Архетип определение: Архетип. Что такое «Архетип»? Понятие и определение термина «Архетип» – Глоссарий

Содержание

Что такое архетип? Определение, использование и литературные примеры

Определение архетипа
В литературе архетип (АХР-ких-тайпух) — это персонаж, ситуация, эмоция, символ или событие, которые повторяются в разных историях из многих культур. Из-за частоты, с которой они встречаются, они считаются универсальными символами.

Этот термин также связан с психологией. По словам швейцарского психолога Карла Юнга, архетипы — это универсальные идеи или образы, которые возникают из “коллективного бессознательного” людей и указывают на более глубокую сферу мифов, стремлений, убеждений и мечтаний, которые помогают осветить психику каждого человека.

Слово архетип впервые появилось в английском языке в 1540-х годах и обозначало “модель, первоначальную форму, оригинальный образец, с которого сделаны копии”. Это слово происходит от латинского archetypum, от греческого archetypon, что означает “образец, модель, рисунок на печати”.

Популярные архетипы персонажей

Есть много общих персонажей, которые появляются в историях со всего мира и, таким образом, стали архетипами. Это одни из наиболее часто встречающихся:

Существо из кошмара — это монстр, с которым должен столкнуться главный герой — обычно герой, персонаж, о котором рассказывается ниже. Примерами этого архетипа являются Грендель в «Беовульфе» и граф Дракула Брэма Стокера.
Роковая женщина или соблазнительница — это провокационная женщина, которая несет опасность и катастрофу герою. Волшебница Цирцея из «Одиссеи» или роковая Наташа из сериалов «Рокки и Буллвинкл» являются примерами роковых женщин; последняя даже берет свое имя от архетипа. Эти женщины часто появляются в детективных романах, особенно в жанре нуар, таких как романы Рэймонда Чандлера или Дэшила Хэмметта.

Дружелюбный зверь — это животное-компаньон, которое помогает герою и показывает, что природа на стороне героя. Примеры включают Фалькора, Дракона удачи, в «Бесконечной истории» Майкла Энде, Рипичипа в «Хрониках Нарнии» и Тото в «Волшебнике страны Оз».

Герой — это главный герой, чья жизнь наполнена приключениями. Они часто воспитываются опекуном и должны покинуть родную землю, чтобы попасть в незнакомый и сложный мир. Беовульф, Гарри Поттер и Люк Скайуокер из фильмов «Звездные войны» являются примерами героев.

Несчастные влюбленные — это два персонажа, чьей любовной связи суждено закончиться трагедией. Примеры включают Ромео и Джульетту из титульной пьесы Уильяма Шекспира, а также Тристана и Изольду из европейских придворных сказок 12-го века.

Наставник или мудрый мудрец — это мудрый, пожилой учитель, который часто служит герою матерью или отцом. Наставник или мудрец часто предлагает подарки (магию, оружие, еду, советы), служит примером для подражания и наделяет необходимой мудростью. Некоторые примеры: Гэндальф во «Властелине колец»; Оби-Ван Кеноби в «Звездных войнах»; Мерлин в «Смерти Артура» сэра Томаса Мэлори; и миссис Уотсит, миссис Кто и миссис Который в книге Мадлен Л’Энгл — это морщина во времени.

Мать — это символ изобилия, плодородия и питания (духовно и эмоционально, а также буквально). Она может появиться как мать-земля, связанная с миром природы, или как добрая фея, предлагающая советы и магические наставления.
Галадриэль из серии «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкина или матушка Гусыня из детских стишков — это материнские архетипы.

Роль злодея состоит в том, чтобы помешать герою и противостоять ему, а также часто совершать более масштабные акты разрушения, которые угрожают миру. Примеры включают Яго в «Отелло» Шекспира, Джеймса Мориарти в серии «Шерлок Холмс» сэра Артура Конан Дойла и Белую ведьму в «Льве, ведьме и платяном шкафу» К.С. Льюиса.

Другие распространенные архетипы персонажей включают антигероя, отца, ведьму, обманщика, сироту, шута, правителя, козла отпущения, мученика, опекуна и невинного.

Популярные тематические или ситуационные архетипы

В дополнение к архетипам персонажей существуют темы и ситуации, настолько устойчивые, что они становятся архетипами. Некоторые из наиболее распространенных ситуационных архетипов включают:

Битва между добром и злом

Битва должна вестись между силами добра и силами зла. Восстание Люцифера против Рая, описанное Джоном Милтоном в «Потерянном рае», является примером этого ситуационного архетипа, как и Индиана Джонс, противостоящий нацистам в «Налетчиках потерянного ковчега».

Падение

Эта ситуация возникает, когда персонаж попадает в трудные обстоятельства из-за своих собственных действий. Примеры включают судьбу Эдипа в конце «Царя Эдипа» Софокла; безумие и смерть короля Лира в «Короле Лире» Шекспира; и нисходящая спираль Джейми Конвея с наркотиками, алкоголем и потерей работы в романе Джея Макинерни «Яркие огни большого города».

Путешествие

Это когда главный герой отправляется в приключение, чтобы лучше понять себя и мир. Этот тематический архетип часто включает в себя задание, которое часто включает в себя поиск священного или магического предмета, который поможет исцелить неспокойную страну главного героя. Путешествие Данте через подземный мир, Лимбо и рай в «Божественной комедии» Данте Алигьери — это путешествие, как и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Истории о поисках Святого Грааля, например, появляются в «Идиллиях короля» сэра Альфреда лорда Теннисона, а также в «Смерти Артура» Мэлори.

Другие ситуационные архетипы включают персонажей, возвращающихся из мертвых (либо буквальную смерть, как Джон Сноу в «Игре престолов», либо предполагаемую смерть, как Том Сойер в «Приключениях Тома Сойера» Марка Твена), инициации, сирот из скромных начинаний, которые достигают высот величия, потерянную любовь и воссоединение влюбленных.

Популярные символические архетипы

Существует также много архетипических символов. Ниже приведены лишь несколько примеров:

Перекрестки часто символизируют поворотный момент или момент значимых изменений в жизни или личности персонажа.
Темнота часто представляет смерть, печаль или невежество.
Рассвет символизирует новую жизнь или возрождение.
Огонь часто является символом, который представляет знания, творчество и изобретательность. Он также может символизировать разрушение или романтическую страсть.
Туман представляет собой невежество или неуверенность.
Урожай представляет смерть.
Зеленый цвет символизирует рост, плодородие, новую жизнь и надежду.
Свет представляет надежду, интеллектуальное озарение, Божественную или моральную доброту.
Весна — символ возрождения.
Деревья представляют природу.
Вода представляет возрождение, обновление и жизнь.
Пустыня часто представляет опасность и невежество.
Зима — символ смерти.

Архетипы против Круглые и плоские символы

Когда люди обсуждают персонажей в литературе, они часто ссылаются на персонажей, которые являются круглыми или плоскими или статичными или динамичными. Круглые персонажи — это полностью развитые трехмерные персонажи.
Если эти персонажи претерпевают серьезные изменения в течение истории, а не остаются прежними, тогда они также являются динамичными персонажами. Плоские персонажи не полностью развиты. Они, как правило, не меняются в течение истории, что также делает их статичными персонажами.

Архетипические персонажи могут быть плоскими / статичными или круглыми / динамичными в зависимости от того, как автор решает рассказать историю и сколько характеристик они используют. Например, волшебник Мерлин является архетипической фигурой наставника. Когда сэр Томас Мэлори описывает Мерлина в «Смерти Артура», он является плоским персонажем, который не меняется и не получает особых характеристик. С другой стороны, в трилогии Мэри Стюарт «Мерлин» волшебник по-прежнему является наставником, но его персонаж круглый и динамичный, претерпевающий изменения и рост на протяжении книг.

Другим примером этого является архетип героя. Обработанный одним автором, герой может быть представлен как круглый, динамичный персонаж, в то время как другой автор может оставить своего героя статичным и плоским. Гарри Поттер соответствует определению архетипа героя. На протяжении всего сериала Джоан Роулинг Гарри растет и меняется. Король-воин Беовульф тоже герой, но в англосаксонской эпической поэме, носящей его имя, он не претерпевает особых изменений или роста.

Архетипы и другие общие элементы истории

Между архетипами, типичными персонажами, клише и стереотипами есть некоторое сходство, но термины не взаимозаменяемы.

Клише — это описания, события, детали или идеи, которые так часто встречаются в литературе и поп-культуре, что становятся предсказуемыми и лишены оригинальности. Например, идея крутого детектива, который влюбляется в роковую женщину, является клише. Архетипы, хотя и универсальны, не скучны и не используются чрезмерно. Они иллюстрируют универсальные истины таким образом, чтобы дать более глубокое понимание их аудитории, а не полагаться на шаблонные идеи или ситуации.

Типовой персонаж похож на архетип, потому что это персонаж, который подходит для знакомой роли, например, развратного босса или остроумного таксиста, который все это видел. В отличие от архетипов, стандартные персонажи не раскрывают универсальные элементы человечности; вместо этого они, как правило, служат комедийным фоном.

Стереотипы — это редуктивные и чрезмерно упрощенные характеристики. Они могут быть позитивными, как мудрый пожилой человек, или негативными, как капризная блондинка. Несмотря на это, следует избегать стереотипов, поскольку они являются примерами ленивого письма. Как и стереотипы, архетипы могут быть положительными или отрицательными, но они не являются редуктивными. Архетипы используются для иллюстрации более глубоких универсальных истин о человечестве, в то время как стереотипы основаны на ложных суждениях и поверхностном мышлении.

Архетипы в поп-культуре

Архетипы часто появляются в поп-культуре, особенно в фильмах, телевизионных шоу и комиксах. Некоторые из самых известных примеров из поп-культуры включают:

Доброжелательный профессор Икс и злой Магнето из серии «Люди Икс» служат наставниками мутантам, которых они направляют, хотя они пытаются достичь разных целей со своими подопечными.

В новых фильмах «Звездных войн» Финн и Рей — герои неопределенного происхождения, которые отправляются на поиски, чтобы помочь спасти мир.

В «Мстителях: Война бесконечности» и «Мстителях: Конец игры» Танос уничтожает половину всего живого во вселенной, что делает его идеальным воплощением архетипа злодея.

Примеры архетипов в литературе

1. Люсиль Клифтон, “Благословение лодок”

Вода появляется в коротком стихотворении Люсиль Клифтон uses как архетипический символ. Стихотворение появляется полностью:

пусть прилив
это происходит даже сейчас
край нашего понимания
унеси тебя
за гранью страха
пусть ты поцелуешь
затем ветер отворачивается от него
уверен, что это будет
любите свою спину, да будете
открой глаза на воду
вечно колышущаяся вода
и пусть вы в своей невинности
пройдите через это к тому

Здесь Клифтон использует воду как символ обновления, исцеления и роста. Это обычное символическое использование воды, что делает ее распространенным архетипом.

2. Уильям Шекспир, Отелло

В трагедии Шекспира Яго — архетипический злодей. В акте 1, сцена 3, Яго даже признается в своем злодействе:

….. Я ненавижу Мавра,
И за границей считается, что ‘между моими листами
Он закончил мой офис. Я не знаю, правда ли это,
Но я, из-за простого подозрения в этом роде,
Сделаем так, как будто для гарантии. Он хорошо меня держит.
Тем лучше моя цель сработает на нем.
В этой речи Яго признается, что ненавидит Отелло и замышляет подорвать его авторитет. Он упоминает, что ходят слухи, что Отелло спал с его женой; хотя он не знает наверняка, Яго пойдет вперед и отомстит. Он даже признает, что доверие Отелло к нему лучше соответствует его целям.

3. Брэм Стокер, Дракула

Во второй главе романа Стокера Джонатан Харкер описывает свое первое тревожное взаимодействие с графом:

Как ни странно, в центре (его) ладони были волосы. Гвозди были
длинный и изящный, с острым концом. Когда граф склонился надо мной и
его руки коснулись меня, я не могла подавить дрожь. Возможно, это было так
его дыхание было зловонным, но меня охватило ужасное чувство тошноты
Хотя Харкер и читатель еще не узнали, что граф Дракула — вампир, описание Стокером его заостренных ногтей, неприятного запаха изо рта и волосатых ладоней начинают утверждать, что он — существо из кошмара, которым он является.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его:

Ответы на домашние задания:

  • Где находиться Британская территория в Индийском океане на карте мира
  • Где на карте мира расположен Бангладеш
  • Социальные ценности
  • Малые тела Солнечной системы — кратко
  • ВВП и ВНП таблица — отличия очень просты
  • Свойства твердых тел, жидкостей и газов
  • Фонетический разбор слова шоссе
  • Правило приведения дробей к общему знаменателю
  • Где на карте мира расположен АЗЕРБАЙДЖАН?
  • org/Article»>Озеро Лас-Салинас-де-Торревьеха, Озеро Ретба – Сенегал, Laguna Colorada – Bolivia, Озеро Натрон – Танзания
  • Название птиц на английском языке с переводом
  • Как работают 3D-очки?
  • Что такое общественный договор
  • Характеристики неолиберализма
  • Узнайте с помощью чего создаются компьютерные игры или Roblox вам в помощь

Что такое архетипы. Архетип Невинного | by Елизавета Черникова | Дизайн-кабак

Интересный инструмент, который помогает установить связь между брендом (рекламным плакатом, видеороликом, каталогом) и покупателем. Благодаря архетипам человек может найти что-то близкое для себя в макете. Или прочувствовать ту эмоцию, которой не хватает ему в жизни. Так покупатель проникается бóльшим сопереживанием и доверием к продукту. В статье я постаралась найти характерные визуальные элементы и принципы верстки для каждого архетипа. Это поможет лучше понимать архетипы и применять этот инструмент более эффективно.

Архетип — это сочетание поступков, мыслей и целей, характерных для персонажа. Эти персонажи знакомы нам по мифам, легендам, сказкам, историям. Например, архетипы Мудреца (Йода, Дамблдор), Бунтаря (Прометей, Арья Старк) или Шута (Чендлер, Тирион Ланистер). Понятие архетипов ввел Карл Юнг в своей теории о коллективном бессознательном. Для того, чтобы побольше узнать об архетипах, можно почитать его труды. А можно почитать книгу «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». В статье я основываюсь на описании архетипов из этой книги.

Для того, чтобы изучение этой темы стало еще более наглядным, я собрала доску на Пинтересте с графдизайновыми примерами для каждого архетипа.

Описание: наивный, простодушный, мечтатель, оптимист, романтик, идеалист, святой. Отличается особым доверием к жизни и нуждается в заботе. Верит в существование идеального мира.

Атрибуты: варежки, кардиган, кудрявые волосы, широко распахнутый взгляд, искренняя улыбка, румянец, одежда в горошек, воздушные шары

Знаки: нимб, ангельские крылья, солнце, полевой цветок (ромашка, одуванчик)

#чистый #честный #счастливый #достойный_доверия #всепрощающий #безобидный #безгрешный #радостный #целомудренный #очаровательный #светлый #милый #семейный #легкий #верующий #солнечный #позитивный #безропотный #хиппи #кроткий #уютный

Невинный архетип надеется на то, что жизнь может быть хорошей и лёгкой, естественной и полной оптимизма, что ей можно наслаждаться здесь и сейчас. И даже если это не так, то скоро серая полоса неудач пройдёт и все наладится. Возможно, не в этой жизни, а в раю. Но все обязательно будет хорошо.

Благодаря такому настрою Невинный может искренне наслаждаться простыми удовольствиями: аромат кофе, приятный пейзаж, теплый день. Невинный архетип помогает людям сохранять или возвращать веру.

Чтобы ярче представить себе этот архетип, подумайте о хлопковой одежде, об аромате свежеиспеченного хлеба, о солнечном дне или о цветущем саде. Можно делать это под музыку из плейлиста Невинного.

Экранные герои с архетипом Невинный

Герои из фильмов и книг помогают лучше представить себе человека с данным архетипом: как бы он мог говорить, во что бы одевался, какие у него были бы желания

Бренды с архетипом Невинный

В зависимости от уровней архетипа элементы графдизайна могут немного отличаться. При этом общее лёгкое позитивное настроение присуще на всех уровнях. При выборе дизайна для элемента можно проверить себя так: если вид этого цвета, формы, графики или текстуры вызывает улыбку и радостное настроение — значит, это то, что нужно.

Примеры макетов с архетипом Невинный на Пинтересте + мои комментарии по каждому пину.

Цвета
Преобладают светлые цветовые гаммы. Насыщенные, сочные сочетания цветов характерны для первого и второго уровня Невинного. Они отражают беззаботность, отсутствие дисциплины, непосредственность, детский нарциссизм, положительный настрой этого архетипа.
Пастельные цвета, спокойные цветовые сочетания с преобладающим белым и одним ярким цветом, помогают раскрыть более сложный уровень Невинного, его духовность, внутреннюю цельность и гармонию, спокойствие, невозмутимость, уравновешенность.

Фигуры
Этот архетип ассоциируется с мягкими, плавными, естественными формами и линиями. Или фигурами с неровными краями, будто вырезанными из бумаги. Геометрические фигуры тоже могут быть, но в игривом контексте, а не с целью придать характер точности и научности. А еще можно использовать иконки: со скругленными углами, мультяшными пропорциями.

Текстуры
Могут быть паттерны из геометрических фигур, простые и легкие, напоминающие простые народные орнаменты. Деревенские паттерны: горошек, мелкий цветочек. Текстуры приятных теплых по ощущениям материалов — хлопка, льна, кашемира, шлифованного дерева, яркого пластика или гладких камешков.

Графика
Фотографии с большим количеством света, яркие и позитивные. Если это натюрморт или портрет — то без излишеств и гламурного эффекта ретуши. Иллюстрации — милые, смешные, наивные, простые. Иллюстрации могут быть в любой технике исполнения, даже созданные вручную с помощью аппликации, пластилина или акварели.

Типографика
Гуманистические гротески. Слегка несовершенные, будто написанные от руки, с открытой апертурой и улыбающейся буквой «е»: Anselm Sans, Noah, Stinger, ALS Schlange Sans, Iskra
Геометрические гротески. Слегка игривые, как детские кубики; с крупными строчными буквами: Qanelas, Montserrat
Рукописные гарнитуры. Неряшливые и несовершенные, слегка небрежные или написанные нетвердой рукой: Pacifico, Maybug MS, Intro Script

Для заголовков и подзаголовков лучше выбирать плотные начертания, чтобы создать ощущение приятной полноты букв и контраста. Преимущественно левая выключка, поскольку она проще для восприятия. Возможна творческая типографика.

Принципы верстки элементов
Архетип Невинного ищет простые удовольствия, простые решения — это стремление может передать Базовая композиция где не много деталей, а структура простая и понятная. Но если уровень архетипа более первозданный и примитивный (если это, например, детская аудитория) — то реакция будет больше на цвет и на форму. Этому нужно будет отдать больший приоритет, нежели простоте и чистоте композиции.
Контрасты лучше делать более явными, чтобы элементы и идея макета считывалась быстро и просто. Не очень приветствуются «изыски» как значительное преобладание воздуха в композиции или высокое насыщение деталями. Простота восприятия, яркий позитивный образ — вот основные задачи композиции для архетипа Невинный.

Графидеи, графсистемы
Что такое графидея и графсистема я рассказываю в этой статье.
Для архетипа Невинный характерны следующие графидеи и графсистемы (подборки макетов для каждой есть на Пинтересте):
Органические формы
Дудлы
Калейдоскоп
Нео Гео
Аниме

Приглашаю подписаться на мой канал в телеграме.
О том, как работать с образами, знаками и символами в графдизайне подробно рассказал Вадим Гранич в этом уроке.

Курсы со скидкой 55%. Промокод DESIGNPUB.

Определение и значение архетипа | YourDictionary

ärkĭ-tīp

архетипы

существительное

архетипы

Исходная модель или тип, по образцу которого создаются другие подобные вещи; прототип.

Американское наследие

Оригинальная выкройка или модель, по которой сделаны все другие предметы того же вида; опытный образец.

Новый Свет Вебстера

Идеальный пример типа; квинтэссенция.

Архетип успешного предпринимателя.

Американское наследие

Прекрасный пример типа или группы.

Новый мир Вебстера

В юнгианской психологии любая из нескольких врожденных идей или паттернов психики, выраженная в снах, искусстве и т. д. в виде определенных основных символов или образов.

Новый мир Вебстера

Синонимы:

  • Синонимы:
  • антитип
  • ideatum
  • geistesgeschichte
  • оригинал
  • пилот
  • парадигма
  • идея
  • экземпляр
  • пример
  • идеал
  • модель
  • прототип
  • шаблон 9 протопласт
  • мастер

Антонимы:

  • Антонимы:
  • атипичный

Реклама

Чтобы изобразить, смоделировать или иным образом связать предмет или объект с архетипом.

Викисловарь

Другие формы слова архетип

Существительное

Единственное число:

архетип

Множественное число:

архетипы

Происхождение архетипа

  • От старофранцузского architipe (франц. archétype ), от латинского archetypum , от древнегреческого ἀρχέτυπον (архетупон, модель) χέτυπος (архетупос, «первоотлитый »), с ἀρχή (archē, «первый, происхождение») + τύπος (опечатки, «сортировать, печатать, печатать»).

    От Викисловарь

  • Латинский архетипум из Греческий архетупон из средний из архетупос он-, архи- архи- тупос модель, клеймо

    От Словарь английского языка американского наследия, 5-е издание

Статьи по теме

Реклама

Найдите похожие слова

Найдите похожие слова на архетип с помощью кнопок ниже.

Слова рядом с архетипом в словаре

  • археспора
  • архет
  • архет
  • архетьер
  • архетип
  • архетип
  • архетип
  • архетип с

  • архетипический
  • архетипический
  • архетипический

Архетип: смысл, примеры и литература

Вы когда-нибудь задумывались, почему такие персонажи, как Йода из Звездных войн (1997) и Гэндальф из Jien Tolks 9. Властелин колец (1954 г.) ) кажутся очень похожими? Это потому, что они основаны на похожем архетипе: мудрец. Есть также много других типов архетипов. Можете ли вы вспомнить каких-либо других персонажей, которые кажутся похожими?

Значение архетипа

Существует несколько уровней определения архетипа. Первый заключается в следующем.

Архетип — это повторяющийся пример персонажа, изображения или объекта, легко идентифицируемого читателями.

Второе определение более сложное и включает теории, сформулированные швейцарским философом Карлом Густавом Юнгом. Он разделил человеческую психику на четыре уровня: личность, тень, анима или анимус и самость.

  • Самость — это способ объединения сознательного и бессознательного.
  • Персона — это проекция нас самих, показанная на публике. Это социальная маска и нечто сознательно приспособленное для удобства.
  • Тень — это то, что мы отрицаем в себе, и это более эмоциональная часть психики. По сути, это вещи, которые вносят свой вклад в личное бессознательное, поскольку они подавляются, чтобы соответствовать обществу.
  • Анима и анимус также являются частью личного бессознательного и представляют собой подавленный альтер-гендер в каждом человеке. Юнг определил эти альтер-гендеры через греческие концепции женского эроса, или анимы, обнаруженной в мужской психике, и мужского логоса, или анимуса, обнаруженного в женской психике. Юнг рассматривал аниму и анимус как способы общения с коллективным бессознательным, поскольку эрос и логос являются доминирующими архетипами в человеческом разуме (даже если они различаются у разных людей).

Для Юнга эрос и логос представляют собой две противоположности рациональности и иррациональности или разума и воображения. Логос является более мужским и рациональным аспектом, в то время как эрос является более женственным и эмоциональным аналогом.

Юнг предполагает, что архетипы находятся в коллективном бессознательном в виде повторяющихся образов, персонажей и сцен на протяжении всей истории. Они встречаются как универсальные образы в снах, произведениях искусства, литературе, религиях и мифах, среди прочего.

Архетипы персонажей

Юнг определил двенадцать основных архетипов, которые можно разделить на четыре категории в зависимости от их общих целей.

Архетипы настолько распространены во всем, что нас окружает, что архетипические символы можно применить даже к брендам. M&Ms, например, часто ассоциируется с «шутом», а Nike ассоциируется с «героем».

Эго-типы

Эго-типы — это те, кто стремится воздействовать на окружающий их мир. Эти архетипы обозначаются как «бунтарь», «маг» и «герой».

Бунтарь

Архетип «бунтарь» также часто называют «преступником», «радикалом», «революционером», «неудачником» и «мстителем». Они пытаются найти баланс в окружающем мире в виде либо справедливости, либо мести. Из-за этого они иногда склонны к крайнему возмездию по отношению к более сильным силам вокруг них, что может привести к совершению преступления.

Примеры этого архетипа включают Ферриса Бойлера из Выходной день Ферриса Бойлера (1986) и Хана Соло из Звездные войны (1997).

Волшебник

«Волшебник» — это архетип, также называемый «ученый» или «изобретатель», который в первую очередь сосредотачивается на создании снов, лучше понимая мир. Несмотря на их приятно звучащие цели, они могут стать довольно манипулятивными персонажами в своих попытках достичь своих целей.

Примеры включают Просперо из Буря (1611) и Морфеус из Матрица (1999).

Герой

«Герой» ассоциируется с «воином», «крестоносцем», «победителем» или «спасателем». Они пытаются доказать себя и свою значимость в мире, пытаясь сделать его лучше (будь то удаление дракона, участие в войне или свержение репрессивного правительства). Однако они рискуют стать слишком высокомерными и ставить себя выше других.

Примеры включают Ахиллеса из «Илиады» (8 век до н.э.) и Арагорна из «Властелина колец» (1954).

Социальные типы

Социальные типы архетипов персонажей — это те, кто пытается установить связь с окружающими. Этими архетипами часто являются «любовник», «шутник» или «гражданин».

Любовник

«Любовник» является синонимом других имен, таких как «супруг», «близкий» и «партнер». Это персонажи, которые ищут близости и любви с другим человеком. Это желание, однако, чревато тем, что они могут стать слишком самоотверженными или слишком наивными.

Примеры включают Джека из Титаник (1997) и Белль из Красавица и Чудовище (1991).

Шут

«Шут» также известен как «дурак», «обманщик» или «комик». Они стараются как можно больше наслаждаться жизнью и часто стараются помочь другим сделать то же самое. К сожалению, они часто тратят свое время, пытаясь сделать это.

Примеры включают Локи в скандинавской мифологии и Толстую Эми/Патрицию Хоберт из Pitch Perfect (2012).

Гражданин

«Гражданин» — очень общий персонаж, главное желание которого — принадлежать. «Гражданин» часто наиболее близок любому читателю или зрителю. Их также называют «обывателем», «завсегдатаем» или «человеком по соседству». Их стремление соответствовать другим рискует привести к тому, что они слишком приспосабливаются и теряют чувство собственного достоинства. Они также могут слишком неохотно принимать участие в чем-то чересчур авантюрном, поэтому часто являются приятелями, которых друзья должны поощрять.

Примером этого архетипа является Бильбо Бэггинс из Хоббит (1937).

Типы свободы

Типы свободы — это архетипы персонажей, пытающихся найти рай. Часто это личный тип рая, но его можно расширить, чтобы найти лучшее место и для других. Это может быть «исследователь», «мудрец» или «невинный» в сюжете.

Исследователь

«Исследователь» также известен как «странник», «искатель» или «пилигрим». Они пытаются найти большую цель во внешнем мире, будь то для себя или для тех, кто им небезразличен. Однако их постоянное стремление вовне может оставить их в состоянии бесцельности или даже, возможно, привести к потере самих себя.

Примером этого является Одиссей из «Одиссеи» (8 век до н.э.) Гомера .

Мудрец

«Мудрец» отдает предпочтение лучшему пониманию и истине, чем большинству других вещей, поэтому его также называют «ученым», «философом» или «детективом». Другие персонажи часто боготворят мудрецов как «учителей» или «наставников» из-за их интеллекта. Несмотря на это, они рискуют стать бездеятельными в своей тяге к знаниям.

Примеры включают Оби-Вана Кеноби и Йоду из Звездные войны (1997).

Невинный

«Невинный» — персонаж, стремящийся обрести свободу. Их часто изображают как «ребенка» или «мечтателя». Из-за своей невиновности они очень наивны и невежественны в отношении устройства мира.

Примеры включают Дездемону из шекспировского Отелло (1604) и Форреста Гампа из Форрест Гамп (1994).

Типы Ордена

Архетипы Ордена — это те, кто пытается обеспечить структуру окружающего их мира. Они могут попытаться сделать это для себя, кого-то, кто им дорог, или даже для целой группы людей. Этими архетипами могут быть «властелин», «опекун» или «создатель».

Суверен

Архетип «суверена» также называют «правителем», «судьей» или «боссом». Благодаря своей силе они надеются сделать мир лучше для своих сообществ, людей или семьи. Однако их страх потерять власть означает, что они могут стать коррумпированными.

Примеры включают Макбета из шекспировского Макбета (1607) и Дамблдора из Гарри Поттера (1997).

Попечитель

«Попечитель» часто также выполняет роли «родителя», «помощника», «святого», «поддерживающего» или «опекуна». Их доброта распространяется на близких им людей и окружающих, часто оставляя другим возможность использовать их.

Примеры: Сэмуайз Гэмджи из «Властелин колец» (1954) и Сэмвелл Тарли из «Песнь льда и пламени» Джорджа Р. Р. Мартина (1996).

Творец

«Творец» также может быть «художником», «изобретателем» или «мечтателем». Они хотят создать нечто, превосходящее их самих, и выражать свои мысли о мире, но это желание часто встречает перфекционизм и самокритику.

Примеры включают Вилли Вонка из Чарли и шоколадная фабрика (1964) Роальда Даля и Дока Брауна из «Назад в будущее » (1985).

Архетипы событий и мотивов

Хотя в литературе встречаются архетипические персонажи, существует также множество повторяющихся событий и мотивов, появляющихся во времени.

Путешествие-квест или путешествие и возвращение

Подобно Одиссею, пытающемуся вернуться домой, существует множество других текстов и фильмов, изображающих героев, путешествующих в поисках чего-то.

Рождение и возрождение

Рождение и возрождение — ключевые архетипические события. Возрождение может быть буквальным, как в случае с Иисусом, или образным, как внезапная и радикальная трансформация персонажа.

Трансформация из грязи в князи

Этот тип архетипа часто занимает весь сюжет. Он демонстрирует желание и надежду двигаться от меньшего к большему. Это очень распространенный архетип в таких сказках, как «Аладдин» или «Золушка».

Свадьба

Свадьба часто является важным событием в литературе и кино, поскольку часто это способ создать счастливый конец. Хотя он считается архетипом, он не встречается во всей мировой литературе, поскольку брак не является универсальным понятием. Как вариант, вы могли бы считать это объединением двух людей.

Разделение и изоляция

Многие формы литературы, кино и искусства исследуют разделение и изоляцию, которые испытывают персонажи. Это может быть группа персонажей или один, и они могут быть исключены из семьи, общества или культуры.

Апокалипсис и сотворение

Эти архетипы чаще всего встречаются в религиозных текстах, таких как Коран, Библия и Тора. Однако творение после апокалипсиса все больше исследуется в литературе и кино (через антиутопическую фантастику), поскольку оно позволяет развиваться новым обществам.

Важность архетипов

Архетипы важны в литературе, потому что это общепонятные понятия. Тот факт, что они неоднократно встречаются в фильмах, литературе и мифах, создает у читателя или зрителя ощущение близости, что делает их более открытыми для понимания концепции или персонажа. Архетипы также в значительной степени гибки и поэтому могут применяться ко многим различным персонажам, помогая зрителю и читателю понять.

Архетипы помогают понять окружающий мир. Тот факт, что существуют архетипические персонажи, означает, что мы можем лучше понимать себя и других, а архетипические события позволяют нам справляться с большими событиями, происходящими с нами.

Путаница с архетипами

Архетипы тесно связаны с другими вещами и часто пересекаются с ними. Их чаще всего путают со стереотипами, клише и тропами.

Стереотипы

Стереотипы — это обобщенные представления о свойствах вещей. Среди прочего, они могут быть о людях, группах, местах и ​​объектах, но могут быть неверными, если основаны на предрассудках.

Часто создаются стереотипы о маргинализированных группах людей. Например, представление о том, что «женщины сложнее», является стереотипом.

Клише

Клише – это идея или выражение, которым злоупотребляют. Клише часто считают скучными, неинтересными и неоригинальными из-за того, как часто они используются.

Такие литературные термины, как «жили-были» или «жили они долго и счастливо», являются примерами клише.

Тропы

Тропы — это общие темы, идеи и образы, встречающиеся в определенных категориях искусства.

Например, художник может использовать одинаковые мазки кистью в своих работах, что делает их ключевым элементом его работы. Точно так же в жанре антиутопии часто встречаются повторяющиеся образы, такие как правительственная слежка, могущественные общества и отрицание индивидуальности.

В чем разница?

Как уже было сказано, все эти понятия взаимосвязаны друг с другом. Давайте используем концепцию «лучшего друга-гея» в романтическом жанре, чтобы исследовать это.

Этот персонаж основан на общепринятых стереотипах, таких как женоподобность. Есть и другие стереотипы, созданные для сюжета, поскольку лучший друг-гей хорошо дает советы по отношениям и действует как комедийный персонаж в повествовании.

Лучший друг-гей воспроизводился так много раз, что стал ожидаемым образцом. Фактически, степень воссоздания этого персонажа превратила весь его характер в клише, которого продюсеры пытаются избежать в кино и литературе. Клише, как правило, это то, чего люди стараются избегать после того, как они устоялись, но конкретно это стало проблематичным в репрезентации геев.

Характер лучшего друга-гея происходит от комбинации архетипов. Они преимущественно шуты, потому что их часто используют в качестве комических персонажей для публики. Тем не менее, они также действуют как опекуны или сторонники, давая советы своим друзьям.

Архетип — ключевые выводы

  • Архетип можно определить одним из двух способов, но наиболее подходящим для английской литературы является определение, связанное с теорией Юнга.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts