Активное воображение. Что такое «Активное воображение»? Понятие и определение термина «Активное воображение» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Активное воображение – то же, что активная имагинация: метод работы с бессознательным содержанием посредством просмотра образов, возникающих в воображении. Термин «активное воображение» был предложен швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом в 1916 году для обозначения формы психотерапии, нацеленной на установление связи между бессознательным и сознательным. Юнг, в начале своей карьеры поддерживающий Зигмунда Фрейда и его идеи психоанализа, был сторонником фрейдовского толкования сновидений, однако затем, переосмыслим эти концепции, пришел к выводу, что для анализа бессознательного требуется нечто большее, чем изучение сновидений, в которых пациент не принимает активного участия.
< Акселерация
Активное осязание >
Популярные термины
Активное воображение
Символдрама
Что такое свободное фантазирование, зачем символдрама обращается к образам и метафорам и как это может помочь клиенту психотерапевта?
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Уволилась, чтобы заниматься любимым делом, но не получается. Как привлечь удачу?»
- 7 неочевидных признаков депрессии, которые вы могли пропустить, — проверьте себя и близких
- Как распознать токсичного начальника: 5 признаков — и как его обезвредить
- «Все мы уникальны и важны»: как осознать безусловную ценность — мнение психолога
- «Как перестать думать, что со мной что-то случится, если я не совершу определенный ритуал?»
- «Меня что, прокляли? Не могу прервать цикл неудач в отношениях»
- «Нет никакого развития»: в чем особенности зависимых отношений — 3 компонента
Сегодня читают
- «После рождения ребенка воспринимаю свекровь как врага. Как изменить свое отношение?»
- «В отношениях с любовницей муж был совсем другим человеком. Значит, дело во мне?»
- Как жителям Финляндии удается быть такими счастливыми: 3 главных правила
- Как понять, что партнер вам лжет: 6 основных признаков
- «Муж сошелся с другой женщиной, но обещал вернуться. Попросил ждать его»
Psychologies приглашает
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Метод активного воображения
Ввиду связи между снами и активным воображением, Юнг рекомендовал активное воображение людям, которых каждую ночь посещало такое количество сновидений, что они были просто не в состоянии разобраться в них посредством обычной работы со снами. Когда вы начнёте регулярно заниматься активным воображением, то обнаружите, что их количество резко сократилось, стало меньше повторяющихся сновидений, а сами образы стали более предметными. Когда вы решаете ваши проблемы посредством активного воображения, вашим снам нет нужды часто повторяться.
Сам процесс и практика активного воображения проводится следующим образом. Сначала создаются условия для соприкосновения с символами своего внутреннего мира и вступления в живые отношения с архетипическими образами бессознательного. У каждого человека есть свой индивидуальный набор условий для комфортного путешествия в свой внутренний мир. Конечно, желательно уединение, так как процесс будет напоминать медитацию и может принимать самые разные формы: фантазии, рисование, лепку, автоматическое чиркание или письмо, диалоги с внутренним «другим» и даже форму танца и музыки.
Стоит отметить, что многие современные юнгианские аналитические психологи, работающие с клиентским материалом активного воображения, советуют практиковать этот метод всем интересующимся «только после того, как они завяжут знакомство с профессиональным аналитиком или хорошо разбирающимся в этом искусстве любителем, который, при необходимости, сможет вернуть их на землю посредством специальной беседы». Бессознательное действительно обладает огромной мощью: если мы собираемся приблизиться к нему, то уважение и осторожность являются обязательными условиями.
Занимающийся активным воображением человек должен сконцентрироваться на фрагменте внутренней фантазии и попытаться исключить все другие влияния, идущие из внешнего мира и мешающие ему. Фрагмент фантазии может быть взят из сновидения, а может возникнуть спонтанно. Например, одному клиенту Ханца Дикманна снилось путешествие по незнакомой стране, и он являлся членом группы, которую вёл человек в иноземных одеждах, объясняющий виды. Поскольку клиент стоял с краю и далеко от ведущего, он не мог понять, что тот говорил. Позже в активном воображении он подошёл к тому незнакомцу и поговорил с ним. Он осознал, что объяснения иноземного ландшафта относились к текущей конфликтной ситуации в его жизни, и что слова ведущего раскрывали ту сторону проблемы, которую он ещё не обдумал. Благодаря этому он смог взглянуть на ситуацию с другой стороны и лучше с ней справиться.
Карл Густав Юнг говорил об активном воображении как о погружении, проводимом в одиночестве и требующем концентрации всей душевной энергии на внутренней жизни. Однако иногда активное воображение получается, как бы само собой, когда клиент спонтанно развивает свои фантазии на сессии. И если они несут важную смысловую нагрузку для него, то имеются все основания их поддержать и помочь ему быть в контакте со всплывающим бессознательным материалом. Но в любом случае аналитик не предлагает исходного образа и не направляет процесс по своему усмотрению. Ведь активное воображение сродни художественному творчеству, а подлинное творчество — дело очень индивидуальное и самоценное.
Приятным бонусом практики активного воображения является развитие у человека художественных способностей. Постепенно уходят защиты и сопротивления, раскрывается ранее зажатая жизненная энергия и человек создаёт совершенно очаровательные картины, поэмы, сказки или новеллы.
Многие люди не подозревают наличие у себя таких способностей и это открытие остаётся для них большой ценностью многие годы после анализа.
Юнг об активном воображении | Издательство Принстонского университета
Юнг об активном воображении
К. Г. Юнг
Мягкая обложка
ISBN: 9780691015767
24,95 доллара США электронная книга
ISBN: 9781400866854 Доступно как
EPUB или PDF
$17,47 24,95 $
Не для продажи в Содружестве (кроме Канады)
Доставка в:
Выберите странуСШАКанадаАфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАргентинаАрменияАрубаАвстрияАзербайджанБахрейнБеларусьБельгияБенинБермудские островаБутанБоливияБонэйр, Синт-Эстатиус и СабаБосния и ГерцеговинаБуветиш-ТеррыБуветио-ИндияБолгарияБолгарияБолгария диКабо-ВердеКамбоджаКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (острова Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоКонго Демократическая РеспубликаОстрова КукаКоста-РикаКот-д’ИвуарХорватияКубаКюрасао Чешская РеспубликаДанияДжибутиДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) острова Фарерские островаФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские южные территорииГабонГамбияГрузияГерманияГибралтарГрецияГренландияГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БиссауГаитиОстров Херд и острова МакдональдыСвятой Престол (город-государство Ватикан)ГондурасГонконгВенгрияИсландияИндонезияИрания, Исламская РеспубликаИракИпанияJaeltaManIrelandJravelIsleIsleIsleIsle Казахстан, Корея, Корейская Народная Республика, Кувейт, Кыргызстан, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Латвия, Ливан, Либерия, Ливийская Арабская Джамахирия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Макао, Македония, Мадагаскар, Мальдивы, Мали, Маршалловы острова, Остров ОрфолкСеверные Марианские островаНорвегияОманПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияСвятая БартелемиСент-ХеленаСен-МартенСен-Пьер и МикелонСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСент-Мартен (голландская часть) СловакияСловенияСомалиЮжная Грузия и Сандвичевы островаЮжный СуданИспанияСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайванТаджикистанТаиландТимор-ЛештиОстроваТогоТокелауТуркменистанТурцияЭмиратыТурция Отдаленные острова СШАУругвайУзбекистанВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗимбабве
Не для продажи в Содружестве (кроме Канады)
Выберите тип электронной книги: EPUBPDF
добавить в корзину добавить в корзинуОб электронных книгах и аудио
Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.
Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
- Соединенные Штаты
- Канада
- Великобритания
- Европа
Неврология и психология
- К. Г. Юнг
- Отредактировано
- Джоан Ходоров
- Ряд:
- Встреча с Юнгом
Мягкая обложка
электронная книга
Купить это- Не для продажи в Содружестве (кроме Канады)
- Скачать обложку
Все творческие художественные психотерапии (искусство, танец, музыка, драма, поэзия) восходят к ранней работе К.
Этот метод основан на естественной исцеляющей функции воображения и его многочисленных проявлениях. Ходоров ясно представляет тексты и помещает их в надлежащий контекст. Она также переплетает свое обсуждение работ и идей Юнга с вкладом юнгианских авторов и художников.
Джоан Ходоров, доктор философии. , член-аналитик Института К. Г. Юнга в Сан-Франциско, занимается частной практикой. Она зарегистрированный танцевальный терапевт и бывший президент Американской ассоциации танцевальной терапии.
- Психология йоги и медитации
К. Г. Юнг -
К. Г. Юнг - Шип
Марк Хамфрис - Самособирающийся мозг
Питер Робин Хизингер - Теология и психология
К. Г. Юнг и Адольф Келлер
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних новостей о книгах.
Активное воображение – Воплощение фантазий в жизнь
Непрерывная сознательная реализация бессознательных фантазий, вместе с активным участием в фантастических событиях, приводит… во-первых, к расширению горизонта сознания за счет включения многочисленных бессознательных содержаний; во-вторых, постепенное уменьшение доминирующего влияния бессознательного; и, в-третьих, вызвать изменение личности. – Карл Юнг, «Техника дифференциации», Два очерка по аналитической психологии, стр. 9.0091 CW 7, пар. 358
Осознание своих фантазий, также известное как активное воображение , полезно для отслеживания того, что происходит в бессознательном . Обычно это не рекомендуется тем, кто не находится в анализе, потому что то, что всплывает, может быть некрасивым и на самом деле может быть довольно пугающим. К тому же, возможно, к счастью, не так-то легко проникнуть в активное воображение.
Активное воображение может включать рисование, письмо, музыку, танцы, работу с глиной или камнем — все, что вам захочется. Вы следуете за своей энергией туда, куда она хочет. Чем меньше у вас формального образования, тем лучше, потому что тренированный ум ограничивает свободу самовыражения. Это способ дать бессознательному выход, чтобы вы не взорвались. Это также другой вид контейнера; вместо того, чтобы сбрасывать свои влияет на других людей, вы держите это при себе — вы берете на себя ответственность за то, что принадлежит вам.
Говоря о себе, я не мог активно воображать, пока друг не предложил несколько простых шагов. Первая из них была направлена на преодоление страха перед чистым листом бумаги.
«Возьмите страницу из газеты», — сказал он. «Поставь на него тарелку. Нарисуйте контур тарелки цветным карандашом или кистью. Посмотрите, что вы сделали. Думаю об этом. Теперь сделайте что-нибудь внутри круга. Ты можешь делать все, что захочешь — все что угодно! Все зависит от тебя.»
Это был хитрый совет, потому что, как я позже узнал, любое круглое изображение на самом деле является мандалой, а мандалы традиционно, то есть архетипически, являются вместилищем тайны. В то время мне определенно был нужен контейнер, и все было для меня загадкой.
Вскоре мои стены были покрыты изображениями моей внутренней жизни: безвкусными мандалами, фигурками из палочек, причудливыми каракулями, изображениями настроения. Я перешла от газеты к картону и к качественной бумаге. Я использовал все, что попадалось под руку: карандаши, ручку, краски, фломастеры, пальцы рук, ног, язык! Все грубые отражения того, что происходило во мне, когда я их делал. У них не было ни стиля, ни техники, и люди, которые приходили навестить мою дырявую квартиру, смотрели косо. Когда я сталкиваюсь с ними сейчас, они действительно кажутся гротескными, но тогда я любил их, и моя душа радовалась.
Сам Юнг был пионером активного воображения, рисуя и записывая свои сны и фантазии, а некоторые он высекал на камне. На самом деле, он определил эту работу над собой как фундаментальную как для его формулировки концепции анимы/анимуса, так и для важности персонификации содержания бессознательного:
Когда я записывал эти фантазии, я однажды спросил себя: «Что я на самом деле делает? Конечно, это не имеет ничего общего с наукой. Но тогда что это?» На что внутренний голос сказал: «Это искусство». Я был поражен. Мне и в голову не приходило, что то, что я пишу, имеет какое-либо отношение к искусству. Тогда я подумал: «Возможно, мое бессознательное формирует личность, которая не является мной, но настаивает на том, чтобы выразиться». Я точно знал, что голос исходил от женщины. [Воспоминания, сны, размышления, стр. 210f]
Юнг очень выразительно сказал этому голосу, что его фантазии не имеют ничего общего с искусством, и почувствовал сильное внутреннее сопротивление.
Потом следующий штурм, и опять то же утверждение: «Это искусство». На этот раз я поймал ее и сказал: «Нет, это не искусство! Наоборот, это природа», — и приготовился к спору. Когда ничего подобного не произошло, я подумал, что у «женщины во мне» нет тех речевых центров, которые были у меня. И поэтому я предложил ей использовать мой. Она так и сделала и выступила с длинным заявлением.
Заинтригованный тем фактом, что женщина может мешать ему изнутри, Юнг пришел к выводу, что она должна быть его «душой» в примитивном смысле этого слова, традиционно воспринимаемом как женский пол.
Я пришел к выводу, что эта внутренняя женская фигура играет типичную или архетипическую роль в бессознательном мужчины… Я назвал ее « анима ». Соответствующую фигуру женщины я назвал « анимус ».
Юнг также понял, что, олицетворяя этот внутренний голос, он с меньшей вероятностью соблазнится поверить в то, что он был кем-то, кем он не был (т. е. художником). По сути, он писал письма своей аниме, части себя с точкой зрения, отличной от его сознательной. И, выписывая или лепя свои фантазии, он не давал ей шанса «превратить их в интриги»:
Если бы я принял эти фантазии бессознательного за искусство, они были бы не более убедительны, чем визуальные восприятия, как если бы я смотрел фильм. Я бы не чувствовал никаких моральных обязательств по отношению к ним. Тогда анима могла легко соблазнить меня, заставив поверить, что я непонятый художник и что моя так называемая художественная натура дает мне право пренебрегать реальностью. Если бы я последовал за ее голосом, она, по всей вероятности, однажды сказала бы мне: «Вы что, воображаете, что ерунда, которой вы занимаетесь, действительно искусство? Ничуть.» [Воспоминания, мечты, размышления]
Таким образом, цель активного воображения состоит в том, чтобы дать голос тем сторонам личности, о которых человек обычно не знает, — установить линию связи между сознанием и бессознательным. Нет необходимости интерпретировать, что материал «означает». Вы делаете это и живете с этим. Что-то происходит между вами и тем, что вы создаете, и это не нужно выражать словами, чтобы быть эффективным.