Моральные правила в семье 4 класс: Как составить свод ( перечень) моральных норм, правил, принятых в семье?

Мораль — что это, определение и ответ

Мораль  ― это принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, регулирующая поведение людей

Важнейшие функции морали в обществе:

Регулятивная  — регулирование поведения и внутреннего мира человека.

Ценностно-ориентационная  — создание ориентиров для человека, способствующих его самосовершенствованию.

Мотивационная  — моральные принципы мотивируют человека на совершение определенных действий или на воздержание от совершения каких-либо действий.

Координационная  — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей. Обеспечение стандартизации и предсказуемости поведения людей.

Конститутивная — конститутивная функция морали заключается в том, что она выступает как центральная, фундаментальная форма социальной культуры, лежащая в основе всех других ее форм.

Оценочная — помогает расценивать с позиций добра и зла явления действительности.

Мораль и нравственность

Понятие «мораль»: система высоких идеалов и строгих норм, регулирующих поведение и сознание человека.

Понятие «нравственность»: практическая реализация норм морали в повседневной жизни людей, при которой значительно смягчается строгость высокоморальных норм.

Этика ― это философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность.

Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (наука, право, религия, искусство), анализирует ее сущность и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности.

Моральные требования и представления:

Нормы поведения:

Моисеевы законы Десять заповедей, сформулированных в Библии, а также известные правила: будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.

Моральные принципы основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, дающие человеку общее направление деятельности.

Например: гуманизм признание человека высшей ценностью; альтруизм бескорыстное служение ближнему; милосердие сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм сознательное стремление содействовать общему благу.

Нравственные идеалы образы нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Моральные качества доброта, великодушие, смелость, мудрость.

Морально-психологические механизмы долг, совесть, честь.

Высшие моральные ценности свобода, справедливость, счастье и т. д..

Мораль и право: общее и различия

Общее:

  • Мораль и право взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни.

  • Мораль и право выполняют единую социальную функцию регулирование поведения людей в обществе.

  • Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп.

  • Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

  • Мораль и право составные части духовной культуры человечества.

  • Выступают мерой свободы в обществе.

  • Имеют сходную структуру.

Различия:

1. По способу формирования:

  • Моральные нормы: Формируются в процессе истории утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, выражаются в общественном мнении.

  • Правовые нормы: Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах.

2. По способу исполнения:

  • Моральные нормы: Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений.

  • Правовые нормы: Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся.

3. По способу реализации:

  • Моральные нормы: Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей.

  • Правовые нормы: Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения.

4. По способу толкования, интерпретации норм:

  • Моральные нормы: Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы.

  • Правовые нормы: Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок.

5. По сфере регулируемых отношений:

  • Моральные нормы: Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.).

  • Правовые нормы: Регулируют отношения, подконтрольные государству.

6. По способу регулирования отношений:

  • Моральные нормы: Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.

  • Правовые нормы: Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности:

«Золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.

Моральная автономия личности: Личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д.

Гуманизм: Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Как привить ребенку моральные ценности | Статьи AMAKids

Чему только не учат в современной школе! Дети загружены по максимуму, но их не учат главному – человечности. Сделав ставку на хорошее образование и раннее развитие ребенка, мы не должны забывать о воспитании правильных моральных ориентиров, которые научат ребенка жить в ладу с собой и миром, помогут адаптироваться к социуму и найти достойное применение своим талантам.

Когда можно заводить разговоры о морали?

Первые уроки этики ребенок получает в семье. До 3–4 лет малыш еще не отделяет себя от значимых взрослых и полностью перенимает установки своего окружения путем подражания и послушания. Дальнейшее развитие событий зависит от качества отношений, установившихся между маленьким человечком и взрослыми членами семьи. Чем старше становится ребенок, тем большее значение для него имеет собственная совесть и общественное мнение. Родительским фигурам приходится конкурировать не только с друзьями и одноклассниками, но и с мощной индустрией масскульта и СМИ. Поэтому важно не упустить ребенка в то время, когда ваш авторитет для него непререкаем, – малыши замечают и понимают намного больше, чем мы привыкли думать.

Любовь к себе – залог духовного здоровья

Первый урок, который ребенок получает от родителей, – любовь к себе. Для человека старой закалки, воспитанного в традициях безоглядного альтруизма, это звучит странно, но психологи уже давно заметили, что невозможно научиться доверять окружающим и строить с ними гармоничные отношения до тех пор, пока не научишься любить и принимать себя.

Осознание ценности собственной личности приходит к нам в процессе переживания опыта безусловной родительской любви – полного и безоговорочного принятия, которое выражается в речевых и мимических сигналах, поддержании визуального и тактильного контакта. Чаще берите ребенка на руки, сажайте на колени, разговаривайте с ним, пойте песни, читайте вслух – внимание необходимо крохе, как воздух.

Ухаживая за ребенком, обязательно улыбайтесь малышу, глядя прямо в глаза. Улыбка выступает сильнейшим фактором формирования привязанности. Если у ребенка не сформируется привязанность к матери и отцу, поладить с ним будет очень непросто.

Тут многие папы и мамы удивятся: а как же дисциплина и объективность? Ведь не все, что делают наши дети, заслуживает восхищения. Детские психологи вовсе не возражают против критики, только критиковать нужно не личность, а поступок, одновременно предлагая конструктивную альтернативу и объясняя, почему следовало поступить так, а не иначе. В таком случае замечания не вызовут протеста.

Я и другие: какие ценности нужно привить ребенку для успешной жизни в социуме

В современном обществе успех во многом зависит от навыков продуктивного общения. Важно считаться с другими людьми и в то же время уметь отстаивать собственные взгляды и интересы. Для этого нужно воспринимать связь с собой и с близкими людьми как основополагающие ценности. Понимание ценности межличностных связей приходит одновременно с развитием привязанности. Если дорожишь отношениями с кем-то, стараешься не огорчать его или ее без уважительных причин.

Не стесняйтесь говорить с ребенком о своих чувствах от первого лица, будьте доступны и эмоционально открыты. Доверие порождает ответное доверие. «Я-сообщения» способствуют воспитанию эмпатии и способности к сопереживанию.

Наладив отношения с собственным «я», маленький человек учится понимать свои потребности и находить социально приемлемые возможности их удовлетворения. Родители могут облегчить выполнение этой сложной задачи, если будут уважать личные границы ребенка, предоставлять ему пространство выбора в рамках его компетенции и признавать за ним право на ошибку, оставаясь доступными для просьб о помощи. Тогда вы будете уверены, что ребенок не пойдет по кривой дорожке, поддавшись чужому влиянию.

Воспитание ответственного отношения к жизни начинается с осознания глубинной связи человека и природы. Находите время для поездок за город, неспешных прогулок в парке, привлекайте детей к уходу за комнатными растениями и домашними питомцами. Проникнувшись красотой окружающего мира, человек привыкнет его оберегать.

Для детей очень важны семейные традиции: воскресные обеды и вечерние чаепития, праздники, пикники, поездки на дачу. Разговоры по душам, сопровождающие домашние ритуалы, намного убедительнее нотаций и душераздирающих сцен.

Беседы о временах и нравах лучше всего заводить издалека. Здесь на помощь приходят примеры из классической литературы и кино. Обсуждая поступки вымышленных персонажей, мы абстрагируемся от личных эмоций и даем верную моральную оценку действиям героев.

Сделайте чтение вслух и обсуждение прочитанного частью семейного досуга – и вам будет намного проще привить детям правильные нравственные ориентиры. А если не хватает времени для книг, запишитесь на курсы скорочтения в центр интеллектуального развития для детей и взрослых «АMAKids» всей семьей – у методики нет возрастных ограничений, а ценность личного примера еще никто не отменял. Вскоре у вас появится время не только для классиков, но и для задушевных литературных вечеров в узком семейном кругу, и вы с удивлением узнаете, что из вашего ребенка получился очень интересный собеседник, который наверняка далеко пойдет!

Научите вашего ребенка быть этичным

Каждый родитель хотел бы нарисовать воображаемый ореол вокруг головы своего ребенка. Особенно, если это сопровождалось соответствующим поведением. К сожалению, придет время, когда ваш ребенок будет лгать. Или обмануть. Он всего лишь человек. Задача родителей — установить систему ценностей, а затем ежедневно применять эти ценности. По словам Майкла Джозефсона, отца пятерых детей, основателя и президента Института этики Джозефа и Эдны Джозефсон в Лос-Анджелесе, в обучении ребенка этике есть два основных элемента. «Во-первых, родители должны иметь четкое представление о том, какие ценности важны для семьи. Второе — постоянное соблюдение этих ценностей, связывая положительные и отрицательные последствия с действиями вашего ребенка».

Загрузить статью

Институт этики Джозефсона описывает то, что они называют Шестью столпами характера.

  • Надежность — Будьте честны. Не обманывайте, не обманывайте и не крадите. Будьте надежными — делайте то, что обещали. Быть лояльным.
  • Уважение — Относитесь к другим с уважением. Будьте терпимы к различиям. Используйте хорошие манеры, а не сквернословие.
  • Ответственность — Делай то, что должен делать. Используйте самоконтроль. Будьте самодисциплинированы и ответственны за свой выбор.
  • Справедливость — Играй по правилам. По очереди и поделиться. Будьте открытыми. Не пользуйтесь другими.
  • Забота — Будьте добры. Будьте сострадательны. Выразить благодарность. Прощать других. Помогите нуждающимся.
  • Гражданство — Внесите свой вклад. В курсе; голосование. Будь хорошим соседом. Соблюдайте законы и правила. Уважайте авторитет. Беречь природу.

Каким бы важным ни было определение ценностей для вашей семьи, по словам Джозефсона, еще важнее то, как вы навязываете их своему ребенку. Его советы родителям:

  • Научите своих детей тому, что характер имеет значение — что их успех и счастье будут зависеть от того, кто они внутри, а не от того, что у них есть или как они выглядят.

  • Укрепляйте свои ценности, вознаграждая хорошее поведение (обычно достаточно похвалы) и препятствуя всем случаям плохого поведения справедливыми, последовательными последствиями. т.е. ко всякой лжи нужно относиться одинаково и иметь одинаковые последствия.

  • Будьте защитником характера. Не относитесь нейтрально к важности характера и не относитесь небрежно к неподобающему поведению. Четко и бескомпромиссно скажите, что вы хотите и ожидаете, что ваши дети будут заслуживающими доверия, уважительными, ответственными, справедливыми, заботливыми и хорошими гражданами.

  • Наконец, смоделируйте поведение, которое вы хотели бы видеть в своем ребенке. Будьте осторожны и не стесняйтесь подавать хороший пример во всем, что вы говорите и делаете. Все, что вы делаете и не делаете, посылает сообщение о ваших ценностях. И вы обязательно оступитесь, так что будьте ответственны, когда вы это сделаете. Например, даже если может показаться, что ваша ложь о росте вашего ребенка, чтобы заставить его покататься в парке развлечений, незначительна, на самом деле вы учите его тому, что лгать, чтобы получить то, что он хочет, — это нормально. Джозефсон говорит: «Все, что вы разрешаете, вы поощряете».

Создание персонажа не происходит за одну ночь. Это, конечно, непросто, и всегда есть место для совершенствования. Если вы не знаете, с чего начать, начните с попытки поступать правильно в любой ситуации. Мало-помалу, моделируя поведение, которое вы хотели бы видеть в своем ребенке, и контролируя себя в заманчивых ситуациях, вы покажете ему, как жить в соответствии с ценностями, которые вы считаете важными.

Следующая статья: Может ли чрезмерная самооценка быть вредной для вашего ребенка?

Предоставление детям морального компаса

Каждый день наши дети сталкиваются с множеством культурных или аморальных решений. Вот как помочь им сделать моральный выбор самостоятельно.

Каждый день наши дети сталкиваются с множеством моральных дилемм. Должен ли я говорить правду? Должен ли я списать домашнее задание моего друга или позволить ему списать с моего? Должен ли я смотреть этот колоритный DVD? Должен ли я относиться к однокласснику с добротой?

Маленькие дети, вероятно, не будут использовать слова «моральная дилемма» для описания этих сценариев, но они понимают, что некоторые решения сложнее, чем другие, и что некоторые решения лучше, чем другие. Когда дети становятся старше, они понимают необходимость соответствовать аморальной культуре — культуре с проблемами, с которыми не сталкивались предыдущие поколения.

Как родители, мы хотим воспитать наших детей так, чтобы они делали нравственный выбор, который приведет их к достойной и успешной жизни. Можем ли мы помочь им построить моральный компас, который даст им чувство направления, когда они сталкиваются с трудными жизненными решениями?

Летчики-истребители иногда испытывают явление, известное как головокружение. Когда это происходит, пилот может потерять ориентацию относительно того, насколько быстро и высоко он летит. Если он будет полагаться на свои ощущения или память, то может потерять управление самолетом. Но одно пилоту не солжет — его приборы. Его инструменты помогают ему определить свою ориентацию и скорость, чтобы он мог безопасно управлять самолетом.

Мне нравится использовать этот пример с молодыми людьми, потому что он иллюстрирует два ключевых компонента истины и морали: во-первых, когда мы не знаем, что делать, существует стандарт, что-то, что помогает нам отличить хорошее от плохого, правильное от неправильного . Во-вторых, этот моральный стандарт обязательно находится за пределами наших собственных чувств и интуиции. Само понятие морали означает, что критерий истины исходит от более высокого авторитета, а не только от правил или привычек нашей культуры.

Иными словами, пытаться жить нравственной жизнью самостоятельно — это . . . ну невозможно. Но Бог никогда не хотел, чтобы кто-то был сам по себе. Когда мы доверяем Ему, Он дает руководство и поддержку, чтобы идти в соответствии со Своим планом. Вот пять способов, которыми мы помогаем нашим детям путешествовать по жизни, постоянно следя за «приборной панелью», которую дает Бог:

Помните о миссии

Когда родился мой сын Скотти, я помню, как смотрел на него и искал какое-то сходство с его родителями. У него был мой нос? Глаза моей жены? По мере того, как Скотти рос, ответ становился ясным: он был копией своего отца. На самом деле, глядя на фотографии меня и моего отца, мы обнаружили, что Скотти похож на два поколения Макдауэллов. Есть что-то в том, что у меня есть ребенок, похожий на меня, и это очень почетно.

Так и с Богом. Ему приятно, когда мы начинаем выглядеть и поступать, как Он, когда проявляем терпение, доброту и любовь. Это основополагающий принцип, который мы должны постоянно демонстрировать нашим детям, и они могут вернуться к нему, когда жизненные решения кажутся сложными: Бог хочет, чтобы мы отражали Его характер. Как нам лучше всего выглядеть и вести себя как Иисус на протяжении всей жизни?

Прочтите руководство

Не так давно я купил новый ноутбук Dell со всеми прибамбасами. Чтобы разобраться в хитросплетениях моего компьютера, вы думаете, я вытащил свое старое руководство по Nintendo? Нет, лучший способ понять, как пользоваться моим ноутбуком, — обратиться к инструкции по эксплуатации этого компьютера. Точно так же Бог открывал Свои наставления через Библию. Если мы хотим, чтобы наши дети делали правильный выбор в жизни, мы должны помогать им регулярно обращаться к «руководству» от Конструктора жизни. Если наши дети не знакомы с Божьими принципами, они, скорее всего, сделают неверный выбор. Изучение Божьего Слова дает им мудрость отличать правильное от неправильного, когда жизненный выбор кажется неясным.

Подключение к источнику питания

Дети легко понимают, что такое питание, особенно то, что без надлежащего источника питания ничего не получится. Для фонариков нужны батарейки, автомобили бесполезны без бензина, а темные комнаты освещаются электрическим светом. И точно так же, как этим вещам нужна энергия, чтобы функционировать, людям также нужен источник энергии (помимо еды и воды, конечно). Библия говорит нам, что когда мы доверяем свою жизнь Иисусу Христу, Божий источник «силы» — Его Святой Дух — начинает жить внутри нас. Святой Дух укрепляет нашу веру, обличая нас во грехе и наделяя нас мужеством и способностью поступать правильно.

Не позволяйте своим детям забывать, что в них есть сила Святого Духа! Всей семьей ищите Божьей мудрости и совета в молитве, которая является нашей «связью» с этим источником силы. И когда вы вместе путешествуете по жизни, помогайте своим детям распознавать побуждения и руководство Духа, когда они сожалеют о неправильных решениях и когда чувствуют убежденность и мужество отстаивать то, что правильно.

Принесите помощь

Царь Давид — мой любимый персонаж в Библии. Но, несмотря на свои благочестивые и благородные качества, Давид совершил несколько вопиющих грехов в прелюбодеянии с Вирсавией и в убийстве ее мужа. Я часто задавался вопросом, где были друзья Дэвида, когда он принимал эти решения. Разве у него не было системы поддержки, которая побуждала его поступать правильно?

Я считаю, что этот вопрос актуален в жизни наших детей: какие у них друзья? Поощряют ли эти друзья наших детей следовать Божьему руководству или уводят их с этого пути? Хотя, возможно, нет ничего плохого в том, чтобы проводить время с нехристианами — Бог призывает нас к миссии любви к другим, — наши дети действительно нуждаются в постоянной поддержке друзей, которые не собьют их с пути.

Вероятно, мы не можем активно выбирать всех друзей наших детей. Но все мы делаем выбор, который помогает развивать разные дружеские отношения наших детей. Мы также можем регулярно помогать нашим детям осознать силу и влияние поддерживающих отношений, а также то, что их способность делать правильный выбор будет в очень невыгодном положении без друзей, которые могут привлечь их к ответственности.

Избегайте помех

Если друзья могут влиять на нашу способность принимать правильные решения, могут ли средства массовой информации сделать то же самое? Когда я поднимаю эту тему со студентами, они обычно говорят мне, что телевидение и кино, музыка и реклама не очень сильно влияют на их поведение. Они считают, что у них есть своего рода «иммунитет» против негативного влияния СМИ. Но исследования показывают, что средства массовой информации действительно влияют на то, как люди думают о мире. Учтите, что американские компании ежегодно тратят миллиарды долларов на рекламу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts