Айзенка теория: Ганс Айзенк: теория типов личности

Содержание

Основные типы личности по Айзенку

28.09.2011

Айзенк считал, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не более трех суперчерт, которые он называл типами. В свою очередь, каждая из этих черт включает несколько составных черт. Эти составные черты представляют собой качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций (СР).

Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию. На самом общем уровне -типы, на следующем уровне — черты, ниже — уровень привычных реакций, внизу -специфические реакции, т.е. реально наблюдаемое поведение.

На уровне типов Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм, экстраверсия-интроверсия и психотизм. Наиболее глубоко он исследует нейротизм и экстраверсию-интроверсию.

В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности — по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций.

Эти индивидуальные различия соотносятся личностными измерениями нейротизма и экстраверсии-интроверсии. В исследованиях структуры личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности:

  • интроверсия — экстраверсия
  • нейротизм (нестабильность) — стабильность

Айзенк пытался установить нейрофизиологическую основу для каждой из суперчерт личности.

Айзенк полагает, что в основе интроверсия — экстраверсия лежат различия в процессах торможения и возбуждения нервной системы. Айзенк считает, что у одних людей относительно сильнее возбуждение, у других — сильнее торможение. Экстраверты обладают сильной нервной системой, которая сравнительно быстро тормозит избыточную стимуляцию. Т.о. для поведения экстравертов характерно преобладание процесса торможения. Экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей информации. Соответственно они постоянно ищут ситуации, которые могут их возбудить.

Интроверты обладают физиологическими механизмами, которые более медленно отключают избыточную стимуляцию. О них говорят, что они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Преобладание возбуждения над торможением характерно для поведения интровертов. Т.о. интроверты чрезвычайно возбудимы, и следовательно сильно чувствительны к поступающей стимуляции. По этой причине они избегают ситуаций чрезмерно сильно действующих на них.

Интроверсия-экстраверсия связана с уровнем корковой активации.

Экстраверт — индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям.

Интроверт — индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя. Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». В связи с этим у интровертов проявляется склонность к замкнутости, постоянному анализу своих собственных психических переживаний.

Второй фактор в модели Айзенка стабильность-нейротизм — связан с активностью лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул. Люди с высоким уровнем нейроизма быстрее реагируют на болезненные, непривычные и вызывающие беспокойство стимулы, чем более стабильные личности. У них более обнаруживаются более длительные реакции, даже после исчезновения стимула. Большая активность лимбической системы побуждает некоторых людей приходить в большее эмоциональное возбуждение в случае угрозы или стрессовой ситуации. У этих людей сильно выражен фактор нейротичности.

Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Айзенк выделяет 4 группы людей:

  1. стабильный интроверт;
  2. невротический интроверт;
  3. стабильный экстраверт;
  4. невротический экстраверт.

Эти четыре категории людей представляют некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. С каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.

  • Стабильный интроверт — спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.
  • Стабильный экстраверт — лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный.
  • Невротический интроверт — тревожный, ригидный, легко поддающийся сменам настроения, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.
  • Невротический экстраверт — ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.

Большинство людей ближе к средней точке — в обоих диапазонах типов, и поэтому не получают столь крайние варианты характеристик как представлено выше.

Айзенк полагал, что никакая комбинация из этих типов не может быть предпочтительней, чем другая, они просто разные.

Типы личности по Айзенку представляют собой континиумы, на которых между двумя крайними точками располагаются характеристики индивидов. Типы личности не являются дисркретными, и большинство людей не попадает под крайние категории.

Айзенк сконструировал личностный опросник для определения индивидуальных различий по основным суперчертам. Он утверждает, что индивидуальные различия в поведении могут быть выявлены посредством факторного анализа и измерены с помощью опросников и лабораторных процедур.

Ключевые слова: Личность

Источник: Мельник С.Н., Психология личности

Материалы по теме

Основные подходы к изучению личности

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Патопсихология личности

Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология

Концепция личности В. А. Ядова

Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие.

Психогенетические исследования темперамента и личности

Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010.

Возрастные, личностные и половые различия в переживании вины

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Личность в системе современного научного знания

Поликарпов В.А., Психология личности

Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Расстройства личности

Клиническая психиатрия

Трехфакторная модель Ганса Айзенка. Психология. Люди, концепции, эксперименты

Трехфакторная модель Ганса Айзенка. Психология. Люди, концепции, эксперименты

ВикиЧтение

Психология. Люди, концепции, эксперименты
Клейнман Пол

Содержание

Трехфакторная модель Ганса Айзенка

Психолог Ганс Айзенк разработал свою модель в 1947 году независимо от других теорий личности, но доработал ее лишь в конце 1970?х. Его модель основывается на трех универсальных личностных измерениях.

1. Интроверсия/экстраверсия. Интроверт направляет свое внимание на внутренний опыт и переживания, вследствие чего он более спокоен и сдержан. Внимание экстраверта направлено вовне, на окружающий мир, поэтому экстраверты более открыты и общительны.

2. Невротизм. Это качество характеризует склонность к лабильности эмоциональных реакций, то есть насколько легко его расстроить, рассердить, лишить душевного равновесия. Эмоционально стабильному человеку свойственно постоянство.

3. Психотизм. Люди с высоким уровнем психотизма часто проявляют враждебность и асоциальные наклонности. Они стараются манипулировать окружающими, и им трудно справляться с жизненными неурядицами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

44.

 Личностные опросники Айзенка

44. Личностные опросники Айзенка Личностные опросники Айзенка – серия личностных опросников. Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Айзенком с сотрудниками. Личностные опросники Айзенка являются реализацией

Тест-опросник Г. Айзенка для диaгнocтики экстраверсии — интроверсии и нейротизма (EPQ, форма А)

Тест-опросник Г. Айзенка для диaгнocтики экстраверсии — интроверсии и нейротизма (EPQ, форма А) ИнструкцияВам предлагается 57 вопросов об особенностях вашего поведения и ваших чувств. Если вы отвечаете на вопрос «да», ставьте рядом знак «плюс», если «нет» — ставьте знак

Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности»

Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности» ИнструкцияЕсли вы полностью согласны с утверждениями о тех или иных особенностях поведения, представленными в опроснике, то рядом с номером утверждения поставьте 2 балла, если согласны в принципе — 1 балл, если не согласны

Модель ABC

Модель ABC Альберт Эллис считал, что каждый день человек наблюдает и интерпретирует происходящие события и со временем эти интерпретации преобразуются в иррациональные суждения, в соответствии с которыми он действует в дальнейшем. От этих суждений зависит, к каким

Эксперименты с крысами Ганса Селье

Эксперименты с крысами Ганса Селье Какой эффект производит стресс на организм живого существа, впервые в 1936 году описал канадский ученый венгерского происхождения Ганс Селье. Селье предположил, что хронический стресс приводит к долгосрочным химическим изменениям

Тест № 11 ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА

Тест № 11 ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА Одним из самых популярных и известных психологических тестов по праву считается личностный опросник, разработанный английским психологом Г. Айзенком. Из 57 вопросов – 24 направлены на определение уровня «экстраверсии-интроверсии» человека.

Модель одиночества

Модель одиночества Один из моих клиентов был единственным ребенком в семье. В детстве, по разным причинам, ему не разрешали играть с его ровесниками. Сейчас ему уже за 60, но он так и остался одиноким. Он неосознанно, на подсознательном уровне, «отталкивает» от себя людей,

Задание 5. Тестирование с помощью личностного опросника Айзенка

Задание 5. Тестирование с помощью личностного опросника Айзенка Испытуемый. От 16 лет.Процедура. Испытуемый письменно заполняет опросник, текст которого приведен в приложении.При возникновении вопросов или сомнений в процессе заполнения опросника следует избегать

Модель «О.Р.У.Ж.И.Е.»

Модель «О.Р.У.Ж.И.Е.» Аббревиатура О.Р.У.Ж.И.Е. расшифровывается следующим образом:ОткрытостьРасслабленностьУверенностьЖизненная ЭнергияИгривостьЕще раз все по кругу…Для того чтобы проверить, чего вам не хватает для полной включенности в состояние высокой

Ключ к формам «А» и Б опросника Г.

Айзенка

Обработка ответовСравните свои ответы (плюсы-минусы) со знаками, стоящими против соответствующих номеров в нижеследующей таблии,е-ключе опросника Г.Айзенка.Подсчитайте число совпадений знаков в каждом их трех столбцов Э, Н, И. Ключ к формам «А» и Б опросника Г.Айзенка n°

КРУГ АЙЗЕНКА

КРУГ АЙЗЕНКА Те, кто оказался между 8 и 15 баллами по этому показателю – относятся к среднему типу, что, наверное, неплохо, однако таким людям следует знать, где, когда в них проявляется экстраверт, а когда интроверт, чтобы положительным сторонам этих типов в себе

Фрейд и анализ фобии маленького мальчика: история маленького Ганса

Фрейд и анализ фобии маленького мальчика: история маленького Ганса Зигмунд Фрейд является самым известным психологом. Он написал множество работ на самые разные темы — от воспитания детей и развития человеческой личности до толкования снов, а также разработал метод

Часть 6: Модель мужской сексуальной привлекательности, или модель ста баллов

Часть 6: Модель мужской сексуальной привлекательности, или модель ста баллов Жизнь – это то, что с нами происходит, пока, мы строим планы. Джон Леннон. Итак, мой уважаемый читатель, мы уже подошли к восприятию основы Русской Модели Эффективного Соблазнения — модели ста

Модель

Модель Эссенциалист, идущий по собственному пути, контролирует свои действия. Потому этот принцип ведет к новым уровням успеха и значимости. Он позволяет нам не только наслаждаться полученным результатом, но и получать удовольствие от движения к нему. Но существует

Психология разблокирована

16 января 2017 г. Дэниел Эдвард Психология личности, Учебник 0

Введение в теорию трех факторов Айзенка (1947, 1966)

Ганс Айзенк (1916-1997) разработал очень влиятельную теорию черт личности, которая успешно проникла в общественное мнение в отношении того, как мы думаем о личности в наши дни. -на повседневную жизнь.

Используя факторный анализ для разработки своей теории, Айзенк (1947, 1966) выделил три фактора личности: экстраверсию, невротизм и психотизм.

Каждый из факторов Теории Айзенка представляет собой биполярное измерение, а это означает, что каждый из них имеет прямую противоположность:

  • Экстраверсия против интроверсии
  • Нейротизм против эмоциональной стабильности
  • Психозизм против самоконтроля (добавлен в модель в 1966 г. )

Стоит отметить, что использование Айзенком термина «психотик» отличается от того, как это слово используют большинство клинических психологов. Айзенк имеет в виду антиобщественное поведение, а не психическое заболевание.

Ваша подписка не может быть сохранена. Пожалуйста, попробуйте еще раз.

Ваша подписка прошла успешно.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС НА PATREON

Определение факторов теории Айзенка

Экстраверсия

n. ориентация своих интересов и энергии на внешний мир людей и вещей, а не на внутренний мир субъективного опыта. … Экстраверты относительно более общительны, общительны, общительны и открыто экспрессивны». 1

Прилагательные, связанные с экстраверсией, включают: импульсивный, оптимистичный, активный, общительный, общительный и разговорчивый.

Интроверсия

сущ. ориентация на внутренний частный мир самого себя и своих внутренних мыслей и чувств, а не на внешний мир людей и вещей. … Интроверты относительно более замкнуты, уединены, замкнуты, тихи и неторопливы; они могут быть склонны приглушать или сдерживать выражение положительного аффекта, занимать более скептические взгляды или позиции и предпочитать работать независимо».0007

Прилагательные, связанные с интроверсией, включают: сдержанный, нелюдимый, тихий, пассивный, осторожный, задумчивый и миролюбивый.

Нейротизм (нестабильный)

«характеризуется хроническим уровнем эмоциональной нестабильности и склонностью к психологическим расстройствам».

Эмоционально устойчивый

Характеризуется «предсказуемостью и последовательностью эмоциональных реакций, отсутствием резких перепадов настроения»

К прилагательным, связанным с эмоциональной стабильностью, относятся: надежный, уравновешенный, спокойный, лидерский и беззаботный.

Психозизм

сущ. аспект личности… характеризующийся агрессией, импульсивностью, отчужденностью и антиобщественным поведением, что указывает на предрасположенность к психозам и психопатическим расстройствам».

Самоконтроль

н. способность управлять своим поведением (открытым, скрытым, эмоциональным или физическим) и сдерживать или сдерживать свои импульсы».

Дэниел создал Psychology Unlocked в 2016 году для поддержки студентов-психологов, получающих высшее и дополнительное образование. Дэниел имеет степень бакалавра и магистра психологии, политики и социологии Кембриджского университета.

Теория психотизма и творчества Айзенка

Ганс Й. Айзенк разработал свою модель личности, опираясь в основном на психофизиологическую основу. Будучи бихевиористом, Айзенк придавал большое значение выученным привычкам, но, что более важно, он считал личностные различия результатом нашего генетического наследия (Boeree, 1998). Поскольку он основывал свою теорию на генетических факторах, связанных с психологией, Айзенк в основном интересовался тем, что известно как темперамент.

Айзенк разработал свою модель личности и темперамента с помощью трех аспекты: психотизм, экстраверсия и невротизм. Это стало известно как модель личности «PEN». Первоначально Айзенк только теоретизировал о невротизме и экстраверсии, но позже он понял, что психотизм также является фактором, способствующим личности. Затем он добавил психотизм в свою теорию как третий фактор своей модели, породивший его модель личности БОЛЬШОЙ тройки.

Определение психотизма

Его описание психотизма гласит, что человек будет демонстрировать некоторые качества, обычно встречающиеся у психотиков, и что он может быть более восприимчивым, учитывая определенные условия, к тому, чтобы стать психотиком. Примеры таких психотических тенденций включают безрассудство, пренебрежение здравым смыслом и неуместное эмоциональное выражение, и это лишь некоторые из них (Boeree, 1998). Как заявили Хит и Мартин (1990), «это концептуализируется как континуум предрасположенности к психозу (в основном шизофрении и биполярному аффективному расстройству) с« психопатией »(т.е. антиобщественным поведением), определяемой как« стадия на полпути к психозу ». (стр. 111).

Также было обнаружено, что шкала психотизма значимо коррелирует с другими шкалами враждебности и жесткости и чертами, такими как неприятие культурных норм, незрелость и антиавторитетные установки. Сообщалось также о более высоких показателях психотизма среди психопатов и преступников (Howarth, 1986). Это подтверждает идею, которую Айзенк назвал своей шкалой психотизма.

Психозизм в его отношении к творчеству

Было дано много предложений, связывающих шкалу психотизма Айзенка с уровнем творчества людей. В целом было обнаружено, что более творческие люди обычно имеют более высокие показатели психотизма, чем люди с более низким творческим потенциалом. Айзенк (1993) заявил: «Я утверждаю, что интеллект по существу характеризуется как процесс поиска с целью обнаружения ноогенетического решения, используя термин Спирмена (1923, 1927), объединяющий различные идеи из памяти для получения новых ответов на проблемы» (стр. 147). Айзенк далее спорит с Кэмпбеллом, Фюно и Саймонтоном, которые говорят, что этот процесс поиска является слепым или случайным, говоря, что существуют убедительные доказательства того, что процессы поиска указанного типа всегда руководствуются явными или неявными идеями релевантности (Eysenck, 19).93).

Айзенк (1993) излагает свой аргумент относительно релевантности отношения, говоря, что существуют индивидуальные различия в определении. Под этим он имеет в виду, что некоторые люди чересчур инклюзивны в своем мышлении, а это означает, что они имеют очень широкое представление о релевантности, в отличие от людей, которые имеют гораздо более узкое представление о том, что является релевантным. Он продолжает, заявляя, что необычные ответы на тест словесных ассоциаций можно использовать в качестве меры этого гипотетического качества. Его предположение состоит в том, что люди с чрезмерно инклюзивным стилем мышления имеют большую выборку идей, на которых может быть основан вывод. Он приходит к выводу, что этим людям легче придумывать новаторские, необычные и творческие идеи, чем людям с более традиционным взглядом на проблему. В конечном счете он считает, что это может быть основой творчества.

С психофизиологической точки зрения Айзенк (1993) обнаружил, что человек с чрезмерным инклюзивным мышлением с большей вероятностью будет иметь личность, похожую на шизофреническое или общее психотическое расстройство. Разница в том, что, хотя показатель психотизма творческого человека высок, как и у человека с диагнозом психотическое расстройство, творческий человек не обязательно может быть диагностирован как психотик. Он пытается обосновать свое предположение, используя доказательства того, что существует истинная связь между безумием и гениальностью, что по-настоящему творческие люди имеют высокий балл психотизма в личностных тестах и ​​что необычные ответы в тесте словесных ассоциаций являются хорошей мерой психоза, психотизма. , и творчество.

Айзенк (1993) дал довольно четкое определение того, что он пытается доказать с помощью этой теории, а что нет. Он заявил: «… эта теория объясняет (а) наблюдаемые различия между творчеством как чертой личности (оригинальностью) и творчеством, демонстрируемым научными или художественными достижениями, и (б) различие между творчеством и интеллектом» (стр. 148) . Он уточняет это, заявляя, что он не предполагает, что теория, которую он пытается разработать, собирается решить «загадку творчества» определенным образом, а скорее поможет сделать «проверяемые предсказания», объединив многие существующие теории. творчества и, в конечном счете, приведет к улучшениям и новым открытиям, которые помогут сделать теорию более точной и точной в различных ее частях.

Для дальнейшего описания взаимосвязи креативности и психотизма Айзенк (1993) продолжил, сказав: «Творчество с самых ранних времен считалось связанным с психозом или «безумием» (Hyslop, 1925, Lange-Eichbaum, 1931; Lombroso, 1895). ; Nisbet, 1900), а некоторые авторы (Ellis, 1926; Juda, 1949) фактически приводили некоторые данные из контролируемых исследований, чтобы дополнить эти в основном анекдотические описания (Hasenfus & Magaro, 1976)» (стр. 156). Представлены дополнительные доказательства того, что высокий уровень творчества был обнаружен у потомков психотических родителей. Это заметил Айзенк (1983), который заявил, что это не психоз, а скорее психотизм, определяемый как предрасположенность или восприимчивость к психотическому поведению, имеющему отношение к творчеству. Айзенк (1993) очень четко заявляет, что его теория не утверждает, что психоз порождает творчество, или что люди, которые являются высоко творческими людьми, являются, следовательно, психотиками. Вместо этого он говорит, что возможно, что высокий балл психотизма необходим для творчества, и что люди с высоким баллом психотизма могут развить психоз или страдать некоторыми психотическими эпизодами в течение своей жизни. Этого можно было ожидать, учитывая, что высокий балл психотизма указывает на более высокий риск и восприимчивость к психотическим эпизодам и поведению.

Подтверждение теории психотизма и творчества Айзенка

Айзенк (1993) подробно рассказал о различных способах проверки корреляции психотизма и креативности и в конечном итоге нашел пять различных способов поддержки модели психотизма-творчества. Во-первых, он заявил, что люди, генетически связанные с диагностированными психотиками, необычайно творческие. Он процитировал генетические исследования, подтверждающие эту точку зрения, а также ранее выдвинутую гипотезу, согласно которой «существует общая генетическая основа для большого потенциала творчества и психологических отклонений».

Второй вспомогательный критерий заключается в том, что психотизм связан с проверенной креативностью (также называемой оригинальностью). В поддержку этого утверждения Айзенк цитирует исследование, проведенное Вуди и Клариджем (1977). Это исследование было проведено в Оксфордском университете с участием 100 аспирантов и студентов в качестве испытуемых. Студентам были предложены тесты EPQ и творческих способностей Уоллаха-Когана (которые были несколько изменены для эксперимента). Тесты творческих способностей Уоллаха-Когана измеряли две важные вещи: количество ответов, которые указывали на беглость речи человека, и количество уникальных ответов, произведенных субъектом, которые измеряли оригинальность человека. Было обнаружено, что показатели психотизма имеют очень высокую прямую корреляцию с количеством ответов на тесты креативности. Еще более высокая прямая корреляция была обнаружена между показателями психотизма и показателями уникальности у испытуемых. Этот тест был очень хорош для этого, потому что он практически исключал фактор общего интеллекта на основе испытуемых, выбранных для исследования. Айзенк (1993) делает вывод, что у использованных студентов IQ был выше 120, потому что креативность была в значительной степени связана с IQ до 120 баллов, после чего они стали независимыми. Этот тест был частично повторен позже другой группой, и результаты были аналогичны предыдущему исследованию.

Третье вспомогательное исследование связывает психотизм с творческими достижениями. Ссылаясь на исследование, проведенное К. О. Гётцем и К. Гётцем (1979), было обнаружено, что как мужчины, так и женщины-художники имеют значительно более высокие показатели психотизма, чем их коллеги-мужчины и женщины, не являющиеся художниками. Это важно в связи с тем, что в качестве критерия измерения креативности и оригинальности используются действительные художественные достижения (Айзенк, 19).93). Это также подтверждает выводы Вуди и Клариджа, о которых говорилось ранее.

Четвертое исследование, которое Айзенк использует в поддержку своего утверждения, касается идеи о том, что творческие люди часто страдают от различных психопатологий. В подтверждение этого он просто указывает читателям на «гораздо более подробный обзор… сделанный Прентки (1980), который также пришел к выводу, что творческие достижения связаны с психопатологией, хотя и не с настоящим психозом». Пятая линия поддержки этой теории Айзенк (1993) описывает как «исключительно важное». Это описывает, как идентичные когнитивные стили характерны для психотиков, людей с высокими баллами по шкале психотизма и творческих людей. Айзенк приводит бесчисленное количество примеров исследований, подтверждающих его предположение, и приводит множество подробностей, касающихся важности этих исследований, поэтому здесь они не будут подробно излагаться. Список тестов, которые были проведены, включал тесты словесных ассоциаций, тесты EPQ, тесты словесного ореола (которые проверяют выбор слов, которые испытуемый считает почти такими же, как представленные «слова-стимулы»), тесты сортировки слов (которые требуют испытуемые группируют слова схожего значения) и тест на сортировку объектов (который измеряет «аллюзивное мышление») среди прочего. Исследование Айзенка показало, что результаты этих тестов и исследований еще больше подтверждают его теорию.

Недостатки теории Айзенка: контрапункт

Айзенк (1993) признает, что теории в психологии далеки от совершенства, и понимает, что, основывая эту теорию на некоторых «нечетких» теориях, он усложняет дело. несколько хуже. Однако он также заявляет, что его цель состоит не в том, чтобы создать здесь идеальную теорию, а в том, чтобы «пролить некоторый свет на фундаментальную проблему в науке, искусстве и, возможно, в других областях».

Амабиле (1993) делает попытку расширить идеи Айзенка и фактически описать то, что необходимо для теории творчества. Первый момент, который она отмечает, заключается в том, что Айзенк не может дать четкого рабочего определения творчества как уникального достижения. Она утверждает, что, поскольку теория предназначена для проверки такой творческой продуктивности, ее нельзя адекватно проверить без точного определения того, как следует измерять творческие достижения. Ее следующее возражение против теоретического предложения Айзенка исходит из использования Айзенком тестов словесных ассоциаций и высоких показателей психотизма в EPQ-R (пересмотренный личностный опросник Айзенка). Амабиле считает, что эти источники данных «в лучшем случае слабы», и цитирует, что могут быть и другие «нетворческие люди (например, шизофреники), обладающие такими же личностными чертами».

Амабиле (1993) далее отмечает, что в статье Айзенка он никогда не дает четкого описания того, чем на самом деле является его теория. Раздел, озаглавленный «Теория творчества», описывает представление о том, что существует определенная связь между психотизмом и творчеством. Она утверждает, что этот раздел никогда не приводит к формальной теории с конкретными постулатами, но, похоже, это центральная теоретическая тема теории, которую пытался описать Айзенк. Одним из улучшений, предложенных Амабиле, является то, что «формальные заявления о том, как П-творческая теория включает или пересекается с когнитивной моделью оригинального мышления и общей моделью развития творчества» (Амабиле, 1993).

Многие разделы «теории», изложенной Айзенком, нуждаются в уточнении или разработке. Первый пример Amabile (1993) состоит в том, что, несмотря на то, что как очень творческие люди, так и люди с сильным психозом имеют высокие показатели психотизма, никогда четко не уточняется, что отличает эти две группы. Хотя Айзенк несколько раз касается этого, предполагая, что одно отличие состоит в том, что у творческих людей просто отсутствует психоз. Позже он говорит, что у творческих людей есть и другие черты личности, которые отличают их от психотических людей, включая такие черты, как сила эго. Амабиле утверждает, что, поскольку это такой центральный вопрос теории, он требует гораздо более тщательного разъяснения. Еще один момент, который Амабиле (1993) говорит, что требует уточнения связь между личностными переменными и когнитивными переменными. Такие вопросы, как «Как личность порождает когнитивный стиль?» и «Насколько конкретно оба они приводят к ясности?» требуют ответа, прежде чем теория может быть утверждена.

Одно из самых больших утверждений, которое выдвигает Амабиле, — это отсутствие широты бытия, поскольку теория Айзенка почти полностью сосредоточена на психотизме. Айзенк упоминает в своей статье, что есть несколько других важных факторов, связанных с творчеством, но не может их идентифицировать и дать им описательное описание. Амабиле (1993) далее предлагает Айзенку интегрировать некоторые более широкие теории творческих достижений в свою структуру, чтобы обеспечить более полное представление о творчестве. Амабиле завершает свои аргументы, говоря, что утверждения Айзенка были бы намного сильнее, если бы, в дополнение к описанию того, как его теория может быть проверена, он разработал и точно определил, что будет составлять эти решающие тесты.

Основа Айзенка для теории творчества, кажется, имеет многообещающие возможности. Учитывая разнообразие взглядов людей на отношение к определенным ситуациям или типам средств массовой информации, модель можно использовать для описания силы или слабости творчества в определенных конкретных областях творчества. К сожалению, как указал Амабиле, теории Айзенка еще предстоит пройти долгий путь, если она собирается стать действительно объединяющей теорией творчества в том, что касается личности и других психофизиологических характеристик. Тем не менее, это ступенька к этой цели, которая на неопределенный срок приведет к новым дебатам по этой теме.

Лично я считаю, что теория Айзенка заслуживает внимания. Хотя Амабиле указал на некоторые моменты, требующие разъяснения, Айзенк, похоже, действительно защищал свой аргумент достоверными данными, а также различными другими исследованиями, подтверждающими его выводы. Шкала психотизма личности, по-видимому, имеет определенную корреляцию с наличием творческих способностей у людей. Будем надеяться, что в будущем это станет основой единой теории творчества, описанной Айзенком.

Ссылки

Амабиле, ТМ (1993). Что требует теория творчества? Психологическая справочная, 4, 179-181.

Бори, CG (1998). Ганс Айзенк (1916 — 1997) (и другие теоретики темперамента). Получено 10 октября 2003 г. с http://www.ship.edu/~cgboeree/eysenck.html

Айзенк, HJ (1983). Корни творчества: познавательные способности или черты характера? Роупер Обзор, 5, 10-12.

Айзенк, HJ (1993). Творчество и личность: Предложения по теории.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts