Экстероцептивные ощущения в психологии это: Ощущения. Что такое «Ощущения»? Понятие и определение термина «Ощущения» – Глоссарий

Виды ощущений (экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные).

Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соот­ветствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) экстероцептивные,отражающие свойства предме­тов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверх­ности тела; 2) интероцептивные, имеющие рецепторы, располо­женные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3) проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информа­цию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы -кинестезическими или кинестетическими.

С точки зрения данных современной науки принятое раз­деление ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений мож­но считать внешне-внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.

Чувствительность анализаторов, определяемая ве­личиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, сре­ди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствитель­ности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Можно различать три разновидности этого явления. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе про­должительного действия раздражителя. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. 

Адаптацией называют также другое явление, близкое к опи­санному, которое выражается в притуплении ощущения под влияни­ем действия сильного раздражителя. Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительно­сти под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адап­тации, свойственный некоторым видам ощущений, можно опре­делить как позитивную адаптацию.

Контраст ощущений это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя. В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным. Хорошо известно и явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Сенсибилизация. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсиби­лизацией. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подо­бранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упраж­нений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Синестезия. Взаимодействие ощущений проявляется еще в од­ном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощуще­ния, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдает­ся в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встре­чаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.

Виды ощущений

В психологии имеют место различные подходы к классификации ощущений. Традиционный подход предполагает выделение видов ощущений в зависимости от специфики органов чувств: различают зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные ощущения. Однако эта классификация не является исчерпывающей. В настоящее время в основу классификации ощущений положены два основных принципа: систематический и генетический.

Систематическая классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1857-1952). Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов, он разделил все ощущения на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные.

Наиболее многочисленную группу составляют экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явления окружающего мира и возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Среди ощущений данной группы выделяют контактные и дистантные. Для возникновения контактных ощущений необходимо непосредственное воздействие объекта на рецептор. Так, чтобы оценить вкус пищи, нам нужно ее попробовать, для ощущения характера поверхности объекта — потрогать.

Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.

Обонятельные ощущения, по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой — молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.

Проприоцептивные (лат. proprius — собственный) ощущения — это ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Роль проприорецепции как основы движений у животных была исследована советскими психологами А.А. Орбели и П.К. Анохиным, у человека — Н.А. Берштейном. Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Интероцептивные (органические) ощущения — это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).

Наиболее изучены экстерорецептивные ощущения, наименее — интероцептивные. В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». Они играют важную роль при постановке диагноза в медицине, а также при анализе сновидений в психологии.  На сегодняшний день практически любой  крупный лечебно-профилактический медицинский центр располагает специальным оборудованием, которое способно отслеживать реакцию внутренних органов на раздражитель. С помощью такой процедуры медицинские центры могут диагностировать различные заболевания внутренних органов даже на ранних стадиях.

Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения, занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.

Слепоглухонемая О. Скороходова пишет, что если она пытается представить жизнь людей, движение в городе, то шум и звуки представляются ей в виде непрерывных вибраций. Был такой случай: она почувствовала, как движущийся воздух коснулся поверхности ее лица, и проснулась от движения воздуха.

Как уже отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений — по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести высказывание французского философа Д. Дидро:

«Наши чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа».

Смотреть видео

B2- Стимулы-Ощущение-Восприятие-Реакция-Поведение-Культура: Дизайн сенсорной перегрузки в общественных местах- Chetan Dusane MID ’21

Взгляд внутрь, чтобы смотреть наружу

Как нам нравится музыка, которая намного выше 100 децибел или стробоскопы миллионы интенсивных люменов на концерте, когда они вызывают дискомфорт в других ситуациях?

Что означают эти цифры? Они что-то значат сами по себе? Как контекст придает им значение? Что считать перегрузкой?

Пока я пытался построить свое исследование, чтобы ответить на эти вопросы, литература намекнула, что стимулы, испытываемые людьми в городской среде, могут быть не только связаны с числами. Интерпретации, полученные из стимулов, постепенно оказывались довольно контекстуальными, личными, культурными и динамичными, чтобы полностью объясняться в жестких числах. Я понял, что только несколько чувств, таких как звук, осязание (тепло, влажность) и зрение (свет), имеют измеримые/воспринимаемые пороги, и они служат только индикаторами дискомфорта, в зависимости от периода воздействия. Перцептивные реальности людей, переживающих их, очень личные и контекстуальные. Эти реалии в контексте этого проекта можно было бы лучше всего понять, только опираясь на личный опыт и собирая информацию о реальных полевых условиях от жителей города Панвел.

Однако, прежде чем расспрашивать горожан об их опыте, я начал исследовать процесс восприятия, его механизмы и восприятие этих чувств, чтобы лучше понять генезис наших сенсорных переживаний. Я хотел получить подлинные, содержательные ответы от заинтересованных сторон через это знание.

В литературе по человеческим ощущениям обычно говорится о пяти популярных чувствах. Однако многие считают, что их больше 20. Чувства бывают двух типов: экстероцептивные и интероцептивные. Экстероцепция возникает, когда воспринимаемые стимулы исходят извне тела человека, например, при восприятии света, поверхностей, пищи, запахов и звуков. С другой стороны, интероцепция воспринимает стимулы, исходящие изнутри тела, такие как боль, равновесие, положение тела, голод, тревога и т. д. Значение объектов/окружающей среды выводится посредством взаимодействия множества сигналов, полученных из различных стимулов путем их комбинации. этих чувств. Оба типа органов чувств вместе образуют сенсорную экосистему человека; однако в этом исследовании рассматриваются только экстероцептивные ощущения, поскольку они более актуальны для темы.

Каждое чувство имеет связанную с ним биологическую систему (например, систему зрения, слуховую систему, обонятельную систему и т. д.). Сенсорная система собирает, преобразует и транспортирует сенсорные стимулы от органов чувств к соответствующим частям мозга. Органы чувств и нервная система являются частями этих систем.

Орган чувств содержит единицы сбора и преобразования внешних раздражителей, называемые сенсорными рецепторами. Рецепторы обнаруживают, собирают и преобразовывают соответствующие раздражители, такие как механические (вибрации для ушей), химические (запах и вкус), тепловые (осязание) и световые (глаза) в сигналы, понятные мозгу. Нервные пути передают преобразованные сигналы в соответствующие части мозга для чтения, воспринимают и воздействуют на них.

Как упоминалось ранее, существуют некоторые числовые пороги интенсивности сигналов, которые, как известно, создают сенсорную перегрузку в некоторых смыслах. Однако контекст, в котором воспринимаются эти сигналы, вызывает разные реакции независимо от числа. В контексте этого проекта, который касается городских общественных пространств, стимулы не похожи на музыкальный фестиваль или взлетно-посадочную полосу в аэропорту; но они динамичны, многочисленны и заметно подавляют из-за этого и в меньшей степени из-за более высокой интенсивности стимулов.

Интересно, что определение значения объекта/окружающей среды зависит не только от внешних раздражителей. Контекст человека, склад ума, ожидания, мотивация и опыт сильно влияют на его интерпретации. Эти аспекты добавляют и изменяют значение голых внешних раздражителей, делая переживания очень личными. Дискомфорт и, следовательно, поведение в значительной степени зависят от личных качеств людей. Культура места также играет роль в принятии решения о том, что приемлемо, а что неудобно. Этот субъективный чувственный опыт называется квалиа. Это не означает, что реакции людей различаются даже в случае чрезвычайно интенсивных раздражителей. На самом деле зрительный и слуховой (в меньшей степени, для других органов чувств) опыт обычно кажутся одинаковыми в разных демографических группах. Однако, как было сказано выше, стимулы в городских пространствах вызывают дискомфорт и перегрузку в основном из-за их динамичности и многочисленности, а иногда и из-за интенсивности.

Избирательное внимание: устранение нежелательных стимулов

Другой интересный аспект обнаружения и восприятия стимулов заключается в том, что критерии для этих действий могут меняться в зависимости от важности, придаваемой людьми поступающему сигналу. Этими критериями могут быть предубеждения, физиологическое состояние, ожидания, личный опыт и окружающая среда. Например, некоторые могут читать книгу в людном месте, а другим может показаться, что для этого слишком шумно. Те, кто может; выборочно отфильтровывать внешние шумы, чтобы не влиять на них. Перегрузка сенсорными стимулами может затруднить этот процесс. Однако эта способность когнитивной цензуры может также помешать нам испытать удовольствия и опасности пространства, если разум натренирован и приучен игнорировать большинство раздражителей в среде с высокими сенсорными стимулами, как в городских районах Мумбаи. Кроме того, постоянный шквал раздражителей может привести к сенсорной адаптации, ведущей к закрытию от окружающей среды.

Это сочетание Ощущения и Восприятия предшествует почти всем элементам познания, мышления и поведения. Этот факт делает изучение сенсорной перегрузки и последующего импеданса восприятия более важным, поскольку это может глубоко повлиять на нашу повседневную жизнь. Это исследование становится еще более важным, если мы посмотрим на него в контексте многолюдного индийского городского района, такого как Мумбаи/Панвел, который представляет собой смесь безжалостных сенсорных стимулов.

Это понимание заставило меня узнать о том, как город, смесь сенсорных стимулов, воспринимается его жителями. Как эти стимулы влияют на восприятие и как восприятие, в свою очередь, влияет на мышление, культуру и качество жизни в городе.

Некоторая литература, на которую я ссылался

Итак, что такое город?

Место, где мы можем разместить наши тела, как тело вмещает себя?

или чувственный и эмоциональный опыт, как говорит Чарльз Лэндри (градостроитель, автор) в своей книге «Искусство градостроительства»?

Я чувствую, что это все сразу. Сложная, интригующая смесь социальных групп, моделей поведения и культур, воспринимаемых органами чувств. Плавильный котел наших коллективных потребностей, желаний и стремлений. Он стремится удовлетворить наши основные, экономические, образовательные и медицинские потребности, а также развлечения, культурные и эмоциональные потребности. Все это создает уникальные контексты, когда мы, граждане, думаем об использовании различных общественных пространств.

Чарльз Лэндри говорит, что наука о строительстве городов предполагает определенную предсказуемость, которую не может обеспечить человеческая экология города. Эти экологии необходимо очень внимательно наблюдать, изучать и вовлекать их жителей в процесс создания городских пространств. Сенсорный ландшафт представляет собой сложную игру известных, давних ощущений, наложенных на новые, мимолетные. В моем понимании сенсорный ландшафт города вызывает паттерн восприятия, который вдохновляет наше поведение, превращающееся в культуру этого места. Следовательно, это требует тщательного рассмотрения на самом этапе проектирования, поскольку я чувствую, что это глубоко вдохновляет культуру места и, в конечном итоге, повседневный жизненный опыт и качество жизни горожан. Это моя гипотеза, основанная на литературе и личном опыте, которая проиллюстрирована на следующем изображении.

Моя гипотеза

Я считаю, и литература также предполагает, что города — это чувственный, эмоциональный и психологический опыт. Только кодексы, правила и этика не создают город; он нуждается в эмпирическом погружении своих граждан, чтобы полностью реализовать свой потенциал. Но мы, городские жители, воспринимаем их на более низком уровне осознания с точки зрения звуков, визуальных эффектов, прикосновений, запахов и даже вкусов. Это связано с тем, что общественные места, особенно в Индии, проектируются только на основе географических и демографических данных, с заметным пренебрежением к сенсорному наполнению, которое часто вызывает закрытие, а не раскрытие наших чувств. Мой личный опыт в Мумбаи и Панвеле заставил меня чувствовать себя истощенным, опустошенным и защищаться от моего желания познакомиться с городами. Уменьшая наше желание ощущать чувственный ландшафт, мы подходим к миру и его возможностям с более узкой точки зрения. Эта узость заставляет нас забыть о красоте города и его жителей, а также о многих проблемах и даже опасностях, которые в нем таятся.

Все вышеизложенное привело к тому, что я стал воспринимать город и его чувства совершенно в другом свете! Это заставило меня задуматься о собственном опыте воздействия раздражителей в городе Панвел. Я вспомнил общие чувства, которые мы испытываем как граждане Мумбаи/Панвела, прежде чем выйти в общественное место. Несмотря на то, что контекст менялся в зависимости от мест, которые я посещал, неизменной оставалась непреодолимая спешка и забота о безопасности из-за скопления людей, хаоса, средств массовой информации, информации, движения, пыли, дыма, жары, влажности, запахов и т. д. Я понял, что эти чувства сформировали во мне определенное поведение, такое как чрезмерное гудение, перестроение, постоянное пересечение дороги в спешке, независимо от светофора, презрение к толпе и людям в целом, гнев, пренебрежение общественной собственностью и правилами и, в конечном счете, апатия к другим. Я сталкивался с таким поведением и среди своих сограждан, и я боюсь, что это могло развить культуру безразличия среди нас в Мумбаи/Панвеле.

Рынки в Панвеле со своей собственной смесью стимулов! Вождение в Панвеле — это искусство!

Эта постоянная борьба за то, чтобы защитить себя от чрезмерной стимуляции, имея в виду нашу жизненную борьбу, вызывает напряжение и влияет на наше отношение к работе и друг к другу. Это напряжение может повлиять на наше здоровье и благополучие. Это кажется особенно верным в таких многолюдных и оживленных городских районах, как Новый Мумбаи и Панвел. Следовательно, добавление всех этих препятствий к восприятию города привело к безразличному опыту в городе, который мы любим, и к негативному влиянию на нашу личную и социальную жизнь. Все эти знания привели меня к построению моей гипотезы, которая затем стала основой для моего следующего шага, то есть ее доказательства, опровержения или изменения посредством обширного полевого исследования. В следующем блоге я подробно расскажу о своих результатах обширных полевых исследований.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Экстероцептивные ощущения | Ключ Neupsy


Экстероцептивные ощущения




Экстероцептивные ощущения возникают в периферических рецепторах в ответ на внешние раздражители и изменения в окружающей среде. Существует четыре основных типа общих соматических ощущений: болевая, тепловая или температурная чувствительность, легкое прикосновение или прикосновение-давление и чувство положения или проприоцепция.


БОЛЕВАЯ И ТЕМПЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ

Существует множество методов проверки поверхностной болевой чувствительности. Простой и широко используемый метод, столь же надежный, как и любой, состоит в том, чтобы использовать обычную английскую булавку, согнутую под прямым углом, чтобы ее застежка могла служить ручкой. Инструмент должен быть достаточно острым, чтобы вызвать легкое болезненное ощущение, но не настолько острым, чтобы пролилась кровь. Игла для подкожных инъекций слишком острая, если только ее острие не затупилось о твердую поверхность. Часто используется сломанная деревянная палочка-аппликатор, и обычно этого достаточно, если осколки острые. Достаточно острые концы можно получить, держа палку за самые концы, ломая ее. Одноразовые стерильные приспособления, острые на одном конце и тупые на другом, имеются в продаже.

Хотя стимулирующий инструмент не обязательно должен быть стерильным, все, что используется, должно быть утилизировано после использования у одного пациента, чтобы избежать риска передачи заболевания в результате случайного прокола кожи. Полезным приемом является легкое удерживание штифта или стержня палочки-аппликатора между большим и кончиком пальца и позволять стержню скользить между кончиком пальца и кончиком большого пальца при каждой стимуляции. Это помогает обеспечить более постоянную интенсивность стимула, чем прикладывать кончик пальца к концу инструмента и пытаться контролировать силу рукой или запястьем. Опыт учит, как оценивать интенсивность применяемого стимула и ожидаемую реакцию на него.

Лучше всего проводить обследование с закрытыми глазами пациента. Пациента следует попросить оценить, ощущается ли раздражитель таким же резким с одной стороны, как с другой. Всегда предполагайте, что стимулы должны быть одинаковыми, например: «Ощущается ли это примерно так же, как то?» Избегайте таких выражений, как «Ощущается ли это по-другому?» или «Что кажется острее?» Предположение, что должна быть разница, побуждает некоторых пациентов к чрезмерному анализу и предрасполагает их к ложным результатам и утомительному, часто ненадежному обследованию.

Обычно используемый метод заключается в том, чтобы попросить пациента сравнить одну сторону с другой в денежном или процентном выражении, например: «Если эта сторона (стимулирующая внешне нормальную сторону) стоит доллар (или 100%), сколько это ( стимуляция явно ненормальной стороны) стоит?» Чрезмерно аналитический, но неврологически нормальный пациент часто отвечает оценкой порядка «9 баллов».5 центов», в то время как пациент с реальной клинически значимой потерей чувствительности более склонен отвечать «5 центов» или «25 центов». Чередование острых и тупых стимулов, например, острыми и тупыми концами английской булавки, и инструктирование пациента ответить «
» «острый» или «тупой» часто бывает полезным, но может не обнаруживать тонкую потерю чувствительности, обнаруживаемую только по сравнению с невовлеченным. область. Небольшие изменения иногда можно продемонстрировать у сговорчивой пациентки, попросив ее указать изменения в ощущении, когда иголку слегка проводят по коже. Сотрудничающий пациент с дискретным распределением сенсорной потери может быть в состоянии довольно хорошо наметить пораженную область, если его проинструктируют, как действовать, и оставят на короткое время в покое с инструментами и маркировочным инструментом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts