Апперцепция это в психологии: что это простыми словами, примеры, виды

Апперцепция | Мир Психологии

АППЕРЦЕПЦИЯ

Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — Восприятие) — старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т.д.).

Термин «Апперцепция» ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания.

В дальнейшем понятие Апперцепция развивалось в основном в нем. философии и психологии (И.

Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.

Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.

Добавление

: Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий.

Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его Восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом.

Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Апперцепция (от лат. ad — к, perceptio — Восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) Восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, Апперцепция — универсальный объяснительный принцип, «внутренняя духовная сила», обусловливающая ход психических процессов.

В противовес этим представлениям об А. как о внутренней спонтанной активности сознания, современная научная психология трактует А. как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное Восприятие. Различают устойчивую А. — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т.п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, экспектации, установки и т.п.).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Апперцепция (лат. ad — к, до, при, perceptio — Восприятие)

— свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным — способность к А. позволяет человеку активно строить психическую модель действительности, детерминированную сложившимися и присущими данному индивидууму личностными особенностями.

Понятие Апперцепция широко применяется в медицинской психологии, в частности в патопсихологии.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Апперцепция (от лат. perception – Восприятие) — свойство психики человека воспринимать ситуации, а также принимать решения, основываясь при этом на интуиции и собственном жизненном опыте.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Апперцепция

  1. В первоначальном смысле, как употреблялось Лейбницем (1646-1716), обозначает заключительную, «ясную» фазу восприятия, когда наступает узнавание, идентификация или понимание того, что было воспринято. Некоторые другие известные теоретики философии и психологии использовали этот термин с небольшими вариациями в его основном значении. 
  2. Для И.Х. Гербарта (1776-1841) оно характеризовало то, что он считал основным процессом приобретения знаний, посредством которого воспринятые качества нового объекта, события или идеи ассимилируются и связываются с уже существующими знаниями. Он использовал термин апперцептивная масса для обозначения предварительно приобретенного знания. В той или иной форме это основное представление о том, что научение и понимание зависят от осознания связей между новыми идеями и уже существующим знанием, является аксиоматическим почти для всех теорий обучения и для практики.
     
  3. В. Вундт (1832-1920) также употреблял этот термин подобным образом для обозначения активного умственного процесса выбора и структурирования внутреннего опыта, центра внимания внутри сферы сознания. Сейчас этот термин редко используется в экспериментальной психологии. Однако концепции, лежащие в его основе, важны, и усилия опять ввести его в употребление с более современным, когнитивным уклоном были бы оценены многими представителями когнитивной психологии.

предметная область термина

АППЕРЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ – свойство групповой деятельности обращать внимание членов группы на преимущественное Восприятие и оценку друг у друга тех индивидуальных качеств, которые значимы для успешности осуществляемой деятельности.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

  • Психология ощущений и восприятия
  • Психология внимания
  • Психология памяти

влияет ли полученный опыт на наше восприятие?

В прошлом в истории психологии, почти с самого начала её зарождения, было много споров о том, играет ли непосредственная чувственная данность (интуиция) или какой-то более общий фактор разума хоть какую-то роль в определении природы сознательных процессов. Одна сторона придерживалась прямого утверждения, что у нас в сознании нет ничего, кроме ощущений и ассоциаций, которые непосредственно обусловлены природой и предшествующими связями. Другая же сторона утверждала, что существуют дополнительные субъективные или ментальные состояния, которые оказывают определенное влияние на формирование сознательности. Эти две точки зрения – психологический отголосок старых философских боевых кличей о «врожденных идеях» (импрессионизм Юма) и «разуме – чистой доске» (подход Локка и Канта – tabula rasa).

В современной психологии эта противоположность находит свое отражение в идеях ассоциационистов и апперцепционистов. Первые отрицают, а вторые подтверждают существование в уме отличающихся от ощущений элементов и их связей. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо четко определить, что же такое апперцепция в психологии.

Апперцепция в психологии: что это такое простыми словами?

Апперцепция – одно из основных психических свойств человека, которое выражается в условном восприятии окружающих явлений и предметов в зависимости от опыта, взглядов, интересов индивида по отношению к тем или иным явлениям.

Понятие апперцепции произошло от латинского, буквально «ad» – «к», «percepcio» – «восприятие». Данный термин был введен немецким ученым Г.В. Лейбницем. Под апперцепцией он подразумевал сознательные акты восприятия, подчеркивая их отличие от бессознательных, которые называл перцептивными. Он доказал, что этот процесс – необходимые условие для самосознания и высшего знания, и включил в него внимание и память. Лейбниц был первым, кто разделил понятия восприятия и апперцепции. Первое означает примитивное, бессознательное, расплывчатое представление определенного содержания, а второе – стадию сознательного, ясного, отчетливого восприятия.

Человек живет в прямой связи с окружающим его миром. Он знакомится с ним, делает какие-то выводы, рассуждает. Почему одни люди воспринимают мир как плохой, а другие – как хороший? Все это происходит благодаря апперцепции и восприятию. Все это объединяется в трансцендентальное единство апперцепции. Человек познает мир не таким, каков он есть, а через призму своих собственных внутренних фильтров.

Мир жесток? Неужели он несправедлив? Попадая в ситуацию боли и страданий, человек вдруг начинает задумываться о мире, в котором он живет. Пока все в его жизни идет хорошо и красиво, он не задумывается на эту тему. Мир человека не волнует до тех пор, пока для него все идет «как по маслу». Но как только жизнь поворачивает в неподходящее для человека русло, он вдруг начинает задумываться о смысле своего бытия, о людях и о мире, который его окружает.

Реально ли мир так плох, как о нем думают многие люди? Нет. В объективной реальности люди живут не в том мире, в котором они появились. Все зависит от того, как люди смотрят на свое окружение. Мир выглядит по-разному в глазах каждого человека. Ботаник, лесоруб и художник по-разному смотрят на деревья, когда входят в лес. Реально ли мир жесток и несправедлив? Нет, если отвечать объективно. Но те люди, которые называют его подобными словами, смотрят на него именно так.

Если вернуться к тому, что человек обычно начинает оценивать окружающий мир только тогда, когда в его жизни что-то идет не так, как ему бы хотелось, то нет ничего удивительного в том, что сам мир представляется ему жестоким и несправедливым. Мир всегда был, есть и будет таким, каким вы его видите. Не имеет значения, смотрите ли вы на мир в хорошем настроении или в плохом. Мир не меняется только потому, что вам сейчас грустно или радостно. Мир всегда одинаков для всех. Но сами люди смотрят на него по-разному. В зависимости от того, как вы смотрите на него, он становится для вас таким, каким вы его видите.

Мир же согласен с любой точкой зрения, потому что он настолько разнообразен, что может соответствовать любому представлению о нем. Мир не является ни хорошим, ни плохим. В нем просто есть все: и хорошее, и плохое. Но только когда вы смотрите на это, вы видите что-то одно, не замечая всего остального. Мир одинаков для всех людей, только сами люди видят его по-разному, в зависимости от того, на что они обращают свое личное внимание.

Примеры апперцепции

Апперцепция – это то, как ваш разум помещает новую информацию в контекст. Вы воспринимаете стул глазами, но апперцепция – это то, как ваш разум соотносит его со стульями, которые вы видели раньше.

Реклама

Информация, которую мы воспринимаем через наши органы чувств, помогает нам ориентироваться в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры. Апперцепция делает еще один шаг вперед, рассматривая восприятие в связи с вещами, которые мы воспринимали в прошлом. Мы видим огонь. Это визуальное восприятие. С помощью апперцепции мы соотносим появление огня с прошлым опытом обжигания. Объединив настоящий и прошлый опыт, мы понимаем, что это ситуация, в которой нам не следует класть руку в огонь, так как мы однозначно обожжемся и можем остаться без руки.

«Вот Алиса» – это восприятие, но «Алиса – моя подруга» – это уже апперцепция, потому что она основана на прошлом опыте. «У меня болит живот» – это восприятие, но «меня может стошнить» – это уже апперцепция. Вы видите собаку и думаете: «это собака». Апперцепция – это видеть собаку и думать: «Эта собака похожа на собаку моего друга Кости». Апперцепция – это сложный ментальный процесс, который продолжает развиваться на протяжении всей нашей жизни.

Еще несколько примеров концепции апперцепции: человек, специализирующийся на ремонте квартир, придя на новоселье, сразу же заметит все тонкости проделанного ремонта, и если работа была выполнена не очень хорошо, он это увидит, хотя другие люди будут думать, что все в порядке. Человек, который приходит в магазин за покупками, сосредоточится на том, что ему нужно купить, а не на всем ассортименте товаров.

История термина и основные теории

Термин «апперцепция» долгое время находился в ведении философии. Вольф, Кант, Фихте, Гербарт, Гегель и Гуссерль подробно рассматривали и анализировали его. В философии Канта было введено новое понятие апперцепции. Кант, заимствуя термин у Лейбница, использует апперцепцию для обозначения врожденной способности сознания устанавливать связь между впечатлениями и возводит её в ранг источника знаний. Кант разделял эмпирическую и чистую (первоначальную) форму. Эмпирическое восприятие носит временный характер и основано на восприятии человеком самого себя. Но осознание себя не может отделяться от осознания окружающего мира, именно это суждение ученый выразил в рамках концепции единства апперцепции.

Немецкий философ Гербарт рассматривал апперцепцию как совокупность знаний, которые оставляют след, остаточный эффект в уме. Этот эффект изменяет все будущие акты восприятия. А американский ученый Брунер ввел термин «социальная апперцепция». Под этим понимается не только восприятие материальных объектов, но и социальных групп: отдельных людей, народов, рас и т.д. Он обратил внимание на то, что субъекты восприятия способны влиять на нашу оценку. Воспринимая людей, мы бываем субъективными и предвзятыми, в отличие от восприятия предметов и явлений.

Австрийский психолог Альфред Адлер создал схему, представив в ней свойство восприятия, апперцепцию, как звено в выработанном человеком стиле жизни. Он писал в своей книге, что мы чувствуем не реальными фактами, а субъективными образами: если мы верим, что веревка в темном углу комнаты – это змея, то мы будем бояться ее, как змеи. Схема Адлера заняла важное место в когнитивной психологии. В современной психологии можно выделить и определение русского психолога Николая Лангле. В его понимании апперцепция – это умственная деятельность, благодаря которой восприятие ассимилируется с предыдущим интеллектуальным и эмоциональным опытом и становится более четким.

Апперцепция как массовая теория обучения

Апперцепция как массовая теория обучения сосредоточена на идее. Это идея, которую мы воспринимаем, когда она появляется в сознании и ассимилируется с другими сознательными идеями. Апперцепция – это процесс ассоциации новых идей со старыми.

Приверженцы как ментальной дисциплины, так и естественного раскрытия предполагают или подразумевают существование врожденной человеческой природы, некоторые аспекты которой – общие для всех людей. Хотя в своем подходе к обучению сторонники обеих теорий резко отличаются друг от друга, они согласны с тем, что «устройство умов» является врожденным. В то время как романтические натуралисты, делая акцент на естественном раскрытии, объясняют инстинктивное естественное развитие личности, сторонники ментальной дисциплины часто соглашаются с тем, что знания врожденные, но настаивают на том, что учащимся нужна квалифицированная помощь, чтобы включить их или вспомнить.

Американский психолог Уолтер Бауэрс Пиллсбери утверждает, что апперцепция, в отличие как от ментальной дисциплины, так и от естественного раскрытия, представляет собой динамический ментальный ассоциационизм, основанный на фундаментальной предпосылке, что врожденных идей не существует: все, что человек знает, приходит к нему извне. Человеческий разум полностью зависит от содержания. Содержание – это соединение элементарных впечатлений, связанных вместе ассоциацией. Оно формируется, когда предмет представлен извне и создает определенные ассоциации или связи с предшествующим содержанием.

Пассивная и активная апперцепция

Группа процессов, в основе которых лежит повышение степени ясности некоторой идеи, бывает двух основных видов: пассивная и активная апперцепция. Основанием для этой классификации служат качество и интенсивность сопутствующих ощущений напряжения и чувств.

> Активная апперцепция

Реклама

Наблюдая за нашими идеями, мы обнаруживаем, что некоторые из них четкие и ясные, тогда как другие – расплывчатые и неопределенные. Самые ясные идеи могут стать расплывчатыми, как и самые смутные идеи сознательного фона могут проясниться и принять перспективное значение.

Степень ясности зависит от количества идей. Если только одна идея занимает важное место в сознании, то она гораздо яснее, чем если бы несколько других идей были одинаково заметны. Ясность воспринимаемых идей изменяется обратно пропорционально количеству идеи, одновременно воспринимаемых. Эта взаимосвязь между количеством идей и степенью их ясности указывает на то, что в активной апперцепции мы имеем дело с фактором, который оказывает более широкое влияние, чем любая отдельная идея.

Проще всего это проявляется в процессах, сопровождающих немедленное возбуждение ощущения посредством органов чувств. Уолтер Бауэрс Пиллсбери разбивает этот процесс на четыре элемента: увеличение ясности идеи, которое сопровождается непосредственным ощущением активности; подавление других идей; ощущение напряжения, с которым связаны чувства, усиливающие первичное чувство активности; рефлексы.

Активная апперцепция представляет собой группу сознательных феноменов. Они указывают на то, что физическое ощущение само по себе – не что иное, как комплекс других чувств, который мы часто встречаем, и что его особенность в большей мере связана с особенностью сочетания знакомых ощущений и переживаний, чем с каким-либо новым ментальным элементом.

> Пассивная апперцепция

Пассивная апперцепция сопровождается чувством пассивности, а уровень её интенсивности в сопутствующих явлениях заметно ниже, чем у активной апперцепции. Пассивная апперцепция имеет две формы или присутствует в двух случаях, один из которых независим от активной апперцепции, а другой тесно связан с ней.

В определенные минуты, когда идея входит в сознание при наиболее благоприятных условиях, мы имеем только пассивную апперцепцию. В других же случаях сначала происходит пассивная апперцепция, за которой следует активная. Ни в том, ни в другом случае пассивная апперцепция не является столь полной, как прямая активная апперцепция. Возникает чувство растерянности, недостаточности – как при эмоции удивления, которая препятствует надлежащему или обычному увеличению степени ясности.

Количество ощущений напряжения при пассивной апперцепции уменьшается, и они становятся менее интенсивными. Пассивная апперцепция вызывает сопутствующие ей ощущения. Они связаны между собой, чтобы сформировать целостное чувство со своим собственным характером, либо чувство, исключительно обусловленное качеством и интенсивностью идей, которые рандомно присутствуют в сознании, либо чувство заторможенности, которое возникает из-за внезапного прекращения существующих тенденций в формировании идей. Последнее чаще всего наблюдается при восприятии очень интенсивных внешних чувственных впечатлений.

Чем пассивная апперцепция отличается от активной?

Чувство пассивной апперцепции не поддается полному анализу, как и чувство активной апперцепции. Основное различие между пассивной и активной апперцепцией зависит от причины в обоих случаях, или, оперируя конкретными терминами, от состояний ума, которые предшествуют апперцепции. В типично пассивной форме апперцепция определяется однозначно и немедленно. Нет выбора между несколькими возможными путями, которыми идея может прийти в сознание, или колебаний относительно того, какая из нескольких идей должна преобладать в уме. Одна идея настолько сильна по интересу или интенсивности, что она превосходит всех других претендентов на приоритетное место в сознании.

При активной апперцепции стимулы более многочисленны и более равномерно распределены. Решение неоднозначно и часто откладывается. Обычно проходит некоторое время, прежде чем мы узнаем, какие из идей будут выбраны. В этом нерешительном поведении, в этой тенденции стимулов то к выбору одной идеи, то к выбору другой, мы видим наиболее поразительные эффекты чувства активности или чувства самодеятельности. Ход апперцепции в основном определяется субъективными причинами, индивидуальными характеристиками ума и его предыдущей историей. При активной апперцепции эти элементы имеют тенденцию частично скрываться в подсознании, если не встречают противодействия со стороны эффектов внешней физиологии – физических и физиологических условий, которые наиболее заметны при пассивной апперцепции. Именно в пассивной апперцепции мы можем лучше всего наблюдать эффекты ассоциации, интенсивности идей и других случайных или посторонних факторов.

Различие между пассивной и активной апперцепцией с точки зрения причины приводит нас к обсуждению условий и причин апперцепции. Условия восприятия делятся на два класса: субъективные и объективные. Объективными условиями являются интенсивность и частота возникновения. Чем чаще у нас возникает ощущение, тем легче мы его воспринимаем. Умеренная интенсивность благоприятствует восприятию: слабые ощущения нелегко заметить, и организм не может приспособиться к очень интенсивной стимуляции.

Реклама

Субъективные состояния лучше всего рассматривать под двумя общими рубриками: сознательные состояния, непосредственно предшествующие восприятию, и вся диспозиция индивидуального сознания, определяемая его предыдущей историей. Наиболее важные – образы памяти и вызванные извне ощущения, которые присутствуют непосредственно перед и во время всего процесса апперцепции. Восприятие любого ощущения облегчается его отдельным и изолированным появлением незадолго до этого в сознании. То, что оно должно было в какой-то предшествующий момент войти в сознание само по себе, – это непременное условие апперцепции, когда восприятие появляется в комплексе ощущений или одновременно с другими ощущениями. Это правило иллюстрируется легкостью, с которой мы слышим обертон, если мы слышали его качество отдельно, непосредственно перед тем, как была выбрана сложная нота.

Во многих случаях образ памяти выполняет функцию внешнего ощущения, облегчая апперцепцию. Это поразительно иллюстрируется легкостью и быстротой, с которой мы воспринимаем ожидаемое по сравнению с неожиданной идеей. Это различие сводится к отсутствию или наличию идей памяти.

Как апперцепция влияет на повседневную жизнь человека?

После апперцепции объект приобретает индивидуальную, личностную окраску. Вся жизнь человека, сознательно или бессознательно, представляет собой процесс апперцепции. Это не спонтанный акт, а постоянная оценка нового опыта через знания, впечатления, идеи, желания, присутствующие в человеке. Опыт накладывается на новые впечатления, и нам уже трудно определить, какой из двух факторов составляет большую долю в наших суждениях о предмете в данный момент – объективная реальность или наши индивидуальные особенности (желания, опыт, предрассудки). Эта взаимосвязь между объективным и субъективным делает невозможным с уверенностью определить, где вмешиваются личные суждения и предрассудки человека.

Проблема в том, что новое вряд ли может всколыхнуть тот запас идей, который у нас уже есть. К чему это ведет? Апперцепция с годами делает людей более консервативными. У них уже есть стабильная система идей, и все, что приходит извне и не вписывается в нее, игнорируется.

Но благодаря апперцепции процесс обучения можно сделать во много раз более эффективным. Последователи Гербарта утверждают, что каждый новый элемент знаний нужно сознательно включать в прошлый опыт и связывать его с той информацией, которую учащиеся уже хорошо усвоили. Так использование механической памяти будет сведено к минимуму, а зубрежка попросту не потребуется. Апперцепция способствует организации полноценного включения нового в систему человеческих знаний, возникновению радости открытия, что приводит к желанию повторять такой опыт как можно чаще. Основная задача организаторов же заключается в том, чтобы создать достаточное количество связей между старым и новым.

Методы диагностики апперцепции

Наиболее известными методами изучения личностного восприятия являются тесты. Они бывают двух типов: тест на апперцепцию персонажа и тематический апперцептивный тест.

В первом случае человеку предлагается 24 карточки с символами, уточняется, что эти символы взяты из мифов и сказок. Испытуемый должен классифицировать карточки на наиболее удобной для него основе. На втором этапе опроса предлагается мысленно дополнить данные из 24 символов еще одним, отсутствующим. После этого одни и те же карты следует разделить на группы: «власть», «любовь», «игра», «познание», с объяснением принципа разделения и интерпретацией символов. В результате теста можно выявить приоритеты и ценностно-смысловую ориентацию личности. Стимулирующий материал представлен с игровым элементом, что подразумевает комфортность тестирования.

Другой тип исследования, тематический тест на апперцепцию, представляет собой набор таблиц с черно-белыми фотографическими изображениями. Они подбираются с учетом пола и возраста испытуемого. Его задача – сочинять сюжетные истории на основе изображения каждой картинки. Тест используется в случаях, требующих дифференциальной диагностики, а еще при выборе кандидата на важный пост (пилоты, астронавты). Он часто используется и в случае срочной психотерапевтической диагностики: при депрессии с возможным суицидальным исходом.

Апперцептивный тест, который решил мою судьбу: Design Observer

Когда в 1960-х годах бэби-бумеры, такие как мы, достигали раннего полового созревания, когнитивные психологи были в ярости у многих наших родителей. Их работа заключалась в том, чтобы определить, есть ли у детей «величайшего поколения» какие-либо личностные дефекты, которые могли бы повредить их участию в послевоенной американской мечте. Вооружившись батареями тестов для определения остроты ума и когнитивных способностей молодых бумеров, у меня было по крайней мере пять психологов, которые в течение трех дней работали над оценочными исследованиями, чтобы определить, нужна ли поведенческая коррекционная терапия. Многие тесты были визуальными триггерами, которые вызывали сознательные и подсознательные поведенческие реакции, и один из таких тестов, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), изменил ход моей жизни.

Апперцепция – это усвоение настоящего опыта на основе прошлого опыта. Это процесс установления связи между новыми стимулами, поступающими от органов чувств, и информацией, хранящейся в уме в результате прошлых восприятий. … Апперцепция сознательна, она преднамеренна.

Согласно онлайн-энциклопедии психических расстройств , ТАТ (разработанная в 1930-х годах Генри А. Мюрреем и Кристианой Д. Морган в Гарвардском университете) «представляет собой проективную меру, предназначенную для оценки моделей мышления, отношений, наблюдательности человека, и эмоциональные реакции на неоднозначные тестовые материалы». Эти «неоднозначные материалы» включают в себя набор карточек размером 8 на 10, на которых изображены мужчины, женщины, дети — молодые и старые — нарисованные черно-белым карандашом или углем случайные декорации и угрожающие ситуации. В отличие от теста Роршаха, каждое реалистичное ТАТ-изображение было наполнено преднамеренно прозаичными деталями, предназначенными для того, чтобы вызвать личные интерпретации, раскрывающие конкретную причуду. «Испытуемого просят рассказать экзаменатору историю о каждой карточке, включающую следующие элементы: событие, изображенное на картинке; что к этому привело; что чувствуют и думают герои картины; и исход события». Я отчетливо помню аспекты этого процесса — на самом деле было весело придумывать истории для сопровождения картинок (процесс, который я использовал гораздо позже, когда, будучи арт-директором в

New York Times Book Review , у нас была статья, в которой я просил известных авторов «иллюстрировать» рисунки словами, а не наоборот). Но мало ли я знал в то время, что я был под микроскопом, и все, что я сказал, имело последствия.
Недавно мне напомнили об одной карте — той (показанной здесь), которая, как мне кажется, изменила человека, которым я должен был стать.

Если это звучит как мелодрама, подумайте о любом искусстве, музыке или писательстве, которые изменили вашу жизнь. На меня повлияли многие образы, звуки и слова, но я не знал, что мое будущее зависело от моей реакции на ТАТ. Мои родители «заплатили хорошие деньги за тест, и мы не собираемся игнорировать результаты», сказала мне моя мать, и я до сих пор помню обличающее повествование, вызванное этим изображением, историю настолько абсурдную и неуклюжую, но извращенную. что в итоговой оценке меня заклеймили как «преждевременного» («указывающего на раннее развитие»), что было нелепо, потому что я понятия не имел, о чем говорю — я просто знал кучу провокационных словечек с улицы.

Мне едва исполнилось 12 (на самом деле, мне было 11 ½), и я почти или совсем не знал о жизненных табу, тайнах или удовольствиях, за исключением нескольких уроков гигиены в начальной школе (я не читал Генри Миллера Тропик рака , который я, честно говоря, никогда не читал, а «Над пропастью во ржи» был в списке для чтения на следующий год). Но каким-то образом этот образ возбудил мое инфантильное либидо, как реклама Maidenform в журнале New York Times Magazine ; мой странный рассказ закончился моим безудержным истерическим смехом. Я не буду раскрывать эту историю, потому что она все еще ребяческая и несколько смущающая, но в то время я думал, что поступил умно, превратив то, что казалось трагическим сценарием, в секс-комедию, которая сегодня хорошо подошла бы для мини-сериала HBO. серии.

Мне до сих пор непонятно, зачем 11,5-летнему ребенку показывать такие похотливые иллюстрации, предназначенные для пожилых людей. Или почему эта и другие фотографии в ТАТ были такими печально-мрачными. И откуда мне было знать, что мой неконтролируемый смех над удивительно сексуальными вещами, о которых я ничего не знал, был неуместной реакцией, вызванной, без сомнения, мысленными тычками и подталкиваниями во время двухчасовой части трехдневного экзамена в комнате без окон. Смотровая комната Нью-Йоркского университета?

Когда несколько недель спустя конверт с оценками прибыл по почте, мои родители проводили меня в мою комнату, чтобы они могли ознакомиться с содержимым в одиночестве. После часа молчаливого чтения и тихого шепота мне ничего об этом не сказали. И я благополучно не спросил. Я и не подозревал, что из-за результатов ТАТ меня отправили в МакБерни, жесткую подготовительную школу для мальчиков, а не в среднюю школу с совместным обучением (где я был бы намного счастливее), и почему они настаивали на том, что я не мог девочки приходят в гости, когда родителей нет дома. Много лет спустя, когда я рылся в отцовском комоде в поисках мелочи, я случайно наткнулся на оценку. Вот суть:

«Субъект — умный 12-летний подросток выше среднего [не могли бы они точно определить мой возраст]. Тем не менее, он кажется не по годам развитым для ребенка своего возраста. Он либо понимает, что говорит, либо имитирует то, что слышал от других. . . Мы рекомендуем ему посещать строгую среднюю школу с определенными параметрами. . . и много занимайтесь спортом». Макберни был катастрофой, и я перешел в «прогрессивную школу» после первых двух лет. ТАТ был бездельником.

Как сообщается в Psychological Science in the Public Interest (2000):

Как и другие проективные техники, ТАТ подвергалась критике из-за плохих психометрических свойств. . . Критика включает в себя то, что ТАТ является ненаучным, поскольку нельзя доказать его достоверность или надежность. . . Поскольку рассказы о картах являются отражением как сознательных, так и бессознательных мотивов рассказчика, трудно опровергнуть выводы исследователя и найти соответствующие поведенческие меры, которые отражали бы исследуемые черты личности.

Вот вам и точность современной психологии и оценок апперцепции. Даже при самых лучших намерениях то, что я вынес, изобиловало идиотскими предложениями и дурацкими обещаниями. Но я, тем не менее, признаю, что до сих пор получаю удовольствие от иллюстрации — а кто бы этого не сделал?

Противоположный способ апперцепции | АдлерПедиа

Главная > Основные понятия > Развитие личности/образа жизни > Противоположный способ апперцепции

Противоположный способ апперцепции

Примечание. Номера страниц, заключенные в круглые скобки, являются цитатами из Индивидуальная психология Альфреда Адлера: Систематическое изложение отрывков из его работ. (Х.Л. и Р.Р. Ансбахер, ред.). © 1964, Harper & Row, Publishers, Inc. Используется с разрешения Perseus Books Group.  

Используемый в обиходе психологического дискурса во времена Адлера термин «антитетический способ апперцепции» вошел в индивидуальную психологию в связи с основными ошибками или мешающими идеями образа жизни, обычно воспринимаемыми как возможности, находящиеся в диалектической оппозиции, и тяготение человека как целей или императивов. Адлер использовал эту фразу для определения «резко схематизирующего, сильно абстрагирующего способа апперцепции» невротика как «нечто вроде дебетовой и кредитной сторон бухгалтерского учета… и не допускает промежуточных степеней» (стр. 248). Хотя Адлер иногда использовал образ полярных противоположностей, он не рассматривал диапазон степеней разделения между положительными и отрицательными оценками, как это было принято в работах Фрица Перлза и некоторых других. Для Адлера противоположный способ апперцепции следует понимать по аналогии с разницей между орлом и решкой при подбрасывании монеты. Этим объясняются преувеличенные усилия отчаявшихся людей сохранить свою самооценку за счет притязаний на превосходство, поскольку в невротической логике неспособность сделать это грозит полной потерей человеческой ценности или каких-либо притязаний на положение в человеческом сообществе. Вариации на тему могут намекать (и пытаться замаскировать) притязания на превосходство, облекая их в болезненные выражения раскаяния, раскаяния, вины и никчемности (например, со стороны тех, кто претендует на звание «главного из грешников»).

            Схема апперцепции пациента оценивает все впечатления, как если бы они были фундаментальными материями, и целенаправленно делит их на две группы: верх-низ, победитель-побежденный, мужское-женское, ничто-все и т. д. (стр. 333).

            Понимание мира по конкретным парам противоположностей соответствует примитивным попыткам ребенка ориентироваться в мире и обезопасить себя. Среди этих пар я регулярно находил: (1) выше-ниже и (2) мужской-женский род (стр.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts