Способы психологического объяснения поведения людей
Отправить статью или инфоповод
14 ноября 2012
6599
К настоящему времени в психологии сложились шесть основных способов описания людей, на которые в той или иной степени опираются попытки объяснения их поведения в особых условиях, включая работу. Речь идет о таких концепциях, как теория личностных черт, бихевиоризм, теория социального научения, психоанализ, когнитивная методология, гештальтпсихология и теория групповой динамики.
1. Поведение в теории личностных черт
Согласно теории личностных черт, наблюдаемую вариативность поведения людей, находящихся в одинаковых условиях, например, участвующих в выполнении общего производственного задания, следует объяснять индивидуальными (врожденными или приобретенными в ходе социализации) чертами.
Например, если сотрудник не выполняет норму выработки, то приверженец теории личностных черт объяснит этот факт ее врожденной медлительностью.
Согласно известному американскому психологу Г. Олпорту, понимавшему поведение личности как борьбу за реализацию имеющихся у нее возможностей, человек может иметь от двух до десяти главных черт, характеризующих его образ жизни. Среди них — такие, например, как трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.п. Другие многочисленные второстепенные черты связаны скорее с его установками в отношении конкретных ситуаций.
2. Бихевиористская модель поведения
Слово «бихевиоризм» (англ. behavior — поведение) обозначает науку или учение о поведении. Методология бихевиоризма — основа теоретической базы современных концепций организационного поведения. В целом она строится на отказе от объяснения причин поведения с помощью механизмов сознания, чем занималась классическая психология, оперируя такими понятиями, как «сознание», «воля», «мышление» и т.п.
Бихевиоризм понимает поведение человека достаточно упрощенно, как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды.
При этом субъекты поведения сознательно выбирают такую линию действий, которая позволит избежать негативных санкций и повысить вознаграждение. Таким образом, единица наблюдения — конкретная связь стимула S и реакции R: S →R.Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913) разделил все реакции на наследственные (рефлексы, простейшие эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, чувства, социальное поведение).
Согласно этой модели, развитие поведения происходит путем приобретения новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы — стимулы, вызывающие строго определенные реакции. Например, эмоцию страха у младенца вызывают лишь два безусловных стимула — потеря равновесия и громкий звук. В последующем опыте жизни безусловные стимулы соединяются с условными (появляющимися одновременно с безусловными), которые способны вызывать аналогичную реакцию. Страх у взрослого человека может быть вызван заметно большим числом других, условных, стимулов, возникающих из опыта, например, страха наказания, страха потерн близкого человека, работы и т.
Кроме того, по критерию доступности для наблюдения реакции делятся на внешние (доступные для простого наблюдения — речь, эмоции, рефлексы) и внутренние (фиксируемые опосредованно с помощью специальных приборов — скрытые мускульные движения, изменения в процессах обмена веществ в организме).
Существенный вклад в развитие бихевиористской концепции применительно к поведению в организации внес Б. Скиннер, разработав концепцию оперантного поведения. Суть ее состоит в том, что в ответ на определенные стимулы животное или человек научаются производить соответствующие действия, которые либо обеспечивают положительное подкрепление, либо избавляют их от действия болевых травмирующих факторов. Таким образом, сами по себе эти действия выполняют функцию инструмента, обеспечивающего получение подкрепления (вознаграждение или ненаступление неприятного ощущения).
Б. Скиннер поставил следующий эксперимент. Голодную крысу помещают в изолированную от звуков, тускло освещенную клетку (ящик Скиннера), в одной из стенок которой находится рычажок. Если на него нажать, то из специального отверстия появляется съедобный шарик и крыса может частично утолить голод. Таким образом, для того чтобы насытиться, крыса должна выполнить определенную процедуру — оперант. До этого крыса несколько дней получала пищу с помощью автоматической кормушки, включение которой сопровождалось характерным звуком. Если бы кормушка включилась, а пища вдруг не появилась, то крыса все равно побежала бы к кормушке, поскольку образовался условный рефлекс (устойчивая связь между возникновением шума от включения кормушки и появлением пищи). Вот кормушка включается, а пищи нет. Для того чтобы она появилась, нужно нажать на рычаг, но крыса этого не знает. Как только она узнает об этом, случайно нажав на рычаг, то начинает выполнять это действие снова и снова. Рычаг можно закрепить, чтобы при нажатии пища не появлялась.
Если подобная ситуация продлится достаточно долго, то происходит угасание операнта — шаблонного действия, ведущего к достижению полезного результата.
В развитие концепции оперантного поведения П. Лоуренс и Дж. Лорш сформулировали закон ожидаемого результата. Этот закон в той или иной модификации используется в практике управления для стимулирования труда подчиненных. В соответствии с ним, чтобы добиться желательного трудового поведения персонала и обеспечить его устойчивость, необходимо разработать систему постоянно действующих позитивных стимулов (подкреплений).
3. Теория социального научения
Концепция бихевиоризма стала методологической основой теории социального научения. Согласно ей социальные, и в особенности сексуальные, роли людей, а также большинство форм социального поведения, составляющих основу адаптации к окружению, складываются в результате наблюдений за определенными социальными моделями: такими, как родители, учителя, товарищи по играм или герои романов и телевизионных фильмов. В итоге получается, что личность — это результат взаимодействия между индивидом (с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д.) и окружающей средой, которую он стремится узнать, чтобы разобраться, в каких ситуациях его поведение окажется адекватным, а в каких неприемлемым в зависимости от связанных с ним поощрений или наказаний.
Теория социального научения объясняет зависимость между изменениями поведения человека и теми последствиями, которые они вызывают в определенных ситуациях. Она, однако, не позволяет понять личность в целом и те константы, которые характеризуют личность данного индивида. Особенно мало она пригодна для того, чтобы объяснить тот контроль, которому столь многие люди пытаются подвергнуть свое существование с целью придать ему какой-то смысл. Такую попытку делает когнитивный подход.
4. Психоаналитическое объяснение поведения
Психоаналитическое объяснение поведения является альтернативой бихевиористскому. Психоанализ рассматривает поведение как определенный результат разрешения внутриличностного конфликта между тремя подсистемами психики:
- подсознанием — id;
- самосознанием — ego;
- super-ego, представляющим «социальную» часть психики.
В этом конфликте ведущая роль отводится подсознанию, вследствие чего активность людей понимается как совокупность реакций на действие разных по своей направленности импульсов подсознания, функционирующего по своей собственной, не вполне понятной логике. Таким образом, наблюдаемое поведение людей по своей сути неосознанно и, следовательно, должно анализироваться и описываться как следствие внутренних конфликтов и противоречивых стремлений личности.
5. Когнитивная концепция поведения
Согласно когнитивной (англ. cognitive — познавательный) методологии поведение человека рассматривается не как механическая реакция на тот или иной стимул, а как результат интерпретации им конкретной ситуации, осуществляемой с учетом его знаний и всего совокупного опыта жизни. Человек по своей природе не является пассивным существом, чьи действия полностью зависят от контроля внешней среды. Характер его реакций на возникающие ситуации и события чаще всего определяется той когнитивной интерпретацией, которую происходящему с ним и вокруг него дает он сам. Соответственно предмет когнитивной психологии составляют процессы и свойства личности, связанные с получением информации: восприятие, создание и распознавание образов, внимание, мышление, речь, воображение, принятие решений и пр.
Когнитивная концепция поведения исходит из приоритетной роли перечисленных психических явлений как факторов поведения. В соответствии с этим подходом человеческое поведение в организации следует рассматривать не как реакцию человека на объективную рабочую ситуацию, а скорее как реакцию на ее субъективный образ. Следовательно, предметом управленческого воздействия на поведение персонала должны быть не объективные условия работы, а результаты их восприятия. Хороший управляющий — тот, кто «господствует прежде всего над эмоциональными реакциями подчиненных» (Д.
Мак-Грегор). 6. Гештальтпсихология
Приверженцы гештальтпсихологии (нем. gestalt — форма, структура, фигура) видят в поведении человека реализацию его жизненной стратегии, корректируемой с учетом жизненных стратегий других. В основе такого понимания лежит основной постулат гештальтпсихологов, согласно которому человек воспринимает окружающий его мир в виде целостных образов, а не путем последовательного накопления и суммирования ощущений. Например: музыкальную мелодию мы воспринимаем целиком, а не отдельными звуками; решение какой-либо задачи появляется одномоментно в целом виде; исполнение различных приемов в спорте, танцах, труде воспринимается в формах слитных плавных движений, а не в виде последовательного ряда перемещений тела и его частей в пространстве. Человек, который входит в комнату, где находятся другие люди, воспринимает не передвигающиеся пятна цвета и даже не лица и тела по отдельности. Он воспринимает комнату и находящихся в ней люден как некоторое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон.
Согласно методологии гештальта, человеческая природа (если под ней понимать психическую жизнь) организована в виде целостностей и только таким образом может быть воспринята и понята. Человек взаимодействует с окружающим миром, выделяя в нем актуальные для него в данный момент целостности. Что же касается поведения людей в организации, то его нужно понимать как одно из проявлений их бытия, переживаемое в виде единого образа.
Этот образ будет индивидуально различным в силу индивидуальности восприятия. Для одного сотрудника помещение, в котором он работает, будет выступать в качестве фигуры, а все остальное (включая сотрудников) — как фон. Для другого фигурой будет являться личность руководителя, а остальные сотрудники — фоном, и т.д. Сама же организация, очевидно, не для всех сотрудников будет являться целостным объектом восприятия и отношения, поэтому для гештальтпсихологов, изучающих феномен организационного поведения, описание происходящего «здесь и теперь» будет важнее поиска объяснения его причин.
7. Концепция групповой динамики
Концепция групповой динамики строится на утверждении о прямой обусловленности (детерминированности) поведения человека коллективным поведением группы, в первую очередь малой. Из такой точки зрения следует, что поведение человека в организации непосредственно связано с коллективной деятельностью, в которой он участвует, и является ее продуктом. В связи с этим анализировать и прогнозировать поведение людей на работе необходимо в контексте процессов группообразования в организации, внутригруппового взаимодействия и стадий развития группы.
8. Социологические теории, объясняющие особенности и факторы различий организационного поведения
Напомним, что социология изучает главным образом поведенческую активность не отдельных индивидов, а различных объединений людей — социальных общностей. Это отнюдь не означает, что для социологов не представляют интереса конкретные люди. Напротив, социология личности традиционно является одним из основных направлений социологических исследований и структурных элементов социологических теорий. В соответствии со своими взглядами на природу человеческой активности социологи объясняют особенности поведения отдельных людей двумя факторами:
- принадлежностью их к конкретным социальным общностям, отличающимся размерами, культурой, целями, видами деятельности, образом жизни, интересами и пр.;
- положением, которое эти люди занимают в данных общностях.
В социологии (так же, как и в психологии) пока не сложилось единого целостного представления о собственном предмете исследования — обществе. В частности, существуют два противоположных взгляда на соотношение человека и общества:
- Согласно первому взгляду человек, точнее, его личность, — продукт того общества, в котором он появился на свет, рос, воспитывался, учился и работал.
- Согласно противоположной точке зрения общество и другие, менее масштабные социальные общности непрерывно создаются деятельностью людей и, таким образом, являются ее результатом.
О разнообразии социологических взглядов на природу поведения человека в организации дает представление следующий краткий обзор основных теоретических концепций, разработанных социологами.
Теория типичности социальных свойств. Поведение индивидов и групп в организации объясняется наличием у них как субъектов организационных отношений социально типичных свойств, обусловленных принадлежностью к определенной социальной категории (культурной, профессиональной и др.). Согласно данной логике, факт социальной принадлежности членов группы и группы в целом служит достаточным основанием для объяснения конкретных действий и прогнозирования особенностей их поведения в организации.
Теория социального действия. В соответствии с теорией социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.), поведение в организации необходимо рассматривать как следствие в основном рациональных и скоординированных коллективных действий, при которых каждый субъект поведения учитывает интересы, восприятия и ожидания других участников взаимодействия. В развитие данной теории возникла концепция ограниченной рациональности (Г. Саймон), учитывающая фактический предел возможностей человека в принятии (в условиях известного дефицита времени) полностью рациональных решений, которые требуют учета всей совокупности факторов, от которых зависит его принятие и выполнение. В условиях реального управления (в силу указанных обстоятельств) возможно принимать лишь условно рациональные решения.
Институциональная теория предполагает рассмотрение организационного поведения в контексте функционирования единой социальной системы и составляющих ее институтов, действие которых в свою очередь обеспечивается набором соответствующих социальных ролей, норм и санкций. Другими словами, поведение в организации понимается как результат принятия (соблюдения) субъектом установленных в данном социуме ролевых требований и санкций за нестандартные действия. Все это обеспечивает необходимый уровень социального порядка и предсказуемости поведения персонала.
Функциональная теория объясняет поведение в организации, рассматривая его в качестве функционального элемента единой социальной системы. Другими словами, утверждается, что поведение в организации сводится к выполнению определенной функции или нескольких функций. При этом предполагается, что взаимодействующим субъектам — индивидам (группам) — свойственно изначальное стремление к сохранению и укреплению целостности данной системы и поэтому все процессы, включая процессы в организациях, осуществляются в целях ее выживания. Соответственно они направлены на обеспечение интеграции, сотрудничества, равновесия и т.п. Поведение же при таком понимании (в том числе и поведение в организации) удобно анализировать с помощью одномерной шкалы на континууме: функциональное — дисфункциональное. Ключевые понятия этой теории — «выживание организации», «социальные функции организации», «дисфункции в организации».
Интеракционизм видит предмет социологии в совокупности взаимодействий индивидов в малых группах. Отсюда поведение в организации — это поведение, связанное прежде всего с взаимодействием между сотрудниками формальных структурных подразделений и внутри малых неформальных групп. Поведение субъектов взаимодействия строится, как правило, исходя из учета фактического состава социальных позиций, ролей, ролевых предписаний и ожиданий. Соответственно основное внимание при его изучении должно уделяться рассмотрению и описанию процессов взаимодействия, детерминируемых системой ролей и ролевых ожиданий в группах.
Теории социального конфликта занимают видное место среди социологических объяснительных моделей поведения в социуме. Рассматривая поведение в организации, приверженцы данной теории главное внимание уделяют конфликтам, которые в свою очередь объясняют наличием и столкновением противоположных интересов и социальных позиций коллективных субъектов трудового взаимодействия. Варианты этой теории различаются в зависимости от того, какой именно социальный феномен рассматривается в качестве объекта конфликта (власть, собственность, материальные ресурсы, право на достойное вознаграждение). Теории социального конфликта также стремятся ответить на естественные вопросы о степени его неизбежности и возможных условиях разрешения.
Теории социального обмена основное внимание уделяют механизму поведения индивидов и групп. При этом они видят его пружины в рациональном, взаимовыгодном обмене деятельностями и вознаграждениями. Выявление и изучение правил, обеспечивающих такого рода обмен, составляет основную задачу ее сторонников. Нарушение этих правил рассматривается в качестве главной причины часто наблюдаемого распада групп и организаций.
Феноменологический подход к описанию поведения в организации опирается на идеи феноменологической социологии, называемой еще социологией повседневности, интересующейся сознательными аспектами поведения, соотнесением собственного потока сознания и восприятия сознания других. Ключевое понятие этого подхода — понятие жизненного мира, или мира повседневности, разделяемого многими людьми и вместе с тем содержащего частные, биографически конкретные аспекты. Соответственно в жизненном мире различаются интимные отношения лицом к лицу (мы-отношения) и сдержанные безличные отношения (они-отношения).
Формирование теории организационного поведения опирается на результаты исследований, относящихся не к одной, а ко многим психологическим и социологическим школам. Это вполне закономерно, поскольку организационное поведение как объект исследования само по себе достаточно сложно, чтобы его можно было адекватно, без искажения сути явления, описать и объяснить, находясь в узких рамках одной-единственной методологической позиции и концептуальных предпосылок.
Koнcтaнтин Элиacoвич Oкcинoйд — кандидат философских наук, пpoфеccор кафедры управления пepcоналом Госудаpcтвенного унивеpcитета упpaвления (ГУУ), эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подписывайтесь на наш
Подписывайтесь на наш
Закрыть
Автоматизация бухгалтерии
для любого бизнеса
Попробовать бесплатно
Теории личности — Практическая психология на Aboutyourself.
ruАвтор Татьяна в . Опубликовано Психология личности Последнее обновление: 20/03/2015
Психология личности рассматривает самые интересные теории целого ряда известных мыслителей, в том числе Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. Давайте распределим их по группам их и рассмотрим каждую подробнее.
Биологические теории
Биологический подход предполагает, что личность определяется генетически. Достаточно большое количество исследований подтверждают идею о том, что существует связь между наследственностью и личностными качествами.
Одним из самых известных теоретиков в этой области был Ганс Айзенк, который и связал аспекты личности с биологическими процессами. Например, Айзенк утверждал, что интроверты имели повышенное возбуждение коры головного мозга, и что это делало ненужной дополнительную стимуляцию. С другой стороны, у экстравертов возбуждение было менее сильным, вследствие чего они стремятся к стимулирующему их опыту.
Бихевиористские теории
Бихевиористские теории предполагают, что личность является результатом взаимодействия человека и окружающей среды. Приверженцы поведенческого подхода к изучению личности изучают лишь наблюдаемые и измеримые проявления поведения, отвергая теории, которые принимают во внимание мысли и чувства человека.
Среди бихевиористов заметно выделяются Б.Ф. Скиннер и Джон Б. Уотсон.
Психодинамические теории
Все психодинамические теории личности сформировались, в значительной степени, под влиянием работ Зигмунда Фрейда; они подчёркивают влияние на процесс формирования и становления личности бессознательного и детских переживаний. К психодинамическим теориям относят теорию психосексуального развития Зигмунда Фрейда и этапы психосоциального развития, выделенные Эриком Эриксоном.
Фрейд полагал, что личность составляют Ид, Эго и Суперэго. Ид несёт ответственность за все потребности и побуждения, а Супер-эго за идеалы и мораль. Эго представляет собой баланс требований Ид, Супер-Эго и реальности.
Эриксон считал, что личность в своём развитии проходит серию стадий, на каждой из которых решается определённый конфликт. Успех зависит от успешного преодоления этих конфликтов.
Гуманистические теории
Гуманистические теории подчеркивают важность свободной воли и индивидуального опыта в развитии личности. Теоретики гуманистического взгляда на личность подчеркивали концепцию самоактуализации, которая подразумевает врождённую потребность в личностном росте, которая и мотивирует поведение. В рамках гуманистического подхода работали такие теоретики, как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.
Теории личностных черт
Теории личностных черт представляют один из крупнейших подходов в психологии личности. Согласно этому подходу, личность являет собой определённую совокупность характерных черт — в основном, относительно стабильную. Именно сочетание этих черт заставляет человека вести себя определённым образом. К наиболее известным теориям в рамках этого подхода относят теорию Айзенка и «Большую пятёрку».
Теги: личность, теории
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
Модель социальной когнитивной теории — Набор инструментов для укрепления здоровья и профилактики заболеваний в сельской местности
Социальная когнитивная теория (SCT) описывает влияние индивидуального опыта, действий других и факторы окружающей среды на индивидуальное поведение в отношении здоровья. SCT предоставляет возможности для социальной поддержки через прививание ожиданий, самоэффективности и использование обучения через наблюдение и других подкреплений для достижения изменение поведения.
Ключевые компоненты SCT, связанные с изменением индивидуального поведения, включают:
- Самоэффективность: Вера в то, что человек может контролировать и выполнять поведение.
- Поведенческие способности: Понимание и умение выполнять поведение.
- Ожидания: Определение результатов изменения поведения.
- Ожидания: Присвоение значения результатам изменения поведения.
- Самоконтроль: Регулирование и контроль индивидуального поведения.
- Обучение через наблюдение: Наблюдение и наблюдение за результатами других выступлений или моделирования желаемое поведение.
- Подкрепление: Продвижение стимулов и вознаграждений, которые поощряют изменение поведения.
Примеры социальной когнитивной теории
- Здоровый Отношения, программа, реализованная Chattanooga CARES — это вмешательство в малых группах для людей, живущих с ВИЧ/СПИДом. Программа основана на Теория социального познания и использует упражнения по развитию навыков для повышения самостоятельности и развития здорового образа жизни. поведения среди участников.
- HoMBReS — это сообщество вмешательство, направленное на снижение риска заражения ВИЧ и другими заболеваниями, передающимися половым путем, среди латиноамериканцев мужчин, проживающих в сельской местности США. Основываясь на теории социального познания, программа тренирует «Навегантес» (навигаторы), которые предоставляют информацию и материалы по снижению риска для цели. Население.
Рекомендации по реализации
SCT можно применять в качестве теоретической основы в различных условиях и группах населения. Он часто используется к направлять вмешательства по изменению поведения. Это может быть особенно полезно в сельских общинах для изучения того, как человек взаимодействует со своим окружением. SCT можно использовать для понимания влияния социальных детерминанты здоровья и прошлый опыт человека по изменению поведения.
Ресурсы, чтобы узнать больше
Социальное
Cognitive Theory
Веб-сайт
Содержит обзор социальной когнитивной теории (SCT) в мероприятиях по укреплению здоровья.
Организация(и): Школа общественного здравоохранения Бостонского университета
Что такое психодинамическая теория? — Теории социальной работы
Социальные работники уравновешивают многих клиентов, страдающих от широкого спектра проблем, включая травмы, заболевания, проблемы с психическим здоровьем, безработицу, отсутствие образования, дискриминацию, судимость и многое другое. Получение степени по социальной работе готовит студента к тому, чтобы стать практиком и помогать своим клиентам с помощью систем консультирования и социальной поддержки.
Социальные работники основывают свою практику на нескольких теориях и моделях практики, включая психодинамическую теорию. То, что когда-то было теорией, полученной от Зигмунда Фрейда, теперь представляет собой сеть теорий, разработанных и расширенных многими теоретиками с начала 1900-х годов. Психодинамическая теория, также известная как психоаналитическая психотерапия, помогает клиентам понять свои эмоции и бессознательные модели поведения. Обсуждая эти эмоции и поведение с социальным работником, клиенты лучше узнают себя и принимают лучшие решения для себя.
Первоначально психодинамическая теория была теорией личности, созданной Фрейдом. За прошедшие годы он значительно эволюционировал, и многие теоретики внесли в него свой вклад. Фрейд считал, что человеческое поведение можно объяснить интрапсихическими процессами и межличностными паттернами, находящимися вне сознательного понимания человека и основанными на его детском опыте. Общее определение психодинамической теории состоит в том, что силы, находящиеся за пределами сознания человека, объясняют, почему он ведет себя определенным образом.
Сегодня психодинамическая теория не является единой теорией. Вместо этого существует множество связанных теорий, касающихся человеческого развития и личности. Эти разные теории имеют различные лечебные процессы, некоторые из которых используются социальными работниками и другими клиницистами, например, разговорная терапия, анализ сновидений, свободные ассоциации и перенос.
Чем психодинамическая теория отличается от других видов терапии
Многие современные виды терапии делают упор на смягчение или избавление от симптомов проблемы. Например, если человек борется с тревогой, когнитивно-поведенческая терапия помогает человеку справиться с симптомами тревоги. Однако психодинамическая теория исследует глубоко укоренившиеся в человеке побуждения, потребности и желания. Это считается более глобальным подходом к терапии, чем современная проблемно-ориентированная терапия. Вы также можете рассматривать это как разницу между сосредоточением внимания на эмоциях человека и его поведением.
Руководство по психодинамической диагностике
Современная психология и психиатрия используют Диагностическое и статистическое руководство (DSM). Руководство по психодинамической диагностике (PDM) было опубликовано в 2006 году в качестве альтернативного или дополнительного руководства для клиницистов по диагностике и лечению клиентов. Его спонсировали:
- Американская психоаналитическая ассоциация
- Международная психоаналитическая ассоциация
- Отделение психоанализа Американской психологической ассоциации
- Американская академия психоанализа и динамической психиатрии
- Национальный членский комитет по психоанализу в клинической социальной работе
Второе издание было опубликовано в 2016 году и также спонсировалось Международной ассоциацией реляционного психоанализа и психотерапии.
Краткая история психодинамической теории
Многие специалисты на протяжении многих лет вносили свой вклад в психодинамическую теорию и ее связь с социальной работой . Теория претерпела значительные изменения и до сих пор является частью современной социальной работы. Национальная ассоциация стандартов социальных работников для клинической социальной работы в практике социальной работы (PDF, XX) перечисляет ее как одну из нескольких теорий, которые социальные работники могут использовать в качестве основы для своей практики.
Эволюцию психодинамической теории можно понять с помощью четырех школ мысли:
1. Теория влечений
Фрейд считал, что поведение человека является результатом нескольких влечений, включая секс (эрос), самосохранение и разрушение/ агрессия (смерть) влечет. Ид — это примитивная и инстинктивная часть разума, содержащая основу этих влечений. Это инстинктивная часть личности.
По мере развития ребенка внешние силы из мира затрудняют удовлетворение этих влечений. В конце концов, суперэго и эго создают внутренние препятствия и ограничения. Суперэго несет ответственность за мораль общества, которой его научили родители, действуя как моральная совесть. Эго является посредником между Ид и внешним миром — оно отвечает за принятие решений.
Когда желания человека, основанные на влечениях, могут стать сознательными, это запускает конфликт между влечениями и супер-эго или эго. Когда человеку не удается подавить свои желания, это создает тревогу и активирует защитные механизмы.
2. Эго-психология
Теории о том, как функционирует эго человека, развивались со времен Фрейда. Он считал, что эго развилось только из ид. Но позже теоретики полагали, что эго не только регулирует побуждения человека. Некоторые теоретики полагали, что эго развивалось автономно, без интрапсихического конфликта. Они считали, что у людей есть еще одно стремление исследовать и контролировать мир вокруг себя. Согласно психологии эго, окружающая среда и реальность человека также важны для его развития.
3. Теория объектных отношений
Первоначально психодинамическая теория рассматривала поведение как функцию влечений. Позже теоретики объяснили поведение людей поиском объекта. Люди были сформированы их отношениями со значимыми людьми вокруг них, такими как их родители, братья и сестры. Согласно этой теории, борьба человека связана с тем, что он сосредоточен на поддержании отношений с другими, а также на дифференциации себя. Став взрослыми, люди повторяют объектные отношения, сформированные в детстве.
4. Самопсихология
В соответствии с этой теорией восприятие человеком себя связано с его границами или отличиями (или их отсутствием) от других. Теоретики считают, что нарциссизм имеет здоровое место в развитии и взрослой жизни, хотя нарциссизм не следует путать с нарциссическим расстройством личности. Человек с низкой самооценкой или неразвитым чувством собственного достоинства может испытывать проблемы с психическим здоровьем. Человек со здоровым чувством собственного достоинства может саморегулироваться и успокаивать, и он устойчив. Некоторые теоретики считают, что отсутствие чувства собственного достоинства возникло из-за отсутствия родительского сочувствия в детстве.
В психодинамической теории есть несколько ключевых допущений:
- Любое поведение имеет первопричину.
- Причины поведения человека берут начало в его бессознательном.
- Различные аспекты бессознательной борьбы человека друг с другом.
- Поведение и чувства взрослых, включая проблемы с психическим здоровьем, уходят корнями в детские переживания.
- Как врожденные, внутренние процессы, так и внешняя среда вносят свой вклад во взрослую личность.
Цели психодинамической теории
Психодинамическая терапия подталкивает клиентов к:
- Признанию своих эмоций. Со временем клиенты могут начать распознавать закономерности в своих эмоциях и реагировать на них, что может привести к более правильному выбору.
- Определение шаблонов. Клиенты могут начать видеть закономерности не только в своих эмоциях, но и в поведении и отношениях. Или, если клиенты знают о негативных паттернах в своей жизни, терапия может помочь им понять, почему они делают определенный выбор, и дать им возможность измениться.
- Улучшение межличностных отношений. Современная психодинамическая теория помогает клиентам понять свои отношения, а также модели, которые они демонстрируют в отношениях.
- Распознавание и устранение уклонения. У каждого есть автоматические способы избегать плохих мыслей и чувств. Терапия может помочь клиентам понять, когда они действуют таким образом, чтобы избежать стресса, и как двигаться вперед, обращаясь со своими эмоциями с помощью здоровых механизмов преодоления.
Сильные и слабые стороны психодинамической теории
У психодинамической теории есть несколько сильных сторон. Он признает, что детство человека влияет на его психическое здоровье во взрослом возрасте. Эта идея легко принимается в современной психологии и социальной работе.
Он признает, что взрослый является продуктом как природы, так и воспитания. У людей есть внутренние побуждения, которые влияют на их поведение. На них также влияют детские переживания.
Психодинамическая теория Фрейда также привела к психоанализу, который использовал разговор как способ выявления и лечения психических заболеваний. Сегодня беседа является фундаментальным аспектом терапии. Когда вы думаете о враче, который спрашивает клиента: «Что вы при этом чувствуете?» это психодинамическая теория и психоанализ.
Есть общепризнанные недостатки психодинамической теории. Он не учитывает способность человека думать и контролировать свое поведение. Многие теоретики считают, что свободы воли недостаточно.
Считается ненаучным, потому что это трудно доказать. Теории в значительной степени необоснованны. Но современные медицинские достижения предоставили подтверждающие доказательства преимуществ психодинамической терапии.
Социальные работники могут извлечь пользу из применения фундаментальных положений психодинамической теории к своим клиентам. Каждое поведение клиента имеет причину. Это не случайно и не происходит на пустом месте. Их поведение также, вероятно, частично или в основном является реакцией на бессознательные процессы. Клиент может не понимать, почему он ведет себя определенным образом.
Теория объектных отношений и психология самости переместили психодинамическую теорию от проблемы одного человека, сосредоточенной на бессознательных проблемах человека, к психологии двух людей, сосредоточенной на отношениях. Это хорошо сочетается с социальной работой. Социальные работники часто сосредотачиваются на межличностных отношениях клиента, в том числе на отношениях между клиентом и работником, чтобы узнать о поведении клиента и способствовать его изменению.
Социальные работники часто работают с клиентами с множественными трудностями. Психодинамическая теория в социальной работе обеспечивает концептуальную основу для понимания, казалось бы, несвязанных между собой симптомов или моделей поведения. Система теорий предлагает социальным работникам способ решения всех проблем клиента.
Социальные работники надеются способствовать изменению и улучшению жизни клиента. Используя психодинамическую терапию, они могут помочь клиентам добраться до корня своих мыслей, эмоций и поведения. Это дает шанс для самопознания. У клиента есть возможность узнать больше о себе, распознать вредные модели эмоций или отношений и изменить свое поведение.
Типы психодинамического лечения
Существует множество различных методов лечения, которые социальные работники могут использовать как часть психодинамического подхода к современным видам терапии. Психотерапия будет сосредоточена в основном на разговоре. Клиницисты позволяют клиенту направлять разговор, но другие методы могут дополнять разговорную терапию, в том числе:
Перенос: Человек перенаправляет свои чувства и ожидания от одного человека на другого — обычно бессознательно. Перенос распространен в терапии. Клиент применяет эмоции к своему врачу и действует по отношению к нему, как если бы он был другим человеком. Перенос может происходить в самых разных отношениях и не обязательно свидетельствует о проблемах с психическим здоровьем. Когда социальный работник идентифицирует и понимает перенос клиента, он может лучше понять часть жизни клиента и его состояние.
Свободная ассоциация: Клиницист может предложить клиенту записать или высказать все мысли, которые приходят ему в голову. Это может быть бессвязный поток слов. Это может быть случайный набор воспоминаний и эмоций. Цель свободных ассоциаций — установить связи между темами, которые могут остаться незамеченными. Первоначально это было разработано Фрейдом, хотя сегодня это не распространенная терапевтическая техника.
Анализ снов: Фрейд также разработал технику анализа снов как способ узнать больше о бессознательном человека. Современные психодинамические клиницисты используют анализ сновидений как часть личностно-центрированной терапии, когнитивно-поведенческой терапии и гештальт-терапии (в гештальт-терапии существует убеждение, что сны — это сообщения, которые человек посылает сам).0003
Психодинамическая теория подвергалась критике за то, что она слишком детерминирована или обвиняет жертву, чтобы ее можно было использовать в современной психологии и социальной работе. Первоначальные теории полагали, что люди не могут контролировать свое поведение. Не хватало личной свободы действий.
Еще одна критика психодинамической теории, как она определена Фрейдом, заключается в том, что она сексистская. Фрейд считал, что женщины хуже мужчин. Он также считал, что у мужчин более сильное суперэго. Более слабое супер-эго женщин сделало их более склонными к беспокойству. Важно помнить, что Фрейд преимущественно лечил и изучал женщин среднего возраста в Вене.
В последние десятилетия психодинамическая теория подвергалась критике не только как сексистская, но и как недостаточная теория или метод лечения для цветных людей и членов сообщества ЛГБТК+.
Изначально психодинамическая теория не учитывала такие социальные проблемы, как сексизм, расизм, бедность и гомофобия. Некоторые практикующие врачи считали, что психодинамическая теория слишком много внимания уделяет психотерапевтическому лечению, а не решению более широких социальных проблем. Другими словами, специалисты-практики сосредоточились на поиске основной личной причины проблем клиента, вместо того чтобы обращаться к более крупным социальным системам, влияющим на клиента.
Это особенно касается социальных работников, которые считают социальную справедливость основной ценностью своей профессии. Современные социальные работники и специалисты-практики рассматривают более широкие социальные структуры, влияющие на клиента.
Чтобы узнать больше о психодинамической теории, прочитайте тексты Фрейда. Вы также можете узнать больше из:
- Mitchell, S.A., Black, MJ (1995) Freud and Beyond: A History of Modern Psychoanalytic Thought, New York: Basic Books.
- Мур, Б.Е. (1995) Психоанализ: основные концепции, Нью-Хейвен, издательство Йельского университета.
- Мур, Б.Е., Файн, Б.Р., ред. (1990) Психоаналитические термины и концепции, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета.
- Габбард, Г. О. (2004) Долгосрочная психодинамическая психотерапия: базовый текст, Вашингтон, округ Колумбия: American Psychiatric Press.
- Маквильямс Н. (2004) Психоаналитическая психотерапия, Нью-Йорк: Guilford Press.
- Гринсон, Р. (1967) Теория и техника психоанализа, Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
- Маквильямс, Н. (2004) Психоаналитическая психотерапия: Руководство для практикующих. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- Рокленд, Л. (1989) Поддерживающая психотерапия: психодинамический подход. Нью-Йорк: Основные книги.
- Лазар, С. (2010). Психотерапия того стоит; Всесторонний обзор эффективности затрат, American Psychiatric Publishing.
- Шедлер, Дж. (2010). Эффективность психодинамической психотерапии, американский психолог, 65, 98-109.
- Саммерс Р., Барбер Дж. (2009 г.). Психодинамическая психотерапия: руководство по доказательной практике. Гилфорд Пресс.
- Berzoff, J., L.M. Flanagan, and P. Hertz, eds. (2011) Наизнанку и снаружи: психодинамическая клиническая теория и психопатология в современном мультикультурном контексте. 3-е изд. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд.
- Берзофф, Дж., изд. (2012) Падение сквозь трещины: Психодинамическая практика с уязвимыми и угнетенными группами населения. Нью-Йорк: Колумбийский ун-т. Нажимать.
- Brandell, JR (2004) Психодинамическая социальная работа. Основы знаний социальной работы. Нью-Йорк: Колумбийский ун-т. Нажимать.
- Гольдштейн, Э. Г. (2001) Теория объектных отношений и психология самости в практике социальной работы. Нью-Йорк: Свободная пресса.
- Садбери, Дж. (2002) Ключевые особенности терапевтической социальной работы: использование отношений. Журнал практики социальной работы 16.2: 149–162.
- Грин Р.Р. и Эфросс П.Х. (1991) Классическая психоаналитическая мысль, современные разработки и клиническая социальная работа. В R.R. Green & P.H. Эфросс (ред.), Теория человеческого поведения и практика социальной работы (стр. 39).-78). Нью-Йорк: Альдин де Грюйтер.
Студентам, изучающим социальную работу, полезно узнать о различных теориях и моделях практики, включая психодинамические теории и методы лечения. Углубление в историю психодинамической теории дает учащимся более глубокое понимание преимуществ и возможностей теории беседы. Он также предоставляет им множество стратегий для работы с клиентами на основе их уникальных потребностей и целей. Гибкость психодинамической терапии дает социальным работникам множество способов помочь клиентам справиться с их обстоятельствами и добиться изменений.