Акмеология это в психологии: Акмеология. Что такое «Акмеология»? Понятие и определение термина «Акмеология» – Глоссарий

что это такое, где можно пройти обучение, профессия

Реклама предлагает пройти дистанционное обучение по акмеологии и получить современную и востребованную профессию.

Но что это за профессия такая акмеология? Что она изучает и можно ли получить высшее образование по данной специальности? Или это просто маркетинговый ход инфобизнесменов? Давайте разбираться.

Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram — там всегда много полезных и интересных материалов. И пользуйтесь акциями и скидками компании, чтобы учиться ещё выгоднее.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Акмеология: что это за наука

Считается, что акмеология — это молодая наука, появившаяся в России в начале XX века. Однако ещё древние греки использовали слово «акме», когда говорили об особом состоянии достижения наивысшей точки творческого и умственного развития у людей. По их представлениям такой период наступал у человека в 40 лет.

Неудивительно, что и сам термин восходит к древнегреческому языку и состоит из двух частей: «akme» — вершина и «logos» — учение.

Что же такое акмеология? По сути — это учение о достижении успеха

В современном понимании акмеология — это наука, которая изучает людей в возрасте от 30 до 50 лет, а также способы, помогающие им достигать реализации в жизни. Если говорить простыми словами, что такое акмеология, то это научная дисциплина, изучающая способы достижения мастерства.

В отдельную науку её выделяют только в России. Во всех остальных странах акмеология — это просто раздел психологии.

История возникновения акмеологии как науки

Акмеология очень близка трём фундаментальным наукам: психологии, педагогике и философии. В отдельную дисциплину её выделил советский психолог Николай Рыбников. С его лёгкой руки понятие акмеология впервые появилось в 1928 году и было введено в обиход.

Наивысшего пика исследования в этой области достигли в 90-х годах прошлого века. Тогда же в Санкт-Петербурге начала действовать первая Акмеологическая академия.

Свой вклад в развитие данной науки внесли такие учёные как А.  А. Бодалев, Ю. А. Гагин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Н. Тарасова и другие.

Акмеология как наука была зарегистрирована в 1968 году психологом Борисом Геннадьевичем Ананьевым. Он же определил её место рядом с другими дисциплинами, разместив акмеологию за педагогикой и перед геронтологией.

Объект, предмет, цели и задачи акмеологии

Акмеология как самостоятельная наука имеет объект и предмет для исследований, а также ставит перед собой определённые цели и задачи.

Объект и предмет акмеологии

Объектом изучения акмеологии как науки является профессионализм человеческой деятельности и закономерности, по которым он развивается в разных сферах деятельности.

Предмет акмеологии — это объективные и субъективные факторы, которые помогают или, наоборот, препятствуют достижению высоких показателей в жизни, а также основные условия обучения и их влияние на развитие.

К объективным факторам относятся воспитание, уровень образования. А к субъективным — таланты и способности человека.

Цели и задачи акмеологии как науки

Цель акмеологии — разработать методы, которые помогут человеку быстрее и эффективнее достигать профессиональных и личных вершин.

Задачи акмеологии:

  • понять, что влияет на успешность человека во взрослой жизни;
  • определить, как формируется зрелая личность;
  • узнать, как человек совершенствует свои знания и навыки;
  • изучить способы достижения целей;
  • исследовать, как люди реализуют внутренние ресурсы;
  • классифицировать способы достижения успеха;
  • разработать методики, позволяющие достигать нужных состояний;
  • находить решения, которые позволяют человеку быть успешным;
  • давать рекомендации по эффективной самореализации;
  • помогать в достижении поставленных задач.

Акмеологи работают со зрелыми личностями, которые умеют брать ответственность за себя и других, выстраивать отношения, заботиться и находить компромиссы в сложных ситуациях. Особый признак такой личности — профессиональные достижения, которые признают другие люди. Если же общество отвергает результаты человека, это может приводить к развитию комплекса неполноценности и жёстким депрессиям. Акмеология личности также изучает механизмы, которые приводят к формированию таких негативных сценариев.

Акмеология по своей сути очень похожа на коучинг. Однако у коучинга сформировалась плохая репутация в России, которая отпугивает клиентов. Вот почему некоторые инфобизнесмены предпочитают продавать коучинговые консультации и обучение под маркой акмеологии.

Направления акмеологии

К основным научным направлениям акмеологии относят:

  1. Профессиональную, или прикладную акмеологию.
  2. Акмеологию управления.
  3. Креативную акмеологию.
  4. Синергетическую акмеологию.
  5. Акмеологию образования.
  6. Коррекционную акмеологию.
  7. Этнологическую акмеологию.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Прикладная акмеология и её виды

Педагоги и учёные заметили, что одной психологии, педагогики или философии недостаточно, чтобы помочь человеку найти своё место в жизни и достичь успеха. Так появилась прикладная акмеология. Она как раз и решает задачу реализации человека в конкретных областях. Поэтому данное направление разделяют на несколько видов.

Виды прикладной акмеологии:

  • педагогическая акмеология;
  • военная акмеология;
  • социальная акмеология;
  • школьная акмеология;
  • медицинская акмеология.

В чём основное отличие акмеологии от психологии? Центральное понятие психологической науки — это «отражение». Она стремится понять, как объективный мир отражается в человеческой психике. А акмеология сосредоточена на «созидании» и изучает, как человек достигает успеха от активной деятельности.

Что изучает акмеология

Давайте рассмотрим, что именно изучает акмеология:

  • условия для самореализации человека в процессе деятельности;
  • пути развития творческого и профессионального потенциала личности;
  • объективные и субъективные факторы, которые влияют на достижение успеха в жизни и в работе;
  • акмеология в педагогике изучает, как учебный процесс и система образования влияет на успешность человека;
  • важность дисциплины и самообразования в формировании зрелой личности;
  • требования, которые предъявляет социум к личности, и как им соответствовать;
  • внутренние установки человека, которые влияют на его самореализацию в мире;
  • методики, позволяющие человеку осознать свои потребности и возможности.

Где можно выучиться на акмеолога в России

Мы разобрались, что это за профессия акмеология. Теперь осталось понять, где на неё учиться?

В России существует два заведения высшего образования, в которых учащиеся могут получить данную специальность:

  • Бывшая акмеологическая академия, а теперь АКМЕ. Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии;
  • Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС.

В 2016 году институт в Санкт-Петербурге лишили аккредитации. Рособрнадзор обвинил вуз в несоответствии образовательных программ государственным стандартам обучения. Принимает ли институт студентов сейчас, необходимо уточнять на его сайте.

Также обучение по акмеологии можно пройти самостоятельно — в интернете полно различных курсов. Главное — предварительно изучить программу, чтобы не стать жертвой мошенников.

Акмелогия: что это за профессия и кем работать

Акмеология — наука, находящаяся на стыке психологии, педагогики и философии. Поэтому акмеологи могут реализовать свои знания и навыки в таких профессиях:

  • психолог;
  • педагог;
  • методист;
  • учёный-исследователь;
  • консультант;
  • коуч.
Акмеолог-коуч может проводить консультации онлайн

Проблемы акмеологии

Акмеологическая наука, несмотря на свой юный возраст, уже сталкивается с довольно серьёзными трудностями. Вот некоторые из них:

  • акмеологию как отдельную дисциплину выделяют только в России, во всём остальном мире её не признают;
  • в акмеологии нет чётких критериев для понятия «акме», существует путаница и в других терминах;
  • научные работы по акмеологии пишут в основном студенты, развитие дисциплины идёт медленно;
  • акмеология имеет очень слабую научно-доказательную базу;
  • акмеологию критикуют за то, что она не даёт ничего нового — о важности саморазвития можно услышать на любом психологическом тренинге, как и утверждение, что всё закладывается в детстве;
  • синергетическая акмеология тесно связана с синергетикой — областью знаний, которая официально признана лженаучной.

Эти и не только вопросы ставят под сомнение научный статус акмеологии. Сможет ли данная дисциплина разобраться с существующими проблемами и усилить свои позиции? Покажет время.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, что это за профессия акмеолог, какие цели она перед собой ставит и где можно ей обучиться. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Что такое акмеология в психологии

Долгое время в психологической науке большинство исследований, трактатов и теорий было посвящено детскому развитию. Об этом может свидетельствовать практически любая возрастная периодизация, где период от рождения до 18 лет достаточно подробно изучался и был детально проанализирован, тогда как молодости, а уж тем более зрелости и старости не уделялось должного внимания.

Тем не менее в 20-х годах ХХ века Н.А. Рыбников ввел такое понятие, как «акмеология», назвав ее наукой о развитии взрослых, зрелых людей. В конце 60-х Б.Г. Ананьев, исследуя жизненные периоды человека, включил эту науку в один ряд с педиатрией и геронтологией (наукой о старости). Однако только в конце 90-х годов был образован первый институт акмеологии.

Чем же сегодня занимается акмеология? Итак, с древнегреческого «акме» переводится как «вершина». Таким образом, акмеология – это современная наука, изучающая механизмы того, как человек достигает наивысшей точки в собственном развитии (здесь имеется в виду и профессиональное, и личностное развитие).

Основные принципы, задачи и области применения

Акмеология как наука в основном изучает период зрелости. Что это значит? Данный период начинается условно с 30 лет и завершается в 50-55 – получается, что он приходится на то время, когда человек максимально активно работает и проявляет себя в обществе.

И хотя сегодня многие начинают свой профессиональный путь гораздо раньше – в 20 и в 24 года, но, тем не менее, как утверждают психологи, наиболее активный период саморазвития человека начинается именно с 30 лет.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Как найти себя в жизни?

Рассматривать данную науку необходимо системно, как целостную структуру, которая объединяет в себе многие знания. Более того, важно понимать, что акмеология на данный момент изучает достаточно широкий спектр вопросов:

  • Как реализуют свой творческий потенциал, свои творческие способности взрослые, зрелые люди, для того чтобы достичь высот в профессиональном мастерстве (нужно сказать, что больше половины зрелых людей сегодня недостаточно используют или вообще не используют свой творческий потенциал, который мог бы им помочь в достаточной мере реализовать себя).
  • Что может препятствовать или, напротив, способствовать достижению высот в собственном профессиональном и личностном развитии.
  • Каким образом и чему человек обучается, чтобы достичь высот в профессионализме (как учится, на что делает упор, чему уделяет наибольшее внимание, что ему важно знать и уметь, чтобы достичь высот).
  • Как влияет на достижение акме способность человека к самообразованию, а также умение себя организовывать, быть дисциплинированным и целеустремленным.
  • Как человек адаптируется под постоянные изменения внешней среды (развитие науки, культуры, искусства, развитие компании, в которой он работает), а также под изменения внутренних интересов, личностный рост и получение новых знаний.

Данная наука объединяет достаточно много разнообразных тем и вопросов, на которые до сих пор нет однозначных ответов. Это позволяет акмеологии постоянно развиваться и совершенствоваться, ведь вместе с развитием общества, людей, сменой поколений должна меняться и наука.

Основные задачи акмеологии на данный момент связаны со следующими аспектами:

1. Комплексное, разностороннее исследование человека, находящегося на этапе взрослости. Здесь рассматриваются особенности развития, динамики и изменений в физическом, психологическом, личностном и профессиональном развитии. Также в задачи данной науки входит понимание того, как проходило развитие человека на предыдущих этапах (в детстве, молодости).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое акцентуация в психологии?

2. Понимание того, как должен развиваться человек на предыдущих этапах развития, чтобы достигнуть определенных вершин в зрелости. Изучение того, как влияют макросреда и микросреда (государство, семья, природа) на способность человека достигать профессиональных и личностных высот.

3. Исследование того, как человек овладевает профессией, как становится мастером в своем деле и достигает вершины в собственном профессиональном развитии. Какие факторы влияют на это положительно, а какие – тормозят данный процесс.

4. Кроме того, создание таких методов и инструментов, которые позволят оценивать уровень профессионализма в разных сферах и у разных людей. На данный момент таких методов практически нет, так как сам термин «профессионализм» будет в каждой сфере и отрасли деятельности иметь свое значение.

Направления науки

Акмеология на данный момент включает в себя достаточное количество смежных наук, которые подробно исследуют те или иные особенности взрослой жизни, а также вопросы самореализации зрелых людей. Так, сегодня достаточно серьезно развивается педагогическая акмеология.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Специалист, изучающий данное направление, исследует профессионализм педагогов, особенности становления педагогов и то, как они достигают вершин в своей профессии, а также этапы, через которые проходит педагог на пути к акме.

В том же ключе развиваются такие направления акмеологии:

  • Военная.
  • Медицинская.
  • Социальная.

Все они исследуют то, как в рамках данной профессии (или в случае социальной – в рамках социума) происходит становление мастера. Через какие этапы и вехи проходит человек, и что будет являться в каждой сфере настоящей вершиной профессионального и личностного развития.

В наши дни в связи с активным развитием коммерческих предприятий и появлением большого спроса на управленцев и топ-менеджеров стала развиваться управленческая акмеология. Она изучает специфику становления человека не просто как профессионала и мастера своего дела, но и как руководителя, способного  направлять деятельность компании и коллектива.

Рекомендуем: Абстрактное мышление — это

Отдельно вопросами творчества, его развития и влияния на профессиональное становление человека занимается креативная акмеология. Она подробно исследует творческое мышление взрослого человека, а также методы его развития и активизации в рамках постоянно развивающегося мира.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

На данный момент самым молодым и активно развивающимся направлением является синергетическая акмеология. Она объединяет в себе и социологию, и самые передовые исследования, касающиеся зрелого возраста, творческих способностей и достижений в профессиональном плане.

Нужно сказать, что науке приходится серьезно изменять свои подходы, методы и прочие аспекты вместе с изменяющимся миром и теми требованиями, которые предъявляются к современному работнику. Поэтому синергетическая акмеология старается обращать внимание именно на эти изменения в макросоциуме – на уровне государства, мировых тенденций и так далее.

Конечно, есть множество других направлений, которые тоже весьма активно развиваются на данный момент:

  • Коррекционная – исследует проблемы, связанные с достижением «вершин» у людей с проблемами в развитии (физические, личностные, психические). Как и за счет чего они способны достичь своих личных высот.
  • Этническая – исследует особенности профессионального становления зрелых людей в зависимости от принадлежности к тому или иному этносу. Как влияют национальные и культурные особенности на развитие человека.
  • Акмеология образования – исследует то, какими должны быть образование и образовательные системы, чтобы человек мог эффективно достигать вершин.

Кроме того, выделяются фундаментальная и прикладная наука. Фундаментальная является более крупным и серьезным направлением, в ней человек рассматривается как система – более того, она консолидирует знания не только по психологии и социологии, но и по физиологии, педагогике, философии и даже математике. Прикладная акмеология изучает конкретного человека, его успехи, достижения и то, что способствует или, напротив, тормозит его профессиональное и личностное становление.

Рекомендуем: Ассоциативная психология

Практически любая наука делает свой, весьма серьезный вклад в развитие человечества. На сегодняшний день акмеология позволяет лучше узнать взрослого, зрелого человека, его проблемы, и главное – достижения. Изучение данной науки позволяет значимо расширить свое представление о взрослости. Автор: Дария Потыкан

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Современная наука акмеология: интеграция психологии и педагогики в образовании

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция SHS.

Том 101, 2021

SAHD 2021 — 5 Международная научно-практическая конференция 2021 «Современная наука: проблемы и перспективы развития (социально-гуманитарные направления)»
Номер статьи 03038
Количество страниц) 5
Секция Актуальные проблемы педагогики и психологии
ДОИ https://doi.org/10.1051/shsconf/202110103038
Опубликовано онлайн 26 апреля 2021 г.

E3S Web of Conferences 101 , 03038 (2021)

Л.Е. Паутова 1 * и Е. Н. Жаринова 2

1 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт систем ирригации и сельскохозяйственного водоснабжения «Радуга», Коломна, Россия
2 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный ветеринарный университет Медицина», Санкт-Петербург, Россия

* Автор, ответственный за переписку: cosidanie35@yandex. ru

Реферат

Целью данного исследования является анализ и определение структурно-содержательных характеристик акмеологических категорий (терминов) применительно к фундаментальному образованию. Авторы провели теоретико-исторический, методологический, системно-логический анализ акмеологических и психолого-педагогических исследований эффективности системы образования и концептуальных основ творческой профессиональной и педагогической деятельности. Подробно представлены результаты изучения и обоснования акмеологических категорий (терминов) творческой деятельности в системе фундаментального образования. Выявлены и классифицированы их структурно-содержательные признаки. В исследовании представлена ​​категоризация акмеологических понятий, интегрирующих психологию и педагогику. Результаты исследования могут быть использованы: 1) как научно-методическая основа фундаментального образования, в частности профессионально-творческой деятельности и обучения высшей продуктивности и профессионализму; 2) за классификацию акмеологических категорий и включение их в понятийный аппарат российского фундаментального образования.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.

В российской информационной войне набирает обороты новая область исследований

Менее чем за год до того, как Владимир Путин развязал крупнейший вооруженный конфликт на европейской земле со времен Второй мировой войны, Кремль незаметно расширил Научный совет Совета безопасности России, консультативный орган состоит из почти 150 видных ученых и государственных деятелей. Среди новых членов был заместитель командира невзрачной воинской части некто А. Г. Старунский. Российские журналисты-расследователи впоследствии утверждали, что этот Старунский на самом деле был Александром Геннадьевичем Старунским, высокопоставленным офицером Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба, который принимал непосредственное участие в проводимых этим агентством кампаниях по дезинформации и влиянию.

Научный совет, по-видимому, занимается информационной войной. В октябре прошлого года он выступал за ужесточение уголовного наказания за распространение «фейков» через социальные сети. С тех пор он как минимум дважды встречался с секретарем Совета Безопасности Николаем Патрушевым, чтобы обсудить предполагаемое стремление Запада к «контролируемой смене режима» в России и его вину за мировые беды, для которых Кремль давно утверждает, что Запад использует силу Интернет. Хотя в настоящее время мало что известно о военной части, в которой Старунский позже стал заместителем командира (часть 55111, согласно заявлению Кремля), некоторый дополнительный контекст о Старунском и его добросовестности доступен из открытых источников. Независимо от того, продолжает ли он вести информационную войну Москвы против Запада, его опыт ставит интригующие вопросы о том, как Москва концептуализирует это ремесло, особенно с учетом того, что его звезда продолжает восходить в аппарате российской безопасности.

За последние два десятилетия Старунский, по-видимому, оценивал военную практику психологических операций как в США, так и в Китае, а совсем недавно он был членом редколлегии ежемесячного журнала Министерства обороны России «Иностранное военное обозрение». Однако он, пожалуй, наиболее известен — и отмечен среди других российских ученых — как авторитет в малоизвестной области акмеологии, которой посвящена его диссертация 1998 года: «Психологический эффект как объект акмеологического исследования». В нем Старунский «рассматривает психологические эффекты в контексте конкретной области профессиональной деятельности и людей, вовлеченных в нее», что в выбранном им тематическом исследовании включает российских военнослужащих и их восприимчивость к сообщениям противника. Старунский делает вывод, что «на основе акмеологического изучения вооруженных конфликтов… наиболее остро проблема информационно-психологической безопасности человека проявляется в боевой обстановке, когда военнослужащие, помимо других психотравмирующих факторов, подвергаются воздействию со стороны специальных структур. вооруженных сил воюющих сторон».

Принимая во внимание, что российская система среднего образования в этот период славилась широко распространенным плагиатом и поддельными дипломами, этот снимок академической родословной Старунского, если предположить, что он подлинный, дает некоторое представление о нынешнем подходе Кремля к информационной войне, особенно в исторический контекст, а также продолжающуюся войну на Украине.

Получить хотя бы элементарное представление об акмеологии как предмете — задача не из легких. Действительно, трудно найти ссылки на эту область за пределами нишевой российской и украинской научной литературы. Как оказалось, это не случайно; по словам Анны Гребенниковой, ныне исследователя Украинского католического университета, акмеология — одна из нескольких антиинтеллектуальных «новых наук» — течений мысли, возникших в трансформационный постсоветский период, оставивших после себя многие образовательные и профессиональные круги в России, Украина, Белоруссия, Молдавия и др. барахтаются и отрываются. Из этой пустоты возникла туманная дисциплина. Акмеологию — от греческого «acme», что означает «вершина», — лучше всего можно описать как исследование профессионализации и личного мастерства, попытку смоделировать, как отдельные люди и группы могут реализовать свой максимально возможный потенциал в данном стремлении. Уходя своими корнями в раннесоветский период, когда была в моде экспериментальная педагогика, она позже оформилась в XIX веке.90-х годов как научная и философская дисциплина в основном использовалась в российских и украинских высших учебных заведениях, поскольку возросли требования к активизации профессии.

Возрождение акмеологии было вероятным побочным продуктом эпохи, когда многие граждане поздней (а затем и бывшей) советской империи чувствовали себя брошенными на произвол судьбы, справляясь с идеологическим вакуумом, в то время как их лидеры боролись с глубоким чувством геополитического унижения перед Западом. Когда «железный занавес» рухнул, эта обширная публика внезапно унаследовала непривычную для нее степень объяснительной способности, став жаждущей того, что антрополог Сергей Ушакин называет «правдоподобным организующим сюжетом в ситуации, когда устоявшиеся паттерны взаимодействия и традиционные формы рациональности [утратили] свою ориентацию». функция», или, другими словами, пытаясь разобраться в хаосе, который возник в то время.

Сергей Капица, тогдашний вице-президент Российской академии естественных наук, в 1999 году рассказывал: «В последние годы старого режима возникла лженаука… нашла опору в разлагающейся системе. Некоторых поддерживали военные в фиктивных и секретных проектах. Эти события были явными симптомами глубокого кризиса, и любой добросовестный наблюдатель видел в них предвестие грядущих событий». Это предчувствие, вероятно, послужило толчком к созданию Комиссии по лженауке и исследовательскому мошенничеству, созданной в прошлом году русским физиком, лауреатом Нобелевской премии Виталием Гинзбургом для разоблачения более фантастических течений, пронизывающих научную мысль в России, все из которых привели к убыткам. авторитета среди ученых, исследователей и даже врачей.

Общим для таких «новых наук» и акмеологии, по мнению Гребенниковой, является неуместная уверенность в их применимости ко всем аспектам человеческой жизни, что приводит к «манипулятивному и механистическому подходу к социальной реальности». Например, в некоторых академических работах по акмеологии исследуется взаимосвязь между психологическими, социологическими и культурными факторами в детстве, которая может максимизировать профессиональные способности во взрослой жизни. Такая тенденция не нова: лидер большевиков Владимир Ленин систематизировал наблюдения Карла Маркса в жесткую идеологическую конструкцию, в которой все наблюдаемые закономерности рассматривались либо как контролируемые, либо как контролируемые. Обнаружить эту динамику означало найти «истину»; обеспечение их соблюдения было главной ролью государства. Совсем недавно Патрушев оказал аналогичную услугу глубоко законспирированному мировоззрению президента Владимира Путина.

В этом отношении акмеология находит естественный резонанс с современными российскими теориями информационной войны. Обе дисциплины нацелены на устранение незащищенности, вызванной сложными психосоциальными явлениями, путем наложения на нее инновационного, механистического чувства порядка и контроля — в то время как эмпирическое обоснование любого понятия может быть менее прочным, чем рекламируется.

Тем временем Старунский, похоже, был в авангарде применения акмеологии именно к военным. Его диссертация объединила объяснительную силу науки с требованием оптимизировать действия русских солдат, особенно когда они столкнулись с вражескими нарративами среди психологических травм войны. Он, вероятно, и не подозревал, что более двух десятилетий спустя его утверждения подвергнутся окончательному испытанию.

Происхождение и карьера Старунского позволяют предположить, что Москва продолжает подчеркивать центральную роль психики в своей концепции информационной войны. Акцент его диссертации на том, чтобы изолировать российские военные от вражеских нарративов, находит отголоски в более позднем крестовом походе Кремля, направленном на то, чтобы изолировать российскую общественность от объективной правды о его давнем нападении на Украину. В 2017 году министр обороны России Сергей Шойгу даже рекламировал «контрпропагандистское» мастерство недавно созданных российских информационных войск, заявив, что они превзошли возможности своих предшественников.

Однако к 2022 году предыдущие усилия ГРУ Старунского были разоблачены, деплатформированы и подвергнуты санкциям. Боевой дух российских войск на Донбассе, как сообщается, достиг удручающего уровня, что ставит под сомнение их устойчивость к посланиям противника, где Украина, несомненно, нанесла удар выше своего веса. Независимо от того, повлияло ли акмеологическое мышление Старунского на вербовку и обучение российских войск, есть основания подозревать, что они действуют далеко не с максимальной эффективностью.

В частности, после первого вторжения России в Украину в 2014 году и ее вмешательства в выборы в Соединенных Штатах в 2016 году западные комментаторы и ученые интенсивно изучают «науку», стоящую за российской информационной войной, ее исторические основы и современные методы торговли. Его связь с «акмеологией» Старунского поднимает недооцененный ракурс: в какой степени Москва полагается на такие новые теории как на объяснительную мазь для мира, столь часто недружелюбно настроенного по отношению к кремлевским амбициям, — и в какой степени Запад должен полагать, что существует много к российской информационной войне вообще.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts