Апперцепция восприятия это: что это простыми словами, примеры, виды

Содержание

Апперцепция — Краткий словарь по эстетике

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания психической жизни человека, в свою очередь являющихся результатом воздействия на него внешнего мира. Отражение человеком объективной действительности не есть зеркально-мёртвое отображение, а живой диалектический процесс, включающий в себя деятельность человека, тесно связанный с его потребностями и интересами. Всякое восприятие предполагает определённое понимание или осмысливание предметов, включение нового восприятия их в состав прежнего опыта, что и находит своё выражение в апперцепции.
Различают устойчивую и временную стороны апперцепции.
Первая зависит от интересов, мировоззрения, образования, психического склада человека, вторая определяется его психическим состоянием в момент восприятия (настроением, ожиданием и т. п.). В каждом конкретном процессе восприятия находит своё выражение как устойчивая, так и временная апперцепция человека. В идеалистической философии и психологии апперцепция ложно понимается как проявление внутренней активности «души» или как метафизический источник единства сознания. Такое идеалистическое извращение в понимании апперцепции свойственно многим современным психологам, в частности т. н. гештальтпсихологии с её метафизическим понятием «структурной целостности психики» как некой изначальной сущности, будто бы организующей процесс восприятия. Такое понимание апперцепции не имеет ничего общего с научной психологией, для которой апперцепция является проявлением свойства мозга, отражающего объективные закономерности, раскрываемые человеком в процессе его деятельности; единство и целостность сознания отражают единство и целостность не только познающего человека, но, прежде всего, единство и целостность объективного мира. С психофизиологической стороны апперцепция может быть понята как результат системной деятельности коры головного мозга, создающейся под влиянием не только наличных раздражений, но и предшествующих воздействий на мозг, в силу чего и возникает влияние этих прежних воздействий на новые раздражения, а также избирательность восприятия.
Трансцендентальная апперцепция в философии Канта — идеалистическое понятие, противоположное научному пониманию апперцепции как результата воздействия на человека предметов внешнего мира. Трансцендентальная апперцепция служит Канту для «обоснования» ложного воззрения, согласно которому некое необъяснимое изначальное единство и постоянство сознания познающего субъекта составляет основу единства опыта и познания. Марксистский философский материализм опроверг это субъективное идеалистическое лжеучение, доказав, что в основе единства опыта и познания лежит материальное единство мира, отражаемое в процессе познания: «…выведение порядка и необходимости природы не из внешнего объективного мира, а из сознания, из разума, из логики и т. п. не только отрывает человеческий разум от природы, не только противопоставляет первый второй, но делает природу частью разума, вместо того, чтобы разум считать частичкой природы» (Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, стр. 142).

Апперцепция. — nlpt — LiveJournal

?
Апперцепция.
nlpt
March 9th, 2017

Апперцепция (А.)
Что?
лат.
ad — к
и perceptio — восприятие
это процесс, в результате которого элементы сознания становятся
ясными
и отчетливыми
Одно из фундаментальных свойств психики человека
выражающееся в обусловленности
восприятия
предметов
и явлений
внешнего мира
и осознания этого восприятия
особенностями общего содержания
психической жизни
как целого
запасом знаний
и конкретным состоянием личности
Как?
На А. влияют:

интересы и влечение человека
его характер и способности
эмоциональное состояние
социальный статус
психическое состояние
актуальная установка
поставленные задачи
цели деятельности
поведение и другие факторы
Происхождение А.:
Термин
введён:
Кем?
Г. Лейбницем
изучался:
И.Кантом
В Вундтом
И Гербартом и др.
Примеры:
человек, специализирующийся на ремонтах
на новоселье у друзей
обращает внимание на все тонкости сделанного ремонта
может заметить недостатки, которые другие не заметят
человек, идущий в гипермаркет
идёт точно к тем полкам и продуктам, которые ему интересны
Виды (по Канту):
эмпирическую
которая
имеет временнóй характер, это взгляд на самого себя глазами внутреннего чувства
имеет объектом
душу как
явление,
поток переживаний,
в котором нет ничего устойчивого
оказывается не столько самосознанием,
сколько темпорально окрашенным сознанием конкретных состояний субъекта, в числе которых присутствуют и восприятия внешних объектов
(ни одно представление, в т.ч. внешнее, не может миновать внутреннего чувства)
и трансцендентальную
под которой он понимал
целостность сознания любого мыслящего субъекта
условием всякого эмпирического сознания представлений является отнесение этих представлений к тождественному Я
Т. о., сознавая представления (эмпирическая апперцепция), мы одновременно осознаем себя сознающими эти представления (первоначальная апперцепция)
Это означает, что Я мыслится нами сохраняющимся в потоке перцепций (само оно при этом находится вне времени), стало быть, единичным, а следовательно, задающим единство всего многообразия наших состояний
Данное единство Кант и называет трансцендентальным единством А.
Слово «трансцендентальное» указывает на то, что выявленная структура Я может быть использована для объяснения возможности априорных синтетических познаний.
Сравните:
Лейбниц употреблял термин перцепция,
как простое, ещё не дошедшее до сознания впечатление,
которое известное явление производит на органы наших чувств
(хотя в современной психологии перцепция, то же что и восприятие)
Апперцепция же означает ощущение, уже воспринятое сознанием
Пример:
если раздающийся вблизи нас звук потрясает барабанную перепонку нашего уха
но до нашего сознания этот звук не доходит, тогда имеет место простая перцепция
когда же мы обращаем на него своё внимание и сознательно его слышим, тогда имеем факт апперцепции
Т. о.
апперцепция
— сознательное восприятие известного чувственного впечатления
и является переходом
от впечатления
к познаванию
См. также
Тематический апперцептивный тест
Социальная апперцепция
www.youtube.com/watch?v=H5Z79ONQRco
термин введённый Брунером
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Апперцепция
http://psihomed.com/appertseptsiya/
http://platona.net/board/novaja_filosofskaja_ehnciklopedija /transcendentalnoe_edinstvo_appercepcii/3-1-0-2894
MindMap
© Ольга Виноградова 2017

Tags: апперцепция, восприятие, сознание, термин

  • Роберт Антон Уилсон о туннелях реальности.

    «Большинство приматов метит территорию экскрементами; одомашненные приматы метят территорию чернилами на бумаге (договоры о купле-продаже, документы,…

  • Дуглас Адамс.
    Цитата

    «Существует теория, которая гласит, что если кто-нибудь когда-нибудь обнаружит, для чего именно существует Вселенная и почему она здесь, она…

  • Деперсонализа́ция

    Деперсонализа́ция (Д.) Что? расстройство самовосприятия является симптомом многих психических расстройств Например: шизофрении…

  • Состояние COACH – Открытый Канал.

    Состояние COACH – Открытый Канал • Центрирование себя, особенно в центре вашего живота. • Открытие вашего поля Осознания. • Сосредоточенное…

  • Сознание. Подборка материалов.

    Сознание. Подборка материалов Нарушение С. Паранойяльный синдром http://nlpt.livejournal.com/101689.html Онейроид…

  • Угнетение сознания.

    Угнетение сознания Что? непродуктивные формы нарушения сознания, характеризующиеся дефицитом психической активности со снижением уровня…

  • Классификация нарушений сознания. R40.0 Сомнолентность [гиперсомния].

    R40.0 Сомнолентность [гиперсомния] Умеренная (I) Способность к активному вниманию снижена. Речевой контакт сохранён, но получение полных…

  • Угнетение сознания.
    R40.1 Ступор. Варианты.

    Угнетение сознания. R40.1 Ступор. Варианты Кататонический, встречается чаще всего развивается как проявление кататонического синдрома Как?…

  • Нарушения сознания. R40.2 Кома неуточненная.

    Нарушения сознания. R40.2 Кома неуточненная Кома бессознательное состояние, обусловленное нарушением функции ствола мозга. Причины Этиология:…

Проект MUSE — Лейбниц: апперцепция, восприятие и мышление (обзор)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

96 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ не видят, как это поддерживает спиритуалистическое прочтение субстанции.

На самом деле в «Опыте» есть много пассажей, из которых можно заподозрить, что Локк склонялся к материализму. В Книге 4 Локк говорит: «У нас есть идеи материи и мышления, но, возможно, мы никогда не сможем узнать, мыслит ли какое-либо чисто материальное существо или нет» (4.3.6.). Локк также утверждает, что нематериальность не является необходимой для представления о бессмертии души. Учитывая ограниченность человеческого знания, было бы так же неправильно делать вывод, что Локк является материалистом, как и заключать, что материальные объекты содержат в себе нематериальные формы или сущности. КЭТИСКВАДРИТО Университет Индианы-Университет Пердью Роберт Макрей. Лейбниц: Апперцепция, восприятие и мышление. Торонто и Буффало: University of Toronto Press, 19.76. Стр. х + 148. $15,00. Профессор Макрей предпринял сложную задачу: реконструкцию эпистемологии Лейбница. Как указывает МакРак, у Лейбница «в большей части его сочинений нет ничего, на что можно было бы указать как на составляющую теорию познания», и причина этого в том, что он, по-видимому, не интересовался эпистемологическими проблемами как таковыми. Отличие видимости от реальности в некотором смысле может служить парадигмой для иллюстрации тенденции Лейбница использовать эпистемологическую теорию для решения метафизических проблем. Опять же, формулировка различия восприятия и апперцепции неразрывно связана с метафизическими проблемами разграничения духов от простых душ. Приблизиться к эпистемологии Лейбница — значит переместиться на периферию его мысли и, в конце концов, вернуться прямо к ее метафизической сердцевине. Анализировать его эпистемологическую теорию ради нее самой — значит делать почти больше, чем делал сам Лейбниц; возможно, как полагал Рассел, «попытка реконструкции системы, которую Лейбниц должен был написать, но не сделал». Обсуждение Макрея обширно, и он предлагает интересные интерпретации многих элементов мысли Лейбница, касающихся восприятия, апперцепции, идей, концепций, принципов, врожденности, памяти, явлений, понимания и многого другого. Если и есть центральный тезис книги, так это то, что, с должными оговорками, «теория познания» Лейбница состоит в том, что «соединение апперцепции с восприятием обеспечивает необходимые и достаточные условия мышления и понимания» (стр. 5). Восприятие есть «выражение» внешней множественности в единой индивидуальной сущности. Восприятию не хватает современных коннотаций, и Макрей подчеркивает, вопреки Расселу, что восприятие не является разновидностью сознания, по крайней мере, в лейбницком смысле этого термина. Макрей убежден, что сознание, апперцепция и рефлексия являются эквивалентными терминами и влекут за собой рассмотрение того, что мы называем «я», эго, в отличие от восприятия. Сознание, по Лейбницу, есть самосознание. Макрей готов заплатить цену за эту интерпретацию, которая подтверждается текстами, и цена состоит в том, чтобы согласиться на «неразрешенную несогласованность в описании ощущений Лейбницем» (стр. 34). Ибо Лейбниц допускает, что животные являются душами и обладают чувством и ощущением. По мнению Макрея, Лейбниц придерживается мнения, что ощущение требует апперцепции или сознания. Отсюда следует, что у животных должна быть апперцепция. Однако люди отличаются от животных тем, что обладают разумом, тем знанием необходимых и вечных истин, которое приходит с (само)рефлексивными актами. Таким образом, если апперцепция является синонимом рефлексии, животные как обладают, так и не обладают рефлексией-апперцепцией-сознанием. Альтернативная возможность состоит в том, что Лейбниц просто двусмысленно использовал апперцепцию и сознание и допускал, что в широком смысле апперцепция может быть осознанием восприятий. , но без осознания Я. Это оставило бы отражение как осознание самого эго. Макрей отвергает эту возможность на том основании, что, во-первых, Лейбниц нигде не говорит о возможности апперцепции восприятий без осознания Я; во-вторых, что он никогда не приписывает животным сознание, апперцепцию или рефлексию; и в-третьих, что «сознание Я и его мыслей есть… для Лейбница «один факт». ОБЗОРЫ КНИГИ 97 Однако можно задаться вопросом, не вводят ли эти соображения в некоторых отношениях в заблуждение. И хотя совершенно верно, что Лейбниц не приписывает апперцепцию животным, можно отметить, что он указывает, что в душах (таких как животные…

апперцепция (Эдмунд Гуссерль) | eidetisch

АППЕРЦЕПЦИЯ (Apperzeption) {επαναντίληψη}. 1. Апперцепция – это «восприятие», которое сопровождает непосредственное восприятие (Perzeption) . У апперцепции есть два аспекта.0009 действие интерпретация понимание представление или представление содержания действительно присущее действию. Второе относится к тому факту — по крайней мере, в рамках разработанной Гуссерлем теории внутреннего сознания времени примерно после 1907–1909 гг. — что в мгновенной фазе восприятия (Wahrnehmung) , только первичного впечатления оживляет гилетические данные , то есть только первичное впечатление непосредственно схватывает подлинно кажущуюся сторону или аспект предмета. Однако воспринимающий также перцептивно осознает только что увиденные и еще подлежащие восприятию стороны или аспекты объекта, а также другие объекты, пространственно или тематически связанные с воспринимаемым объектом. Осознание непосредственно не воспринимаемых сторон и тематически связанных объектов образует горизонт того, что непосредственно воспринимается. Это осознание становится возможным благодаря двум другим моментам мгновенной фазы, а именно удержанию и протенции . Таким образом, вторым аспектом апперцепции является перцептивное осознание, «восприятие» не воспринимаемых непосредственно сторон или аспектов объекта, а также пространственного и тематического фона воспринимаемого.

2. «Апперцепция» также используется в более широком смысле, помимо анализа перцептивного опыта, для обозначения тех моментов опыта, которые охватывают другие аспекты того же объекта, а также связанные объекты в горизонте переживаемого объекта.

3. «Апперцепция» может также относиться к тому, что воспринимается. В то время как непосредственно воспринимаемая сторона или сторона («восприятие» в смысле восприятия) воспринимается, непосредственно не воспринимаемые стороны или стороны — только что воспринятые и еще подлежащие восприятию стороны и стороны («апперцепция» в смысле «апперцепт») — воспринимаются. См. также ПРЕДСТАВЛЕНИЕ; ИНТУИЦИЯ; ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Gegenwärtigung) ; РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (Vergegenwärtigung) .

Джон Дж. Драммонд, Исторический словарь философии Гуссерля , с. 39

Apperception (Apperzeption, Vergegenwärtigung) См. Также Pecesturation, Представление

для Husserl, Apperceprection (Apperzeption) всегда предоставляется и основан на Apperception (см. воспринимать означает схватывать что-то сверх того, что на самом деле воспринимается. Апперцепции сопровождают перцепции и составляют их часть. Термин «апперцепция» используется Декарт, Кант и Лейбниц. В Брентано, апперцепция есть , основанная на восприятии. В восприятии происходит непосредственное переживание самоданности объекта. В апперцепции есть ощущение, что объект опосредован чем-то другим, представленным непосредственно. Например, при любом восприятии физического объекта прямое восприятие имеет лицевую сторону объекта, а скрытые стороны объекта воспринимаются или аппрезентируются в пустую. Восприятие включает в себя горизонт смысла, который одновременно предназначен и аппрезентируется. В своих лекциях Passive Synthesis Гуссерль определяет апперцепцию как «сознание обладания чем-то, чего нет в оригинале» (APS, 367; Hua XI 234). чувственно данный в самом восприятии, т.е. если я нахожусь в комнате, я осознаю не только предметы, находящиеся внутри комнаты, но и здание, в котором нахожусь. Эта связь между присутствием и отсутствием имеет решающее значение для феноменологии. Существуют не только представления о вещах и мире, но также о себе и других. Наши интересы, обычаи, убеждения, суждения и т. д. схватываются «апперцептивно».0010 (Кризис, § 59). Гуссерль использует термин «предстарение» или «представление» (Vergegenwärtigung) , чтобы охватить огромный спектр переживаний, включая воспоминания, фантазии, предвосхищения, осознание скрытой стороны физического объекта и т. д.: Существуют разные уровни апперцепции. соответствующие разным слоям объективного смысла» (СМ § 50, 111; Хуа I 141).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts