Активные методы обучения. | Образовательная социальная сеть
Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, «подталкивает» к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Л. С. Выготский сформулировал закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми. Современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам. Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова.
Что такое активные методы обучения — АМО?
Активные методы обучения — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Для целенаправленного и планомерного применения активных методов в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс.
При использовании активных методов обучения и модерации меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. (Бесплатный электронный курс «Активные методы обучения» можно освоить здесь («Инновационный образовательный центр «Мой университет»): http://moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo).
Основной задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. Иными словами, активные методы обучения — это обучение в деятельности.
К активным методам обучения (АМО) относятся:
- проблемные ситуации,
- обучение через деятельность,
- обучение через игру,
- групповая и парная работа,
- деловые игры,
- драматизация и театрализация,
- творческая игра «Диалог»,
- «Мозговой штурм»,
- «Круглый стол»,
- дискуссия,
- метод проектов,
- методы удивления, любования, уверенности, успеха,
- метод эвристических вопросов,
- игровое проектирование и др.
В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС — сиди и слушай» к активному: «ДИД — думай и делай!».
Метод проектов — это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность
Релаксация – цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.
Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.
Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи.
Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Моделирование — метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях — реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы- оригинала, прототипа модели.
Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
Отличительные особенности АМО:
- групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
- использование деятельностного подхода к обучению;
- практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
- игровой и творческий характер обучения;
- интерактивность образовательного процесса;
- включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
- использование знаний и опыта воспитанников;
- активизация в процессе обучения всех органов чувств;
- рефлексия процесса обучения его участниками.
АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:
- активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
- развивают партнерские отношения;
- повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
- обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях участников процесса;
- повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
- обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.
Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе. С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.
Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с дошкольниками благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.
Источники:
- http://moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo
- http://uo-bogotol.ucoz.ru/metod_pomosch/sbornikamofest3_moj_universitet.pdf (Электронный сборник лучших работ участников Третьего открытого фестиваля «Активные методы обучения в образовательном процессе»).
Виды активных методов обучения в начальной школе
Виды активных методов обучения в начальной школе.
Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в процессе обучения.
Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт
Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.
Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать
Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному
вопросу.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
АМ начала образовательного мероприятия
Такие методы, как «Добро в ладошках», «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Метод «Поздоровайся глазами»
Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Здороваться не словами, а молча — глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс.
Время – 10 минут
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается
только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим
числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно
первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри
своей группы.
Метод «Добро в ладошках»
Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
«Подари подарок другу».
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.
Участники: все учащиеся.
Необходимые материалы: фонограмма с записью песни «Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.
Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.
Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»
Метод «Встреча»
Цель: определение настроения каждого и группы в целом.
Класс становится в круг. Каждый по очереди делает шаг вперёд и делает какое-нибудь движение или жест, принимают ту или иную позу, выражая отношение к своему имени в данный момент. Остальные пытаются выяснить какие чувства испытывает данный участник игры.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Такие методы, как «Фруктовый сад», «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Солнышко и тучи», «Песочные часы», «Вместе построим дом» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
«Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;
по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Метод «Вместе мы построим дом»
Цель: Ученики самостоятельно формулируют свои ожидания, узнают ожидания других, наблюдают за учебным процессом.
Участники мероприятия описывают свои ожидания на листиках – брёвнышках, которые наклеиваются в форме забора около нарисованного дома, как только ожидание исполняется, брёвнышко перемещается на свободное в макете дома место. Если к концу урока дом построен, то учитель правильно организовал учебный процесс.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом.
Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся
раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель
объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется,
когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая
свои цели, ожидания и опасения.
Метод «Что у меня на сердце»
Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данного мастер- класса по теме АМО. (Озвучивание по желанию.)
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.
«Список покупок»
Участники определяют предпочитаемые цели работы.
Учащиеся составляют что-то в виде «списка покупок»,в котором записано всё то, что хотят сделать на уроке и изучить.
Метод «Песочные часы»
Учитель ставит поочереди нескольким учащимся на стол песочные часы и задаёт вопрос: «Скажи, что ты хочешь научиться делать на данном уроке?»
АМ презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Пример АМ презентации учебного материала
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:
Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение: Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.
Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов).
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют — многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
«Пустое кресло»
На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?».
Части речи. Имя сущ., прил и т. д., наречие
«Разлетевшиеся шары»
На доске на писаны слова с пропущенными орфограммами, а справа за чертой находятся разноцветные шары с написанными на них буквами. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар и прикрепляют его к слову.
Грамматическая эстафета
На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами.
Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму.
Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.
Ромашка (цветик-семицветик)
На доске прикрепляется бумажная ромашка с отрывными лепестками.
Под каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом проверять домашнее задание.
«Узнай себя»
Каждый ученик получает карточку с определенным понятием (например, обозначение приставки, корня и т.д.). Затем учитель поднимает карточку со словом. На ней выделена часть слова (например, заехать). Поднимает карточку тот ученик, который «себя» узнал. То же самое можно использовать при определении члена предложения, части речи, рода и т.д.
«Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Например: Превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.
Мини-интервью
Работа в парах. В каждой паре «журналист» задает вопросы своему «герою».
«Составление кластера»
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.
Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для
флипчата), фломастеры.
Провие:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5).
Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене
или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по
теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой
темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются
поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя
группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке.
Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3
минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя.
Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на
знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к
своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и
определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого
каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении
учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит
коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Метод «Ищем клад»
Этап урока: проработка содержания темы.
Количество участников: весь класс.
Цель: привлечение внимания учащихся за счет повышения мотивации к обучению, раскрыть ценность слова, понятия.
Продолжительность проведения: 3 минуты.
Необходимые материалы: не требуются.
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения: учащиеся ищут «клад» на страницах учебника в виде нового слова (термина, понятия, правила), которое войдет в их словарный запас.
Активные методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия — 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает главной цели урока – познанию. Но всякому делу на уроке – свое время. Так же четко, как и завершение урока, проходит завершение отдыха. Если игра подзатянулась, ломаем ее решительно. Не позволяем заигрываться. Заранее четко договариваемся с детьми: никаких уговоров типа «Давайте еще поиграем!» не будет. Тем более, что эта игра не последняя.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний –
воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и
почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить
на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть
верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить
свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому
телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою
индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы
для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее
участвовать в упражнении.
ДА И НЕТ ГОВОРИТЕ
«Да-нетка» учит:
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать соучеников.
Формулы: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами: «да», «нет», «и да и нет».
Бывает вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.
После игры обязательное кратное обсуждение: какие вопросы были сильными? Какие и почему слабыми? Ведь мы стараемся научить детей вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.
Подобные «Да-нетки» на отгадывание литературного героя, исторического деятеля, ученого будут уместны на разных уроках
Примеры:
1.Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но способом этим больше никогда не пользовался. Кто он? (Речь идет об Одиссее – помните, как он выбрался из пещеры циклопа, прицепившись снизу к овце?. Конечно, это задачка для тех кто знаком с мифами древних греков.)
2.Героиня не отличалась щедростью, хоть гостям рада была. Кто она? (Коробочка из «Мертвых душ» Гоголя).
АМ подведения итогов урока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мухомор», «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего
урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам. Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.
Упражнение: «Экспресс – портрет»
Цель: закрепить изученный материал, умение описывать, обобщать, активизировать мыслительную деятельность, развивать творческую активность, фантазию; расширять словарный запас, письменную речь; умение работать в группе.
Оборудование: листочки для записей, коробочки (по количеству групп), наборы картинок (по количеству групп).
Проведение: класс делится на 3-4 группы. Каждый ученик в группе получает карточку с названием животного или растения. Перед группой стоит коробочка с набором картинок с изображением животных и растений. В течение 3 минут на листочке должен написать «портрет» этого животного (растения). Затем каждый в группе представляет свою работу, начиная со слов: природные зоны, сообщество и т. д.«Я хочу представить вам зверя (птицу, насекомое…), он выглядит так…» и зачитывает «портрет». Ученики в группе отгадывают, чей «портрет» описан, находят в коробочке картинку с изображением.
Упражнение «Словотоки»
Цель: повторение и запоминание полученной информации, способ выучивания терминов, развивать навыки общения, способы получения информации, расширять словарный запас.
Оборудование: цветная бумага, карточки двух цветов, карточки-обманки,
Проведение: учитель раздаёт всем ученикам карточки двух цветов. На карточках одного цвета написаны словарные слова, которые были изучены, на карточках другого цвета – значения этих слов. Учитель обязательно готовит и карточки-обманки! По сигналу учителя ученики отправляются в «плавание»: ищут пару для своего слова или для своего значения слова. Как только нашли, садитесь на место и держите свою карточку при себе. Через определенное время начинается оглашение результатов. По очереди ученики читают слово и показывают свою пару, которая тоже читает свою карточку. Ученики корректируют неправильные ответы. В конце ученики аплодируют друг другу за правильно выполненную работу.
Упражнение «Эмоциональный термометр»
Цель: учить самоопределять эмоциональное состояние.
Группы: по 4-5 человек в каждой
Оборудование: модель термометра: 100 – полный дискомфорт: ужасно, неприятно; 0 – состояние наивысшего блаженства: очень хорошо, здорово; 50 – нейтральное состояние: у бревна, у табуретки. Лучше 50 с половиной или 49.
Проведение: в каждой группе, а лучше – у каждого ученика модель «эмоционального» термометра. Определите эмоциональное состояние группы сейчас.
Упражнение «Проблемы»
Цель: составление плана работы над темой.
Группы: участники каждой группы
Оборудование: листы бумаги для каждой группы
Проведение: каждая группа на листке бумаги за определенное количество времени пишет свои идеи на вопрос, например: «Какие животные могут жить в горах?», «Когда человеку бывает плохо?». Пишут не менее 4-5 пунктов. Теперь сомкните бумажки и киньте их в другую группу. Пусть покидают бумажки в течение минуты. В итоге в каждой группе должно оказаться по одному комочку. Теперь по очереди зачитывают, что написано на бумажках, которые попали в группу. Учитель записывает это на доске. Подводим итоги, когда же человеку бывает плохо.
Игра «Композиция»
Цель: в игровой форме разделить детей на группы.
Оборудование: карточки для каждого ученика с картинками сказочных героев.
Проведение: учитель заранее готовит карточки с картинками и записанными названиями персонажей из сказок: 1поросенок, 2 поросенок, 3 поросенок, волк; бабка, дедка, внучка, Жучка; Колобок, заяц, волк, медведь, лиса и т.д. Ученики, получив карточки, находят свою группу.
Метод «Индейское имя»
Цель: снятие напряжения, создание атмосферы дружелюбия.
Группы: все участники
Оборудование: перо (можно из бумаги)
Проведение: знакомиться будем как представители различных индейских племён. Все встанем, примем позы, как у индейцев, и начинать представление будем с индейского приветствия «Хау!», что означает: «Привет! Как у тебя дела? Всё ли в порядке? У меня тоже все нормально!» Теперь каждый из вас назовет свое имя и словосочетание, из которых получилось бы индейское имя, а также скажет, из какого он племени. То есть, ваше приветствие должно прозвучать примерно так: «Хау! Я Ваня – быстрый ездок из племени живоглотов!» Не забывайте, что мимика и жесты тоже должны быть индейскими. Для проведения упражнения хорошо иметь перо (пусть даже из бумаги). Его передают как эстафетную палочку.
Эти задания можно проводить и во внеурочной деятельности. Сначала сложно организовать детей: шум, гам. Но в последствии дети привыкают к такой работе. Как правило, данная работа проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи преподавателю не следует скоропалительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в будущем его ждет успех
И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай попытку». Не бойтесь применять инновационные методы.
Список рекомендуемой литературы (интернет – источники):
1. https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/mastier-klass-po-tiemie-primienieniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-v-nachal-nykh-klassakh
2. https://multiurok.ru/files/mastier-klass-primienieniie-aktivnykh-mietodov-obu.html
5 типов активного обучения и их преимущества
Активное обучение пробуждает ваш мозг. Это помогает вам быстро понимать и запоминать информацию, чтобы вам было легко ее использовать.
Многие традиционные образовательные программы полагаются на пассивные средства обучения, такие как чтение и прослушивание лекций. Обучение таким образом требует большой концентрации. Поскольку учащимся не нужно сразу же воспринимать новую информацию, также легко забыть то, что вы узнали.
Когда вы используете стратегии активного обучения, ваш мозг обрабатывает как новую информацию, так и то, как ее использовать. Вы тренируетесь формировать нейронную дорожку вместо того, чтобы просто думать об этом позже.
Активное обучение создает прочную основу для применения и интеграции новых идей в набор ваших профессиональных навыков. Вот пять стратегий активного обучения, которые вы можете использовать для быстрого изучения новых концепций.
1.
Делайте заметкиНаучно доказано, что ведение заметок улучшает память и понимание новых идей. Когда вы слушаете выступающих или смотрите лекции, вы должны записывать важные идеи и все остальное, что вам особенно запомнилось.
Также подумайте о том, чтобы писать в своих книгах, если они у вас есть. Подчеркивание, обведение кружком или иная маркировка материала для чтения поможет вам лучше понять его. Вы также должны следить за любыми вопросами, которые возникают во время чтения.
2.
Напишите об этомЕще один способ активно использовать учебный материал — написать об этом. Чтобы запомнить новую идею, попробуйте написать ее краткое изложение. Заставьте себя написать эссе, исследуя различные мнения по новой теме. Запишите определения, а затем перескажите их своими словами, чтобы помочь вам запомнить новые идеи.
Вы также можете вести дневник о том, какие чувства вызывают у вас новые идеи и какие интересные мысли они вызывают. У тебя есть вопросы? Что для вас легко, а что сложно понять? К чему бы вы хотели вернуться позже? Реакция на новую информацию является основой для обучения и закрепляет новые концепции в вашем мозгу.
3. Научите кого-нибудь ещеУстное общение — еще один отличный способ практиковать активное обучение. Когда вы объясняете идею кому-то другому, вы понимаете, как много вы на самом деле понимаете. Другой человек может задать вопросы, которые вы не рассмотрели, или потребовать разъяснений по некоторым вопросам, которые все еще кажутся запутанными.
Даже если вы специально не «учите» кого-то еще, все же неплохо иметь человека, с которым можно поговорить о том, что вы изучаете. Не забудьте также дать им время поделиться!
4.
ДвигатьсяДвижение пробуждает тело и полезно для мозга. Многие люди подолгу сидят каждый день на работе, поэтому длительное обучение может вызывать разочарование.
Спросите, можете ли вы стоять, слушая лекции. Двигайтесь и ходите во время учебы, планируйте короткие перерывы, чтобы попрыгать, подняться по лестнице или отжаться от стены. Даже 15-минутное невесомое видео на YouTube может повлиять на ваше внимание, интерес и память.
5.
Делайте перерывыЧтобы хорошо учиться, нужно хорошо отдыхать. Делайте частые перерывы, чтобы перезарядиться и быть готовым учиться на образовательных встречах или курсах. Исследования показывают, что вы наиболее продуктивны на работе, когда чередуете периоды высокой концентрации с регулярными 15-минутными перерывами.
Чтобы ваш мозг и тело работали на пределе своих возможностей, вам также необходимо высыпаться каждую ночь. Организуйте свой день с перерывами, и вы удивитесь, насколько больше вам понравится учиться.
Активное онлайн-обучение
Активное онлайн-обучение немного отличается от классного. Каждый ответ, который дают учащиеся, должен проходить через систему удаленной связи, что добавляет дополнительный шаг и, таким образом, создает дополнительное препятствие для учащихся и преподавателей.
Например, обсуждения в классе могут стать онлайн-форумами. Или учащиеся могут встречаться на групповом звонке в Zoom или общаться с учителями исключительно по электронной почте. Даже в онлайн-среде учащиеся могут использовать активные стратегии обучения, чтобы максимально использовать свое образование. Эти стратегии становятся еще более важными, когда единственным образовательным инструментом, с которым вы работаете, является экран компьютера.
Несмотря на то, что к платформам онлайн-обучения нужно привыкнуть, они также довольно удивительны. Технологические инновации позволяют учащимся экономить время и деньги, учась в безопасности у себя дома.
Обучение для жизниИспользуйте эти пять стратегий активного обучения, чтобы отточить свои образовательные навыки и улучшить понимание нового материала. Образование — это привилегия, и вы должны максимально использовать ее. Не соглашайтесь на пассивное обучение! Активно взаимодействуйте с материалом, чтобы вы могли преуспеть в классе и за его пределами.
Профессора, которым интересно, как обеспечить активное обучение своих студентов, могут посетить нашу кибер-аркаду! Узнайте, насколько простым может быть онлайн-обучение по кибербезопасности, сделанное для вас. Вы будете спокойны, зная, что у ваших учеников есть все необходимые им знания, прямо у них под рукой.
Методы активного обучения для класса
Методы активного обучения, которые стоит попробовать
- Попробуйте задание «Подумай-пары-поделись» , чтобы побудить всех учащихся к взаимодействию с материалом. В этом упражнении преподаватель задает открытый вопрос. Попросите студентов потратить минуту или две на обдумывание и написание ответа. Затем попросите учащихся объединиться с партнером, чтобы обсудить их ответы. Снова соберите класс через несколько минут и предложите отдельным учащимся поделиться ответами пар.
- Используйте Одноминутное задание или Самое грязное задание в своем классе в качестве формирующего оценивания. В конце занятия или непосредственно перед перерывом спросите: «Какие два самых важных момента на сегодняшнем занятии?» или «Какой был самый мутный (наименее ясный) вопрос на сегодняшней сессии?» Дайте учащимся 1–2 минуты, чтобы они написали краткие ответы, чтобы анонимно сдать их, когда они покинут класс. Обращайтесь к ответам учащихся либо во время следующего занятия, либо онлайн.
- С одноранговой инструкцией , вы делаете паузу во время урока и задаете учащимся концептуальный вопрос. Дайте учащимся несколько минут на обдумывание вопроса, а затем попросите их ответить, возможно, с помощью кликеров. Затем пусть учащиеся в течение нескольких минут обсуждают свои ответы, обычно в парах, и пытаются убедить друг друга в правильности своего ответа. Затем попросите учащихся ответить еще раз.
- Попросите учащихся поработать вместе в группах — это очень эффективный способ активно вовлечь их в курс. Например, «Прогулка по галерее» — это совместная деятельность, во время которой группы перемещаются между станциями, чтобы развивать решения или обсуждения, начатые другими. Jigsaw — это структурированная совместная учебная деятельность, основанная на индивидуальной ответственности для достижения групповых целей.
- Студенческие группы могут обсудить тематических исследований , чтобы применить содержание курса для решения реальных проблем. Кейсы по естественным наукам можно найти в Национальном центре тематического обучения преподаванию естественных наук. Кейс-консорциум Колумбийского университета – это коллекция тематических исследований в области журналистики, государственной политики, общественного здравоохранения и других дисциплин.
Дополнительные ресурсы
Методы оценивания в классе – Учебный центр Университета Вандербильта
Информация о методах оценивания в классе, которые представляют собой занятия в классе, дающие полезную обратную связь о процессе преподавания-обучения.
Национальный центр тематических исследований по естественным наукам – Национальный научный фонд
Сборник тематических исследований для использования в учебных классах по естественным наукам.
Case Consortium – Колумбийский университет
Сборник тематических исследований в области журналистики, государственной политики, общественного здравоохранения и других дисциплин
Признания новообращенного лектора – Эрик Мазур, Гарвардский университет
Сторонник активного обучения Эрик Мазур, профессор физики в Гарварде, рассказывает, почему и как он решил изменить свой метод преподавания.
Ссылки
Армбрустер П., Патель М., Джонсон Э.