Агрессивные дети причины и последствия детской агрессии собрание: Родительское собрание «Агрессия у детей – причины и способы предупреждения» | Материал на тему:

Конспект родительского собрания во 2 классе на тему: «Причины и последствия детской агрессии» | План-конспект занятия (2 класс):

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных

предметов» города Котовска Тамбовской области

        

Конспект родительского собрания во 2 классе

на тему:

 «ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ».

                                                                                    Подготовила:

                                                                      учитель начальных классов

                                                                      МБОУ «СОШ №3 с УИОП»

                                                                      г. Котовска                                                  

                                                               Лаврентьева Любовь Владимировна

«Человек обладает способностью любить,

и  если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

 проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

                                                                                                                      душевной боли….»

                                                                                                                      Эрих Фромм                                        

   

Тема: «Причины и последствия детской агрессии»

Класс: 2           

Форма проведения: родительский педагогический тренинг.

Цель: профилактика детской агрессии.

Задачи:

  • обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;
  • формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения:

  • причины детской агрессии;
  • профилактика детской агрессии;
  • пути преодоления детской агрессии.
  1. Подготовительный этап.
  1. Подбор методик  изучения проявления агрессии у детей.
  2. Проведение тестирования учащихся класса по подобранным методикам.
  3. Анкетирование родителей
  4. Анализ результатов тестирования.
  5. Подбор тренинговых упражнений по оказанию родителями помощи своим детям для снятия эмоционального напряжения.
  6. Выставка рисунков «Моё настроение».
  7. Анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу).
  8. Обсуждение и оценивание предложенных родителям ситуаций.
  9.  Памятки для родителей.

II. Организационный этап. (звучит музыка «Если добрый ты», Б. Савельев, М. Пляцковский).

Классный руководитель предлагает родителям работу в трех группах, сообщает тему родительского собрания, цель, задачи, регламент, план проведения, знакомит с обсуждаемыми вопросами.

III. Вступительное слово классного руководителя.

-Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии, так как мы все чаще с ней сталкиваемся не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду с экранов телевизоров и компьютеров. Ее проявляют даже дети. Такая проблема существует и в нашем классе. Давайте разберемся, что такое агрессия? Вот как об этом думают ваши дети (слайды с высказываниями детей об агрессии). 

Обратимся к определению понятия «агрессия». Слово «агрессия»  произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.

Агрессивное поведение у детей — это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах. В обычном понимании агрессия — это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. В любом случае, цель такого поведения — устранение перечисленных препятствий. И наиболее частой причиной беспокойства родителей за поведение своих чад и обращения к специалистам является как раз детская агрессия. Если вдуматься, то агрессивные дети невольно попадают в замкнутый круг. Как показали многочисленные исследования причина такого их поведения — всегда недостаток внимания и понимания со стороны взрослых. Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение ребенка.    Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха. На самом деле то поведение, которое мы называем, как асоциальное, является отчаянной попыткой маленького человека восстановить социальные связи. Ведь, как правило, до вспышки явной агрессии ребенок выражает свою потребность в более мягкой форме, но мы, взрослые, не видим, не слышим и не понимаем этого.

IV. Составление родителями портрета агрессивного ребенка. (работа в группах, представление портрета, созданного каждой группой).

Учитель на доске выписывает ключевые слова: обзывается, дерется, грубит, мстит, сердится и отказывается сделать что либо, специально раздражает людей, эмоционально неустойчив, обвиняет других в своих ошибках, имеет низкий уровень импатии.

V. Анализ анкетирования детей. (приложение 1, 2)

Учитель знакомит родителей с уровнем агрессивности детей класса на основе полученных результатов в ходе предварительно проведенного анкетирования.

— Анализ анкет ваших детей показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме, то, безусловно, ребёнок будет стараться проявлять те качества, которые подчёркивают родители. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед чужими людьми, то ребёнку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолён, и можно продолжать повторять делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание видеть друг в друге плохое и подчёркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства и проявления агрессии.

VI. Причины и виды агрессии.

Существуют следующие виды агрессивного поведения: физическая, вербальная и эмоциональная (в виде эпизодических вспышек). Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень выражается у маленьких детей ( я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью.
— Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?
Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Учитель предлагает родителям поработать в группах и выявить причины проявления агрессивного поведения у детей. Представитель каждой группы зачитывает возможные причины, а учитель выписывает их на доске.

Причины:

 1. Заболевание центральной нервной системы.

2. Агрессивность как средство психологической защиты (самая распространенная)    Это чаще холерики и сангвиники- дети с сильным типом НС.

3. Различные нарушения семейного воспитания.

  • Алкоголизм родителей.
  • Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье).
  • Неуважение к личности ребенка.
  • Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы.
  • Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей).
  • Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы — они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал — что будет?).

5. Случаи, когда за агрессивность принимают что- то другое.

Например, детское упрямство  — «не хочу», «не буду», «я сам» и др.

6. Запрет на физическую активность.

Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.

7. Отказ в праве на личную свободу.

8. Подсознательное ожидание страха.

Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс страхов — боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др.

9. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций.

Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют.

10. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры.

Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни).

11. Недовольство собой.

12. Повышенная раздражительность.

13. Чувство вины.

VII. Обсуждение предложенных ситуаций, обмен мнениями.
Ситуация 1.
Родители долго думали, что подарить дочери по окончании учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу для внеклассного чтения и альбом для фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена, расплакалась, устроила истерику и кричала: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! А вы! Вот Лене родители компьютер купили!»
Ситуация 2.
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и под любым предлогом на улицу убежит гулять. Вечером придёт — начинаем проверять, а он на ходу спит, на следующий день приходит из школы — опять двойка».
Ситуация 3.
Родители постоянно ставили мальчика в угол за все провинности. Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, уйду к бабушке. С вами больше жить не буду!»
Ситуация 4.
В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты, по мнению родителей, были хорошими, то дети получали поощрения в виде карманных денег. Если учебные результаты детей не устраивали родителей, они должны были выполнить трудовую повинность по дому и даче. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

  Профилактика агрессивного поведения.

  • Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.
  • Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.
  • Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.
  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.
  • Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.
  • Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.
  • Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».
  • Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.
  • Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.
  • Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.

Методы для выражения подавленного гнева:

  • Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
  • Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
  • Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
  • Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
  • Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:

  • обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
  • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
  • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
  • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
  • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

VIII. Тренинги с родителями «Как помочь ребенку стать менее агрессивным». (приложение 3)

Практическое выполнение родителями заданий.

IX. Анкетирование родителей по проблеме собрания. (приложение 4,5)

Х. Подведение итогов. Рефлексия.

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому. Вручение памяток родителям (приложение 6).

XI. Заполнение родителями карточек отзывов о родительском собрании. (приложение 7)

XII. Принятие общего решения родительского собрания для протокола.

Используемая литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008
  3. Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград 2003 г.
  4. Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
  5.   Ожегов С.И., Шведова М. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1993
  6.   Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск. 1977.
  7. Психодиагностика детей: Пособие для психологов, педагогов, студентов/Сост. А.С. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2003
  8.   Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1999
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. М.: Владос, 1999
  10. Родительские собрания: 2 класс / Авт.- сост. С.Р. Рябова. – М.: ВАКО, 2008

 

   

Приложения к родительскому собранию

«Причины и последствия детской агрессии»

Приложение 1.

Анкета для учеников

Чаще всего я радуюсь, когда        _____________________________________________.

Чаще всего я смеюсь, когда        ______________________________________________.

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда ______________________________.

Чаще всего я плачу, когда _______________________________________________.

Чаще всего я злюсь, когда        ________________________________________________.

Чаще всего я обижаюсь, когда ___________________________________________.

Мне хорошо, когда меня        _________________________________________________.

Мне плохо, когда меня __________________________________________________.

Приложение 2.

Тест для учеников

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.

Я — добрый

Я — злой

Я — терпеливый

Я — нетерпеливый

Я — упрямый

Я — безразличный

Я  — хороший друг

Я — умный

Я — помощник

Я — обидчивый

                                                                                                                                Приложение 3.

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:

  1. «МУХА».       

 Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

  1. «ЛИМОН».       

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  1. «СОСУЛЬКА» («МОРОЖЕНОЕ»).     

Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  1. «ВОЗДУШНЫЙ ШАР».     

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  1. «ВВЕРХ ПО РАДУГЕ».     

Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.

Приложение 4.

Анкета для родителей

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка:

  • Доброта
  • Сочувствие
  • Покладистость
  • Терпение
  • Сопереживание
  • Безразличие
  • Упрямство
  • Агрессивность
  • Нетерпимость
  • Эгоизм

Приложение 5.

Методика для родителей “Портрет моего ребенка”

  1. Как ваш ребенок относится к вам, родителям?
  2. Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание?
  3. Какова роль ребенка в семье? Его обязанности, права?
  4. Есть ли у ребенка друзья?
  5. Где, как, с кем проводит свободное время ваш ребенок?
  6. Какие учебные занятия, предметы нравятся ребенку?
  7. Кто из членов семьи является для него авторитетом?
  8. Что хотели бы изменить в вашем ребенке?
  9. Нравятся ли вам его увлечения?
  10. Часто ли вы хвалите своего ребенка?
  11. Ругаете, наказываете ребенка за что-либо?
  12. Как вы зовете ребенка дома?
  13. Чем вы любите заниматься с вашим ребенком дома?
  14. Считаете ли вы своего ребенка самостоятельным? Почему?
  15. Как часто сын (дочь) обращаются к вам за помощью, в чем?
  16. Каков ваш ребенок?
  17. Замечает ли ваш ребенок настроение, боль у кого-либо из членов семьи?
  18. Умеет ли проявлять сострадание, жалость?
  19. Умеет ли держать свое слово, чувствовать свою ответственность за порученное дело?
  20. Часто ли обижается ваш ребенок? Достаточно ли обоснованы его обиды?
  21. Умеет ли радоваться успехам своих друзей, близких?
  22. Если вы пугаете ребенка, то какие используете слова?
  23. Если хвалите ребенка, то за что и как?
  24. Коротко о здоровье ребенка.
  25. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
  26. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
  27. Против кого он проявляет агрессию?
  28. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

Приложение 6

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессии.

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  • Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  • Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
  • Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
  • Не шантажируйте своего ребёнка своим отношением к нему.
  • Не бойтесь поделиться со своим ребёнком чувствами и слабостями.
  • Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.

Приложение 7.

Карточка отзыва.

Я узнал, что__________________________________________________________        .

Новым для меня стало то, что__________________________________________        .

Я убедился, что______________________________________________________        .

Меня не смогли убедить в том, что         _____________________________________.

Я категорически против того, чтобы        ___________________________________.

Я возмущен тем, что _________________________________________________ .

«Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии»».

Кл.рук.2 «В» класса Косумова А.З.

2017.

Цели задачи:

формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей,

познакомить с методами её коррекции и своего поведения в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях

формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления,

наметить пути сотрудничества педагога и родителей в профилактике детской агрессивности.

Верная указка не кулак, а ласка.

Народная мудрость.

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы. Тема нашего собрания серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. Тема, к сожалению, не случайна, поскольку агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши малыши – младшие школьники. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти ответ. Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования – это удовольствие и неудовольствие. Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие – тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуляния, спокойного и безмятежного сна. Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи. В той или иной мере агрессивность свойственна всем людям. Вспомните себя: часто нас захватывают отрицательные эмоции, хочется накричать, вспылить, но, как правило, мы все-таки сдерживаем гнев. А вот наши малыши пока не умеют управлять своими чувствами. Со временем агрессия может закрепиться в таких чертах личности, как черствость, язвительность, вспыльчивость, поэтому необходимо организовать помощь ребенку как можно раньше.

Что такое агрессия? Агрессия — это поведение, которое причи­няет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Аг­рессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нару­шение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для дости­жения определенной цели. Она очень часто выражается у малень­ких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, на­правленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление, путают с настойчивостью, напористостью.

Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Без­условно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивно­стью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает ос­корбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуа­ции в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения мно­го: положение ребенка в коллективе, отношение к нему свер­стников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информа­ции.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту ли­нию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это дру­гое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, ко­торые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивно­сти расположение? Семья помогает ребенку:

а) преодолеть трудности;

б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, не­терпимостью и властностью, враждебностью к факту существова­ния ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночест­во, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: сло­вом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребенку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

И все таки, каковы же причины возникновения агрессивного поведения у детей?  Грубое и жестокое отношение к нему родителей. Ребенок живет в атмосфере неприятия, нелюбви к нему.

Агрессивное поведение родителей между собой: оскорбления, крики, брань, хамство, унижение друг друга – все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни

 Непоследовательность родителей. Когда сегодня им удобны одни нормы поведения, а завтра, в этой же ситуации, другие. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Особенности биологического развития самого ребенка, некоторые черты его характера так же могут обуславливать его агрессивность. Что же делать нам, взрослым, столкнувшись с проявлениями детской агрессии? Зачастую это вызывает у нас недоумение и растерянность. Обычно первое, что делают взрослые, наказывают ребенка. А оказывается, напрасно. Просто ребенок, столкнувшись с неразрешимой для него проблемой, не знает как правильно себя вести.

А нам, взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Я предлагаю вам следующие советы психологов:

  1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: “если ты себя так будешь вести, то мама с папой тебя больше любить не будут!” Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

  2. Если ребенок просит поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: “Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один”. И еще один важный момент – не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

  3. Агрессия в высказываниях Проблема засорения нашей речи “ненормативной лексикой” в настоящее время обсуждается везде. Нас уже не шокируют телепередачи, статьи в газетах и журналах, где скользит брань. Поэтому совсем неудивительно, что наши дети очень рано узнают о существовании таких слов. Каковы же наши действия в этих случаях.

а) Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

б) Следите сами за собственной речью.

в) Если ребенок спрашивает о значении того или иного слова, не уходите от ответа. Постарайтесь так объяснить ему значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять.

г) Если ребенок поймал на “нехорошем” слове вас, извинитесь перед ним, объясните, что вам не удалось сдержаться, и вы поступили плохо. Впредь старайтесь держать себя в руках.

  1. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

  2. Как я уже упоминала, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

  3. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим “ужасным” поведением. Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

  4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо

  5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что “у их детей от них не должно быть никаких секретов”. Недопустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

  6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

  7. Если вы видите, как ваш ребенок ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Постарайтесь утешить, успокоить обиженного ребенка. Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах

  8. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, “мы никого не бьем, и нас никто не бьет”.

  9. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: “Мне нравится, как ты поступил”. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Не стоит говорить: “Хороший мальчик” или: “Хорошая девочка”. Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: “Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним”. Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

  10. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и взрослых). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

14. Нужно постараться исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

15. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

16. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную “сердитую подушку” для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

Памятки для родителей по предупреждению детской агрес­сивности

Памятка №1

  • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открыто­сти и доверия.

  • Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не все­ляйте в его душу несбыточных надежд.

  • Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

  • Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

  • Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувства­ми и слабостями.

  • Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зави­симости от его учебных успехов.

  • Помните, что ребенок — это воплощенная возможность!

  • Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Памятка №2

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ре­бенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа поду­майте над тем, что можно еще изменить. Пока еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют;

  • над ребенком издеваются;

  • над ребенком зло шутят;

  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

  • родители заведомо лгут;

  • родители пьют и устраивают дебоши;

  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;

  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

  • родители не умеют любить одинаково своих детей;

  • родители ребенку не доверяют;

  • родители настраивают ребенка друг против друга;

  • родители не общаются со своим ребенком;

  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;

  • родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;

  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом ар­сенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Протокол родительского собрания

Протокол № 7  родительского собрания класса 2 «В» классе.

Тема: «Причины и последствия детской агрессии.».

Присутствовало:12 человек.

Отсутствовало: 2человек

Повестка собрания:

1. Причины и последствия детской агрессии.

2. Подведение итогов успеваемости за третью четверть.

Слушали: По первому вопросу слушали классного руководителя Косумову А.З..

В своем выступлении обратила внимание на то, что мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание. Айшат Зайнадиевна назвала «золотые правила воспитания, которые помогут родителям в воспитании ребенка.

По второму вопросу слушали к. рук. Она ознакомила с итогами успеваемости за третью четверть. Дала несколько рекомендаций родителям для улучшения успеваемости уч-ся.

Решение:

1. Принять к сведению рекомендации учителя.

2. Выполнять контроль за выполнением домашних заданий детьми.

Секретарь……………….

Почему дети набрасываются и что делать

Написана Женевьевой Симперингем и первоначально опубликована в журнале The Natural Parent Magazine.

Когда ребенок проходит фазу дерзости, мятежа и агрессии, это по понятным причинам доводит терпение и терпимость родителей до предела! Родители часто бывают сбиты с толку, видя, как их во всем остальном способный, счастливый и заботливый ребенок набрасывается словесно или физически, видит, как они толкаются или бьются, возможно, намеренно и сердито швыряют или ломают предметы или вызывающе кричат ​​на родителей и уносятся прочь.

Развитие навыков контроля импульсивности и эмоциональной саморегуляции — большая работа для детей , которая занимает несколько лет. Для маленьких детей нормально быть антисоциальными, мятежными, дерзкими и даже иногда словесно агрессивными, а для нейротипичных детей в возрасте до шести лет также иногда быть физически агрессивными. Вы можете особенно ожидать увеличения неповиновения или агрессии во время дополнительного стресса, связанного с такими изменениями, как новый брат или сестра, переезд, смена опекуна, усиление конфликта между родителями или поступление в школу. Но когда вызывающее, деструктивное или агрессивное поведение ребенка становится постоянной проблемой, важно глубже изучить сложные чувства и неудовлетворенные потребности, которые, вероятно, определяют его поведение.

Детям не нужно, чтобы мы принимали все их поведение, здоровое или нездоровое. Им не нужно чтобы разозлить нас или одолеть нас, (это страшно для ребенка любого возраста). Им не нужны нас, чтобы ходить вокруг них на цыпочках, избегая ограничений, которые могут их расстроить. Они нуждаются в ограничениях, которые помогают всем оставаться в безопасности. И они также нуждаются в том, чтобы мы принимали и заботились обо всех их чувствах, хороших и плохих, независимо от того, счастливы они, грустны или злы. Именно это позволяет им чувствовать себя в безопасности и защищенности, переживать тяжелые переживания, которые приносит жизнь. Именно это позволяет им заботиться о чувствах других людей.

Дети чувствуют себя в безопасности, когда мы можем поддерживать связь, теплоту, сочувствие и поддержку, особенно когда мы исправляем их, устанавливаем ограничения или реагируем на ситуации, когда они ведут себя агрессивно.

Вместо того, чтобы просто пытаться остановить их агрессивное поведение независимо от того, как они себя чувствуют , в конечном счете, мы должны помочь им, чтобы желание быть агрессивным уменьшилось. Дети действуют в ярости, когда их чувства переполняют их. Невыраженный страх, неуверенность и разочарование, как правило, побуждают ребенка к деструктивным или агрессивным действиям.

  Дети не хотят быть жестокими; им страшно, когда они набрасываются. Но они изо всех сил пытаются саморегулироваться без нашей помощи. Иногда это означает физическое вмешательство, при этом отвечая с такой спокойной уверенностью и сочувствием, на какое мы только способны, когда они набрасываются. Это легче сказать, чем сделать, но как только родитель увидит ценность такого подхода, он с гораздо большей вероятностью преуспеет в управлении собственным гневом и побуждением быть агрессивным по отношению к своему ребенку в ответ.

Родители, которые практикуют вмешательство таким образом, чтобы показать ребенку, что о них заботятся, ДАЖЕ когда они теряют контроль над своими эмоциями и побуждениями, сообщают, что по мере того, как их ребенок учится верить, что его разочарования и трудности будут встречены с сочувствием, их тенденция агрессивность значительно уменьшается, и они начинают искать поддержки своих родителей, а не набрасываться.

Большой шаг!

Когда ребенок проходит фазу удара , вы можете сказать ему в спокойное время, например; «Это нормально чувствовать боль, когда ты злишься. Я знаю, ты знаешь, что бить нельзя. Я хочу помочь тебе, когда ты действительно расстроишься». Наше понимание того, как им тяжело, поможет им избавиться от желания причинить боль. Они уже знают, что бить нельзя. Это не та информация, которая помогает им перестать бить или отыгрывать. Но демонстрация нашего понимания того, почему им хочется ударить, — это то, что доходит до ребенка; что облегчает переполняющие их чувства стыда, одиночества и страха быть отвергнутым.

Многие родители, которым я помог контролировать свою склонность бить или словесно нападать на своего ребенка, признались, что, когда они начинают нервничать, удары или словесные нападки на ребенка дают им некоторое облегчение от нарастающей волны ярости. , и что это облегчение может вызвать сильную зависимость. Несмотря на то, что они чувствуют себя ужасно из-за этого, набрасывание часто выводит их из полного подавления.

Они знают, что это неправильно. Дети обычно знают, что это неправильно. Неизменно, со взрослыми, которые борются с агрессией, жестоко обращались в детстве, когда они расстраивались. Что нужно взрослым и детям для развития здоровых привычек, так это поддержка, сочувствие и понимание; а также изучение некоторых здоровых альтернатив, которые также принесут им облегчение от их сильных чувств.

”Когда дети чувствуют, что их понимают, их одиночество и боль уменьшаются. Когда детей понимают, их любовь к родителям углубляется. Родительское сочувствие служит первой эмоциональной помощью при оскорбленных чувствах. Когда мы искренне признаем бедственное положение ребенка и озвучиваем его разочарование, он часто набирается сил, чтобы посмотреть правде в глаза». ~ Хаим Гинотт, автор книги «Между родителем и ребенком»

Будьте уверены, что ваш ребенок старается изо всех сил.   Предполагая, что медицинские проблемы и особые потребности исключены, вы можете быть вполне уверены, что причиной антиобщественного поведения являются некие неприятные чувства, которые ребенок не может сдержать, вероятно, не может идентифицировать и явно не может выразить здоровым образом. Несмотря на лучшее в мире воспитание, дети временами ошеломлены и напуганы, а иногда эти страхи застревают внутри них. Моменты, когда поведение вашего ребенка является худшим, также являются периодами, когда его самые уязвимые болезненные чувства наиболее близки к поверхности.


Ресурс для членов деревни: Набор материалов для встречи с агрессией с помощью Connection содержит видео, аудио, текст и многое другое, чтобы помочь родителям применить эти теории на практике в различных ситуациях.

Когда у ребенка накапливаются неразрешенные эмоции , , он, как правило, плохо переносит стресс, и даже небольшие просьбы, проблемы или препятствия могут казаться им непреодолимыми. Они могут счастливо играть одну минуту, и внезапно небольшое разочарование вызывает сильную реакцию. Чувства, лежащие в основе конкретного акта агрессии, могут быть связаны с прошлым опытом и могут быть совершенно не связаны с текущей ситуацией, вызвавшей реакцию. Как бы трудно это ни было для родителей, именно склонность к чрезмерной реакции является внешним показателем внутреннего конфликта ребенка, с которым необходимо бороться. В конечном счете, им нужно увидеть, что мы искренне готовы сохранять терпение, пока они работают над тем, чтобы избавиться от всех сильных чувств, которые накопились ранее.

Вашему ребенку нужно, чтобы вы помогли ему измениться, а не требовали, чтобы он изменился.  Агрессивный ребенок — это ребенок в состоянии стресса. Агрессия — это поведение, которое обычно вызывает наименьшее внимание и сочувствие у взрослых, но, к сожалению, именно тогда они больше всего нуждаются в нашей чувствительности. Если бы мы могли реагировать на очень неуравновешенное поведение теми же качествами, что и на физическую болезнь, мы жили бы в обществе, где эмоциональная нестабильность в семьях представляет гораздо меньшую проблему.

Вместо того, чтобы бояться следующего акта агрессии или разрушения, будьте готовы воспользоваться возможностью помочь вашему ребенку избавиться от некоторых скрытых чувств, из-за которых ему так тяжело.

Да, я понимаю, что это может быть полный поворот на 180 градусов в отношении, но это то, что может поднять вас из чувства бессилия и во власти вспышек вашего ребенка, избавив вашего ребенка от ощущения, что он совсем один со своими большими чувствами.

В следующий раз, когда ваш ребенок начнет набрасываться , вместо того, чтобы выкрикивать словесные инструкции через всю комнату, налетайте так быстро, как вы можете, осознавая и принимая, что он не может остановиться, когда вы просите его остановиться. Срывающийся ребенок оказывается во власти нарастающего прилива сильных чувств, которые он просто не может сдержать или контролировать. Спуститесь на его уровень, помогите ему перестать набрасываться словесно или физически, выражая свои ограничения как можно мягче, одновременно кладя свои руки на его тело в теплой и нежной манере и искренне соединяясь, стремясь рассеять его гнев и страх. Возможно, вам придется взять его за руки, удерживая как можно мягче, и сказать: «Я не позволю тебе ничего сломать» или «Я не позволю тебе причинить боль твоему младшему брату».

Такое выражение гораздо менее угрожающе, чем такие слова, как «не смей», «прекрати делать это прямо сейчас».

Если они не разберутся, то разыграют.  Вы можете сказать своему ребенку, что хотите помочь ему избавиться от разочарований в теле. Разговор с маленькими детьми о чувствах «в их теле» помогает им определить и назвать эти чувства. Помимо ободряющих криков, вы можете предложить ей альтернативу, например, разорвать старый журнал, топать ногами, рычать или кричать в подушку. То, что вы говорите, не так важно, как то, как вы это говорите. Когда наши дети интерпретируют наши ограничения и руководство как любящее лидерство, заботу и поддержку, им намного легче усвоить ограничения и позитивные ожидания и намного легче успокоиться, вернуться к разуму и охотно сотрудничать.

Вы можете многое сделать, чтобы уменьшить давление на уже находящегося в состоянии стресса ребенка: 
  • Развивать навыки саморегуляции, осознанности и ухода за собой, которые позволят вам оставаться сильным и устойчивым во время эмоциональных бурь, тем самым моделируя то же самое. .
  • Увеличьте количество моментов связи, тепла и юмора, чтобы углубить их чувство безопасности и уменьшить страх разлуки.
  • Дайте заверения, выбор, заблаговременные предупреждения и объяснения, чтобы помочь им справиться со стрессом, который приносят ограничения.
  • Слушайте так, чтобы побуждать их говорить, делиться, изливать душу и плакать; показывая, что вы цените их, изливая огорчения, которые в противном случае отягощают их. Агрессия — это призыв снять напряжение и почувствовать себя услышанным.
  • Не теряйте хладнокровия, когда ваш ребенок теряет хладнокровие. Ожидать, что ребенок успокоится, пока мы его критикуем, — это все равно, что отправить его на улицу играть, удерживая его.

 

Будьте уверены, что, когда их тяжелые чувства начнут рассеиваться, ваш ребенок снова сможет чувствовать себя комфортно и спокойно в собственном теле, разуме и сердце.

Однажды, когда моей дочери было пять лет, она подошла к обеденному столу и, несмотря на то, что ей нравилась еда, прежде чем я успел это осознать, она ударила по тарелке со всей силы, отбросив ее. Тарелка разбилась об пол, еда разлетелась повсюду, и моя дочь в ярости бросилась на пол. Я был потрясен и понятия не имел, что вызвало такое расстройство, но ее действия были явным свидетельством того, что она была сильно расстроена. Я двинулся к ней, выражая свое сочувствие ее бедствию с протянутыми руками. Сначала она зарычала на меня «НЕТ!» на что я ответил: «Все в порядке, дорогая, я забочусь о тебе, все слишком сложно для тебя сейчас, не так ли». Она плакала и бушевала еще немного, а затем прыгнула мне в объятия, рухнув на большие, глубокие высвобождающие крики. Я чувствовал, как ее напряжение тает. «Вот так, моя девочка, поплачь».

Пришло время поговорить с ребенком о том, что он мог бы сделать по-другому в следующий раз, когда он придет в спокойное состояние и снова сможет рассуждать. Это также достаточно времени, чтобы справиться с разрушением, когда эмоциональное состояние ребенка снова регулируется (да, я знаю, что это может быть очень тяжело, но если вы можете это сделать, у вас гораздо меньше шансов повторить то же поведение). Начинать разговор об уборке, когда ребенок все еще расстроен, преждевременно и покажет, что родитель больше обеспокоен состоянием пола, чем состоянием ребенка. Когда это произошло случайно, вполне уместно сказать: «О, дорогой, это большой беспорядок, давай, я помогу тебе его убрать сейчас». Но когда проблема является результатом расстроенных чувств, лучше всего, если это вообще возможно, отдать приоритет заботе об этих чувствах.

Позже в тот же день все стало известно о том, как испуганная и подавленная моя девочка чувствовала себя в своем классе, как ей хотелось выбежать из класса. Тем не менее, если бы я сгоряча спросил ее о том, что вызвало ее расстройство, маловероятно, что она не смогла бы определить или высказать свое мнение, а необходимость рассуждать и объяснять, вероятно, усилила бы ее дистресс.

Последнее, что нужно ребенку, который не может сдержать свой гнев, — это чувство стыда, презираем или отвергаем. Это, как правило, чувства, которые переполняют ребенка в первую очередь. Некоторые классические высказывания, которых следует избегать, еще больше усиливают негативное отношение ребенка к себе и окружающему миру и приводят к усилению агрессии: «тебе должно быть стыдно за себя», «я так разочарован в тебе», «тебе лучше знать, чем действовать». вот так», «мир не крутится вокруг тебя, знаешь ли», «тебе не сойдет с рук такое поведение в этой семье», «теперь ты счастлив, что заставил свою сестру плакать» , «почему ты не можешь быть больше похожа на свою сестру», «иди в свою комнату и возвращайся, когда будешь готова стать частью этой семьи».

Теплая связь, качественное времяпрепровождение вместе, игра и смех — отличные способы помочь детям разрешить и растворить сложные чувства. Когда ребенок проходит фазу неповиновения и агрессии, напряженность и борьба за власть могут доминировать в отношениях между родителями и детьми. Включение веселья и юмора может принести огромное облегчение и удовольствие!

Родителям очень сложно оставаться в своем спокойном уверенном взрослом состоянии (в отличие от состояния обиженного ребенка), когда их ребенок начинает реагировать. Родители чувствуют себя бессильными, смущенными, им может казаться, что они терпят неудачу или их ребенок терпит неудачу, они часто приходят в ярость. Принятие этого подхода сохранения эмпатии при выражении ограничений или реагировании на агрессию является наиболее эффективным способом решения проблемы в ее источнике. Когда родитель поддерживает своего ребенка, чтобы высвободить его сдерживаемые страхи и разочарования посредством разговора, плача или безобидного выражения, они помогают рассеять его стремление к агрессии. Особенно, если разрывы (эмоциональное отключение) произошли во время конфликта, ребенку необходимо восстановить чувство принятия и безусловной любви во время конфликта.

Детей, которые ведут себя агрессивно, нужно вернуть в семейный круг любви, сопричастности и безопасности, они нуждаются и заслуживают того, чтобы к ним прикоснулись сердцем, дети всегда это делают. ~

Автор Женевьев Симперингем; основатель Института мирных родителей, коуч для родителей, педагог и консультант по холистическим вопросам
. Если вы хотите регулярно получать советы и вдохновение для мирных родителей, обязательно подпишитесь на нашу рассылку ниже.

Вам также могут быть полезны следующие ресурсы:

Аудиозапись телесеминара «Возвращение на правильный путь — почему мы взрываемся и что делать» Женевьевы и Пэтти Випфлер из организации «Рука об руку с родителями».

Статья на ту же тему «Почему мы взрываемся и как этого избежать?» в котором обсуждается, почему родители склонны терять самообладание, и способы предотвращения крика на своего ребенка.

Как справиться с гневом в семье и в себе

Компакт-диск Женевьев «Снятие стресса для родителей» (также доступен в формате MP3) — отличный ресурс для родителей, стремящихся снизить уровень стресса для себя и своего ребенка. Он предлагает простую управляемую релаксацию, которая гарантированно снимет некоторое напряжение и отлично подходит для детей, пытающихся успокоиться перед сном, а также много полезной информации о пути самоисцеления родителей и вооружает вас навыками саморегуляции, которые помогут вам управлять своим состоянием. собственное разочарование и стресс.

Что вызывает насилие? Алета Солтер Доктор философии, психолог и автор четырех книг по воспитанию детей

Женевьева Симперингем — консультант по психосинтезу, инструктор по воспитанию и коуч, оратор, правозащитник, писательница и основательница Института мирных родителей. Ознакомьтесь с ее статьями, электронными курсами по мирному воспитанию, форумами и годовым курсом инструкторов по мирному воспитанию на этом веб-сайте или присоединитесь к более чем 90 000 подписчиков на ее странице в Facebook «Путь мирного родителя».

Когда дети с СДВГ проявляют агрессию

Есть много возможных ответов на вопрос, что делать, когда дети с СДВГ становятся агрессивными. Из этих ответов, какой из подходов и в конечном итоге снизит склонность ребенка к насилию в целом? Некоторые ответы способствуют неадекватному поведению или еще больше обостряют ситуацию. Некоторые учат ребенка справляться со своей агрессией.

Было замечено, что связь между СДВГ и агрессией ослабевает по мере взросления ребенка, но негативные паттерны все еще могут оставаться, если их не лечить. Сейчас можно многое сделать, чтобы научить вашего ребенка новым, подходящим моделям поведения, которые будут поддерживать позитивные отношения с ребенком.

Почему дети с СДВГ более агрессивны

Есть несколько объяснений того, почему СДВГ и агрессия совпадают.

Одна из причин заключается в том, что у детей с СДВГ высокий уровень энергии. Эта повышенная физическая энергия может переходить в агрессию, когда ребенок злится.

Еще одна причина, по которой у детей с СДВГ часто случаются вспышки агрессии, заключается в их быстрой эмоциональной реакции и последующих трудностях в управлении своими эмоциями. Когда ребенок с СДВГ не получает то, что хочет, или ему приходится ждать своей очереди, его гнев мгновенно возрастает. Они часто не осознают, что их эмоции обостряются, просто внезапно испытывают сильную эмоцию. Затем, когда присутствует эмоция, они изо всех сил пытаются регулировать более спокойную реакцию.

Еще одним симптомом СДВГ является отсутствие последовательного мышления. Многие дети способны думать о последствиях удара другого человека или поломки предмета, но дети с СДВГ не думают о последствиях. Это связано с их трудностью контролировать импульсы. Когда дети с СДВГ становятся агрессивными, обычно это не продуманный процесс. Они чувствуют импульс ударить, а затем немедленно реагируют.

Агрессия также может проявляться, если ребенок принимает неподходящую дозу или тип лекарства. Прежде чем давать ребенку лекарства от СДВГ, учтите все побочные эффекты и следите за признаками, если вы решите принимать лекарства.

Чего нельзя делать, если дети с СДВГ становятся агрессивными

Если у вашего ребенка возникают проблемы гнева с СДВГ, не реагируйте криком или отражением агрессии физически или словесно. Конечно, будут времена, когда вы как родитель не будете реагировать должным образом, но вы можете работать над тем, чтобы уменьшить возникновение негативных реакций. Найдите время, чтобы позаботиться о своем благополучии, чтобы уменьшить стрессовые факторы, чтобы вы могли быть в позитивном состоянии при общении с ребенком. Работайте над освобождением контроля над реакциями вашего ребенка. То, как они реагируют, не означает, что вы преуспеваете или терпите неудачу как родитель. Даже при самых лучших методах воспитания дети все равно иногда реагируют негативно. Снижение собственной реактивности, чтобы не обострять ситуацию и не моделировать негативное поведение.

Часть управления собственной реактивностью заключается в том, чтобы не унижать ребенка обзыванием или сравнением. Оба эти ярлыка способствуют тому, что ребенок испытывает чувство стыда, что никогда не побудит его улучшить поведение. Если ребенок чувствует себя безнадежным и неполноценным, он теряет уверенность и веру в то, что может преодолеть негативные тенденции.

Не соглашайтесь на то, чего хочет ваш ребенок из-за его насилия. Включение не учит их управлять эмоциями. Это дает им возможность контролировать ситуацию, что на самом деле усиливает агрессию, когда они не получают или не могут получить то, что хотят в другое время. Это настроит их на конфликт с другими авторитетными фигурами, которые не приемлют агрессии. Они также узнают, что насилие и агрессия — это нормально, и не узнают, как должным образом получить то, что они хотят.

Также не вините в гневе СДВГ. Не превращайте диагноз в ярлык и оправдание негативного поведения. Хорошо знать различия в мозге СДВГ, чтобы проявить сочувствие и установить реалистичные ожидания для вашего ребенка. Однако СДВГ не ограничивает способности вашего ребенка учиться и улучшать свои социальные навыки и реакции.

Что делать, если дети с СДВГ становятся агрессивными

Теперь, когда вы знаете, чего не следует делать, лучше сосредоточиться на том, как справляться с трудным поведением, когда оно возникает. В момент эскалации не сосредотачивайтесь на последствиях. Вашей единственной задачей будет успокоить ребенка. Это можно сделать с помощью циклического шаблона, включающего 4 ответа в любом порядке:

  1. Похвалить или выразить сочувствие
  2. Использование наблюдения и описания, чтобы объективно указать на их негативное поведение
  3. Давать небольшие поведенческие инструкции
  4. Перерыв

Например, используя 4 ответа: 1. «Я знаю, что ты расстроен, что не можешь играть со своим другом (эмпатия)» ИЛИ «Молодец, держи себя в руках» 2. «Но ты топают по земле и кричат» 3. «Мне нужно, чтобы вы понизили голос и сели на диван». 4. «Я подожду в другой комнате, пока ты не сделаешь это». Завершите цикл столько раз, сколько необходимо, пока ваш ребенок не успокоится.

Когда ваш ребенок успокоится, используйте Корректирующее поведение (ССЫЛКА), чтобы объяснить, что он сделал не так, и что делать в следующий раз. Как только они это поймут, потребуется время, чтобы отыграть соответствующий ответ, включая снижение последствий за участие.

Если гнев является постоянной проблемой, помогите ребенку выяснить основную причину гнева. Становятся ли они агрессивными только в определенных ситуациях? На кого они, когда злятся? Что происходит перед началом агрессии? Тогда вы будете знать, каким навыкам учить своего ребенка. Превентивное обучение более эффективно, чем успокаивать в данный момент или давать последствия после. Навыки обучения, касающиеся управления гневом, общения, того, как следовать инструкциям, как принимать ответ «нет», как ждать своей очереди и т. д., направлены на устранение распространенных причин, которые приводят к гневу. Разыграйте новые навыки несколько раз, чтобы ваш ребенок понял и использовал их естественным образом.

Другие источники гнева

Несколько других вариантов, которые можно изучить при поиске основной причины гнева:

  • Адекватные упражнения
  • Правильное питание
  • Уменьшение экранного времени
  • Удаление аудитории во время порывов
  • Техники релаксации, такие как медитация и осознанность
  • Количество сна
  • Другие люди неадекватно реагируют, когда ваш ребенок становится агрессивным

Знание того, как реагировать, когда ваш ребенок проявляет агрессию, значительно улучшит ваши отношения. Вы будете реагировать спокойнее, а агрессия вашего ребенка снизится. Узнайте, что лучше всего работает для вас и вашего ребенка, а затем будьте последовательны в применении каждый раз, когда ваш ребенок начинает проявлять насилие.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts