Аппликация из листьев и цветов сухих: АППЛИКАЦИЯ ИЗ СУХИХ ЛИСТЬЕВ | Засушенный цветок искусство, Прессованные цветы, Листья

Содержание

Урок «Работа с природным материалом. Аппликация из сухих листьев цветов «Подарок маме»»

Тема: Работа с природным материалом . Аппликация из сухих листьев цветов «Подарок маме»

Цель: Научить приему выполнения аппликации из засушенных цветов, листьев, семян.

Формирование у детей эмоционального отношения к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи

Задачи:
• Уточнить знания детей о приметах осени, показать, что природа прекрасна в любое время года, учить выполнять дизайн с использованием семян, листьев, цветов. Продолжать знакомство со средствами выразительности: цвет, материал, композиция.
• Развивать мелкую моторику рук посредством развития технических навыков набора рисунка мелкими деталями. Коррекция и развитие устной речи посредством беседы.
• Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: Образцы творческих работ, коробка из-под конфет, кусочки ткани. Природный материал (шишки, листья, веточки, плоды, ягоды, семена).

Клей ,ножницы.

Ход занятия.  

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
 

 Здравствуйте, ребята! В начале занятия я хочу спросить ,что «унылая пора » описывается в стихотворении А.С. Пушкина?

Дети. Осень!

Учитель. Назовите мне признаки осени.
Дети называют основные признаки осени.
Учитель. Назовите мне осенние месяцы.
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Учитель. Правильно! В старину осенние месяцы называли по-другому. Сентябрь — хмурень, ревун, зоревник. Октябрь — подзимник, листопад, грязник, свадебник. Ноябрь — листочной, полузимник, грудень.

Можете ли вы объяснить почему? И какие месяцы «унылые», а какие нет? Любите вы осень?
Дети. Отвечают

Учитель. Куда мы вчера с вами ходили? Что делали?
Дети. Мы ходили на экскурсию в парк. Собирали с вами листья ,травы, семена и цветы. Учитель. Что вы должны были сделать с ними?

  Дети. Засушить и сделать гербарий. Ученики рассказывают, как засушить растения и сделать гербарий.

Учитель Знаешь ли ты ,что создать букет не легко. Если сорвать несколько цветков и сложить вместе – это еще не букет, а просто охапка цветы. Составляя букет, старайся выявить красоту каждого цветка. А еще не забывай о гармонии цвета, формы, покажи фактуру цветка. Составление буккеров настоящее искусство и называется «икебана».Возникло оно в Японии, а потом получило распространение во многих странах.

Конечно цветы _ самый лучший подарок для мамы. Большой букет, маленький букетик, всего один цветок – всегда радость, но живые цветы скоро вянут, даже если менять воду каждый день. Завял цветок. Возьми и засуши его, продли жизнь цветку. Затем мы постараемся применить засушенные цветы в наших работах и сделаем аппликацию букета из засушенных цветов, листьев и трав. В конце урока мы проведем выставку ваших работ.

Учитель. Перед началом работы давайте вспомним о правилах безопасной работы с инструментами и материалами.
Дети рассказывают о безопасной работе с ножницами, клеем ПВА, о соблюдении порядка на рабочем месте, о внешнем виде учащихся и о правильной осанке во время работы.

Психологический настрой воспитанников, проверка готовности к занятию и порядка на рабочем месте, наличие всех нужных материалов и инструментов. Напоминание о правильной осанке и технике безопасности при работе с ножницами и клеем:

1) Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
2) Передавать и переносить ножницы только колечками вперед с сомкнутыми лезвиями.
3) Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как взяв изделие, их можно уронить и поранить себя либо рядом стоящего человека.
4) Во время работы не подходить к учащемуся, так как он может не заметить подошедшего и поранить себя или другого человека.
5) Пользуйся кисточкой, если это требуется.
6) Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
7) Запрещается резко надавливать на ёмкость с клеем.
8) Излишки клея убирай салфеткой, осторожно прижимая её.
9) Кисточку и руки после работы хорошо вымой водой и мылом.
10) Клей храни в плотно закрытой упаковке.
11)По окончании работы приведи в порядок рабочее место.

Технология изготовления

Учитель. Из чего мы будем делать поделку?

Посмотрите на Ваших столах лежат детали для будущей работы — это листья тополя, ивы, березы, папоротник, васильки, ромашки, розы.

Мы приготовили коробку из-под конфет. По форме она напоминает раму картины .Мы воспользуемся этим сходством. Отрезаем крышку коробки. Рамка готова.

На дно коробки приклеить бархатную бумагу или цветной картон темного цвета.

Украсим дно яркими кусочками прозрачной ткани. Сделали акцент цвета на средину картины.

Начинаем красиво располагать цветы ,листья, семена

Педагог рассказывает о правилах и законах композиции):
1. Выбрать растения лаконичной, ясной формы.
2. Определить минимальные расстояния по краям плоскости листа, которые должны оставаться свободными.

3. Общий силуэт букета должен иметь форму, приближенную к простым лаконичным геометрическим фигурам (овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
4. Акцентировать центральную часть — создать доминанту. Можно сместить её, но не сдвигать на край.
5. Соблюдать равновесие всех элементов, т.е. расположить так, чтобы форма, направление движения, местоположение, цвет были уравновешены.
Существует три варианта равновесия фигур на плоскости:
— фигуры ориентированы на центр;
— фигуры сдвинуты в верхнюю часть листа;
— фигуры сдвинуты в нижнюю часть листа.
Например, крупную фигуру в левой части может уравновесить небольшая фигура в правой части листа.
(Педагог объясняет законы композиции более доступным языком):
— чтобы ни много, ни мало;
— чтобы поровну;
— чтобы видеть главное;
-чтобы смотрелось как коврик или букет;
— чтобы весело или грустно, но всегда красиво.

На готовую основу. Используя клей ПВА или клеящий пистолет наклеивают элементы сухоцвета: листья, веточки, цветы и т.д.

Физ. Минутка

Учитель. Сейчас, я предлагаю вам выполнить гимнастику для пальчиков «Будем листья собирать». Приготовьте руки. Повторяем за мной. 
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (Загибают большой палец)
Листья рябины, (Загибают указательный палец)
Листики тополя, (Загибают средний палец) 
Листья осины, (Загибают безымянный палец)
Листики дуба (Загибают мизинец)
Мы соберем.
Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки)
 

Самостоятельная работа

Во время практической самостоятельной работы учитель следит за  выполнением детьми поделки и оказывает необходимую индивидуальную помощь.

Демонстрация приёмов работы и индивидуальная работа с детьми. Педагог помогает выбрать силуэт композиции (букет или венок) и подобрать геометрическую форму листа (овал, круг, прямоугольник или квадрат). На листе выбранной формы дети составляют композицию из трав и цветов, обсуждают её с педагогом, вносят изменения, добиваясь более гармоничного исполнения и приклеивают отдельные элементы композиции маленькими капельками клея ПВА с помощью кисточки или зубочистки.
Во время обхода педагог напоминает детям о безопасной работе с инструментами, о правильной осанке во время работы, хвалит за красиво составленную композицию, бережное отношение к природному материалу и порядок на рабочем месте.

Уборка своего рабочего места

А сейчас наведем порядок на своих местах. Убираем все на своё место.

Ученики убирают свои рабочие места,  сдают технологические карты, остатки сухоцветов, инструменты и клей

Итоги урока. Рефлексия.

– Чему научились сегодня на уроке? Почему это важно? Что нового узнали? О чём бы ещё хотели узнать? Понравилось вам то, как вы работали? Что бы хотели сделать лучше?

Урок окончен.

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»

Читать онлайн «Поделки из засушенных цветов и листьев», Татьяна Плотникова – Литрес

Введение

Среди множества существующих в мире способов для творческой реализации своих возможностей и желаний, наверное, стоит обратить внимание на декоративно-прикладное искусство. Предоставляемые им предметы художественного мастерства украшают нашу повседневную жизнь: вазы из стекла и фарфора, вышитые картины, расписные тарелки и сосуды из керамики, обтянутые шелком абажуры с изящно выписанными акварельными миниатюрами. Когда возникает желание создать прекрасное своими руками, можно обратиться к занятию флористикой – созданию поделок из засушенных цветов и листьев.

Летние и осенние прогулки в лесу, на лугу или по окрестностям вокруг собственной дачи не обходятся без сбора цветов, роскошных кленовых или дубовых листьев, красных гроздьев рябины. Но прекрасные в естественных условиях лесные или полевые цветы и листья быстро вянут, а так хочется продлить им жизнь.

Ранняя осень – это удивительно красивая пора, когда деревья меняют свой наряд перед расставанием с ним до самой весны. Во время приятной прогулки в парке или в саду трудно удержаться, чтобы не собрать букет из разноцветных листьев. Порой хочется заполнить этой волшебной красотой все вазы в доме, но осенние букеты быстро увядают, теряя свой привлекательный вид. Занятия флористикой или изготовление поделок и картин из цветов и листьев позволяют сохранить естественную красоту. Из собранных во время прогулки растительных сокровищ можно сотворить гербарий, который позднее превратится в аппликации и другие интересные вещи.

Изделия из сухоцветов – это вид рукоделия, который в последнее время стал очень популярен. Кто-то даже может подумать, что это относительно новое искусство, но окажется не прав. На самом деле, всевозможными букетиками, венками и «косичками» из сухих растений украшали свои жилища практически все народы еще с давних времен.

Летняя и осенняя пора – это лучшее время для сбора исходного сырья, из которого зимой можно делать флористические поделки, способные украсить ваш дом или стать приятным презентом на любой праздник.

Картины из засушенных цветов встречаются в интерьере дома достаточно редко. Однако эти изделия ценятся как настоящие произведения искусства, иной раз они ничуть не уступают живописным полотнам. Создание картин из сухих цветов может превратиться в хобби, доставляющее не только радость творчества. В этой отрасли декоративно-прикладного искусства практически нет конкуренции, а спрос на изделия необычайно высок. Поэтому, освоив технологию изготовления картин из растений, можно не беспокоиться о подарках для друзей и близких.

Творческому процессу всегда присущи нюансы, произведение часто рождается экспромтом, а идеи возникают после того, как те или иные цветы попадаются в поле зрения. Поэтому лучше всего набирать природный материал в чуть большем объеме, чем нужно для 1–2-х работ. Желательно иметь в запасе большой выбор полезных в работе цветов, листьев, злаков, камыша, причудливо изогнутых веточек и кусочков коры.

Занятия по созданию поделок из засушенных цветов и листьев приносят двойную пользу. Композиции из сухоцветов всегда служили не только украшениями, но и выполняли конкретные функции.

Во-первых, букетики из сухоцветов являлись оберегами. Если в них добавляли веточки или цветы колючего растения, то получался превосходный оберег от дурного глаза. Не известно, насколько хорошо он помогал, но ведь главное – верить в его пользу, а остальное, как говорится, приложится.

Во-вторых, букетики из высушенных трав и цветов являлись и своеобразной домашней аптечкой. Например, на Руси существовал обычай плести так называемый Степанов венок. Для этого в самый разгар лета всей семьей выходили на луг (как раз в это время он цвел особенно богато) и собирали разные полезные растения: душицу, ромашку, пижму, зверобой, душистый колосок и еще многие другие. Из всех этих трав плели венок и вешали его в избе под божницу. Естественно, венок постепенно высыхал. Стоило кому-нибудь заболеть, из него выдергивали нужную для лечения траву и заваривали ее. Вот вам и польза от высушенных растений.

В-третьих, изделия из сухоцветов имеют свой аромат. В XV–XVII вв. знатные дамы носили на груди так называемый помандер («гвоздичный фрукт») – шарик, сделанный из яблока или лимона, украшенный пряной гвоздикой. Между прочим, помандер считался предметом роскоши.

Если суммировать все изложенное, то можно придти к выводу, что занятие по составлению композиций из засушенных цветов и листьев как приятное, так и полезное.

ИСКУССТВО ФЛОРИСТИКИ

Во все времена люди украшали цветами и растениями свои праздники и повседневную жизнь, потому что растительный мир прекрасен многообразием красок и совершенством различных форм.

Засушивая цветы, можно продлить недолгий век цветов и листьев. Так они послужат напоминанием о живом мире цветов, чьи яркие краски и аромат столь великолепны весной, летом и осенью.

Интересно, что искусство составления разнообразных композиций из засушенных цветов и растений обязано своим появлением увлечению самых разных людей ботаникой. Точную картину растительного мира не могут отобразить ни подробнейшие словесные описания, ни профессиональные рисунки или ботанические определители. Поэтому любители растений стремились непосредственно изучать каждое растение, чтобы получить полное представление о нем. Но сорванное растение быстро увядает, что все наблюдали не один раз. Если же умело засушить растение, то его можно сохранить надолго.

Ради изучения полезных и красивых растений люди собирали, засушивали и сохраняли их с давних пор. Начало ботаники как науки можно датировать периодом между 1530 и 1540 гг.

Постепенно у любителей ботаники скапливалась обширная коллекция всевозможных засушенных растений. Для лучшей сохранности и удобства использования коллекцию нужно правильно оформить, снабдив все экземпляры этикетками и закрепив их на особых листах. Такая коллекция засушенных растений, собранная по определенным правилам, называется гербарием (от латинского herba – трава, растение).

Первые гербарии появились в XVI в. на территории Италии, поскольку автором идеи сушки растений для них стал итальянец, врач по образованию, Луке Гини. Но составителем самого известного гербария тех времен был собиратель и классификатор растений, швейцарец К. Баухин (1560–1624 гг.). С помощью еще 40 любителей растений ботанику удалось собрать коллекцию, которая насчитывает свыше 2 тыс. экземпляров. Засушенные растения лежат на гербарных листах свободно, они не закреплены. В таком виде этот гербарий сохранился до настоящего времени.

Растительный покров нашей страны изучали многие ученые, путешественники и ботаники, они собирали ценные коллекции свыше двухсот лет. Эти гербарии хранятся в различных научных учреждениях страны, занимающихся ботаническим направлением науки. Одним из первых собирателей гербария в России был царь Петр I, его коллекция долгое время находилась в Московском университете, но погибла во время пожара Москвы в 1812 г.

Крупнейшее собрание хранится в Ботаническом институте Академии наук в Санкт-Петербурге, здесь более миллиона гербарных листов представляют флору бывшего Советского Союза. Обширный гербарий принадлежит Московскому университету, он насчитывает 700 тыс. гербарных листов.

Гербарии местной флоры имеются во многих городах и краеведческих музеях, они собраны ботаниками и краеведами. Гербарии, составленные учащимися, используют в качестве учебных пособий на уроках и лекциях по ботанике в высших и средних учебных заведениях. Собранные в познавательных целях и четко классифицированные, гербарии имеют определенную научную ценность.

Однако сбором растений и составлением гербария часто занимались просто любители природы. Их увлечение гербарием со временем приводило к созданию разнообразных композиций из растений.

Музей Ясной Поляны хранит несколько альбомов с композициями из засушенных растений, созданных Софьей Андреевной Толстой и ее детьми, которые собирали эти растения в окрестностях усадьбы.

Очень интересный альбом сохранился до наших дней и в другом музее. На его листах представлены художественные композиции из вереска, хвоща, пижмы, тысячелистника, кореопсиса и петуньи. Эти композиции сделала Наталья Николаевна Пушкина, собирая вместе с детьми цветы и травы Святогорья в селе Михайловском.

Первые исследования в нашей стране, имеющие отношение к засушиванию растений с сохранением их естественной окраски, принадлежат З. А. Мамонтовой и М. П. Бединггауз. В этих трудах авторами дана доскональная характеристика растений с точки зрения особенностей засушивания того или иного растения и сохранности их натурального цвета. Кроме того, оба автора публиковали и собственные композиции.

В наши дни искусство создания картин и неповторимых поделок из природного материала все чаще называют таинственным словом «флористика».

Происхождение самого слова «флористика» связано с именем древнеримской богини Флоры, которой в мифологии отводилась роль богини весны, цветов и юности. У многих людей сложилось неверное представление, что флористика – это лишь оригинально оформленные букеты из свежесрезанных цветов. В действительности эта область искусства значительно шире. Флористика – это необычная отрасль декоративно-прикладного искусства, где применяют для создания художественных композиций различные природные материалы. В роли красок здесь выступают цветы, высушенные целые растения или их части, чешуйки луковиц, мох, тополиный пух, веточки, колючки, стручки, косточки и ореховые скорлупки, части виноградной лозы, мелкие камушки, ракушки и еще многое другое. Любой кленовый лист, еловая шишка или небольшая коряга причудливой формы готовы стать бриллиантом в интересной флористической поделке. Флористика – это столь невероятный мир, что погрузившись в него, можно не замечать бега времени. Она складывается из нескольких направлений: создание букетов, изготовление панно, композиций и картин из живых или засушенных растений, из засушенных искусственных растений. К флористике по праву относят различные объекты творчества художника, содержащие цветы или другие части растения. В зависимости от выбранного мастером направления, флористической работе можно придать форму букета, коллажа или панно.

 

Одно из направлений этого вида искусства – плоскостная флористика или флористический коллаж, представляющий собой молодое и модное в Европе направление декоративного искусства. Его название происходит от французского слова «collage», что в переводе означает наклеивание. Техника флористического коллажа предоставляет огромный простор для творчества, позволяя создавать художественные произведения с использованием самых необычных материалов. Преимущественно флористические коллажи создают, используя природные материалы – листья, цветки, стебли декоративных растений, засушенных при помощи гербарной сетки или путем прессования. Компонуя все это великолепие, художники-флористы создают художественные панно, декоративные композиции и картины, покоряющие своим изяществом и мастерством.

Плоскостная флористика представляет собой одну из разновидностей аппликации, отличающуюся своей необычностью. Своеобразная фактура и богатая палитра красочных нюансов природных материалов придают произведениям необыкновенную оригинальность. Элементы, различные по цвету, форме и фактуре, наклеивают на живописный фон, создавая портреты, пейзажи, натюрморты. Способы же обработки натурального материала неисчислимы. В своих произведениях мастера флористики используют бесконечное богатство природных материалов, исполненных тонкой грациозности и совершенства. Благодаря этим особенностям материала, флористические композиции удивляют изумительными живописными решениями. Мысли и чувства автора во флористической картине могут красноречиво выразить каждый цветочный лепесток, листик или травинка в силу своей художественной уникальности. Они превращают картину в причудливую игру фееричных образов. Вся сущность такой картины соткана из нежных цветов и лесных трав, из природных тайн, собранных в трепетный букет. Содержание панно или картины определяется лишь фантазией художника, создающего это произведение.

Созданные из высушенных цветов и листьев, любительские картины начинающих мастеров иногда походят на гербарий.

Но если сложная работа выполнена с соблюдением правил построения композиции, то такая картина может представлять собой настоящее произведение искусства.

Для плоскостной флористики можно собирать растения в течение всего года, ведь каждый сезон имеет свою красоту. Ранняя весна дарует засушенные листья от дикорастущих растений, лето – цветы и тополиный пух. Осень приносит яркие осенние листья и красочные плоды, зима дает семена от ясеня и клена.

Отличие художественного флористического коллажа от гербария состоит, главным образом, в правильно подобранном фоне. Фон непременно должен взаимодействовать по определенным композиционным законам с расположенным на нем растительным материалом. Именно удачно подобранный фон делает успешным композиционное решение всего коллажа. Для придания завершенности композиции из засушенных цветов и растений художники используют различные аксессуары: фигурки животных, насекомых, бижутерию, тесьму, кусочки ткани или кружева.

Панно же отличается от коллажа тем, что при его создании учитывается стиль и цветовая гамма интерьера, где оно будет экспонироваться. Другое отличие панно от коллажа состоит в технике крепления растительного материала. При составлении коллажа материалы всегда фиксируют с использованием клея. При создании панно мастер имеет полную свободу в выборе техники.

Создание картин с помощью засушенных растений, цветов и листьев – это интереснейшее занятие, которым увлекаются многие люди, хотя их род деятельности далек от искусства. Тем более, что созданные из сухих цветов и растений чудесные флористические коллажи прекрасно вписываются в интерьер не только загородного дома, но и обычной городской квартиры (рис. 1).

Возможно, европейская традиция создания флористических композиций уходит своими корнями в искусство «осибана». Осибана – японское направление плоской флористики, созданное более шести веков назад. Оно предполагает создание композиций, картин или панно в акварельной технике из прессованных природных материалов, представляя не менее безграничные возможности для творческих людей с фантазией.

Искусство осибаны также допускает применение засушенных листочков, цветов, коры или веточек деревьев. Возможно даже использование засушенных овощей и фруктов. Основой для картины может служить достаточно плотная ткань или бумага.


Рисунок 1. Плоскостная флористика – картина из засушенных растений, цветов и листьев

В помощь художникам-флористам были созданы новые технологии и методы засушки цветов, которые применяются в заводских условиях. Благодаря таким технологиям, удается практически полностью сохранить естественную форму цветов, а также живые, насыщенные, неповторимые оттенки окраски. Использование в творческом процессе высококачественного засушенного растительного материала позволяет создавать необыкновенные картины и прочие декоративные образцы, поражающие воображение своим изяществом и красотой. Экзотические растения, засушенные в промышленных условиях, с успехом можно комбинировать с обычными садовыми цветами, надлежащим образом обработанными в домашних условиях.

Флористика – это искусство создания линейных цветочных композиций, предназначенных для настольного экспонирования. При их составлении допускается использование разнообразных материалов естественного происхождения: цветов, листьев, травы, орехов, ягод или других плодов. Эти необычные цветочные композиции помогут украсить домашний интерьер, формируя в нем праздничную и романтичную атмосферу (рис. 2).

Создание линейных настольных цветочных композиций – это род японского искусства составления композиций икебана, которым ныне интересуется все большее число людей. В Японии создано множество школ и стилей составления икебаны, но процесс создания классической композиции основывается на определенных базовых принципах, которые желательно соблюдать при составлении необычного букета. Эстетика подобного рода очень популярна в современном дизайне квартир и домов. Успех определяет лишь вкус мастера, его уникальная и неповторимая фантазия. Творческие произведения часто схожи со своим автором. Они бывают простые и сложные, беззаботные и задумчивые, грустные и забавные. Однако все они неповторимы, так же, как и каждый человек в этом мире.


Рисунок 2. Линейная флористика – настольная цветочная композиция из засушенных растений, цветов и листьев

Флористика – это не столь дорогое удовольствие, как качественно выполненный живописный рисунок либо портрет. Для работы в этой технике не требуются дорогостоящие материалы или инструменты. Собранные летом и ранней осенью растения – подарок от приятно проведенной прогулки. Из сопутствующих материалов возможно выбрать виды, вполне доступные по цене. Однако картина из засушенных цветов может стать неповторимым подарком, который способен вызвать удивление у самого искушенного любителя искусства.

Заметив на витрине магазина какой-нибудь очередной дизайнерский букет из сухоцветов, вспомните, насколько старо это искусство, насколько долговечна эта композиция и насколько интересно будет сотворить такую красоту своими руками.

Сушка и консервирование растительного сырья для декоративных целей

Сидней Парк Браун 2

Высушенные и консервированные растительные материалы популярны для домашнего декора. Сухие аранжировки (рис. 1), как формальные, так и неформальные, могут сохранить изящные линии, текстуры и цвета цветов и листвы с тонким и слегка состаренным видом.

Рисунок 1. Композиция из сухоцветов и листьев.
Кредит: iStock

Многие консервированные материалы прослужат почти бесконечно долго при минимальном уходе. Если они запылились, для их очистки обычно достаточно аккуратного взмаха мягкой щеткой. Высушенные материалы можно использовать в вазах, корзинах, табличках, ящиках для теней и композициях из живых цветов. Их также можно использовать в качестве настенных украшений; в венках, корсажах и леях; или в качестве украшения на поздравительных открытках и подарочных коробках. Напитки для коньяка, банки для конфет, террариумы и другая стеклянная посуда представляют собой впечатляющие экспозиции для высушенных материалов. Прессованные цветы и листья в рамке под стекло приобретают свежий, живой вид.

История

Сохранение растительных материалов в высушенном виде не является новой идеей; это считалось искусством на протяжении сотен лет. В египетских пирамидах мумифицированные тела покрывали душистыми сушеными травами. В средние века монахи сушили цветы, листву и травы для использования в декоративных мотивах или для изготовления красителей для раскрашивания своих книг, напечатанных вручную. Композиции из сухих цветов были популярны в Европе на протяжении веков, и еще в 1700 году колониальные американцы использовали сухие цветы, чтобы украсить свои дома, особенно в темные зимние месяцы.

С развитием некоторых новых методов консервации высушенные материалы больше не должны выглядеть увядшими и мрачно-серыми или коричневыми. Растительные материалы, имеющиеся в продаже, а также те, которые можно сохранить в домашних условиях с помощью современных методов, выглядят почти невероятно свежими и представляют широкий спектр цветов. Таким образом, новые области творчества теперь открыты для людей с художественными наклонностями.

Сбор растительного сырья

Практически любую часть растения — цветы, листья или стебли — можно высушить естественным или искусственным путем. Много интересных и декоративных шишек, орехов, бахчевых культур, семенных коробочек, цветов, листвы, плодов и даже маленьких изящных веток деревьев можно получить, прогуливаясь по лугам, лесам или вдоль дорог. Природа с ее сезонной изменчивостью предлагает огромное разнообразие цветов, текстур, форм и размеров растительных материалов, из которых можно выбирать, единственным ограничением является воображение коллекционера. Нет единого времени года для сбора материалов для сушки, так как часть можно собирать каждый месяц и хранить впрок. Не ждите поздней осени, чтобы затем попытаться собрать все сразу.

Фигура 2. Практически любую часть растения можно высушить естественным или искусственным путем.
Кредит: iStock

Для достижения наилучших результатов все собранные материалы должны быть в отличном состоянии. Необходимо собрать примерно в два раза больше необходимого объема частей растений, чтобы компенсировать неизбежные потери, возникающие как в процессе сушки, так и при последующем оформлении дизайна. Избегайте сбора растений, когда они влажные от росы или полива.

Учитывайте важность сохранения при сборе диких растений. Обратитесь в службу государственных парков или другие заинтересованные организации, чтобы узнать, какие растения находятся под угрозой исчезновения или находятся под защитой, и поэтому их нельзя трогать. Например, сбор семян морского овса на общественных землях является нарушением закона Флориды. Никогда не истощайте популяцию растений в области; вместо этого оставьте комок, который будет продолжать расти.

Существует две основные категории сушеных материалов: собранные в уже высушенном состоянии и собранные в свежем виде, нуждающиеся в искусственной сушке.

Естественно сухие материалы

Некоторые сухие травы, тростник, сосновые и другие шишки, а также большинство семенных коробочек высыхают естественным путем. Их следует собирать, когда они все еще в хорошем состоянии, обычно осенью, в конце вегетационного периода, но до того, как они испортятся. Рогозы, однако, следует собирать, когда они впервые становятся коричневыми, пока цветы еще видны на верхушке цветоноса.

Обычно для собранных материалов достаточно небольшого ухода. Однако конусы и стручки, возможно, придется мыть водой с мягким моющим средством. Хрупкие семенные головки, такие как пампасная трава и зрелые рогозы, можно опрыскивать лаком для волос или другими аэрозольными лаками или пластиками, чтобы предотвратить их растрескивание по мере старения. (Помимо сохранения материалов, лаки или шеллаки, распыленные или нарисованные на фруктах и ​​шишках, придают им более блестящий декоративный вид.) Удалите семена из сосновых шишек, чтобы предотвратить осыпание, которое может произойти позднее.

Искусственная сушка

Свежие растительные материалы следует сушить одним из нескольких методов, описанных в следующих разделах. Какой бы метод ни использовался, принцип сушки цветов или листьев один и тот же: медленно удалять влагу, в то же время максимально сохраняя первоначальную форму и текстуру.

Как правило, свежие материалы для сушки или консервирования следует собирать в полдень, когда вода и пищевые продукты, хранящиеся в частях растений, находятся на низком уровне. Собирайте листву в разгар вегетационного периода и собирайте цветы в идеальном или почти идеальном состоянии в начале созревания, но не в полном расцвете. Избегайте цветов, которые повреждены или имеют дефекты. Используйте острый нож или ножницы, чтобы разрезать материал и поместите его в воду, чтобы он не завял.

Поскольку стебли сохнут очень медленно и добавляют нежелательную массу, удалите их с цветов, оставив только дюйм или два, к которым можно прикрепить проволоку. Удалите листья с ветвей, которые должны быть сохранены. Ухаживайте за листвой так, чтобы высохла только нужная часть.

Воздушная сушка

Это, безусловно, самый простой и дешевый метод сушки листьев и цветов. Это требует немного времени и навыков и почти всегда дает удовлетворительные результаты. Можно использовать все цветы или стебли, которые являются полусухими и не увядают. Используйте сушилку (подойдет старая оконная сетка) для отдельных экземпляров или свяжите цветы в свободные пучки резинками или завязками и повесьте вверх ногами в прохладном, сухом, хорошо проветриваемом помещении. Крупные цветочные головки следует подвешивать по отдельности. Не ставьте материал в теплую духовку или перед электронагревателями, чтобы ускорить процесс, потому что это может быть опасно. Некоторая циркуляция воздуха необходима для предотвращения роста плесени и обеспечения надлежащей сушки. Цветы обычно сохнут от одной до трех недель, в зависимости от толщины стеблей и листвы. Чем более мясистые цветы или листва, тем больше времени потребуется для их высыхания.

Рисунок 3. Воздушная сушка — простой и недорогой метод сушки определенных частей растений.
Авторы и права: Аня Джерин/iStock/Thinkstock, ©Аня Джерин

Влагопоглотители (осушители)

Цветы, которые увядают, должны быть высушены в поддерживающем веществе, чтобы сохранить их форму и вид. Для этого можно использовать несколько методов.

1. Песок

Самым старым, наименее дорогим и одним из лучших осушителей является сухой, мелкий, промытый песок, почти не содержащий солей. Основные проблемы с песком заключаются в том, что он тяжелый и иногда травмирует нежные лепестки. Он также действует медленнее по сравнению с другими осушителями. Можно использовать смесь 2 частей буры и 1 части песка, добавляя 1 столовую ложку соли на каждую кварту для ускорения высыхания.

2. Смеси буры

Хотя купить буру относительно недорого, ее следует использовать с осторожностью, поскольку длительное воздействие пыли буры может вызвать раздражение глаз, кожи и/или легких.

Чистая бура может использоваться для быстрой сушки, но существует опасность ожога и/или обесцвечивания частей цветка, особенно нежных цветов. Для более мягкого осушителя буру обычно смешивают с белой или желтой кукурузной мукой. Смесь не повредит нежные цветы, если ее использовать и обращаться с ней осторожно. Смесь одной части буры и одной части смеси кукурузной муки достаточна для быстрой сушки; смеси из одной части буры и до 3 частей кукурузной муки должно хватить для более медленной сушки. Добавьте одну столовую ложку соли на каждый литр смеси, чтобы ускорить процесс сушки.

Бура и смеси буры могут быть использованы повторно, но смесь должна быть сухой. Выложите на неглубокую сковороду и поставьте в теплую духовку (250–275°), время от времени помешивая, примерно на час или пока смесь не станет сухой. Хранить в герметичном контейнере.

3. Силикагель

Силикагель является самым быстродействующим сушильным агентом, и высушенные в нем растительные материалы сохраняют хороший цвет. Силикагель представляет собой легкий синий кристалл с высокой водопоглощающей способностью. Это довольно дорого, но его можно использовать бесконечно, поэтому оно стоит вложений для тех, кто постоянно собирает и сушит растительные материалы. Силикагель — это влагопоглотитель, который помещают в небольшие пакеты, чтобы сохранить продукты питания и чувствительное к влаге оборудование (например, камеры) сухими. Его можно приобрести в магазинах для хобби и ремесел, в цветочных магазинах и магазинах товаров для сада или в источниках поставок химикатов. Силикагель должен быть использован в герметичном контейнере, чтобы быть эффективным. Если он насытится влагой из воздуха, он не сможет сушить растительное сырье.

Поскольку силикагель впитывает влагу, он становится бледно-голубовато-серым или розовато-серым, и его необходимо снова высушить, поместив в печь. Выложите в неглубокую форму, поставьте в теплую духовку (250–275°), время от времени помешивая, пока она не приобретет свой первоначальный ярко-синий цвет. Храните силикагель в герметичном контейнере, пока он не будет использован снова.

4. Прочие влагопоглотители

Другие влагопоглотители, которые можно использовать, включают керамзит, наполнитель для кошачьего туалета, перлит, сухие опилки и кукурузный крахмал. Также можно использовать смесь из 4 частей кукурузной муки и 2 частей сухого моющего средства с добавлением или без добавления 1 части буры.

Как использовать влагопоглотители

Выберите ящики, банки или другие контейнеры, в которых будут храниться цветы, не оставляя слишком много лишнего пространства, но при этом предотвращая скученность или изгибание частей (рис. 4). Цветоносам потребуется продолговатая емкость, например, цветочная коробка. Цветки куполообразной формы помещаются практически в любую емкость. Растения, высушенные в смесях с бурой, следует оставлять открытыми, чтобы обеспечить более быстрое высыхание и хорошую циркуляцию воздуха. Для силикагеля требуется герметичный контейнер, такой как банка с плотной крышкой, пластиковый контейнер для хранения или пластиковый пакет.

Рисунок 4. Выбирайте подходящие контейнеры при использовании влагопоглотителей.
Авторы и права: Дорлинг Киндерсли/Dorling Kindersley RF/Thinkstock

Поместите от 1/2 дюйма до 1 дюйма осушителя на дно контейнера. Сверху положите первый слой цветов. Если вы прикрепили провода к их стеблям, согните провода, чтобы они подошли к контейнеру. Плоские цветы, такие как маргаритки, можно положить лицевой стороной вниз; все остальные лицом вверх. Убедитесь, что цветы расставлены так, чтобы они не соприкасались и не перекрывались. Просейте немного сушильного агента на цветы и вокруг них, стараясь сохранить их форму, удерживая лепестки в их естественном положении. Покройте слой от 1/2 до 1 дюйма влагопоглотителем и поместите второй слой цветов в контейнер. Продолжайте в том же духе, оставив место сверху, чтобы покрыть последний слой осушителем на 1/2 дюйма глубиной. Накройте контейнер и не беспокойте. Проверьте высыхание, используя Таблицу 1 для минимального времени.

Сушка считается завершенной, когда цветы становятся хрустящими и сухими на ощупь, но не ломкими. Самые толстые части сохнут медленнее. Если только лепестки полностью высохли, вы можете удалить цветы и завершить процесс сушки, используя метод воздушной сушки.

Чтобы удалить засохшие материалы, осторожно смахните осушающий агент мягкой кистью. Затем поднимите цветы. Лучше всего держать цветок за проволоку, которая была прикреплена к стеблю. Стряхните оставшийся влагопоглотитель или смахните его художественной кистью или кистью для макияжа.

Чтобы предотвратить разрушение, вам может понадобиться нанести каплю белого или прозрачного клея на основания лепестков некоторых цветов до или после сушки. Если вы наносите клей перед сушкой, дайте ему полностью высохнуть, прежде чем поместить цветы в осушитель.

Если цветы деформируются, несмотря на тщательное закапывание в осушитель, слегка пропарьте их и быстро переставьте лепестки.

Сушка в микроволновой печи

Использование микроволновой печи для сушки цветов — еще один способ сохранить цветы и другие растительные материалы. Сушка в микроволновой печи, которая занимает всего несколько минут в духовке, позволяет материалу выглядеть более свежим и красочным, чем материал, полученный другими способами.

Не используйте проволоку или любые металлические материалы. Чтобы сохранить естественную форму цветов, поместите их в поддерживающее вещество, прежде чем помещать в микроволновую печь. Силикагель, смеси буры и керамзитовый наполнитель для кошачьих туалетов хорошо работают, хотя силикагель является предпочтительным веществом. Используйте только стекло, бумагу, пригодную для использования в микроволновой печи, или другие контейнеры, пригодные для использования в микроволновой печи, для хранения цветов и влагопоглотителей. Не накрывайте контейнер. Всегда ставьте небольшую чашку воды в духовку перед приготовлением, чтобы предотвратить чрезмерное высыхание.

Время приготовления варьируется в зависимости от характеристик листа или цветка. После приготовления дайте воде остыть и оставьте цветы в сушильном агенте на несколько часов. Некоторым образцам требуется ночная стоянка.

При использовании микроволновой печи поэкспериментируйте с продолжительностью приготовления и временем, в течение которого сушеные цветы должны оставаться в осушителе, прежде чем вы их удалите. Таблица 2 содержит некоторые рекомендации по приготовлению в микроволновой печи и времени выдержки для конкретных цветов.

Прессование

Цвета и формы многих листьев и некоторых цветов можно сохранить, поместив их между слоями газеты или страницами каталога и придавив сверху тяжелым плоским предметом. Листва должна высохнуть в течение одной недели, цветки – в течение двух недель. Проволоки можно добавить к стеблям позже для простоты аранжировки.

Рисунок 5. Примеры цветочных форм, пригодных для прессования.
Фото: photka/iStock/Thinkstock, ©photka

Плоские или одиночные цветы работают лучше всего; двойные или толстые могут плесневеть до того, как высохнут. Ветки мелких цветов можно легко прессовать и сушить. Таким образом хорошо сохнут папоротники, а также ветки тонколистной листвы и листья, такие как клен и дуб, которые особенно привлекательны в осеннем цвете.

Сушка вымораживанием

Сублимационная сушка растений и цветов обычно приводит к сохранению наиболее естественно выглядящих материалов. Однако этот подход требует специализированного и дорогостоящего оборудования и лучше всего выполняется профессионалами.

Специальные методы консервации

«Глицерин»

Глицерин, который можно приобрести в аптеках, можно использовать для сохранения листвы. Хотя стебли и листья при этом становятся коричневыми, они остаются гибкими и гибкими на неопределенный срок.

Срежьте стебли утром, когда они полностью увлажнены, и поместите их на глубину 2–4 дюйма в смесь из 1 части глицерина и 2 частей воды. Раствор глицерина будет медленно впитываться вверх по стеблю и в листья, делая их коричневыми по мере продвижения вверх. Когда вся ветка станет коричневой, снимите ее с глицерина. Возможно, вам придется добавить больше раствора в контейнер, если он весь впитается до завершения процесса. Среднее время для этого лечения составляет от 2 до 3 недель, но это может занять несколько недель дольше. Этот метод лучше всего подходит для сохранения листвы таких растений, как магнолия, лигуструм и другие широколиственные вечнозеленые растения.

Другие растительные материалы поглощают глицерин через поверхность листьев и могут быть погружены в раствор воды и глицерина 1:1 на 2 недели или до тех пор, пока части листьев не изменят цвет. Это можно сделать с папоротниками и с одиночными листьями магнолии, тополя и пальметто.

Скелетирование

Как следует из названия, при этой обработке удаляются все ткани, кроме «скелета» или жилок листьев (рис. 6). Скелетированные листья придают интересный кружевной вид сушеным композициям. Листья с тяжелой текстурой, такие как магнолия, являются лучшим выбором для этого метода сохранения.

Рисунок 6. Скелетированный лист.
Кредит: Ingram Publishing/Thinkstock

Скелетирование — несколько трудный и утомительный процесс, и для успеха этого метода консервации необходимы большое терпение и осторожность.

Листья кипятить 40 минут в 1 литре воды и 2 столовых ложках щелочи. Промойте в холодной воде и соскребите с листьев зеленую мякоть; однако будьте осторожны, чтобы не разрушить сеть вен. Чтобы осветлить цвет скелетов листьев, погрузите их в раствор из 1 литра воды и 2 столовых ложек бытового отбеливателя на 2 часа. Промойте и высушите.

Крашение и окрашивание

Естественный цвет может быть усилен или искусственный цвет может быть введен в высушенные растительные материалы путем окрашивания или окрашивания.

Важно отметить, что цветы, как правило, очень хрупкие, и перед сушкой их, возможно, придется красить, особенно если их нужно поместить в осушитель. С другой стороны, легко поддающиеся повторной сушке материалы, такие как многие головки семян трав, стручки и сухофрукты, могут быть окрашены после сушки. Существует несколько способов окрашивания растительного сырья.

Рисунок 7. Абсорбционно-окрашенные цветы.
Авторы и права: Майкл Любински/iStock/Thinkstock, ©Michael Lubinski
1. Крашение погружением
  1. а. Чернила или пищевой краситель следует смешать с 1 галлоном воды, к которой добавлена ​​1 столовая ложка квасцов.

б. Краситель для ткани следует смешать с водой до нужной концентрации.

в. Цветочные красители следует смешивать в соответствии с указаниями.

  • Метод: Погрузите свежие цветы или легко пересушиваемые сухие материалы в раствор до получения желаемого цвета. Если случайно цвет становится слишком интенсивным, обычно его можно осветлить, сполоснув в чистой воде. Цвета будут светлеть в процессе высыхания.

• Высушите окрашенные материалы предпочтительным способом.

2. Крашение распылением

а. Коммерческие цветочные спреи: при использовании по назначению они не наносят вреда даже самым деликатным материалам и доступны в широком диапазоне цветов, включая некоторые цвета металлик.

б. Обычные краски для дома, продаваемые в аэрозольных баллончиках: используйте только на материалах с тяжелой текстурой, таких как ветки, толстые или крупные листья, семенные коробочки и шишки.

3.
Абсорбционное окрашивание (только свежие материалы)

а. Абсорбционные красители для флористов можно использовать в соответствии с указаниями на этикетке для свежих материалов.

б. Чернила, краска для ткани и пищевой краситель должны быть смешаны до более сильного раствора, чем раствор, приготовленный для окрашивания погружением. Поместите стебли в раствор и дайте постоять до получения желаемого цвета.

в. Водорастворимые (абсорбирующие) красители иногда смешивают с глицерином и водой, в результате чего глицерин и краситель поглощаются одновременно.

Глянцевая обработка

Нанесите на сильно текстурированные материалы лак или лак для придания им блеска или стойкости. Лак также можно разбавлять и наносить кистью или погружать в него материалы.

Отбеливание

Многие виды листвы, такие как листья папоротника, можно осветлить путем отбеливания, как описано в разделе о скелетировании. После отбеливания высушенную листву можно окрасить коммерческим красителем для флористов.

Изменение цвета из-за сушки

Как упоминалось ранее, максимальное сохранение цвета достигается при использовании быстродействующих методов; поэтому силикагель и микроволновая печь превосходят другие методы. Ниже приведены некоторые общие наблюдения относительно изменений цвета, которые можно ожидать в процессе сушки:

  1. Розовый обычно становится красным, хотя бура может сделать розовые цветы розовато-лиловыми.

  2. Красный обычно становится более пурпурным или голубоватым.

  3. Чистый синий цвет приобретает лавандовый или пурпурный цвет.

  4. Пурпурный превращается в лавандовый.

  5. Желтый и оранжевый обычно хорошо сохраняются и, возможно, усиливаются.

Хранение

Если части растений были сохранены, будьте предельно осторожны, чтобы не повредить их. Упакуйте образцы в закрытые коробки или в герметичные пластиковые пакеты с нафталиновыми шариками. Положите пакеты с силикагелем в коробки, чтобы поглотить любую влагу в воздухе. Высушенные растительные материалы легко воспламеняются, поэтому примите меры предосторожности, чтобы предотвратить возгорание.

Благодарности

Среди бывших преподавателей, участвовавших в написании более ранних версий этой публикации, Патриция Уайт, бывший аспирант; Бенни Тиа, бывший доцент, специалист по расширению цветоводства; Мэрион Р. Шихан, бывший приглашенный доцент; Департамент экологического садоводства, UF/IFAS Extension, Гейнсвилл, Флорида.

Столы

Таблица 1.

Руководство по минимальному времени.

Вид

Таблица 2.

Рекомендуемое время приготовления и выдержки в микроволновой печи для определенных цветов.

Вид

Сноски

1. Это документ CIR495, один из серии Департамента экологического садоводства, Расширение UF/IFAS. Исходная дата публикации — ноябрь 1981 г. Пересмотрено в августе 2007 г., ноябре 2013 г., декабре 2016 г. и апреле 2020 г. Посетите веб-сайт EDIS по адресу https://edis.ifas.ufl.edu. Статья первоначально опубликована Сидни Парк Браун, Патрисией Уайт, Бенни Тиджа и Мэрион Р. Шиэн.

2. Сидней Парк Браун, почетный доцент на пенсии, Департамент экологического садоводства, UF/IFAS Extension, Gainesville, FL 32611.

Десять применений сухих цветов

Сухие цветы полны нежных цветов и множества текстур. Что с ними можно сделать, кроме как собрать в прекрасный букет? Вот 10 из многих возможностей использования цветов в кулинарии, дома,  и в уходе за телом.

1.   Кулинария

Съедобные сухоцветы очень вкусны в тортах и ​​других десертах, а из многих из них можно приготовить прекрасный чай. Вы можете поэкспериментировать с приготовлением собственных чайных смесей, используя зеленый и черный чай, а также травы.

2. 
Уборка

Сухие цветы прекрасно дополняют чистящие средства, сделанные своими руками. Они прекрасно сочетаются с цитрусовыми ароматами и мятой.

3. 
Саше

Сшейте маленькие ароматические пакетики, чтобы положить их в ящики комода и шкафы. Вы даже можете создать модели без швов, связав небольшие муслиновые или тонкие сетчатые мешочки.

4. 
Подарки

Веточки сухоцветов красиво смотрятся на пакете посреди банта. Вы также можете разбросать засушенные лепестки в своей подарочной карте.

5. 
Праздники

Сделайте сухоцветы центральным украшением. Например, большая прозрачная чаша с цветами гибискуса или корзина с цветами лаванды добавят цвета приставному столу или сервировке ужина. (Выбирайте ароматные цветы для дома, но менее душистые для обеденного стола, чтобы они не мешали аромату еды.)

6. 
Попурри

Для создания попурри можно комбинировать коллекцию цветов и текстур. Чтобы аромат оставался стойким, добавьте фиксатор, например, корень ириса, и, если хотите, усилите запах эфирными маслами.

7. 
Изготовление свечей

Если вы делаете свечи самостоятельно, вы можете легко добавить в формы сухие цветы. Но даже если вы не мастер по изготовлению свечей, вы можете добавить сухоцветы снаружи обычных свечей. Просто положите измельченные сухие цветы на вощеную бумагу. Налейте немного расплавленного воска на цветы, а затем обваляйте свечу в цветах.

8. 
Бумага

Сухие цветы также можно использовать в процессе изготовления бумаги. Или, для открыток ручной работы, просто нанесите засушенные цветы на качественный (довольно тяжелый) картон с помощью небольшого количества клея и кисти. (Пинцет пригодится для расстановки цветов.) Засушенные цветы также можно использовать для украшения страниц скрапбукинга.

9. 
Красители

Из некоторых сухих цветов получаются отличные красители для ткани и пасхальных яиц.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts