Анкетирование метод: Метод анкетирования | это… Что такое Метод анкетирования?

Содержание

Метод анкетирования | это… Что такое Метод анкетирования?

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Виды анкетирования
    • 2.1 По числу респондентов
    • 2.2 По полноте охвата
    • 2.3 По типу контактов с респондентом
  • 3 Онлайн-анкетирование
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 211 дней]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

Основная статья: :en:Computer-assisted web interviewing

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

Литература

  • Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. — М.: Издательство «Самарский университет», 1995. — ISBN 5-230-06020-4
  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0

См. также

  • Вербально-коммуникативные методы
  • Метод опроса
  • Экспериментальная психология

Метод анкетирования

Анкетирование и виды вопросов

Для проведения анкетирования необходимо, чтобы исследователь обладал определенными знаниями и умениями, которые необходимы для того, чтобы разработать анкету, подготовить ее к обсчету, организовать и провести анкетный опрос. Среди основных достоинств данного метода – это возможность быстро собрать достаточно большой объем информации и то, что респонденты обычно сами заполняют анкету.

Ввиду того, что анкета будет состоять из вопросов, то немаловажно дать им характеристику (рисунок 1).

 
Рисунок 1 – Классификация вопросов

Вопросы принято классифицировать по ряду оснований (признаков). По содержанию вопросы бывают о событиях и фактах и вопросы о мнениях и оценках касательно тех или иных событий.

Пример 1

К примеру, вопрос «Лишались ли вы работы в течение последних пяти лет?» будет относиться к первой категории, в то время как вопрос «Какую бы оценку вы поставили результатам собрания акционеров компании?» относится ко второй. 

В зависимости от функций выделяют вопросы контрольные, основные, фильтрующие, буферные, конкретные, вопросы-ловушки. 

Цель основных вопросов – получить информацию о социальных фактах. Фильтрующие вопросы используют для того, чтобы отсеять некомпетентных респондентов. К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе.

Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

Пример 2

К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

Контрольные вопросы нужны для того, чтобы проверить то, насколько достоверны ответы на основные вопросы. С их помощью можно оценить, является ли получаемая информация качественной. Зачастую в анкете располагают контрольные и основные вопросы таким образом, чтобы респонденты не смогли понять связь между ними, иначе контролирующая функция не будет выполняться.

Пример 3

К примеру, если основной вопрос «Насколько вы удовлетворены работой?», то в качестве контрольного будет вопрос вроде «Хотите ли вы поменять место работы?».

Буферные вопросы используют для того, чтобы переключить внимание респондента на новый тематический блок вопросов анкеты, а также для того, чтобы нейтрализовать влияние предыдущих вопросов на следующие, снять чувство монотонности.

Пример 4

К примеру, после блока вопросов о том, как человек проводит свой досуг, дается такая формулировка: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи на производстве, службе небезразличны для вас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с вами о работе».

Благодаря контактным вопросам можно установить доброжелательные отношения между респондентом и исследователем.

Вопросы-ловушки используют для того, чтобы выявить искренность и добросовестность респондента. Они являются своеобразными «детекторами лжи».

Пример 5

К примеру, при прохождении личностного теса Г. Айзенка, респондент должен ответить на вопросы вроде «Бывали ли у вас мысли, которые вам хотелось бы скрыть», «Случается ли так, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?», «Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?». Если респондент методично дает отрицательный ответ на все вопросы, то его искренность можно поставить под сомнение.

По структуре бывают открытые и закрытые вопросы (таблица 1). 

Таблица 1 – Открытые и закрытые вопросы

Открытые вопросыЗакрытые вопросы
Респондент отвечает на поставленный вопрос сам в произвольной форме В данных вопросах есть перечень вариантов ответов, которые предварительно составил исследователь и из которого респондент выбирает тот, который ему наиболее близок

При разработке закрытых вопросов необходимо соблюдать некоторые правила. Например, количество имеющихся вариантов ответов должно исчерпывать объем вопроса. Также важно сбалансировать шкалу отрицательных и положительных вариантов ответов, чтобы предотвратить смещение в одну из сторон.

Выделяют три вида закрытых вопросов:

  • вопросы с ответом типа «да/нет»;
  • альтернативные вопросы, в которых надо выбрать один ответ из списка предложенных;
  • вопросы-меню, при ответе на которые респондент выбирает несколько ответов одновременно.

Самое главное достоинство открытых вопросов в том, что ответы на них нерегламентированные. Открытые вопросы принято использовать, если все варианты ответов невозможно предусмотреть. В ответах на открытые вопросы часто встречаются внезапные и неожиданные суждения.

Однако, при этом у открытых вопросов есть свои недостатки:

  • респондент может вольно проинтерпретировать заданный вопрос и тогда социолог получит информацию, не отражающую цель и задачи исследования;
  • социолог может исказить полученную информацию в процессе ее обработки;
  • открытые вопросы технически сложно обрабатывать и это занимает много времени;
  • отвечать на открытые вопросы сложнее, чем на закрытые, поэтому часто респонденты могут оставить их без ответа.

На практике видно, что количество отказов отвечать на открытые вопросы может достигать около 70%, что значительно искажает выборку. Более того, респонденты часто могут быть недостаточно добросовестны при ответе на открытый вопрос и отвечают первое, что приходит им в голову, не обращая внимание на сущность вопроса.

Поэтому при обработке можно встретить большое количество непродуманных и случайных ответов, от которых напрямую зависит качество полученной информации. 

Главное достоинство закрытых вопросов в том, что их интерпретация строга и однозначна, а также их легко и быстро обрабатывать. Именно поэтому в большинстве анкет исследователи предпочитают использовать закрытые вопросы. Несмотря на это у них также есть свои недостатки. К примеру, возможны случаи, когда ни один из предложенных исследователем ответов не соответствует мнению респондента. Данная ситуация вынуждает респондента выбрать один из вариантов и, как результат, исследователь получает некорректную информацию, которая неадекватна истинному мнению респондента и реальному положению вещей.

Вышеизложенное говорит о том, что нельзя говорить, что закрытые вопросы лучше, чем открытые и наоборот. Каждый из представленных видов вопросов имеет свои достоинства и недостатки, а также свою собственную сферу применения. Вопросы, которые предполагают ответы «да/нет» нет смысла делать открытыми, однако, есть и такие вопросы, которые невозможно «закрыть».

К примеру, «Какие книги вы читаете».

У социологов широко распространены и приобрели большую популярность полузакрытые вопросы, в которых после перечня вариантов ответов следует открытый вариант, который дает респонденту возможность ответить «Другое» или «Напишите свой вариант ответа». Такие вопросы позволяют исследователю расширить набор вариантов ответов, а респонденту – ответить так, как он считает нужным. 

В зависимости от формы выделяют прожективные (косвенные) вопросы и прямые (таблица 2).

Таблица 2 – Косвенные и прямые вопросы

Прямые вопросы Прожективные вопросыБезличные вопросы
Направлены на существо ситуации и обращены к самому респонденту – «Знаете ли вы…», «Ваше мнение по поводу…» и т.д.В вопросах данного типа ситуацию предполагают и моделируют: «Предположим, что вы временно остались без работы. Вернулись ли вы на предыдущее место?» Вопросы типа «Некоторые считают, что… а как думаете вы?»

На практике видно, что респонденты предпочитают косвенные безличные вопросы, чем прямые личные. Особенно это касается выявления мнения, которое серьезно отличается от общепринятого или широко распространенного.

Общая композиция анкеты

Анкета – это не механическая совокупность вопросов. У нее есть своя структура, которая состоит из трех частей: вводной, основной, паспортички.

Во вводной части обращаются к опрашиваемому и указывают, какая организация проводит опрос, каковы цель и назначение исследования, где будут использоваться полученные результаты. Обычно также подчеркивают важность личного участия опрашиваемых в опросе, гарантируется анонимность и указываются основные правила заполнения анкеты. 

В основную часть анкеты входят вопросы, которые могут быть разбиты на блоки. Вопросы нацелены на то, чтобы получить информацию, необходимую исследователям. В начале анкеты ставят более интересные и доходчивые вопросы, для того, чтобы расположить респондентов к сотрудничеству. Затем идут более сложные вопросы, которые направлены на то, чтобы выяснить установки, мнения и оценки респондентов. 

В паспортичке принято указывать сведения о респонденте – его пол, возраст, место учебы или работы, образование. Ее располагают в конце анкеты, однако могут помещать и в начале.

В конце составления анкеты ее проверяют на логику и соответствие критериям качества. Окончательное решение о качестве составленной анкеты выносится после пробного (пилотажного) исследования.

Виды анкетирования

В современных социологических исследованиях используются несколько видов анкетирования, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Виды анкетирования

Раздаточное анкетированиеПочтовое анкетированиеПрессовое анкетирование
Оно является наиболее распространенным. Респондент получает анкету из рук исследователя. Это наиболее надежный вид анкетирования и он дает наибольшую гарантию на добросовестность заполнения анкет, а также на то, что они вернутся в руки социолога. Распространение анкет почтой. Главный его недостаток – низкий процент возврата.Анкеты публикуются в печати. Недостаток – так же, как и в почтовом анкетировании, процент возврата анкет очень низкий.

Методы опроса учителей и помощников учителей

Методы опроса – набор методов, используемых учителями при задании вопросов, таких как время ожидания и возврат.

Опытные учителя признают силу вопросов. Умело поставленные вопросы повышают вовлеченность учащихся, улучшают понимание и способствуют критическому мышлению. i Однако, когда все сделано плохо, учащиеся замыкаются в себе и быстро становятся подавленными, скучающими и отчужденными. Плохо выбранная реакция учителя на неправильный ответ ученика также может иметь разрушительные последствия. По этим причинам методы учителя могут решить судьбу урока. Хотя некоторые стратегии преподавания и обучения легко освоить, вопросы не входят в их число. В этой стратегии гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Тем не менее, попрактиковавшись, поразмыслив и воспользовавшись несколькими советами и подсказками, каждый может освоить эту типичную стратегию обучения.

Нет сомнений в том, что учителя задают много вопросов, и поэтому мы можем с уверенностью сделать вывод, что навыки учителя задавать вопросы оказывают значительное влияние на обучение.

Почти каждый день учителя задают сотни вопросов; на самом деле вопросы занимают значительную часть учебного времени. Исследования показали, что учителя задают до 120 вопросов в час или 400 вопросов в день. ii Это соответствует ошеломляющим 70 000 вопросов в год. Представьте себе разницу между 70 000 плохо сформулированных вопросов и 70 000 искусно сформулированных вопросов! Иными словами, учителя тратят около 45 минут в день (или 4 часа в неделю), задавая вопросы и слушая ответы (из расчета 40 секунд на взаимодействие). Это примерно 20% учебного времени — больше, чем большинство учителей тратит на чтение и письмо вместе взятые.

Нет сомнений в том, что учителя задают много вопросов, и поэтому мы можем с уверенностью сделать вывод, что навыки учителя задавать вопросы оказывают значительное влияние на обучение. В таком случае научиться правильно задавать вопросы не составит труда. Однако, прежде чем мы двинемся дальше, нам нужно кратко рассмотреть, почему учителя задают так много вопросов. Вот некоторые из причин, по которым задаются вопросы:

  • для проверки понимания
  • , чтобы учащиеся что-то вспомнили
  • , чтобы побудить учащихся формулировать свои идеи и мысли
  • для более глубокого понимания
  • , чтобы помочь учащимся связать информацию, сделать выводы и увидеть закономерности
  • , чтобы помочь учащимся зафиксировать информацию в долговременной памяти
  • для проверки прогресса, навыков и способностей, чтобы внести коррективы в преподавание и обучение (формативное оценивание)
  • для оценивания учащегося в целях выставления оценок (суммарное оценивание)
  • для решения поведенческих проблем
  • по логистическим и практическим причинам
  • для наблюдения за здоровьем и самочувствием учащихся
  • для получения личной информации и установления контакта
  • для связи с родителями, опекунами, коллегами и руководителями.

Умело поставленные вопросы повышают вовлеченность учащихся, улучшают понимание и способствуют критическому мышлению.

Существуют различные модели, которые классифицируют типы вопросов по четким категориям. Фаворитом среди учителей является приведенная ниже модель, которая имеет 5 простых категорий.

Закрыто Вопросы, как правило, начинаются со слов «Делал», «Делал», «Могу» и «Имею». Ответы ограничены да или нет.

Пример: Панда перешла дорогу?

Открыть Вопросы, как правило, начинаются со слов «Что», «Как» и «Почему» и могут быть напоминания или аналитические. Ответы могут быть подробными.

Пример: О чем рассказ?

Прямой Используется для получения конкретной информации. Ответы представляют собой краткие фактические утверждения.

Пример: Какая панда перешла дорогу?

Зондирование После ответа учителя запрашивают дополнительную информацию.

Пример: Правильно, панда черно-белая. Почему это?

Гипотетический Поощряет воображение, критическое мышление, критическую грамотность и решение проблем.

Пример: Что бы вы сделали, если бы по дороге домой увидели панду?

Альтернативной моделью, которую можно использовать для руководства передовыми методами постановки вопросов, является таксономия Блума (которая является следующей стратегией обучения в этой книге).

Обычно считается хорошей практикой осознанно использовать различные типы вопросов на каждом уроке. Новые учителя, как правило, задают слишком много прямых и закрытых вопросов, которые требуют не более чем простого припоминания. Хотя в некоторых случаях это может быть уместно, в большинстве случаев учителя хотят бросить вызов когнитивным способностям своих учеников. Для этого требуется другой тип вопросов (например, зондирующие или гипотетические вопросы). Ниже приводится краткое объяснение 5 наиболее важных техник задавания вопросов, которыми должен овладеть каждый учитель:

Спланируйте свою последовательность

Если вы собираетесь провести сессию вопросов, стоит заранее спланировать последовательность вопросов. С опытом и практикой вам может не понадобиться планировать, однако записывать ключевые моменты в качестве напоминания никогда не помешает. Последовательность вопросов можно планировать разными способами, например, от фактов к идеям, от простых к сложным, от закрытых к открытым или от простых к сложным. Иногда достаточно простых вопросов (например, для пересмотра и консолидации). Также важно учитывать типы ответов, которые вы можете получить, и ваш последующий ответ при планировании последовательности вопросов.

Правильно сформулируйте каждый вопрос

Вопросы должны иметь единую направленность. Задавать 2 вопроса в 1 предложении считается дурным тоном, так как это может сбить с толку. Вопросы должны быть максимально короткими и по существу – лаконичными и точными. Подумайте, как вы формулируете свои вопросы. Например, следует избегать наводящих вопросов, таких как «почему жить в городах лучше, чем в провинциальных городах?». Этот плохо сформулированный вопрос предполагает, что города лучше, чем города, как если бы это был установленный факт. Правильный способ сформулировать этот вопрос: «Лучше жить в городе или в провинциальном городке?».

Однако проблема с вопросом сейчас в том, что это прямой вопрос, и ответ, скорее всего, будет ограничен либо «городами», либо «населенными пунктами». Затем учитель может задать второй вопрос, например: «С чем вы это сравниваете?» или, для более продвинутых учащихся, «какие критерии вы использовали при принятии решения?» (а затем «могут ли быть другие критерии?»). В этом примере последовательность началась с простого вопроса, позволяющего менее способным учащимся принять участие, а затем перешла к более сложным вопросам, чтобы бросить вызов учащимся с более высокими когнитивными способностями. Обратите внимание, что учитель воздерживался от одновременного задания нескольких вопросов и следил за тем, чтобы каждый вопрос был ровно столько, сколько нужно.

Дело не только в том, что вы говорите

Другие факторы также могут повлиять на эффективность ваших вопросов, например:

Подсказка: попробуйте следующее: говорите со своими учениками, используя неудобно низкий уровень громкости (даже громкий шепот). Это заставляет студентов сидеть совершенно неподвижно и уделять очень пристальное внимание. Это также может добавить дополнительное волнение и драму.

Придержите лошадей

Время ожидания — это короткий промежуток времени между вопросом и выбором человека, который на него ответит. Эта техника проста, необходима, эффективна и ее легко освоить практически без практики. После того, как вы задали вопрос, просто подождите 3-5 секунд, прежде чем выбрать кого-то, кто будет отвечать. Время ожидания заставляет всех учащихся думать над ответом на случай, если учитель выбрал именно их. Это также дает всем учащимся достаточно времени, чтобы обдумать вопрос и обдумать ответ. Новые учителя, как правило, выбирают одного из первых учеников, поднявших руку. Это ошибка, из-за которой менее способные ученики теряют интерес.

Подсказка: время ожидания может быть сколь угодно долгим. Однако сообщите учащимся, есть ли у них 30 секунд или 30 минут на обдумывание ответа.

Обращайтесь с неправильно ответившими с осторожностью

Неправильно ответившие — это учащиеся, дающие частично или полностью неверный ответ. Неответившие – это учащиеся, которые вообще не отвечают. То, как вы обращаетесь с этими студентами, является одним из наиболее важных и сложных аспектов использования вопросов. Если учащиеся считают, что неправильный ответ означает, что они могут быть смущены или подвергнуты критике каким-либо образом, они вряд ли будут активно участвовать в каком-либо публичном форуме. Это имеет негативные последствия для их самооценки, мотивации и их чувства безопасности и принадлежности. Это также может иметь долгосрочные академические последствия из-за сокращения участия.

Самый важный вывод из этой техники — защита тех, кто не отвечает и не отвечает. Если учащийся дает неправильный ответ, сообщите ему, что он был близок, или дополните его правильность ответа. По крайней мере, тактично сформулируйте свой ответ, например, «приятно видеть, что вы стараетесь» или «хорошая попытка — это распространенный ответ — почему так много людей так думают?». Есть несколько способов, которыми учителя могут защитить тех, кто неправильно ответил, чтобы они чувствовали себя в безопасности при участии:

  • Сохраняйте время для вопросов, чтобы учащиеся не закрывались.
  • Поощряйте и вознаграждайте все искреннее участие и попытки ответить так же, как если бы вы вознаграждали правильный ответ.
  • Не игнорировать ответы (даже если они неверны или частичны).
  • Ни в коем случае не смущайте учеников.
  • Если ответы частично неверные/правильные, сконцентрируйтесь на правильных аспектах.
  • Основывайтесь на правильных аспектах их ответа.
  • Запросите дополнительную информацию (положительный запрос).
  • Попросите других учащихся помочь им или расширить свой ответ.
  • Подумайте, можно ли упростить вопрос или разбить его на несколько вопросов.
  • Отредактируйте свой вопрос, если он слишком сложный или плохо сформулирован.
  • Помните об эффекте ряби — ученики видят, как вы относитесь к своим сверстникам, и действуют соответственно. Если вы смущаете ученика А, ученик Б будет ожидать, что с ним будут обращаться так же.
  • Перенаправить и попросить другого учащегося или указать другим учащимся найти ответ.
  • Поблагодарите учащихся за их попытки и вклад в конце задания.

Другие методы

До сих пор мы обсуждали основные методы опроса, используемые высокоэффективными учителями. Вот несколько простых советов, которые помогут улучшить вашу практику:

  • Вы можете использовать ответ учащегося на вопрос в качестве основы для дополнительного вопроса, адресованного другому учащемуся, другими словами, «перескакивать» от одного учащегося к другому. .
  • Сделайте сеансы вопросов интересными, чтобы стимулировать участие и глубокие размышления.
  • Проявляйте творческий подход и задавайте метакогнитивные вопросы, такие как «какие еще вопросы мне следует задавать?».
  • Поощряйте учащихся придумывать вопросы, которые они могли бы задавать друг другу (вопросы сверстников).
  • Перед опросом не сообщайте учащимся, кто будет выбран для ответа на вопрос. Каждый ученик должен думать, что его могут спросить.
  • Предложите учащимся задавать вопросы и покажите им, как формулировать вопросы.
  • Будьте честны, если вы не знаете ответа на что-то. Эффективный ответ: «Хороший вопрос, я не знаю, но я узнаю для вас».
  • Если никто не знает ответа на вопрос, попросите учащихся найти ответ на следующий урок.
  • Попробуйте это — сначала дайте ответ, а затем спросите «какой был вопрос?».
  • Таксономия Hang Bloom в классе как напоминание о том, что нужно бросить вызов учащимся с разным уровнем когнитивных способностей.
  • Стремитесь к широкому участию, чтобы у каждого учащегося была возможность внести свой вклад.
  • Поставьте перед собой цель задавать каждому учащемуся хотя бы один вопрос в день.
  • Установите четкие требования и правила в отношении выкрикивания ответов, поднятия рук, перебивания других, уважительного языка и других поведенческих вопросов.
  • Научите учащихся уважительно выражать несогласие (например, выбор подходящего языка и подкрепление того, что друзья могут не соглашаться).
  • Проверьте свои предубеждения – представьте обе стороны аргумента (в пределах разумного) и воздержитесь от доминирования в обсуждении или проповеди. Выбранные вами вопросы (и те, которые вы не выбрали) указывают на ваши предубеждения, ценности, моральные суждения и убеждения.
  • Используйте вопросы, чтобы подтолкнуть учащихся к достижению их образовательных целей.
  • Используйте скорострельные вопросы (т. Это излюбленная техника повторения, закрепления, викторин и игр, а также когда времени мало. Личность играет большую роль в этой стратегии. Используйте в своих интересах любые методы, в которых вы, естественно, хороши.
  • Используйте продвинутые стратегии, такие как зона ближайшего развития и теория когнитивной нагрузки (описанная далее в этой книге), чтобы разработать свои вопросы.

Признаком того, что учитель овладел искусством задавать вопросы, является то, что время вопросов естественным образом превращается в обсуждение в классе или даже дружеские дебаты. Это означает, что все студенты мотивированы, мыслят критически, а уровень участия высок. Студенты должны чувствовать себя в безопасности, чтобы это произошло; вопросы должны быть хорошо сформулированы и быть интересными и вовлекающими.

Сноски:

  1. McInerney, D.M. (2013). Педагогическая психология: построение обучения, 6-е издание. Австралия: Пирсон Австралия.
  2. Исследования также показывают, что преподаватели тратят до 50% своего времени на задавание вопросов. См., например: Almeida, P.M. (2011). Могу я задать вопрос? важность опроса в классе. Procedia — Социальные и поведенческие науки 31, 634 — 638.

Отказ от ответственности: Хотя были предприняты все усилия, чтобы проверить его статью на точность, информация может быть устаревшей, неточной или не относящейся к вам и вашему местонахождению/работодателю/контракту. Он не предназначен в качестве юридического или профессионального совета. Пользователи должны обратиться за советом к эксперту, например, связавшись с соответствующим отделом образования, должны сделать свои собственные запросы и не должны полагаться на какую-либо предоставленную информацию.

8 основных методов постановки вопросов, которые вам необходимо знать

Когда Томас Кун сказал, что «ответы, которые вы получаете, зависят от вопросов, которые вы задаете», он определенно был прав.

Понимание конкретных типов вопросов, которые вы задаете, не только поможет вам получить более точные ответы и построить более крепкие отношения, но также поможет вам не вводить людей в заблуждение или, что еще хуже, убережет вас от ужасного коммуникативного срыва.

Давайте начнем с повседневных вопросов, которые люди задают, и ответов, которые они могут получить.

Закрытые вопросы (иначе «полярные»)

Закрытые или «полярные» вопросы обычно предполагают односложный ответ, например «да» или «нет». Например, «Вы водите машину?» или «Вы взяли мою ручку?» Они также могут включать ответы на фактические вопросы или вопросы с несколькими вариантами ответов, такие как «Как вас зовут» или «Хотели бы вы чай, кофе или воду». ?»

Они популярны в качестве ледокольных вопросов в групповых ситуациях, потому что на них легко ответить. Конечно, большинство вопросов можно открыть для дальнейшего обсуждения, в том числе закрытые вопросы — но об этом позже.

Полезен для: разогрева групповых дискуссий, получения быстрого ответа

Открытые вопросы

Открытые вопросы требуют немного больше размышлений и обычно поощряют более широкое обсуждение и разработку. На них нельзя ответить простым ответом «да» или «нет». Например: «Что вы думаете о своем начальнике?» или «Почему вы выбрали эту машину?»

Полезно для: критического или творческого обсуждения, получения дополнительной информации о человеке или предмете

Наводящие вопросы

Эти вопросы полезны для получения разъяснений и побуждения других рассказать вам больше информации о предмете. Наводящие вопросы обычно представляют собой серию вопросов, которые копают глубже и дают более полную картину. Например: «Когда вам нужен готовый проект, и можно ли я отправлю его вам по электронной почте?»0003

Наводящие вопросы

Эти вопросы предназначены для того, чтобы направить респондента на определенный желаемый положительный или отрицательный путь.

На рабочем месте вы можете столкнуться с такими наводящими вопросами, как: «Есть ли у вас проблемы с проектом?» или «Понравилось ли вам работать над этим проектом?» Первый тонко подталкивает респондента к отрицательному ответу; последний в положительную сторону. Спросив «как у вас дела с этим проектом», вы получите более сбалансированный ответ.

Наводящие вопросы также могут включать в себя обращение в конце, предназначенное для принуждения респондента к согласию с говорящим. Например, «этот проект идет хорошо, не так ли?» побуждает респондента сказать «да». Это работает особенно хорошо, потому что психологически мы предпочитаем говорить «да», а не «нет». Поэтому, когда мы оказываемся на месте, мы обычно выбираем первое.

Полезен для: создания позитивных дискуссий, заключения сделки, направления разговора к результату, который отвечает вашим интересам

Предупреждение: Важно осторожно использовать наводящие вопросы; их можно рассматривать как нечестный способ получить желаемый ответ.

Загруженные вопросы

Загруженные вопросы кажутся простыми, закрытыми вопросами, но с одной изюминкой: они содержат предположение о респонденте. Они широко используются юристами и журналистами, чтобы заставить своего собеседника признать фундаментальную истину, которую в противном случае они не захотели бы раскрыть.

Например, вопрос: «Вы перестали воровать ручки?» предполагает, что респондент воровал ручку более одного раза. Ответит ли она да или нет, в какой-то момент она признается, что украла ручки.

Конечно, предпочтительным ответом было бы: «Я никогда в жизни не крал ручку». Но не всегда легко обнаружить ловушку. Эти вопросы совершенно справедливо рассматриваются как манипулятивные.

Полезно для: обнаружения фактов о ком-то, кто в противном случае не хотел бы предоставлять информацию

Вопросы с воронкой

Как и в случае с воронкой, эти вопросы начинаются в общих чертах, а затем сужаются до определенного пункта — или наоборот.

Знакомясь с новым человеком, мы обычно начинаем с конкретных закрытых вопросов, таких как «Как тебя зовут?» и «Чем ты занимаешься?», а затем переходим к более открытым вопросам, таким как «Почему ты выбрал быть пожарным?», когда вам станет удобнее разговаривать друг с другом.

Обратное — начиная с общего вопроса, прежде чем перейти к чему-то конкретному — часто используется при допросе свидетелей, чтобы получить максимальное количество информации о человеке или ситуации. Например: «Чем вы зарабатываете на жизнь? Вы работаете по ночам? Вы видели взлом? Было ли больше одного человека?» И так далее.

Воронкообразные вопросы также можно использовать для снятия напряженности: попросите кого-то подробно рассказать о своей проблеме, чтобы отвлечь его от гнева и дать вам информацию, которая вам нужна, чтобы предложить ему решение, которое, в свою очередь, успокаивает его и заставляет задуматься. позитив делается, чтобы помочь им.

Полезен для: построения отношений, обнаружения очень специфической информации, рассеивания аргументов

Воспроизведение и обработка вопросов

Вопросы напоминания требуют, чтобы получатель запомнил факт. Например, «сколько будет семь раз по семь?» и «куда вы положили ключи?» или «какой у вас пароль для входа?» С другой стороны, вопросы процесса требуют от респондента добавления собственного мнения к своему ответу. Эти типы вопросов могут использоваться для проверки глубины знаний респондента по определенной теме. Например: «Какие преимущества дает закрытый вопрос?» или «Почему именно вы подходите для руководства этим проектом?»

Полезен для: поощрения критического мышления и глубокой оценки предмета в тестах, интервью или обсуждениях

риторических вопросов

Это совершенно другой зверь, потому что на самом деле они не требуют ответа. Это просто утверждения, сформулированные в виде вопросов, чтобы сделать беседу более увлекательной для слушателя, который соглашается с вами.

Например, «разве не приятно работать в такой дружной команде?» более увлекательно, чем «эта команда дружная», не требующая от респондента никакого мысленного участия.

Риторические вопросы часто используются тренерами или ораторами для эффекта, чтобы заставить аудиторию задуматься и согласиться. Таким образом, они являются не слишком дальним родственником наводящего вопроса.

Полезен для: убеждения людей, создания вовлеченности

Слово в тон

Тон, контекст, интонация и язык тела — все это помогает нам понять, о чем нас спрашивают.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts