Акмеологический подход: ПОДХОД АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ это

Об акмеологическом подходе к сопровождению одарённых детей — Региональный модельный центр дополнительного образования детей

 

Все консультации

 

 


Вопрос 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поясните, пожалуйста, какую роль играет акмеология и акмеологический подход в сопровождении одаренных детей.

С уважением, Надежда
11.01.2021

Ответ

 Уважаемая Надежда, чтобы ответить на Ваш вопрос необходимо разобраться с понятием «акмеология». В чём особенности акмеологического подхода в образовании?

Акмеология (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) – раздел психологии развития, исследующий изучение закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. Советский и российский учёный и педагог в области психологии, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Анатолий Алексеевич Деркач так говорил о сущности акмеологического подхода в образовании: «Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень взросления, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый».

Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания обучающихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.

Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном процессе очевидна, поскольку общество ожидает от педагога, что его ученики, став выпускниками, будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития.

Акмеологическими условиями организации исследовательской деятельности одарённых школьников являются внешние (организационно-методические, психолого-педагогические, кадровые) и внутренние (природные способности, соответствующий уровень мотивации, адекватность самооценки школьника; способность и готовность педагога к организации исследовательской деятельности) условия.

В качестве критериев оценки эффективности исследовательской деятельности одаренных школьников выступают уровень развития познавательного интереса, наличие мотивации к исследовательской деятельности, степень самостоятельности, уровень развития познавательных процессов, уровень сформированности исследовательских знаний и умений, степень активности и включенности в исследовательскую деятельность.

В рамках нашей консультации необходимо особо отметить акмеологические характеристики педагога, работающего с одарёнными детьми.

Акмеологическая характеристика педагога, организующего исследовательскую деятельность одаренных школьников, представляет собой совокупность качеств и показателей, которые можно разделить на 3 группы.

Первая группа включает в себя качества, составляющие гуманистический потенциал личности педагога (доброжелательность, эмпатия, гибкость).

Во вторую группу входят профессиональные показатели: исследовательская компетентность, профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, умение организовать конструктивное взаимодействие учащихся.

Третью группу составляют: высокий интеллект, знания об особенностях возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностях, интересах, ценностной ориентации, способности к рефлексии.

Деятельность педагогов, осуществляющих обучение и сопровождение одарённых детей разворачивается в рамках сложных и уникальных учебных ситуаций: одарённый ребёнок всегда наполняет свой учебный запрос специфическим содержанием.

В связи с тем, что ребёнок ставит рекордные образовательные цели и задачи, он претендует на уникальную траекторию образовательного маршрута, у которого нет шаблонного пути осуществления. Таким образом, в ситуации работы с одарённым ребёнком или группой одарённых детей необходимо понимать, что не может существовать единого метода решения той или иной рабочей ситуации, т.е. педагогу необходимо осуществлять работу со всем разнообразием имеющегося методического и дидактического материала. Акмеологический подход в организации работы является фундаментом, на котором базируются пути решения возникающих проблем при выстраивании индивидуальной образовательной траектории ребенка.

 

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист регионального центра выявления и поддержки одаренных детей ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Регионального модельного центра дополнительного образования детей, тел. 8(4752) 42-95-30, доб.1303

Применение акмеологического подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»



В данной статье рассмотрены формы, методы и средства (на примере предмета «Основы электротехники и электроники») по внедрению акмеологического подхода в профессиональном образовании и совершенствование содержания профессионального образования путем применения педагогических условий подготовки учеников к профессиональной деятельности. Рассмотрены механизм подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода, а также инновационная концептуальная модель осуществления акмеологического подхода и ее компоненты.

Ключевые слова: акмеология, акмеологически направленные методы преподавания, профессиональная компетентность, творческая индивидуальность, акмеологическая ориентация, акмеологическое воспитания и обучения.

This article discusses the forms, methods, and tools on the implementation of the acmeological approach in vocational education and improving the content of vocational education, by applying pedagogical conditions for preparing students for professional activities based on the acmeological approach.

Keywords: acmeology, innovative conceptual model, professional competence, creative personality, acmeological orientation, acmeological education and training.

Основной задачей акмеологии является обеспечение знаний, практических навыков, опыта и технологий, связанных с полным раскрытием и применением на практике творческих способностей личности. Личность при этом рассматривается как субъект сознательной деятельности в различных деятельностных процессах, в частности, в выбранной профессии, в рамках своей специализации.

Степени развития и формирования личности учеников, подготовка молодого здравомыслящего поколения, личностное развитие и профессиональный рост каждого ученика при организации обучения в профессиональных колледжах на основании акмеологического подхода повышают уровень нынешней подготовки.

Автором на основании акмеологического подхода изучена проблема подготовки учеников к профессиональной деятельности исследованы научно-педагогические основы подготовки учеников; представлены педагогические и психологические факторы подготовки учеников. Узбекский исследователь Ш. Т. Халилова заявляет, что при осуществлении акмеологического образования важно учитывать 5 составных частей высшего образовательного учреждения: цель, объект, информация, методы, субъект. Предлагается превращение образовательного объекта в субъект, то есть акмелингвистическую образовательную технологию, нацеленную на обеспечение автономной деятельности будущего специалиста, формирование и развитие навыков самостоятельного образования.

Ш. С. Шарипов заявлял, что акмеологический подход — это достижение самых высоких навыков и результатов, а «сущность акмеологического подхода в современных процессах педагогического образования определяется усилением профессиональной мотивации, поощрением творческого потенциала, стремлением определить и продуктивно использовать личные возможности для достижения успеха в профессиональной деятельности».

Г.Х. Тиллаева замечает, что «основная сила социально-экономической устойчивости, этичного, интеллектуально развитого, высокопрофессионального общества является приоритетной задачей при подготовке профессиональных совершенных кадров, отвечающих всемирным стандартам».

Х. А. Шайхова пишет, что «акмеология является новой современной наукой, ее важной задачей является изучение различных аспектов в возвышении определенных навыков на новую ступень», В.Каримова, А. Ш. Салиев размышляли о том, что акмеология является отраслью новой актуальной наукой на сегодняшний день, а М.

Бекмуродов, У.Мавлонов задумывались о значимости акмеологии в воспитании совершенной личности. Б. Б. Маъмуров провел научное исследование в области развития навыков проектирования образовательного процесса учителей на основе акмеологического подхода [9].

«Проблемы и перспективы акмеологического подхода в средне-специально профессиональном образовании» А. М. Деркача [1], «Акмеологическое развитие в раннем подростковом (15–20 лет) периоде» Г. В. Мироновой [2], А. С. Глинского «Развитие деятельности познания у учеников, применяя акмеологический подход» [3], «Акмеологический подход в проектировании образования гимназии» Л. Г. Грибенюка [4], «Факторы и акмеологические условия развития облика обладателя профессии в рамках требований политехнического колледжа» Н. В. Курбета [5], «Основы повышения качества профессионального педагогического образования с акмеологическим подходом» Н. А. Некрасовой [6], «Акмеологический подход в качестве важного фактора повышения качества подготовки будущий учителей по безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности» А.

М. Леонтьева [7], «Роль акмеологии в современном профессиональном образовании» В. П. Медведева [8] изучили вопросы акмеологии и акмеологические подходы в профессиональном образовании.

Однако, вопросы совершенствования образовательного процесса через систему обучения, профессионально ориентированную на основании акмеологического подхода, подготовки учеников профессиональных колледжей на основании акмеологического подхода, не исследованы.

Анализ исследований, проводимых в профессиональных колледжах Республики Узбекистан, показывает, что уровень работ, направленных на повышение эффективности в системе профессионального образования, является низким. Более того, вопрос подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода, не проработан, не создана методика исследования акмеологии в профессиональном образовании.

Поэтому мы разработали педагогические условия подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода; а также инновационную концептуальную модель осуществления акмеологического подхода и ее компоненты; педагогические условия внедрения акмеологического подхода в профессиональном образовании.

Сопоставлены современные требования, поставленные в подготовке специалистов и внедрение структуры применения акмеологии в данный процесс, то есть выражены педагогические и психологические факторы применения акмеологии при подготовке кадров, особенности подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и разработаны акмеологически направленные методы преподавания предметов в практико-тестовых группах, в том числе предмета «Основы электротехники и электроники».

Разработан механизм подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и на его основе проведены практические работы. Также, в соответствии с педагогическими и психологическими условиями, выявленными при подготовке учеников профессиональных колледжей к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода, разработаны новые стандартные учебные программы, направленные на формирование самостоятельного мышления учеников, улучшение деятельности самостоятельного познания и внедрена исследовательская идея в их содержание.

Наряду с акмеологическими принципами была разработана и применена на практике концепция «Подготовки учеников к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода», направленная на организацию деятельности, связанная с профессиональной подготовкой и деятельностью совершенствования принципов профессиональной компетентности специалистов, воспитательного процесса с помощью инновационных педагогических технологий.

При организации подготовки учеников профессиональных колледжей к профессиональной деятельности на основании акмеологического подхода были обоснованы основные цели и задачи специального курса «Акмеология профессионального образования» предназначенного для профессионального образования, разработана программа обучения, апробированная в качестве специального факультативного курса.

С целью разработки перспективных планов для учащихся применен «SWOT»-анализ, разработана программа индивидуального развития учеников, дающая возможность открытия закономерности профессионального развития в достижении целей по индивидуальным профессиональным навыкам.

При акмеологическом подходе были широко использованы акмеологические тренинг-технологии, компьютерные технологии, разработана специальная акмеологическая технология для успешного образования и воспитания учащихся.

В профессиональных колледжах в целях обстоятельного изучения психологических особенностей каждого учащегося и формирования творческой индивидуальности были созданы электронные портфолио учащихся с выявлением результатов. Был подготовлен контент по предмету “Электротехника и основы электроники”. Электронный учебный контент включает все виды электронных учебных материалов, которые служат для создания активного вида обучения по конкретным предметам.

Осуществление акмеологического подхода в профессиональном образовании обеспечивает определение личных ресурсов и их продуктивное использование для достижения успехов в профессиональной деятельности посредством усиления профессиональной мотивации, стимуляции творческого потенциала, формирования акмеологической ориентации личности.

На его основе в экспериментально-испытательных группах была организована профессиональная подготовка учащихся, всестороннее развитие их знаний и навыков, и степени воспитания. Для совершенствования профессиональной подготовки, достижения подготовки профессиональной акмеличности было осуществлено инновационное образование и воспитание, основанные на профессиональной цели, сущности, мотивации и мышлении.

При этом было предусмотрено достижение профессиональной акмеличности, владеющей профессией, ориентацией и компетентностью в результате использования форм и методов организации профессионального образования и воспитания; создания для этого педагогико-психологических условий, построения профессионально ориентированного обучения, продуктивного использования современных образовательных и информационных технологий на основе акмеологической ориентации — акмеологического воспитания и образования, акмеологического подхода.

При усвоении профессии акмеличностью получается совершенная личность, достигшая высшей степени и способная проявить свой творческий потенциал и свои способности, самостоятельно мыслить в профессиональном масштабе, саморазвиваться и стремиться к профессиональной удаче.

В профессиональных колледжах при осуществлении учебных целей была создана инновационная среда, учебные занятия проводились с помощью акметехнологий. На примере предмета «Электротехника и основы электроники» при внедрении акмеологического подхода были разработаны этапы осуществления инновационного образования, состав акмеологических технологий, применяемых при подготовке специалистов и формирования профессиональной креативности у будущих специалистов.

В процессе подготовки специалистов в системе профессионального обучения на основе акмеологического подхода были введены в действие акмеограммы учащихся. Акмеограмма является основным методом акмеологического подхода, олицетворяет собой систему требований, условий и факторов, создающих возможность для развития профессионализма, прогрессивного развития и деятельности конкретных субъектов труда.

Таким образом, применение современных технологий образования дает возможность развития профессиональной компетентности на основании акмеологического подхода и совершенствования процесса обучения. Методика повышения эффективности образовательного процесса на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и развитие процесса подготовки к будущей профессии достигается путем применения акметехнологий, компьютерных технологий, а также технологий, направленных на развитие личности.

Литература:

1. Деркач А. М. Акмеологический подход в средном профессиональном образовании: проблемы и перспективы//журнал «Инновационные образовательные технологии. М., 2007. № 2. С.100–105.

2. Миронова Галина Васильевна. Концепция акмеологического развития личности в период ранней юности (15–20 лет). Докторская диссертационная работа. Тамбов. 2012г. – 200 с.

3. Глинский, Александр Сергеевич. Развитие познавательной активности учащихся с применением акмеологического подхода. диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, к.п.н., Омск. 2007, – 169 с.

4. Грибенюк, Людмила Григорьевна. Акмеологический подход в проектировании гимназического образования. Дисс.раб. для получ.к.п.н., тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.08., Калуга. 2004, – 197 с.

5. Курбет Н. В. Акмеологические условия и факторы развития образования профессии у студенов политехнического колледжа: дис…. канд. психол. наук: 19.00.13: 19.00.13 / Курбет, Надежда Викторовна; РАГС при Президенте РФ, Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности. — М., 2007. — 176 с. — Библиогр.: с. 134–146.

6. Некрасова А. Т. Акмеологический подход как основа повышения качества профессионально-педагогического образования // Вестник КГУ им. Гендерная психология. — Кострома, 2007. — № 6. — С. 194–199.

7. Леонтьев А. М. «Акмеологический подход как повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности». Теория и методика профессионального образования. Дисс. на соискан. уч.степени кандидат пед.наук.Майкоп-2007, -185 с.

8. Медведев В. П. О роли акмеологии в современном профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. — 15.05.2011. — С. 32–34.

9. Эрназарова Г. О. Совершентсвование подготовки обучающихся профессионального колледжа к профессиональное деятельности на основе акмеологического подхода. дис. … докт. пед. наук:13.00.05. Ташкент, 2018. — Библиогр.: с.42–68.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональное образование, подход, основание, подготовка учеников, подход были, творческий потенциал, инновационная концептуальная модель, инновационное образование, образовательный процесс.

Акмеологический подход к формированию здорового образа жизни у студентов вузов

Серия: Успехи исследований в области экономики, бизнеса и управления

Авторы

Баходир Мамуров, Абдухаким Маманазаров, Кобилжон Абдуллаев, Исмоил Давронов, Нурзод Давронов, Корр.

Баходир Мамуров

Доступно онлайн 23 марта 2020 г.

DOI
10. 2991/aebmr.k.200318.043Как использовать DOI?
Ключевые слова
акмеология, здоровый образ жизни, здравоохранение, профилактика, студенческая молодежь, формирование, воспитание, деятельность
Реферат

В статье представлен анализ формирования здорового образа жизни студентов в условиях системы высшего образования, дает педагогическую трактовку здорового образа жизни, формулирует условия использования акмеологического подхода к формированию здорового образа жизни студентов. Проведен анализ сущности здоровья как понятия и на основе этого показано, что здоровье есть: человеческая ценность; гармония психического и физического самочувствия; система установок и мотивов поведения человека в социальной среде; нормальное функционирование и активность организма; наличие стабильной психоэмоциональной сферы человека к жизни; физическая и умственная работоспособность человека; устойчивость к различным факторам жизнедеятельности. Показаны акмеологические условия, способствующие формированию здорового образа жизни субъектов образовательного процесса.

Copyright
© 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Труды III Международного научного конгресса Общества окружающего интеллекта 2020 (ISC-SAI 2020)
Серия
0018
Publication Date
23 March 2020
ISBN
10.2991/aebmr.k.200318.043
ISSN
2352-5428
DOI
10.2991/aebmr.k.200318.043How to use a DOI?
Copyright
© 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью

ризенвбиб

 TY - КОНФ
AU - Баходир Мамуров
AU - Абдухаким Маманазаров
AU - Кобилжон Абдуллаев
AU - Исмоил Давронов
AU - Нурзод Давронов
AU - Косимжон Кобилжонов
ПГ - 2020
ДА - 23. 03.2020
ТИ - Акмеологический подход к формированию здорового образа жизни студентов вуза
BT - Материалы III Международного научного конгресса Society of Ambient Intelligence 2020 (ISC-SAI 2020)
ПБ - Атлантис Пресс
СП - 347
ЭП-353
СН - 2352-5428
УР - https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200318.043
ДО - 10.2991/аебмр.к.200318.043
ИД - Мамуров2020
Скорая помощь -
 

скачать .riscopy в буфер обмена

Дифференциальный акмеологический подход к проектированию психологического обеспечения профессионального и личностного развития студентов педагогического вуза

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция SHS.

Том 79, 2020

Международная научно-практическая конференция «Теория и практика управления проектами в образовании: горизонты и риски»
Номер статьи 02021
Количество страниц) 5
Секция Управление проектами высшего образования
ДОИ https://doi. org/10.1051/shsconf/20207902021
Опубликовано онлайн 19 августа 2020 г.

СВС Сеть конференций 79 , 02021 (2020)

Дифференциальный акмеологический подход к проектированию психологического обеспечения профессионального и личностного развития студентов педагогического вуза

Поставнев Владимир Михайлович 1 1 * Алисов 2 , Ирина В. Поставнева 1 , Людмила С. Подымова 3 и Хеннди Гинтинг 4

1 Московский городской университет, Институт педагогики и психологии образования, факультет психологии, Москва, Россия
2 Московский городской университет, Институт педагогики и психологии образования, педагогический факультет, Москва, Россия
3 Московский государственный педагогический университет, факультет педагогики и психологии, Москва, Россия
4 Бандунгский технологический институт, Школа бизнеса и менеджмента, Бандунг, Индонезия

* Автор, ответственный за переписку: postavnevv@mgpu. ru

Реферат

В статье представлены результаты сравнительного анализа моделей психологической помощи, функционирующих в российских вузах. Цель исследования — выявить и обосновать положения дифференциально-акмеологического подхода как основы проектирования психологической помощи профессионально-личностному развитию студентов педагогического вуза. Модель психологической помощи профессиональному и личностному развитию студентов педагогического вуза разработана на основе результатов сравнительного анализа, описательного метода и метода функционально-структурного моделирования. Показано, что создание уникальной системы психологической помощи, стимулирующей максимальную реализацию творческого потенциала личности субъектов образовательного процесса в рамках образовательной деятельности педагогического вуза, открывает дополнительные возможности для индивидуализации профессиональной подготовки. Представленный в статье дифференциально-акмеологический подход к проектированию психологической помощи профессионально-личностному развитию студентов педагогического вуза позволяет интегрировать потенциал курсов общепрофессиональной подготовки в систему психологической поддержки и помощи в самопознании студентов и профессионально-личностном развитии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts