Апперцепция примеры: что это простыми словами, примеры, виды

Содержание

Апперцепция в психологии: примеры, виды

Содержание (открыть/закрыть)

  1. Что такое апперцепция
  2. Перцепция и апперцепция
  3. Разные люди — разное восприятие
  4. Единство и тождественность
  5. Особенности
  6. Примеры апперцепции
  7. Механизмы перцепции
  8. Виды апперцепции
  9. Свойства восприятия
  10. Трансцендентальное единство апперцепции
  11. Апперцептивное искажение
  12. Апперцептивные галлюцинации
  13. История понятия
  14. Влияние апперцепции на повседневную жизнь
  15. Развитие перцептивных навыков

Каждый день люди сталкиваются с апперцепцией, даже не замечая этого. Все их восприятие происходящих событий основано на ней. Она может помогать человеку, а может ему мешать, вызывать много ошибок, которые затрудняют жизнь.

Что такое апперцепция

Апперцепция – это базовое свойство психики. Благодаря ему человек может условно воспринимать объекты окружающего мира, узнавать их. Например, когда человек смотрит на яблоко, он воспринимает его не как мяч или шар. Человек знает, что это фрукт, знает его вкус, запах и назначение. Это знание он получил благодаря опыту, потому что раньше уже пробовал яблоко. Процесс узнавания и понимания объекта – это и есть апперцепция.

Готфрид Лейбниц первым ввел этот термин. Он подразумевает приставку «ad», которая обозначает приближение к чему-то. И «perceptio», то есть восприятие.

Перцепция и апперцепция

Г. Лейбниц разделял процесс восприятия на две стадии – перцепция и апперцепция. Перцепция – ощущение, которое уже есть. Оно воспринято, но еще не идентифицировано. Это бессознательная форма восприятия. Вторая стадия – апперцепция. Процесс осмысления воспринятого объекта, его узнавание и соотнесение с другими аналогичными объектами. На уровне апперцепции восприятие уже дошло до сознания человека, обработано им.

На уровне бессознательного психика «замечает» все, что происходит с человеком. Все что попадает ему на глаза – воспринимается. Но далеко не все из этого осознается. Для этого нужно сфокусироваться на объекте восприятия. Так бывает, когда человек замечает что-то «краем глаза», фокусируется и понимает, что увидел.

Разные люди — разное восприятие

Хотя вещи и события существуют в объективной реальности, их восприятие всегда субъективно. Смотря на один и тот же объект, люди могут воспринимать его по-разному.

Все зависит от группы факторов. Опыт, мировоззрение, культурные особенности, настроение, усталость, эмоции, которые человек переживает в данный момент. Даже то, какая потребность у него сейчас наиболее актуальна – все влияет на процесс апперцепции. Например, голодный человек будет обращать внимание на вывески кафе и плакаты с едой. Он может увидеть изображение еды даже там, где его нет.

Именно на этой особенности в психологии построено множество проективных методик и тестов. Например, тест Роршаха. Люди смотрят на одинаковые абстрактные изображения, но воспринимают их по-разному. Их восприятие отражает внутренний мир конкретной личности, психологические конфликты, желания и страхи.

Единство и тождественность

Человек воспринимает мир в зависимости от того, на что он обращает внимание. Кто-то видит положительные стороны этого мира, кто-то отрицательные. Но суть в том, что мир одновременно и тот, и другой. В нем есть хорошие вещи и плохие. На чем человек фокусируется – в таком мире он и живет.

Восприятие окружающей действительности и самого себя определяется мнением человека, его образом мыслей и предыдущим опытом. Его взгляды тождественны реальности, которую он воспринимает.

Единство апперцепции предполагает осознание человеком, что мир может не соответствовать его ожиданиям. Это понимание ведет к развитию толерантности. Например, есть ожидание, что ребенок должен вести себя тихо. Реальность же может ожидание опровергнуть, что вызовет чувство раздражения и разочарования. Но если бы не изначально искаженное представление, громко смеющийся ребенок не вызвал бы негативной реакции.

Единство апперцепции и ее тожественность – это основы когнитивного синтеза.

Особенности

У апперцепции есть несколько особенностей, например, чувствительность. Она подразумевает субъективность восприятия. Разные люди воспринимают объекты по-разному. К особенностям относится и постоянство. Один и тот же человек воспринимает предмет одинаково, несмотря на разные условия.

Основательность – эта особенность включает в себя то, что человек соотносит объект со своим предыдущим опытом. Поэтому новое восприятие проходит через призму прошлого.

Примеры апперцепции

Процесс апперцепции не прекращается на протяжении всей жизни. Все предметы, которые окружают человека он воспринимает, благодаря апперцепции.

Например, если он ищет на картине кошку, спрятанную в листве. Его глаза ее точно видят, но человек этого не осознает, потому что не происходит фокусировки. Но когда он ее находит, то уже не может потерять снова или упустить из виду благодаря апперцепции.

Субъективность апперцепции особенно ярко проявляется у людей с разными профессиями. Смотря на здание, дизайнер, строитель, инженер и архитектор будут обращать внимание на разные детали. Если человек не доверяет собеседнику – то будет видеть в его словах ложь и манипуляцию.

Люди могут читать слова, буквы в которых перепутаны, если правильными будут только первая и последняя. Взрослый человек не читает по буквам, а просто узнает слово. На этом принципе построено скорочтение.

Когда два человека идут по улице, они запомнят ее по-разному. Если один из них на диете, то он заметит все ресторанные вывески. А другой, если он думает о покупке нового пальто – все магазины одежды. Более того, он будет обращать внимание на пальто окружающих. А первый – на фигуры прохожих, потому что думает о своей физической форме.

Механизмы перцепции

Это способы, с помощью которых происходит восприятие. Их достаточно много: идентификация, эмпатия, социальная рефлексивность, казуальная атрибуция и другие.

Идентификация – это частичное отступление от своей позиции, и принятие взглядов другого, уподобление другому человеку. Поставить себя на его место и понять собеседника, то есть воспринять то, что он говорит.

Эмпатия – способность воспринять эмоции другого человека.

Социальная рефлексивность – способность человека понять, как его воспринимают другие люди.

Каузальная атрибуция – из-за недостатка информации приписывание своего смысла какому-то явлению. Ее основа – зависимость восприятия от прошлого опыта. Человек приписывает другому черты, которые были у похожих людей.

Виды апперцепции

Апперцептивность имеет несколько классификаций. Она бывает временной и стойкой. Временная зависит от эмоций человека, его ожиданий и текущих потребностей. Она меняется в зависимости от того, как меняются они. Стойкая апперцепция более долгосрочная. Она формируется под влиянием жизненного опыта, мировоззрения, системы взглядов и ценностей.

Выделяют трансцендентную и эмпирическую апперцепцию. Первую ввел Кант. Он говорил о том, что существует необусловленная апперцепция чистого разума, которой обладает каждый. Эмпирическая основана на том опыте, который человек пережил.

Д. Брунер ввел понятие «социальной апперцепции». Она выражает форму восприятия определенных социальных групп. В зависимости от восприятия, формируются определенные ожидания от этой группы. Интерпретация поступков членов группы тоже основана на социальной апперцепции.

Свойства восприятия

Кроме апперцепции у восприятия есть и другие свойства: избирательность, целостность, постоянство, структурность, объективность, чувствительность.

Избирательность выражается в фокусировке на конкретном объекте. Например, увидев в магазине нужную вещь, человек сосредотачивается на ней. Тогда как все остальное уходит на задний план, будто расплывается. Хотя стоит ему обратить внимание на это – как все тут же становится четким и осознанным.

Целостность означает, что объект воспринимается не как совокупность частей, а нечто целое. Ему не нужно знать все части. Так дети дорисовывают картинку, узнавая ее по нескольким штрихам.

Постоянство – человек продолжает понимать, что перед ним за объект, даже если условия восприятия меняются. Например, домашнюю кошку он узнает, даже если в комнате темно, а она прыгнула ему на колени. Он ее не видит, но воспринимает ее как кошку.

Структурность – человек осознает взаимосвязь отдельных частей объекта. Например, восприятие кошки – это не только ее цвет, звуки, движения. Человек воспринимает ее всю, осознавая, что перед ним кошка.

Объективность – соотнесение объекта с определенной группой: желтое, громкое, сладкое, маленькое.

Чувствительность – восприятие меняется, оно не врожденное. Пока ребенок впервые не возьмет в руки яблоко, он ни с чем его не ассоциирует.

Трансцендентальное единство апперцепции

Это свойство, которое есть у каждого. Людям кажется, что они видят мир объективно, но это не так. Единство апперцепции выражается в том, что любое новое знание воспринимается через призму предыдущего опыта. Убеждения, установки, стереотипы – все это искажает восприятие.

Например, человек, имеющий негативный опыт общения с мигрантами, будет всех их воспринимать негативно. Ревнивый мужчина будет во всех, даже самых невинных действиях женщины видеть намеки на измену. Потому, что он уже ее ожидает. Женщина, выросшая в семье алкоголика, подозревает, что все мужчины такие.

Восприятие имеет свойство избирательности. Психика негативно реагирует на все, что не вписывается в его картину мира. Поэтому подсознательно человек воспринимает и обращает внимание только на ту информацию, которая ее подтверждает. При этом игнорирует или уменьшает значимость того, что ей противоречит.

Если человек имеет пессимистичный взгляд на вещи, он будет подтверждать свою правоту раз за разом. При этом игнорировать все хорошее и позитивное.

Единство апперцепции включает в себя несколько факторов: воображение, созерцание, дедукцию. Благодаря последней он делает выводы из общей информации. Созерцание помогает ему воспринимать мир. А воображение «достраивать» воспринятое при нехватке реальной информации.

Апперцептивное искажение

Восприятие подвержено множеству искажений. Они происходят бессознательно, поэтому их трудно отслеживать и контролировать. Например, к апперцептивным искажениям можно отнести проекцию.

При простой проекции человек приписывает другому черты характера, которые имеет сам. Критика и раздражение по отношению к другим основаны на этом. Человеку не нравятся свои слабости и черты характера, но он их не признает в себе. Хотя замечает в других людях. При обратной проекции человек приписывает себе те качества, которыми не обладает, но хочет обладать. Он их не развивает в реальности, а занимается самообманом, считая, что они у него есть.

Апперцептивные галлюцинации

Они проявляются в расстройстве восприятия, при котором человек видит объекты, не существующие в реальности. Галлюцинации могут быть визуальными, слуховыми, тактильными и обонятельными.

Особенность апперцептивных галлюцинаций в том, что изначально человек может вызывать их сознательно. Он получает от этого удовольствие, однако позже уже не может контролировать этот процесс.

История понятия

Несмотря на то, что термин «апперцепция» ввел Лейбниц, он понимал под ней «активность человеческой души». Позже вопрос восприятия рассматривал И. Кант, он ввел понятие «трансцендентной апперцепции». И. Кант утверждал, что кроме эмпирического восприятия, есть «чистое». Оно основано на факторах, которые находятся за пределами человеческого понимания. Человек мыслит, он все воспринимает и познает. Единство чувственного опыта – это часть самосознания человека, а не наоборот.

Научное понимание апперцепции появилось благодаря Иоганну Гербарту. Он ввел понятие «апперцептивная масса» – совокупность накопленных знаний.

Большой вклад в изучение восприятия внес В. Вундт. Он считал, что апперцепция – это часть интеллектуального процесса. Он включает в себя идентификацию, накопление, понимание и систематизацию полученных знаний. То есть воспринимая какой-то объект, человек не только его осознает и соотносит с предыдущим опытом. Благодаря интеллекту он встраивает этот объект в систему уже имеющихся знаний, классифицирует его.

Вундт считал, что апперцепция – это проявление волевого акта. Восприятие может быть осознанным, когда человек прикладывает усилия для получения новой информации. А может быть и пассивным. Он предположил, что в мозге есть определенные физиологические структуры, отвечающие за апперцепцию.

Наука доказала, что «специальных» центров не существует. Апперцепцию определяет системность высшей нервной деятельности, то есть замыкание и сохранение нейронных связей.

Влияние апперцепции на повседневную жизнь

Апперцепция необходима человеку, она помогает тратить меньше усилий на узнавание нового. Объект и ситуация воспринимаются проще, если ассоциируются с прошлым опытом. Человеку легче ориентироваться в новой ситуации. Он уже знает, чего от нее ожидать.

Апперцепция может проявляться в развитии шаблонного мышления, стереотипов, нетерпимости. Из-за сформированных ожиданий, человек может испытывать разочарование, поскольку они не соответствуют реальности. Апперцепция формирует предвзятое отношение к людям. Если незнакомец подсознательно напоминает кого-то, психика припишет ему качества другого человека. Они могут быть как хорошие, так и плохие. Проблема в том, что они не соответствуют реальности.

Поэтому, с одной стороны – апперцепция облегчает жизнь. С другой, вызывает искажение восприятия и ошибочные суждения.

Развитие перцептивных навыков

Перцептивные навыки начинают формироваться у детей 2-3 лет. Важен период дошкольного и школьного возраста. В это время дети рисуют, конструируют, занимаются двигательной активностью. Они познают предметность окружающего мира, классифицируют и сравнивают объекты.

У детей развитие перцептивных навыков проходит неосознанно. Но им можно обучаться и в зрелом возрасте, для этого нужна мотивация, четкое понимание цели. Чаще развиваются навыки социальной перцепции, основанные на умении определять эмоции людей. Для обучения этому хорошо подходит техника Пола Экмана. Он разделил лицо человека на зоны и определил для каждой признаки той или иной эмоции. Обучение правильному восприятию улучшает навыки перцепции и понимание окружающих.

Для развития перцепции также важно помнить об искажениях восприятия. Подсознательно первое впечатление о чем-то кажется более достоверным, даже если оно неверное. Человек ищет подтверждения своим ожиданиям, но игнорирует все, что им противоречит.

Нужно уметь отказываться от шаблонного восприятия реальности, развивать критическое мышление. Ставить под сомнение свои установки и стереотипные взгляды. Например, если человек пессимистично смотрит на ситуацию – сознательно найти в ней хорошие стороны. Чем больше тренировки, тем больше развиваются перцептивные навыки. В конечном счете они дойдут до уровня автоматизма и будут работать неосознанно.

влияет ли полученный опыт на наше восприятие?

В прошлом в истории психологии, почти с самого начала её зарождения, было много споров о том, играет ли непосредственная чувственная данность (интуиция) или какой-то более общий фактор разума хоть какую-то роль в определении природы сознательных процессов. Одна сторона придерживалась прямого утверждения, что у нас в сознании нет ничего, кроме ощущений и ассоциаций, которые непосредственно обусловлены природой и предшествующими связями. Другая же сторона утверждала, что существуют дополнительные субъективные или ментальные состояния, которые оказывают определенное влияние на формирование сознательности. Эти две точки зрения – психологический отголосок старых философских боевых кличей о «врожденных идеях» (импрессионизм Юма) и «разуме – чистой доске» (подход Локка и Канта – tabula rasa).

В современной психологии эта противоположность находит свое отражение в идеях ассоциационистов и апперцепционистов. Первые отрицают, а вторые подтверждают существование в уме отличающихся от ощущений элементов и их связей. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо четко определить, что же такое апперцепция в психологии.

Апперцепция в психологии: что это такое простыми словами?

Апперцепция – одно из основных психических свойств человека, которое выражается в условном восприятии окружающих явлений и предметов в зависимости от опыта, взглядов, интересов индивида по отношению к тем или иным явлениям.

Понятие апперцепции произошло от латинского, буквально «ad» – «к», «percepcio» – «восприятие». Данный термин был введен немецким ученым Г.В. Лейбницем. Под апперцепцией он подразумевал сознательные акты восприятия, подчеркивая их отличие от бессознательных, которые называл перцептивными. Он доказал, что этот процесс – необходимые условие для самосознания и высшего знания, и включил в него внимание и память. Лейбниц был первым, кто разделил понятия восприятия и апперцепции. Первое означает примитивное, бессознательное, расплывчатое представление определенного содержания, а второе – стадию сознательного, ясного, отчетливого восприятия.

Человек живет в прямой связи с окружающим его миром. Он знакомится с ним, делает какие-то выводы, рассуждает. Почему одни люди воспринимают мир как плохой, а другие – как хороший? Все это происходит благодаря апперцепции и восприятию. Все это объединяется в трансцендентальное единство апперцепции. Человек познает мир не таким, каков он есть, а через призму своих собственных внутренних фильтров.

Мир жесток? Неужели он несправедлив? Попадая в ситуацию боли и страданий, человек вдруг начинает задумываться о мире, в котором он живет. Пока все в его жизни идет хорошо и красиво, он не задумывается на эту тему. Мир человека не волнует до тех пор, пока для него все идет «как по маслу». Но как только жизнь поворачивает в неподходящее для человека русло, он вдруг начинает задумываться о смысле своего бытия, о людях и о мире, который его окружает.

Реально ли мир так плох, как о нем думают многие люди? Нет. В объективной реальности люди живут не в том мире, в котором они появились. Все зависит от того, как люди смотрят на свое окружение. Мир выглядит по-разному в глазах каждого человека. Ботаник, лесоруб и художник по-разному смотрят на деревья, когда входят в лес. Реально ли мир жесток и несправедлив? Нет, если отвечать объективно. Но те люди, которые называют его подобными словами, смотрят на него именно так.

Если вернуться к тому, что человек обычно начинает оценивать окружающий мир только тогда, когда в его жизни что-то идет не так, как ему бы хотелось, то нет ничего удивительного в том, что сам мир представляется ему жестоким и несправедливым. Мир всегда был, есть и будет таким, каким вы его видите. Не имеет значения, смотрите ли вы на мир в хорошем настроении или в плохом. Мир не меняется только потому, что вам сейчас грустно или радостно. Мир всегда одинаков для всех. Но сами люди смотрят на него по-разному. В зависимости от того, как вы смотрите на него, он становится для вас таким, каким вы его видите.

Мир же согласен с любой точкой зрения, потому что он настолько разнообразен, что может соответствовать любому представлению о нем. Мир не является ни хорошим, ни плохим. В нем просто есть все: и хорошее, и плохое. Но только когда вы смотрите на это, вы видите что-то одно, не замечая всего остального. Мир одинаков для всех людей, только сами люди видят его по-разному, в зависимости от того, на что они обращают свое личное внимание.

Примеры апперцепции

Апперцепция – это то, как ваш разум помещает новую информацию в контекст. Вы воспринимаете стул глазами, но апперцепция – это то, как ваш разум соотносит его со стульями, которые вы видели раньше.

Реклама

Информация, которую мы воспринимаем через наши органы чувств, помогает нам ориентироваться в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры. Апперцепция делает еще один шаг вперед, рассматривая восприятие в связи с вещами, которые мы воспринимали в прошлом. Мы видим огонь. Это визуальное восприятие. С помощью апперцепции мы соотносим появление огня с прошлым опытом обжигания. Объединив настоящий и прошлый опыт, мы понимаем, что это ситуация, в которой нам не следует класть руку в огонь, так как мы однозначно обожжемся и можем остаться без руки.

«Вот Алиса» – это восприятие, но «Алиса – моя подруга» – это уже апперцепция, потому что она основана на прошлом опыте. «У меня болит живот» – это восприятие, но «меня может стошнить» – это уже апперцепция. Вы видите собаку и думаете: «это собака». Апперцепция – это видеть собаку и думать: «Эта собака похожа на собаку моего друга Кости». Апперцепция – это сложный ментальный процесс, который продолжает развиваться на протяжении всей нашей жизни.

Еще несколько примеров концепции апперцепции: человек, специализирующийся на ремонте квартир, придя на новоселье, сразу же заметит все тонкости проделанного ремонта, и если работа была выполнена не очень хорошо, он это увидит, хотя другие люди будут думать, что все в порядке. Человек, который приходит в магазин за покупками, сосредоточится на том, что ему нужно купить, а не на всем ассортименте товаров.

История термина и основные теории

Термин «апперцепция» долгое время находился в ведении философии. Вольф, Кант, Фихте, Гербарт, Гегель и Гуссерль подробно рассматривали и анализировали его. В философии Канта было введено новое понятие апперцепции. Кант, заимствуя термин у Лейбница, использует апперцепцию для обозначения врожденной способности сознания устанавливать связь между впечатлениями и возводит её в ранг источника знаний. Кант разделял эмпирическую и чистую (первоначальную) форму. Эмпирическое восприятие носит временный характер и основано на восприятии человеком самого себя. Но осознание себя не может отделяться от осознания окружающего мира, именно это суждение ученый выразил в рамках концепции единства апперцепции.

Немецкий философ Гербарт рассматривал апперцепцию как совокупность знаний, которые оставляют след, остаточный эффект в уме. Этот эффект изменяет все будущие акты восприятия. А американский ученый Брунер ввел термин «социальная апперцепция». Под этим понимается не только восприятие материальных объектов, но и социальных групп: отдельных людей, народов, рас и т.д. Он обратил внимание на то, что субъекты восприятия способны влиять на нашу оценку. Воспринимая людей, мы бываем субъективными и предвзятыми, в отличие от восприятия предметов и явлений.

Австрийский психолог Альфред Адлер создал схему, представив в ней свойство восприятия, апперцепцию, как звено в выработанном человеком стиле жизни. Он писал в своей книге, что мы чувствуем не реальными фактами, а субъективными образами: если мы верим, что веревка в темном углу комнаты – это змея, то мы будем бояться ее, как змеи. Схема Адлера заняла важное место в когнитивной психологии. В современной психологии можно выделить и определение русского психолога Николая Лангле. В его понимании апперцепция – это умственная деятельность, благодаря которой восприятие ассимилируется с предыдущим интеллектуальным и эмоциональным опытом и становится более четким.

Апперцепция как массовая теория обучения

Апперцепция как массовая теория обучения сосредоточена на идее. Это идея, которую мы воспринимаем, когда она появляется в сознании и ассимилируется с другими сознательными идеями. Апперцепция – это процесс ассоциации новых идей со старыми.

Приверженцы как ментальной дисциплины, так и естественного раскрытия предполагают или подразумевают существование врожденной человеческой природы, некоторые аспекты которой – общие для всех людей. Хотя в своем подходе к обучению сторонники обеих теорий резко отличаются друг от друга, они согласны с тем, что «устройство умов» является врожденным. В то время как романтические натуралисты, делая акцент на естественном раскрытии, объясняют инстинктивное естественное развитие личности, сторонники ментальной дисциплины часто соглашаются с тем, что знания врожденные, но настаивают на том, что учащимся нужна квалифицированная помощь, чтобы включить их или вспомнить.

Американский психолог Уолтер Бауэрс Пиллсбери утверждает, что апперцепция, в отличие как от ментальной дисциплины, так и от естественного раскрытия, представляет собой динамический ментальный ассоциационизм, основанный на фундаментальной предпосылке, что врожденных идей не существует: все, что человек знает, приходит к нему извне. Человеческий разум полностью зависит от содержания. Содержание – это соединение элементарных впечатлений, связанных вместе ассоциацией. Оно формируется, когда предмет представлен извне и создает определенные ассоциации или связи с предшествующим содержанием.

Пассивная и активная апперцепция

Группа процессов, в основе которых лежит повышение степени ясности некоторой идеи, бывает двух основных видов: пассивная и активная апперцепция. Основанием для этой классификации служат качество и интенсивность сопутствующих ощущений напряжения и чувств.

Реклама

> Активная апперцепция

Наблюдая за нашими идеями, мы обнаруживаем, что некоторые из них четкие и ясные, тогда как другие – расплывчатые и неопределенные. Самые ясные идеи могут стать расплывчатыми, как и самые смутные идеи сознательного фона могут проясниться и принять перспективное значение.

Степень ясности зависит от количества идей. Если только одна идея занимает важное место в сознании, то она гораздо яснее, чем если бы несколько других идей были одинаково заметны. Ясность воспринимаемых идей изменяется обратно пропорционально количеству идеи, одновременно воспринимаемых. Эта взаимосвязь между количеством идей и степенью их ясности указывает на то, что в активной апперцепции мы имеем дело с фактором, который оказывает более широкое влияние, чем любая отдельная идея.

Проще всего это проявляется в процессах, сопровождающих немедленное возбуждение ощущения посредством органов чувств. Уолтер Бауэрс Пиллсбери разбивает этот процесс на четыре элемента: увеличение ясности идеи, которое сопровождается непосредственным ощущением активности; подавление других идей; ощущение напряжения, с которым связаны чувства, усиливающие первичное чувство активности; рефлексы.

Активная апперцепция представляет собой группу сознательных феноменов. Они указывают на то, что физическое ощущение само по себе – не что иное, как комплекс других чувств, который мы часто встречаем, и что его особенность в большей мере связана с особенностью сочетания знакомых ощущений и переживаний, чем с каким-либо новым ментальным элементом.

> Пассивная апперцепция

Пассивная апперцепция сопровождается чувством пассивности, а уровень её интенсивности в сопутствующих явлениях заметно ниже, чем у активной апперцепции. Пассивная апперцепция имеет две формы или присутствует в двух случаях, один из которых независим от активной апперцепции, а другой тесно связан с ней.

В определенные минуты, когда идея входит в сознание при наиболее благоприятных условиях, мы имеем только пассивную апперцепцию. В других же случаях сначала происходит пассивная апперцепция, за которой следует активная. Ни в том, ни в другом случае пассивная апперцепция не является столь полной, как прямая активная апперцепция. Возникает чувство растерянности, недостаточности – как при эмоции удивления, которая препятствует надлежащему или обычному увеличению степени ясности.

Количество ощущений напряжения при пассивной апперцепции уменьшается, и они становятся менее интенсивными. Пассивная апперцепция вызывает сопутствующие ей ощущения. Они связаны между собой, чтобы сформировать целостное чувство со своим собственным характером, либо чувство, исключительно обусловленное качеством и интенсивностью идей, которые рандомно присутствуют в сознании, либо чувство заторможенности, которое возникает из-за внезапного прекращения существующих тенденций в формировании идей. Последнее чаще всего наблюдается при восприятии очень интенсивных внешних чувственных впечатлений.

Чем пассивная апперцепция отличается от активной?

Чувство пассивной апперцепции не поддается полному анализу, как и чувство активной апперцепции. Основное различие между пассивной и активной апперцепцией зависит от причины в обоих случаях, или, оперируя конкретными терминами, от состояний ума, которые предшествуют апперцепции. В типично пассивной форме апперцепция определяется однозначно и немедленно. Нет выбора между несколькими возможными путями, которыми идея может прийти в сознание, или колебаний относительно того, какая из нескольких идей должна преобладать в уме. Одна идея настолько сильна по интересу или интенсивности, что она превосходит всех других претендентов на приоритетное место в сознании.

При активной апперцепции стимулы более многочисленны и более равномерно распределены. Решение неоднозначно и часто откладывается. Обычно проходит некоторое время, прежде чем мы узнаем, какие из идей будут выбраны. В этом нерешительном поведении, в этой тенденции стимулов то к выбору одной идеи, то к выбору другой, мы видим наиболее поразительные эффекты чувства активности или чувства самодеятельности. Ход апперцепции в основном определяется субъективными причинами, индивидуальными характеристиками ума и его предыдущей историей. При активной апперцепции эти элементы имеют тенденцию частично скрываться в подсознании, если не встречают противодействия со стороны эффектов внешней физиологии – физических и физиологических условий, которые наиболее заметны при пассивной апперцепции. Именно в пассивной апперцепции мы можем лучше всего наблюдать эффекты ассоциации, интенсивности идей и других случайных или посторонних факторов.

Различие между пассивной и активной апперцепцией с точки зрения причины приводит нас к обсуждению условий и причин апперцепции. Условия восприятия делятся на два класса: субъективные и объективные. Объективными условиями являются интенсивность и частота возникновения. Чем чаще у нас возникает ощущение, тем легче мы его воспринимаем. Умеренная интенсивность благоприятствует восприятию: слабые ощущения нелегко заметить, и организм не может приспособиться к очень интенсивной стимуляции.

Реклама

Субъективные состояния лучше всего рассматривать под двумя общими рубриками: сознательные состояния, непосредственно предшествующие восприятию, и вся диспозиция индивидуального сознания, определяемая его предыдущей историей. Наиболее важные – образы памяти и вызванные извне ощущения, которые присутствуют непосредственно перед и во время всего процесса апперцепции. Восприятие любого ощущения облегчается его отдельным и изолированным появлением незадолго до этого в сознании. То, что оно должно было в какой-то предшествующий момент войти в сознание само по себе, – это непременное условие апперцепции, когда восприятие появляется в комплексе ощущений или одновременно с другими ощущениями. Это правило иллюстрируется легкостью, с которой мы слышим обертон, если мы слышали его качество отдельно, непосредственно перед тем, как была выбрана сложная нота.

Во многих случаях образ памяти выполняет функцию внешнего ощущения, облегчая апперцепцию. Это поразительно иллюстрируется легкостью и быстротой, с которой мы воспринимаем ожидаемое по сравнению с неожиданной идеей. Это различие сводится к отсутствию или наличию идей памяти.

Как апперцепция влияет на повседневную жизнь человека?

После апперцепции объект приобретает индивидуальную, личностную окраску. Вся жизнь человека, сознательно или бессознательно, представляет собой процесс апперцепции. Это не спонтанный акт, а постоянная оценка нового опыта через знания, впечатления, идеи, желания, присутствующие в человеке. Опыт накладывается на новые впечатления, и нам уже трудно определить, какой из двух факторов составляет большую долю в наших суждениях о предмете в данный момент – объективная реальность или наши индивидуальные особенности (желания, опыт, предрассудки). Эта взаимосвязь между объективным и субъективным делает невозможным с уверенностью определить, где вмешиваются личные суждения и предрассудки человека.

Проблема в том, что новое вряд ли может всколыхнуть тот запас идей, который у нас уже есть. К чему это ведет? Апперцепция с годами делает людей более консервативными. У них уже есть стабильная система идей, и все, что приходит извне и не вписывается в нее, игнорируется.

Но благодаря апперцепции процесс обучения можно сделать во много раз более эффективным. Последователи Гербарта утверждают, что каждый новый элемент знаний нужно сознательно включать в прошлый опыт и связывать его с той информацией, которую учащиеся уже хорошо усвоили. Так использование механической памяти будет сведено к минимуму, а зубрежка попросту не потребуется. Апперцепция способствует организации полноценного включения нового в систему человеческих знаний, возникновению радости открытия, что приводит к желанию повторять такой опыт как можно чаще. Основная задача организаторов же заключается в том, чтобы создать достаточное количество связей между старым и новым.

Методы диагностики апперцепции

Наиболее известными методами изучения личностного восприятия являются тесты. Они бывают двух типов: тест на апперцепцию персонажа и тематический апперцептивный тест.

В первом случае человеку предлагается 24 карточки с символами, уточняется, что эти символы взяты из мифов и сказок. Испытуемый должен классифицировать карточки на наиболее удобной для него основе. На втором этапе опроса предлагается мысленно дополнить данные из 24 символов еще одним, отсутствующим. После этого одни и те же карты следует разделить на группы: «власть», «любовь», «игра», «познание», с объяснением принципа разделения и интерпретацией символов. В результате теста можно выявить приоритеты и ценностно-смысловую ориентацию личности. Стимулирующий материал представлен с игровым элементом, что подразумевает комфортность тестирования.

Другой тип исследования, тематический тест на апперцепцию, представляет собой набор таблиц с черно-белыми фотографическими изображениями. Они подбираются с учетом пола и возраста испытуемого. Его задача – сочинять сюжетные истории на основе изображения каждой картинки. Тест используется в случаях, требующих дифференциальной диагностики, а еще при выборе кандидата на важный пост (пилоты, астронавты). Он часто используется и в случае срочной психотерапевтической диагностики: при депрессии с возможным суицидальным исходом.

Что такое восприятие бренда? Как это измерить и 4 примера

Если вы на секунду задумаетесь о своих покупательских привычках, вы, вероятно, поймете, что на большинство продуктов, которые вы покупаете, влияет восприятие бренда. Вы не единственный — 77% потребителей B2C принимают решение о покупке, основываясь исключительно на названии бренда.

Восприятие торговой марки или мысли и чувства, связанные с компанией, влияет на то, почему люди носят одежду определенной марки или выбирают в продуктовом магазине один соус для пасты вместо другого.

Как только потребители формируют отношение к бренду, его трудно изменить. Вот почему бренды усердно работают над созданием в сознании людей позитивных ассоциаций, а не негативных или нейтральных восприятий.

Когда вы знаете, как люди воспринимают ваш бренд, вам будет легче формировать его репутацию, помогать потребителям понять, что отличает его от других, и повышать ценность бренда. Вы делаете это, измеряя восприятие бренда и отслеживая настроения клиентов с течением времени.

Но прежде чем углубляться в показатели, важно понять, что создает восприятие бренда и как оно влияет на принятие решений компанией и потребителями.

Что такое восприятие бренда?

Восприятие бренда — это сумма чувств, переживаний и мыслей потребителя о товаре или услуге. Это то, что, по мнению людей, представляет бренд, а не то, что бренд говорит, что он представляет.

Хотя восприятие бренда является ментальной ассоциацией, оно играет важную роль в создании эмоциональных связей с потребителями. Люди учитывают свое отношение к брендам при выборе между конкурирующими продуктами.

Они читают обзоры, общаются со службой поддержки, сравнивают варианты с друзьями или подписываются на бесплатную пробную версию. Все эти точки соприкосновения влияют на восприятие бренда и влияют на успех компании.

Если потребители высоко ценят бренд, они становятся более лояльными к нему. Подумайте, как эта динамика проявляется в повседневной жизни.

Люди вступают в войны мемов из-за продуктов Apple и Android. Человек, который носит обувь Nike, обычно не попадается под удары Adidas. И вы, вероятно, не найдете Coca-Cola и Pepsi в одном холодильнике.

Компании, которые понимают восприятие бренда, используют эту информацию для развития капитала бренда. В то время как восприятие бренда может быть сведено к тому, что один покупатель думает о вашем бренде, капитал бренда — это сочетание восприятия, опыта и мнений людей, которые создают вашу репутацию.

Компания с высоким капиталом бренда привлекает лояльных клиентов, которые выбирают ваш продукт или услугу, когда им предоставляется выбор между конкурентами.

Если клиент верен бренду, 86% порекомендуют его друзьям или родственникам, а 66%, скорее всего, напишут положительный отзыв. Эти действия способствуют росту компании и улучшают восприятие бренда, что только помогает вашему бизнесу.

Хотя может показаться, что восприятие бренда не в вашей власти, вы можете предпринять шаги, чтобы измерить его и улучшить отношение людей.

Как измерить восприятие бренда

Данные могут помочь вам понять, как потребители, сотрудники, заинтересованные стороны и конкуренты воспринимают ваш бренд.

Поскольку восприятие бренда представляет собой комбинацию отзывов, репутации, опыта, функциональности, рекламы, социальной активности и использования клиентами, вам следует собирать показатели из нескольких источников.

Вот как можно измерить восприятие бренда:

  • Проведите опросы восприятия бренда , чтобы узнать, что люди думают о вашем бизнесе и чем он отличается от конкурентов. Задавайте вопросы, затрагивающие эмоциональные, когнитивные и ориентированные на действия факторы, такие как эти примеры от Qualtrics:
    • Когда вы думаете о [торговой марке], что приходит на ум в первую очередь?
    • Какие из следующих слов описывают [торговую марку]?
    • Какие чувства вы испытываете, когда думаете о [бренде]?
    • Как бы вы описали уровень своей эмоциональной привязанности к [бренду]?
    • Как бы вы описали [торговую марку] другу?
    • Как бы вы описали свой последний опыт работы с [брендом]?
    • По шкале от 1 до 10, насколько вероятно, что вы порекомендуете [бренд] другу или коллеге?
  • Отслеживайте онлайн-упоминания с помощью социальных инструментов прослушивания или предупреждений Google. Вы хотите отслеживать комментарии в социальных сетях, онлайн-обзоры, соответствующие хэштеги, форумы (например, Reddit и Quora) и упоминания в новостях. По мере роста бренда будет расти и этот набор данных. Я рекомендую создать систему для обработки негативных упоминаний как можно скорее и быть в курсе разговоров о вашем бренде, продуктах и ​​маркетинговых кампаниях.
  • Проведите аудит бренда , чтобы оценить, насколько ваш бренд воспринимается по сравнению с конкурентами. Это должно включать исследование первичной и вторичной целевой аудитории, конкурентный анализ ваших продуктов или услуг, тщательную оценку вашей коммуникационной стратегии и глубокое погружение в позиционирование вашего бренда. (Я рекомендую обратиться к этому руководству по аудиту бренда от Visme).
  • Сбор данных от клиентов на каждом этапе пути покупателя. Это может включать в себя то, как покупатели изучают информацию, оценивают продукты, сравнивают конкурентов, взаимодействуют со службой поддержки, принимают решение о покупке, на борту и взаимодействуют с брендом после покупки.

Когда у вас будет достаточно данных для измерения восприятия бренда, вы сможете оценить, соответствуют ли настроения потребителей идентичности вашего бренда. Если да, то оставайтесь на курсе. Если нет, вы можете узнать, как улучшить восприятие бренда потребителями.

Примеры восприятия бренда

От PR-кампаний до упаковки, восприятие бренда зависит от каждой точки контакта людей с компанией.

Следующие примеры восприятия бренда показывают, как компании могут формировать настроения потребителей, чтобы внутренняя идентичность соответствовала внешнему образу.

1. Snickers

Любители сладкого могут выбирать между десятками шоколадных батончиков, так что же заставляет кого-то брать Snickers вместо Kit Kat?

Да, это может быть вкус или предпочтение, но бренд разработал умные кампании, чтобы люди поверили, что употребление «Сникерса» превратит вас из голодных и рассеянных в бодрых и довольных.

2. Orangetheory

Возможно, вы проезжали мимо одной из этих оранжевых тренировочных студий во время ежедневных поездок на работу или посещали онлайн-занятия во время пандемии. И в то время как увлечения фитнесом приходят и уходят, Orangetheory создала образ бренда, благодаря которому компания остается сильной с 2010 года.0003

Занятия, ориентированные на сообщество, идеально подходят для людей, которые хотят общаться и соревноваться с соседями, работая в поте лица. Это более непринужденно, чем

Crossfit, но более интенсивное по сравнению с групповыми занятиями в национальных тренажерных залах, таких как Planet Fitness и LA Fitness.

Источник изображения

3. Zoom

Инновационная и популярная видеоплатформа в начале пандемии, Zoom быстро стала причиной выгорания удаленных сотрудников. Людям нравилось, как это поддерживало их связь с командами, семьями и друзьями.

Но постоянная связь привела к «усталости от Zoom», неофициальному диагнозу, который освещался в Healthline, Stanford, New York Times и других изданиях.

В то время как компании по-прежнему полагаются на Zoom для виртуальных встреч, бренду пришлось приспособиться от своей первоначальной идеи «Видеоконференции, которые не отстой» к «Как мир объединяется», поскольку потребители изменили свое восприятие.

Источник изображения

4. Patagonia

Бренд одежды для активного отдыха прославился своей инновационной одеждой и акцентом на ответственное производство, но изменение потребительского восприятия заставило компанию удвоить свою ориентацию на устойчивое развитие.

В начале 2010-х годов люди стали называть компанию «Patagucci» — сатирическое название, высмеивающее высокие цены бренда и его популярность среди высокооплачиваемых рабочих.

Чтобы убедить потребителей не помещать Patagonia в категорию быстрой моды, компания запустила ряд инициатив, ориентированных на устойчивое развитие, например, свою линию переработанной одежды Worn Wear.

 

Знание того, что люди думают о вашем бренде, является важной частью развития успешного бизнеса. Это дает вам информацию, необходимую для формирования индивидуальности вашего бренда, создания эффективных маркетинговых кампаний и внесения изменений, когда меняется восприятие потребителей.

Теперь, когда вы знаете, как измерять восприятие бренда, вы можете использовать его в качестве инструмента для принятия стратегических решений в отношении бренда и продвижения вашей компании вперед.

 

10 примеров и определений (2023)

Проверка восприятия означает выяснение того, является ли ваше восприятие чьего-либо поведения точным.

Это важный навык эффективного общения как в профессиональном, так и в личном контексте, поскольку он может помочь устранить недопонимание и недопонимание.

Люди не всегда умеют передавать свои мысли и чувства. Может показаться, что человек говорит одно, а на самом деле имеет в виду совсем другое.

Таким образом, это также может помочь избежать конфликтов. Достигнув точного понимания того, что кто-то хочет сказать, это может снизить вероятность обидеть кого-то или быть оскорбленным.

Проверка типов восприятия

Согласно Floyd (2011),

«Проверка восприятия — это процесс проверки правильности вашего восприятия» (стр. 154).

Существует два типа проверки восприятия: прямая и косвенная.

Прямая проверка восприятия просто спрашивает человека, с которым вы разговариваете, правильно ли вы его понимаете.

Этот метод включает три шага:

  • Описание: Описание наблюдаемого поведения.
  • Интерпретация: Укажите две возможные интерпретации.
  • Уточнение: Спрашиваю, верна ли ваша интерпретация.

Косвенная проверка восприятия включает поиск дополнительной информации о поведении человека путем наблюдения за выражением его лица или за тем, как он ведет себя по отношению к другим.

Примеры проверки восприятия

  • В отношениях: Ты сегодня очень тихий. Я сделал что-то не так или у тебя был плохой день? Просто дайте мне знать, что не так.
  • На собрании: Я не уверен, что понимаю, о чем вы говорите. Вы за или против проекта? Пожалуйста, помогите мне получить четкую картину.
  • Нет вестей от кого-то: Обычно ты звонишь каждый день, но я не слышал от тебя почти неделю. Что-то случилось или вы уехали из города? Дайте мне кольцо, чтобы я не беспокоился.
  • После напряженной встречи: Кажется, вы резко оборвали наш разговор. Я сказал что-то обидное или вы просто торопились? Я хотел бы знать, что произошло.
  • Последующая информация об обещанном повышении: Я помню, что во время оценки моей работы упоминалось повышение, но оно еще не произошло. Итак, мне было интересно, неправильно ли я понял или, может быть, отдел кадров еще не заполнил документы. Если бы вы могли сообщить мне, чего ожидать, это было бы здорово.
  • С супругом/супругой: Я заметил, что вы мало ели сегодня за ужином, поэтому я не уверен, что я приготовил что-то, что вам не нравится, или вы просто не были голодны. Дайте мне знать, чтобы в следующий раз я не совершил ту же ошибку.
  • Начало работы над проектом: Кажется, когда я пытаюсь назначить время для начала работы над проектом, у вас есть причина не устанавливать время. Итак, мне интересно, не хотите ли вы быть партнерами в этом проекте или у вас слишком много другой работы. Можете ли вы помочь мне понять, что происходит?
  • С боссом:  Вы говорите, что довольны отчетом, но ваш тон звучит иначе. Итак, я не уверен, что отчет неверный или вы думаете о чем-то другом. В любом случае, просто дайте мне небольшое пояснение, пожалуйста.
  • Холодный прием: Последние три раза, когда я провожал тебя, кажется, ты меня не заметил. Я чем-то вас обидел или вы действительно меня не видели? Я хотел бы знать.
  • Новый сосед: Мы были разочарованы, что не увидели вас и вашу жену на нашем барбекю в прошлые выходные. Вы не думали, что вас пригласили или у вас есть другие планы? Если мы изменим время для следующего, это поможет?
  • Дружелюбие или флирт: Вчера на вечеринке ты, кажется, много времени провел, разговаривая с Фредом. Вы говорили о работе или у вас есть романтический интерес к нему? Я просто думаю, что лучше всего четко обозначить нашу позицию.
  • Нет ответа на электронное письмо: На прошлой неделе я отправил вам электронное письмо с вопросом о проекте, но не получил ответа. Вы были слишком заняты, чтобы ответить, или письмо случайно попало в папку «Спам»? Я могу отправить его снова, если вам нужно, просто дайте мне знать.
  • В конце собеседования: Хорошо, когда вы говорите, что перезвоните мне, я имею в виду, что у меня есть хорошие шансы получить эту должность, или вы просто вежливы? Я не возражаю против прямого ответа, я просто хотел бы знать.
  • Проверка телефона во время разговора: О, я заметил, что вы часто проверяете свой телефон, вы ожидаете важное сообщение с работы или беспокоитесь о том, что пропустите телефонный звонок? Что происходит?
  • Выйти из дома, не попрощавшись: Вы ушли сегодня утром, ничего не сказав. Ты торопился или забыл, что у тебя есть жена? Я хотел бы знать, что произошло.

Практические примеры проверки восприятия    

1. Контекстные подсказки и восприятие

Легко неверно истолковать поведение или личность другого человека. Контекст, в котором рассматривается человек, может иметь большое влияние на точность нашего восприятия.

Например, замечая, что кто-то много ерзает, можно интерпретировать по-разному в зависимости от того, находится ли он в приемной у врача, вне кабинета начальника или на общественном собрании; то же поведение, другой контекст.

Чтобы изучить, как контекст может влиять на точность восприятия, Gosling et al. (2002) попросили участников исследования составить мнение о личности человека на основе его офиса (Исследование 1) или спальни (Исследование 2).

Затем эти представления сравнивали с самооценкой и оценками сверстников этих людей.

Затем исследователи рассчитали корреляцию между восприятием участников и самооценкой и оценками сверстников. Результаты показали, что «корреляция точности при изучении спален (исследование 2) была неизменно сильнее, чем при изучении офисов (исследование 1)» (стр. 39).3).

Исследователи объясняют, что в некоторых контекстах, таких как общественное собрание или личное жилое пространство, люди могут более самовыражаться, что делает аспекты их личности более заметными.

В таких ситуациях восприятие может быть более точным.

2. Межкультурное влияние

Стили общения могут различаться в зависимости от культуры. При работе в другой стране это может стать серьезной проблемой, если ее не решить должным образом. Непонимание может привести к резким чувствам и конфликтам, которые совершенно не нужны.

Например, у жителей Северной Америки есть привычка приветствовать коллег по утрам дружеским «привет». Это способ признания присутствия человека и просто часть культуры.

Однако в некоторых других странах это вообще не принято. Когда люди входят в офис, они идут прямо к своему столу и приступают к работе. Просто не принято поднимать взгляд из-за стола и говорить «доброе утро» другим, когда они приходят.

Если кто-то из Северной Америки не знает об этой культурной разнице, то он может интерпретировать отсутствие приветствия как грубость или как кого-то холодного и равнодушного.

В такой ситуации можно попробовать проверить восприятие, но это может быть неправильно понято другим человеком. Это может быть расценено как слишком личное или как признак хрупкой личности.

Иногда лучше отпустить ситуацию и не слишком анализировать ситуацию.

3. Саморефлексия и восприятие

Каждый человек вступает в межличностный контакт с по крайней мере одним или двумя предубеждениями. Эти предубеждения трудно преодолеть, и они могут повлиять даже на тех из нас, кто очень старается быть беспристрастным.

Первый шаг к преодолению этой неявной предвзятости — осознание себя. важно знать, какие у вас предубеждения и как они могут повлиять на ваши интерпретации других.

Наше восприятие может быть искажено многими факторами, в том числе нашим настроением, культурными предубеждениями, ожиданиями относительно экономического или социального класса человека, географическим воспитанием, религиозными убеждениями, и этот список можно продолжать и продолжать.

Возьмем только один пример: когда мы в плохом настроении, мы склонны интерпретировать поведение других как имеющее негативное значение. Это может привести к неправильному истолкованию тона их голоса, неправильной идентификации выражения лица или просто к совершенно иному смыслу того, что они сказали.

Самоанализ и знание собственных склонностей и текущего состояния ума могут иметь большое значение для более точного восприятия.

4. Стереотипы: даже положительные

Кажется, на планете существует стереотип примерно для категории людей. Эти стереотипы часто поддерживаются телевизионными шоу, в которых определенные группы людей изображаются очень особым образом.

Например, при первой встрече с профессиональным спортсменом у нас может сложиться заранее сформированное представление о его типе личности, привычках и ценностях.

Даже стереотипы, которые нам кажутся положительными, остаются стереотипами. И они все еще иногда могут быть оскорбительными. Например, считается, что азиаты хорошо разбираются в математике и боевых искусствах.

Несмотря на то, что эти качества могут показаться хорошими, многие азиаты чувствуют себя оскорбленными тем, что их приписывают к одному типу. Многие люди хотели бы, чтобы их считали личностями, уникальными и особенными. Помещение в группу — это способ отрицания своей самоидентификации.

5. Проверка восприятия и эмоциональный интеллект

С тех пор, как Дэниел Гоулман выпустил свою книгу об эмоциональном интеллекте, мир был одержим поиском способов его улучшения. От занятий в детском саду до программ корпоративного обучения — нет недостатка в советах о том, как лучше понимать других и самих себя.

Термин «эмоциональный интеллект», первоначально введенный Саловеем и Майером в 1990 г., был преобразован в модель, включающую несколько компонентов, в том числе компонент, обозначенный как эмоциональное восприятие и выражение (Salovey et al., 2002).

Этот компонент включает «способность человека воспринимать и выражать свои чувства… как в вербальной, так и в невербальной форме». Включая «способность интерпретировать эмоциональные сообщения, выраженные через выражение лица и тон голоса» (Тарасуик и др., 2009, стр. 4).

Хотя человек с высоким EQ может точно интерпретировать эмоции и поведение других, он также может понимать важность того, чтобы не ошибаться.

Выбор правильного тона голоса и слов чрезвычайно важен при проверке восприятия. Люди могут легко обидеться, если почувствуют, что их искренность подвергается сомнению.

Деликатный, медленный, спокойный и слегка высокий тон может помочь передать ваше намерение лучше понять ситуацию.

Заключение

Проверка восприятия — это способ проверить точность нашей интерпретации поведения человека и получить ясность.

Есть три основных шага, которые подразумевают описание действий человека, предложение двух возможных объяснений, а затем обращение за помощью в понимании.

Проверка восприятия может быть полезна в различных ситуациях. С коллегами это может помочь сделать отношения с коллегами более плавными и помочь создать благоприятную рабочую атмосферу.

С друзьями и романтическими партнерами это может помочь разрядить потенциально взрывоопасные ситуации и избежать ненужных конфликтов.

Осознание собственных культурных предубеждений и стереотипов может помочь предотвратить необходимость проверки восприятия. В то же время контекст может влиять на наше восприятие, иногда приводя к большей точности.

Хотя проверка восприятия кажется безобидной, а цель достаточно невинной, в некоторых культурах это может рассматриваться как признак слабости.

Ссылки

Флойд, К. (2011). Межличностное общение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

Гоулман, Д. (1996). Эмоциональный интеллект. Почему это может иметь большее значение, чем IQ. Обучение , 24 (6), 49-50.

Гослинг, Сэмюэл и Ко, Сей и Маннарелли, Томас и Моррис, Маргарет. (2002). Комната с подсказкой: суждения о личности на основе кабинетов и спален. Журнал личности и социальной психологии, 82 (3), 379-98. doi: https://doi.org/10.1037//0022-3514.82.3.379

Фахим, С. и Апарна, П. (2014). Навыки межличностного общения в академической и учебной перспективе: барьеры и решения.

Международный журнал гуманитарных наук, искусств, медицины и наук , 2 (12), 63–72.

Хансен, ФКБ, Резник, Х., и Галеа, Дж. (2002). Лучшее слушание: перефразирование и проверка восприятия — исследование эффективности программы обучения мультимедийным навыкам. Journal of Technology in Human Services , 20 (3-4), 317-331. doi: https://doi.org/10.1300/J017v20n03_07

Саловей, П., и Майер, Дж. Д. (1990). Эмоциональный интеллект. Воображение, познание и личность, 9 , 185-211.

Саловей, П., Майер, Дж. Д., и Карузо, Д. (2002). Позитивная психология эмоционального интеллекта. В Snyder, CR & Lopez, SJ (Eds.), Справочник по позитивной психологии (стр. 159–171). Лондон: Издательство Оксфордского университета.

Шанти, Д. (2014). Межкультурное общение: его актуальность и проблемы в организациях.

International Journal of Research and Development-A Management Review , 1 (1), 49-51.

Тарасуик, Дж. К., Чорчари, Дж., и Стоф, К. (2009). Понимание нейробиологии эмоционального интеллекта: обзор. Оценка эмоционального интеллекта: теория, исследования и приложения , 307-320. doi: https://doi.org/10.1007/978-0-387-88370-0_16

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ посты

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts