Активность личности: Активность личности . Что такое «Активность личности «? Понятие и определение термина «Активность личности » – Глоссарий

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (17-19) | Евразийский Союз Ученых

Социальная активность личности: теоретический аспект в научной литературе

Гончарова Наталия Васильевна,

Филиал СГПИ в г. Железноводске,

социальный педагог,

Поповкина Ольга Петровна,

Филиал СГПИ в г. Железноводске,

старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования

Social activity of personality: theoretical aspect in scientific literature

Аннотация.

В данной статье рассмотрены позиции учёных, педагогов, социологов, философов, психологов по вопросу содержания понятия «социальной активности». На основе анализа психолого-педагогической литературы автор уточняет понятие социальная активность.

Annotation. This article describes the positions of scientists, teachers, sociologists, philosophers, psychologists on the content of the concept of «social activity».

Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the author clarifies the concept of social activity.

Ключевые слова: активность, личность, социальная активность, объект, системный подход

Keywords: activity, personality, social activity, object, system approach

От этапа к этапу общественного развития личность исполняет все более значимые роли, проявляя разный уровень социальной активности. Термин «социальная активность» является объектом изучения ряда социальных и гуманитарных наук (психологии, педагогики, социологии, философии) и трактуется весьма неоднозначно и, порой, противоречиво.

Социальная активность в большинстве исследований рассматривается во взаимосвязи с социумом, посредством которой субъект познает, преобразует социальную реальность и самого себя.

Социальная активность – это мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности [1].

Социальная активность – готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личности [ 7].

Социальная активность — особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя [5].

На наш взгляд, наиболее развернутое и отражающее главный смысл понятия «социальная активность личности» дал В.З.Коган: «Социальная активность –это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно социально — психологические качества, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности»[ 6].

В представленных формулировках социальная активность личности в психологическом аспекте определяется через мотивы поведения, ценностные ориентации, смысловые системы, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности личности быть представленной в других, продолжении себя в других.

Современные психологические исследования нацелены на раскрытие конкретных механизмов функционирования социальной активной личности в зависимости от требований общества и задаваемых им критериев. Например, Н.Н. Башаев на основе системного подхода раскрыл целостность социальной активности личности как высшую форму человеческой активности и определил его как особо значимое интегральное качество личности, основанное на способности человека сознательно менять окружающий мир. Но при этом необходимо отметить, что социальная активность должна проявляться как особое качество личности, в основе которого должны лежать:

— способность действовать сознательно, не приспосабливаясь к внешней действительности,

— способность преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами и потребностями [3].

Некоторыми исследователями (Н.Е. Воробьевым, И.Т. Фроловым) выявлено, что при взаимодействии человека с окружающей действительностью меняется не только он сам, но и сама его личность [4].

С позиции современной философской мысли социальная активность рассматривается как понятие, «отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе». Это понятие связано с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлено деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлено на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека [4].

Сущность понятия «социальная активность личности» изучает и социология. По мнению Н.Ф. Третьякова это понятие можно рассматривать, как способность личности преобразовывать как природную, так и социальную среду для своего существования. Он утверждает, что социальная активность личности в одном виде деятельности перестраивает свою внутреннюю структуру к овладению другими видами деятельности. Личность находит все новые сферы и формы приложения своих сил, блокируя отдельные звенья активности с целью усиления тех участков, где потребность в мере социальной активности более актуальна. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой. К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.

Современная педагогическая наука характеризует социальную активность человека в двух противоположных направлениях: 1) позитивную – направленность личности на изменение обстоятельств, других людей и самого себя на благо общества посредством разнообразных видов деятельности; 2) негативную – отчуждение личности от общества, реализация асоциальных форм воздействия на общество посредством разнообразной деятельности.

Соответственно, социальную активность личности можно подразделить на следующие виды:

а)трудовую –выражается в отношении личности к своим трудовым, рабочим обязанностям; активность в управлении и руководстве хозяйственной деятельностью;

б) общественно – политическую –в системе политических отношений человек функционирует не как работник умственного или физического труда, города или села, а в своем политическом качестве;

в) в области духовной жизни –включение личности в созидательную деятельность – значимое условие динамичного и целенаправленного позитивного ее преобразования [5].

По мнению некоторых исследователей (Е.А. Ануфриева, И.Н. Колесова) необходимо рассматривать сущность социальной активности с позиции творческого отношения к окружающему миру. В своей книге «Социальная активность личности» Е.А. Ануфриев определяет социальную активность как «… сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности» [ 1].

В научных исследованиях Л.

И. Родиной и О.В. Мичиной определены уровни проявлений социальной активности: инертный, репродуктивный, продуктивный.

Первый уровень – инертный (низкий). Личности этого уровня проявляют интерес к достижению прагматических целей, критерием оценки событий и людей является возможность получения личной выгоды. Прислушиваются лишь к мнению тех людей, которые входят в их референтную группу, не умеют самостоятельно планировать, организовывать и выполнять работу; безынициативны, равнодушны к делам коллектива или группы; характеризуются эгоистическими наклонностями и безразличным отношением к окружающей действительности. Не связывают собственное участие в общественно-значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением.

Второй уровень – репродуктивный (средний). К этому уровню относятся личности, которые характеризуются преобладанием узколичных мотивов долга и ответственности. В деятельности проявляют, в основном, активность воспроизведения, самостоятельность в деятельности невысока, дисциплинированны, исполнительны, однако не инициативны.

Осознают собственное участие в общественно-значимой деятельности как способ включения в жизнь, например в жизнь учебного заведения.

Третий уровень (высокий) – продуктивный. Личности этого уровня характеризуются наличием мотивов самоопределения и самосовершенствования. Их отличает стремление преодолевать препятствия. Они проявляют творчество и инициативу в деятельности, что связано с желанием сделать что-либо полезное для других людей, овладеть различными способами применения своих знаний и умений, способны принимать самостоятельные решения в ходе работы; самокритичны, требовательны к себе и другим. Соотносят характер своего участия в общественно-значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальную активность исследователи рассматривают как сознательную деятельность личности, направленную на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий. Тот факт, что выделенные группы компонентов социальной активности находятся в органической взаимосвязи и даже во взаимопроникновении между собой, а также и с другими сторонами личности, позволяет рассматривать исследуемое качество как сложное и вместе с тем целостное, как интегральную, обобщенную характеристику личности.

Литература:

  1. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев. М.: Знание, 1969. — 37 с.
  2. Арефьева Г.С. Социальная активность / Г.С. Арефьева. — М.: Высшая школа, 1974. — 142 с.
  3. Башаев Н. Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности социальной активности студентов :дис. … канд. пед. наук / Н.Н. Башаев.- Л., 1979. — с. 21.
  4. Воробьев Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности / Н.Е. Воробьев. — Волгоград, 1976.- с. 8-29.- с. 9.
  5. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. — М.: Интер-пракс, 1995. — 320 с.
  6. Коган В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: Автореф. дис . канд. психол. наук. М., 1970.-22 с.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. / Мухина В.С. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Правомерное поведение и правовая активность личности

Страница 2 из 2

 

В зависимости от формы выражения поведение может быть вербальным (словесным), складывающимся из различных высказываний, суждений и оценок, которые дают представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим), которое заключает в себе определенные действия людей.

В этой связи очевидна актуальность проблемы правомерного поведения и правовой активности, их роль в решении основных вопросов теории и практики правового регулирования. Правомерное поведение выступает необходимым инструментальным компонентом многих понятий современной теории права, таких как законность, правопорядок, социальный механизм действия права, реализация правовых норм, правовой статус личности и т. д.

Правомерное поведение — это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм. Масштабы и необходимые эталоны правомерного поведения установлены диспозициями правовых норм. Посредством правомерного поведения право действует. Путем правомерного поведения происходит управление обществом, осуществляется его нормальная жизнедеятельность, реализуются права и обязанности граждан [2, с. 45].

Цель правомерного поведения — закрепленные законом интересы. Юридические нормы также определяют и фиксируют не противоречащие праву способы удовлетворения этих интересов.

Правомерное поведение — это обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность, основанная на выполнении требований норм права.

Правомерное поведение проявляется в общественной жизни чрезвычайно разнообразно, действия соответствующие правовым предписаниям могут быть классифицированы или типонизированы по многим признакам и основаниям. Некоторые юристы-ученые различают поведение «идеально правомерное» как действие, совершенное «искренним образом» и «внешне правомерное поведение», принуждаемое правом» [3, с. 178].

В юридической науке, в связи с массовостью критериев правомерного поведения выделяют:

1) Конституционное правомерное поведение – ответственное поведение, основанное на заинтересованном, творческом выполнении требований Конституции.

2) Уголовно-правомерное поведение.

3) Уголовно-процессуальная активность – разновидность правомерного поведения в сфере действия уголовно-процессуального права.

4) Правомерное трудовое поведение – юридически значимая часть деятельности трудовых коллективов и личности, не противоречащая требованиям права.

Правовая активность личности – интенсивная деятельность личности в сфере права, включающая в себя как позитивный (одобряемый государством и обществом), так и негативный (отрицательно воспринимаемый государством и обществом) факторы. Особую ценность несет в себе правовая активность позитивной направленности, т. к. выражается в сознательной, инициативной, правомерной деятельности субъектов права, направленной на эффективное использование предоставленных прав, четкое исполнение обязанностей [6, c. 486].

Абсолютное большинство участников общественных отношений ведет себя правомерно, т. е. нормально, ничего не нарушая, соблюдая законы страны, пользуясь своими правами, свободами и исполняя обязанности. Это основная и преобладающая форма поведения субъектов — индивидуальных и коллективных.

Правовая активность как личностное качество включает совокупность следующих элементов: правовое поведение – наличие инициативности в применении правовых норм, опора на требования законов, различных правовых актов в своих действиях. Правовые отношения — умение обобщать и передавать собственный правовой опыт другим (владение анализом собственных и других правовых ситуаций, владение навыками и умениями передачи другим своего опыта).

Литература

 

  1.      Бабаев В. К. Теория государства и права. – М.: Юрист, 2009. 104 с.
  2.      Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2010. 45 с.
  3.      Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. – М. Новая школа, 2006. 178 с.
  4.      Комаров С. А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Юрайт, 2011. 234 с.
  5.      Лазарев В. В. Общая теория государства и права — М., Инфра-М, 2010. 89 с.
  6.      Марченко М. Н. Теория государства и права. – М.: Зерцало», 2012. – 486 с.

Теги: личности  активность  правовая  поведение  правомерное  

«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»


Колледж Форвард | Тип личности Управляемая деятельность

По мере того, как вы становитесь старше, вы, естественно, узнаете больше о себе благодаря полученному опыту. Изучение своей личности с помощью викторин может быть веселым и полезным занятием, которое поможет вам быстрее раскрыть свою личность.

Тесты личности могут быть отличным способом узнать больше о себе, но имейте в виду, что часто эти тесты настолько точны, насколько вам хотелось бы. Это означает, что они являются отличными инструментами для изучения различных аспектов вашей личности, но не обязательно должны рассматриваться как всеобъемлющие и окончательные. Вполне естественно, что некоторые аспекты вашей личности меняются по мере того, как вы учитесь и растете. Вы также можете найти результаты, с которыми вы не согласны, и часто это те аспекты, которые вы действительно хотите исследовать внутри себя.

В этом управляемом упражнении с типом личности мы будем использовать индикатор типа Майерс-Бриггс, чтобы получить представление о ваших интересах и возможных карьерных путях, которые вы могли бы найти.

Тип личности Управляемая деятельность

Шаг 1: Тест на определение личности

Пройдите бесплатный тест на определение личности от 16 Personalities.

Проходя тест личности, старайтесь не задерживаться слишком долго на вопросах; скорее идите со своим первоначальным ответом. Старайтесь не отвечать в середине (нейтрально) ни на один из вопросов.

Шаг 2: Тип личности

Вы получите свой тип личности Майерс-Бриггс после завершения теста. Потратьте некоторое время на изучение своего типа и обратите особое внимание на области, с которыми вы согласны или не согласны.

Шаг 3: Карьера

Внимательно изучите раздел Карьера. Что резонирует с вами? Соответствует ли описание типу работы, которая вам нравится?

Вы также можете найти дополнительную информацию о потенциальных профессиях, перейдя на этот веб-сайт бесплатного теста личности, указав свой тип и нажав «Выбор карьеры».

Шаг 4. Привычки на рабочем месте

Внимательно изучите раздел «Привычки на рабочем месте». Подумайте о том, как вы проявляетесь в классе или на рабочем месте. Совпадает ли это с результатами викторины? Вас что-то удивило?

Шаг 5: Упражнение под руководством

Используйте приведенное ниже задание под руководством, чтобы глубже изучить свой тип личности. Не забудьте сохранить рабочий лист, чтобы вы могли поделиться своими результатами.

Шаг 6. Поделитесь своими результатами

Попросите друга или члена семьи пройти этот тест на характер, основанный на том, как они воспринимают вас, а затем сравните свои результаты! Часто кто-то, кто хорошо вас знает, увидит аспекты вашей личности, которых вы не видите.

Дальнейшие действия

Теперь, когда вы больше понимаете, как ваша личность связана с возможными карьерными путями, давайте рассмотрим некоторые из этих профессий в штате Техас. Упражнение «Проверка реальности в Техасе» — отличный способ выяснить, как различные карьерные пути связаны с годовой зарплатой, которую вам нужно будет зарабатывать, чтобы поддерживать привычки расходов и жизни в соответствии с желаемым образом жизни.

10 веселых занятий для прилагательных личности

Стимулирующие занятия для обучения и практики сложной, но увлекательной темы слов, описывающих характер людей

Прилагательные личности может быть невероятно трудно преподавать и изучать. Во-первых, не многие из них переводятся хорошо: внешне похожее слово из другого языка оказывается положительным там, где английское слово отрицательное, или имеет гораздо более широкое или более узкое значение, которое предполагает перевод. Есть также так много личностных слов, а это означает, что любая более свободная практика выявляет все больше и больше слов, даже если вы уже дали им огромный список.

Сказав все это, есть несколько замечательных упражнений для прилагательных личности, которые студенты любят и из которых они многому учатся. При наличии действительно хорошей деятельности, в которую могут быть вовлечены студенты, они вскоре забывают о трудностях и даже увлекаются различиями между языками. Хорошие занятия также позволят им использовать слова снова и снова и думать о них более глубоко, пока они действительно не уяснят смысл и коннотации. 15 таких мероприятий перечислены ниже.

1. Ранжирование
Один из лучших способов заставить учащихся смотреть на один и тот же язык много раз, чтобы они каждый раз понимали и запоминали его немного лучше, — это попросить их каким-то образом ранжировать личностные прилагательные. Возможности включают размещение прилагательных в порядке важности для любовника, супруга, сотрудника, босса, учителя или политика. Затем они могут сравнить свои идеи с другой группой.

2. Ролевые игры
Дайте учащимся карточку с ролевой игрой, на которой будет указано, какой у них характер, и попросите их вести себя так, пока их партнер не угадает, какое прилагательное им дали. Ситуации, в которых они могут это сделать, включают покупки, свидания вслепую, собеседования при приеме на работу и интервью для прессы/телевидения.

3. Опишите людей
Один ученик использует личностные прилагательные, чтобы описать кого-то, пока его партнеры не угадают, о ком они говорят. Это может быть член семьи, кто-то еще, кого они знают, кто-то известный, или их впечатления от кого-то на странице портретов, которые им дали. Это также работает для животных, особенно в классе смешанной национальности, где сходства и различия во впечатлениях от личностей лис, слонов и т. д. могут быть очень интересными.

4. Анкеты
Дайте учащимся анкету, которая должна измерять один или несколько аспектов их личности, но без названия. После того, как они ответили на вопросы, они могут работать вместе, чтобы угадать, на что их проверяли (например, насколько они щедры), и сравнить свои ответы со своим партнером (партнерами). Затем они могут написать аналогичные анкеты для других слов личности для других групп, чтобы ответить на вопросы, а затем угадать, какие черты характера проверяются. Творческие группы и группы высокого уровня также могут импровизировать такие вопросы, не записывая их.

5. Ваша личность
Попросите учащихся угадать характеры друг друга. Самый простой способ для них — сделать такие заявления, как «Я думаю, что вы достаточно терпеливы», чтобы их партнер ответил такими выражениями, как «Ты меня дергаешь?» или «Можно и так сказать». Вы также можете попросить их угадать факты, подтверждающие это суждение, например. «Я думаю, что вы довольно предприимчивы. Я полагаю, что вы несколько раз ходили в походы в одиночку.

6. Угадай слово личности
Самый простой способ игры в угадайку с иероглифическими прилагательными — попросить кого-нибудь дать определение одному из слов или привести примеры, пока его партнер не угадает, что это такое, например. «Говорят, что лиса ведет себя так. Это как «умный», но в отрицательном смысле «хитрый». Вы также можете ограничить их примерами действий, которые иллюстрируют определенные слова личности, например: «Он отказался изменить свое мнение о том, в какой ресторан пасты мы пошли» из-за «упрямства». Они также могут делать заявления о том, для кого слово, которое они описывают, не является особенно важным, например. «Это самое худшее для детской медсестры, но вполне хорошее для боксера» для «агрессивного».

7. Личность Яппи
Яппи — это игра в одной из книг Коммуникационных игр, в которой они по очереди хвастаются тем, что «Мой дом дороже твоей машины» и «Мой слуга умнее твоего дома». Нечто подобное можно сделать со словами о характере, попросив их сравнить парней, боссов, учителей и т. д. с предложениями, например: «Мой парень более щедр, чем твой парень. Вчера он купил мне один бриллиант утром и еще один днем» и «Хорошо, это впечатляет. Хотя мой парень умнее твоего. Он говорит на 100 языках».

8. Личность и пол
Попросите одного учащегося описать характер известного человека или кого-то, кого он знает, а другого человека угадать, как только они будут уверены в поле этого человека. Им разрешено только одно предположение, и они теряют пять очков, если ошибаются.

9. Обсуждение личности и пола
Учащиеся могут также обсудить, относятся ли определенные личностные слова (например, «упрямый» или «расплывчатый») больше к одному полу, чем к другому, или более желательны или неприемлемы для одного пола, чем для другого. другой.

10. Найдите слово личности
Во время просмотра видео учащиеся выкрикивают каждый раз, когда им кажется, что они видят слово личности, иллюстрированное тем, что на экране, и класс обсуждает, соответствует ли их утверждение (например, «Мистер Бин хитрый.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts