редакторы и авторы прилагают все усилия, чтобы прояснить любые финансовые связи исследований, о которых мы сообщаем.
Мой ребенок бьет, пинает и кусает других детей. Должен ли я беспокоиться?
Не обязательно. Агрессивное поведение является нормальной частью эмоционального и поведенческого развития, и почти каждый ребенок бьет, пинает и кричит, когда его переполняют сильные эмоции. Однако, если ваш ребенок часто проявляет агрессию или склонен к проявлениям агрессии, не сбрасывайте со счетов это, говоря: «Дети будут детьми». К этому возрасту он должен начать перерастать физическую агрессию, поскольку обнаруживает, что может использовать слова вместо кулаков или ног. В возрасте от 2 до 5 лет словарный запас ребенка и его грамматические навыки быстро растут, и он учится методом проб и ошибок (и под руководством взрослых), что добьется лучших результатов, обсуждая спор, чем дергая товарища за волосы. .
Однако у некоторых детей возникают проблемы с развитием языковых навыков или поведенческие, эмоциональные расстройства или расстройства обучения, которые приводят к особенно высокому уровню беспокойства, страха, разочарования или гнева. Когда такая проблема обнаруживается, родители, учителя и консультанты могут направлять ребенка таким образом, чтобы он не приводил к сдерживаемому страху и ярости, тем самым сдерживая или даже разрешая трудное поведение.
Наиболее распространенная причина, по которой дети становятся агрессивными, заключается в том, что они стали свидетелями агрессии. Если ваш ребенок подвергся насилию дома или в другом месте, где у вас меньше контроля над происходящим, немедленно примите меры, чтобы предотвратить его продолжение, и помочь ему понять, что этого не должно было происходить.
Если агрессивное поведение вашего ребенка является частым и серьезным или ваши попытки обуздать его не приносят результата, вам необходимо проконсультироваться с педиатром или квалифицированным специалистом в области психического здоровья, например детским психологом или психиатром.
Каковы характеристики агрессивного ребенка?
Почти все дошкольники время от времени хватают игрушку у одноклассника или кричат до истерики. Но ребенок, у которого есть проблемы с агрессией, обычно ведет себя следующим образом:
- Часто выходит из себя, сильно злится.
- Крайне раздражителен или импульсивен.
- Легко раздражается и не может сосредоточиться.
- Физически атакует и дерется с другими детьми или взрослыми.
- Часто раздражителен, склонен к спорам или угрюм.
- Плохо учится в школе или не может участвовать в организованных групповых мероприятиях.
- Трудно принимать участие в социальных ситуациях и заводить друзей.
- Постоянно спорит или ругается с членами семьи и неизбежно сопротивляется родительской власти.
Что заставляет ребенка вести себя агрессивно?
Физический страх — одно из простых объяснений. Например, ваш ребенок может наброситься, если он чувствует себя загнанным в угол другим ребенком. Другие причины связаны не столько с инстинктом, сколько с обстоятельствами. Это годы, когда дети осваивают огромное количество новых навыков, поэтому они могут легко разочароваться. Просьба приспособиться к новым распорядкам, таким как детский сад или дошкольное учреждение, также может означать меньше времени дома с родителями. Если они чувствуют себя обиженными или заброшенными, они могут отреагировать, набросившись на ближайшего товарища по играм. Кроме того, дети иногда кусаются, бьются или закатывают истерику просто потому, что они истощены или голодны. Есть еще и другие причины особо агрессивного поведения. Некоторые из тех, которые вызывают особое беспокойство:
- Семейные трудности или разлад. Дети часто действуют в ответ на семейные раздоры, будь то ссоры с родителями, безжалостно дразнящий брат или сестра, переезд в новый район или потеря работы кормильца. Такая напряженность и перемены вызывают стресс как у детей, так и у родителей, и даже ребенок, который не понимает всех деталей, может отреагировать, ударив других детей на игровой площадке или разорвав одну из игрушек своего брата или сестры.
- Неврологические проблемы. Иногда повреждения или химический дисбаланс в мозге приводят к агрессивному поведению. Если вас это беспокоит, проконсультируйтесь с врачом вашего ребенка и подумайте о том, чтобы поговорить со специалистом.
- Эмоциональная травма. Развод, смерть родителя, насилие в семье или сексуальное насилие могут создать уровень беспокойства, страха, гнева и депрессии, которые ребенок не может контролировать или выражать, кроме как срываясь. Дети, которые подвергаются насилию или жестокому обращению дома или в своем районе, более склонны к агрессивному поведению, чем другие дети. (Быть свидетелем насилия, даже если оно направлено против кого-то другого, может быть столь же разрушительным для ребенка, как и быть его жертвой.)
- Поведенческие расстройства. Почти половина всех детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) также имеют оппозиционно-вызывающее расстройство, состояние, характеризующееся агрессивным поведением. СДВГ нуждается в специальном лечении, чтобы ребенок мог научиться действовать в учебе, в обществе и в семье.
- Воздействие жестоких телевизионных шоу и фильмов или отрывков на смартфоне. Большинство экспертов считают, что наблюдение за насилием на экране может временно вызвать агрессию у детей. Американская академия детской и подростковой психиатрии рекомендует следить за тем, что ваш ребенок выбирает для просмотра, особенно если он склонен к агрессивному поведению.
Что я могу сделать?
Во-первых, не ведите себя агрессивно. Крики, швыряние вещей и обзывание вашего ребенка никогда не заставят его ограничить свое плохое поведение — вы просто подадите ему пример новых вещей, чтобы попытаться еще больше разозлить его. Покажите ребенку, что вы можете контролировать свой темперамент, и со временем он научится этому. Как бы вы ни злились, никогда не бейте ребенка — дайте себе время успокоиться.
Если у вас с этим проблемы, попробуйте определить мысли, которые вас бесят. Может быть, каждый раз, когда ваш ребенок игнорирует то, что вы говорите, вы делаете вывод, что он ведет против вас войну, и эта мысль вызывает у вас гнев. Напомните себе, что на самом деле большинство детей в этом возрасте не очень часто следуют инструкциям; они могут испытывать свою растущую независимость или могут быть просто отвлечены интересным зрелищем или занятием. Решите, что в следующий раз, когда у вас появится эта мысль, вы глубоко вдохнете, сосчитаете до 10 и скажете себе: «Это не война. Я не собираюсь злиться». Если необходимо, пройдите в другой конец комнаты и подождите там, пока не остынете.
Во-вторых, вам нужно научить его распознавать и понимать свои эмоции и направлять его к приемлемым способам проявления своего гнева, страха и разочарования. Эти советы могут помочь:
- Немедленно реагируйте, когда ваш ребенок ведет себя агрессивно. Не ждите, пока он ударит своего брата, чтобы сказать: «Хорошо, хватит!» Ваш ребенок должен мгновенно понять, когда он сделал что-то не так.
- Охлаждение; затем обсудите, что произошло. Лучшее время — после того, как ваш ребенок успокоится, но до того, как он забудет эпизод — в идеале, около часа. Спокойно и мягко просмотрите обстоятельства, которые привели к агрессивному поведению. Попросите ребенка объяснить, что его вызвало. Подчеркните, что совершенно нормально испытывать гневные чувства, но не нормально выражать их ударами, пинками или укусами. Предложите лучший способ отреагировать, например, вербализировав его эмоции («Я очень злюсь, потому что ты забрал мой баскетбольный мяч») или найди взрослого, который выступит посредником в споре. Вы также можете порекомендовать ему уйти от ситуации или человека, которые его бесят, чтобы подумать о том, как лучше всего реагировать.
- Дисциплина последовательно. Насколько это возможно, отвечайте на каждый эпизод одинаково. Со временем ваш скучно предсказуемый ответ («Хорошо, ты снова ударил Билли. Значит, еще один тайм-аут») создаст шаблон, который ребенок узнает. В конце концов, он усвоит этот паттерн и предвидит последствия, прежде чем действовать, что является первым шагом к контролю над своим поведением.
- Способствовать самоконтролю. Вместо того, чтобы обращать внимание только на то, что ваш ребенок плохой, постарайтесь поймать его на хорошем — например, когда он просит поиграть в компьютерную игру вместо того, чтобы выхватывать джойстик. Покажите ему, что самоконтроль и разрешение конфликтов приносят больше эмоционального удовлетворения и дают лучшие результаты, чем битье кого-то по голове. Вы также можете предложить вместе выдувать мыльные пузыри, чтобы охладиться — глубокое дыхание поможет успокоить ребенка.
- Объясните моральные причины не вести себя агрессивно. Скажите ребенку, что физически действовать неправильно, потому что это причиняет боль другим людям. Даже если он не может полностью понять концепцию правильного и неправильного, важно, чтобы вы сейчас заложили основу для развития у него эмпатии и этики.
- Старайтесь проводить больше времени вместе. Иногда дети капризничают, потому что чувствуют, что ими пренебрегают. Если у вас их еще нет, создайте несколько закрепляющих ритуалов, на которые они могут рассчитывать, например, играйте вместе на свежем воздухе, разговаривайте, пока вы готовите ужин, и распорядок дня перед сном, который включает в себя сборник рассказов и объятия. Обязательно уделяйте им немного внимания каждый день — без мобильного телефона в руке.
Когда мне следует обратиться за помощью?
Проконсультируйтесь с вашим педиатром, если описанные выше методы не помогают или если агрессивное поведение вашего ребенка мешает ему участвовать в школьных, семейных или других мероприятиях.
Ваш педиатр может направить вас к детскому психологу или психиатру, который может оценить вашего ребенка на наличие эмоциональных или поведенческих проблем или неспособности к обучению, которая может привести к агрессивному поведению.
В зависимости от выявленных проблем лечение может включать поведенческую терапию, специализированный учебный подход в школе и семейное консультирование.
Борьба с агрессией вашего ребенка тревожит и требует большого терпения. Получите помощь и сами, будь то индивидуальные консультации, группа поддержки или просто долгие беседы с близкими друзьями. Когда вы чувствуете, что вас поддерживают, вы можете дать своему ребенку постоянное и любящее руководство, в котором он нуждается.
Ссылки
Американская академия детской и подростковой психиатрии. Факты для семей: расстройства поведения. http://aacap.org/cs/root/facts_for_families/conduc…
Американская академия детской и подростковой психиатрии. Факты для семей: понимание агрессивного поведения детей. http://aacap.org/cs/root/facts_for_families/unders…
Американская академия детской и подростковой психиатрии. Факты для семей: драки и укусы. 2008. http://www.aacap.org/cs/root/facts_for_families/fi…
Американская академия детской и подростковой психиатрии. Дети и просмотр телевизора. http://www.aacap.org/cs/root/facts_for_families/ch…
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США. Предупреждение FDA Суицидальные мысли или действия у детей и взрослых. http://www.fda.gov/cder/drug/InfoSheets/patient/Bu…
Национальный альянс по психическим заболеваниям. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. http://www.nami.org/Template.cfm?Section=By_Illnes…/ContentManagement/ContentDisplay.cfm&ContentID=9554
Изображение предоставлено Shutterstock
Эта история может быть устаревшей.