Активный метод
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на
различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами,
можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство
авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-
познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это
положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к
его научной трактовке.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к
достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке
как научной категории. «Метод — в самом общем значении — способ достижения
цели, определенным образом упорядоченная деятельность», — сказано в философском
словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный
способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению
определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод
обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение,
объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной
деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет
материал, а с другой — стремится стимулировать учебно-познавательную
деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному
формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам
учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит
вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной
деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и
усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа
учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся.
Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать
способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной
деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных
на овладение изучаемым материалом.
Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения
». Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который
применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются
следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на
практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая
тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем
будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда
специфических приемов.
Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов
обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов
схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и
предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное,
активное и творческое овладение знаниями учащимися.
Именно в эти годы педагогБ.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только
два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод
готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего
метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого
сводилась к тому, что учащиеся все должны были познавать на основе наблюдения
и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.
В 20-е годы предпринимались также попытки насаждения в школе так называемого
метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма и который был
заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация
отдельных учебных предметов и сведение всей учебной работы к так называемому
«проектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобразовательной
подготовки учащихся. С тех пор в нашей педагогике утвердилось положение о
том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в
процессе его должны применяться различные методы учебной работы.
Дидактические исследования, однако, показывают, что номенклатура
(наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим
разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их
разработке. Рассмотрим важнейшие из них.
Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.)
считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те
источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три
группы методов: словесные, наглядные и практические. И действительно,
слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном
процессе.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из
характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым
материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ,
лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и
диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на
практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача,
которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и
пользуясь помощью учителя.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные
группы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательнойдеятельности.
Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с
различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в
дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же
классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если
методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной
деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению
познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие
группы:
а) методы приобретения новых знаний,
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и
помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную
классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов
обучения можно разделить на пять следующих групп:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной
деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод
иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового
материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и
навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:
повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный,
фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы,
проверка домашних работ, программированный контроль.
Навигация: Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные Топ: Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования… Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении… Оснащения врачебно-сестринской бригады. Интересное: Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья… Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль. .. Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы… Дисциплины: Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция |
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 9Следующая ⇒ Цель:: Сформулировать знания об интерактивных методах обучения. План лекции: 1. Достоинства и недостатки пассивного метода обучения 2. Форма взаимодействия учителя и учащихся в активных подходах к обучению 3.Сущность интерактивных методов обучения
1. Пассивный метод обученияПассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция — самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет. Активный метод Активный метод обучения (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный метод обучения (схема 3). Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
· не имеет однозначного и односложного ответа или решения · является практическим и полезным для учащихся · связано с жизнью (с предстоящей трудовой деятельностью) учащихся · вызывает интерес у учащихся · Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания. Работа в малых группах —дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. 1. Литература: Основная: 1.Педагогика. Под ред. Л. П. Крившенко и др.-М.,2005-427с(с.317-325). 2.Харламов И. Ф. Педагогика-М.,1999.-516.(252-254). 3.Мухина С.А., Соловьева А.А., Современные инновационные технологии обучения.М, 2008 г.-360с. 4. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228 с. Дополнительная: 1. Дьяченко В. К. Новая дидактика – М,2001.-326с. 2.Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика-С-Пб,2000.-388с. 3.Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения – М, 1998.-366с. Контрольные вопросы. 1.Понятие интерактивного обучения 2. Как осуществляется связь с учителем при пассивном методе обучения 3. Положительные стороны пассивного метода 4.В каких случаях следует использовать пассивный метод 5. Позиция учителя и учащихся при активном методе обучения 6. Какой стиль общения используется при активном способах обучения 7. В чем разница между активным и интерактивным методами обучения 8. Задания, формы работы при интерактивных подходах к обучению 9. Что предполагает диалогичность общения 10. Как осуществляется рефлексия участников при выполнении творческих заданий 11. Как осуществляется кейс-стади 12. Признаки интерактивного сотрудничества 13. Охарактеризуйте творческие задания 14. Трудности, возникающие при «работе в парах» и «работе в малой группе» 15. В каких случаях предпаочтительнее «работа в малой группе» 16. Какие навыки приобретаются у обучающихся при интерактивных подходах к обучению
Лекция №5. ⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒ Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни… Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)… Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой… Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций… |
Преподавание в классе активного обучения (ALC)
be/Sg4ZwncgstQ&max_width=854&max_height=480&hash=QqE-O6NP_YfxDEyZB-u9sEvLLYW5QiNFio1gMdG4-Hc» frameborder=»0″ allowtransparency=»» title=»Why teach in an ALC?»>Классы активного обучения (ALC) — это высокотехнологичные классы, ориентированные на учащихся. Их легко узнать по большим ученическим столам и подвижным сиденьям, предназначенным для облегчения и поощрения активного обучения.
Как правило, каждый стол сопровождается белой доской и монитором с плоским экраном для отображения работы учащихся, а в больших комнатах у каждого стола часто есть микрофоны. В ALC также есть учебная станция, которая позволяет инструктору выбирать, проектировать и выделять работы учащихся из любой конкретной таблицы.
С 2007 года исследовательская и оценочная группа CEI сотрудничает с Управлением управления классом (OCM) и другими центральными подразделениями для проведения постоянного исследования новых учебных пространств.
Эти проекты пытаются определить, в какой степени ALC влияют на результаты обучения учащихся, восприятие учащихся и преподавателей, а также методы преподавания и обучения. Несколько публикаций, появившихся в результате этого исследования, перечислены на странице «Исследования и ресурсы».
Ключевые выводы
Результаты обучения
На одном уроке биологии один раздел преподавался в ALC, а другой раздел преподавался в традиционном классе. Студенты в среде активного обучения имели значительно более низкие баллы ACT, чем студенты в традиционной среде, предполагая, что оценки за курс, которые они могли бы получить, также будут ниже. Тем не менее, учащиеся в ALC превзошли ожидания, получив те же оценки, что и учащиеся в традиционном классе, что убедительно свидетельствует о том, что особенности комнаты в значительной степени способствовали их обучению. Ответы учащихся на вопросы анкеты, полученные в ходе свободного ответа, подтвердили этот результат, описав способы, которыми ALC помог им в выполнении учебных задач. Эти результаты были воспроизведены во втором исследовании.
Поведение преподавателя
Данные, собранные с использованием протокола наблюдения в классе в двух разделах класса биологии, показали, что, несмотря на явную попытку профессора проводить одни и те же учебные мероприятия в обоих разделах, на самом деле он вел себя совершенно по-разному в разных классах, читая лекции значительно больше в традиционном зале и гораздо чаще ведение дискуссий в ALC.
Педагогика и космос
Два раздела курса семейных социальных наук, которые преподавались в ALC с разницей в один год, сравнивались, чтобы выделить влияние изменений в педагогике. Данные свидетельствуют о том, что учащиеся лучше справлялись с оценками в ALC, когда педагогика была преобразована из традиционной модели (ориентированной на учителя, основанной на лекциях) в модель совместного и активного обучения. Мы пришли к выводу, что чтение лекций в ALC далеко не так эффективно, как привлечение студентов к активным учебным задачам, что измеряется поведением на задании и результатами обучения студентов.
Переворачивание и смешивание
Мы сравнили большой курс химии (более 300 студентов), преподаваемый в традиционном театральном классе, который собирался 3 раза в неделю, с тем же курсом, который преподает тот же инструктор, который проводил занятия в меньшем ALC, работающем над проблемой. решение один раз в неделю и просмотр записанных лекций. Студенты, которые встречались в ALC всего один раз в неделю, показали такие же или лучшие результаты на том же стандартном экзамене, что и студенты, которые проводили в три раза больше времени в более крупном традиционном лекционном классе. Это означало, что воздействие класса ALC может быть увеличено как минимум в три раза, потому что вместо того, чтобы использовать его три раза в неделю для достижения результата обучения, его нужно использовать только один раз в неделю для достижения того же эффекта.
Как пространство взаимодействует с социальным поведением в классе
Хотя мы поняли, что ALC способствуют хорошим результатам, мы не были уверены, как эти хорошие эффекты возникли. Мы разработали и утвердили инструмент — опрос «Социальный контекст и среда обучения» (SCALE) — для измерения социальных взаимодействий в классе.
Недавно мы провели анализы, которые а) сравнивают относительные уровни каждого измерения социального контекста, присутствующего в традиционных классах и ALC, и б) прогнозируют результаты обучения, связанные с некоторыми из этих измерений. Выводы ожидаются, но предварительное обсуждение можно найти в главе 3 из 9.0037 Руководство по преподаванию в классе активного обучения: история, исследования и практика (Stylus, 2016).
Введение в активное обучение | CRLT
Название ресурса:
Активное обучение — введение
Тип курса:
Все
Что такое активное обучение?
Термин «активное обучение», безусловно, не нов. В последние годы это становится все более распространенным среди школьных классов. Результатом стало огромное количество исследований по этой теме. Многочисленные исследования подтвердили преимущества активного обучения в отношении его влияния на преподавание и обучение учащихся. Исследователи и преподаватели интерпретировали это по-разному. Майкл Принс объясняет: «Активное обучение обычно определяется как любой метод обучения, который вовлекает учащихся в процесс обучения. Короче говоря, активное обучение требует, чтобы учащиеся выполняли осмысленную учебную деятельность и думали о том, что они делают» (Принс, 2004). Определение Принса взято из фундаментальной работы, проделанной Бонвеллом и Эйсоном (Бонвелл, 2000 и Эйсон, 2010), и получило широкое признание.
Активное обучение и увлеченное обучение
Преподаватели иногда спрашивают, как активное обучение связано с «вовлеченным обучением». В Мичиганском университете вовлечённое обучение определяется как образовательный опыт, в котором «студенты имеют возможность практиковаться в незаписанных, аутентичных условиях, когда заинтересованные стороны (включая самих студентов) заинтересованы в результате». Для получения дополнительной информации о вовлеченном обучении в UM посетите веб-сайт Engaged Learning в Мичигане.
Как выглядит активное обучение в классе?
На курсе, ориентированном на активное обучение, студенты по-настоящему вовлечены в учебный процесс. Они могут справиться с материалом курса, совместно работая над проблемами. Они постоянно обрабатывают то, что они изучают. Студенты могут просматривать слайды PowerPoint, но они также обсуждают или обсуждают вопросы, заданные преподавателем, и их просят критически проанализировать представленную информацию. Они могут искать в Интернете, но они ищут данные и ресурсы для поддержки своих аргументов. В некоторых случаях они знакомятся с большим объемом материала вне занятий, поэтому большую часть времени в классе можно посвятить практическому обучению (см. примеры «Первое знакомство с содержанием курса»). На самом деле, некоторые курсы настолько активны, что сторонний наблюдатель может не сразу определить, кто является инструктором, поскольку инструктор может ходить и взаимодействовать с группами работающих студентов.
Преимущества активного обучения
Преимущества активного обучения неоднократно подтверждались в литературе. Сравнивая результаты обучения студентов на вводных курсах физики, Ричард Хейк смог показать, что интерактивные курсы более чем в два раза эффективнее способствуют концептуальному пониманию по сравнению с традиционными (Хейк, 1998). Более поздний метаанализ, проведенный Freeman et al. сообщили о результатах 225 исследований по дисциплинам STEM, сравнивая традиционную лекцию с активным обучением (Freeman, 2014). В целом было показано, что средние экзаменационные баллы учащихся улучшились примерно на 6% на занятиях с активным обучением. Кроме того, было обнаружено, что студенты, участвующие в традиционных лекциях, в 1,5 раза чаще терпят неудачу по сравнению со студентами в классах со значительным активным обучением.
Требуется время и творческий подход, чтобы эффективно внедрить активные стратегии обучения в преподавание и получить все преимущества в учебных условиях и дисциплинах. Но, как демонстрируют многие преподаватели, которых мы рассказываем, активное обучение может быть легко и эффективно включено в существующие курсы и материалы без необходимости кардинального пересмотра курса.
Этот веб-сайт посвящен следующему:
, размышляя о своей собственной практике, чтобы определить области, в которых можно использовать активное обучение, и определить уже используемые стратегии, которые могут быть основаны на
активная учебная работа – советы и приемы по интеграции стратегий активного обучения, избегая распространенных ошибок
Примеры преподавателей UM того, как стратегии активного обучения интегрированы в преподавание
ресурсов для дальнейшего изучения, включая ресурсы по конкретным дисциплинам и исследования, подтверждающие наши выводы об эффективности активного обучения.