Стихи про алфавит, азбуку, буквы для детей
Стихотворения для детей про азбуку и алфавит, которые собраны на нашей странице пригодятся учителям, воспитателям группы продленного дня, воспитателям в детском саду и родителям, которые стремятся дать своим детям больше знаний и представлений об окружающем мире.
Стих про букварь
Первая книжка
Вот книжка моя первая, —
Знакома всем, наверное?
Картинки — разноцветные,
Слова —
Простые,
Светлые.
Она
Меня
Начнёт
Учить —
Читать,
Писать,
Работать,
Жить.
Откроет все
Дороги в даль
Мне книжка первая —
БУКВАРЬ!
Валентин Лукша
Коротенький стих про алфавит
Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен.
Буква в нем всегда стоит
На своем особом месте.
Учим, учим назубок
Алфавит мы дружно,
Чтобы он найти помог
В словарях, где нужно.
***
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.
Ф, бедняжку, так раздуло —
Не прочесть ее никак!
Букву P перевернуло —
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась —
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
Ю. Тувим
***
Песенка-азбука
Тридцать три родных сестрицы
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат.
Славные сестрицы,-
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А Б В Г Д Е Ё Ж
Прикатили нам еже!
З И Й К Л М Н О
Дружно вылезли в окно!
П Р С Т У Ф Х
Оседлали петуха!
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я —
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними , дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Б. Заходер
***
Стихи для запоминания алфавита
А, б, в, г, д, е, ё –
Постираем мы бельё.
Ж, з, и, й, к, л, м –
Апельсинку быстро съем.
Н, о, п, р, с, т, у –
Погуляем на мосту.
Ф, х, ц, ч, ш, щ –
Ах, какая чаща!
ъ, ы, ь –
Не запомнятся никак.
Э, ю, я –
Вот и все, мои друзья.
***
Алфавит
А Б В Г Д Е Ё
Знайте место все своё!
Ж З И Й К Л М
Вспоминайте, кто за кем!
Н О П Р С Т У
Стойте дружно все в ряду!
Ф Х Ц Ч Ш и Щ
Размещайтесь не спеша!
Ъ Ы Ь
Стойте рядышком, вот так!
Торопитесь, Э Ю Я!
Вот и в сборе букв семья!
С.Ф. Жуйков, М.М. Зеленина, Е.Г. Карлсон
***
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они — ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах…
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
***
Лесная Академия
Как-то летом, на лужайке,
Очень умный майский жук
Основал для насекомых
Академию наук.
Академия открыта!
От зари и до зари
Насекомые лесные
Изучают буквари:
А -Акула, Б — Берёза,
В — Ворона, Г -Гроза…
— Шмель и Муха, не жужжите!
Успокойся, Стрекоза!
Повторяйте, не сбивайтесь:
Д — Дорога, Е -Енот…
Повернись к доске, Кузнечик!
Сел ты задом наперёд!
Ж— Журавль или Жаба,
З — Забор или Змея…
— Не смеши клопа, Комарик,
Пересядь от Муравья!
И -Иголка, К — Крапива,
Л -Личинка, Липа, Луг…
— Ты кому расставил сети?
Убирайся , злой Паук!
М — Медведь, Мышонок, Море.
Н -Налим, а О — Олень…
— В академию не ходят
Те, кому учиться лень!
П -Петрушка, Р — Ромашка,
С — Сучок или Сморчок…
-Таракан, не корчи рожи!
Не подсказывай, Сверчок!
Т— Травинка, У — Улитка,
Ф — Фиалка, Х — Хорёк…
— После первой перемены
Мы продолжим наш урок!
Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало —
Только ползать и летать!
С. Михалков
***
На пиру у крота
Между собой уже века
Живут в согласье «Г» и «К»,
И не впадает «К» в обиду,
Когда ее сменяет «Г»,
Что схоже с цаплею по виду
И на одной стоит ноге.
Открыл однажды КРОТ
В огороде огромный ГРОТ.
Достал мешок КОСТЕЙ
И пригласил ГОСТЕЙ.
Издалека ШАКАЛ
На пир к нему ШАГАЛ.
Топтыгин шапку СКИНУЛ —
Шакал от страха СГИНУЛ.
А краб Бороться с КРАБОМ
Давай в тени под ГРАБОМ.
Свернулся ёж в КЛУБОК,
Стал сон его ГЛУБОК.
И, закусив КОРОЙ,
Зайчишка под ГОРОЙ,
Чтоб отличиться в ИГРАХ,
Плясал до боли в ИКРАХ.
Озорные буквы
Воробьишка поскакал —
Где-то КРОШКИ отыскал.
Он одну сейчас же съел
Прямо на дорожке,
Остальные не успел:
Помешали КОШКИ.
«К» в карман к монтёру — прыг! —
А в кармане — РОЛИКИ.
Из кармана в тот же миг
Выскочили КРОЛИКИ!
Как-то вздумали газели
С буквой «Г» затеять ИГРЫ,
И за это чуть не съели
Их безжалостные ТИГРЫ!
Вот такая смехота:
«Р» свалилась на КОТА!
Кот не кот теперь, а КРОТ,
Роет он подземный ход.
Как одинок бедняга М,
Он от тоски засох совсем,
Как майский жук в коробочке.
И вот красотка буква У
Однажды встретилась ему
На алфавитной тропке.
И бедный М сказал с мольбой:
-Давай поженимся с тобой.
Но встречен был сурово:
-Ты М, я У, а вместе МУ?
Всю жизнь мычать мне ни к чему.
Прощай, я не корова.
Наш М был страшно оскорблён.
Но букву Ы посватал он.
И та была согласна.
Она ему сказала: — Мы
Составим вместе слово МЫ,
А это так прекрасно.
Ю. Вронский
Стихи про алфавит для 1 класса
от А до Я
Буква А всегда в полёте
Как бумажный самолётик —
Два крыла и острый носик —
Ветер самолёт уносит.
Между крыльями — скамья,
А пилотом буду я.
***
У неё спортивнфй вид.
Б — на голове стоит
И умеет (ой-ой-ой!)
Ножку гнуть над головой!
***
Буква В — весёлый котик —
Есть головка, есть животик,
Только хвостика не видно —
Очень котику обидно!
***
Буква Г как кочерга —
К верху пяткою нога —
Как стена и потолок,
Как у дома уголок.
***
Буква Д -волшебный домик,
В нём живёт весёлый гномик.
Есть у дома две ноги.
Ну-ка, домик, к нам беги!
***
Буква Е стоит в прихожей,
Буква Е на шкаф похожа.
Полочек у шкафа три,
Нету ничего внутри.
***
Пишет Маша буква Е,
А над нею точки две.
Посмотрите, у неё
Получилась буква Ё.
***
Буква Ж — как майский жук —
Ножки есть, а нету рук.
Из трёх палок состоит
И жужжит, жужжит, жужжит.
***
Буква З — два завитка,
Лепесточки от цветка,
Крылышки у мушки,
У мышонка ушки.
***
Буква И сказала так:
«Я похожа на зигзаг,
На верхушку острых гор,
И немножко — на забор».
***
Буква Й сказала нам:
«Я загадку вам задам!
Мы с сестричкой буквой И
Схожи, что ни говори.
А когда встречаемся,
Чем мы отличаемся?»
Маша сразу угадала:
Сверху бантик увидала!
***
Буква К идёт вперёд,
Руку правую даёт,
Правой ножкой к нам шагает,
Подружится предлагает.
***
Буква Л — на доме крыша.
Дождь стучит по крыше, слышишь?
Буква Л накрыла дом —
Будет сухо в доме том!
***
М — стоит на толстых ножках
И стесняется немножко.
Руки выставив вперёд,
Закрывает свой живот.
***
Н — стояла во дворе,
Говорила детворе:
«Я -кроватка, я — скамейка,
Между палками — линейка.
Если долгим был ваш путь,
Приглашаю отдохнуть!»
***
По дорожке я качусь,
Как колёсико верчусь.
В целом мире ничего
Нет круглее букву О!
***
П похожа на ворота,
У неё одна забота —
Вратарю помочь в футболе
Хорошо стоять на поле.
***
Буква Р сказала: «Здрасьте!
Я — весёлый головастик.
Голова и сверху хвостик.
В речке прячусь я под мостик!»
***
Буква С — кривая спинка,
С — от сушки половинка,
Полукруг или всего
Только часть от буквы О.
***
Если в дом приходит гость —
Шляпу вешает на гвоздь.
Буква Т на гвоздь похожа —
У неё есть шляпка тоже.
***
Говорит корова: «Му!
Мы похожи с буквой У.
У — не скачет по дорожке
И поменьше ростиком,
Но показывает рожки
И махает хвостиком!»
***
Буква Ф заметишь сразу —
Есть у буквы Ф два глаза.
На одной ноге стоит
И во все глаза глядит.
***
Буква Х пишу в тетрадку,
Буква делает зарядку —
Ноги ставит широко,
Руки тянет высоко.
***
Телефон молчит? Расстройство…
Где зарядное устройство?
Так случилось, что нередко
Букву Ц суют в розетку.
Только провод очень мал —
Кто-то дёрнул и порвал!
***
Буква Ч — весёлый стул.
Всех однажды обманул:
Стал, исполнив свой каприз, —
Ножки вверх, а спинка вниз!
***
Ш на вилку так похожа,
Только взять никто не может!
Лишь три зубчика осталось,
Ну, в ручка потерялась!
***
Буквы Ш и Щ — сестрички,
Только Щ всегда с косичкой!
***
Букву Ы немного жалко —
Опирается на палку.
Перейти дорогу вы
Помогите букве Ы!
***
Мишки , лёжа на печи,
Спорили до драки:
Не сумели различить
Мягкий с твёрдым знаки!
Эта пара, медвежата,
Одинаково пузата.
Спинка — просто палочка,
Вот такая парочка!
Мягкий знак — здоровьем крепкий —
Никогда не носит кепки.
Твёрдый ходит круглый год
В кепке задом наперёд.
***
Высунув язык вперёд,
Буква Э открыла рот:
«Я хотела извиниться!
Очень я люблю дразниться!»
***
«Палка, палка и кружок.
Нарисуй меня, дружок! —
Улыбнулась буква Ю, —
Я тебя благодарю!»
***
Повернула к нам головку,
Влево ножку ставит ловко.
Буква Я пустилась в пляс —
Удивить хотела нас.
Учим букву А, готовые задания
Стихотворения веселые, динамичные с забавными историями, безусловно понравятся взрослым и детям. Из них ребята узнают, что в русском языке 33 буквы-сестрицы. Что они стоят в определенной последовательности. При помощи стихов легко можно выучить алфавит.
При чтении желательно объяснить детям, что в языке есть буквы — это то что мы пишем и читаем, и звуки — произносим и слышим. Желательно, чтобы дети четко дифференцировали эти понятия. Потому как согласные буквы и звуки имеют различное звучание. Например «ррррр» — это звук, а вот «эр» — буква. Сначала детям это сложно понять и усвоить, но со временем они это поймут и их знания систематизируются.
Начинайте с малого и скоро великое придет к вам и вашим деткам!
6 советов как выучить алфавит с детьми
Научить учеников алфавиту ─ непростая задача для учителя. 26 букв, каждая из которых не только по-своему называется, но и обозначает несколько звуков. Каким же образом обучить учеников алфавиту весело и интересно, чтобы не только не растерять интерес к языку, но и побудить детей активно использовать эти знания?
Помните, что для эффективного запоминания информации разным типам учеников необходимы разные виды деятельности на уроке. Кому-то достаточно один раз увидеть и повторить, а некоторым требуется «потрогать», поиграть, и только тогда они что-нибудь запомнят. Поэтому включайте в урок разные виды деятельности, а не только письменные задания и скучное повторение за учителем.
Играйте!
Изобразите с учениками букву, которую вы изучаете, из канцелярии, которая есть в детских пеналах (картинка ниже) или покажите ее на пальцах или всем телом.
Рисуйте!
Я нашла один забавный способ изучения новых слов (который также идеально подходит для изучения букв) в группе We teach English и успешно применила на уроках с первоклассниками. Нарисуйте контур буквы, которую вы изучаете, на половине листа и пусть ученики разрисуют букву цветными карандашами, причем они должны не просто разрисовать, а заполнить букву маленькими цветными буквами (на картинке ниже). Это гораздо интереснее, чем просто прописывать буквы в строку. Мои ученики были в восторге, и сами просили «рисовать буквы».
Пойте песни!
На сегодняшний день на Youtube есть уйма каналов с веселыми песнями, которые помогут детям запомнить алфавит: Super Simple Songs, ChuChu TV, Super Simple ABCs, The Singing Walrus – выбирайте то, что вам по душе. Выберите песню, с которой вы будете начинать урок, и начинайте урок с пения этой песни, пока изучаете алфавит.
Покажите детям прогресс в освоении алфавита!
Можно сделать это таким образом: расскажите сказку про гусеницу, которая кушает буквы, которые дети уже выучили. Чем больше букв знают ученики, тем скорее гусеница вырастет и станет бабочкой. При изучении новой буквы, присоединяйте ее к голове гусеницы. Эта гусеница также поможет повторить уже выученные буквы в начале урока. Заготовки для изготовления гусеницы есть на этом сайте, но можно сделать ее самому из подручных материалов.
Источник: https://educatorpages.com/site/hollyweber/pages/alphie-the-alphabet-caterpillarИспользуйте яркие и интересные раздаточные материалы.
Чтобы заинтересовать юных студентов. Для учеников-визуалов используйте раскраски, чтобы запечатлеть образ буквы. Для аудиалов используйте стихи и песни на запоминание алфавита. Для кинестетиков используйте игры, такие как бинго, кроссворды, различные соединялки. Они не только активизируют полученные знания проверяют, насколько ученики запомнили букву, но и переводят знания на уровень выше согласно таксономии Блума.
Плакат с алфавитом на доске поможет ученикам “пассивно” повторять выученные буквы. Все вышеперечисленные раздаточные материалы есть на сайтах ISLcollective, Pinterest, WorksheetFun, а также Learn English Kids от British Council. В завершение, создайте лэпбук с алфавитом, который поможет систематизировать полученные знания.
Лэпбук. Источник: http://young-hosannas.blogspot.com/2013/08/abigails-abc-lapbook-3-years-old.htmlПривязывайте букву к звуку и слову при первом же изучении для того, чтобы дети сразу видели, как отдельная буква будет произноситься в слове и при этом не нагружая их сразу понятием транскрипции. Тогда детям будет гораздо проще научиться читать на английском языке. Вот пример того, как это можно сделать:
Учитель показывает флешкарту с буквой В и говорит, как произносится буква.
Учитель (У): B [bi:]. B… B… Repeat B.
Дети (Д) повторяют: В [bi:].
У: В [bi:].
Д: В [bi:].
У: В [bi:] is for [b]. Repeat [b].
Д: [b].
У: [b].
Д: [b].
У: В [b] is for bike (показывает картинку с велосипедом). Repeat: bike.
Д: Bike.
У: Bike.
Д: Bike.
У: В [bi:] – b [b] – bike. Repeat: В [bi:] – b [b] – bike.
Д: В [bi:] – b [b] – bike.
У: Good! What’s this? (показывая “В”)
Д: В [bi:].
У: Is for?
Д: [b].
У: Is for? (переворачивая карточку)
Д: Bike.
У: Good job! (теперь спрашивая учеников по-отдельности)
Как учить дошкольников алфавиту
Вам интересно, как научить дошкольников алфавиту? Или просто ищете идеи? Вы найдете сотни идей для обучения на Измеренной маме®.
Как учить дошкольников алфавиту
1. Произнесите слова, начинающиеся с нужной буквы. Предложите дошкольникам определить начальный звук слова.
- Произносите каждое слово после меня. (Подчеркивайте /d/ в начале каждого слова, когда вы его произносите.) Динозавр. Утка. Собака. Окунать. Дверь. Какой звук вы произнесли в начале каждого слова? Звук /д/. (Убедитесь, что вы не добавляете «ух» в конце звука.)
2. Расскажите о том, как вы формируете звук.
- Посмотрите, что делает мой рот, когда я говорю /д/. Теперь ты попробуй. Что делает ваш язык, когда вы произносите /д/? Положи руку на горло, когда говоришь /д/. Это тихий или шумный звук? (шумно)
3. Ввести письмо. (Выберите верхний или нижний регистр.)
- (Поднимите карточку с буквой d.) Это буква d. Когда мы видим эту карту, мы говорим: «d заклинания /d/». Твой ход. (Учащиеся: «д пишет /д/».)
4. Научите учащихся составлять букву, используя мысленное письмо и движение по пальцам.
- Чтобы сделать букву d, мы начинаем с середины, тянемся назад, по кругу, идем до конца вверх и вниз.
- Смотри, как я поднимаю руку и пишу букву «д» в небе. Я начинаю с середины, оттягиваюсь назад, иду вверх и вниз. Теперь ты попробуй. Поднимите палец в воздух. Начните с середины, потяните назад, по кругу, идите до упора вверх и вниз.
- Сделай букву d, водя пальцем по столу. Начните с середины, потяните назад, по кругу, идите до упора вверх и вниз. (Другие варианты: поднос с песком или солью, крем для бритья и т. д.) Теперь сделайте то же самое, произнеся «d заклинания /d/». Не забывайте подчеркивать букву d, когда говорите /d/. (Потренируйтесь несколько раз.)
Ищете готовый учебный курс по алфавиту?
Учебная программа по алфавиту для дошкольных учреждений
$29,00
Наша учебная программа включает уроки по обучению буквам и звукам как в верхнем, так и в нижнем регистре. Вы получите три урока на букву, встроенный обзор, простую практику рукописного ввода, рифмование, подсчет слогов, фонематическую осведомленность и многое другое!
Купить сейчас
5. Проведите несколько дней, сосредоточившись на новом письме. Обязательно потренируйтесь узнавать название и звук буквы с помощью карточек. Включите простые практики письма и игры с алфавитом.
6. Всегда повторяйте ранее выученные буквы . Одна из проблем с традиционными подходами к Письму недели заключается в том, что они не всегда включают обзор. Убедитесь, что вы просматриваете ранее изученные карточки с новой карточкой. Играйте в игры, включающие все буквы, которые вы выучили.
7. Убедитесь, что вы включаете другие навыки и концепции ранней грамотности.
- Читать вслух детские книжки с картинками. Сделайте чтение вслух интерактивным, задавая простые вопросы. (Найдите наши списки алфавитных книг здесь.)
- Развивайте фонематическое восприятие, помогая учащимся смешивать звуки в простые слова из трех букв. Вы даже можете попрактиковаться в правописании, помогая учащимся растянуть слова из трех букв на их звуки и называя буквы, обозначающие каждый звук.
8. Если хотите, займитесь рукоделием, математикой и наукой для указанного письма. Просто знайте, что хотя это и весело, исследования показывают, что прямое обучение буквам и звукам наиболее эффективно.
Нажмите на букву, чтобы просмотреть примеры действий
Ищете дополнительные ресурсы по алфавиту?
- Простые буквари для младенцев, малышей и дошкольников
- Большие печатные буквы от A до Z
- Бесплатные раскраски начального звука
- Гигантский список книг на каждую букву алфавита
Ищете готовый учебный курс по алфавиту?
Учебная программа по алфавиту для дошкольного учреждения
$29.00
Наша учебная программа включает уроки по обучению названиям и звукам как прописных, так и строчных букв. Вы получите три урока на букву, встроенный обзор, простую практику рукописного ввода, рифмование, подсчет слогов, фонематическую осведомленность и многое другое!
Купить сейчас
УЧАСТНИКИ ПОЛУЧАЮТ БОЛЬШЕ!
Взаимодействие с читателями
Обратные ссылки
Как научить ребенка алфавиту | Усборн
- Советы и советы экспертов
Эмма Бакстер
13 апреля 2022
Никогда не рано знакомить детей с книгами. Чем раньше вы начнете, тем раньше они смогут распознать эти черные волнистые формы как буквы. Распознавание букв — это первый шаг к чтению и письму, к навыку, который приходит с практикой.
Вот несколько советов о том, с чего и как начать обучение ребенка алфавиту.
• Пой! Для совсем маленьких детей – спойте песенку с азбуки! Им понравится слушать ваш голос, и они начнут знакомиться с названиями букв.
• Повторение алфавита. По мере взросления дети могут сами читать или петь алфавит, это повод для гордости родителей, но, к сожалению, это не означает, что они усвоили алфавит — просто пока — научиться распознавать каждую букву — это сложный навык. понять и требует времени и много практики.
• Азбуки. Когда вы почувствуете, что ваш ребенок готов, познакомьте его с азбукой. Алфавитные книги интересно читать вслух, а также это отличный способ помочь маленьким детям выучить названия и формы букв, а также познакомить их с концепцией алфавитного порядка.
• Ищите знакомых. В начале вам не нужно использовать книгу в алфавитном порядке. Найдите букву, которую знает ваш ребенок (например, букву, с которой начинается его имя), и посмотрите, может ли он произнести или произнести эту букву. Затем покажите им, как обвести его пальцем. Укажите другие картинки в книге, которые начинаются с той же буквы. Со временем ваш ребенок сможет предложить что-то свое.
Алфавитные книги – отличный способ познакомить детей с алфавитом• Не переживайте. Все дети разные и будут учиться в своем собственном темпе. Детям не нужно уметь повторять весь алфавит до того, как они пойдут в школу, но детям полезно понимать, что буквы всегда пишутся в одном и том же порядке. Хорошее понимание алфавитного порядка будет важно позже, когда дети научатся пользоваться указателями, словарями и другими предметами, расположенными в алфавитном порядке.
• Акустика появится позже. По мере того, как ваш ребенок становится старше и продвигается в школе, его учат, что у каждой буквы есть и имя, и звук, связанный с ней.
• Очень важно! Ваш ребенок с гораздо большей вероятностью будет практиковаться в распознавании букв, если будет играть, так что пусть это будет весело! Рассмешите их — книги с рифмами, такие как «Алфавит рифм», интересно слушать, весело читать вслух, красочные иллюстрации и веселый рассказ.
• Играть в игры. Такие игры, как Usborne Alphabet Matching Game and Book, являются идеальным способом для маленьких детей развлечься, поскольку они начинают изучать алфавит и устанавливать связи между буквами и звуками и связывать буквы с картинками.
Игры на сопоставление алфавитов идеально подходят для того, чтобы помочь детям выучить буквы.Вы также можете играть с магнитными буквами, кубиками алфавита, карточками, книгами с наклейками и приложениями.
В Usborne Quicklinks вы найдете больше идей для игр, занятий и книг, которые сделают распознавание букв эффективным и приятным:
Иллюстрированный алфавит
Алфавит ранних лет
Об авторе
Эмма Бакстер
13 апреля 2022
В детстве Эмма Бакстер была заядлым читателем и любила все творческое — во взрослом возрасте ничего не изменилось, и она по-прежнему беззастенчиво ориентирована на детей.