Антропоморфные боги: В. Буркерт. Греческая религия: Архаика и классика: Антропоморфные боги

Золото Рейна

Картина первая
В глубине Рейна три веселые, по-детски беззаботные русалки – Воглинда, Вельгунда и Флосхильда – стерегут по поручению отца сокровища Рейна. Альберих, уродливый нибелунг, незаметно крадется к ним вдоль скалы. Он тщетно пытается добиться любви русалок, а те затевают с ним жестокую игру. Каждая из них искусно притворяется влюбленной в него, чтобы затем безжалостно отвергнуть и посмеяться над его уродством. Альберих оскорблен и разгневан.
Восходит солнце. Лучи его, проникнув сквозь воды Рейна, озаряют ослепительным блеском скалу, хранящую клад. Альберих привлечен блеском золота. Он узнает, что, завладев золотом Рейна и выковав из него кольцо, можно обрести неограниченную власть. Но это возможно лишь для того, кто добровольно отречется от любви. Все это ему рассказали русалки, полагая, что Альберих, так безумно жаждущий любви, никогда не сможет похитить их золото. Ослепленный мыслью о возможности стать властелином мира, Альберих отвергает любовь. Он хватает золото и исчезает с ним в подземном царстве нибелунгов. Непроглядная мгла окутывает воды Рейна.

Картина вторая
Неприступные горные вершины. Пробуждаются верховный бог Вотан и его супруга Фрика. Вотан смотрит на Валгаллу, неприступный чертог богов, возведенный по его воле братьями-великанами Фазольтом и Фафнером. А Фрика с болью думает о цене, которую Вотан легкомысленно обещал заплатить великанам за эту обитель, – о Фрейе, богине юности, которая хранит золотые яблоки, дающие богам вечную молодость. Фрейя в отчаянии умоляет Вотана, сестру Фрику и братьев Доннера и Фро защитить ее от приближающихся братьев-великанов, но Вотан и не думает отдавать Фрейю. Он полагается на помощь Логе, хитроумного и неуловимого бога огня, который обещал ему найти выход из трудного положения.
Появляются великаны и требуют, чтобы Вотан, по условиям договора, отдал им Фрейю в уплату за постройку Валгаллы. Они знают, что, лишившись Фрейи, боги утратят вечную молодость, а с нею и власть. Фазольт к тому же влюблен во Фрейю. Вотан прибегает к отговоркам, старается выиграть время. Великаны начинают понимать, что Вотан готов нарушить договор.
Наконец появляется Логе. Он обыскал весь свет, но не нашел ничего, что можно было бы отдать великанам вместо богини юности. Но сейчас его больше беспокоит другое: похищено золото Рейна. Бесценный клад попал в руки Альбериха, который уже сковал кольцо, дающее власть над миром. Логе передает Вотану просьбу дочерей Рейна помочь им вернуть клад. Но Вотан и сам, узнав о кольце, мечтает им овладеть.
Великаны, услышав рассказ Логе, готовы вместо Фрейи взять золото в уплату за постройку Валгаллы. Но Вотан не соглашается. Тогда великаны берут Фрейю в залог до вечера. Они вернут ее богам только за выкуп – золото Рейна.
Оставшись без богини юности, боги начинают дряхлеть. Вотан принимает решение добыть золото Рейна и выкупить Фрейю у великанов. Вместе с насмешливым Логе он отправляется в подземное царство нибелунгов.

Картина третья
Мрачное подземелье Нибельхайм, в котором обитают нибелунги. Когда-то нибелунги были единым народом, добывавшим драгоценности из недр земли лишь ради удовольствия. Теперь же Альберих принуждает их беспощадно опустошать земные недра, чтобы умножить свои богатства. Собственного брата, искусного кузнеца Миме, он заставил выковать для себя волшебный шлем. Кузнец чувствует необычную силу своего изделия, но не может разгадать, в чем его секрет. Альберих вырывает у Миме из рук шлем и демонстрирует его магическую силу. Каждый, кто надевает его, обретает способность принять любой облик. Лишь теперь Альберих может быть уверен в нерушимой власти своего кольца, лишь теперь он может спокойно засыпать, не опасаясь быть ограбленным.
Появляются Вотан и Логе. Логе удается подольститься к Миме. Он умело использует боль, ярость и ненависть карлика к обидчику – родному брату Альбериху – для осуществления коварного плана. От Миме Логе и Вотан узнают о власти Альбериха и о волшебном шлеме. Заметив приближающегося брата, Миме испуганно прячется. Тщеславный и самолюбивый Альберих, несмотря на свое недоверие к пришельцам, не может удержаться от хвастовства и рассказывает о своем могуществе. Хитрый Логе спрашивает его, как он собирается ограждать себя и свою власть от посягательств завистливых подданных. Альберих хвастливо рассказывает о шлеме. Но Логе заявляет, что поверит в его силу только в том случае, если своими глазами увидит волшебное превращение. Альберих надевает шлем и превращается в дракона. Логе настаивает на продолжении испытания. «Разумнее было бы, – говорит он, – в случае опасности превратиться в маленького зверька, которому легче скрыться». Альберих тут же демонстрирует и эту возможность шлема и превращается в жабу. Вотан проворно наступает на нее ногой, а Логе срывает с головы Альбериха шлем. Связав нибелунга, чтобы он не мог повернуть кольцо на пальце и воспользоваться своей властью, они тащат плененного Альбериха к выходу из подземелья. Дым Нибельхайма, обители туманов, рассеивается и превращается в холодный горний воздух обители богов.

Картина четвёртая
Неприступные горные своды. Чтобы обрести утраченную свободу, Альберих приказывает нибелунгам принести все свои сокровища и кладет их к ногам Вотана. Но когда Вотан требует и кольцо, Альберих яростно протестует: ведь ценой этого кольца было отречение от любви. Не обращая внимания на протесты Альбериха, Вотан срывает кольцо с его пальца. Альберих проклинает того, кому отныне будет принадлежать это кольцо. Оно принесет несчастья и смерть. Вотана проклятие нисколько не страшит. Он объявляет богам, что сокровища найдены. Однако золотом надо расплатиться с великанами.
Появляются великаны с Фрейей, чтобы совершить обмен. Они хотят получить столько золота, чтобы оно покрыло боги¬ню юности с ног до головы. Сокровищ нибелунгов не хватает, голова Фрейи еще видна, и тогда Вотану приходится положить сверху волшебный шлем. Но и теперь все еще виден глаз богини. Великаны требуют, чтобы Вотан положил сверху и кольцо. Однако Вотан скорее готов пожертвовать Фрейей, чем кольцом, и мольбы испуганных богов не могут поколебать его решения.
Внезапно появляется Эрда, приходящая из земной глубины богиня судьбы. Лишь ее грозное пророчество о неотвратимой гибели богов заставляет Вотана отдать кольцо. Фрейя, символ молодости, вновь свободна. Но тотчас сбывается проклятие нибелунга: Фафнер убивает Фазольта и исчезает со своей добычей.
Боги готовятся к торжественному входу в свой новый чертог. Доннер, бог грома, вызывает грозу и разгоняет клубы тумана. Бог света Фро возводит мост-радугу, ведущий к замку.
Боги вступают в Валгаллу. Логе предчувствует, что это начало конца. Русалки, дочери Рейна, горько сетуют о потере сокровищ.

«Золото Рейна» – первая из четырех опер монументальной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Автор рассматривал свой opus magnum не как тетралогию, а как триптих с прологом, называя оперу-зачин «предвечерием». Среди колоссов «Кольца» она действительно стоит несколько особняком. «Золото» значительно компактнее следующих за ним «Валькирии», «Зигфрида» и «Гибели богов»: происходящие в прологе события укладываются в один день, а протяженность оперы – по вагнеровским стандартам – очень невелика, всего два с половиной часа музыки, четыре картины без антракта. При этом именно здесь обозначены силовые линии будущей вселенской трагедии и завязывается узел глубочайших, фатальных противоречий. На сцене действуют герои, подобные персонажам из детской сказки (ни одного человека, только русалки, гномы, великаны, антропоморфные боги), но с их помощью, языком художественных метафор, Вагнер начинает долгий – на четыре вечера – разговор о нравственных и социальных проблемах человечества. Центральная тема его размышлений – это феномен власти. Почему жажда власти неутолима? Почему власть требует в жертву любовь (мужчины к женщине, брата к брату), почему она отбирает свободу не только по вертикали – у подчиненных, но и, парадоксальным образом, у самих подчиняющих? Почему она опирается на пороки, сопряжена с ложью и трусостью, как о том поют под занавес «Золота Рейна» цинично ограбленные русалки? Вагнер приступил к работе над тетралогией молодым, верящим в социальный прогресс революционером, а завершил ее философом-пессимистом, пророком заката европейской цивилизации.

При всей сложности затронутых проблем в «Золоте Рейна» Вагнер-мыслитель и Вагнер-композитор не мешают друг другу, сохраняя безупречное равновесие между идеологической и музыкальной составляющими. Здесь множество великолепных музыкальных картин: вот могучий отец Рейн катит свои волны, сквозь которые сияет первозданное золото, вот земля содрогается под ногами неповоротливых великанов, вот пробегают неуловимые всполохи пламени, вот гроза – с ветром, дождем, громом и, в завершение, радугой. Музыкальная ткань оперы соткана из лейтмотивов, но Вагнер не делает из них жестких опознавательных бирок, а постоянно обновляет, развивает и видоизменяет. В концертном исполнении «Золота Рейна» его достоинства – внятная драматургия, яркие оркестровые краски, выразительные партии солистов – нисколько не теряются. Пролог «Кольца нибелунга» легко слушать даже начинающему вагнерианцу, искушенные же любители Вагнера знают: появление его великой тетралогии на афише – это редкое, крупное и многообещающее событие музыкальной жизни.

Сценическая история «Кольца нибелунга» началась в августе 1876 года в немецком городе Байройте, где для воплощения амбициозных идей Вагнера был построен специальный фестивальный театр. Но и там вагнеровским постановкам не хватало простора: вместо величественного моста на Валгаллу зрители видели раскрашенную деревянную радугу, а певцы с трудом преодолевали стереотипы своей профессии. Художник-визионер, Вагнер сочинял «произведение искусства будущего» для воображаемой сцены будущего, обладающей гораздо бóльшими возможностями, нежели театр XIX века. В начале XXI столетия в Мариинском театре монументальная тетралогия была поставлена с размахом и мастерством, которые сполна отвечают чаяниям ее автора.

Немецкий композитор-драматург отрицал «оперность» своих творений, настаивая на их «синтетической» природе. Тем не менее Вагнера идут в первую очередь слушать. В бригаде мариинского «Кольца», так же как на байройтской премьере, центральное положение занимает дирижер-постановщик. Соавтором концепции Валерия Гергиева выступил художник Георгий Цыпин, костюмы придумала Татьяна Ногинова. Авторы спектакля нашли решение, благодаря которому их «Кольцо» никогда не утратит своей художественной силы. Вагнеровская сага выведена ими за пределы конкретного исторического времени и пространства, в область символов и кодов. Путь, по которому пошли постановщики, уникален: в мариинском «Кольце» нет ни людей в шкурах, ни людей с портфелями. Тетралогия предстает здесь как универсальный миф, вобравший в себя элементы самых разных культур и культов, вплоть до египетских и осетинских. Основополагающий визуальный образ всех четырех спектаклей – придуманные Георгием Цыпиным исполины, «полубоги, мифические великаны – молчаливые свидетели всего происходящего. Они живут в каком-то другом временнóм пространстве. Чтобы одному из них повернуть голову, нужна тысяча лет» (из интервью художника).

Когда-то Вагнер намеревался обрушить на зрителей всю очистительную мощь «Кольца нибелунга» за одно-единственное исполнение, после чего построенные на берегу Рейна подмостки предполагалось разобрать, а партитуру – сжечь. До такого радикализма дело не дошло, но «Кольцо» навсегда осталось сочинением с особым, незаурядным статусом. Его редкое (как правило, раз в сезон) появление на мариинской афише сродни вагнеровскому фестивалю, все участники которого на четыре дня поднимаются над буднями и вовлекаются в круговорот событий космического масштаба. Христина Батюшина

Мировая премьера: 22 сентября 1869 года, Национальный театр, Мюнхен (впервые как часть тетралогии – 13 августа 1876 года, Байройт)
Премьера в Мариинском театре: 27 декабря 1905 года (на русском языке)
Премьера постановки: 13 июня 2003 года

Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут
Спектакль идет без антракта

Золото Рейна, отзывы на спектакль, постановка Мариинский театр – Афиша-Театры

Спектакль

Выбор «Афиши»

8.1

© vk.com/mariinskytheatre

О спектакле Отзывы (2)

«Золото Рейна» – первая из четырех опер монументальной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Автор рассматривал свой opus magnum не как тетралогию, а как триптих с прологом, называя оперу-зачин «предвечерием». Среди колоссов «Кольца» она действительно стоит несколько особняком. «Золото» значительно компактнее следующих за ним «Валькирии», «Зигфрида» и «Гибели богов»: происходящие в прологе события укладываются в один день, а протяженность оперы – по вагнеровским стандартам – очень невелика, всего два с половиной часа музыки, четыре картины без антракта. При этом именно здесь обозначены силовые линии будущей вселенской трагедии и завязывается узел глубочайших, фатальных противоречий. На сцене действуют герои, подобные персонажам из детской сказки (ни одного человека, только русалки, гномы, великаны, антропоморфные боги), но с их помощью, языком художественных метафор, Вагнер начинает долгий – на четыре вечера – разговор о нравственных и социальных проблемах человечества. Центральная тема его размышлений – это феномен власти. Почему жажда власти неутолима? Почему власть требует в жертву любовь (мужчины к женщине, брата к брату), почему она отбирает свободу не только по вертикали – у подчиненных, но и, парадоксальным образом, у самих подчиняющих? Почему она опирается на пороки, сопряжена с ложью и трусостью, как о том поют под занавес «Золота Рейна» цинично ограбленные русалки? Вагнер приступил к работе над тетралогией молодым, верящим в социальный прогресс революционером, а завершил ее философом-пессимистом, пророком заката европейской цивилизации.

При всей сложности затронутых проблем в «Золоте Рейна» Вагнер-мыслитель и Вагнер-композитор не мешают друг другу, сохраняя безупречное равновесие между идеологической и музыкальной составляющими. Здесь множество великолепных музыкальных картин: вот могучий отец Рейн катит свои волны, сквозь которые сияет первозданное золото, вот земля содрогается под ногами неповоротливых великанов, вот пробегают неуловимые всполохи пламени, вот гроза – с ветром, дождем, громом и, в завершение, радугой. Музыкальная ткань оперы соткана из лейтмотивов, но Вагнер не делает из них жестких опознавательных бирок, а постоянно обновляет, развивает и видоизменяет. В концертном исполнении «Золота Рейна» его достоинства – внятная драматургия, яркие оркестровые краски, выразительные партии солистов – нисколько не теряются. Пролог «Кольца нибелунга» легко слушать даже начинающему вагнерианцу, искушенные же любители Вагнера знают: появление его великой тетралогии на афише – это редкое, крупное и многообещающее событие музыкальной жизни.

Информация предоставлена Организатором

ЖанрыОпера

Возраст12+

Дата премьеры13 июня 2003

Продолжительность2 часа 40 минут, без антракта

Участники

  1

Марина Мишук

Режиссёр

Специальные предложения

Рецензия «Афиши» на спектакль

Ольга Манулкина

422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 104

7

У «Кольца» нет конца

К юбилею Вагнера в 2013 году по миру ставят «Кольца» и сражаются за вагнеровских певцов. «Кольцо» под управлением Валерия Гергиева споют исключительно мариинские солисты, славная когорта, выпестованная в театре всего за несколько лет гергиевской вагнеризации. Как принято ныне, здесь будут сменять друг друга три Брунгильды (Ольга Савова, Ольга Сергеева, Лариса Гоголевская) и два Зигфрида (Леонид Захожаев, Виктор Луцюк). Через неделю после «Кольца» в Мариинском концертном зале к ним присоединится еще одна Брунгильда — одна из лучших сегодня, — шведка Нина Штемме.

В Мариинке «Кольцо» сковали к 2003 году, и к 2013-му нового делать не собираются, что резонно. Однако тетралогия, которую мы увидим в сентябре, сильно отличается от первоначальной. Рассказать историю мариинского «Кольца» уже почти так же трудно, как историю о том, как зло (то есть золото) пришло в мир; поневоле впадаешь в эпический тон. В начале времен Валерий Гергиев пригласил режиссера Йоханнеса Шаафа и сценографа Готтфрида Пильца. Они поставили «Золото Рейна». «Валькирию» ставил уже один Пильц. К «Зигфриду» Гергиев сменил всю команду и пригласил режиссера Владимира Мирзоева и сценографа Георгия Цыпина. Так в мариинский мир пришли цыпинские слюдяные колоссы — пожалуй, единственная незыблемая часть нынешнего «Кольца». Мирзоев в свою очередь призвал хореографа Ким Франк и группу «Каннон Данс». В «Гибели богов» танец занимал уже меньше места, а потом и вовсе сошел на нет. Когда заново взялись ставить первые две оперы, театр расстался с Мирзоевым; появилась режиссер Юлия Певзнер. В этот момент выяснилось, что концепция постановки принадлежит Гергиеву и Цыпину. В таком варианте тетралогия была представлена в России и вывезена за рубеж.

Прошли годы, и в 2009-м явился новый режиссер и примечание: «Редакция постановки 2003 года по концепции Гергиева и Цыпина». Имя этого режиссера Александр Зельдин. Если оно ничего вам не говорит, в этом нет вашей вины. Достижения г-на Зельдина в театре пока незначительны и представлены в основном на сцене Мариинки. В последние десятилетия «Кольцо» ставили Гетц Фридрих, Роберт Уилсон, Петер Конвичный, Робер Лепаж, Андреас Кригенбург. Отнюдь не все постановки оканчивалось удачей, как свидетельствует опыт Метрополитен и Лепажа, но сама неудача бывала значительной. Тем, кто три года назад в некотором смятении наблюдал за тем, что сделал г-н Зельдин в сценографии Цыпина, остается надежда, что с 2009 года все снова поменялось. И в крайнем случае всегда можно последовать вагнеровскому совету («Закройте глаза и слушайте мою музыку»): Гергиев, как известно, один из лучших вагнеровских дирижеров.

20 сентября 2012

Лучшие отзывы о спектакле «Золото Рейна»

   2

Мария

21 отзыв, 24 оценки, рейтинг 5

10

Лучший вариант для знакомства с творчеством Рихарда Вагнера, а это сложный композитор, произведения длинные.
Ходила уже два раза и еще на одно концертное исполнение. Полный восторг от исполнения и музыки и постановки.
Всегда жду Вагнера в афише.

29 ноября 2019

akkalagara.wordpress.com

6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 2

7

Поставить тетралогию Вагнера — труд, должно быть, титанический. И результаты этого труда впечатляют. Постановка продумана в деталях — костюмы, декорации, хореография выполнены на очень высоком уровне. Вотан, перепоясанный белой перевязью крест-накрест, с длинной золотой шевелюрой, черной повязкой на глазу и свои копьем выглядит натурально сильмариллионовским эльфом (и страсти его обуревают примерно порядка). Прочие боги загримированы, как мне показалось, не без влияния группы KISS: обильный белый грим, четкие темные тени на лице, экстравагантные прически с острыми углами у висков. Некоторый когнитивный диссонанс вызвал, пожалуй только Локи (Логе в оперной интерпретации) — дородного вида дядечка. Мне же всегда казалось, что он должен быть худым и пронырливым типом. Забавно выглядят великаны — большие и страшные конструкции на колесиках, внутри которых прячутся певцы. Карлики — Альберих и Миме — уродливы каким-то притягательным образом: тонкие когтистые пальцы, голые черепа неправильной формы, торчащие в стороны уши.

Декорации на протяжении постановки практически не меняются — их поднимаю выше или ниже, переставляют с места на место. Однако в результате игра с освещением одни и те же истуканчики предстают крепостной стеной, скалами на берегу, зловещими карликами, древними гробницами.

Дирижировал Гергиев. Исполнение превосходное.

Музыка Вагнера, как мне показалось, обращается к каким-то темным сторонам человеческой природы, и на нее очень хорошо ложится этот жестокий языческий сюжет: история, где нет положительных персонажей, где мечты героев — украсть или отобрать, захватить или поработить.

28 сентября 2008

Все отзывы

Подборки «Афиши»

 

отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге

Детские праздничные шоу

спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами

спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Почему мы антропоморфизируемся — Информационный бюллетень выпускников GDBBS

Первоначально опубликовано 10 апреля 2015 г.

Вы когда-нибудь приписывали человеческие черты животным или даже неодушевленным предметам? Если да, то вы участвовали в так называемом антропоморфизме. Мы часто приписываем эмоции животным, а интенциональность — бессмысленным объектам. Каждый раз, когда вы принимаете свою вешалку за незваного гостя или заявляете, что ваш щенок любит вас, вы виновны в антропоморфизации.

Антропоморфизм — это тенденция приписывать человеческие черты, такие как физические качества, эмоции, намерения или мысли, нечеловеческим объектам, таким как животные или предметы.

Люди по своей природе относятся ко всему так, как если бы оно обладало некоторой степенью понимания или ответственности. (Приходилось ли вам когда-нибудь ругаться на свой принтер или побуждать машину заводиться?) Это побочный продукт нашей склонности к антропоморфизации. Он пронизывает наше восприятие. Это обычное явление в человеческой жизни, и оно может быть особенно проблематичным при определенных обстоятельствах.

Но почему мы очеловечиваемся?

Короче говоря, мы так устроены. Человеческий мозг настроен на то, чтобы пытаться понять намерения, мысли и чувства других людей. Эта концепция называется теорией разума. Определенные области мозга содержат популяции «зеркальных» нейронов, которые проявляют ту же активность, когда мы выполняем действие, и когда мы наблюдаем, как другие выполняют действие.

Люди с дефицитом в областях, где расположены эти зеркальные нейроны, соответствуют дефициту эмпатии и теории разума. Неудивительно, что это те самые области мозга, которые активны, когда человек антропоморфизируется.

Для предсказания действий животных и неодушевленных предметов используются те же участки мозга, что и для предсказания поведения другого человека. Хотя мы можем сознательно различать человека и не-человека, одни и те же механизмы в нашем мозгу активируются, когда мы наблюдаем за действиями обоих.

Важно отметить, что то, как мы воспринимаем наши мысли, ограничено не только нашим восприятием, но и языком, которым мы располагаем для передачи нашего восприятия. Подумайте об этом так: большинство людей согласятся с тем, что мышь не может думать как человек. По крайней мере, вы, вероятно, согласитесь с тем, что вы не можете сказать, о чем думает мышь. Чтобы знать, о чем думает мышь, нужно либо быть мышью, либо уметь с ней разговаривать.

Так как же объяснить поведение мыши? Что делает мышь, если не думает? У нас нет для этого слова. Чтобы попасть в собственную ловушку, мы не можем думать, как мыши, поэтому у нас нет слов, чтобы описать, что может происходить в мышиной голове. Мы вынуждены воображать вещи так, как может только человек, потому что, в конце концов, мы всего лишь люди.

Так что же толку от антропоморфизма?

Довольно легко объяснить, почему мы хотим понимать других людей. Мы социальный вид, и поэтому должны иметь возможность понимать других, по крайней мере, до некоторой степени. Но не является ли антропоморфизм просто побочным продуктом чрезмерно восторженного мозга, пытающегося придать всему Теорию Разума?

Сомнительно. С точки зрения эволюции, почти всегда лучше предполагать, что что-то умнее, чем оно есть на самом деле. Точнее, почти всегда лучше предположить, что что-то хочет вас достать и что это что-то достаточно разумно, чтобы о нем беспокоиться.

Верить в то, что каждая призрачная фигура — это грабитель, гораздо безопаснее, чем верить, что каждая призрачная фигура — это купальный халат. Верить, что каждый паук полон злобной ненависти к человечеству, безопаснее, чем не думать ни о каком пауке.

Думайте о своем антропоморфном мозге как о высокосложном механизме, который лучше перестраховаться, чем потом сожалеть. Мы запрограммированы верить, по крайней мере вначале, что все, что мы видим, ведет себя с определенной степенью преднамеренности. Результаты этого могут быть хорошими или плохими.

Каковы последствия антропоморфизма?

Как упоминалось выше, антропоморфизм — это обычно хорошо. Но когда антропоморфизация может пойти наперекосяк?

Доктор Шеннон Гурли, профессор неврологии Университета Эмори, описывает антропоморфизм как «двойную угрозу».

«Во-первых, мы рискуем опошлить человеческое существование. Может ли мышь действительно испытать изнурительную природу шизофрении? От аутизма? Мы просто не знаем. И связанный с этим вопрос касается пределов нашей способности как ученых интерпретировать наши данные. Если мы приписываем животному человеческие черты, мы рискуем не рассмотреть другие возможности. Например, мышь забилась в угол, потому что она «подавлена» или потому что ей просто холодно? Или болен?

Даже несмотря на риски, нередко можно услышать, как метеоролог говорит о гневе природы, а биолог говорит о том, что хочет делать клетка. Особенно заманчиво антропоморфизировать, когда кажется, что исследования можно напрямую перенести на обычный человеческий опыт.

Тем не менее, д-р Гурли напоминает нам, что «сообщение о том, что у мыши развивается поведение, похожее на депрессию, является более точным с научной точки зрения — и оно позволяет нам помнить об альтернативных возможностях и признавать ограниченность наших собственных знаний, которые связаны принципиальной неспособностью напрямую общаться с животными».

Предрасположенность нашего мозга к предоставлению свободы воли приводит к тому, что мы видим намерение, мысль и причину в естественном мире, даже если это необъяснимо. Мы естественным образом приписываем интенциональность всему, что видим: есть ли у этого человеческий мозг, мозг животного или вообще нет мозга.

Антропоморфизм настолько распространен, что некоторые биологи и биологические философы утверждают, что он лежит в основе восприятия людьми высших сил, или богов, действующих на мир. Когда мы думаем о божествах, активируются те же области мозга, что и при приписывании теории разума другим людям.

С незапамятных времен люди приписывали необъяснимые события сущностям, которых они не могли видеть или чувствовать, а только чувствовать и делать выводы. Некоторые ученые утверждают, что этому явлению способствует неврологическая основа антропоморфизации. В сущности, мы могли бы даже конструировать идеи богов по образу и подобию самих себя.

Под редакцией: Анзара Аббаса

Глава 06

Природа богов


ПРИРОДА БОГОВ

Антропоморфизм. Греки и римляне (как и большинство народов) представляли свои божества АНТРОПОМОРФНЫМИ, то есть человеческими по форме и характеру. Эти боги и богини — идеализированные смертные в своей физической красоте (хотя Гефест хромой), человеческие существа, ставшие больше, чем жизнь, благодаря силе своих эмоций (какими бы великими или мелкими они ни были) и своими сверхчеловеческими способностями. Они совершают невероятные подвиги, меняют форму, становятся невидимыми и летают. С другой стороны, они кажутся трагически человечными в своей боли и печалях, своем соперничестве и своих грехах. Ихор, а не кровь, течет по их венам, и они пируют не пищей смертных, а вместо этого пьют НЕКТАР и едят АМБРОЗИЮ. В конечном счете доказательство их божественности заключается в их бессмертии.

Олимпийские божества. Главные божества имеют своим домом гору Олимп, где они живут в роскошных домах и наслаждаются роскошными пиршествами в залах, которые эхом отдаются их неугасимому смеху. Отдельные боги и богини часто посещают излюбленные культовые места или города. Смертные поклоняются этим бессмертным в храмах и почитают их статуями, алтарями и жертвоприношениями животных. Жрецы и жрицы служат им и совершают торжества; в пророческом святилище, таком как Дельфы, они передают ответы бога на молитвы и запросы просителей.

Хтонические божества. Те боги и богини, которые в первую очередь связаны с Подземным миром, называются ХТОНИЧНЫМИ («земными»). Хотя Аид — олимпиец, он в первую очередь хтоническое божество, потому что он царь подземного мира, а также его жена и царица Персефона, по крайней мере, в ту часть года, когда она находится с ним. Геката и Фурии — другие примеры важных хтонических божеств.

Нимфы. Среди различных низших уровней божественности есть духи, оживляющие аспекты природы, и все они могут быть не обязательно бессмертными, а просто долгоживущими. Женские духи часто представляются в виде привлекательных нимф, которых называют НАЯДАМИ, если они обитают в воде, и ДРИЯДами, если они обитают на деревьях.

Зевс и греческий монотеизм. В политеистическом составе греческой и римской мифологии и религии с самого начала присутствует сильный элемент монотеизма. И у Гомера, и у Гесиода Зевс, несомненно, верховное божество, и он очень озабочен моральными ценностями. И все же его монотеизм и патриархат подвергаются суровому испытанию другими божествами, особенно богинями. Сила Геры способна помешать планам Зевса. Афродита может подчинить своей воле всех богов, включая Зевса, за исключением трех дев, Гестии, Афины и Артемиды. Деметра, разгневанная изнасилованием своей дочери Персефоны, заставляет Зевса и богов смириться с ней. И Зевс уступает судьбе или Судьбе, хотя это не всегда так.

В то же время, в эволюции Зевса как единого верховного бога, он стал всемогущим богом нравственности и справедливости до тех пор, пока к нему можно было относиться без имени и просто как к богу в абстрактном, а не как конкретном, антропоморфном зачатие. Эта большая изощренность мысли, придававшая Зевсу более несомненный, абсолютный авторитет, появилась благодаря писаниям религиозных поэтов и философов. В конце концов, в шестом веке до нашей эры Ксенофан возражал против безрассудства представления божеств как людей и настаивал (фрагмент 23), что существует «один бог, величайший среди богов и смертных, совсем не похожий на них ни телом, ни разумом». ».

Греческий гуманизм. Вера в неизбежность судьбы или Судеб создала особенно мрачный настрой для развития греческой литературы. Это ощущение предопределенности судьбы для каждого индивидуума анализировалось с точки зрения смысла и возможности свободы воли и самостоятельного действия. Также развилось сильное и реалистичное осознание страданий, неопределенности и непредсказуемости человеческой жизни, предначертанной богами. Если нам повезет, наша жизнь будет скорее благословлена ​​счастьем, чем обречена на несчастье; все же страшные превратности жизни приводят только к одному выводу: лучше быть мертвым, чем живым.
Противоположностью этому пессимизму была воодушевляющая вера в потенциал человеческих усилий для победы над всеми божественными препятствиями.

Согласно философу V века Протагору, «Человек есть мера всех вещей», имея в виду, что смертные, а не боги, являются арбитрами человеческого состояния. В этом оптимистическом настроении по поводу надежд и достижений, возможных в этой жизни, Ахиллес в «Одиссее » Гомера восклицает, что он скорее будет жив, рабом бедняка, чем мертвым, царем в подземном мире.
Эти два, казалось бы, непримиримых взгляда объясняют уникальный гуманизм, зародившийся у греков, его акцент на красоте и чуде смертных достижений, достигнутых перед лицом ужасных бедствий, которые мстительный бог может устроить в любой момент.

ЛЕГЕНДА О СОЛОНЕ И КРЕЗЕ

В своей Истории персидских войн Геродот представляет блестящую кристаллизацию трагической, но возвышенной природы греческого гуманизма, которую можно по-настоящему понять только через эмоциональный и интеллектуальный опыт. дается большим искусством.

Теллус Афинянин. После года пребывания в Афинах с чрезвычайными полномочиями (594/3 г. до н.э.), в течение которого он провел много политических и экономических реформ, мудрец СОЛОН [сох’лон] отправился посмотреть мир. Среди тех, кого он посетил, был богатый и могущественный КРЕЗ [kree’sus], или КРОИСОС, царь Лидии, чья столица находилась в Сардах. Крез попытался произвести впечатление на своего гостя экскурсией по своим огромным сокровищам, прежде чем он задал Солону вопрос: «Кто счастливее из людей?» Крез, конечно, ожидал, что его так назовут, но Солон, на удивление, опознал неизвестного афинянина по имени ТЕЛЛУС [теллус], или ТЕЛЛОС. Причины его выбора были следующими: Теллус происходил из процветающего города и сам был процветающим (по стандартам Афин, а не Лидийского Креза), чтобы он мог полностью реализовать свой человеческий потенциал. У него были красивые и хорошие дети, у которых он видел, как дети родились и все выжили. В конце концов он погиб, славно сражаясь за свою семью и свой город, и был удостоен чести быть погребенным за государственный счет на том месте, где пал.

Клеобис и Битон. Деспот Крез, взятый обратно, упорно спрашивал, кто второй счастливец, вполне ожидая, что он займет по крайней мере второе место. Но Солон отказался льстить или запугать и назвал двух юношей из Аргоса, КЛЕОБИС [kle’-o-bis], или КЛЕОБИС, и БИТОН [beye’ton], которые выиграли призы в спортивных играх. Их матерью была жрица Геры, которая должна была присутствовать на празднике богини. Однажды, когда волы не прибыли вовремя, двое ее сыновей впряглись в колесницу своей матери и привезли ее в храм, проделав путь в пять миль. Все собрание дивилось этому поступку, поздравляя юношей с их силой и их мать с такими прекрасными сыновьями. Она была вне себя от радости и молилась перед статуей богини, чтобы дать ее сыновьям лучшее, что могут достичь люди. После того, как они принесли жертву и пировали, Клеобис и Битон заснули в храме и больше не проснулись. Конец их жизни был самым лучшим, и тем самым бог ясно показал, что лучше быть мертвым, чем живым. Статуи братьев были поставлены в Дельфах, так как они были лучшими из людей.

Природа Бога и человеческая жизнь. В гневе Крез спросил, почему его счастье было забыто и даже не поставлено в один ряд с обычными людьми. — пояснил Солон. Все божества ревнивы и любят доставлять неприятности. Более того, за семьдесят лет жизни есть многое, чего не хочется видеть, и ни один день за все эти годы не принесет точно таких же переживаний. Человек полностью зависит от случая.
Человеческая жизнь не может считаться счастливой, пока она не завершена. Тот, от кого судьба уберегла больше всего зол и несчастий и кому судьба подарила больше всего благ и удач, тот самый счастливый, лишь бы и смерть его в конце была благой. Рано считать Креза самым счастливым, потому что его жизнь еще не окончена и не может быть рассмотрена во всей ее полноте. Богатый король, казалось бы, благословленный счастьем сейчас, может в любой момент в будущем столкнуться с бедствиями, как и любой другой простой смертный.
Крез считал Солона дураком, но НЕМЕЗИДА («возмездие») наказала его за гордыню, думая, что он счастливейший из смертных.

Крез и его сын Атис. У Креза был прекрасный сын по имени АТИС [а’тис], «обреченный», на которого он возлагал все свои надежды. Крезу приснился сон, когда он спал, и предсказал, что Атис умрет, пораженный острием железного оружия. Крез запретил своему сыну заниматься какой-либо дальнейшей военной деятельностью, убрал все оружие из мужских помещений и устроил так, чтобы его сын получил жену. В разгар приготовлений к свадьбе прибыл несчастный проситель, оскверненный кровью, и умолял Креза об очищении. Его звали АДРАСТ [a-dras’tus], или АДРАСТОС («тот, кто не может избежать судьбы»), фригиец из царской семьи; он непреднамеренно убил своего брата и был изгнан отцом. Крез благосклонно очистил Адраста и принял его в свой дворец.

Охота на мисийского кабана. Случилось так, что соседние мисийцы не смогли одолеть чудовищного вепря, разорявшего их земли. Они обратились к Крезу с просьбой послать своего сына с экспедицией, чтобы прийти им на помощь. Крез, вспомнив сон, отказался. Но его доблестный сын, стремясь помочь мисийцам, убедил отца отпустить его. Атис утверждал, что битва была не с людьми, а с вепрем; так как у вепря не было ни рук, ни железного оружия, то как он мог умереть от острия железного оружия, если пошел на охоту?
Крез был покорен, но, тем не менее, все еще беспокоился о безопасности своего сына. Поэтому он попросил Адрастуса, чтобы в обмен на великую доброту, которую он ему оказал, он пошел вместе с Атисом, чтобы действовать как его опекун. Адраст, хотя и сопротивлялся, не мог отказать Крезу в просьбе.
В разгар охоты, когда нападавшие метнули свое оружие в дикого зверя, Адраст промахнулся и вместо этого попал в Атиса и убил его. И пророчество сна сбылось.

Самоубийство Адрастуса. Когда экспедиция прибыла домой, Адраст встал перед трупом и умолял Креза убить его. Но скорбящий Крез ответил, что виноват в этом бог, предупредивший его об этом зле. Он простил Адрастуса. И все же Адраст не мог простить себя. Один на могиле сына Креза, Атиса, которого он убил, он заколол себя на гробнице, понимая, что он несчастнейший из смертных, наиболее угнетенный несчастьем. В заключительной сцене этой трагедии мы не можем не противопоставить несчастному и несчастнейшему Адрасту Теллусу, Клеобису и Битону, счастливейшим из людей, благополучно закончивших свою жизнь.


Крез на костре , Аттическая краснофигурная амфора Майсона, ок. 500 г. до н.э.

Поражение Креза Киром Великим. КИР [seye-rus], или КИРОС ВЕЛИКИЙ, царь персов, создавал обширную империю на востоке. Однако теперь он угрожал лидийскому царству Креза на западе. Крез отправил великолепные подношения в Дельфы, прежде чем обратиться за советом к великому оракулу Аполлона. Двусмысленный ответ, данный богом, заключался в том, что если он пойдет против Персии, великая империя падет. Крез по глупости выступил против Кира, но пала его лидийская империя, а не империя персов.
Просветление и спасение Креза.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts