Циклоидный тип — Психологос
При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз — гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1—2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъёма и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на гипертимов.
Подробное описание по А.Е. Личко
Фрагмент из книги «Психопатии и акцентуации характера у подростка»
Как известно, этот тип характера был описан в 1921 Е. Kretschmer и сперва часто упоминался в психиатрических исследованиях.
Между тем существует особая группа случаев, где-циклические изменения эмоционального фона никогда даже не приближаются к психотическому уровню [Michaux L., 1953]. Г. Е. Сухарева (1959) отметила подобные непсихотические циклотимические колебания у подростков, которые с наступлением зрелости могут вообще сгладиться.
Подобные случаи, с нашей точки зрения, правильнее было бы рассматривать как циклоидные акцентуации.Наши с С. Д. Озерецковским [Личко А. Е., Озерецковский С. Д., 1972] исследования позволили выделить в подростковом возрасте два варианта циклоидной акцентуации — типичные и лабильные циклоиды.
Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе), а еще чаще в 16-19 лет, когда половое созревание завершается, возникает первая субдепрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и раздражительностью. С утра ощущается упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить. Шумные компании сверстников, ранее привлекавшие, теперь избегаются. Приключения и риск теряют всякую привлекательность. Прежде бойкие подростки теперь становятся унылыми домоседами.
Юрий П., 16 лет. Вырос в дружной семье. Хорошо учился в английской школе до последнего класса. Отличался веселым нравом общительностью, живостью, увлекался спортом, охотно участвовав в общественной работе, был председателем школьного клуба.
Последние несколько недель изменился. Без причины ухудшилось настроение, «напала какая-то хандра», все стало валиться из рук, учиться стал с трудом, забросил общественную работу, занятия спортом, перессорился с товарищами. После занятий сиднем сидел дома. Иногда спорил с отцом, доказывая, что «в жизни нет правды». Ухудшились сон и аппетит В эти дни ему случайно попался под руку научно-популярный журнал со статьей о вреде онанизма. Так как сам тайком занимался мастурбацией, но ранее не придавал этому значения, теперь решил бросить, но обнаружил, что «не хватает воли». Подумал, что его ждут «импотенция, сумасшествие и слабоумие». В эти же дни в школе на общем комсомольском собрании был подвергнут товарищами суровой критике за развал общественной работы, которой ранее руководил. Один из одноклассников назвал его «плесенью общества». На собрании сперва огрызался, потом смолк. Понял, что он — «неполноценный человек». Возникла мысль о самоубийстве. Вернувшись домой из школы выждал ночи и, когда родители уснули, принял 50 таблеток мепробамата Оставил записку, где написал, что он — «духовно нищий человек» виноват перед школой и государством.
Из реанимационного центра был доставлен в подростковое отделение психиатрической больницы. Здесь в первые же дни состояние внезапно и резко изменилось, хотя антидепрессантов не получал. Настроение стало слегка повышенным, сделался общительным, активным, легко вступал в контакт, был полон энергии. Не понимал, что с ним было, «без всякой причины нашла какая-то хандра». Теперь же все прошло, настроение исправилось, рад, что остался жив. Суицидную попытку оценивает критически. Чувствует себя хорошо, аппетит даже повышен, сон стал крепким и спокойным. Скучает по родным, по школе и товарищам. Стремится продолжать учебу.
Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован циклоидный тип. Конформность средняя, реакция эмансипации не выражена. Отмечается отрицательная установка на алкоголизацию. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: черт какого-либо типа не выступило.
Диагноз. Острая аффективная интрапунитивная реакция с истинным покушением на самоубийство на фоне акцентуации циклоидного типа.
Катамнез через 2 года. Успешно окончил школу, учится в институте. Отмечает, что после выхода из больницы бывали «плохие периоды» длительностью в 1-2 нед и повторявшиеся каждые 1-2 мес. К моменту катамнеза эти колебания сгладились.
У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны, 1-2 нед [Озерецковский С. Д., 1974]. Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда циклоид снова превращается в гипертима, стремится в компанию, заводит знакомства, претендует на лидерство и обычно наверстывает то, что было упущено в учебе и работе в субдепрессивной фазе. Периоды подъема случаются реже, чем субдепрессивные фазы, и бывают не такими яркими. По наблюдению Ю. А. Строгонова (1972), иногда лишь обычно несвойственные рис кованные шутки над старшими да стремление везде и всюду острить могут бросаться в глаза окружающим.
У циклоидных подростков имеются свои места «наименьшего сопротивления». Они различны в субдепрессивной фазе и в период подъема. В последнем случае выступают те же слабые места, что при гипертимном типе: непереносимость одиночества, однообразной и размеренной жизни, кропотливого труда, неразборчивость в знакомствах и т.
д. В субдепрессивной фазе ахиллесовой пятой становится коренная ломка жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные состояния на первых курсах высших учебных заведений [Строгонов Ю. А., 1973] Резкое изменение характера учебного процесс!, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющиеся необходимостью усвоить в короткий срок зачетно-экзаменационной сессии гораздо большего, чем в школе, материала — все это ломает привитый предшествующим десятилетием учебный стереотип. Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.В субдепрессивной фазе появляется также избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям в свой адрес — ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.
Лабильные циклоиды в отличие от типичных во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче — два-три «хороших» дня сменяются несколькими «плохими». «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин
Валерий Р., 16 лет Вырос в дружной семье, привязан к родителям и старшему брату, который служит в армии С детства был живым, ласковым, общительным, послушным. Учится хорошо. В последние два-три года стал сам замечать, что настроение у него колеблется: два-три хороших дня, когда чувствует подъем, чередуются с днями «хандры», когда легко ссорится, появляется, по его словам, «непереносимость замечаний и начальственного тона», предпочитает одиночество, нехотя идет в школу, которую вообще любит Более двух лет влюблен в одноклассницу, очень к ней привязан.
Несколько дней назад настроение вновь испортилось. Показалось, что любимая девочка заинтересовалась другим мальчиком. Из ревности нарочно сказал ей, что сам полюбил другую,— произошел разрыв. Крайне тяжело переживал происшедшее. Все время думал о ней, не находил себе места, тайком плакал, каждую ночь видел ее во сне. Искал сочувствия и сопереживания у приятелей — был поражен их «безразличием». По их предложению, принял участие в совместной выпивке, но от вина тоска лишь усилилась. Вернувшись домой, почувствовал «полную безысходность и одиночество». Когда родители уснули, залез в горячую ванну и нанес себе несколько глубоких порезов бритвой. От кровотечения потерял сознание. Очнулся на руках отца, который случайно обнаружил его.В подростковом отделении психиатрической больницы первые три дня оставался угнетенным, говорил о нежелании жить. Его любимая девочка разыскала его через справочную скорой помощи и пришла его навестить — отказался от свидания с ней.
Затем настроение изменилось к лучшему (психотропных средств не получал), встретился со своей возлюбленной, помирился с ней. Два дня был «подъем» — стал веселым, общительным, стремился домой скучал по школе. В последующем настроение ровное. Критически оценивает свой поступок, считает себя виноватым. В беседе обнаруживает эмоциональную лабильность, ищет сопереживания.
Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован лабильно-циклоидный тип. Конформность средняя, реакция эмансипации умеренная. Обнаружен высокий В-индекс (В-6), хотя ни в анамнезе, ни при неврологическом обследовании, ни на ЭЭГ данных за наличие резидуального органического поражения головного мозга не установлено. Психологическая склонность к алкоголизации высокая. По шкале субъективной оценки самооценка правильная, выделяются лабильные, циклоидные, гипертимные черты, отвергаются черты сенситивные.
Диагноз. Реактивная депрессия с суицидной попыткой на фоне акцентуации по лабильно-циклоидному типу.
Катамнез через 2 года. Здоров. Учится в вузе. Повторных суицидных попыток не было. По-прежнему отмечает изменчивость настроения.
Как у типичных, так и у лабильных циклоидов реакции эмансипации и группирования со сверстниками усиливаются в периоды подъема. Увлечения отличаются нестойкостью — в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема — возвращаются к ним или находят новые. Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной фазе сами подростки не хотя, по наблюдениям близких, сексуальные интересы в «плохие дни» гаснут. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому и т. п.) циклоидам не свойственны. Но в периоды подъема они могут обнаруживать склонность к алкоголизации в компаниях. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений на самоубийство возможно в субдепрессивной фазе, если в это время подросток подвергается психической травматизации, укрепляющей его в мыслях о своей неполноценности.
Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростка такого опыта еще может не быть и поэтому самооценка может оказаться несовершенной.
Циклоидная акцентуация, как указывалось, лишь изредка попадает под наблюдение психиатра (обычно это случаи суицидных попыток). Однако у здоровых подростков ее удается выявить в 2—5 % [Иванов Н. Я., 1976], причем из них половина может быть отнесена к типичным, а другая половина — к лабильным циклоидам. В после-подростковом возрасте (18—19 лет) процент циклоидов значительно возрастает, а процент гипертимов уменьшается [Боровик Т. Я., 1976; Перетяка О. П., 1981] Видимо, в силу каких-то эндогенных закономерностей гипертимный тип может трансформироваться в циклоидный — на фоне постоянной до этого гипертимности появляются короткие субдепрессивные фазы.
что значит быть циклоидом — T&P
Человеческие характеры очень разнообразны, но среди них, тем не менее, можно выделить типичные «рисунки». Для описания некоторых подобных паттернов в психологии существует понятие «акцентуация». Так называют сумму наиболее ярко очерченных свойств характера, которые еще находятся в пределах клинической нормы, но делают человека уязвимым к психологическим нагрузкам определенного типа.
Циклоидная акцентуация — один из ее вариантов. T&P рассказывают о том, что отличает циклоида от циклотимика, каковы плюсы и минусы этого типа и что делать, если у вас такой характер.Акцентуация характера — это не болезнь. Несмотря на то, что некоторые названия вариантов акцентуации: эпилептоид, истероид, шизоид и другие, — образованы от названий психических заболеваний, любой человек с акцентуацией здоров и нормален. У эпилептоида нет эпилепсии, а шизоид не болеет шизофренией (иначе они стали бы эпилептиком и шизофреником). У людей с акцентуацией лишь обострены определенные черты характера. Создатель этого понятия, немецкий психиатр Карл Леонгард, к примеру, писал, что «население Берлина — это на 50% акцентуированные личности и на 50% — стандартный тип людей». Тем не менее, в некоторых неблагоприятных обстоятельствах акцентуация может превратиться в болезнь, «добрав» патологичности.
Составители Энциклопедического словаря по психологии и педагогике (2013) пишут об этом понятии так: «Акцентуации характера отличаются от психопатий отсутствием одновременного проявления свойственной последним триады признаков: стабильность характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях, социальной дезадаптации». Иначе говоря, эпилептоид не всегда стремится маниакально поддерживать порядок, а истероид не в любой ситуации жаждет оказаться в центре всеобщего внимания.
В российской психологии акцентуация характера остается популярным понятием, однако общепринятой классификации на сегодняшний день не существует. Современные версии типологии опираются на работы Карла Леонгарда, монографию советского психиатра Андрея Личко и другие исследования. Работы Личко позволили глубже понять причины появления и этиологию неврозов, поскольку психиатр выдвинул концепцию так называемого «места наименьшего сопротивления», или «слабого звена» в характере.
«Введение понятия “места наименьшего сопротивления” характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу — важный вклад в психологическую теорию характера, — пишет в своей монографии российский психолог, специалист в области экспериментальной психологии и нейро-лингвистического программирования, профессор МГУ Юлия Гиппенрейтер. — Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т. п.»
Вдоль по радуге в грозу: плюсы и минусы циклоидной акцентуации
Название циклоидной акцентуации характера дала геометрическая кривая — циклоида, или рулетта, как называли ее раньше. Эту кривую рисует катящаяся окружность. Паскаль писал о ней так: «Рулетта является линией столь обычной, что после прямой и окружности нет более часто встречающейся линии; она так часто вычерчивается перед глазами каждого, что надо удивляться тому, как не рассмотрели ее древние… ибо это не что иное, как путь, описываемый в воздухе гвоздем колеса».
На плоскости циклоида выглядит как бесконечная последовательность арок, которые упираются своим основанием в горизонталь. Окружность «катится» по этой горизонтали, и точка у нее на боку описывает полукруг, то оказываясь в высшей точке, то падая к подножию. Именно так повышается и падает настроение у человека с циклоидной акцентуацией характера. У циклоида нет циклотимии — психического аффективного расстройства, при котором эмоциональное состояние человека колеблется между депрессией и гипертимией (или даже гипоманией). Циклотимик страдает от резких скачков настроения и работоспособности, которые мешают ему вести привычный образ жизни, — в то время как циклоид просто живет как на качелях, которые постоянно описывают полукруг, поднимая его высоко над землей и вновь опуская к исходной точке.
«Диаметр» циклоиды, по которой скользит настроение такого человека, может быть разным: от мягких беспричинных перепадов между «не очень» и «в порядке» до настоящих прыжков от счастья до глубокой тоски и обратно. При этом для окружающих такой человек, как правило, остается отличным деловым партнером, внимательным другом и нежным возлюбленным. Он не склонен к конфликтам (исключая моменты самых глубоких падений), ведет себя естественно и добродушно, спокойно относится ко многим обстоятельствам, которые у других людей вызывают массу негативных чувств. В темпераменте циклоида есть теплота и мягкость, ему присущи юмор и озорство. Он не расстается с этими качествами даже в моменты грусти, хотя становится обходительным одиночкой, не выказывая враждебности к другим.
© Tsto Helsinki
Существенный плюс циклоидной акцентуации характера заключается в том, что она делает человека гибким и адаптивным, способствуя развитию способностей к эмпатии. Циклоид легко настраиватеся на любую волну, поскольку эмоциональные «качели» априори обеспечивают ему широкий психологический диапазон. Такой человек остро чувствует радость жизни и ее печаль. Это помогает в развитии творческих навыков и подчас позволяет «превратить» циклоидную акцентуацию в карьеру писателя, художника или журналиста.
При этом сами скачки настроения, особенно во взрослом возрасте, не ощущаются ярко. Человек с циклоидной акцентуацией характера скорее назовет это «градиентом» — от светлой грусти до развернутой тоски — и от легкого желания улыбнуться до бодрости, радости и склонности к гедонизму. Разного рода удовольствия, оттенки чувств и нюансы обстоятельств доступны и знакомы таким людям. Они знают о них очень много — и много могут о них рассказать, обеспечив собеседнику, слушателю или читателю с другим складом характера шанс научиться радоваться повседневности.
Эмоциональные градиенты циклоидной акцентуации, с другой стороны, создают специфический ритм жизни: скачет работоспособность, эмоциональность, общительность, самооценка, общий уровень энергии, творческие способности. И в этом случае, конечно, нужно приспособить к акцентуации свой график жизни: например, выбирать проектную работу с ее рывками и паузами, — или свободный график. В последнем случае стоит помнить, что в фазе подъема все обычно получается, складывается и приносит плоды само по себе, — а вот в фазе спада может быть трудно. В нижней точке кривой циклоид становится уязвимым, страдает от недостатка жизненных сил и веры в себя.
И это пройдет: если вы циклоид
Человеку с циклоидной акцентуацией характера необходимо помнить, что спады его настроения возникают сами по себе — и исчезают так же. Негативное состояние просто «проходит», и главная задача заключается в том, чтобы до начала нового взлета не наделать ошибок, перессорившись с окружающими, бросив институт или недописанную книгу.
Более серьезная опасность для циклоида заключается в том, что в неблагоприятных обстоятельствах такая акцентуация может превратиться в биполярное расстройство, циклотимию или маниакально-депрессивный психоз. Особенно внимательно относиться к своим «перепадам» следует тем, у кого в семье уже были случаи одного из этих психических заболеваний. И все-таки, даже если семейный анамнез налицо, болезни можно избежать, — ведь она развивается как правило не сама по себе, а на фоне длительного и интенсивного стресса. Именно от него циклоиду нужно беречь себя, избегая по-настоящему стрессогенных обстоятельств или смягчая их по мере сил.
Гвоздь колеса: если рядом циклоид
Люди с циклоидной акцентуацией характера хорошо переносят многие неприятные моменты межличностных отношений, однако и у них есть «ахиллесова пята». Они не терпят монотонных действий в работе и рутинности в личных отношениях. В погоне за разнообразием и приключениями такие люди подчас могут совершать настоящие маленькие безумства, — но, вероятно, будут рады, если их близкие решат поучаствовать в затее.
В негативной фазе самооценку циклоида легко травмировать, поскольку в эти моменты он склонен себя недооценивать. У него мало сил, нет веры в себя, он бросает начатое, отказывается от прошлых целей. Вот почему в фазе падения человеку с циклоидной акцентуацией важно помочь быть последовательным и поддержать его, чтобы он не потерял достижения и бонусы, заработанные на подъеме.
Психологический статистический маматематический анализ высшего психического поведения личности подростков с различной структурой личностного психологического типа конституционного непрерывного диапазона психологической обследовании норм с тенденцией к психологическим наукам
Психологический статистический математический анализ высшего психологического поведения личности подростков. С РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИАПАЗОНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ-АКЦЕНТУАЦИЯ С ТЕНДЕНЦИЕЙ К
Для определения совокупности психологических маркеров, лежащих в основе разграничения основных психологических типов в рамках поведенческой изменчивости личности, был проведен сравнительный психолого-математический анализ результатов обследованных подростков диапазона психологической нормы-акцентуации с зависимый стереотип поведения.
Сравнительный математический анализ результатов психологического обследования подростков с циклоидным и истероидным психологическим типом диапазона психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения позволил выделить указанные группы с достаточно высокой степенью достоверности, когда процент ошибок в обеих группах не превышает 15,79%. Полученные результаты отражают формирование гистеронциклоидной структуры личности в подгруппах обеих групп. Подростки смешанных групп отличаются слабостью конституциональных механизмов защиты и влиянием имеющихся у них социальных стрессоров, регистрируемым на экспериментально-психологическом уровне негативным дрейфом в сторону аномальной изменчивости личности практически у 16 % подростков. Для представителей сравниваемых подгрупп характерна неустойчивая компенсация личности и поведенческая адаптация, что проявляется при субдепрессивных переживаниях, коморбидности тревожных переживаний. В сочетании с устойчивыми реакциями эмансипации это приводит к конфликтному поведению со сверстниками, учителями, близкими, к делинквентным проявлениям поведения.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости выделения подростковой группы риска устойчивого формирования аддиктивного поведения, что требует немедленных мер специальной психологической помощи путем восстановления и закрепления конституциональных механизмов защиты с учетом компенсации личности и поведенческой адаптации.
Психолого-математический анализ подростков с циклоидным и эпилептоидным психологическим типом диапазона психологической нормы-акцентуации со склонностью к аддиктивному стереотипу поведения привел к следующим результатам. Определена совокупность психологических маркеров-разделителей, выделены группы. Эта совокупность учитываемых в процессе анализа психологических параметров демонстрирует дифференциально-диагностические различия между циклоидными и эпилептоидными представителями диапазона психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения. При этом процент вероятностных ошибок при дифференциальной диагностике не превышает 10,5 % в первой группе и 5,26 % во второй группе, что подчеркивает тенденцию к снижению числа выявленных подростков со смешанной циклоидно-эпилептоидной структурой психотип личности, что свидетельствует об отрицательном психотипологическом дрейфе в сторону диапазона аномальной изменчивости личности.
Следует отметить, что в данной сравниваемой паре подростков с шизоидным и циклоидным психотипом наблюдается «закрытие» склонности к употреблению алкоголя подростками с поведенческими делинквентными проявлениями, что отражает негативный психотипологический дрейф в сторону диапазона аномальной личности. изменчивость, что требует профилактических мероприятий, направленных на искажение мотивов и ценностей употребления алкоголя. Низкий процент вероятных ошибок при дифференциальной диагностике (15,8 % в первой группе и 10,53 % во второй группе подтверждают достоверность полученных результатов) с одной стороны указывают на выявленную тенденцию к снижению смешанной шизоидно-циклоидной психотипологической структуры при формировании склонности к аддиктивному поведению, свидетельствующие о негативном психотипологическом дрейфе в диапазоне собственно акцентуации. Соединение шизоидно-циклоидных психотипологических структур в подростковом возрасте также приводит в малых группах к ослаблению конституциональных механизмов защиты и усилия личностной компенсации и поведенческой адаптации в условиях социально-информационного стресса жизненной среды.
Психолого-математический анализ подростков с шизоидным и эпилептоидным психологическим типом диапазона психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения позволил получить достоверные результаты дифференциальной диагностики.
Обращает на себя внимание свидетельство шкалы истерической реакции, которая сочетается с умеренно выраженными субдепрессивными невротическими переживаниями и тревожностью, в том числе конституционно обусловленной (шкала тревожности Тейлора), что отражает формирование личностных переживаний и поведенческого стереотипа, дрейфующих к стороны пределов аномальной изменчивости личности. Мы уже упоминали, что появление истерического стереотипа поведения нехарактерно для шизоидного или эпилептоидного подросткового психотипа, ведь появление указанного стереотипа свидетельствует о склонности к аномальной личности и поведенческой реакции. Совокупность сочетания перечисленных психологических показателей лежит в основе аддиктивного поведения, вызывающего напряжение конституциональных механизмов компенсации личности и поведенческой адаптации, что под влиянием дополнительных социальных факторов может привести к нарушению конституциональных защитных механизмов и состоянию декомпенсации личности. и поведенческая дезадаптация. Подтверждением наших рассуждений является усиление проявлений психологической астенизации (шкала астении) и психопатизации (конфликтность, последовательность непониманий в отношениях), которые в свою очередь провоцируют негативный психотипологический дрейф, приводя к его устойчивости.
На этом фоне в первую очередь в качестве защитного механизма формируется аддиктивное поведение – желание употребить алкоголь и забыть обо всех подростковых проблемах или выиграть крупную сумму денег и решить одновременно все проблемы в отношениях. Подобные рассуждения преобладают в обыденном сознании подростков с эпилептоидной или шизоидной структурой личности, склонных к аддиктивному поведению.
Возникает вопрос, способствует или противостоит выявленный смешанный психотип негативному психотипологическому дрейфу в диапазоне психологической нормы-акцентуации? Скорее всего, состав шизоидно-эпилептоидных черт в период подросткового взросления приводит к тому, что 10,5 % подростков с шизоидно-эпилептоидным психотипом в группе с эпилептоидным психотипом и 15,7 % в группе с шизоидным психотипом тип нестабильности механизмов конституциональной психологической защиты. В этих условиях одновременно с дополнительными социально-информационными стрессорами повышается риск негативного психотипологического дрейфа в сторону аномальной изменчивости личности. Эмпирические, феноменологические и психологические наблюдения и описания подростков подтверждают наше предположение о том, что из двух сравниваемых групп наблюдаемых подростков только часть из них имеет отрицательный психотипологический дрейф из диапазона акцентуаций в сторону диапазона аномальной изменчивости личности. Проведенные экспериментально-психологические исследования с обработкой результатов дискриминационным анализом дают возможность выделить из сравниваемых групп вполне конкретных подростков вполне конкретных подростков, которые на достоверном уровне обладают личностно-поведенческой изменчивостью в пределах диапазона нормы-акцентуации и далее в рамки диапазона аномальной изменчивости личности. Тем самым наше исследование открывает путь для индивидуальной психодиагностики, основанной на конституциональной психологии.
Психолого-математический анализ подростков шизоидного и истероидного психотипов, находящихся в диапазоне психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения, позволил провести дифференциальную диагностику между сравниваемыми группами.
Подростки с шизоидной структурой личности имеют истерический стереотип поведения, как мы уже отмечали, как психологический поведенческий маркер аномального аддиктивного поведения, когда употребление алкоголя позволяет вначале скрывать свои проблемные переживания, а затем постепенно не может не формируют психологическую зависимость. 26,3 % ошибок при дифференциальной диагностике подростков-истероидов и низкий процент ошибок — 5,3 % соответственно в группе шизоидных представителей диапазона психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения указывают на высокую вероятность смешанной шизоидности -истероидные структуры личности. При этом нельзя не обратить внимание на то, что среди подростков-истероидов почти треть составляют подростки со смешанной шизоидно-истероидной структурой личности, что может обеспечить усиление конституциональных механизмов психотипологической защиты за счет шизоидной структуры. личности. Иными словами, 26,3 % подростков с шизоидно-истероидной структурой личности от всей группы ограничат собственный негативный дрейф в сторону аномальной изменчивости личности воздействием социально-информационных стрессоров. В группе с шизоидной структурой личности 5,3 % подростков имеют высокий риск нарушения конституциональных механизмов компенсации личности и поведенческой адаптации с формированием негативного дрейфа в сторону диапазона аномальной изменчивости личности. Можно утверждать, что сочетание истероидной структуры индивидуально-типологических признаков подростков с понятийным «шизоидным основным телом» подростков на психологическом уровне способствует расшатыванию психологических механизмов компенсации и адаптации, повышению риска при неблагоприятных социальных условиях жизненной среды. осуществить негативный психотипологический дрейф в сторону диапазона аномальной изменчивости личности.
Анализ показывает, что при дифференциации психотипов в диапазоне психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения возникает дифференциально-диагностическая роль определяемых психологических параметров. Если в диапазоне психологической нормы акцентуации расстояние между центрами проекций психологических параметров циклоиды и истероида в трехмерном пространстве невелико, то в диапазоне психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения оно значительно увеличивается, демонстрируя отдаленность групп от одной к другой в пространстве, следовательно, повышается достоверность диагностики психотипов диапазона психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения на фоне психотипологического негативного дрейфа в сторону пределов аномальная изменчивость личности. С помощью психологической методики, результаты которой обработаны методами математической непараметрической статистики, мы регистрируем не только особенности психологических, личностных, поведенческих различий между психотипами, но и фиксируем отрицательный психотипологический дрейф. Интересным можно считать тот факт, что в дифференциации шизоидного и истероидного, шизоидного и эпелептоидного, шизоидного и циклоидного психотипов в диапазоне психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения наибольший вклад вносит показатель шкалы истерического реакции клинического опросника для определения и оценки невротического состояния. Анализ средних показателей этой шкалы выявил, что именно подросткам-шизоидам с отрицательным психотипологическим дрейфом в пределах диапазона аномальной изменчивости личности в наибольшей степени свойственны черты истерически-невротической реакции, которая, как известно, не соответствует структуре личности шизоидов и в значительной мере ослабляет механизмы психологической защиты, скорее всего, за счет сензитивности, которая компенсируется, а в подгруппах с негативным дрейфом гиперкомпенсируется истерическим стереотипом поведения.
Таким образом, изменение конкретной психотипологической структуры с появлением нехарактерных компонентов, свойственных другим психотипологическим структурам, свидетельствует о неконструктивной тенденции дрейфа шизоидных черт психотипа диапазона психологической нормы акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения в конституциональном континууме. в сторону пределов аномальной изменчивости личности.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что различия между базовыми психотипами становятся более значительными при дрейфе их в сторону диапазона психологической нормы-акцентуации с аддиктивным стереотипом поведения, что осуществляется, прежде всего, при за счет ослабления шизоидной структуры личности за счет появления истероидного стереотипа поведения или смешанных истероидно-шизоидных структур психотипов личности. Необходимо отметить, что формирование шизоидно-циклоидных структур психотипа также происходит за счет проявления истерических стереотипов поведения и эмоциональной неустойчивости, склонности к дистимии подростков с циклоидными индивидуально-типологическими чертами личности.
Работа была представлена на международную научную конференцию «Фундаментальные исследования», (Израиль, Тель-Авив), 10-17 апреля 2010 г., поступила в редакцию 23.03.2010 г.
Погожева О.В. ПСИХОЛОГО-СТАТИСТИЧЕСКИЙМАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЫСОКОГО ПСИХИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА КОНСТИТУЦИОННО-КОНТИНУАЛЬНОГО ДИАПАЗОНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ-АКЦЕНТУАЦИИ С ТЕНДЕНЦИЕЙ К. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2011. – № 1 –
URL: www.science-sd.com/387-23475 (09.03.2023).
Акцентуации личности и их виды
Самосовершенствование, Психология
Немецкий психотерапевт К. Леонхард убежден, что большинство людей имеют многие черты характера, которые заострены. Стоит только создать определенные условия, и могут быть нервные срывы или подобные конфликты.
Акцентуации личности – это гипертрофированное развитие одних черт характера на фоне других, что приводит к нарушению взаимоотношений с окружающими. При наличии такого симптома у человека начинает проявляться чрезмерная чувствительность к некоторым факторам, вызывающим стресс. И это несмотря на относительную стабильность остальных.
Акцентуация может быть настолько выражена, что симптомы ее будут малозаметны для близких людей, но уровень ее проявления может быть таким, что врачи могут задуматься над постановкой такого диагноза, как психопатия. Но для последнего заболевания характерны постоянные проявления и регулярные рецидивы. А акцентуации характера со временем могут сгладиться и приблизиться к нормальному состоянию.
Как показывает практика, этот симптом чаще всего встречается у подростков и юношей (примерно 70% случаев). Акцентуация личности не всегда проявляется ярко, потому что ее можно определить с помощью специально разработанных психологических тестов. Во время их проведения люди могут вести себя специфическим образом, и врачу важно уметь предвидеть такую реакцию.
Выделите в психологии такие типы личности, которые зависят от степени выраженности акцентуации:
- Гипертонический тип характеризуется приподнятым настроением, повышенной болтливостью, контактностью. Люди с этой формой заболевания, как правило, очень часто теряют начальную нить разговора, не реагируют на сделанные замечания и отрицают всякое наказание. Они очень энергичны, подвижны, несамокритичны, любят необоснованный риск.
- Акцентуация личности может быть дистимического типа, что является полной противоположностью предыдущему. Представитель этого вида постоянно находится в подавленном состоянии, грустит и является закрытой личностью. Его тяготит шумное общество, он не сходится с сотрудниками, не любит общения. Если и становится участником конфликтов (что бывает крайне редко), то выступает как пассивная сторона.
- Циклоидный тип характеризуется частыми сменами настроения. Если оно приподнятое, человек активно общается, чем становится похожим на представителя гипертимного типа. Если человек находится в более подавленном состоянии, его поведенческие реакции напоминают людей дистимического типа.
- Эмоциональный тип (эмоциональный). Акцентуация личности в этом случае проявляется чрезмерной чувствительностью характера, ранимостью. Человек начинает глубоко переживать даже минимальные неприятности, болезненно воспринимает замечания и критику, болезненно переживает неудачи, потому что часто бывает в подавленном настроении.
- Демонстративный тип всегда в центре внимания и добивается цели любой ценой.
- Человек возбудимого типа часто несдержан, вспыльчив, склонен к грубости, слишком конфликтен.
- Заклинивающего типа. Представители зациклены на своих чувствах и эмоциях, в конфликтах выступают в роли активной стороны, склонны к затяжным спорам.