Архетип это в психологии: Архетип. Что такое «Архетип»? Понятие и определение термина «Архетип» – Глоссарий

Что такое архетип личности, какие бывают и как определить свой

Обновлено: 10 сентября 2021

5 743

Доброго дня, уважаемые читатели!

Психологи и психотерапевты часто используют в своей работе синтез знаний и техник из разных подходов и направлений. Одним из таких подходов является концепция Карла Густава Юнга и его архетипов. Сегодня я подробно расскажу, что такое архетип, какие бывают и для чего нам нужно все это знать.

Эта статья будет особенно полезна и интересна тем, кто любит изучать себя и не боится совершать новые открытия.

Содержание

Понятие

В переводе с древнегреческого слово “архетип” означает “первообраз, подлинник”. В аналитической психологии данным термином называют часть коллективного бессознательного, которая представляет собой врожденную психическую структуру личности.

Согласна, пока не совсем доступно. Предлагаю начать разбираться поэтапно.

Понятие архетипа ввел в обиход швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг. Именно он стал основоположником аналитической психологии – направления, которое изучает глубинные мотивации человека на основе фольклора, мифов и сновидений.

Юнг был первым, кто предложил идею разделения человеческой психики на две части: сознательную и бессознательную. В первой находится все то, что мы можем осознавать: наши чувства, мысли, воспоминания. Во второй прячутся неподконтрольные сознанию процессы и явления, например, сновидения, интуиция, вдохновение, стереотипы и т. д.

Данную структуру психики можно сравнить со строением айсберга. Наверняка кто-то вспомнит из уроков географии, что на поверхности воды находится лишь 10 % ледяной глыбы, а 90 % скрыто под водой. Наше сознание – это лишь верхушка айсберга. Все остальное – это подсознание. Ему и была посвящена вся научная деятельность Юнга.

Бессознательная часть человеческой психики тоже имеет свою структуру и разделена на два слоя:

  1. Индивидуальное бессознательное – это то, что человек наработал своим личным опытом.
  2. Коллективное – это продукт наследуемых структур мозга, который является общим для всех людей и основывается на опыте всего человечества в целом.

Коллективное бессознательное – это более глубокий слой нашей психики. Он как раз и состоит из архетипов.

Если простыми словами, то архетипы – это базовые образы, которые складывались многими и многими поколениями до нас. Они обладают следующими характеристиками:

  • устойчивы;
  • способны оказывать влияние на эмоциональное состояние человека и вызывать в нем те или иные реакции;
  • обладают набором как положительных, так и отрицательных качеств;
  • встречаются у всех народов и во все времена в виде мифов и сказок.

К примеру, герои народных сказок: Иванушка-дурачок, Царь-Государь, Ведьма, Снежная королева – все это архетипы. Герои мифов и легенд – богиня мудрости Афина, бог войны Арес и прочие – тоже являются архетипами.

Карл Густав Юнг различал архетипы и архетипические образы, называя первое понятие подобием неизменного скелета, а второе – содержанием, которое может изменяться в зависимости от окружения, истории семьи, народа. В классической психологии данные понятия не разграничиваются, а потому для более легкого понимания мы тоже будем рассматривать их как синонимы.

Теоретически архетипов может быть великое множество. К примеру, специалисты по системе Таро выделяют 22 архетипа в соответствии с числом старших арканов. Иными словами, классификация зависит от конкретной темы или ниши, в которой она используется. В статье мы рассмотрим только основные архетипы.

Структура личности по Юнгу

Карл Юнг выделял несколько ведущих архетипов в зависимости от того, в какой области сознания или подсознательного они находятся:

  1. Самость. Считается ведущим, первичным архетипом, который объединяет сознательную и бессознательную части психики человека. Он определяет целостность, центрированность, порядок и потенциал личности, выделяя его среди других индивидуумов.
  2. Персона, или Маска. Это социальная роль, которую человек играет в обществе. Своего рода имидж, позволяющий скрывать уязвимые и болезненные места психики, недостатки, слабости, интимные подробности, а иногда и саму личность.
  3. Тень. Архетип, находящийся главным образом в зоне индивидуального бессознательного. Именно сюда попадают все установки, переживания и опыт, которые были вытеснены сознанием по причине того, что они противоречат представлению человека о самом себе. Это наши комплексы.
  4. Анима и Анимус. Архетипы, связанные с женским и мужским полом. Анима – это женская часть в психике мужчины, например, такие качества, как непостоянство чувств и настроений. Анимус – это мужская часть в психике женщины, например, логика, рациональность.

12 архетипов Пирсон-Марра

Авторство следующей классификации принадлежит американскому филологу Кэрол Пирсон и ее помощнику Хью Марру. Собственно, в их честь и была названа эта модель. Впервые она была опубликована в книге “Пробуждение внутренних героев” в 1991 году.

Простодушный

Некоторые источники переводят название данного архетипа как “невинный” или “ребенок”. Какие характеристики можно дать человеку, в котором преобладает данный образ:

  • жизнерадостность;
  • беззащитность;
  • оптимизм и вера в лучшее;
  • чистота и доверчивость;
  • искреннее желание быть счастливым;
  • страх совершить ошибку, быть наказанным.

Один из образов, который можно привести в качестве соответствия данному архетипу, – персонаж мифов греческой мифологии Дафна. Она прекрасная нимфа, давшая обет целомудрия и превращенная в священное лавровое дерево. Более знакомое многим архетипическое соответствие – Форрест Гамп в одноименном фильме Роберта Земекиса.

Славный малый

Другие его названия – свой парень, сирота. Какую характеристику можно дать такому герою:

  • появление зачатков реализма;
  • отсутствие притворства, прямолинейность;
  • надежность;
  • предсказуемость;
  • повседневный, рабочий стиль в одежде;
  • желание быть принятым, стать частью общества;
  • стремление развивать “земные” добродетели.

Архетипический образ – Семен Семенович Горбунков, герой советской киноленты “Бриллиантовая рука”.

Воин

Еще одно название – герой. Характеристики архетипа:

  • воинственный, агрессивный;
  • гордый, отважный;
  • идеалист;
  • достигает поставленных целей;
  • умеет постоять за себя;
  • стремится доказать собственную ценность через отвагу и способность выходить из сложных ситуаций;
  • боится стать уязвимым и слабым.

Данному архетипу соответствует образ охотника Хоу И. Это один из самых известных героев китайских мифов, сбивший из лука девять солнц, которые угрожали погубить все живое на земле. Его даже называют китайским Гераклом. Из киношных героев можно привести Джеймса Бонда, Бэтмена и др.

Опекун

Данный архетип также называют родителем или матерью. Как его распознать:

  • демонстрация заботы к окружающим;
  • сопереживание;
  • щедрость и благородство;
  • способность идти на жертвы ради других.

В качестве примера архетипического соответствия можно привести Деметру – древнегреческую богиню плодородия и покровительницу земледелия.

Искатель

Какие характеристики ему присущи:

  • желание постигать все новое;
  • стремление отличаться от других;
  • независимость, свободолюбие;
  • способность идти на риск;
  • видит своей целью личную реализацию через исследование мира, путешествия.

Архетипические образы – пастух Сантьяго из книги Пауло Коэльо “Алхимик”, французский исследователь мирового океана Жак-Ив Кусто.

Любовник

Характеристики архетипа:

  • жажда эмоций, наслаждений, чувственных удовольствий;
  • стремление любить;
  • романтичность;
  • желание окружать себя тем, что приносит радость, дарит любовь;
  • ставка на внешнюю “обертку”, нежели на содержание;
  • страх одиночества, боязнь быть отвергнутым.

Архетипическое соответствие – персонаж древнегреческой мифологии Алкиона, которая бросилась в море от любви к мужу.

Бунтарь

Или, как его еще называют, изгой. Его характеристика:

  • дух революции, преобразований;
  • стремление сломать то, что не работает или не идет на пользу;
  • радикальная свобода;
  • желание шокировать;
  • способность предпринимать действия в безвыходных ситуациях;
  • умение отпускать и начинать сначала.

Данному архетипу соответствуют образы Робина Гуда, Зорро и т. п.

Творец

Присущие характеристики:

  • новатор, экспериментатор;
  • артистичный, амбициозный;
  • обладает хорошим воображением;
  • фантазер, мечтающий создать что-то ценное и долговечное;
  • боится заурядности и посредственности.

Архетипический образ – финская богиня и дочь воздуха Ильматар, участвующая в создании мира. В качестве примеров можно привести и реальных творцов: Пабло Пикассо, Томаса Эдисона и многих других.

Правитель

Характеристики:

  • управленец, организатор;
  • лидер;
  • умение брать ответственность;
  • соответствие собственным ценностям;
  • стремление к власти и контролю;
  • желание создать успешное общество, будь то в семье, компании или государстве.

Подходящий архетипический персонаж – центральный герой британского эпоса Король Артур. Также в качестве примеров можно привести Уинстона Черчилля, Маргарет Тэтчер и др.

Маг

Другие названия архетипа – волшебник, шаман. Ему соответствует следующее описание:

  • обаятельный и харизматичный;
  • катализатор изменений;
  • желает знать, как устроен мир;
  • умеет находить выигрышные варианты для всех;
  • способен творить перемены с помощью изменения собственных мыслей и поведения;
  • может стать манипулятором.

Архетипический образ – Мерлин, великий маг при дворе короля Артура.

Мудрец

Это ученый, философ, мыслитель, которому присущи такие характеристики:

  • опора на знания и интеллект;
  • саморефлексия;
  • умение мыслить ясно, критически;
  • способность формулировать свое мнение;
  • ставка на изучение, а не действия;
  • страх невежества.

Архетипические соответствия – Сократ, Будда, Галилей.

Шут

Это фокусник, клоун, юморист, которому свойственны следующие признаки:

  • стремление наслаждаться моментом, жить здесь и сейчас;
  • желание сделать мир ярче и радостнее;
  • способность быть смешным, умение шутить;
  • легкомыслие;
  • импульсивность, спонтанность.

Архетипические соответствия – Чарли Чаплин, Джокер, Тиль Уленшпигель (герой немецких легенд и книг, плут и балагур).

Среди прочих классификаций архетипов есть разделение на мужские и женские. Так среди женских выделяют древнегреческих богинь, а в числе мужских – олимпийских богов.

Как определить свой архетип

Для начала хотела бы пояснить, для чего вообще нужно знать свой архетип. Еще раз напомню, что это базовые конструкты коллективного бессознательного, которые определяют тот или иной тип восприятия, переживаний и действий. По сути, это некие глубинные установки, которые определяют поступки и реакции человека.

В каждом из нас может быть заключено несколько архетипов или преобладать один. По идее Кэрол Пирсон, человек поэтапно проходит все 12 архетипов в зависимости от возраста. К примеру, Простодушный – это самый первый образ, который соответствует возрасту маленького ребенка, а Шут – завершающий образ, который приходит к нам в момент мудрой зрелости. Недаром говорят: “Старый, что малый”.

В соционике есть тесты, определяющие, какой тип личности преобладает в человеке. Зная свой доминирующий архетип, становится проще сформулировать собственные ценности, склонности, расставить приоритеты, узнать лучше себя и партнера, определить свои потребности в отношениях и т. д.

Пройти тест на архетипы, в том числе по дате рождения, можно в нашей отдельной публикации.

Интересно! В 2001 году вышла книга “Герой и бунтарь” Маргарет Марк, посвященная использованию архетипов в брендинге. По мысли автора, более конкурентоспособными становятся те компании, которые используют в построении своих брендов универсальные образы с отсылкой на архетипы.

Маргарет распределила выделенные Пирсон 12 архетипов на 4 мотивационные категории:

  1. Потребность в риске и мастерстве – архетипы Воин (BMW, Nike), Бунтарь (Harley-Davidson), Маг (Apple, Red Bull).
  2. Потребность в стабильности и контроле – Творец (LEGO), Опекун (Nivea), Правитель (Mercedes-Benz, Rolex).
  3. Потребность в независимости и самореализации – Простодушный (Coca-Cola), Искатель (Starbucks), Мудрец (Sony, Philips).
  4. Потребность в принадлежности и обладании – Шут (Ben & Jerry’s), Славный малый (Levi’s, IKEA), Любовник (Revlon, Playboy).

Кроме того, идею архетипов используют и стилисты, составляя гардероб в соответствии с тем или иным психологическим портретом.

Вам интересно будет узнать, что такое психологический портрет и как его составить.

Заключение

Мы с вами разобрали, что такое архетипы и какие они бывают. Я надеюсь, мне удалось доступно изложить эту непростую тему. А может, получилось даже вызвать у кого-то интерес к дальнейшим исследованиям.

На сегодня я прощаюсь. С вами была Ксения Молоканова.

Всем хорошего дня!

Подписаться на новости сайта

Если хотите получать первым уведомления о выходе новых статей, кейсов, отчетов об инвестициях, заработке, созданию прибыльных проектов в интернете, то обязательно подписывайтесь на рассылку и социальные сети!

Архетипы: ru_psiholog — LiveJournal

На следующей неделе у нас запланировано обсуждение книги Дж. Ш. Болен «Богини в каждой женщине».
Поскольку там упоминаются юнговские архетипы, стоит рассмотреть это понятие заранее, чтобы не пришлось перегружать пост.

Архетипом в аналитической психологии называют структурный элемент коллективного бессознательного (от древнегреческого «первообраз, оригинал, подлинник, образец»). Этот термин ввёл в психологию Карл Густав Юнг. С тех пор значение, в котором оно сейчас употребляется в разговорах на околопсихологические темы, довольно далеко ушло от понятия, которое имел в виду Юнг.

Говоря о человеческой психике, мы легко оперируем понятиями «сознание» и «бессознательное». Но что мы понимаем под «бессознательным»? Обычно мы подразумеваем некий личный опыт человека, полученный в раннем возрасте и потому воспринятый и усвоенный неосознанно, либо вытесненный и забытый по тем или иным причинам (чаще всего травматическим).

Юнг считал, что индивидуальное (личное) бессознательное является лишь поверхностным слоем, под которым покоится гораздо более мощное, обширное и глубокое «коллективное бессознательное», врождённое и общее для всех людей. Оно содержит базовые психические паттерны, которые он и назвал архетипами.

Эти самые архетипы очень сложно сколько-нибудь наглядно описать, потому что они представляют собой нечто предельно абстрактное и неопределённое. Это не какие-то конкретные образы, а некие изначальные формы, непознаваемые и неосознаваемые в принципе «вещи в себе», которые мы можем воспринимать только опосредовано, через проявления в виде образов и символов, появляющихся в мифах, сновидениях, сказках и имеющих мощный эмоциональный заряд.

Вот эти-то образы и символы мы обычно и называем в обиходе архетипами, когда говорим об «архетипе героя», «архетипе матери» или «архетипе врага» и т. д. Количество и содержание этих образов неопределимо, поэтому их можно выделять и классифицировать самыми различными способами, и это необыкновенно увлекательное занятие, хотя все эти классификации будут лишь гипотетическими.

Сам Юнг выделял следующие главные архетипы:

У каждого человека архетипические образы наполняются своим собственным содержанием, зависящим от его культурного бэкграунда и личного опыта. А самое интересное и важное во всей этой истории с архетипами то, что они способны доминировать над сознанием, управляя реакциями и поведением человека незаметно и неосознанно для него самого. Скажем, когда кто-то влюблён, он проецирует на предмет своей любви содержание сложившегося у него соответствующего архетипического образа, независимо от реальных качеств конкретного человека. А когда мы с кем-то враждуем, мы захвачены архетипическим образом врага, и ненависть, которую мы испытываем, может дойти до степени, не объяснимой никакими рациональными способами.

В разные периоды жизни и в различных ситуациях активизируются разные архетипы, но у каждого человека есть «любимые» архетипические образы, которые определяют его склонности, поведение и жизненные выборы. Таким образом создаётся и действует то, что можно назвать жизненным сценарием. Изменить или подкорректировать свой ограничивающий сценарий можно через осознание и понимание содержания соответствующего архетипа (вернее, архетипического образа). Этот подход используется в некоторых психотерапевтических практиках.

(Если кому-то легче читать, чем слушать, под видео можно найти ссылку на текстовую расшифровку)

Отрывок:
«Говоря про травмы, можно сказать, что существует архетип травмы, и стоит опять вернуться к понятию архетипа. Архетип — это чистая схема, это чистая структура, которая не имеет своего собственного содержания и наполняется содержанием текущего материала. И если у меня сейчас активизируется, скажем, схема героя, архетип героя, то я найду те события в жизни, где я могу быть героем. Если у меня сейчас актуализируется архетип жертвы, я найду те события, те обстоятельства, где я могу быть жертвой.

И этот архетип, как чистая структура, сам по себе имеет иерархию. И наша задача, задача людей, имеющих сознание, — иметь контакт с этими архетипами не в их самой архаичной, негуманизированной форме, потому что мы не можем их контролировать, а все-таки постараться задать себе такой труд понять, что нами движет, какие схемы нас сейчас толкают туда или сюда, и постараться их контролировать, насколько это возможно».

UPD: Добавила в пост видео с некоторыми примерами того, как может проявляться и действовать архетип.

Что такое архетипическая психология? — Изучение своего разума

3 минуты

Последнее обновление: 10 мая 2021 г.

Люди уже сделали первый шаг, поверив в богов, в эти сверхъестественных существ, которые олицетворяли универсальные атрибуты, сил и ценности, такие как ночь, правосудие, время и моря. Они позволили нам представить космос как театр, где эти силы придавали смысл реальности и самой жизни.

Теоретическое предположение архетипической психологии заключается в том, что наша близость к этим олицетворениям не исчезла, когда политеизм стал устремляться к монотеистическому культу.

Платон, как и его учитель Сократ, твердо верил, что «величайшая достоверность содержится в величайшей абстракции», и решил дать этим универсалиям название «архетипы». Однако его собственный ученик Аристотель инициировал поворот к конкретному, изменение, которое, очевидно, сформировало научное мышление.

Столетия спустя Зигмунд Фрейд заново открыл тот факт, что наше бессознательное выражает себя через интерпретируемые (и значимые) символы. Отсюда его ученик Карл Юнг обнаружил параллелизм между этими символическими образами и изображениями из древних мифов.

«Я как сущность индивидуальности — единовременно и уникально. Как архетипический символ, это образ Бога и, следовательно, универсальный и вечный».

-Карл Юнг-

Юнг также создал теорию, согласно которой существование было «коллективным бессознательным» . Он понял, что символы проявляются даже у пациентов, которые ничего не знали о древней мифологии. Юнгианская школа аналитической психологии провела исследование того, как архетипические персонажи мифов влияют на нашу жизнь.

Архетипическая психология

За два года до смерти Юнга в 1961 году молодой психолог по имени Джеймс Хиллман руководил исследованиями в К.Г. Институт Юнга в Цюрихе. В последующие годы небольшое сообщество исследователей и последователей Юнга распало аналитическую школу. После этого они приступили к основанию архетипической психологии.

«Коллективное бессознательное — насколько мы вообще можем о нем что-либо сказать, — состоит из мифологических мотивов или первообразов, поэтому мифы всех народов являются его реальными представителями».

-Карл Юнг-

Архетипическая психология дистанцируется от приоритетов аналитической психологии. Вместо этого он фокусируется на воображаемом мнимом контроле над нашей жизнью, на том факте, что существует «множество архетипов», которые формируют нашу психику. Источником знания является уже не картезианское «я», а тот мир, полный образов, в котором обитает «я».

Архетипическая психология подвергла критике основные школы психологической мысли (такие как бихевиоризм или когнитивная психология). Он обвиняет их в редукционизме, принимая философию/практику естественных наук и являясь «психологией без души».

Для Хиллмана, психика проявляется через воображение и метафоры: «Каждая жизнь формируется своим уникальным образом, образом, который является сущностью этой жизни и зовет ее к судьбе (…) Он во многом связан с чувства уникальности, величия и беспокойства сердца, его нетерпения, его неудовлетворенности, его тоски. Ему нужна своя доля красоты. Он хочет, чтобы его увидели, засвидетельствовали, чтобы его признали, особенно со стороны человека, который за ним ухаживает. Метафорические образы являются ее первым неизученным языком, дающим поэтическую основу разума, делающим возможным общение между всеми людьми и всеми вещами посредством метафор».

Боги и вымысел

Архетипическая психология имеет политеистическую грань. Фактически, некоторые авторы символически говорят о «богах», имея в виду «множество архетипов».

Архетипическая психология основывает свои терапевтические предложения на исследовании образов, а не на их объяснении. В нем говорится об осознании и внимательности к этим изображениям до тех пор, пока они не станут настолько ясными, насколько это возможно, и внимательном созерцании их до тех пор, пока наше наблюдение не создаст смысл. Все это уступает место терапевтическому процессу, который Хиллман назвал «творением души».

«Психология, так посвятившая себя пробуждению человеческого сознания, должна пробудиться к одной из самых древних человеческих истин: нас нельзя изучать или лечить отдельно от планеты».

-Джеймс Хиллман-

Это может вас заинтересовать…

Архетипическая психология — Мишель Ринкон

«Сон – это маленькая потайная дверь в глубочайшем и самом сокровенном святилище души, которая открывается этому первозданному космическая ночь, которая была душой задолго до того, как появилось сознательное эго».

~ Карл Юнг

Архетипы — это тайные силы, лежащие в основе человеческого поведения .

Поскольку архетипы находятся в бессознательном — той части нашего разума, которую мы не осознаем, — они влияют на нас без нашего ведома.

«Архетипы, — пишет Мария-Луиза фон Франц в «Архетипических измерениях психики», — это унаследованные предрасположенности, которые заставляют нас типичным образом реагировать на основные человеческие проблемы, внутренние или внешние».

Архетипы влияют  на все,  что вы делаете, думаете и чувствуете. И они одинаково влияют на всех вокруг вас.

Когда вы можете наблюдать архетип, действующий внутри вас, вы отличаете себя от архетипа.

Эта дифференциация важна, потому что, когда вы можете отделить себя от архетипа, меньше вероятность того, что он пагубно повлияет на ваше поведение.

Примеры общих архетипов включают:

Мать
Father
Warrior
Sage
Servant
Saboteur
Hero
Bully
Weakling
Monk
Manipulator

Caregiver
Child
King
Queen
Outlaw
Magician
Mentor
Wizard
Artist
Adventurer
Entertainer

Actor
Athlete
Tyrant
Обманщик
Миротворец
Проститутка
Психопат
Злодей
Вампир
Злодей
Оборотень

Но в конечном счете, каждое слово или образ представляет собой архетип. их везде .

Как архетипы влияют на наше поведение?

Юнг описал архетипы как «формы, которые принимают инстинкты».

Инстинкты подобны биологическим побуждениям. Когда мы запускаем инстинкт, он активирует модель поведения, например запуск программы на вашем компьютере.

Поскольку эти шаблоны уже существуют, архетипы предсказуемы. Например, независимо от того, какой образ Героя вы держите в уме, возникают определенные модели поведения и черты характера, такие как храбрость, доблесть, настойчивость и действие.

Итак, когда вы думаете об архетипах, подумайте  набор моделей поведения, общих для всего человечества .

В Человеке и его символах Юнг объясняет, что архетипы – это «части самой жизни – образы, неразрывно связанные с живым человеком мостом эмоций».

Когда вы испытываете эмоцию, это эмоция архетипа.

Разные архетипы вызывают разные эмоции. Влюбленные страстны. Короли великодушны. Воины мужественны. Садисты ненавистны.

У каждого человека есть внутренний мир. Это дом наших фантазий, воображения и эмоциональной жизни. Этот внутренний мир является источником личного смысла.

Архетипы обращаются к эмоциям нашего внутреннего мира и придают жизни смысл.

Архетипы дают мощный способ понять наш разум.

Мы склонны думать о разуме как о единой единице. «Мой разум» предполагает единое ощущение себя (или меня).

Но тщательное исследование ума показывает, что эта точка зрения неверна. Вместо того, чтобы ум был единственным, он множественный. В нашем сознании существует пантеон архетипических персонажей.

Различные формы терапии стремятся интегрировать эти архетипические персонажи. У каждого из них есть свой язык для описания.

В психосинтезе их называют субличностями. Во внутренних семейных системах они являются частями.

Психолог Джон Роуэн определяет субличность как «полупостоянную и полуавтономную область личности, способную действовать как личность».

Как бы мы ни называли свой разум, мы начинаем рассматривать его как набор этих полуавтономных личностей или архетипов.

Мы начинаем понимать, насколько сложен наш разум и скрытые, часто противоположные силы, влияющие на наше поведение.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts