Аксиология в философии: Аксиология – Гуманитарный портал

Аксиология – ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ. Часть I – Философия. Основные понятия о философии

Аксиология — это философская наука, исследующая и осмысливающая истоки мировоззренческого и методологического отношения людей к бытию вещей, предметов и явлений, необходимых для их полнокровной жизни и активной деятельности. Аксиология рассматривает изучаемые вещи, предметы и явления в их реальной целостности, а значит — выявляет их целевое назначение, которое в этой целостности обеспечивает и обусловливает отбор и взаимоотношения всех необходимых для нормального взаимодействия структур.

Феномен ценности представляет собой довольно многомерное и весьма сложное образование, которое не сводится к какой-либо стороне предмета, вещи, явления, к тому или иному конкретному их проявлению. Это многостороннее единство ценностей может быть смоделировано только философской аксиологией. Философский подход предполагает рассмотрение не самой ценности или собственно ценностной оценки, а целостного ценностного отношения, «полюсами» которого являются ценность и оценка. Подобное субъективное отношение образуется особой формой связи субъекта и объекта и потому не сводится ни к чистой объективности, ни к субъективности.

Ценностное отношение (как субъектно-объектное) есть сознательно оценивающее отношение субъекта к объекту. Иначе говоря, это особое (оценочное) отношение человека к тем вещам, предметам, явлениям, которые его окружают и по-разному воздействуют на его жизнь и деятельность. Ценностное отношение аксиологией рассматривается как философское осмысление субъектом оцениваемого объекта с последующим отнесением его к разряду ценностей. Так, природный ландшафт, превращенный человеком в культурный центр, обретает для него совершенно иной смысл, а значит, получает некую художественную, мемориальную, экономическую ценность. Это означает, что ценности не существуют для человека просто как факты, а порождаются его сознанием. Философский подход, при котором человек, его жизнь, деятельность и поведение рассматриваются в концептуальном пространстве субъективнообъективных отношений, обнаруживает смысл именно в пространстве ценностей. Речь идет о придании ценности, всему, что входит в пространство сознания человека из мира природы или из сферы культуры. Это идеалы, регулятивные идеи, образцы поведения и т.д., за которыми стоит опыт человечества, его устремления и потенции. К настоящему времени аксиология не только высветила важную роль ценностей в жизни и деятельности людей, но и показала их динамику и противоречия. Речь идет о противоречиях в природе ценностей. Они обусловлены особенностями культурно-исторического развития общества, типом цивилизации, религиозными традициями.

Философски осмысливая ценностную сферу, то есть рассматривая ее как форму субъектно-объектных отношений, необходимо исходить из отчетливого понимания содержания таких философских категорий, как субъект, объект, не подменяя при этом субъективный статус индивида в познании. Стоит отметить, что у человека отношение к истине и ценности всегда было двойственным. С одной стороны, традиционно лежащий в основе познания рационалистически-сциентистский тип мышления порождал высокомерно-пренебрежительное отношение ко всему, что выходило за границы точного знания (истины). А с другой стороны, особое отношение людей вызывало к себе все, что делало их жизнь человеческой — гуманной, красивой, добропорядочной. Только в конце XVII и начале XVIII веков возрос интерес к философскому осмыслению мира ценностей в культурном развитии современного мира.

В XIX веке философский релятивизм предопределил рождение теории ценностей. Философы предприняли попытку выйти за пределы традиционного онтологического и гносеологического конструирования мира. Рождение аксиологии становилось жизненной необходимостью. И в начале XX века аксиология утвердила свое место в философии как ее теоретическая дисциплина, кстати, самая молодая. Заметим, что она сразу же сравнялась по фактической роли и значению с теорией познания — гносеологией. Более того, сама теория познания уже требовала ценностного подхода для критического осмысления целого ряда научных открытий и технологических достижений, особенно в физике, химии, биологии и других естественных науках. Так, для работ А. Эйнштейна было характерно сочетание научных и ценностных подходов, более того, их синтез. Это органическое соединение истины и ценности в познании мира сделало ученого, обладающего великим умом и благородным сердцем, «совестью эпохи».

Еще более активно ценностный подход стал применяться в гуманитарных науках: психологии, этике, эстетике, культурологии, социологии, а также в медицине. Так, новое значение во всех этих дисциплинах приобрел феномен человеческой жизни. Ж.-П. Сартр (1905-1980) писал: «…Жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как выбранный вами смысл» [5]. Смысл человеческой жизни становится самоценностью. Только на пути интеллектуального и нравственного проникновения в свое внутреннее «Я», в мир научных знаний и ценностей стало возможно самосовершенствование личности, достижение «добродетели и благой жизни» (Сократ). Ключевое значение этой проблемы объясняется тем, что, как показала история философской мысли, ценности со временем становятся предметом изучения широкого круга естественных и гуманитарных наук. Ее естественным образом стремятся включить в свое предметное поле познания и представители медицины, философски размышляя о проблемах жизни человека, его здоровья, здорового образа жизни.

Мы уже говорили о том, что как самостоятельная философская дисциплина аксиология сформировалась лишь в конце XIX века, пройдя долгий и трудный путь становления и развития. Аксиология стремится разрешать особо сложные философские вопросы, возникающие в сфере формирования отношения к миру вещей, предметов, явлений, с которыми человек постоянно сталкивается. Суждение о ценности впервые высказал И. Кант, философски осмысливая нравственные проблемы жизни человека. Философ считал, что ценность не поддается научному исследованию, так как она не имеет собственного бытия. Действительно, сознанию даны только носители ценностей вместе с их мерой, которая и превращает их в желаемое. Поэтому ценности, по Канту, имея своих носителей (вещи, предметы, явления), становятся желанным человеку фактором в его жизни.

Ценность не столько постигается в интеллектуальном акте познания, сколько наделяется особым смыслом в эмоционально-чувственном восприятии. Она, кстати, как и истина, не будучи свойством материи, выражает отношение к материальной реальности. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек, как правило, осознает наличие связи между значимым для него объектом и собственными потребностями и интересами. Важно отметить, что ценности носят конкретно-исторический характер, то есть соответствуют тому или иному этапу развития общества. Кроме того, они отражаются в интересах и потребностях различных демографических групп — молодежи, старшего поколения, а также классовых, профессиональных, политических, религиозных и иных объединений. При этом они никоим образом не сводятся ни к фактам объективной реальности, ни, тем более, к области произвольных субъективных определений.

Отражая реальную связь человека с миром природных и социальных явлений, ценности не только выражают отношение к ним, но и придают им (если это возможно) положительную социальную значимость, отражают органическую связь действительных потребностей и интересов личности с ее внутренними целями и устремлениями, идеями и идеалами. Существенная особенность ценностей состоит в том, что именно они оказываются для человека тем побуждающим фактором, который стимулирует у него творческий порыв, желание созидать новые виды культуры через выражение своего внутреннего состояния, прежде всего — эмоционально-чувственного переживания различных жизненных ситуаций. Не случайно одни философы объединяют теорию ценностей с этикой, другие — с эстетикой, третьи — с социологией и т.д. Огромный мир ценностей представляет собой некую самобытную структуру личностного бытия — аксиосферу.

Аксиология | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

АКСИОЛОГИЯ —  философское учение (наука) о ценностях, об их происхождении и  сущности, об их месте в реальности. Проблема ценностей в широком культурном смысле неоднократно возникала в истории в периоды ломки традиций, пересмотра сложившихся взглядов на  взаимоотношения личности,  общества, государства и мира.  Впервые в истории европейской  философии Сократом был поставлен вопрос о том, что есть «Благо». В платоновско-гегелевской  традиции объективного идеализма ценности рассматривались как неотъемлемая составная часть бытия, т.е. как имеющие  объективный характер. Говоря  философским языком, аксиология  являлась здесь фрагментом  онтологии. Платон считает, что Идея, Истина и Благо суть одно.  Подобный подход характерен для  религиозной, в частности,  средневековой философии, где шкала ценностей не только находится в прямой зависимости от Бога, но и располагается в духовном  пространстве созданного им мира. Аксиология как автономное  философское исследование  возникает лишь тогда, когда, во-первых, понятия «ценность» и «действительность», «реальность»  расходятся; а во-вторых, происходит  размежевание понятий «ценность» и  «истина». В самом деле, как только  ценность понимается нами в качестве должного, как объект стремлений и пожеланий, тогда рождается и  потребность ответить на новые  вопросы: как соотносятся «ценности» и «факты», какова структура  человеческих ценностей и др. Позже  возникает также осознание того, что ценности науки и так называемые гуманистические ценности могут не совпадать, даже противоречить друг другу.

(Так, например, создание  водородной бомбы было крупным  научным открытием, а стало быть,  является научной ценностью, но с  гуманистической точки зрения  водородная бомба — анти-ценность, подлежащая уничтожению).  Различают несколько подходов к  проблемам ценностей. Для первого,  условно назовем его, направления  характерно утверждение о том, что  источник ценностей —  биопсихологические потребности человека. В то же время можно стандартизировать ценности определенным образом — с точки зрения их «полезности» (прагматизм Ч. Пирса и Дж. Дьюи). Получается, что ценности, имея субъективную природу, каким-то образом соотносятся и с миром  эмпирическим, с системой фактов. Второе направление связано с ба денской школой неокантианства (а именно В. Виндельбандом и Г.Рик кертом), которые полагали, что ценность — это идеальное бытие нормы, не соотносимое с  эмпирическим сознанием. Этот подход был развит в последующих  теориях культуры (В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Тойнби, М.  Вебер), выдвигавших тезис о  множественности равноправных  ценностных миров, о замкнутости и несводимости друг к другу  крупных культурно-исторических  систем, что исключало идеи  преемственности и  культурно-исторического прогресса.
Для того  чтобы понять некоторую  совокупность ценностных смыслов, в нее необходимо «вжиться». По  существу, отпадает проблема  «подлинных» ценностей, т.е. они  становятся относительными,  релятивными. Это выводит нас в  проблемное поле морального  сознания — а существуют ли вообще какие-то неизменные ценности?

  • Назад
  • Вперёд

Аксиология | философия | Британика

Джон Дьюи

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Алексиус Мейнонг
Похожие темы:
философия различие между фактами и ценностями ценить факт

Посмотреть весь связанный контент →

аксиология , (от греческого axios, «достойный»; logos , «наука»), также называемая теорией ценности, философское исследование добра или ценности в самом широком смысле этих терминов. Его значение состоит (1) в том значительном расширении, которое оно дало смыслу термина стоимость, и (2) в унификации, которую он дал для изучения самых разных вопросов — экономических, нравственных, эстетических и даже логических.

— это часто рассматривалось в относительной изоляции.

Термин «стоимость» первоначально означал стоимость чего-либо, главным образом в экономическом смысле меновой стоимости, как в работах политического экономиста 18 века Адама Смита. Широкое распространение значения ценности на более широкие области философского интереса произошло в XIX в.под влиянием самых разных мыслителей и школ: неокантианцев Рудольфа Германа Лотце и Альбрехта Ричля; Фридрих Ницше, автор теории переоценки всех ценностей; Алексиус Мейнонг и Кристиан фон Эренфельс; и Эдуард фон Хартманн, философ бессознательного, чей

Grundriss der Axiologie (1909; «Очерк аксиологии») впервые использовал этот термин в названии. Хьюго Мюнстерберг, которого часто считают основателем прикладной психологии, и Уилбур Маршалл Урбан, чьи Оценка, ее природа и законы (1909 г.) был первым трактатом на эту тему на английском языке, познакомившим движение с Соединенными Штатами. Книгу Ральфа Бартона Перри « Общая теория стоимости » (1926) называют выдающимся произведением нового подхода. Он предположил, что ценность — это «любой объект, представляющий какой-либо интерес». Позже он исследовал восемь «сфер» ценностей: мораль, религию, искусство, науку, экономику, политику, право и обычаи.

больше из Британника

Кантианство: аксиологическое неокантианство

Обычно проводится различие между инструментальной и внутренней ценностью — между тем, что хорошо как средство, и тем, что хорошо как цель. Джон Дьюи в работах

«Человеческая природа и поведение», (1922 г.) и «Теория оценки», (1939 г.) представил прагматическую интерпретацию и попытался разрушить это различие между средствами и целями, хотя последнее усилие, скорее, было способом подчеркнуть точка зрения, что многие действительные вещи в человеческой жизни, такие как здоровье, знание и добродетель, хороши в обоих смыслах. Другие философы, такие как К.И. Льюис, Георг Хенрик фон Райт и В.К. Франкена, умножили различия, проводя различия, например, между инструментальной ценностью (быть хорошим для какой-то цели) и технической ценностью (хорошо делать что-то) или между вспомогательной ценностью (быть хорошим как часть целого) и конечной ценностью (быть хорошим как часть целого).
в целом хорошо).

На вопрос «Что такое добро по своей сути?» дается много разных ответов. Гедонисты говорят, что это удовольствие; Прагматики, удовлетворение, рост или приспособление; кантианцы — добрая воля; Гуманисты, гармоничная самореализация; Христиане, любовь Божья. Плюралисты, такие как Г.Е. Мур, У. Д. Росс, Макс Шелер и Ральф Бартон Перри утверждают, что существует множество внутренне хороших вещей. Мур, один из основателей аналитической философии, разработал теорию органических целых, утверждая, что ценность совокупности вещей зависит от того, как они объединены.

Поскольку «факт» символизирует объективность, а «ценность» предполагает субъективность, отношение ценности к факту имеет фундаментальное значение при разработке любой теории объективности ценности и оценочных суждений. В то время как такие описательные науки, как социология, психология, антропология и сравнительное религиоведение, все пытаются дать фактическое описание того, что действительно оценивается, а также причинно-следственные объяснения сходств и различий между оценками, задачей философа остается вопрос об их объективной цели.

период действия. Философ задается вопросом, имеет ли что-то ценность, потому что оно желательно, как считают такие субъективисты, как Перри, или оно желательно, потому что оно имеет ценность, как утверждают такие объективисты, как Мур и Николай Хартманн. В обоих подходах предполагается, что оценочные суждения имеют когнитивный статус, и подходы различаются только тем, существует ли ценность как свойство чего-либо независимо от человеческого интереса к этому или желания иметь его. Нонкогнитивисты, с другой стороны, отрицают когнитивный статус оценочных суждений, считая, что их основная функция либо эмоциональна, как выразился позитивист А.Дж. Айер поддерживает или предписывает, как аналитик Р.М. Заяц держит. Экзистенциалисты, такие как Жан-Поль Сартр, подчеркивающие свободу, решение и выбор своих ценностей, также, по-видимому, отвергают любую логическую или онтологическую связь между ценностью и фактом.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Аксиология — Методология исследований

Аксиология — раздел философии, изучающий суждения о ценности[1]. Термин аксиология происходит от греческого и означает «ценность» или «стоимость». Аксиология занимается оценкой роли собственной ценности исследователя на всех этапах исследовательского процесса[2]. Это относительно недавнее дополнение к области философии исследований.

Аксиология прежде всего относится к «целям» исследования. Эта ветвь философии исследования пытается прояснить, пытаетесь ли вы объяснить или предсказать мир, или вы только пытаетесь понять его.[3]

Проще говоря, аксиология фокусируется на том, что вы цените в своих исследованиях. Это важно, потому что ваши ценности влияют на то, как вы проводите свое исследование и что вы цените в своих результатах исследования.

Таблица ниже иллюстрирует аксиологию основных философских исследований и освещает соответствующие методы сбора данных.

Аксиология Популярные методы сбора данных
Позитивизм Исследование проводится бесценным образом, исследователь не зависит от данных и придерживается объективной позиции Высокоструктурированные, большие образцы, количественные измерения, также можно использовать качественные
Реализм Исследования несут в себе ценность; на исследователя оказывают влияние мировоззрения, культурный опыт и воспитание.
Это влияет на результаты исследований
Выбранные методы должны соответствовать предмету исследования, количественному или качественному
Интерпретативизм Исследование связано с ценностью, исследователь является частью того, что исследуется, не может быть отделен и поэтому будет субъективен Небольшие образцы, углубленные исследования, качественные
Прагматизм Ценности играют большую роль в интерпретации результатов, исследователь принимает как объективную, так и субъективную точки зрения Планы смешанных или множественных методов, количественные и качественные

Аксиология философских исследований и соответствующих методов сбора данных[4]

В свою диссертацию вы можете добавить один или два абзаца, обсуждающих актуальность аксиологии в вашем исследовании. Например, вы выбрали философию исследования позитивизма, вы можете заявить, что аксиология вашего исследования свободна от ценностей, а исследование не зависит от данных.

В качестве альтернативы, если философией вашего исследования является реализм, вам нужно будет заявить, что аксиология вашего исследования нагружена ценностями. В этом случае вам придется признать, что ваше мировоззрение могло повлиять на результаты вашего исследования. Роль ценности огромна в философии исследования прагматизма, и вы должны подчеркнуть этот факт в своей статье, если прагматизм — это философия, которой вы следуете.

Моя электронная книга,  Полное руководство по написанию диссертации по бизнес-исследованиям: пошаговая помощь   содержит обсуждения теории и применения философии исследования. В электронной книге также объясняются все этапы исследовательского процесса , начиная с выбора области исследования и заканчивая написанием личных размышлений. Важные элементы диссертаций, такие как философия исследования подход к исследованию дизайн исследования методы сбора данных  и анализ данных объясняются в этой электронной книге простыми словами 90.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts