Определение агрессии — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы
Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года
Генеральная Ассамблея,
исходя из того, что одной из основных целей Организации Объединенных Наций является поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира,
напоминая, что согласно статье 39 Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности,
напоминая также об обязанности государств по Уставу разрешать свои международные споры мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость,
учитывая, что ничто в этом определении не может истолковываться как каким-либо образом затрагивающее сферу действия положений Устава в отношении функций и полномочий органов Организации Объединенных Наций,
считая также, что, поскольку агрессия является наиболее серьезной и опасной формой незаконного применения силы, таящей в себе в условиях существования различных видов оружия массового уничтожения возможную угрозу мирового конфликта со всеми его катастрофическими последствиями, на данной стадии следует дать определение агрессии,
вновь подтверждая обязанность государств не использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость или нарушения территориальной неприкосновенности,
вновь подтверждая также, что территория государства является неприкосновенной и что она не должна быть объектом, даже временно, военной оккупации или других мер применения силы, предпринимаемых другим государством в нарушение Устава, и что она не должна быть объектом приобретения другим государством в результате таких мер или угрозы их применения,
вновь подтверждая также положения Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций,
будучи убеждена, что принятие определения агрессии оказывало бы сдерживающее влияние на потенциального агрессора, облегчало бы констатацию актов агрессии и осуществление мер для их пресечения, а также способствовало бы оказанию помощи жертве агрессии и ограждению ее прав и законных интересов,
считая, что, хотя вопрос о том, совершен ли акт агрессии, должен рассматриваться с учетом всех обстоятельств в каждом отдельном случае, тем не менее желательно сформулировать основные принципы в качестве руководства для такого определения,
одобряет нижеследующее определение агрессии1:
Статья 1
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.
Пояснительное примечание: В настоящем определении термин «государство»
а) употребляется, не предрешая вопроса о признании или вопроса о том, является ли государство членом Организации Объединенных Наций;
b) включает там, где это уместно, понятие «группы государств».
Статья 2
Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.
Статья 3
Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;
e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;
f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Статья 4
Вышеприведенный перечень актов не является исчерпывающим, и Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава.
Статья 5
1. Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.
2. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность.
3. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.
Статья 6
Ничто в настоящем определении не должно толковаться как расширяющее или сужающее каким-либо образом сферу действия Устава, включая его положения, касающиеся случаев, в которых применение силы является законным.
Статья 7
Ничто в настоящем определении, и в частности в статье 3, не может каким-либо образом наносить ущерба вытекающему из Устава праву на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права и о которых упоминается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, в частности народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства, а также праву этих народов бороться с этой целью и испрашивать и получать поддержку в соответствии с принципами Устава и согласно вышеупомянутой Декларации.
Статья 8
При их толковании и применении изложенные выше положения являются взаимосвязанными, и каждое положение должно рассматриваться в контексте всех других положений.
1 Пояснительные примечания к статьям 3 и 5 содержатся в пункте 20 доклада Специального комитета по вопросу об определении агрессии [Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 19 (A/9619 и Соrr.1 и 2)]. Заявления по определению содержатся в пунктах 9 и 10 доклада Шестого комитета (А/9890).
Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 31, стр. 181–182
Агрессия (психология) | это… Что такое Агрессия (психология)?
Агрессия (психология)
У этого термина существуют и другие значения, см. Агрессия.
Агре́ссия (лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.[1]
Содержание
|
Подходы к определению агрессии
Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:
- Нормативный подход, означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» (Д. Жмуров,2005). Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.
- Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К.Юнг, З.Фрейд, Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис).
- Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос, Тень).
- К.Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Кроме того, в своей работе «Агрессия» он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального.
- Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненноважных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou). Х. Кауфма] утверждает, что «агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз — это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.
- Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим» (Buss). Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия — это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений».
- Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д.Ричардсон). В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо».
- Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности — антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е. В.) Ю.Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».
- Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. Приведем ряд примеров. Агрессия — это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994). Агрессия (агрессивность) — системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева, 1995).
- Недифференцированные подходы, как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму отреагирования на физический и психический дискомфорт и тд. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия — это результат научения» (А. Бандура). Иные исследователи полагают, что агрессия — это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л.Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно объясняют, что же такое агрессия.
Несмотря на большое число подходов, ни один из них не дает полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления.
Причины агрессии
Агре́ссия — это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.
Причины агрессии изучались многими исследователями — Карл Маркс абсолютизировал частную собственность, указывая причины войн. Есть весомые субъективные факторы — историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков. Демократические общества имеют возможность противостоять социальной агрессии — мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.
Наблюдение её в подростковом возрасте по телевидению закрепляет агрессивную модель поведения, и в дальнейшем эффект усиливается. [2]
См. также
- Агрессивность
- Аутоагрессия
- Власть
- Конфликтология
- Общение
Примечания
- ↑ Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
- ↑ ТЕЛЕВИДЕНИЕ И АГРЕССИЯ 2
Литература
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.
- Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., 2000.
- Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
- Х. Хекхаузен Агрессия.// Мотивация и деятельность. — М., 1986, т. 1, с. 365-405.
Ссылки
- X.Хекхаузен. Агрессия (обзор психологических теорий агрессии)
- К.Лоренц. Агрессия
9.1 Определение агрессии – Принципы социальной психологии – 1-е международное издание H5P
Перейти к содержанию
Глава 9. Агрессия
- Дайте определение агрессии и насилию, как это делают социальные психологи.
- Отличие эмоциональной агрессии от инструментальной.
Агрессия — это слово, которое мы используем каждый день для характеристики поведения других и, возможно, даже самого себя. Мы говорим, что люди агрессивны, если они кричат друг на друга или бьют друг друга, если они подрезают другие машины в пробке или даже когда в отчаянии бьют кулаками по столу. Но другие вредные действия, такие как травмы, полученные спортсменами во время грубой игры, или убийство вражеских солдат на войне, не все могут рассматривать как агрессию. Поскольку агрессию так трудно определить, социальные психологи, судьи и политики (а также многие другие люди, включая юристов) потратили много времени, пытаясь определить, что следует и не следует считать агрессией. Это заставляет нас использовать процессы каузальной атрибуции, чтобы помочь нам определить причины поведения других.
Социальные психологи определяют как поведение, направленное на причинение вреда другому человеку, который не желает причинения вреда (Baron & Richardson, 1994). Поскольку речь идет о восприятии намерения, то, что выглядит как агрессия с одной точки зрения, может не выглядеть так с другой, и одно и то же вредоносное поведение может считаться или не считаться агрессивным в зависимости от его намерения. Однако преднамеренный вред воспринимается хуже, чем непреднамеренный, даже если вред одинаков (Ames & Fiske, 2013).
Как видите, это определение исключает некоторые виды поведения, которые мы обычно считаем агрессивными. Например, игрок в регби, случайно сломавший руку другому игроку, или водитель, который случайно сбил пешехода, согласно нашему определению, не будет проявлять агрессию, потому что, несмотря на причинение вреда, намерения причинить вред не было. Продавец, который пытается совершить продажу с помощью повторных телефонных звонков, не является агрессивным, потому что он не намеревается причинить вред (мы можем сказать, что это поведение скорее «напористое», чем агрессивное). И не все преднамеренное поведение, причиняющее вред другим, является агрессивным поведением. Стоматолог может намеренно сделать пациенту болезненную инъекцию обезболивающего, но цель состоит в том, чтобы предотвратить дальнейшую боль во время процедуры.
Поскольку наше определение требует, чтобы мы определили намерение преступника, будет определенная интерпретация этих намерений, и вполне могут возникнуть разногласия между вовлеченными сторонами. Правительство США считает разработку Ираном ядерного оружия агрессивной, поскольку правительство считает, что это оружие предназначено для нанесения вреда другим, но иранцы могут рассматривать эту программу как предмет национальной гордости. Хотя игрок, чья рука сломана в матче по регби , может приписать враждебные намерения, другой игрок может заявить, что травма не была преднамеренной. В рамках правовой системы к присяжным и судьям часто обращаются с просьбой определить, был ли вред причинен намеренно.
Социальные психологи используют этот термин для обозначения агрессии, которая наносит серьезный физический вред, такой как травма или смерть, в качестве своей цели . Таким образом, насилие является разновидностью агрессии. Все насильственные действия являются агрессивными, но только действия, направленные на причинение серьезного физического ущерба, такие как убийство, нападение, изнасилование и грабеж, являются насильственными. Бить кого-то очень сильно по лицу может быть жестоко, но обзывать людей будет только агрессивно.
Тип или уровень намерения, лежащего в основе агрессивного поведения, создает различие между двумя фундаментальными типами агрессии, которые вызываются очень разными психологическими процессами. относится к агрессия, возникающая лишь при небольшом количестве предусмотрительности или намерения и определяемая преимущественно импульсивными эмоциями . Эмоциональная агрессия является результатом крайне негативных эмоций, которые мы испытываем в момент агрессии, и на самом деле не предназначена для создания каких-либо положительных результатов. Когда Назим кричит на своего парня, это, вероятно, эмоциональная агрессия — она импульсивна и осуществляется сгоряча. Другими примерами являются ревнивый любовник, который в ярости наносит удар, или спортивные болельщики, которые оскверняют магазины и уничтожают автомобили вокруг стадиона после того, как их команда проиграла важную игру.
, с другой стороны, — это преднамеренная и спланированная агрессия . Инструментальная агрессия носит скорее когнитивный, чем аффективный характер, и может быть совершенно холодной и расчетливой. Инструментальная агрессия направлена на причинение вреда кому-либо с целью получения чего-либо — например, внимания, денежного вознаграждения или политической власти. Если агрессор считает, что есть более легкий способ достижения цели, агрессия, вероятно, не произойдет. Хулиган, который бьет ребенка и крадет его игрушки, террорист, который убивает мирных жителей, чтобы получить политическую известность, и наемный убийца — все это хорошие примеры инструментальной агрессии.
Иногда трудно отличить инструментальную агрессию от эмоциональной, но все же важно попытаться это сделать. Эмоциональная агрессия обычно рассматривается в правовой системе иначе (с менее серьезными последствиями), чем когнитивная, инструментальная агрессия. Однако вполне может быть так, что всякая агрессия, по крайней мере частично, является инструментальной, потому что она служит какой-то потребности преступника. Поэтому, вероятно, лучше всего рассматривать эмоциональную и инструментальную агрессию не как отдельные категории, а как конечные точки континуума (Bushman & Anderson, 2001).
Социальные психологи сходятся во мнении, что агрессия может быть не только физической, но и словесной. Следовательно, оскорблять друга, согласно нашему определению, определенно агрессивно, так же как и бить кого-то. — это агрессия, которая включает в себя причинение физического вреда другим — например, удары, удары ногами, ножевые ранения или стрельба. это агрессия, не связанная с физическим ущербом . Нефизическая агрессия включает ( крик, крик, ругань и обзывание ) и определяется как умышленное причинение вреда социальным отношениям другого человека , например, путем сплетен о другом человеке, исключения других из нашей дружбы или «молчаливого обращения» с другими (Crick & Grotpeter, 1995). Невербальная агрессия также проявляется в виде сексуальных, расовых и гомофобных шуток и эпитетов, которые призваны причинить вред отдельным лицам.
В следующем списке (адаптированном из Archer & Coyne, 2005) представлены некоторые примеры типов нефизической агрессии, наблюдаемых у детей и взрослых. Одна из причин, по которой люди могут использовать нефизическую, а не физическую агрессию, заключается в том, что она более тонкая. Когда мы используем эти методы, нам, возможно, это сойдет с рук — мы можем быть агрессивными, не показывая другим агрессивность.
- Сплетни
- Распространение слухов
- Критика других людей за их спиной
- Запугивание
- Исключение других из группы или иное изгнание их
- Настраивать людей друг против друга
- Игнорирование мнений других
- «Похищение» парня или девушки
- Угроза расстаться с партнером, если партнер не подчиняется
- Флирт с другим человеком, чтобы вызвать у партнера ревность
Хотя негативные последствия физической агрессии, пожалуй, более очевидны, нефизическая агрессия также дорого обходится жертве. Крейг (1998) обнаружил, что дети, ставшие жертвами издевательств, больше подвержены депрессии, одиночеству, отвержению сверстников и беспокойству по сравнению с другими детьми. В Великобритании 20% подростков сообщают, что подвергались издевательствам со стороны кого-то, кто распространял о них обидные слухи (Sharp, 1995). Было обнаружено, что девочки, ставшие жертвами нефизической агрессии, более склонны к пагубному поведению, такому как курение или мысли о самоубийстве (Olafsen & Viemero, 2000). И Пакетт и Андервуд (1999) обнаружили, что и мальчики, и девочки оценили социальную агрессию как заставляющую их чувствовать себя более «грустными» и «плохими», чем физическую агрессию.
В последнее время участились школьные издевательства из-за — агрессии, вызванной использованием компьютеров, сотовых телефонов и других электронных устройств (Hinduja & Patchin, 2009). Одним из ярких недавних примеров стало самоубийство 18-летнего студента Университета Рутгерса Тайлера Клементи 22 сентября 2010 года. Последние слова Тайлера перед смертью были опубликованы в обновлении его статуса на Facebook:
«Извините, я прыгаю с моста gw»
Самоубийство Клементи произошло после того, как его сосед по комнате Дхарун Рави и подруга Рави Молли Вей тайно включили удаленную веб-камеру в комнате, где Тайлер и его друг занимались сексом, а затем транслировали потоковое видео через Интернет.
Киберзапугивание может быть направлено против кого угодно, но чаще всего жертвами становятся школьники-лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры (ЛГБТ) (Potok, 2010). Блюменфельд и Купер (2010) обнаружили, что 54% молодых ЛГБТ сообщили, что подвергались киберзапугиванию в течение последних трех месяцев.
Хиндуджа и Патчин (2009) обнаружили, что молодые люди, которые сообщают о том, что они стали жертвами киберзапугивания, испытывают от него различные стрессы, включая психологические расстройства, употребление алкоголя и, в крайних случаях, самоубийство. В дополнение к своим эмоциональным последствиям киберзапугивание также негативно влияет на участие учащихся в школе и ее успехи в учебе.
H5P: ПРОВЕРЬТЕ СВОЕ ОБУЧЕНИЕ: ГЛАВА 9 ПЕРЕТАСКИВАЙТЕ СЛОВА – КАКОЙ ТИП АГРЕССИИ?
Используйте приведенные определения различных типов агрессии, чтобы решить, какие два типа проявляются в каждом из следующих сценариев.
Типы агрессии:
Социальная/реляционная и киберзапугивание, Инструментальная/когнитивная и физическая, Вербальная и эмоциональная/импульсивная, Инструментальная/когнитивная и социальная/реляционная.
Сценарии:
- После нескольких недель планирования разгневанный бывший муж отправляет анонимное письмо на работу своей бывшей жены, раскрывая информацию, предназначенную для того, чтобы вызвать у нее неловкость перед ее работодателями.
- Подросток распространяет злонамеренный слух в Facebook о своем бывшем парне.
- Футболист планирует, как травмировать соперника во время игры, и, когда появляется возможность, делает подкат выше колена, в результате чего сопернику требуется медицинская помощь.
- Женщина в момент выходит из себя и кричит на своего партнера, используя очень оскорбительные выражения
Социальная психология в общественных интересах
Терроризм как инструментальная агрессия
Возможно, нет более яркого примера распространенности насилия в нашей повседневной жизни, чем рост терроризма, наблюдавшийся в последнее десятилетие (Национальный консорциум по изучению терроризма и мер реагирования на терроризм, 2011). Эти террористические атаки произошли во многих странах мира, как в восточной, так и в западной культуре. Даже богатые западные демократии, такие как Дания, Италия, Испания, Франция, Канада и США, пережили терроризм, в результате которого погибли тысячи людей, в первую очередь ни в чем не повинных мирных жителей. Террористы используют такие тактики, как убийства мирных жителей, для привлечения внимания к своим делам и для того, чтобы заставить правительства стран, подвергшихся нападению, чрезмерно реагировать на угрозы (McCauley, 2004).
Как понять мотивы и цели террористов? Являются ли они по своей природе злыми людьми, чье основное желание — причинять боль другим? Или они больше заинтересованы в том, чтобы получить что-то для себя, своей семьи или своей страны? Какие мысли и чувства, которые испытывают террористы, толкают их на крайние меры? И какие личности и ситуационные переменные вызывают терроризм?
В предыдущих исследованиях была предпринята попытка определить, существуют ли определенные личностные характеристики, характерные для террористов (Horgan, 2005). Возможно, террористы — это люди с каким-то глубоким психологическим расстройством. Однако исследования, проведенные на различных террористических организациях, не обнаруживают ничего особенного в психологическом складе отдельных террористов.
Эмпирические данные также обнаружили мало доказательств для некоторых ситуационных переменных, которые, как можно было ожидать, были важны. Существует мало доказательств связи между бедностью или отсутствием образования и терроризмом. Кроме того, террористические группы, по-видимому, сильно отличаются друг от друга по размеру, организационной структуре и источникам поддержки.
Арье Круглански и Шира Фишман (2006) утверждали, что лучше всего понимать терроризм не с точки зрения конкретных черт личности или конкретных ситуационных причин, а скорее как тип инструментальной агрессии — средство для достижения цели. По их мнению, терроризм — это просто «инструмент», тактика ведения войны, которую может использовать любой человек из любой страны, военной группы или даже преступник-одиночка.
Рисунок 9.3. Андерс Беринг Брейвик убил более 90 человек в ошибочной попытке пропагандировать свои консервативные взгляды на иммиграцию.Круглански и его коллеги утверждают, что террористы считают, что своими террористическими актами они могут добиться чего-то, чего они не могли добиться другими методами. Террорист принимает когнитивное, преднамеренное и инструментальное решение о том, что его или ее действия будут достигать определенных целей. Кроме того, цель террориста не в том, чтобы причинить вред другим, а в том, чтобы получить что-то лично или для своей религии, убеждений или страны. Даже террористы-смертники считают, что они умирают ради личной выгоды — например, обещания райского рая, возможности встретиться с Аллахом и пророком Мухаммедом, вознаграждения для членов своей семьи (Berko & Erez, 2007). Таким образом, для террориста готовность умереть в акте суицидального терроризма может быть мотивирована не столько желанием причинить вред другим, сколько заботой о себе — желанием жить вечно.
Один из недавних примеров использования терроризма для продвижения своих убеждений можно увидеть в действиях 32-летнего Андерса Беринга Брейвика (рис. 9.3), который в июле 2011 г. убил более 90 человек в результате взрыва бомбы в центре города Олсо, Норвегия, и стрельба в детском лагере. Брейвик планировал свои атаки годами, полагая, что его действия помогут распространить его консервативные взгляды на иммиграцию и предупредят норвежское правительство об угрозах, исходящих от мультикультурализма (и особенно включения мусульман в норвежское общество). Этот насильственный акт инструментальной агрессии типичен для террористов.
- Агрессия относится к поведению, направленному на причинение вреда другому человеку.
- Насилие — это агрессия, причиняющая чрезмерный физический вред.
- Эмоциональная или импульсивная агрессия относится к агрессии, которая возникает лишь при небольшой предусмотрительности или намерении.
- Инструментальная или когнитивная агрессия является преднамеренной и запланированной.
- Агрессия может быть физической или нефизической.
- Подумайте, как социальные психологи проанализируют каждое из следующих действий. Какой тип агрессии проявляется (если есть)? Рассмотрите свой ответ с точки зрения двух основных мотивов самосовершенствования и связи с другими.
- Борец захватывает соперника и ломает ему руку.
- Продавец постоянно звонит покупателю, пытаясь убедить его купить товар, даже если покупатель не хочет этого делать.
- Малик теряет все изменения, внесенные в курсовую работу, и швыряет свой ноутбук на пол.
- Марти застает своего парня целующимся с другой девушкой и бьет его сумочкой.
- Салли распространяет ложные слухи о Микеле.
- Джейми знает, что Билл ударит Фрэнка, когда увидит его в следующий раз, но не предупреждает его об этом.
- Армия Израиля атакует террористов в Газе, но также убивает мирных палестинцев, в том числе детей.
- Террорист-смертник подорвал себя и еще 30 человек в переполненном автобусе в Иерусалиме.
- Северная Корея разрабатывает ядерное оружие, которое, как она утверждает, будет использовать для защиты от потенциального нападения со стороны других стран, но которое Соединенные Штаты рассматривают как угрозу миру во всем мире.
Ссылки
Эймс, Д. Л., и Фиске, С. Т. (2013). Преднамеренный вред хуже, даже если это не так. Психологическая наука, 24 (9), 1755-1762.
Арчер, Дж. , и Койн, С.М. (2005). Комплексный обзор косвенной, реляционной и социальной агрессии. Обзор личности и социальной психологии, 9 (3), 212–230.
Берко, А., и Эрез, Э. (2007). Гендер, палестинские женщины и терроризм: освобождение женщин или угнетение? Исследования конфликтов и терроризма, 30 (6), 493–519.
Блюменфельд, В. Дж., и Купер, Р. М. (2010). Реакция ЛГБТ и связанной с ними молодежи на киберзапугивание: последствия для политики. Международный журнал критической педагогики, 3 (1), 114–133.
Бушман, Би Джей, и Андерсон, Калифорния (2001). Не пора ли отказаться от дихотомии враждебной и инструментальной агрессии? Psychological Review, 108 (1), 273–279.
Крейг, В. М. (1998). Взаимосвязь между издевательствами, виктимизацией, депрессией, тревогой и агрессией у детей младшего школьного возраста. Личность и индивидуальные различия, 24 (1), 123–130.
Крик, Н. Р., и Гротпетер, Дж. К. (1995). Реляционная агрессия, пол и социально-психологическая адаптация. Развитие ребенка, 66 (3), 710–722.
Хиндуджа С. и Патчин Дж. В. (2009). Запугивание за пределами школьного двора: предотвращение киберзапугивания и реагирование на него . Таузенд-Оукс, Калифорния: Corwin Press.
Хорган, Дж. (2005). Психология терроризма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge
Kruglanski, AW, & Fishman, S. (2006). Терроризм между «синдромом» и «инструментом». Современные направления психологической науки, 15 (1), 45–48.
Макколи, К. (ред.). (2004). Психологические проблемы в понимании терроризма и ответ на терроризм . Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers/Greenwood Publishing Group.
Национальный консорциум по изучению терроризма и реагированию на терроризм. (2011). Справочная информация: 11 сентября, десять лет спустя . Получено с http://www.start.umd.edu/sites/default/files/files/announcements/BackgroundReport_10YearsSince9._11.pdf
Олафсен, Р. Н., и Вимеро, В. (2000). Проблемы хулигана/жертвы и преодоление стресса в школе среди 10–12-летних учеников на Аландских островах, Финляндия. Агрессивное поведение, 26 (1), 57–65.
Пакетт, Дж. А., и Андервуд, М. К. (1999). Гендерные различия в опыте подростков виктимизации сверстников: социальная и физическая агрессия. Merrill-Palmer Quarterly, 45 (2), 242–266.
Поток М. (2010). Геи остаются меньшинством, наиболее пострадавшим от преступлений на почве ненависти. Разведывательный отчет, 140 . Получено с http://www.splcenter.org/get-informed/intelligence-report/browse-all-issues/2010/winter/under-attack-gays-remain-minority-mos
Sharp, S. (1995) . Насколько болезненно издевательство? Влияние издевательств на личное благополучие и успеваемость учащихся среднего возраста. Педагогическая и детская психология, 12 (2), 81–88.
Атрибуция СМИ
- «Андерс Беринг Брейвик, нарисованный портрет» Тьерри Эрманна находится под лицензией CC BY 2. 0.
Лицензия
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Агрессивное поведение: признаки, причины и лечение
Агрессия, согласно социальной психологии, описывает любое поведение или действие, направленное на причинение вреда человеку или животному или повреждение физического имущества.
Несколько примеров агрессивных действий:
- акты физического насилия
- крик, ругань и грубость
- сплетни или распространение слухов об однокласснике
- намеренно разбить любимую кружку вашего соседа по комнате
- проколоть шины вашего коллеги
Вы часто будете сталкиваться с «агрессией и насилием», объединенными как один неразделимый термин. Верно, что агрессия и насилие часто совпадают, но на самом деле это две разные вещи.
Насилие относится к крайней физической агрессии, направленной на причинение серьезного вреда. Иными словами, агрессия не всегда связана с насилием, но насилие всегда связано с агрессией.
Скажите, что вы разозлились на своего брата во время ссоры и в отчаянии швырнули книгу через всю комнату. Ты не хотел ударить его, но книга бьет его по голове, оставляя синяк. Это будет актом физической агрессии, но не обязательно насилием.
С другой стороны, если вы толкнете своего брата в стену, а затем ударите его с целью причинить ему боль, то будет актом насилия.
Агрессивное поведение нарушает не только социальные границы. Это также может повлиять на отношения и даже иметь профессиональные или юридические последствия.
Понимание того, как агрессия проявляется в вашей жизни, может помочь вам принять меры к тому, чтобы справиться с ней, а также с гневом и любыми другими эмоциями, которые могут играть определенную роль.
Ниже мы рассмотрим типы и потенциальные причины агрессии, а также дадим некоторые рекомендации о том, когда пора обращаться за поддержкой.
Агрессию обычно делят на две категории.
Импульсивная агрессия
Этот тип агрессии, также известный как эмоциональная или аффективная агрессия, обычно возникает непосредственно из эмоций, которые вы испытываете в данный момент. Вместо этого он может казаться неконтролируемым или исходящим из ниоткуда.
Если вы не можете получить доступ к человеку или предмету, который вас расстраивает, вы можете перенаправить эту агрессию на что-то или кого-то, к которому вы можете получить доступ, включая себя.
Примеры импульсивной агрессии:
- Одноклассник берет именно ту книгу, которая вам нужна для исследования, из библиотечной тележки. Когда они уходят в туалет, вы подходите, чтобы взять книгу, и нажимаете кнопку питания на их компьютере, чтобы они потеряли свою работу.
- Когда вы впервые встретитесь, ваша вторая половинка дарит вам дорогие часы. Подарок вызывает у вас дискомфорт, поэтому вы возвращаете его с извинениями, говоря, что не можете его принять. Они реагируют, бросая его на землю и топая ногами.
Инструментальная агрессия
Этот тип агрессии, также известный как когнитивная агрессия, предполагает планирование и намерение, как правило, для достижения определенного желания или цели.
Любая агрессия включает в себя определенную степень намерения причинить вред тому, кто не хочет, чтобы ему причиняли вред. Но акты инструментальной агрессии, как правило, предполагают больше расчета и цели, без какой-либо потери контроля.
Примеры инструментальной агрессии:
- Вы только что подали заявление о повышении на работе, когда слышите, как ваш начальник призывает другого сотрудника подать заявку на эту должность, говоря, что он отлично подойдет. Вам нужна эта должность, поэтому вы сообщаете нескольким людям, что заметили, что коллега пьет в их офисе, надеясь, что слух дойдет до вашего начальника.
- Ваш подросток спрашивает, могут ли они получить 40 долларов на покупку видеоигры. У вас нет лишних денег, поэтому вы говорите «нет». Кажется, они принимают ваш ответ. Но на следующий день, когда вы собираетесь пойти за продуктами, вы не можете найти свой бумажник. В конце концов, он оказывается в мусорке — ваши деньги исчезли, а ваши карты разорваны на кусочки.
Как вы могли заметить, агрессия может принимать разные формы.
Иногда это более скрытно и тонко, чем очевидно и прямо. Таким образом, вы можете даже не осознавать, что определенные действия считаются агрессией.
Агрессия часто связана с нанесением физического или словесного вреда, но также может включать принуждение или манипуляцию:
- Физическая агрессия включает в себя удары руками, ногами, кулаками, пощечинами или любые действия, причиняющие физическую боль. Это не относится к случайным травмам, таким как случайное наступление собаке на хвост в темноте или сбрасывание друга с крыльца во время драки.
- Вербальная агрессия может включать выкрики, ругань, оскорбления и другие жестокие и недобрые высказывания, направленные на причинение боли и страданий. Ненавистнические высказывания также попадают в эту категорию.
- Реляционная агрессия относится к действиям, направленным на нанесение ущерба репутации или отношениям другого человека. Примеры включают запугивание, сплетни и разыгрывание друзей друг с другом.
- Враждебная агрессия описывает эмоциональные или реактивные действия, которые связаны с конкретным намерением причинить кому-то вред или что-то разрушить.
- Пассивная агрессия может включать любое косвенное выражение негативных чувств. Общие примеры включают молчаливое обращение, ехидные или саркастические замечания и перенаправление вины.
Вы можете заметить, что агрессивное поведение происходит, когда:
- вы чувствуете раздражение, злость, скуку или беспокойство
- дела идут не так, как вам хочется
- вы хотите отомстить тому, кто обидел вас
- вы кому-то верите поступил с вами несправедливо
- вы чувствуете себя неуправляемыми
- ситуация кажется невыносимой или неудобной
Где проявляется гнев?Гнев относится к эмоции, а агрессия относится к поведению.
Хотя гнев часто играет роль в агрессии — например, разжигая вспышки гнева или желание отомстить, — сам по себе он не вреден. Гнев на самом деле может быть полезным, если вы выражаете его продуктивно.
Признаки агрессии у детей и подростков
Дети и подростки не всегда проявляют агрессию так, как взрослые.
Наряду с физическими действиями, такими как пинки, удары и толкания, агрессия у ребенка может включать:
- взрывные или агрессивные истерики и вспышки гнева
- насмешки или оскорбления сверстников с целью вызвать реакцию
- угрозы причинить вред кому-либо или себе
- использование игрушек или других предметов в качестве оружия
- причинение вреда животным
- уничтожение чужих вещей или повреждение имущества
- ложь и воровство
Агрессия у подростков может включать:
- крик на родителей, братьев и сестер
- проявление крайней раздражительности, гнева или импульсивности
- уничтожение имущества или собственности
- дразнение, запугивание или отчуждение сверстников
- ложь, сплетни и распространение слухов о сверстниках
- использование принуждения и манипуляций для поддержания социального статуса и контроля
- угроза причинения вреда другим или себе между агрессией и жестоким обращением много общего, это два разных понятия.
- возникает в рамках определенного типа отношений — романтических, семейных или профессиональных
- возникает по шаблону
- проявляется только в определенных контекстах — насилие часто не происходит публично, например,
- относится к определенному триггеру, такому как гнев, разочарование или угроза
- происходит в различных условиях и обстоятельствах, а не только наедине
- предполагает мгновенную потерю контроля
- Неравномерное развитие мозга. Эксперты связывают повышенную активность миндалевидного тела и снижение активности префронтальной коры с агрессией. Поражения в головном мозге, которые могут возникать при нейродегенеративных состояниях, также могут приводить к агрессивному поведению.
- Генетика. Мутации некоторых генов, включая моноаминоксидазу А, также могут способствовать этому.
- Химический и гормональный дисбаланс мозга. Необычно высокий или низкий уровень некоторых нейротрансмиттеров, включая серотонин, дофамин и гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК), может привести к агрессивному поведению. Более высокий уровень тестостерона также может привести к агрессии у людей любого пола.
- Побочные эффекты рецептурных лекарств и других веществ. Лекарства и вещества, вызывающие изменения в головном мозге, иногда могут приводить к агрессивному поведению. Несколько примеров включают кортикостероиды, алкоголь, анаболические стероиды и фенциклидин (PCP).
- Заболевания. Агрессивное поведение может быть результатом определенных состояний здоровья, которые повреждают ваш мозг, включая инсульт, деменцию и травмы головы.
- аутизм
- биполярное расстройство
- шизофрения
- депрессия
- расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
- хронический стресс
- некоторые расстройства личности, в том числе пограничные, антисоциальные и нарциссические расстройства личности
Насилие включает в себя желание захватить и удерживать власть и контроль. Это также:
Изучите признаки эмоционального насилия .
Агрессия, как правило, не считается оскорбительной, если агрессивное поведение:
Тем не менее, агрессивное поведение, безусловно, может считаться насилием. Подумайте об этом так: не всякая агрессия — насилие, но всякое насилие — агрессия.
Агрессия обычно не имеет одной конкретной причины. Скорее, данные свидетельствуют о том, что ряд факторов может способствовать агрессивному поведению.
Биологические факторы
Химический состав мозга и другие биологические факторы, которые могут играть роль в агрессии, включают:
Психологические факторы
Агрессивное поведение иногда может проявляться как симптом определенных психических заболеваний, в том числе: травматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Конечно, агрессия не всегда означает, что у вас есть психическое заболевание, и наличие диагноза психического здоровья не означает автоматически, что вы будете себя вести агрессивно по отношению к другим.
Факторы окружающей среды
Обстоятельства и проблемы в повседневной жизни и окружающей среде также могут способствовать агрессивному поведению.
Агрессия может возникнуть как естественная реакция на стресс, страх или чувство потери контроля. Вы также можете реагировать агрессией, когда чувствуете разочарование, плохое обращение или неуслышанность, особенно если вы так и не научились эффективно управлять своими эмоциями.
Вероятность того, что вы будете вести себя агрессивно, выше, если ваше воспитание подвергало вас агрессии и насилию. Это может произойти, если вы:
- имели жестоких родителей и опекунов или братьев и сестер, которые издевались над вами
- вырос в районе или сообществе, где часто случались насилие и агрессия
- подвергался жестокому или несправедливому обращению со стороны учителей и одноклассников
Что вызывает агрессию у детей и подростков?
Хотя большинство из вышеперечисленных причин также могут относиться к маленьким детям и подросткам, другие факторы также могут способствовать детской агрессии.
У детей часто возникают проблемы с выражением эмоций словами, например, ребенок, который чувствует страх, подозрение или разочарование, может агрессивно наброситься вместо того, чтобы четко выразить свои чувства.
Также стоит помнить, что маленькие дети еще не научились полностью уважать границы и права других. Таким образом, дети, ставшие свидетелями агрессии, могут научиться выражать себя через агрессию и насилие.
Психические расстройства, которые обычно поражают детей, включая СДВГ и аутизм, также могут играть роль в агрессивном поведении. Дети и подростки с этими состояниями могут:
- иметь проблемы с преодолением болезненных и подавляющих эмоций
- им трудно выражать свои потребности и просить о помощи
- испытывать затяжное разочарование и дистресс, которые вызывают вспышки гнева и агрессии
Дети и подростки, страдающие депрессией, также часто испытывают гнев и раздражительность в качестве основных симптомов. Вы можете заметить эти чувства в их повседневном настроении, но гнев и раздражительность также могут проявляться как агрессивное поведение по отношению к другим.
Типична ли подростковая злость и агрессия?
Подростки довольно часто:
- делать грубые замечания
- вести себя импульсивно
- испытывать эмоциональные всплески
- показывать кажущиеся случайными и резкие смены настроения адаптации к этим изменениям.
Другие потенциальные триггеры могут включать:
- школьный стресс
- изменение социальных отношений
- напряженность в отношениях с членами семьи и сверстниками
- состояние физического и психического здоровья
Тем не менее, никогда не помешает откровенно поговорить с подростком об его агрессивном поведении, особенно когда он:
- кричит во время ссоры
- вступает в драку
- уничтожает имущество
- угрожает причинять вред себе и другим
Старайтесь проявлять сострадание и поддержку, а не повышать голос и расстраиваться. Не знаете, как начать? Семейный терапевт может дать рекомендации.
Человеку свойственно время от времени расстраиваться и расстраиваться, и эти эмоции могут легко привести к агрессивному поведению в определенных ситуациях.
Работа над развитием и практикой более сильных навыков регулирования эмоций может иметь большое значение, безусловно. Но обращение к специалисту в области психического здоровья всегда является хорошим вариантом, когда агрессивное поведение:
- случается часто
- вызывает проблемы в ваших личных и профессиональных отношениях
- влияет на вашу повседневную жизнь
- чувствует себя неуправляемым
Как можно раньше получить помощь при агрессии, потому что агрессивное поведение может легко причинить долговременный физический или эмоциональный вред другим людям, животным и даже вам.
Наилучшее лечение агрессивного поведения зависит от основной причины, но терапевт всегда может предложить дополнительные рекомендации по выявлению триггеров и способствующих факторов.
Терапия предлагает безопасное пространство без суждений для:
- поделиться опытом, который приводит к гневу и агрессивному поведению
- изучить детские травмы, которые могут способствовать агрессивному поведению
- разработать новые методы преодоления трудных или подавляющих эмоций общение с напористым общением
Типы терапии агрессии
Терапевт может порекомендовать различные подходы к терапии, в зависимости от каких-либо основных симптомов психического здоровья, которые вы испытываете.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь вам научиться выявлять и изменять бесполезные модели поведения и практиковать более полезные методы преодоления трудностей. Этот подход не слишком фокусируется на прошлом опыте, но может помочь улучшить симптомы депрессии, тревоги, расстройств личности, биполярного расстройства и СДВГ.
- Психодинамическая терапия может помочь вам справиться с симптомами психического здоровья и эмоциональным дистрессом, проследив их корни в более ранних жизненных событиях.
- Диалектическая поведенческая терапия может помочь вам выработать и отработать навыки преодоления стресса, регулирования эмоций и более эффективного налаживания межличностных отношений.
- Межличностная терапия может помочь вам решить проблемы в отношениях, которые влияют на ваше настроение и способствуют депрессии и другим симптомам психического здоровья.
- Обучение родителей управлению может помочь справиться с напряженной динамикой в семье или бесполезной тактикой воспитания, способствующей или усиливающей агрессивное поведение.
В некоторых случаях терапевт может также порекомендовать обратиться к психиатру, чтобы изучить варианты лекарств от агрессии. Некоторые психотропные препараты могут помочь ослабить агрессивные мысли и поведение, возникающие при психических заболеваниях.
К ним относятся нейролептики, такие как рисперидон (риспердал) и галоперидол, и стабилизаторы настроения, такие как карбамазепин (тегретол), литий и вальпроевая кислота.
Если у вас нет симптомов психического заболевания, ваш терапевт может порекомендовать обратиться к медицинскому работнику, который поможет исключить проблемы со здоровьем и другие медицинские причины агрессии.
Поиск подходящего терапевта
Не знаете, как найти терапевта? Здесь вы найдете девять советов по началу работы.
Если вы предпочитаете онлайн-терапию, наш обзор лучших вариантов онлайн-терапии поможет вам найти то, что подходит именно вам.
В большинстве случаев агрессивное поведение происходит не просто так.