Акцентуации личности это: Акцентуация. Что такое «Акцентуация»? Понятие и определение термина «Акцентуация» – Глоссарий

Акцентуации или расстройство личности? — Эмпатия

Акцентуации или расстройство личности? — Эмпатия — центр ментального здоровья
  • Главная
  • Статьи
  • Акцентуации или расстройство личности?



Акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

В 1894 г. бельгийский психиатр Dalemagne выделил, наряду с «dеsеquilibrеs», т.е. «неуравновешенными» (термин во французской психиатрии того времени, аналогичный понятию «расстройства личности»), еще и «dеsеquilibrants», т.

е. «легко теряющих равновесие».
Психиатр К. Leonhard (1968) ввёл понятие  «акцентуированная личность». Это еще раз подчеркивает, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках паталогии, а также тот факт, что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт. Однако правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Личность — понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение и т.п. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность, как целое — уже при взрослении.

При акцентуациях характера его особенности могут проявляться не везде и не всегда. Пожалуй, это главная отличительная черта акцентуаций и РЛ. При РЛ — один из критериев — тотальность. Акцентуации же могут обнаруживаться только в определенных условиях. И главное — особенности характера либо вообще не препятствуют адаптации в разных сферах жизни, либо ее нарушения бывают преходящими.

Они возникают только в ситуацию, которые «бьют по месту наименьшего сопротивления», например, замкнутый и застенчивый подросток попадет в новый класс — возникает временная дезадаптация из-за необходимости устанавливать новые социальные контакты. При этом учёба не страдает, а отношения с родителями остаются хорошими.  При РЛ такие «особенности характера» становятся ригидными и дезадаптивными, что нарушают образ жизни человека, мешают работе и/или влияют на межличностные отношения.

Однако, в некоторых ситуациях, особенно в период пубертата (11-18 лет) отличить акцентуации от РЛ довольно трудно, поэтому стоит положиться на мнение специалиста.

В подростковом возрасте может происходить процесс формирования расстройства личности, мы уже можем наблюдать признаки и важно не сидеть и не ждать, что а может быть переходный возраст, может быть перерастет, а идти именно сейчас к врачу. Психотерапия и при необходимости небольшая лекарственная коррекция могут существенно сгладить процесс в итоге улучшить адаптацию человека на всю последующую жизнь

Акцентуации характера личности

Акцентуации — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида — избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям. Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсировании. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его «слабые места» могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам. И если неблагоприятная ситуация наносит удар по «слабому месту», то все поведение таких лиц резко видоизменяется — начинают доминировать особенности акцентуации (рис. 95).

Типы акцентуированных личностей еше не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А. Е. Личко. Однако эти авторы дают чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. Мы выделяем лишь четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный (табл. 12).

Рис. 95. Структура характера

В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности.

Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях — развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии.

Типы акцентуаций характера

К основным типам акцентуации характера относятся:

  • возбудимый;

  • аффективный;

  • неустойчивый;

  • тревожный;

Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется с помощью «Патохарактериологического диагностического опросника» (разработанного А. Е. Личко и Н. Я. Ивановым) и личностного опросника MMPI (шкалы которого включают зоны акцентуированных и патологических проявлений характера).

Акцентуация характера по А. Личко

По уровню проявления черт характера характеры делятся на средние (нормальные), выраженные (акцентуированные) и выходящие за рамки нормы (психопатии).

Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду. Существование центральных, стержневых отношений и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в воспитании человека.

Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно, отношение к людям. Иными словами, нельзя формировать только определенное свойство, воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств, обращая при этом основное внимание на формирование центральных, стержневых отношений личности, а именно отношений к окружающим и труду.

Целостность характера, однако, неабсолютна. Это связано с тем. что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает гак называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта.  В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы может сформировать все общественно пенные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимою типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии.

Все типологии человеческих характеров исходили и исходят из ряда общих идей.

Основные из них следующие:

  • характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый;

  • те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Одна из любопытных классификаций характера принадлежит известному отечественному ученому А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера (рис. 6), при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «…при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

В сегодняшней психологии различают от 10 до 14 типов (типологий) характера.

Они могут определяться как гармоничные и дисгармоничные.

Гармоничные типы характера характеризуются достаточным развитием основных черт характера без выделения, обособления, без преувеличения в развитии каких-то одних черт.

Дисгармоничные проявляются с выявления разных черт характера и получили название акцентированные или акцентуированные.

У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что происходит «перекос» характера — в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются затруднения и конфликты.

Выраженность акцентуации может быть рахтичной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет л и болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате чего резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми. Но, в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут совершенно сгладиться, приблизится к норме. Акцентуации характера чаще всего встречаются у подростков и юношей (50-80%), поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические для формирования характера, проявления неповторимости, индивидуальности. Затем акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в неврозы или психопатию.

Рис. 6. Схема акцентуации характера по Е. Филатовой и А.Е. Яичко

Можно рассмотреть двенадцать дисгармоничных (акцентуированных) типов характера (согласно типологии К. Леонгарда) и описать их положительные и отрицательные качества, которые могут отражаться на профессиональной деятельности человека — нам это необходимо для подтверждения основ дифференциации личности в аспекте характерологических свойств человека.

Nils Beer — Behandlung von Persönlichkeitsstörungen

Целью данной статьи является обзор основных особенностей так называемых «расстройств личности», их возможных причин и основных подходов к их терапевтическим возможностям. Диагностика и лечение расстройств личности считаются сложными, поскольку отличить такие «расстройства личности» от «нормальных», хотя иногда и проблематичных черт личности, непросто.

  1. Общая характеристика расстройств личности

Распространенность расстройств личности оценивается в 5–10 %. Согласно современным системам классификации (DSM-V и МКБ-10), они характеризуются специфическим сочетанием стойких дисфункциональных паттернов восприятия, отношений, мышления и поведения с патологической ценностью . Расстройства личности имеют значение болезни, поскольку они негибки, неадекватны и ситуационно-генерализованы , что приводит к субъективным жалобам и дистрессу в мышлении, чувствах и поведении. Часто глубоко укоренившиеся и стойкие модели поведения, которые проявляются в ригидных реакциях на различные личные и социальные жизненные ситуации , приводят к нарушениям работоспособности . Расстройства личности патологического значения вызывают сильных субъективных жалоб со значительным страданием в личностной сфере и в межличностных отношениях . Расстройства личности обычно существуют с детства и подросткового возраста, но из-за процесса развития их не следует диагностировать до зрелого возраста.

Психологическая нестабильность и стрессы являются бременем не только для пострадавших, но часто и для их близких. Что касается расстройств личности, то это особенно верно для пограничного расстройства личности и особенно диссоциального (антисоциального) расстройства личности.

  1. Обзор специфических расстройств личности

Наиболее важные признаки и диагностические критерии некоторых специфических расстройств личности представлены ниже в сжатой табличной форме. Диагностика расстройств личности – или их более легких форм , так называемых акцентуаций личности – требует тщательно структурированного клинического диагностического интервью, проводимого опытными практикующими врачами.

Все мы несем некоторые черты «расстройства личности» в смысле проблемных черт личности , в определенной степени зависимы, имеют некоторые компульсивные черты или также некоторые нарциссические части. В этом отношении важно подчеркнуть, что проблемных черт личности всегда лежат в пределах спектра и что расстройств личности проявляются только в крайнем диапазоне выраженности .

Не следует упускать из виду, что черты личности, лежащие в континууме – в случае расстройства личности, которое не полностью развито – также дают преимущества : Например, люди с обсессивно-компульсивной акцентуацией личности работают аккуратно и надежны, несколько зависимые люди способны к сближению и привязанности, а люди со здоровой степенью нарциссизма интересны и занимательны.

В соответствии с клиническими психологическими/психиатрическими диагностическими системами (МКБ-10 и DSM-V), которые все еще используются, расстройства личности могут быть диагностированы как психические расстройства только в том случае, если черты личности или стили личности обладают следующими характеристиками:

  • когда индивидуум демонстрирует устойчивый паттерн восприятия, мышления, чувств и поведения, который постоянно жестко негибок и плохо адаптирован,
  • , если эти черты личности приводят к значительным нарушениям, например, в академической, профессиональной и/или личной сфере, и/или
  • , если у пострадавшего возникает высокий уровень страданий из-за субъективных жалоб собственной личности.

 

Следующий обзор показывает в виде таблицы наиболее важные классификационные признаки индивидуальных расстройств личности . Несмотря на то, что у большинства людей будет не патологическое расстройство личности, а в лучшем случае «акцентуация личности», табличный обзор может служить для выявления проблемных и стрессовых черт личности. Проблемные и вызывающие стресс черты личности или, если они есть, расстройства личности можно затем проработать в рамках естественно более продолжительной терапии и изменить в направлении снижения стресса.

Параноик

ПД

  • Чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам.
  • Склонность к постоянным обидам (обиды, обиды и недоверие не прощаются)
  • Недоверие и постоянная склонность к искажению опыта (путем ошибочного истолкования нейтрального и дружеского отношения других как враждебного или презрительного)
  • Настойчивое отстаивание своих прав
  • Необоснованное подозрение в сексуальной верности супруга или полового партнера
  • Постоянный эгоцентризм, особенно в сочетании с сильным высокомерием

Термин «параноидальный» (=бредовый) неуместен, поскольку не имеет ничего общего с параноидной шизофренией. Старые термины, такие как «ворчливый» или «фанатический», являются более подходящим описанием этого расстройства.

Антисоциальный

ПД

  • Черствое отсутствие заботы о чувствах других
  • Безответственное отношение и игнорирование социальных норм
  • Неспособность поддерживать длительные отношения, хотя вступить в них не составляет труда
  • Очень низкая толерантность к фрустрации и низкий порог агрессивного, в том числе насильственного поведения

– Отсутствие чувства вины или неспособность извлечь уроки из негативных последствий

Эмоционально

нестабильный

ПС

Центральное место в расстройстве, также известном как пограничное расстройство личности, занимает расстройство аффективной регуляции и расстройство контроля импульсов, в соответствии с которым проводится различие между импульсивным и пограничным типами.

Импульсивный тип : Должны присутствовать по крайней мере три из следующих диагностических критериев:

  • Склонность действовать неожиданно и без учета последствий
  • Явная склонность к ссорам и конфликтам (особенно при прекращении импульсивных действий или выговоре)
  • Склонность к вспышкам гнева или насилия с неспособностью контролировать взрывное поведение
  • Сложность в поддержании действий, которые не получают немедленного вознаграждения
  • Непостоянное и капризное настроение.

Пограничный тип : Должны присутствовать не менее трех из следующих диагностических критериев:

  • Нарушение и неуверенность в отношении самооценки, целей и «внутренних предпочтений» (включая сексуальные)
  • Нестабильность образа себя и межличностных отношений, части себя воспринимаются как чуждые и мучительные
  • Склонность к интенсивным, но нестабильным отношениям, часто приводящим к эмоциональным кризисам
  • Чрезмерные усилия, чтобы не быть брошенным
  • Повторяющиеся угрозы или акты членовредительства
  • Постоянное чувство пустоты.
Аананкастик

ПД

Негибкость, педантичность и жесткость являются основными критериями расстройства – больные также проявляют высокий перфекционизм и добросовестность . Это часто значительно затрудняет своевременное выполнение профессиональных и социальных задач.

Больные значительно страдают от конфликта стремления к совершенству и жизни по строгим стандартам с одной стороны, и почти никогда не достигающей его с другой.

  • Чувство сильного сомнения и чрезмерная осторожность.
  • Постоянная озабоченность деталями, правилами, списками, порядком, организацией или планами
  • Перфекционизм, мешающий выполнению задач
  • Чрезмерная добросовестность и щепетильность
  • Несоразмерное внимание к производительности и пренебрежение удовольствием и межличностными отношениями
  • Чрезмерная педантичность и приверженность общественным условностям
Тревожный-

избегающий

ПД

Симптомами этого расстройства являются чувство незащищенности, страх быть отвергнутым , быть оцененным негативно, а также застенчивость , напряженность и избегание социальных контактов . Больные быстро чувствуют критику, что приводит к большим проблемам в профессиональной и социальной среде.
  • Постоянные и обширные чувства напряжения и беспокойства.
  • Убеждение в том, что вы социально неуклюжи, непривлекательны или хуже других
  • Чрезмерное беспокойство по поводу критики или отказа в социальных ситуациях
  • Ограниченный образ жизни из-за необходимости физической безопасности
  • Избегание профессиональной и социальной деятельности, требующей интенсивного межличностного контакта – из-за боязни критики, неодобрения или отторжения (страх отторжения).
Зависимый

ПД

Это характеризуется зависимым образом жизни, отсутствием принятия на себя личной ответственности, чувством постоянной зависимости от поддержки и страхом разлуки и одиночества продолжают характеризовать расстройство.
  • Поощрение или разрешение другим принимать большинство важных решений для собственной жизни
  • Подчинение своих потребностей потребностям других, от которых существует зависимость, с несоразмерным соответствием их желаниям
  • Нежелание предъявлять даже разумные требования лицам, от которых зависит
  • Чувство дискомфорта или беспомощности в одиночестве (из-за преувеличенного страха неспособности позаботиться о себе в одиночку)
  • Частая озабоченность страхом быть брошенным и зависимым от самого себя
  • Ограниченная способность принимать повседневные решения без многочисленных советов и заверений со стороны других….
Самовлюбленный

ПД

Нарциссическое расстройство личности несет в себе основные диагностические признаки высокомерие и неспособность подвергаться критике . Пострадавшие люди демонстрируют стойкий паттерн внутреннего опыта и поведения, характеризующийся потребностью в восхищении , 0302 отсутствие эмпатии , фантазии о безграничном успехе, власти и красоте , чувство собственной значимости. Кроме того, есть чувство права, чувство зависти к другим, высокомерное поведение и эксплуататорские отношения.
  • Чувство величия по отношению к собственным достижениям
  • Озабоченность фантазиями о безграничном успехе, власти, обладании, красоте или идеальной любви
  • Признание «особенным» и уникальным
  • Потребность в чрезмерном восхищении
  • Правовое отношение; необоснованные ожидания особо благоприятного обращения или автоматическое исполнение ожиданий.
Комбинированный

ПС

Здесь выполняются диагностические признаки различных расстройств личности, но нет преобладающей картины симптомов, которая позволила бы поставить конкретный диагноз .

Часто встречается сочетание признаков пограничного, диссоциального и истерического расстройства личности.

  1. Причины расстройств личности

потенциальных причин расстройств личности все еще не до конца изучены и, в частности, почти нет исследований возможных нейробиологических/генетических факторов.

Имеются данные об актуальности психологических влияний на социализацию . В соответствии с этим детские переживания – особенно в форме проблемные отношения между родителями и детьми – рассматриваются как фактор риска развития расстройства личности.

Другими факторами риска расстройства личности являются стрессовые и травматические переживания в детстве . В соответствии с этим существуют доказательства того, что эмоциональное пренебрежение в детстве и травматический опыт, т. е. особенно физическое и сексуальное насилие, способствуют возникновению диссоциального и пограничного расстройства личности.

Наконец, отсутствие социальной интеграции является фактором риска. Критические переломы в развитии семьи, отсутствие социальной и социальной интеграции, миграция, а также быстрые социальные и социальные изменения являются основными аспектами отсутствия или недостаточной социальной интеграции.

  1. Терапия расстройств личности

Терапевтическая процедура сложна и трудна , поскольку расстройство личности проявляется в виде гетерогенного паттерна нарушений . Тесное положительное влияние черт личности, считающихся относительно устойчивыми и продолжительными, в силу своего характера часто требует интенсивного и длительного лечения. Таким образом, эффективное лечение диагностированного расстройства личности не поддается краткосрочной терапии. Поскольку эффективных методов лечения психотропными препаратами практически не существует – за исключением кратковременного вмешательства при острых кризах – психотерапия считается наиболее важным и эффективным вариантом лечения. Оба психоаналитически ориентированных и поведенческих терапевтических подходов получили признание.

Терапия пограничного расстройства личности считается серьезной проблемой для терапевтов, поскольку проблемное поведение и симптомы неустойчивого аффекта пациента также проявляются в терапевтических условиях, что может частично подорвать эффективное лечение.

В качестве важного принципа следует рассматривать не расстройство личности как таковое, а:

  • Вытекающие из этого нарушения межличностного взаимодействия.
  • нарушения переживания (часто неустойчивые и негативистские)
  • нарушения самовосприятия и саморегуляции
  • расстройства импульсивного контроля.

Различные методы терапии имеют следующие общие черты:

  • мультимодальный подход
  • подробный (дифференциальный) диагноз в начале терапии, на основании которого определяются индивидуальные методы лечения
  • определение приоритетов терапии и временных рамок терапии
  • заключение обязательных соглашений (например, что в случае с пограничными пациентами повторное сокращение приведет к прекращению терапии).

Несмотря на это сходство, отдельные терапевтические процедуры различаются как по концепции, так и по методологии лечения расстройств личности, и здесь кратко представлены только две процедуры.

Терапия Кернберга и Кларкина , сфокусированная на переносе , представляет собой модифицированный психоаналитический метод, фокусирующийся на анализе переноса и контрпереноса в терапевтических отношениях.

В первую очередь подходит для лечения пограничного, нарциссического и истерического расстройства личности. Целью психотерапии, ориентированной на перенос, является изменение структуры тех областей внутреннего опыта пациента, которые приводят к повторяющимся деструктивным поведенческим и реляционным паттернам, путем выявления и интерпретации паттернов переноса, возникающих в терапевтическом процессе между пациентом и терапевтом.

Диалектико-поведенческая терапия (Linehan, 1983) рассматривает пограничное расстройство личности в первую очередь как расстройство регуляции аффекта и включает элементы поведенческой терапии в терапевтический подход: .

  • Медитативные техники, основанные на осознанности для сосредоточения внимания на сиюминутном внутреннем опыте
  • Тренинг эмоциональных компетенций для борьбы со стрессом и снижения острого напряжения, и особенно для стабилизации аффекта и эмоций регулирование .
    1. Резюме и резюме

    Расстройства личности — это относительно стабильное, социально негибкое и плохо адаптированное поведение. Необходим тщательный клинико-психологический/психиатрический диагноз, чтобы отличить чисто стрессовые черты личности от патологических расстройств личности. Расстройства личности приводят к значительному снижению производительности в личной и профессиональной сферах и к высокой степени субъективных страданий пострадавших.

    Существует целый ряд специфических расстройств личности, таких как распространенное зависимое, диссоциальное и эмоционально нестабильное расстройство личности.

    Возможные причины расстройств личности включают эмоциональное пренебрежение и травматические переживания (физическое насилие и сексуальное насилие) в детстве.

    Доказано, что эффективной терапией – особенно при пограничном расстройстве личности – является психотерапия, ориентированная на перенос, и, кроме того, диалектико-поведенческая терапия.

     

    Перспективы смены парадигмы в МКБ-11 – Дименсиональная классификация расстройств личности.

    Классификация расстройств личности как отдельных категорий, представленная в этой статье, будет заменена в будущей МКБ-11 размерной классификацией с градациями тяжести. Наличие или отсутствие расстройства личности будет определяться нарушениями функций личности, связанных с собой и межличностными отношениями.

    Все диагнозы расстройства личности, за исключением пограничного расстройства личности, упразднены, так что в МКБ-11 осталась только категория «расстройство личности» (код МКБ-11 6D10), которая может быть дополнена так называемый «квалификатор признака», если присутствуют критерии пограничного ПС.

    Все остальные формы расстройств личности характеризуются специфическими профилями пяти патологических черт личности. Наиболее важное изменение с точки зрения детской и подростковой психиатрии заключается в том, что возрастной предел для диагностики расстройств личности был снят, так что расстройство и его развитие теперь рассматриваются в перспективе на протяжении всей жизни, сравнимой с другими психическими расстройствами.

    Ссылка : Клаус Шмек и Марк Биркхольцер; Опубликовано в Интернете: 12 августа 2020 г . ;

    https://doi.org/10.1024/1422-4917/a000747 )

     

    Проявление индивидуально-психологических особенностей учащихся в ситуации проверки знаний Серии 1:090:90: Достижения Кандидат социальных наук, образования и гуманитарных наук

    Авторы

    Ирина Морозова, Ксения Кузьмина, Наталья Кузнецова

    Автор, ответственный за переписку

    Наталья Кузнецова

    Доступно в сети с декабря 2018 г.

    DOI
    10.2991/iceder-18.2018.30Как использовать DOI?
    Ключевые слова
    индивидуально-психологические особенности школьника, акцентуации характера, самооценка, уровень притязаний, тревожность, ситуация проверки знаний особенности акцентуаций характера, самооценки личности, уровня притязаний и тревожности при подготовке к проверке знаний; обобщенный опыт работы с разными категориями детей. Приведены результаты диагностики по выявлению акцентуаций характера, тревожности, уровня самооценки, притязаний школьников (на примере 9-х классов). -11 Смоленска). Отмечено, что у большинства школьников возникают субъективные трудности в ситуации проверки знаний. Авторы дают психологическую оценку индивидуально-психологических особенностей с точки зрения их влияния на результаты, выделяют достоинства и недостатки. Также в работе описаны особенности работы с разными категориями учащихся. Акцент делается на организацию психологической работы не только с учащимися, родителями, учителями.

    Copyright
    © 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
    Открытый доступ
    Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

    Скачать статью (PDF)

    Название тома
    Материалы Международной конференции по развитию образования в России и странах СНГ (ICEDER 2018)
    Серия
    Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных наук Исследования
    Дата публикации
    Декабрь 2018 г.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts