Акмеологический подход: Об акмеологическом подходе к сопровождению одарённых детей — Региональный модельный центр дополнительного образования детей

Содержание

Об акмеологическом подходе к сопровождению одарённых детей — Региональный модельный центр дополнительного образования детей

 

Все консультации

 

 


Вопрос 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поясните, пожалуйста, какую роль играет акмеология и акмеологический подход в сопровождении одаренных детей.

С уважением, Надежда
11.01.2021

Ответ

 Уважаемая Надежда, чтобы ответить на Ваш вопрос необходимо разобраться с понятием «акмеология». В чём особенности акмеологического подхода в образовании?

Акмеология (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) – раздел психологии развития, исследующий изучение закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Советский и российский учёный и педагог в области психологии, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Анатолий Алексеевич Деркач так говорил о сущности акмеологического подхода в образовании: «Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень взросления, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый».

Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания обучающихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.

Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном процессе очевидна, поскольку общество ожидает от педагога, что его ученики, став выпускниками, будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития.

Акмеологическими условиями организации исследовательской деятельности одарённых школьников являются внешние (организационно-методические, психолого-педагогические, кадровые) и внутренние (природные способности, соответствующий уровень мотивации, адекватность самооценки школьника; способность и готовность педагога к организации исследовательской деятельности) условия.

В качестве критериев оценки эффективности исследовательской деятельности одаренных школьников выступают уровень развития познавательного интереса, наличие мотивации к исследовательской деятельности, степень самостоятельности, уровень развития познавательных процессов, уровень сформированности исследовательских знаний и умений, степень активности и включенности в исследовательскую деятельность.

В рамках нашей консультации необходимо особо отметить акмеологические характеристики педагога, работающего с одарёнными детьми.

Акмеологическая характеристика педагога, организующего исследовательскую деятельность одаренных школьников, представляет собой совокупность качеств и показателей, которые можно разделить на 3 группы.

Первая группа включает в себя качества, составляющие гуманистический потенциал личности педагога (доброжелательность, эмпатия, гибкость).

Во вторую группу входят профессиональные показатели: исследовательская компетентность, профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, умение организовать конструктивное взаимодействие учащихся.

Третью группу составляют: высокий интеллект, знания об особенностях возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностях, интересах, ценностной ориентации, способности к рефлексии.

Деятельность педагогов, осуществляющих обучение и сопровождение одарённых детей разворачивается в рамках сложных и уникальных учебных ситуаций: одарённый ребёнок всегда наполняет свой учебный запрос специфическим содержанием.

В связи с тем, что ребёнок ставит рекордные образовательные цели и задачи, он претендует на уникальную траекторию образовательного маршрута, у которого нет шаблонного пути осуществления. Таким образом, в ситуации работы с одарённым ребёнком или группой одарённых детей необходимо понимать, что не может существовать единого метода решения той или иной рабочей ситуации, т.е. педагогу необходимо осуществлять работу со всем разнообразием имеющегося методического и дидактического материала. Акмеологический подход в организации работы является фундаментом, на котором базируются пути решения возникающих проблем при выстраивании индивидуальной образовательной траектории ребенка.

 

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Регионального модельного центра дополнительного образования детей, тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303

Применение акмеологического подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»



В данной статье рассмотрены формы, методы и средства (на примере предмета «Основы электротехники и электроники») по внедрению акмеологического подхода в профессиональном образовании и совершенствование содержания профессионального образования путем применения педагогических условий подготовки учеников к профессиональной деятельности. Рассмотрены механизм подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода, а также инновационная концептуальная модель осуществления акмеологического подхода и ее компоненты.

Ключевые слова: акмеология, акмеологически направленные методы преподавания, профессиональная компетентность, творческая индивидуальность, акмеологическая ориентация, акмеологическое воспитания и обучения.

This article discusses the forms, methods, and tools on the implementation of the acmeological approach in vocational education and improving the content of vocational education, by applying pedagogical conditions for preparing students for professional activities based on the acmeological approach.

Keywords: acmeology, innovative conceptual model, professional competence, creative personality, acmeological orientation, acmeological education and training.

Основной задачей акмеологии является обеспечение знаний, практических навыков, опыта и технологий, связанных с полным раскрытием и применением на практике творческих способностей личности. Личность при этом рассматривается как субъект сознательной деятельности в различных деятельностных процессах, в частности, в выбранной профессии, в рамках своей специализации.

Степени развития и формирования личности учеников, подготовка молодого здравомыслящего поколения, личностное развитие и профессиональный рост каждого ученика при организации обучения в профессиональных колледжах на основании акмеологического подхода повышают уровень нынешней подготовки.

Автором на основании акмеологического подхода изучена проблема подготовки учеников к профессиональной деятельности исследованы научно-педагогические основы подготовки учеников; представлены педагогические и психологические факторы подготовки учеников. Узбекский исследователь Ш. Т. Халилова заявляет, что при осуществлении акмеологического образования важно учитывать 5 составных частей высшего образовательного учреждения: цель, объект, информация, методы, субъект. Предлагается превращение образовательного объекта в субъект, то есть акмелингвистическую образовательную технологию, нацеленную на обеспечение автономной деятельности будущего специалиста, формирование и развитие навыков самостоятельного образования.

Ш. С. Шарипов заявлял, что акмеологический подход — это достижение самых высоких навыков и результатов, а «сущность акмеологического подхода в современных процессах педагогического образования определяется усилением профессиональной мотивации, поощрением творческого потенциала, стремлением определить и продуктивно использовать личные возможности для достижения успеха в профессиональной деятельности».

Г.Х. Тиллаева замечает, что «основная сила социально-экономической устойчивости, этичного, интеллектуально развитого, высокопрофессионального общества является приоритетной задачей при подготовке профессиональных совершенных кадров, отвечающих всемирным стандартам».

Х. А. Шайхова пишет, что «акмеология является новой современной наукой, ее важной задачей является изучение различных аспектов в возвышении определенных навыков на новую ступень», В.Каримова, А. Ш. Салиев размышляли о том, что акмеология является отраслью новой актуальной наукой на сегодняшний день, а М.

Бекмуродов, У.Мавлонов задумывались о значимости акмеологии в воспитании совершенной личности. Б. Б. Маъмуров провел научное исследование в области развития навыков проектирования образовательного процесса учителей на основе акмеологического подхода [9].

«Проблемы и перспективы акмеологического подхода в средне-специально профессиональном образовании» А. М. Деркача [1], «Акмеологическое развитие в раннем подростковом (15–20 лет) периоде» Г. В. Мироновой [2], А. С. Глинского «Развитие деятельности познания у учеников, применяя акмеологический подход» [3], «Акмеологический подход в проектировании образования гимназии» Л. Г. Грибенюка [4], «Факторы и акмеологические условия развития облика обладателя профессии в рамках требований политехнического колледжа» Н. В. Курбета [5], «Основы повышения качества профессионального педагогического образования с акмеологическим подходом» Н. А. Некрасовой [6], «Акмеологический подход в качестве важного фактора повышения качества подготовки будущий учителей по безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности» А.

М. Леонтьева [7], «Роль акмеологии в современном профессиональном образовании» В. П. Медведева [8] изучили вопросы акмеологии и акмеологические подходы в профессиональном образовании.

Однако, вопросы совершенствования образовательного процесса через систему обучения, профессионально ориентированную на основании акмеологического подхода, подготовки учеников профессиональных колледжей на основании акмеологического подхода, не исследованы.

Анализ исследований, проводимых в профессиональных колледжах Республики Узбекистан, показывает, что уровень работ, направленных на повышение эффективности в системе профессионального образования, является низким. Более того, вопрос подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода, не проработан, не создана методика исследования акмеологии в профессиональном образовании.

Поэтому мы разработали педагогические условия подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода; а также инновационную концептуальную модель осуществления акмеологического подхода и ее компоненты; педагогические условия внедрения акмеологического подхода в профессиональном образовании.

Сопоставлены современные требования, поставленные в подготовке специалистов и внедрение структуры применения акмеологии в данный процесс, то есть выражены педагогические и психологические факторы применения акмеологии при подготовке кадров, особенности подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и разработаны акмеологически направленные методы преподавания предметов в практико-тестовых группах, в том числе предмета «Основы электротехники и электроники».

Разработан механизм подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и на его основе проведены практические работы. Также, в соответствии с педагогическими и психологическими условиями, выявленными при подготовке учеников профессиональных колледжей к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода, разработаны новые стандартные учебные программы, направленные на формирование самостоятельного мышления учеников, улучшение деятельности самостоятельного познания и внедрена исследовательская идея в их содержание.

Наряду с акмеологическими принципами была разработана и применена на практике концепция «Подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода», направленная на организацию деятельности, связанная с профессиональной подготовкой и деятельностью совершенствования принципов профессиональной компетентности специалистов, воспитательного процесса с помощью инновационных педагогических технологий.

При организации подготовки учеников профессиональных колледжей к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода были обоснованы основные цели и задачи специального курса «Акмеология профессионального образования» предназначенного для профессионального образования, разработана программа обучения, апробированная в качестве специального факультативного курса.

С целью разработки перспективных планов для учащихся применен «SWOT»-анализ, разработана программа индивидуального развития учеников, дающая возможность открытия закономерности профессионального развития в достижении целей по индивидуальным профессиональным навыкам.

При акмеологическом подходе были широко использованы акмеологические тренинг-технологии, компьютерные технологии, разработана специальная акмеологическая технология для успешного образования и воспитания учащихся.

В профессиональных колледжах в целях обстоятельного изучения психологических особенностей каждого учащегося и формирования творческой индивидуальности были созданы электронные портфолио учащихся с выявлением результатов. Был подготовлен контент по предмету “Электротехника и основы электроники”. Электронный учебный контент включает все виды электронных учебных материалов, которые служат для создания активного вида обучения по конкретным предметам.

Осуществление акмеологического подхода в профессиональном образовании обеспечивает определение личных ресурсов и их продуктивное использование для достижения успехов в профессиональной деятельности посредством усиления профессиональной мотивации, стимуляции творческого потенциала, формирования акмеологической ориентации личности.

На его основе в экспериментально-испытательных группах была организована профессиональная подготовка учащихся, всестороннее развитие их знаний и навыков, и степени воспитания. Для совершенствования профессиональной подготовки, достижения подготовки профессиональной акмеличности было осуществлено инновационное образование и воспитание, основанные на профессиональной цели, сущности, мотивации и мышлении.

При этом было предусмотрено достижение профессиональной акмеличности, владеющей профессией, ориентацией и компетентностью в результате использования форм и методов организации профессионального образования и воспитания; создания для этого педагогико-психологических условий, построения профессионально ориентированного обучения, продуктивного использования современных образовательных и информационных технологий на основе акмеологической ориентации — акмеологического воспитания и образования, акмеологического подхода.

При усвоении профессии акмеличностью получается совершенная личность, достигшая высшей степени и способная проявить свой творческий потенциал и свои способности, самостоятельно мыслить в профессиональном масштабе, саморазвиваться и стремиться к профессиональной удаче.

В профессиональных колледжах при осуществлении учебных целей была создана инновационная среда, учебные занятия проводились с помощью акметехнологий. На примере предмета «Электротехника и основы электроники» при внедрении акмеологического подхода были разработаны этапы осуществления инновационного образования, состав акмеологических технологий, применяемых при подготовке специалистов и формирования профессиональной креативности у будущих специалистов.

В процессе подготовки специалистов в системе профессионального обучения на основе акмеологического подхода были введены в действие акмеограммы учащихся. Акмеограмма является основным методом акмеологического подхода, олицетворяет собой систему требований, условий и факторов, создающих возможность для развития профессионализма, прогрессивного развития и деятельности конкретных субъектов труда.

Таким образом, применение современных технологий образования дает возможность развития профессиональной компетентности на основании акмеологического подхода и совершенствования процесса обучения. Методика повышения эффективности образовательного процесса на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и развитие процесса подготовки к будущей профессии достигается путем применения акметехнологий, компьютерных технологий, а также технологий, направленных на развитие личности.

Литература:

1. Деркач А. М. Акмеологический подход в средном профессиональном образовании: проблемы и перспективы//журнал «Инновационные образовательные технологии. М., 2007. № 2. С.100–105.

2. Миронова Галина Васильевна. Концепция акмеологического развития личности в период ранней юности (15–20 лет). Докторская диссертационная работа. Тамбов. 2012г. – 200 с.

3. Глинский, Александр Сергеевич. Развитие познавательной активности учащихся с применением акмеологического подхода. диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, к.п.н., Омск. 2007, – 169 с.

4. Грибенюк, Людмила Григорьевна. Акмеологический подход в проектировании гимназического образования. Дисс.раб. для получ.к.п.н., тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.08., Калуга. 2004, – 197 с.

5. Курбет Н. В. Акмеологические условия и факторы развития образования профессии у студенов политехнического колледжа: дис…. канд. психол. наук: 19.00.13: 19.00.13 / Курбет, Надежда Викторовна; РАГС при Президенте РФ, Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности. — М., 2007. — 176 с. — Библиогр.: с. 134–146.

6. Некрасова А. Т. Акмеологический подход как основа повышения качества профессионально-педагогического образования // Вестник КГУ им. Гендерная психология. — Кострома, 2007. — № 6. — С. 194–199.

7. Леонтьев А. М. «Акмеологический подход как повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности». Теория и методика профессионального образования. Дисс. на соискан. уч.степени кандидат пед.наук.Майкоп-2007, -185 с.

8. Медведев В. П. О роли акмеологии в современном профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. — 15.05.2011. — С. 32–34.

9. Эрназарова Г. О. Совершентсвование подготовки обучающихся профессионального колледжа к профессиональное деятельности на основе акмеологического подхода. дис. … докт. пед. наук:13.00.05. Ташкент, 2018. — Библиогр.: с.42–68.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональное образование, подход, основание, подготовка учеников, подход были, творческий потенциал, инновационная концептуальная модель, инновационное образование, образовательный процесс.

Особенности акмеологического подхода к образовательному процессу

Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение)- раздел психологии развития, исследующий изучение закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития [1].

Человек в акмеологии рассматривается как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, самоорганизации своей жизни и профессиональной деятельности.

В основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности, понимание смысла жизни [4].

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей.

Самовоспитание — это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»). После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение — это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий уровень компетентности должен быть по достоинству высоко оценен.

Научный интерес к акмеологии не ослабевает. И акмеология как принципиально новая наука, истоки которой находятся в педагогике и психологии, и проблема повышения качества образования сейчас активно исследуются. Междисциплинарный характер акмеологии позволяет искать новые возможности, в том числе создание и апробация модели акмеологической школы [1].

Акмеологический подход к обучению основан на актуализации факторов прогрессивного развития растущего человека в образовательной деятельности:

  • развитие мотивации достижений, а не избегания неудач;
  • развитие потребности в творчестве и созидании, а не в разрушении и потреблении;
  • развитие потребности в самореализации и успехе на основе собственных достижений, а не на основе унижения достоинств и достижений других людей;
  • развитие стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, а не удовлетворения достигнутым уровнем;
  • приоритет духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности человека;
  • установка на образование как личностную ценность, и другие [3].

К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:

  • игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),
  • технологии психоконсультирования,
  • тренинговые технологии,
  • технологии развивающего обучения,
  • технология личностно-ориентированного обучения,
  • метод проектов [4].

Одним из обязательных условий акмеологического подхода является формирование акмеологической позиции педагога как показателя его профессиональной зрелости. Акмеологическая позиция педагога рассматривается как система отношений к профессиональной деятельности и нововведениям в ней, обеспечивающая мотивацию на высокие достижения в деятельности, как способность к смыслообразованию и целеполаганию в профессиональной деятельности, видение профессиональной перспективы.

Технология развития акмеологической позицииявляется составной частью системы акмеологического сопровождения педагога (рис. 1).

Рис. 1. Технология развития акмеологической позиции педагога

Первый этап представлен диагностикой уровня акмеологической позиции педагога (таблица 1) [2].

Таблица 1. Диагностика уровня акмеологической позиции педагога

Критерии акмеологической
позиции

Показатели

Методики

1.

Отношение к профессиональной деятельности

Жизненные ценности

Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)

Удовлетворенность профессиональной деятельностью

Методика определения интегральной удовлетворенности трудом (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов

2.

Отношение к
нововведениям

Смысложизненные ориентации

Тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптирован Леонтьевым, Калашниковым, Калашниковой)

Профессиональная перспектива

Анкета «Профессиональная перспектива» (Н.С. Пряжников)

3.

Мотивация достижения

Локус контроля

Тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптирован Леонтьевым, Калашниковым, Калашниковой)

Уровень притязаний

Опросник В.К. Гербачевского «Уровень притязаний личности»

Способность к саморазвитию

Методика «Барьеры педагогической деятельности» (Е.И. Рогов)

4.

Базовые условия,
обеспечивающие наличие акмеологической позиции

Рефлексия и рефлексивные способности

Методики «Уровень рефлексии» и «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)

Конструктивные стратегии преодоления профессиональных затруднений

Опросник С. Хобфолла «Стратегии и модели преодолевающего поведения»

Профессиональное истощение

Опросник «Синдром профессионального выгорания в профессиях типа «человек – человек» Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой

Рассмотрим методику «Барьеры педагогической деятельности».

5 — если данное утверждение полностью соответствует действительности; 4 — скорее соответствует, чем нет; 3 — и да, и нет; 2 — скорее не соответствует; 1 — не соответствует

  1. Я стремлюсь изучить себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности.
  10. Я стремлюсь быть более открытым.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15. Я положительно бы отнесся к моему продвижению на службе.

Подсчитайте общую сумму баллов:

  • 75-55 — активное развитие;
  • 54-36 — отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий;
  • 35-15 — остановившееся развитие [5].

Второй этап (практический) предполагает развитие акмеологической позиции педагога. Она включает в себя методики из Рис.1 столбец 2.

Остановимся более подробно на последней методике – «Индивидуальная акмеологическая профессиональная траектория». Цель методики состоит в построении индивидуальной профессиональной акмеологической траектории (составление индивидуального плана личностно-профессионального развития) по следующей схеме:

А. Участникам, на основе анализа смыслов и ценностей профессиональной деятельности предлагается ответить на следующие вопросы (выполняется индивидуально):

  • В чем я вижу смысл собственной профессиональной деятельности?
  • В чем состоят мои профессиональные достижения на сегодняшний день?
  • Какие я вижу перспективы собственного профессионального развития (через 5, 10, 15 лет)?
  • Какие приоритеты для себя я определяю?
  • Какие я выделяю этапы в своем профессиональном развитии?
  • Какие профессиональные цели ставлю перед собой?
  • Согласуются ли мои профессиональные цели с непрофессиональными (личными, семейными, досуговыми и др.) целями?
  • Какие факторы (наследственность, среда, деятельность, обстоятельства) могут повлиять на мои планы?
  • Каких профессиональных акме в будущем я собираюсь достичь?
  • Какие ближайшие мероприятия по профессиональному развитию я собираюсь осуществить?

Б. Обсуждение в группах по 3-4 человека.

В. Общее обсуждение: какое новое понимание собственного профессионального развития (цели, приоритеты, возможные достижения) сложилось при построении профессиональной акмеологической траектории?

Г. Составление (индивидуально) плана личностно-профессионального развития

Таким образом, технология развития акмеологической позиции педагога направлена на обеспечение личностно-профессионального развития через:

  • актуализацию смыслов и ценностей педагогической деятельности;
  • активизацию акмеологического потенциала педагога;
  • развитие способности управления собственным личностно-

профессиональным развитием;

  • построение индивидуальной акмеологической профессиональной траектории с целью достижения вершин профессиональной деятельности [2].

Список литературы:

  1. Бриурош С.Н. Акмеологический подход при организации образовательного процесса в начальной школе
    https://infourok. ru/akmeologicheskiy-podhod-pri-organizacii-obrazovatelnogo-processa-v-nachalnoy-shkole-3820799.html
  2. Ветрова Я.А. Технология развития акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. – 2014. – № 52. — с. 42-51.
  3. Максимова В.Н. Акмеологические технологии обучения в школе – учителю // Научно-теоретический журнал. – 2010 — Выпуск 2(4).
  4. Пригородова Е.А. Акмеологический подход в обучении детей в начальных классах через развитие их познавательных способностей
    https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/06/10/akmeologicheskiy-podhod-v-obuchenii
  5. Шамова Т.М. Менеджмент в управлении школой. — М.: NB-Магистр, 1992. -232 с.

Вид НАУЧНЫХ ОСНОВ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

(1)

ПЕРИОДИК НАУКОВОЙ АКАДЕМИИ ПОЛОНИЙНЕЙ 33 (2019) № 2

125

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Баходир Мамуров к. э.н., Бухарский государственный университет,

e-mail: [email protected], http://orcid.org/0000-0002-4253-7629, Узбекистан Аннотация. В статье освежается акмеологический подход к процессу обучения и образование как один из важных аспектов образовательной технологии. социально педагогическое значение акмеологического подхода к совершенствованию педагогического навыки раскрываются.

Ключевые слова: акмеология, образование и обучение, подход, компоненты, технология, научная основа, цель, содержание, сущность, результат.

DOI: http://dx.doi.org/10.23856/3313

Введение

Для молодого поколения, которое является опорой и опорой будущего, в страна, уверенно вступившая на путь построения правового, демократического государства и гражданское общество с новым независимым и творческим мышлением, инициативой, современными знаниями, профессии, первостепенной задачей является воспитание молодежи, способной брать на себя ответственность за судьбы и развития нашей страны. Указ Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев М. о «Стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан на 2017-2018 годы», изложено в «Приоритетах социальной сферы развитие»…физическое воспитание молодежи с чувством благополучия, лояльности к Родину, углубление демократических реформ и построение гражданского общества в стране ( Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии дальнейшего Развитие Республики Узбекистан», 2017; Деркач, Зазигин, 2003).

Учреждения непрерывного образования и их образовательный процесс играют решающую роль в воспитывать и поддерживать таких молодых людей. Непрерывное образование школы и ее образовательный процесс являются местом, где подрастающее поколение развивается нравственно, физически и психическое благополучие и развивает их духовное и научное мировоззрение.

Общеизвестно, что в процессе обучения студенты вооружаются научными знания и иметь навыки и умения применять полученные знания. В этом процессе научные знания формируются у студентов при самостоятельном обучении и познании на основе Мероприятия. Ряд методов обучения, разработанных в дидактической манере, чтобы преуспеть в этом процесса широко используются на практике. К ним относятся проблемные игры, ролевые игры, практические игры и упражнения. Но их нельзя продвигать постоянно. Это определяется показатели общественно-политического развития и духовно-культурной жизни.

Социально-педагогическое значение акмеологии

Научные разработки привели к необходимости методов и подходов к образование, которое способствовало бы улучшению прогресса каждого периода, говоря более именно мы должны были продвигать новые вершины этого развития, и 21-й век имеет

126

был интеллектуальным и техническим веком развития. В соответствии с ним возникла необходимость в новый подход к учебному процессу.

Этот подход называется «акмеологическим подходом», который интерпретируется как педагогическое явление, помогающее педагогической технике в образовательном процессе. Содержание образования, учебно-воспитательный процесс на основе акмеологический подход повышает качество и эффективность обучения, организует самостоятельная деятельность учащихся и направлена ​​на получение информации.

На самом деле акмеология (греч. ординарная степень) — это высший уровень чего-либо, вершина, цветущая наука, изучающая феноменальное, уникальное, ни с чем не сравнимое механизмы развития человека в зрелом возрасте. Это, в частности, идея достижения высших целей в этом развитии. Этот термин и его толкование были введены в 1928 г. г. Русский ученый Н.А.Рибников. Акмеология – педагогический психологический феномен, отражающие многогранность человеческой зрелости, многогранность жизни и деятельности, уровень профессиональной компетентности в определенной сфере, обеспечивающий его внешний вид как гражданина, индивидуальный. Поэтому подготовка учителя к педагогической деятельности, повышение его профессиональной компетентности послужит важным фактором в организации эффективность образования на основе социально-экономических, нравственных и воспитательных потребностей.

Акмеология трактуется как акмеологический подход к педагогическим технологиям в контексте нашей точки зрения. В свою очередь, он служит площадкой для познания сути и значение педагогических технологий для достижения высшей точки развития, продуктивности и в конечном итоге направляя учащихся к вершинам знаний.

На основании вышеизложенного можно сказать, что акмеологический подход к педагогические технологии могут быть использованы для оптимизации модели обучения путем организации обучение, направленное на поддержание престижа стажеров, их обучения и учебного процесса, это система, предназначенная для его обновления. Образовательный процесс на основе акмеологического подхода а используемые в этом процессе педагогические технологии гарантируют успех обучения формировать и продвигать личность студентов, помогать выполнять социальный заказ (Мамуров, (2018:12).

В педагогическом процессе на основе акмеологического подхода профессора и учителя смогут получить профессиональное развитие на основе заранее определенного модель. Требование к учащимся – ориентироваться на формирование и развитие компетенции в разработке проектно-ориентированных процессов преподавания и обучения. Главный Задача психологического сопровождения будущих учителей состоит в том, чтобы вооружить профессоров и преподавателей соответствующие методы диагностики.

Учащиеся должны приобрести самостоятельные знания, чтобы основательно изучить конкретное педагогическое явление в рамках своих профессиональных интересов и регулярно изучать литературы по педагогике и психологии. В то же время одной из основных задач психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессе профессионального становления процесс заключается в обеспечении их независимыми знаниями, навыками и квалификацией, и профессора и преподаватели смогут делать это в будущем, формируя компетенцию, чтобы помочь проекта в разработке своей работы на акмеологическом подходе.

Следует отметить, что опыт работы студентов в системе образования развитых странах широко используется. В настоящее время особое внимание уделяется научной и методическое и технологическое обеспечение системы высшего педагогического образования и создание благоприятных педагогических условий для самостоятельных занятий студентов. Один из важнейшие задачи педагогико-психологической помощи в личностно-ориентированном

(3)

ПЕРИОДИК НАУЧНОЙ АКАДЕМИИ ПОЛОНИЙНЕЙ 33 (2019) № 2

127

обучение заключается в развитии профессиональной компетентности этих студентов на основе акмеологический подход к формированию у них профессиональных и профессиональных компетенций.

Учебный процесс при акмеологическом подходе помогает учащимся развиваться профессионально. Он обеспечивает эффективный подход к внутренним и внешним факторам профессиональное развитие в рамках акмеологического подхода. Центр студенту присваивается высшее педагогическое образование, основанное на акмеологическом подходе. В этом процессе у будущих учителей происходит более глубокое понимание сущности и смысла профессиональное развитие.

Профессора-преподаватели общаются со студентами диалоговым способом, в котором они могут убедить себя и уверенно высказать свое мнение. Это позволяет учащимся понимать суть профессиональных знаний и осваивать учебные материалы быстро. В результате студенты мотивированы стремлением к профессиональному развитию, мужество и любопытство. Дидактическая система ориентирована на профессиональное развитие будущих Учителя на основе акмеологического подхода основываются на понятии подхода.

Сегодня перед государством и обществом стоят задачи будущих учителей. Такой процесс разработки сопровождали известные российские педагоги Н.В.Кузьмина и Л. А. Реанса, она базируется прежде всего на концепции операционного подхода. Это в свою очередь, требуются художники, независимые мыслители, специалисты, обладающие глубокой компетенцией в решении жизненных ситуаций в строгом подходе (Кузьмина, Реан, 1993. С. 187). Учебные программы, которые составят В основу такого педагогического процесса должен быть положен принцип акмеологического подход.

Важно использовать методы и приемы, помогающие лучше организовать процесс обучения в педагогических ситуациях, ориентированных на профессиональное развитие будущего учителя. К таким методам относятся устранение неполадок, истерическое исследование, диалог, дебаты, иллюстративное объяснение. В зависимости от характера этих методов содержание обучения и материалы, используемые в нем, будут выбраны. Включает в себя игровые уроки, театральные уроки, аудиторные семинары, лекции и дебаты, занятия по голографическому обучению, конференции-туториалы, интегрированные уроки. Также желательно использовать методы работы в пары, индивидуальная работа, работа в малых группах и методы коллективного обсуждения.

Существуют также различные способы создания педагогических ситуаций на основе акмеологического подход. Каждый профессор-преподаватель делает эти ситуации разными в зависимости от своих профессиональные навыки, уровень знаний и род занятий. В том числе: вовлечение учащихся в деловое общение, поощрение исследований, создание проблемно-ориентированных, диалоговых ситуации. В этих ситуациях требования должны быть основными предметами профессиональной деятельности. процесс разработки. Они должны ставить четкие цели для своего профессионального развития и искать пути достижения этих целей. Также важно, чтобы профессора и преподаватели стремились самостоятельно решать задачи своего профессионального развития. Это также важно для студентов анализировать, диагностировать, контролировать и оценивать результаты своей профессиональной развивающая деятельность. Профессора и преподаватели должны поощряться к получению профессиональных знания учащимися. В контексте акмеологического подхода необходимо познакомить будущих учителей с методами профессионального обучения, самостоятельного исследования, проектирования, моделирование и дизайн. Эти методы расширяют профессиональный кругозор, профессиональное мышление и представления будущих учителей. Это, в свою очередь, поможет будущим учителям эффективно проектировать процесс обучения.

Педагогический процесс, основанный на акмеологическом подходе, опирается на ряд принципы. Включая:

(4)

ПЕРИОДИК НАУКОВЫ АКАДЕМИИ ПОЛОНИЙНЕЙ 33 (2019) № 2

128

— обеспечение того, чтобы преподаватели и студенты могли работать в процессе обучения среда на основе равноправия и делового общения;

— для достижения студентами профессиональных навыков в педагогическом процессе;

— предоставить учащимся возможность самостоятельно анализировать и оценивать свои повышение квалификации в педагогическом процессе;

— создание благоприятной педагогической среды для преподавателей и студентов, а также студенты, студенты, студенты, студенты, студенты;

— расширение возможностей учащихся оценивать себя и друг друга; — достижение условий решения задач в учебном процессе;

— в процессе педагогической практики у студентов появляется более широкий кругозор для самостоятельная профессиональная деятельность.

На основе этих принципов организации педагогического процесса в рамках акмеологического подхода, создает благоприятные условия для успешного обучения будущих учителей их общая и профессиональная компетентность.

В образовательном процессе, в основе которого лежит акмеологический подход, профессора и учителя приобретают умственное и этическое развитие на основе заранее спроектированной модели. Поскольку студент закрепляется в центре высшего педагогического образования на основании акмеологического подход. В этом процессе профессора и преподаватели имеют более глубокое понимание значения развития учащихся. Профессора и преподаватели общаются со студентами в дружественный к диалогу способ, убеждая их в себе и выражая свое мнение с уверенностью. Это позволяет учащимся понять суть знаний. усваивать и быстро осваивать учебные материалы. В результате учащиеся мотивированы стремление к творческому самопознанию, смелость, любознательность.

Выводы

Мы заявляли, что Дидактическая система, направленная на развитие интеллектуальной деятельности, базируется на понятийном подходе учащихся. Эта концепция представляет собой творческий, исследовательский, технологический, акустический, проблемно-ориентированный подход к акмеологическому подход. Использование этих видов обучения, в свою очередь, требует высокого уровня компетентности, творчество и мастерство учителя. Ведь читатель нуждается в творчестве, самостоятельном чтение, независимый анализ, независимое суждение и полная демонстрация его потенциал. В результате прогрессивная педагогическая технология является новаторским подходом к развитию науки и техники и росту самостоятельного мышления учащихся во время быстрого роста информации.

Понимать, анализировать и сравнивать достоинства, содержание и дидактические характеристики При таком подходе к образованию желательно ознакомиться с их содержанием.

Ссылки

Деркач А. А., Зазигин В. Г. (2003). Акмеология: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер. .

Кузьмина Н.В., Реан Л.А. (1993). Педагогическая деятельность Профессионализм. — Святой Петербург: Рыбинск. [на русском].

Мамуров Б.Б. (2018). Развивающая система учебного процесса на основе акмеологической подход для будущих учителей. доктор наук [на русском].

Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии дальнейшего развития» «Развитие Республики Узбекистан» (2017, 7 февраля), № УП-4947.

Верифицируемые модели формирования акмеологической компетентности специалистов физической культуры в процессе непрерывного профессионального образования | Дерека

Абдалина Л. В. (2008) Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога. Расширенный автореферат докторской диссертации. Тамбов. Тамбовский ГУ Г. Р. Державина.

Аркес Х.Р., Гарске Ю.П. (1982) Психологические теории мотивации. Монтерей.

Арзютов Г.Х. М. (2000) Теория и методика поэтапной подготовки спортсменов (на материале дзюдо) : Автореф. Киев. Национальный педагогический ун-т им. М. П. Драгоманова.

Бакшаева Н. А. (2006) Психология мотивации студентов: учеб. пособие. Москва : Логос.

Быстрицкая Е. В. (2014) Дидактическое моделирование двигательных действий в психологии спорта. Дидактическое моделирование двигательных действий в спортивной психологии. Спортивный психолог. – Спортивный психолог,1 (32), 9-13.

Деминский О.С. (2003) Дидактические основы оптимизации учебно-тренировочного процесса в системе подготовки спортсменов: Автореф. Киев. Ин-т педагогики АПН Украины.

Дерека Т.Г. (2016) Непрерывная профессиональная подготовка специалистов физической культуры: акмеологические засады. Киев : Выдавникво ВП «Эдельвейс».

Дерека Т. (2016) Формирование личностного компонента в структуре акмеологической компетентности специалистов физической культуры. Передовой научный журнал.

Дыба Т. (2015) Профессиональная подготовка специалистов физической культуры на компетентностной основе. Передовой научный журнал.

Федотова Е. В. (2001) Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. Москва : Компания Спутник.

Grabowski H. (2004) Uwagi krytyczne o wychowaniu fizycznym i ksztalceniu nauczycieli. Импульс, Краков.

Хекхаузен Дж., Хекхаузен Х. (2010) Motivation und Handeln Heckhausen.

Хозяйнов Г.И. (2007) Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. Москва : Академия.

Юров И. А. (2006) Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. Москва : Сов. Спорт.

Ильин Дже. П. (2013) Мотивы и мотивации. Тернополь : Навчальная книга. Богдан.

Конох А.П. (2006) Профессиональная подготовка будущих специалистов спортивно-оздоровительного туризма в вузе: [монография]. Запорожье : ЗДУ.

Кошман Д.М. (2015) Образовательные возможности акмеологического подхода в профессиональной подготовке будущего специалиста по физическому воспитанию и спорту. Ві–сник Черні–гівського національного педагогі–чного унці–верситету. SerÑ–ja – Вестник Черниговского национального педагогического университета.

Курамшин Ю. Ф. (2010) Теория и методика физической культуры. Москва : Советский спорт.

Ломов Б. Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, Наука.

Начинская С. В. (2005) Спортивная метрология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва : Академия.

Платонов В. Н. (2003) A Preparacao Fisica. Рио-де-Жанейро: спринт.

Посохова А. В. (2014) Психолого-акмеологические основы проблемы поли профессионализма. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова.

Квеннерштедт М., Ларссон Х. (2015) Обучение двигательным культурам в практике физического воспитания [Электронный ресурс] / М. Квеннерстедт, Х. Ларссон // Спорт, образование и общество. — Опубликовано в Интернете: 21 января 2015 г. — DOI: 10.1080/13573322.2014.994490. Режим доступа: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13573322.2014.994490#

Сайганова Е. Г. (2009) Физическая культура как условие личностно-профессионального развития кадров государственной гражданской. культура как условие личностного и профессионального развития государственных служащих. Расширенный автореферат докторской диссертации. Москва Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Сущенко Л.П. (2003) Профессиональная подготовка специалистов физического воспитания и спорта (теоретико-методологический аспект) : [монография]. Запорожье : Запорожский держ.ун-т.

Шыжан Б.М. (1997) Теоретико-методические основы подготовки специалистов физического воспитания в педагогических учебных заведениях. Расширенный автореферат докторской диссертации. Киев. Институт педагогики и психологии профессионального образования.

Шкребтий Ю. М. (2006) Управление тренировочными и изменчивыми назначениями спортсменов высокого класса в умовах интенсивификаций процесса подготовкы: Автореф. Киев. Державный НДИ физической культуры и спорта.

Тимошенко О. В. (2009) Теоретико-методические основы оптимизации профессиональной подготовки преподавателей физической культуры у высших учебных заведений: Автореф. Киев. Нак. пед. у-т им. М. П. Драгоманова.

Варфоломеева Л.Е. (1999) Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры. Докторская диссертация. СПб., Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Вейнберг Р. С. (2014) Психология спорта. Киев : Олимпийская литература.

Уайт Р. В. (2012) Личностный психолог. Гарвардская газета.

Жукова О. Л. (2004) Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ.

Организационные методы формирования воинской и специальной компетентности будущих офицеров-пограничников в процессе дополнительного образования

Автор

Перечислены:

  • Торичный Александр

    (Национальная академия Государственной пограничной службы Украины им. Богдана Хмельницкого, г. Хмельницкий, Украина)

  • Бхиндер Наталья

    (Национальная академия Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого, г. Хмельницкий, Украина)

Зарегистрирован:

    Реферат

    Военная и специальная компетентность офицеров пограничной службы необходима для их успешной профессиональной деятельности. Цель статьи — выделить соответствующие организационные методы формирования воинской и специальной компетентности как необходимого условия повышения эффективности образовательного процесса и описать их реализацию в процессе непрерывного образования. Для достижения цели использовались следующие методы: теоретические (библиографический метод, сравнительный анализ, структурно-системный анализ, метод теоретического моделирования и др.), эмпирические методы (анкетирование, беседа, прямое и косвенное наблюдение, тестирование, метод эксперта). оценки, самооценка), педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 160 курсантов вторых и третьих курсов, обучающихся по специальностям «Безопасность государственной границы» и «Правоведение» Национальной академии государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого. В ходе исследования выявлена ​​реализация направленно-преднамеренного воздействия на процесс формирования военно-специальной компетентности, проверена эффективность педагогической системы формирования военно-специальной компетентности в процессе непрерывного образования, объяснено применение активных методов обучения. , информационно-коммуникационные технологии и акмеологический подход для повышения эффективности образовательного процесса в Академии. Было обращено внимание на разработку рекомендаций преподавателям по совершенствованию практических навыков внедрения инновационных организационных методов в учебный процесс. В результате на занятиях, где применялись информационно-коммуникационные технологии, активные методы обучения, акмеологический подход, значительно повысился уровень воинской и специальной компетентности по двум критериям – деятельностно-практическому и личностно-функциональному.

    Предлагаемое цитирование

  • Александр Торичный и Наталья Бхиндер, 2019. « Организационные методы формирования воинских и специальных компетенций у будущих офицеров-пограничников в процессе дополнительного образования «, Revista romaneasca pentru educatie multidirectionala — Журнал многомерного образования, Editura Lumen, Департамент экономики, том. 11(4Sup1), страницы 278-301, декабрь.
  • Обработчик: RePEc:lum:rev1rl:v:11:y:2019:i:4sup1:p:278-301
    DOI: https://doi.org/10.18662/rrem/190

    как

    HTMLHTML с абстрактным простым текстомпростой текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    Скачать полный текст от издателя

    URL-адрес файла: https://lumenpublishing.com/journals/index.php/rrem/article/view/2224
    Ограничение на загрузку: нет

    URL-адрес файла: https://libkey.io/https: //doi.org/10.18662/rrem/190?utm_source=ideas
    Ссылка LibKey : если доступ ограничен и если ваша библиотека использует эту услугу, LibKey перенаправит вас туда, где вы можете использовать свою библиотечную подписку для доступа к этому элементу
    —>

    Цитаты

    Цитаты извлекаются проектом CitEc, подпишитесь на его RSS-канал для этого элемента.

    как

    HTMLHTML с абстрактным простым текстомпростой текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON


    Процитировано:

    1. Олег Маслий, Евгения Иванченко, Вячеслав Дерюхин, Виктор Олехнович и Сергей Янюк, 2021. « Определение важных компонентов тыловой готовности будущих офицеров армейских подразделений поддержки (сил) », Revista romaneasca pentru educatie multidirectionala — Журнал многомерного образования, Editura Lumen, Департамент экономики, том. 13(3), страницы 401-428, август.

    Подробнее об этом изделии

    Ключевые слова

    методы; формирование; военная и специальная компетентность; будущие пограничники; непрерывное образование;
    Все эти ключевые слова.

    Классификация JEL:

    • A23 — Общая экономика и преподавание — — Экономическое образование и преподавание экономики — — — Высшее образование

    Статистика

    Статистика доступа и загрузки

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления, пожалуйста, укажите дескриптор этого элемента: RePEc:lum:rev1rl:v:11:y:2019:i:4sup1:p:278-301 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: https://lumenpublishing.com/journals/index.php/rrem/.

    Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

    У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .

    Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts