Анкетирование в психологии это метод: Анкетирование

Метод анкетирования

Анкетирование – это одно из основополагающих технических средств, при проведении любого социального или социально-психологического исследования. Также, это один из наиболее распространённых видов опроса, в котором коммуникация между исследователем и респондентом происходит посредствам текста анкеты.

Виды анкетирования

Существует несколько классификаций, по которым принято распределять проведение анкетирования.

По числу респондентов

  1. Индивидуальное анкетирование — опрашивается один человек.
  2. Групповое анкетирование — опрашиваются несколько человек.
  3. Аудиторное анкетирование — разновидность анкетирования организованная таким образом что, заполнением анкет занимается группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами процедуры проведения .
  4. Массовое анкетирование — участие принимают от сотни до нескольких тысяч человек.

По типу контактов с респондентами

  1. Очное — опрос проводится с участием исследователя-анкетёра.
  2. Заочное — интервьюер отсутствует.
  3. Рассылка анкет по почте.
  4. Публикация анкет в прессе.
  5. Интернет анкетирование.
  6. Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
  7. Онлайн-анкетирование.

Данный метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам стоит отнести скорость получения результатов и сравнительно небольшие материальные затраты. Минусы анкетирования заключаются в том, что полученная информация является очень субъективной и не считается достоверной.

Анкетирование в психологии используется с целью получения некой информации. Контакт психолога с опрашиваемым, сведён к минимуму. Это позволяет говорить о том, что личность специалиста проводящего опрос ни коем образом не повлияла на результаты, полученные при психологическом анкетировании.

Примером использования метода анкетирования в психологии, может послужить опрос Ф.Гальтона, который исследовал влияние окружающей среды и наследственности на уровень интеллекта. В качестве респондентов в опросе приняли участие более сотни известных британских учёных.

Цель анкетирования

Перед проводящим опрос специалистом изначально стоит задача определиться с целью анкеты, которая формулируется индивидуально в каждом конкретном случае.

  1. Оценка сотрудниками компании проведённых инноваций в её управлении.
  2. Опрос работников по поводу какого-то конкретного вопроса, с целью последующей корректировки методов роботы руководства.
  3. Опрос людей с целью узнать их отношение к тому или иному социальному явлению и т.д.

После того как цель анкетирования определена, составляется сама анкета и определяется круг респондентов. Это могут быть как сотрудники компании, так и прохожие на улице, люди преклонного возраста, молодые мамы и т.д.

Особое внимание уделяется объёму анкеты. По мнению специалистов в стандартной анкете должно быть не более чем 15 и не менее чем 5 вопросов. В начало анкеты необходимо выносить вопросы, не требующие особых умственных усилий.

В середине анкеты стоит поставить самые сложные вопросы и в конце они снова должны смениться на более лёгкие.

С помощью социального анкетирования можно без труда получить высокий уровень массовости проводимого исследования. Оно проводиться в большинстве случаев в тех ситуациях, когда за короткий временной промежуток необходимо получить данные от большого количества людей.

Особым отличием этого метода от других существующих можно считать анонимность. Анонимное анкетирование даёт намного больше правдивых и открытых высказываний. Но есть у этого вида письменного опроса и обратная сторона медали, из — за отсутствия необходимости указывать свои данные респонденты очень часто дают поспешные и необдуманные ответы.

 

Статьи по теме:

Тест на тревожность

Когда нас покидает чувство уверенности в себе, и появляются подозрения и страхи, мы редко обращаемся за помощью к психологам. Надеемся на то, что выспавшись раз в неделю, сможем избавиться от лишней тревожности. Но далеко не всегда мы можем сами поставить себе диагноз. Помочь в этой проблеме призван тест на тревожность.

Цветовой тест отношений

Насколько насыщен ваш мир? Насыщен отношениями с окружающими, с миром и в конце концов с самим собой? Раньше подобные вопросы было принято задавать в кресле психотерапевта. Теперь ответить на них и посмотреть со стороны на свое окружение можно попробовать самостоятельно.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

От погоды в коллективе зависит производительность труда и успех компании в целом. Но очень часто проблемой руководителей становится невозможность узнать каковы отношения между сотрудниками и насколько сплоченно работает коллектив. Для диагностики этих показателей и был создан следующий тест.

Тест юмористических фраз

Психология является уникальной наукой. С помощью простых и порой необычных способов она позволяет человеку узнать о себе новую информацию. Яркий тому пример — тест юмористических фраз. Казалось бы, как с помощью шуток узнать о своих мотивах? Оказывается это вполне реально. Что для этого нужно — расскажем далее.

Анкета и ее особенности как метода психодиагностики | Консультация:

Слайд 1

АНКЕТА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ КАК МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 1 Кохановская Елена Владимировна Учитель ГБОУ школы № 104 им. М.С.Харченко

Слайд 2

Цель: Исследовать анкетирование и ее особенности как метода психодиагностики Задачи: 1. Изучить методы психодиагностики 2. Рассмотреть технологии анкет 3. Оценить достоинства и недостатки данного метода 2

Слайд 3

Стандартизованные Методы психодиагностики направлены на решение проблем психического плана, а также на диагностику свойств личности Особенность — получении данных о нескольких людях в максимально короткие сроки и принятии решения. Такие методы максимально защищены от ложных результатов. Имеют лучшую результативность. Их используют профессионалы в области психологии, которые занимаются подбором персонала. Качественные 3

Слайд 4

Из них можно выделить: Анкетирование Интервью Беседа Наблюдение Эксперимент Моделирование Тестирование Опрос 4

Слайд 5

Анкетирование — это психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета 5

Слайд 6

Первые анкеты известны человечеству с конца 19 века, когда они использовались в области клинической психологии. Наиболее ярким представителем использования этого метода был Френсис Гальтон , изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчётам опрашиваемых. Результаты проведённого анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874г.) 6

Слайд 7

Достоинства метода Высокая оперативность получения информации. Возможность организации массовых обследований и сбора большого объёма данных. Сравнительно малая трудоёмкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов. Отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов. Отсутствие у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих. 7

Слайд 8

Недостатки метода Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов Влияние вопросов на ответы Пристрастность респондентов Достоверность ответов анкет не всегда достаточна, т.к. респонденты желают выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашивают реальное положение дел или просто лгут 8

Слайд 9

Требования к формулировке вопросов Чёткость, лаконичность(краткость), грамотность формулировки Вопрос требует конкретного ответа Отсутствие двусмысленности вопроса Вопрос не должен быть наводящим или внушать определённый ответ Создание доверительной обстановки Учёт возраста и профессии опрашиваемых Отсутствие нетактичные вопросы 9

Слайд 10

Название. Вступление — обращение к респонденту, в котором излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности информации. Инструкция по заполнению бланка. Вопросы анкеты. Благодарность за сотрудничество. Композиция анкеты 10

Слайд 11

Заключение 11 В заключении можно сказать, что анкетирование является актуальным и оперативным средством для сбора и обработки сведений . С наименьшими затратами можно получить высокий уровень массового исследования. Но нельзя забывать, что достоверность анкет не всегда может быть достаточной. Особенностью данного метода можно назвать анонимность.

Слайд 12

Основная литература: 1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с. Дополнительная литература: 1. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии: учеб. пособие. – СПб: Речь, 2002. – 72 с. 2. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. — 2-е изд. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. — 496 с. Список используемой литературы 12

Составление опросных листов – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание

Глава 9: Опросное исследование

  1. Опишите когнитивные процессы, связанные с ответами на вопросы опроса.
  2. Объясните, что такое эффект контекста, и приведите несколько примеров.
  3. Создайте простую анкету для опроса, основанную на принципах эффективного составления и организации вопросов.

Основой любого исследовательского проекта является анкета. Хотя придумать интересные вопросы людям несложно, составить хорошую анкету для опроса совсем не просто. Проблема в том, что на ответы, которые дают люди, могут непреднамеренным образом повлиять формулировка вопросов, порядок вопросов, предоставленные варианты ответа и многие другие факторы. В лучшем случае эти влияния добавляют шум к данным. В худшем случае они приводят к систематическим искажениям и вводящим в заблуждение результатам. Поэтому в этом разделе мы рассмотрим некоторые принципы составления вопросников для обследования, чтобы свести к минимуму эти непреднамеренные эффекты и, таким образом, максимально повысить надежность и достоверность ответов респондентов.

Перед рассмотрением конкретных принципов построения вопросника опроса полезно рассмотреть ответы на опрос как психологический процесс.

Когнитивная модель

На рисунке 9.1 представлена ​​модель когнитивных процессов, в которые вовлечены люди, отвечая на вопросы опроса (Sudman, Bradburn, & Schwarz, 1996) [1] . предварительное суждение, преобразовать предварительное суждение в один из предоставленных вариантов ответа (например, оценку по шкале от 1 до 7) и, наконец, при необходимости отредактировать свой ответ.

Рисунок 9.1 Модель когнитивных процессов, задействованных при ответе на вопрос анкеты [Подробное описание]

Рассмотрим, например, следующий вопросник:

Сколько алкогольных напитков вы обычно выпиваете в день?

  • _____ намного больше среднего
  • _____ несколько выше среднего
  • _____ среднее
  • _____ несколько меньше среднего
  • _____ намного меньше среднего

Хотя этот пункт на первый взгляд кажется простым, он вызывает у респондентов ряд трудностей.

Во-первых, они должны интерпретировать вопрос. Например, они должны решить, включают ли «алкогольные напитки» пиво и вино (а не только крепкие напитки) и является ли «обычный день» обычным будним днем, типичным выходным днем ​​или и тем, и другим. Несмотря на то, что Чанг и Кросник (2003) [2] обнаружили, что вопросы о «типичном» поведении оказались более достоверными, чем вопросы о «прошлом» поведении, их исследование сравнило «типичную неделю» с «прошлой неделей» и может отличаться при рассмотрении типичных будних дней или выходных. дней). После того, как они интерпретировали вопрос, они должны извлечь соответствующую информацию из памяти, чтобы ответить на него. Но какую информацию они должны получить и как они должны ее получить? Они могут смутно думать о некоторых недавних случаях, когда они употребляли алкоголь, они могут тщательно пытаться вспомнить и подсчитывать количество алкогольных напитков, которые они выпили на прошлой неделе, или они могут вспомнить некоторые существующие убеждения, которые у них есть о себе (например, «Я мало пьющий»).
Затем они должны использовать эту информацию, чтобы прийти к предварительному суждению о том, сколько алкогольных напитков они выпивают в обычный день. Например, этот мысленный расчет может означать деление количества алкогольных напитков, которые они выпили на прошлой неделе, на семь, чтобы получить среднее количество алкогольных напитков в день. Затем они должны отформатировать этот предварительный ответ с точки зрения фактически предоставленных вариантов ответа. В этом случае варианты создают дополнительные проблемы интерпретации. Например, что означает «средний» и что будет считаться «несколько больше» среднего? Наконец, они должны решить, хотят ли они сообщить об ответе, который они придумали, или они хотят каким-то образом отредактировать его. Например, если они считают, что выпивают гораздо больше, чем в среднем, они могут не захотеть сообщать большее число из-за боязни выглядеть плохо в глазах исследователя.

С этой точки зрения то, что на первый взгляд кажется простым вопросом, как спросить людей, сколько они пьют (и получить от них прямой ответ), оказывается гораздо более сложным.

Влияние контекста на ответы анкеты

Опять же, эта сложность может привести к непреднамеренному влиянию на ответы респондентов. Их часто называют , поскольку они связаны не с содержанием элемента, а с контекстом, в котором он появляется (Schwarz & Strack, 19).90) [3] . Например, есть , когда порядок, в котором представлены элементы, влияет на ответы людей. Один элемент может изменить то, как участники интерпретируют более поздний элемент, или изменить информацию, которую они получают, чтобы ответить на более поздние элементы. Например, исследователь Фриц Штрак и его коллеги опросили студентов колледжа об их общей удовлетворенности жизнью и частоте свиданий (Strack, Martin, & Schwarz, 1988)

[4] . два было всего -0,12, что позволяет предположить, что две переменные слабо связаны. Но когда на первое место вышла частота свиданий, корреляция между ними составила +0,66, что позволяет предположить, что те, кто чаще встречается, имеют сильную тенденцию быть более удовлетворенными своей жизнью. Сообщение о частоте свиданий сначала сделало эту информацию более доступной в памяти, чтобы они с большей вероятностью основывали на ней свой рейтинг удовлетворенности жизнью.

Предоставленные варианты ответов также могут непреднамеренно влиять на ответы людей (Schwarz, 1999) [5] . Например, когда людей спрашивают, как часто они «действительно раздражаются», и дают варианты ответов от «реже, чем раз в год» до «чаще, чем раз в месяц», они, как правило, думают о серьезных раздражениях и редко сообщают о раздражении. Но когда им дают варианты ответа от «реже одного раза в день» до «несколько раз в месяц», они склонны думать о незначительных раздражениях и сообщают о частом раздражении. Люди также склонны считать, что средние варианты ответов представляют собой то, что является нормальным или типичным. Поэтому, если они считают себя нормальными или типичными, они склонны выбирать средние варианты ответов. Например, люди, скорее всего, сообщат, что смотрят телевизор больше, если варианты ответов сосредоточены на среднем варианте 4 часа, чем когда центрированы на среднем варианте 2 часа. Чтобы смягчить эффекты порядка, чередуйте вопросы и элементы ответов, когда нет естественного порядка. Уравновешивание является хорошей практикой для вопросов опроса и может уменьшить влияние порядка ответов, которое показывает, что среди не определившихся избирателей первый кандидат, указанный в бюллетене, получает повышение на 2,5% просто в силу того, что он указан первым [6] !

Типы предметов

Вопросы анкеты могут быть как открытыми, так и закрытыми.  просто задайте вопрос и позвольте участникам ответить любым удобным для них способом. Ниже приведены примеры открытых вопросов анкеты.

  • «Чему важнее всего научить детей, чтобы подготовить их к жизни?»
  • «Пожалуйста, опишите случай, когда вы подвергались дискриминации из-за вашего возраста».
  • «Есть ли что-нибудь еще, о чем вы хотели бы нам рассказать?»

Открытые вопросы полезны, когда исследователи не знают, как участники могут отреагировать, или хотят избежать влияния на их ответы. Они, как правило, используются, когда у исследователей есть более расплывчатые вопросы исследования — часто на ранних стадиях исследовательского проекта. Открытые вопросы относительно легко написать, потому что нет вариантов ответов, о которых нужно беспокоиться. Однако они требуют больше времени и усилий со стороны участников, и исследователю труднее их анализировать, поскольку ответы должны быть расшифрованы, закодированы и подвергнуты какой-либо форме качественного анализа, например контент-анализу. Преимущество открытых вопросов заключается в том, что они беспристрастны и не дают респондентам ожиданий относительно того, что может искать исследователь. Элементы с открытым концом также более действительны и надежны. Недостатком является то, что респонденты чаще пропускают открытые вопросы, потому что им требуется больше времени для ответа. Лучше всего использовать открытые вопросы, когда ответ неуверен и для величин, которые можно легко преобразовать в категории позже в ходе анализа.

 задайте вопрос и предоставьте участникам набор вариантов ответа на выбор. Только что упомянутый алкогольный товар является примером, как и следующие:

.

  Сколько вам лет?

  • _____ До 18 лет
  • _____ от 18 до 34 лет
  • _____ от 35 до 49
  • _____ от 50 до 70
  • _____ старше 70 лет

По шкале от 0 (полное отсутствие боли) до 10 (самая сильная боль из когда-либо испытанных), насколько сильно вы испытываете боль в данный момент?

Вы когда-нибудь в своей взрослой жизни были в депрессии продолжительностью 2 недели и более?

Закрытые вопросы используются, когда исследователи имеют хорошее представление о различных ответах, которые могут дать участники. Они также используются, когда исследователей интересует четко определенная переменная или конструкция, например уровень согласия участников с некоторым утверждением, восприятие риска или частота определенного поведения. Закрытые вопросы написать сложнее, потому что они должны включать соответствующий набор вариантов ответа. Тем не менее, они относительно быстры и легки для участников. Их также намного легче анализировать исследователям, потому что ответы можно легко преобразовать в числа и ввести в электронную таблицу. По этим причинам закрытые элементы встречаются гораздо чаще.

Все закрытые вопросы включают набор вариантов ответов, из которых должен выбрать участник. Для категориальных переменных, таких как пол, раса или предпочтения политической партии, обычно перечисляются категории, и участники выбирают одну (или несколько), к которой они принадлежат. Для количественных переменных обычно предоставляется рейтинговая шкала.  – это упорядоченный набор ответов, из которых должны выбирать участники. На рис. 9.2 показано несколько примеров. Количество вариантов ответа по типичной оценочной шкале колеблется от трех до одиннадцати, хотя пять и семь, вероятно, наиболее распространены. Пятибалльная шкала лучше всего подходит для униполярных шкал, в которых проверяется только одна конструкция, например частота (Никогда, Редко, Иногда, Часто, Всегда). Шкалы с семью баллами лучше всего подходят для биполярных шкал, где есть дихотомический спектр, такой как симпатия (очень нравится, нравится в некоторой степени, нравится немного, ни нравится, ни не нравится, немного не нравится, немного не нравится, очень сильно не нравится). Для биполярных вопросов полезно предложить более ранний вопрос, который разветвляет их на область шкалы; если вы спрашиваете о том, любите ли вы мороженое, сначала спросите: «Вы вообще любите или не любите мороженое?» Как только респондент выберет «нравится» или «не нравится», уточните его, предложив ему один из вариантов по семибалльной шкале. Ветвление повышает как надежность, так и достоверность (Кросник и Берент, 19 лет).93) [7] . Хотя вы часто видите шкалы с числовыми метками, лучше давать респондентам только вербальные метки, но при анализе преобразовывать их в числовые значения. Избегайте частичных меток, длины или слишком конкретных меток. В некоторых случаях словесные метки могут быть дополнены (или даже заменены) содержательной графикой. Последняя оценочная шкала, показанная на Рисунке 9.2, – это визуально-аналоговая шкала, на которой участники делают отметку где-то вдоль горизонтальной линии, чтобы указать величину своей реакции.

Рисунок 9.2 Пример шкалы оценки для пунктов закрытого опросника [Подробное описание]

Читая о психологических исследованиях, вы, вероятно, встретите термин Шкала Лайкерта . Хотя этот термин иногда используется для обозначения практически любой оценочной шкалы (например, шкалы удовлетворенности жизнью от 0 до 10), он имеет гораздо более точное значение.

В 1930-х годах исследователь Ренсис Лайкерт (произносится как ЛИКЕРТ) разработал новый подход к измерению отношения людей (Лайкерт, 1932) [8] . Он включает в себя предоставление людям нескольких утверждений, включая как благоприятные, так и неблагоприятные утверждения, о каком-либо человеке, группе или идее. Затем респонденты выражают свое согласие или несогласие с каждым утверждением по 5-балльной шкале: Полностью согласен, Согласен, Ни согласен, ни не согласен, Не согласен, Категорически не согласен . Каждому ответу присваиваются номера (при необходимости с обратным кодированием), а затем они суммируются по всем пунктам, чтобы получить оценку, отражающую отношение к человеку, группе или идее. Весь набор пунктов стал называться шкалой Лайкерта.

Таким образом, если вы не измеряете отношение людей к чему-либо, оценивая уровень их согласия с несколькими утверждениями об этом, лучше не называть это шкалой Лайкерта. Вероятно, вы просто используете «рейтинговую шкалу».

Запись эффективных элементов

Теперь мы можем рассмотреть некоторые принципы написания пунктов анкеты, которые сводят к минимуму непреднамеренные эффекты контекста и максимизируют надежность и достоверность ответов участников. Примерное руководство по написанию пунктов вопросника представлено в модели BRUSO (Peterson, 2000) [9] . Аббревиатура означает «краткий», «актуальный», «недвусмысленный», «конкретный» и «объективный». Эффективными элементами анкеты являются  краткие  и по существу. Они избегают длинных, чрезмерно технических или ненужных слов. Эта краткость облегчает их понимание респондентами и ускоряет их заполнение. Эффективные элементы анкеты также релевантны  вопросу исследования. Если сексуальная ориентация, семейное положение или доход респондента не имеют значения, то пункты о них, вероятно, не следует включать. Опять же, это ускоряет заполнение анкеты, но также позволяет не раздражать респондентов вопросами, которые они справедливо сочтут неуместными или даже «любопытными». Эффективных пунктов анкеты также однозначный ; их можно интерпретировать только одним способом. Частично проблема с пунктом об алкоголе, представленном ранее в этом разделе, заключается в том, что разные респонденты могут иметь разные представления о том, что представляет собой «алкогольный напиток» или «обычный день». Эффективные элементы анкеты также специфичны , так что респондентам ясно, о чем должен быть их ответ , а исследователям ясно, о чем он . Распространенной проблемой здесь являются предметы с закрытым концом, которые являются «двойными стволами». Они задают два концептуально разных вопроса, но допускают только один ответ. Например: «Пожалуйста, оцените степень беспокойства и депрессии». Этот пункт, вероятно, следует разделить на два отдельных пункта — один о тревоге и один о депрессии. Наконец, эффективными пунктами анкеты являются  , цель  в том смысле, что они не раскрывают собственное мнение исследователя и не заставляют участников отвечать определенным образом. В таблице 9.2 приведены некоторые примеры неэффективных и эффективных пунктов вопросника, основанных на критериях BRUSO. Лучший способ узнать, как люди интерпретируют формулировку вопроса, — это провести предварительные тесты и попросить нескольких человек объяснить, как они интерпретировали вопрос.

Таблица 9.2 Модель BRUSO для написания эффективных пунктов вопросника, а также примеры
Критерий Бедный Действующий
B—Краткая информация «Являетесь ли вы сейчас или когда-либо владельцем огнестрельного оружия?» «У тебя когда-нибудь было оружие?»
R — актуально «Какова ваша сексуальная ориентация?» Не включайте этот элемент, если он не имеет прямого отношения к исследованию.
U—Однозначно «Вы вооруженный человек?» «Есть ли у вас в настоящее время оружие?»
S—специфический «Как много вы читали о новых мерах по контролю над оружием и налоге с продаж?» «Как много вы читали о новом налоге с продаж?»
O—Цель «Насколько вы поддерживаете новые меры контроля над оружием?» «Что вы думаете о новой мере контроля над оружием?»

Для закрытых вопросов также важно создать соответствующую шкалу ответов. Для категориальных переменных представленные категории, как правило, должны быть взаимоисключающими и исчерпывающими. Взаимоисключающие категории не пересекаются. Например, для предмета религии категории  христианин и католик не исключают друг друга, но протестант и католик являются взаимоисключающими. Исчерпывающие категории охватывают все возможные ответы.

Хотя протестантский и католический являются взаимоисключающими, они не являются исчерпывающими, поскольку существует множество других религиозных категорий, которые респондент может выбрать: иудейский , индуистский , буддийский и так далее. Во многих случаях невозможно включить все возможные категории, и в этом случае  Другая категория  с местом, где респондент может указать более конкретный ответ, является хорошим решением. Если респонденты могут принадлежать более чем к одной категории (например, раса), им следует дать указание выбрать все применимые категории.

Для рейтинговых шкал пять или семь вариантов ответа обычно обеспечивают примерно такую ​​точность, на которую способны респонденты. Однако иногда могут быть уместны числовые шкалы с большим количеством опций. Для таких параметров, как привлекательность, боль и вероятность, шкала от 0 до 10 будет знакома многим респондентам и им будет легко ее использовать. Независимо от количества вариантов ответа, наиболее экстремальные из них, как правило, должны быть «сбалансированы» вокруг нейтральной или модальной средней точки. Пример несбалансированной оценочной шкалы, измеряющей предполагаемую вероятность, может выглядеть следующим образом:

Маловероятно  | Скорее всего  | Вероятно  | Весьма вероятно  | Весьма вероятно

Сбалансированная версия может выглядеть так:

Крайне маловероятно  | Довольно маловероятно  | Скорее всего  | Скорее всего  | Весьма вероятно

 Обратите внимание, однако, что средний или нейтральный вариант ответа включать не обязательно. Исследователи иногда предпочитают опускать его, потому что хотят побудить респондентов более глубоко обдумать свой ответ, а не просто выбирать средний вариант по умолчанию. Включение средних альтернатив в биполярные измерения полезно, поскольку позволяет людям действительно выбрать вариант, который не является ни тем, ни другим.

Рисунок 9.3 Предоставление промежуточных альтернатив [полное описание]

Форматирование анкеты

Написание эффективных пунктов — это только одна часть составления анкеты. Во-первых, каждая анкета должна иметь письменное или устное введение, выполняющее две основные функции (Peterson, 2000) [10] . Один из них заключается в том, чтобы побудить респондентов принять участие в опросе. Во многих типах исследований в таком поощрении нет необходимости либо потому, что участники не знают, что они участвуют в исследовании (как при естественном наблюдении), либо потому, что они являются частью пула испытуемых и уже продемонстрировали свою готовность участвовать, записавшись и показав на учебу. Опросное исследование обычно застает респондентов врасплох, когда они отвечают на звонки, заходят в почтовый ящик или проверяют электронную почту, и исследователь должен убедительно обосновать, почему они должны согласиться на участие. Таким образом, введение должно кратко объяснять цель опроса и его важность, предоставлять информацию о спонсоре опроса (опросы, проводимые университетами, как правило, дают более высокий процент ответов), признавать важность участия респондента и описывать любые стимулы для участия. .

Второй функцией введения является получение информированного согласия. Помните, что эта цель означает описание респондентам всего, что может повлиять на их решение об участии. Это включает в себя темы, охватываемые опросом, количество времени, которое он может занять, возможность респондента отказаться от участия в любое время, вопросы конфиденциальности и т. д. Письменные формы согласия обычно не используются в опросных исследованиях, поэтому важно, чтобы эта часть введения была хорошо задокументирована и четко и полностью представлена ​​каждому респонденту.

За введением должны следовать основные пункты вопросника. Но сначала важно представить четкие инструкции по заполнению анкеты, включая примеры того, как использовать любые необычные шкалы ответов. Помните, что введение – это момент, когда респонденты обычно наиболее заинтересованы и наименее утомлены, поэтому рекомендуется начинать с наиболее важных пунктов для целей исследования и переходить к менее важным пунктам. Элементы также должны быть сгруппированы по темам или по типу. Например, пункты, использующие одну и ту же шкалу оценок (например, 5-балльную шкалу согласия), должны быть сгруппированы вместе, если это возможно, чтобы сделать работу быстрее и проще для респондентов. Демографические вопросы часто представляются последними, потому что они наименее интересны участникам, но к ним легко ответить, если респонденты устали или им стало скучно. Безусловно, любой опрос должен заканчиваться выражением признательности респонденту.

  • Ответ на элемент опроса сам по себе является сложным когнитивным процессом, который включает в себя интерпретацию вопроса, получение информации, вынесение предварительного суждения, перевод этого суждения в требуемый формат ответа и редактирование ответа.
  • Ответы на анкету опроса подвержены многочисленным контекстным эффектам из-за формулировки вопроса, порядка пунктов, вариантов ответов и других факторов. Исследователи должны учитывать такие эффекты при построении опросов и интерпретации результатов опросов.
  • Элементы вопросника обследования могут быть либо открытыми, либо закрытыми. Открытые элементы просто задают вопрос и позволяют респондентам отвечать так, как они хотят. В закрытых заданиях задается вопрос и предлагается несколько вариантов ответов, из которых респонденты должны выбрать один из них.
  • Используйте словесные метки вместо числовых меток, хотя ответы могут быть преобразованы в числовые данные при анализе.
  • Согласно модели BRUSO, вопросы анкеты должны быть краткими, релевантными, недвусмысленными, конкретными и объективными.
  1. Обсуждение: напишите элемент опроса, а затем напишите краткое описание того, как кто-то может отреагировать на этот элемент на основе когнитивной модели ответа на опрос (или выберите любой элемент по шкале самооценки Розенберга).
  2. Практика: Напишите пункты анкеты для каждого из следующих общих вопросов. В некоторых случаях может потребоваться ряд элементов, а не один элемент.
    1. Как часто респондент пользуется Facebook?
    2. Сколько упражнений получает респондент?
    3. Насколько вероятно, по мнению респондента, что действующий президент будет переизбран на следующих президентских выборах?
    4. В какой степени респондент испытывает «дорожную ярость»?

Подробное описание рис. 9.1: Блок-схема, моделирующая когнитивные процессы, связанные с ответами на вопросы опроса. По порядку эти процессы:

  • Интерпретация вопросов
  • Поиск информации
  • Судебная формация
  • Формат ответа
  • Редактирование ответа

[Вернуться к рисунку 9.1]

Подробное описание рисунка 9.2: Три различные шкалы оценок для вопросов опроса. Первая шкала предоставляет выбор между «полностью согласен», «согласен», «ни согласен, ни не согласен», «не согласен» и «полностью не согласен». Вторая — это шкала от 1 до 7, где 1 — «крайне маловероятно», а 7 — «чрезвычайно вероятно». Третья представляет собой скользящую шкалу, один конец которой отмечен как «крайне недружественный», а другой — как «крайне дружелюбный». [Вернуться к рисунку 9.2]

Подробное описание рис. 9.3: Примечание гласит: «Дорогой Исаак. Я вам нравлюсь?» с двумя флажками с надписью «да» или «нет». Кто-то добавил третий флажок, который они проверили, который гласит: «Пока недостаточно данных для осмысленного ответа». [Вернуться к рисунку 9.3]

Атрибуция СМИ

  • Исследование XKCD CC BY-NC (Атрибуция некоммерческая)

  1. Судман, С., Брэдберн, Н. М., и Шварц, Н. (1996). Обдумывание ответов: применение когнитивных процессов в методологии опроса . Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс. ↵
  2. Чанг, Л., и Кросник, Дж.А. (2003). Измерение частоты регулярного поведения: сравнение «обычной недели» с «прошлой неделей». Социологическая методология, 33 , 55-80.
  3. Шварц, Н., и Страк, Ф. (1990). Эффекты контекста в опросах отношения: применение когнитивной теории к социальным исследованиям. В W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), Европейский обзор социальной психологии (Том 2, стр. 31–50). Чичестер, Великобритания: Wiley. ↵
  4. Страк, Ф., Мартин, Л.Л., и Шварц, Н. (1988). Подготовка и общение: социальные детерминанты использования информации в суждениях об удовлетворенности жизнью. Европейский журнал социальной психологии, 18 , 429–442. ↵
  5. Шварц, Н. (1999). Самоотчеты: как вопросы формируют ответы. Американский психолог, 54 , 93–105. ↵
  6. Миллер, Дж. М. и Кросник, Дж. А. (1998). Влияние порядка имен кандидатов на результаты выборов. Общественное мнение Ежеквартально, 62 (3), 291-330. ↵
  7. Кросник, Дж.А. и Берент, М.К. (1993). Сравнение идентификации партии и политических предпочтений: влияние формата вопроса опроса. Американский журнал политических наук, 27 (3), 941-964.
  8. Лайкерт, Р. (1932). Техника измерения отношения. Архив психологии, 140 , 1–55. ↵
  9. Петерсон, Р. А. (2000). Составление эффективных вопросников . Тысяча дубов, Калифорния: Sage. ↵
  10. Петерсон, Р. А. (2000). Составление эффективных вопросников . Тысяча дубов, Калифорния: Sage. ↵

Составление анкеты: принципы и пример

Скорее всего, вы хотя бы раз в жизни заполняли анкету. Но вы когда-нибудь создавали его сами? Знаете ли вы этапы построения анкеты? Давайте не будем делать из этого введения анкету и быстрее перейдем к ответам.

  • Мы начнем с изучения построения вопросников в методологии исследования.
  • Затем мы рассмотрим процесс создания анкеты.
  • После этого мы рассмотрим принципы построения анкеты, охватив темы, включая то, что делает анкету хорошей или плохой.
  • Наконец, мы углубимся в пример построения анкеты.

Составление анкеты: Психология

Исследователи часто используют анкеты, потому что они относительно недороги, и их легко набрать и проанализировать множество ответов и их данные.

Анкетирование — это метод исследования, при котором респонденты отвечают на заранее заданные исследователями вопросы.

Чаще всего исследователи используют в исследованиях установленные анкеты. Но что, если ни одна анкета не измеряет эффективно то, что намеревается измерить исследователь? Вот тут-то и начинается построение анкеты.

Психологические исследования должны быть научными, поэтому исследователи не могут случайным образом выбирать вопросы и формировать анкеты. Вместо этого исследователи должны следовать стандартизированному процессу, о котором мы поговорим позже.

Составление вопросника в методологии исследования

Исследователи используют вопросники, когда нет установленных вопросников, которые можно использовать для измерения интересующих переменных. Таким образом, исследователи должны разработать свой собственный надежный и валидный вопросник.

Анкета действительна, когда вопросы в анкете измеряют то, на что они направлены.

Надежный опросник — это когда опросник постоянно измеряет одно и то же. Например. если результаты меняются со временем, в зависимости от ситуации или контекста, анкета считается ненадежной.

Составление анкеты, вероятно, необходимо при изучении новых идей или конкретных или расследовании уникальных случаев.

Представьте себе исследование, в котором изучается детское воображение и то, как оно влияет на дальнейшую карьеру; чтобы измерить воображение, исследователю, вероятно, потребуется составить анкету.

Составление анкеты: процесс

Когда дело доходит до процесса составления анкеты, это не так просто, как просто собрать воедино кучу вопросов. Существуют более сложные и стандартизированные процедуры, связанные с процессом построения вопросника.

Давайте рассмотрим некоторые вещи, о которых следует помнить исследователям в процессе создания анкеты.

Первое, что должен определить исследователь, — это переменные, которые будут измеряться с помощью вопросника.

Хороший вопросник будет измерять каждый аспект переменной, а не ее части. Например. опросник не должен измерять половину симптомов депрессии; он должен измерить каждый из них.

Затем исследователь должен определить, хотят ли они собирать качественные (нечисловые) или количественные (числовые) данные.

Открытые вопросы в анкетах собирают качественные данные, а закрытые вопросы собирают количественные данные.

Тип используемого вопроса имеет решающее значение, поскольку он влияет на последующий анализ.

Когда исследователь хочет понять мысли или поведение респондентов, он использует открытые вопросы. Напротив, закрытый вопрос используется, когда достаточно простого фиксированного ответа, например. Да или нет.

Пример открытого вопроса: опишите, какие чувства у вас вызвало это видео.

И пример закрытого вопроса по шкале от 1 до 5, насколько тревожно вы себя чувствуете через час после выпитой чашки кофе?

Вопросы с фиксированным ответом не должны пересекаться.

Как часто Вы выпиваете чашку кофе? 2-3 раза или 3-5 раз?

Если участники выпивают три чашки, они должны выбрать оба ответа; это не лучший пример анкеты с фиксированным ответом.

Рисунок 1: Некоторые анкеты содержат как открытые, так и закрытые вопросы.

Другим важным фактором, который следует помнить исследователям в процессе построения анкеты, является то, что вопросы не должны быть наводящими, так как предвзятость снизит достоверность более поздних результатов.

Вопросы в анкетах должны быть написаны ясным и понятным языком, не поддающимся интерпретации.

Порядок вопросов важен. Порядок должен быть логичным, чтобы не сбивать с толку или расстраивать и сбивать с толку участников, поскольку это может привести к ненадежным и неверным мыслям.

Составление анкеты: сравнение открытых и закрытых вопросов

Сравним сильные и слабые стороны открытых и закрытых вопросов в анкетах.

Open-Ended Question Close-Ended Question
Cost-efficient No Yes
Time-efficient No Yes
Provides in-depth detail Yes No
Easy to analyse No Yes
Easy to determine the reliability No Да

Хотя таблица показывает, что закрытые вопросы имеют больше преимуществ, это не обязательно верно. Если исследователи пытаются получить подробные сведения о мыслях, чувствах, поведении и мотивах участников, не будет ли более уместно использовать открытые вопросы?

Принципы составления вопросников

Как мы узнали ранее, существуют стандартизированные процедуры, обеспечивающие составление вопросников в соответствии с высокими научными стандартами.

Перед использованием вопросника в расследовании необходимо провести пилотное исследование.

Пилотное исследование — это мелкомасштабное предварительное исследование более поздних исследований, которое будет проводиться для обеспечения надежности и достоверности исследования и его показателей, а также для определения необходимости каких-либо корректировок.

Что касается надежности, то исследователи хотят, чтобы анкеты имели высокую внутреннюю надежность.

Внутренняя надежность означает, что все вопросы в анкете должны последовательно измерять одно и то же, т. е. никаких нерелевантных вопросов.

Существует несколько типов валидности, один из которых конструктивная валидность. Анкета измеряет переменные, указанные в гипотезе, и если измеренные баллы отражают гипотезу. Исследователи также должны убедиться, что вопросы охватывают все изучаемые переменные. Если это так, то эксперимент имеет высокую валидность.

Принципы построения вопросника: проверка надежности и валидности

Одним из способов измерения надежности вопросника является метод повторного тестирования. В процессе участвуют одни и те же участники, заполняющие одну и ту же анкету, но в разные дни. Если существует высокая корреляция между результатами тестов по каждому из данных, то они обладают высокой внутренней надежностью.

Обычный способ измерения достоверности вопросника состоит в том, чтобы распределить вопросник по двум группам:

  1. Одна группа состоит из экспертов.
  2. Другой имеет ограниченные знания об изучаемом явлении.

Если две группы имеют одинаковые результаты, анкета проста для понимания, а вопросы не подлежат интерпретации. Таким образом, анкета имеет высокую валидность.

Еще один способ измерить валидность вопросника – проверить, имеет ли он одновременную валидность. Это проверяется путем проверки соответствия результатов нового вопросника результатам ранее созданного вопросника, измеряющего аналогичную концепцию.

Важно отметить, что мера, используемая в качестве инструмента сравнения, имеет высокую надежность и достоверность.

Составление вопросника: сильные стороны и проблемы

В целом, вопросники представляют собой недорогой и быстрый способ сбора данных для анализа, и, как обычно, анонимные респонденты с большей вероятностью будут правдивыми. Кроме того, более высокий процент ответов, вероятно, по сравнению с интервью.

Проблемы возникают, когда вопросы составлены недостаточно тщательно, поскольку это может привести к предвзятым, неверным и ненадежным результатам.

В конечном счете, анкеты не должны влиять или предлагать правильные ответы (чтобы участники не делали социально желательный выбор).

Социальная желательность означает, что респонденты реагируют так, как, по их мнению, отреагировал бы идеальный член общества; это часто является результатом предполагаемого социального давления и желания выглядеть в положительном свете.

Структура вопросника: Пример

Давайте рассмотрим пример того, какие вопросы могут быть заданы, когда исследователи пытаются измерить степень депрессии респондентов.

Существуют ранее хорошо зарекомендовавшие себя опросники для измерения депрессии, поэтому маловероятно, что исследователям потребуется создавать новый опросник для ее измерения.

В1: Испытывали ли вы за последние две недели депрессию или безнадежность?

В2: Сколько дней в неделю вам трудно встать с постели?

Q3: За последние шесть месяцев вы заметили, что вас меньше интересуют занятия, которые обычно доставляют вам удовольствие?

Q4: За последние две недели вы заметили, что у вас меньше энергии, чем обычно?

В5: Замечали ли вы за последние две недели изменение аппетита?

В примере используются только закрытые вопросы, т. е. они полагаются только на фиксированные ответы. Таким образом, вопрос собирает количественные данные.

Итак, что хорошего и плохого в этом примере построения анкеты?

Хорошо то, что:

  • Количественно определяет, насколько далеко назад должны думать их ответы. Представьте, что если вы не спросите об этом, кто-то может подумать о том, как он себя чувствовал в последние две недели, а кто-то еще может вернуться к прошлым двум годам; это непоследовательно. Таким образом, это вызывает проблемы с надежностью.
  • Вопросы не являются наводящими и не подлежат интерпретации.
  • Вопросы написаны связно, логично и легко воспринимаются.

Однако проблема в том, что анкета не измеряет каждый симптом депрессии; следовательно, он недействителен.

Составление вопросника – основные выводы

  • Составление вопросника в психологии важно, когда никакие ранее разработанные вопросники не могут измерить интересующие переменные.
  • Составление вопросников в методологии исследования следует стандартному протоколу, аналогичному другим подходам к научному исследованию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts