Агрессивность в психологии это: Агрессия и агрессивность — Психологос

Содержание

Агрессия и агрессивность — Психологос

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) – эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.

По Л. Берковицу, это поведение, нацеленное на нанесение оскорбления или повреждения другому человеку или предмету↑.

Проявления агрессии разнообразны↑. Агрессия (агрессивность) бывает прямая и косвенная, направленная вовне и на себя, физическая и вербальная, защитная и провоцирующая, здоровая и деструктивная.

Агрессия – это вид действий или состояние, а агрессивность – черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.

Часто говорят, что агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Верно↑, но агрессия вовсе не обязательно является формой реагирования, нередко это проактивная политика и осознанный выбор человека.

 

Фильм «9 рота»

Почему люди бывают агрессивными и для чего люди используют агрессии – это разные вопросы. «Почему» – это про естественные причины возникновения агрессии и агрессивности, об этом смотри Модели агрессивности. При этом агрессия и агрессивность нередко бывает осознанным решением и обдуманной политикой. Люди используют агрессию, чтобы влиять на окружающих и достигать нужные цели, чтобы получить азарт новых переживаний, острых ощущений, развлечь себя яркой эмоцией… Когда-то – для того, чтобы отстоять и поднять свой статус, см. Лидеры-приматы

Нужна ли агрессивность?

Агрессивность может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессивность скорее вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемая радость и любая другая неуправляемая эмоция. Агрессивность не уместна в отношениях между близкими людьми и друзьями, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность – это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают происходящее как игру и получают от этого удовольствие.

Управляемая агрессивность может быть полезна, например, в решении конфликтных ситуаций, в которых задели ваши интересы, а на попытку решать «по-хорошему» не отреагировали. Агрессивность иногда нужна там, где вас «пробуют на прочность», и вы обязаны продемонстрировать разумную твердость, а иногда и адекватно ответить.

Подробнее на эту тему рассуждал Конрад Лоренц в своей книге «Агрессивность». См: Агрессивность по Конраду Лоренцу.

Что делать с агрессивностью в обществе

Смотри статью Контроль агрессии, контролирование агрессивности. Лучшее исследование на эту тему – Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль

Что делать с собственной агрессивностью

Агрессия не всегда вредна, но часто опасна. Собственную нежелательную агрессию желательно погасить, если это затруднительно, то притушить, сдержать, по крайней мере не разжигать. Это все – задачи контролирования агрессии. Управление агрессией – шире, чем ее сдерживание, это и вызов агрессии, и направление ее в нужном направлении, и управление ее характером и динамикой. См.→

Что делать с агрессивностью окружающих

С агрессивными людьми лучше не связываться, но если контакт неизбежен, то… См.→

 

 

Агрессивность

Что такое агрессивность

Агрессивность – свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей.
Википедия

Агрессивность – это черта личности либо кратковременное эмоциональное состояние, которое проявляется в открытой злобе, недовольстве, стремлении к самоутверждению за счет других. Агрессивность предполагает действие напролом, грубое преследование собственных целей, неуважение к чувствам и эмоциям других людей. Некоторые психологи считают, что агрессивность является той силой, с которой личность проявляет свою любовь или ненависть к другим. Это жизненная энергия, направленная в неправильное русло. Эрих Фромм выделил два типа агрессивности: инструментальную и враждебную. И если первая действительно необходима человеку, чтобы отстаивать свое достоинство и интересы, то вторая разрушительна для личности.

В корне агрессивности – враждебное восприятие мира, эгоизм и чрезмерная восприимчивость. Проявления агрессивности обычно вызывают как минимум чувство психологического дискомфорта у других, в худшем случае – причиняют людям серьезный ущерб. Агрессивность может быть следствием грубости, плохого воспитания, внутреннего конфликта или комплексов. В любом случае, это крайне негативное качество, от которого необходимо избавляться.

Преодоление агрессивности начинается с воспитания эмпатии (сочувствия), терпения, спокойствия и самодисциплины. Агрессор – это всегда разрушитель. И если вы не хотите быть таковым, формируйте в себе бережное, заботливое, трепетное отношение к окружающим вас людям.

  • Агрессивность – это разрушение человеческого начала.
  • Агрессивность – это враждебное отношение к миру.
  • Агрессивность – это хамство и недовольство, стремление подавить и унизить.
  • Агрессивность – это неоправданная жестокость.
  • Агрессивность — это желание преуспеть за счет другого.
  • Агрессивность – это первый шаг к насилию.

Недостатки агрессивности

  • Агрессивность разрушает человеческую личность.
  • Агрессивность провоцирует ответную агрессию.
  • Агрессивность умножает зло.
  • Агрессивность формирует ложный тип отношений.
  • Агрессивность может привести к преступлению.

Проявления агрессивности в повседневной жизни

  • Детская агрессивность. В последние годы родители и педагоги к своему ужасу единодушно отмечают – детская агрессивность набирает обороты. Почему? Современному ребенку незнакомо понятие «ценности жизни», он мало общается с природой, много времени проводит в виртуальной реальности. У него много игрушек и пресловутое «счастливое детство», но нет самого главного – душевного тепла, любви и возможности проявлять заботу. Кроме того, взрослые сами отгораживаются от детей, отдавая предпочтение замкнутому образу жизни. Им попросту не хватает времени на откровенные беседы с ребенком, чтение книг, совместные прогулки и просто обыкновенную радость.
    [Источник]
  • Эпидемия агрессии. Что делать? Наше общество поражено агрессивностью. Заголовки газет и темы телевизионных передач не устают сообщать об убийствах и преступлениях. Одной из причин, чрезмерной агрессивности является навязанный средствами масс-медиа культ «силы» и «супер-героев». В стремлении соответствовать люди забывают про реальность и допустимые границы. Необходим возврат к истинным культурным ценностям, уважение к жизни человека, терпимость и общественно полезный труд. [Источник]
  • Фильм «Агрессия». Франко-итальянский фильм 1975 года повествует об истории человека, который в один миг потерял свою семью. Причиной этого стала ничем не оправданная агрессия банды молодчиков. Теперь у главного героя есть цель — отомстить за жизнь любимой. Данная картина – явное подтверждение тому, какое огромное зло несет в себе агрессивность.
  • Война как агрессия. Самым серьезным проявлением агрессивности на международном уровне является война. Это преступление против мира и безопасности людей на Земле. Современное международное право несет ответственность за агрессию – с этим соглашается большинство современных юристов.

Как преодолеть агрессивность

  • Учитесь человеколюбию. Понимание потребностей, интересов других людей, уважение, способность к сопереживанию – все это помогает человеку побороть агрессивность, преодолев зло в самом себе. Настоящая любовь бескорыстна. А агрессивность появляется там, где преследуется личный интерес.
  • Перенаправьте энергию в «мирное русло».
    Агрессивность может быть следствием неправильно направленной энергии. Займитесь активными видами спорта, больше гуляйте на свежем воздухе, развивайтесь. В борьбе с агрессией хорошо помогают занятия общественно полезным трудом.
  • Проявляйте милосердие и бескорыстие. Добрые дела и бескорыстные поступки, которые становятся привычкой, способны справиться с агрессией. Останавливайте себя каждый раз, когда вам хочется накричать на других или хуже того – применить физическую силу. Будьте терпеливы и милосердны к другим.
  • Станьте своим личным психотерапевтом. Если у вас нет возможности (а может и желания) обратиться за помощью к профессиональному психологу, устраивайте себе сеансы психотерапии. Если чувствуете, что погружаетесь в состоянии агрессивности, попробуйте досчитать до 10 или до 100. Смотря сколько времени потребуется для того, чтобы успокоиться. Хороший способ – выплеснуть свой гнев, нарисовав картинку, а потом ее разорвать или сжечь. Можно завести дома боксерскую грушу . Способов много, было бы желание!

Золотая середина

Агрессивность

Уравновешенность, доброжелательность

Мягкотелость

Крылатые выражения об агрессивности

Агрессивность, служащую у животных сохранению вида, у человека перерастает в гротескную и бессмысленную форму, а из помощника превращается в угрозу выживания.
— Конрад Лоренц —
Агрессивность – обострение эмоций с одновременным отупением разума.
— Георгий Александров —
История учит, что война начинается тогда, когда правительства считают, что плата за агрессию невелика.
— Рональд Рейган —
Не встретив сопротивления, агрессия становится заразной болезнью.
— Джимми Картер —

Что почитать?

Конрад Лоренц / Агрессия
Жизнь человека имеет много общего с жизнью животных. Вы согласны? Книга австрийского ученого, зоопсихолога, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца – еще одно тому подтверждение! В ней прослеживаются параллели между тем, как ведут себя животные и людм. В итоге автор приходит к выводу, что внтутривидовая агрессия может уничтожить весь человеческий род.
Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон / Агрессия
Данное издание стало первым учебником по психологии агрессии, доступным российским студентам. Это академическое издание, поэтому прочтение данной книги – совсем не легкое занятие! Но если вы справитесь, то узнаете много интересного о различных аспектах агрессии как поведения, намерения, поступка. Для вас откроются побуждающие мотивы агрессивных действий других людей, а также детальные практические рекомендации относительно того, как корректировать агрессивное поведение.

Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».

Не стремитесь к абсолютному совершенству.

Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.

Доверяйте своей интуиции.

Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.


Все студенты своим мракобесием
У доцента рождали агрессию.
Он зачетки швырял
И придирки искал,
Чтобы срезать студентов на сессии.

There is nothing worse than aggressive stupidity. Johann Wolfgang von Goethe

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

Агрессия (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) iResearchNet

Определение агрессии

В спорте и в бизнесе часто используется термин «агрессивный», тогда как более точным был бы термин «напористый», «восторженный» или «уверенный». Например, агрессивный продавец — это тот, кто очень старается вам что-то продать. В психологии термин «агрессия» означает нечто иное. Большинство социальных психологов определяют человеческую агрессию как любое поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, который хочет избежать вреда. Это определение включает в себя три важные особенности. Во-первых, агрессия — это поведение. Вы можете это увидеть. Например, вы можете увидеть, как человек стреляет, наносит удар, бьет, дает пощечину или проклинает кого-то. Агрессия — это не эмоция, возникающая внутри человека, например чувство гнева. Агрессия — это не мысль, возникающая в чьем-то мозгу, например, мысленная репетиция убийства, которое человек собирается совершить. Агрессия — это поведение, которое вы можете видеть. Во-вторых, агрессия носит преднамеренный характер. Агрессия не случайна, например, когда пьяный водитель случайно наезжает на ребенка на трехколесном велосипеде. Кроме того, не все преднамеренные действия, причиняющие боль другим, являются агрессивными. Например, дантист может намеренно сделать пациенту укол новокаина (и укол причиняет боль!), но его цель — помочь, а не навредить пациенту. В-третьих, жертва хочет избежать причинения вреда. Таким образом, опять же, стоматологический пациент исключается, потому что пациент не стремится избежать вреда (на самом деле, пациент, вероятно, записался на прием за несколько недель вперед и заплатил за это!). Самоубийство также будет исключено, потому что человек, совершающий самоубийство, не хочет избежать вреда. Садомазохизм также был бы исключен, потому что мазохисту нравится, когда садист причиняет ему вред.

Мотивы агрессии могут быть разными. Рассмотрим два примера. В первом примере муж застает свою жену и ее любовника вместе в постели. Он берет свое охотничье ружье из шкафа, стреляет и убивает обоих. Во втором примере «киллер» использует винтовку, чтобы убить другого человека за деньги. Мотивы в этих двух примерах совершенно разные. В первом примере кажется, что мужчиной движет гнев. Он приходит в ярость, когда обнаруживает, что его жена занимается любовью с другим мужчиной, поэтому стреляет в них обоих. Во втором примере наемный убийца, похоже, руководствуется деньгами. Наемный убийца, вероятно, не ненавидит свою жертву. Он может даже не знать свою жертву, но он все равно убивает этого человека за деньги. Чтобы охватить разные типы агрессии, основанные на разных мотивах, психологи провели различие между враждебной агрессией (также называемой аффективной, гневной, импульсивной, реактивной или ответной агрессией) и инструментальной агрессией (также называемой проактивной агрессией). Враждебная агрессия — это «горячее», импульсивное, гневное поведение, мотивированное желанием причинить кому-то вред. Инструментальная агрессия — это «холодное», преднамеренное, расчетливое поведение, мотивированное иной целью (например, получение денег, восстановление имиджа, восстановление справедливости).

Одной из трудностей, связанных с разграничением враждебной и инструментальной агрессии, является то, что мотивы агрессии часто смешиваются. Рассмотрим следующий пример. 20 апреля 1999 года, к 110-летию со дня рождения Адольфа Гитлера, Эрик Харрис и Дилан Клиболд вошли в свою среднюю школу в Литтлтоне, штат Колорадо (США), с оружием и боеприпасами. Они убили 13 студентов и ранили еще 23, прежде чем напали на себя. Харрис и Клеболд неоднократно злились и провоцировались спортсменами в их школе. Однако бойню они спланировали более чем за год, провели исследования оружия и взрывчатых веществ, сделали чертежи своих планов и провели репетиции. Был ли это акт враждебной или инструментальной агрессии? Сложно сказать. Вот почему некоторые социальные психологи утверждают, что пора избавиться от различия между враждебной и инструментальной агрессией.

Еще одно различие между смещенной и прямой агрессией. Смещенная агрессия (также называемая эффектом «пнуть собаку») предполагает подмену объекта агрессии: у человека возникает импульс напасть на одного человека, но вместо этого он нападает на кого-то другого. Прямая агрессия предполагает нападение на человека, который вас спровоцировал. Люди вытесняют агрессию по нескольким причинам. Прямая агрессия против источника провокации может быть неосуществимой, поскольку источник недоступен (например, провокатор покинул ситуацию) или потому, что источник является неосязаемым объектом (например, высокая температура, громкий шум, неприятный запах). Страх возмездия или наказания со стороны провокатора также может сдерживать прямую агрессию. Например, сотрудник, получивший выговор от своего начальника, может не захотеть принять ответные меры, потому что не хочет терять работу.

Насилие — это агрессия, целью которой является причинение крайнего физического вреда, такого как ранение или смерть. Например, намеренное сталкивание одним ребенком другого с трехколесного велосипеда является актом агрессии, но не актом насилия. Умышленное нанесение ударов, пинков, выстрелов или ножевых ранений одним человеком является актом насилия. Таким образом, все насильственные действия являются агрессивными действиями, но не все агрессивные действия являются насильственными; только крайние.

Агрессия врожденная или приобретенная?

В течение десятилетий психологи спорили о том, является ли агрессия врожденной или приобретённой. Теории инстинктов предполагают, что причины агрессии являются внутренними, тогда как теории научения предполагают, что причины агрессии являются внешними. Зигмунд Фрейд утверждал, что человеческие мотивационные силы, такие как секс и агрессия, основаны на инстинктах. В своих ранних работах Фрейд назвал первичным человеческим инстинктом стремление к чувственному и сексуальному удовлетворению, которое он назвал 9. 0017 эрос . Однако, став свидетелем ужасов Первой мировой войны, Фрейд предположил, что у людей также есть деструктивный инстинкт смерти, который он назвал танатосом .

По словам Конрада Лоренца, ученого, лауреата Нобелевской премии, агрессивное поведение как у людей, так и у животных возникает из-за агрессивного инстинкта. Этот агрессивный инстинкт, вероятно, развился в ходе эволюции, поскольку способствовал выживанию человеческого вида. Поскольку бои тесно связаны со спариванием, агрессивный инстинкт помогал гарантировать, что только самые сильные особи передают свои гены будущим поколениям.

Другие психологи предполагают, что агрессия не является врожденным стремлением, подобно голоду, к поиску удовлетворения. Согласно теории социального научения Альберта Бандуры, люди учатся агрессивному поведению точно так же, как они учатся другому социальному поведению — на собственном опыте и наблюдая за другими. Когда люди наблюдают и копируют поведение других, это называется моделированием. Моделирование может ослабить или усилить агрессивное реагирование. Если модель вознаграждается за агрессивное поведение, у наблюдателей усиливается агрессивная реакция. Если модель наказывается за агрессивное поведение, у наблюдателей ослабевает агрессивная реакция.

Этот спор о природе и воспитании часто вызывал больше жары, чем света. Многие эксперты по агрессии придерживаются золотой середины в этом споре. Очевидно, что обучение играет определенную роль, и люди могут научиться вести себя агрессивно. Учитывая универсальность агрессии и некоторые ее особенности (например, молодые мужчины всегда проявляют наибольшую жестокость), а также недавние результаты исследований наследуемости, может существовать и врожденная основа для агрессии.

Некоторые факторы, связанные с агрессией

Разочарование и другие неприятные события

В 1939 году группа психологов из Йельского университета опубликовала книгу под названием «Разочарование и агрессия». В этой книге они предложили гипотезу фрустрации-агрессии, которую резюмировали на первой странице своей книги следующими двумя утверждениями: (1) «Возникновение агрессивного поведения всегда предполагает наличие фрустрации» и (2) «существование фрустрации всегда приводит к той или иной форме агрессии». Они определили фрустрацию как блокирование целенаправленного поведения, например, когда кто-то толпится перед вами, пока вы стоите в длинной очереди. Хотя они ошибались в использовании слова «всегда», нельзя отрицать основную истину, что агрессия усиливается фрустрацией.

Пятьдесят лет спустя Леонард Берковиц модифицировал гипотезу фрустрации-агрессии, предположив, что все неприятные события — а не только фрустрация — заслуживают признания в качестве причин агрессии. Другие примеры неприятных событий включают высокую температуру, тесноту, неприятные запахи, пассивное курение, загрязнение воздуха, громкие звуки, провокации и даже боль (например, удар молотком по пальцу).

Все эти неприятные факторы окружающей среды, вероятно, усиливают агрессию, потому что они заставляют людей чувствовать себя плохо и раздражительно. Но почему плохое настроение должно усиливать агрессию? Одно из возможных объяснений состоит в том, что разгневанные люди проявляют агрессию, потому что думают, что это заставит их чувствовать себя лучше. Поскольку многие люди считают, что излияние — это здоровый способ уменьшить гнев и агрессию, они могут выразить это, набрасываясь на других, чтобы улучшить свое настроение. Однако исследования неизменно показывают, что выражение гнева на самом деле усиливает гнев и агрессию.

Важно отметить, что, как и фрустрация, плохое настроение не является ни необходимым, ни достаточным условием для агрессии. Все люди в плохом настроении не ведут себя агрессивно, и все агрессивные люди не в плохом настроении.

Агрессивные сигналы

Оружие . Очевидно, что использование оружия может усилить агрессию и насилие, но может ли простое видение оружия усилить агрессию? Ответ положительный. Исследования показали, что простое наличие оружия увеличивает агрессию, эффект, называемый эффектом оружия.

Жестокие СМИ . Анализ контента показывает, что насилие является общей темой во многих типах средств массовой информации, включая телевизионные программы, фильмы и видеоигры. Дети становятся жертвами примерно 10 000 насильственных преступлений в средствах массовой информации в год. Результаты сотен исследований показали, что агрессивные СМИ усиливают агрессию. Величина воздействия агрессивных СМИ на агрессию также не является тривиальной. Корреляция между телевизионным насилием и агрессией лишь немного меньше, чем корреляция между курением и раком легких. Курение дает полезную аналогию для размышлений о последствиях насилия в СМИ. Не каждый, кто курит, заболевает раком легких, и не каждый, кто заболевает раком легких, является курильщиком. Курение — не единственный фактор, вызывающий рак легких, но важный фактор. Точно так же не каждый, кто потребляет насильственные медиа, становится агрессивным, и не каждый, кто агрессивен, потребляет насильственные медиа. Насилие в СМИ — не единственный фактор, вызывающий агрессию, но важный фактор. Как и первая сигарета, первый просмотренный фильм со сценами насилия может вызвать у человека тошноту. Однако после многократного воздействия человек жаждет все больше и больше. Последствия курения и просмотра насилия суммируются. Выкуривание одной сигареты, вероятно, не вызовет рак легких. Точно так же просмотр одного жестокого фильма, вероятно, не сделает человека более агрессивным. Но повторное воздействие как сигарет, так и насилия в СМИ может иметь пагубные долгосрочные последствия.

Воздействие химических веществ

Доказано, что многие химические вещества влияют на агрессию, включая тестостерон, кортизол, серотонин и алкоголь.

Тестостерон . Тестостерон – мужской половой гормон. Тестостерон есть как у мужчин, так и у женщин, но у мужчин его намного больше. Тестостерон был связан с агрессией. Роберт Сапольски, автор книги «Проблемы с тестостероном», писал: «Удалите источник тестостерона у видов после того, как виды и уровень агрессии обычно резко падают. После этого восстановите нормальный уровень тестостерона с помощью инъекций синтетического тестостерона, и агрессия вернется».

Кортизол . Второй гормон, который важен для агрессии, — это кортизол. Кортизол — человеческий гормон стресса. Агрессивные люди имеют низкий уровень кортизола, что говорит о том, что они испытывают низкий уровень стресса. Как это может объяснить агрессию? Люди с низким уровнем кортизола не боятся негативных последствий своего поведения, поэтому они могут быть более склонны к агрессивному поведению. Кроме того, людям с низким уровнем кортизола легко становится скучно, что может привести к поиску острых ощущений, например к агрессии.

Серотонин . Другое химическое влияние — серотонин. В мозге информация передается между нейронами (нервными клетками) путем движения химических веществ через небольшую щель, называемую синапсом. Химические мессенджеры называются нейротрансмиттерами. Серотонин является одним из таких нейротрансмиттеров. Его называют нейротрансмиттером «хорошего самочувствия». Низкий уровень серотонина был связан с агрессией как у животных, так и у людей. Например, у жестоких преступников дефицит серотонина.

Алкоголь . Алкоголь уже давно ассоциируется с жестоким и агрессивным поведением. Более половины насильственных преступлений совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Значит ли все это, что агрессия каким-то образом содержится в алкоголе? Нет. Алкоголь усиливает, а не вызывает склонность к насилию или агрессии. Факторы, которые обычно усиливают агрессию, такие как провокация, фрустрация, агрессивные сигналы и жестокие средства массовой информации, гораздо сильнее воздействуют на пьяных людей, чем на трезвых.

Самость и культура

Нормы и ценности . Амок — одно из немногих индонезийских слов, используемых в английском языке. Термин восходит к 1665 году и описывает жестокое, неконтролируемое безумие. Бегство в неистовстве в грубом переводе означает «сходить с ума». Молодой малайец, потерявший лицо или иной несчастный случай, впадал в ярость, безрассудно совершая насильственные действия. Малайцы считали, что в таких обстоятельствах молодые люди не могут сдерживать свои дикие агрессивные действия. Однако, когда британская колониальная администрация не одобряла эту практику и начала возлагать на молодых людей ответственность за свои действия, в том числе наказывать их за причиненный вред, большинство малайцев перестали буйствовать.

Таким образом, история буйства раскрывает три важных аспекта агрессии. Во-первых, это показывает влияние культуры: насилие было принято в одной культуре и запрещено в других, а когда местная культура изменилась, практика вымерла. Во-вторых, это показывает, что культуры могут способствовать насилию, не придавая ему положительной ценности. Нет никаких признаков того, что малайцы одобряли буйство или считали это хорошей, социально желательной формой действия, но положительное значение не было необходимо. Все, что было нужно, — это чтобы культура поверила, что это нормально, когда люди теряют контроль при определенных обстоятельствах и в результате действуют насильственно. В-третьих, это показывает, что, когда люди считают, что их агрессия выходит из-под контроля, они часто ошибаются: предположительно неконтролируемая модель буйства исчезла, когда британцы подавили ее. Таким образом, влияние культуры опосредовалось самоконтролем.

Самоконтроль . В 1990 году два криминалиста опубликовали книгу под названием «Общая теория преступности». Такое яркое название должно было вызвать споры. Ведь преступлений много и причин много, и поэтому даже мысль выдвинуть единую теорию в качестве основного объяснения была довольно смелой. Что бы характеризовала их теория: Бедность? Разочарование? Генетика? Насилие в СМИ? Плохое воспитание? Как оказалось, их основная теория сводилась к плохому самоконтролю. Авторы предоставили множество данных, подтверждающих их теорию. Во-первых, преступники кажутся импульсивными личностями, которые просто не проявляют особого уважения к нормам, правилам и стандартам поведения. Если самоконтроль — это общая способность приводить свое поведение в соответствие с правилами и стандартами, то у преступников его нет. Еще одним признаком является то, что жизнь преступников демонстрирует низкий уровень самоконтроля даже в поведении, не противоречащем закону (например, курение сигарет).

Социальная психология нашла множество причин насилия, в том числе разочарование, гнев или оскорбление, алкогольное опьянение, насилие в СМИ и жару. Это поднимает вопрос, почему насилия не больше, чем есть. В конце концов, кто не испытывал разочарования, гнева, оскорблений, алкоголя, насилия в СМИ или жаркой погоды в прошлом году? Тем не менее, большинство людей никого не ранит и не убивает. Эти факторы могут порождать насильственные импульсы, но большинство людей сдерживает себя. Насилие начинается, когда прекращается самоконтроль.

Культура чести . Юг Соединенных Штатов уже давно ассоциируется с более высоким уровнем насильственных отношений и поведения, чем север Соединенных Штатов. По сравнению с северными штатами, южные штаты имеют больше убийств на душу населения, имеют меньше ограничений на владение оружием, позволяют людям стрелять в нападавших и грабителей, не отступая первыми, более терпимы к телесным наказаниям детей дома и в школах и более благосклонны. любых войн с участием войск США.

Социальный психолог Ричард Нисбетт выдвинул гипотезу о том, что эти региональные различия вызваны южной культурой чести, которая требует насильственного ответа на угрозы чьей-либо чести. Эта культура, по-видимому, восходит к европейцам, которые впервые пришли в Соединенные Штаты. Север Соединенных Штатов был заселен английскими и голландскими фермерами, тогда как юг Соединенных Штатов был заселен шотландскими и ирландскими скотоводами. Вор мог быстро разбогатеть, украв чужое стадо. Чего нельзя было сказать о сельскохозяйственных культурах на Севере. Трудно быстро украсть 50 акров кукурузы. Мужчины должны были быть готовы защищать свои стада яростным ответом. Подобная культура насилия существует на западе Соединенных Штатов или на так называемом Диком Западе, где ковбой также может быстро потерять свое состояние, если не защитит свое стадо. (Ковбои пасли коров, отсюда и название.) Эта жестокая культура не ограничивается южными и западными Соединенными Штатами; культурные антропологи заметили, что скотоводческие культуры во всем мире, как правило, более жестоки, чем сельскохозяйственные культуры.

Унижение кажется основной причиной насилия и агрессии в культурах чести. Унижение — это состояние позора или потери самоуважения (или уважения со стороны других). Оно тесно связано с понятием стыда. Исследования показывают, что чувство стыда часто приводит к жестокому и агрессивному поведению. В культурах чести нет ничего хуже, чем быть униженным, и адекватной реакцией на унижение является быстрое и интенсивное возмездие.

Возраст и агрессия

Исследования показали, что наиболее агрессивными людьми являются дети в возрасте от 1 до 3 лет. Исследователи, наблюдающие за малышами в детских садах, обнаружили, что около 25% взаимодействий связаны с какой-либо формой физической агрессии (например, один ребенок отталкивает другого ребенка и берет его игрушку). Высокий уровень агрессии у малышей, скорее всего, связан с тем, что им все еще не хватает средств для более конструктивного общения. Ни одна взрослая группа, даже жестокие молодежные банды или закоренелые преступники, не прибегают к физической агрессии в 25% случаев.

Маленькие дети не совершают много насильственных преступлений, особенно по сравнению с молодыми людьми. Скорее всего, это связано с тем, что маленькие дети не могут нанести большой физический урон, потому что они меньше и слабее.

Продольные исследования показывают, что серьезное агрессивное и насильственное поведение достигает пика сразу после периода полового созревания. После 19 лет агрессивное поведение начинает снижаться. Однако относительно небольшая подгруппа людей продолжает агрессивное поведение и после подросткового возраста. Эти «профессиональные преступники», как правило, начинали совершать насильственные преступления в молодости. Чем раньше начинается агрессивное или насильственное поведение, тем больше вероятность того, что оно продолжится в дальнейшей жизни.

Пол и агрессия

Во всех известных обществах молодые люди, достигшие половой зрелости, совершают большинство насильственных преступлений. Редко женщины. Редко пожилые мужчины. Редко маленькие дети. Исследования показывают, что мужчины более агрессивны физически, чем женщины, но эта разница стирается, когда людей провоцируют. Самцы также более вербально агрессивны, чем самки, хотя разница намного меньше. Самок часто учат быть менее прямыми в выражении агрессии, поэтому они часто прибегают к более косвенным формам агрессии. Например, когда дело доходит до реляционной агрессии, женщины более агрессивны, чем мужчины. Реляционная агрессия определяется как намеренное причинение вреда чьим-либо отношениям с другими людьми. Некоторые примеры реляционной агрессии включают высказывание плохих вещей о людях за их спиной, отказ от любви, чтобы получить то, что вы хотите, и исключение других из вашего круга друзей. Таким образом, вместо того, чтобы просто констатировать, что самцы более агрессивны, чем самки, правильнее будет сказать, что оба пола могут вести себя агрессивно, но они склонны к разным видам агрессии.

Агрессия и предвзятая обработка социальной информации

Люди не пассивно реагируют на то, что происходит вокруг них, но активно пытаются воспринять, понять и придать смысл этим событиям. Например, когда в местном супермаркете кто-то врезается тележкой в ​​ваше колено, вы, скорее всего, сделаете больше, чем просто почувствуете боль и возьмете с полки еще один пакет молока. Вместо этого вы попытаетесь разобраться в том, что с вами произошло (часто это происходит автоматически и так быстро, что вы даже не осознаете этого): почему этот человек ударил меня? Был ли это несчастный случай или это было преднамеренно?

Согласно модели обработки социальной информации, то, как люди обрабатывают информацию в той или иной ситуации, может иметь сильное влияние на их поведение. У агрессивных людей обработка социальной информации протекает иначе, чем у неагрессивных. Например, агрессивные люди склонны к враждебному восприятию. Они воспринимают социальные взаимодействия как более агрессивные, чем неагрессивные люди. Агрессивные люди уделяют слишком много внимания потенциально враждебной информации и склонны упускать из виду другую информацию. Они видят мир как враждебное место. Агрессивные люди склонны к враждебным ожиданиям. Они ожидают, что другие отреагируют на потенциальные конфликты агрессией. Кроме того, агрессивные люди склонны к враждебной атрибуции. Они предполагают, что другие имеют враждебные намерения. Когда люди воспринимают двусмысленное поведение как следствие враждебных намерений, они гораздо более склонны вести себя агрессивно, чем когда они воспринимают такое же поведение как следствие других намерений. Наконец, агрессивные люди чаще других считают, что «агрессия окупается». Оценивая последствия своего поведения, они чрезмерно сосредотачиваются на том, как получить желаемое, и мало внимания уделяют поддержанию хороших отношений с окружающими. Вот почему агрессивные люди часто выбирают агрессивные решения межличностных проблем и игнорируют другие решения.

Вмешательство с агрессией и насилием

Большинство людей очень обеспокоены уровнем агрессии в обществе. Скорее всего, это связано с тем, что агрессия напрямую мешает удовлетворению базовых потребностей людей в безопасности и защищенности. Соответственно, необходимо срочно найти способы снижения агрессии. Агрессия имеет множество причин. Неприятные события, предвзятая обработка социальной информации, насилие в СМИ и снижение самоконтроля — вот лишь некоторые из факторов, которые могут усилить агрессию. Тот факт, что не существует единой причины для агрессии, затрудняет разработку эффективных вмешательств. Лечение, которое работает для одного человека, может не работать для другого человека. Одна подгруппа крайне агрессивных и склонных к насилию людей, психопаты, даже считается неизлечимой. Действительно, многие люди начали принимать тот факт, что агрессия и насилие стали неизбежной, неотъемлемой частью общества.

При этом, безусловно, есть вещи, которые можно сделать, чтобы уменьшить агрессию и насилие. Хотя стратегии интервенции агрессии не будут подробно обсуждаться здесь, необходимо сделать два важных общих замечания. Во-первых, успешные вмешательства нацелены на максимально возможное количество причин агрессии и пытаются устранить их коллективно. Чаще всего эти вмешательства направлены на снижение факторов, способствующих агрессии, в непосредственном социальном окружении (семья, друзья), общих условиях жизни (жилье и соседство, здоровье, финансовые ресурсы), роде занятий (учеба, работа, свободное время). Общие вмешательства включают обучение социальной компетентности, семейную терапию, обучение родителей управлению (у детей и подростков) или их комбинацию. Вмешательства, узко сфокусированные на устранении единственной причины агрессии, как бы хорошо они ни проводились, обречены на провал.

Агрессия часто стабильна во времени, почти так же стабильна, как интеллект. Если маленькие дети проявляют чрезмерный уровень агрессии (часто в форме ударов, укусов или пинков), это подвергает их высокому риску стать агрессивными подростками и даже агрессивными взрослыми. Гораздо труднее изменить агрессивное поведение, когда оно является частью взрослой личности, чем когда оно еще находится в стадии развития. Таким образом, в качестве второго общего правила подчеркивается, что проблемы агрессивного поведения лучше всего лечить на раннем этапе развития, когда они еще податливы. Чем больше специалистов смогут выявлять и лечить ранние признаки агрессии, тем безопаснее будут наши сообщества.

Ссылки:

  1. Андерсон, К.А., и Бушман, Б.Дж. (2002). Человеческая агрессия. Ежегодный обзор психологии, 53, 27-51.
  2. Бушман, Б.Дж., и Андерсон, Калифорния (2001). Не пора ли перекрыть дихотомию враждебной и инструментальной агрессии? Психологический обзор, 108, 273-279.

Психология агрессивного поведения

4 минуты

Почему люди ведут себя агрессивно? Почему одни люди более агрессивны, чем другие? Биология виновата? А как насчет вашего окружения? Продолжайте читать, чтобы узнать, что вызывает агрессивное поведение.

Последнее обновление: 20 октября 2022 г.

Вы повсюду видите агрессивное поведение. Так или иначе, это часть вашего окружения. Вы видите это в новостях, на улицах, в социальных сетях.

Агрессивность кажется естественной частью жизни, которая в той или иной степени присутствует у каждого.  Существует множество различных видов агрессивного поведения, и существуют теории, которые подчеркивают его ценность для выживания для нас как вида.

Область психологии посвятила много времени и работы изучению причин, процессов и последствий агрессивного поведения. Некоторые из них скрыты, а некоторые явны. Вы можете столкнуться с поведением, которое является прямым, косвенным, физическим или вербальным, психологическим или связанным с отношениями…

Агрессивное поведение: враждебное или инструментальное

Вообще говоря, существует два типа агрессивного поведения: враждебная агрессия и инструментальная агрессия. Мотив, стоящий за поведением, является основным отличием. У них разные прецеденты, они предсказывают разные проблемы и связаны с разными когнитивными и эмоциональными процессами.

Враждебная агрессия

Враждебная агрессия представляет собой агрессию импульсивного типа с целью причинения вреда. Это реактивная агрессия с большой эмоциональной нагрузкой.

Инструментальная агрессия

Это преднамеренно и холодно. Основная цель — не причинить вреда , хотя это все равно может случиться. Воровство могло быть мотивом или захватом власти. Это спланированная агрессия, будь то месть или другие скрытые мотивы.

Биология агрессивного поведения

Прямой связи между генетикой и агрессивным поведением не существует. Это скорее взаимодействие между биологическими факторами и факторами окружающей среды, которые делают вас более или менее склонными к агрессивности. С другой стороны, агрессия между людьми также регулируется обществом.

Различные типы агрессивного поведения возникают в разных областях мозга. Миндалевидное тело, формация гиппокампа, септальная область, префронтальная кора и поясная кора, по-видимому, модулируют агрессивное поведение через связи с медиальным и латеральным гипоталамусом.

Исследования показали, что у особо агрессивных людей может быть меньше серого вещества, чем у других субъектов. Высокий уровень тестостерона и низкий уровень кортизола также могут быть связаны с агрессивным поведением. Уровни серотонина также играют важную роль в проявлении и контроле указанного поведения.

Врожденные импульсы и приобретенное поведение

Л. Берковиц разработал когнитивно-неоассоциативную теорию агрессии, основанную на работах Фрейда. Его теория предполагает, что неспособность достичь желаемой цели вызывает агрессивный импульс. Это приводит к отрицательному эмоциональному состоянию, которое является источником агрессивного поведения.

У нас также есть теория социального обучения от Альберта Бандуры. Он предлагает виноваты внешние воздействия. Они становятся частью вашего поведенческого репертуара благодаря подражанию.

Другими словами, вы начинаете вести себя агрессивно, потому что видите, как это делают другие люди. Это особенно верно, если наблюдатель идентифицирует себя с человеком, за которым он наблюдает, и считает его равным.

Эти две теории были основной отправной точкой для Андерсона и Бушмена . Они предложили интегрировать две модели. Эта третья теория занимает биологический, экологический, психологический и социальный фактор для объяснения агрессивного поведения.

Они утверждают, что агрессивность возникает из-за взаимодействия между личными качествами человека и внешними раздражителями, которые активируют ряд когнитивных и эмоциональных процессов.

Факторы, связанные с агрессивным поведением

К факторам, связанным с агрессивным поведением, относятся социальные подстрекатели, несоциальные факторы и индивидуальные факторы или каждый человек. К социальным подстрекателям относятся такие триггеры, как провокация, восприятие несправедливого обращения или социальное неприятие.

Одним из несоциальных провокаторов являются агрессивные ключи (изображения или предметы, присутствующие в ситуации, которые активируют агрессивные мысли). Например, наличие оружия или оружия.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts