Архетип юнг: Understanding Personality: The 12 Jungian Archetypes

Содержание

Типология личности по Карлу Юнгу и влияние на культуру

Как зависит характер восприятия мира от психологического типа личности и какова природа архетипичных образов коллективного бессознательного в работах швейцарского психиатра и культуролога Карла Густава Юнга

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Имя Карла Густава Юнга часто ассоциируется с именем другого известного ученого-психиатра – Зигмунда Фрейда. Несмотря на то, что на момент знакомства ученых Юнг уже пользовался популярностью, работы и взгляды Фрейда оказали на него существенное влияние. Впрочем, осваивая и перенимая ряд постулатов фрейдизма, Юнг критически относился к некоторым выводам друга. Со временем градус противоречий между ними возрастал, а в итоге и вовсе произошел полный разрыв.

Карл Юнг

Wikimedia Commons 

Именно в этот период глухого одиночества и «внутренних колебаний с отсутствием почвы под ногами», как описывал его сам Юнг, он обращается к переживанию образов бессознательного.

Анализируя собственную психику, учёный приходит к выводу, что именно психологический тип обуславливает суждения индивида. 

Проблема типологии становится ключевой в исследованиях ученого. Результаты этого объемнейшего труда длиною в жизнь выражаются в книге «Психологические типы».  

ХАРАКТЕР ВОСПРИЯТИЯ МИРА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

Юнг выделяет две основные психологические направленности личности: 

   > интроверсия

   > экстраверсия

и две группы базовых функций (подтипов): рациональные и иррациональные. Подтипы определяют характер восприятия мира и зависят от того, на что опирается оценочное суждение личности – на логику (поддающуюся анализу) или на субъективное восприятие.

Рациональные функции Юнга:

  • чувство. Человеку с такой функцией трудно принимать решения. Он получает удовольствие от переживаний и «сладких страданий», а делая выбор, может совершать его не обдуманно, а скорее импульсивно – идя на риск.
    В зрелом возрасте у таких людей эмоциональный вектор нередко сменяется, так, что им становится свойственна  консервативность взглядов. Также они могут испытывать сложности с адаптацией к переменам. Например, Артюру Рембо эмоциональная экстраверсия сначала помогла стать гениальным поэтом и привлечь внимание современников, а позже – способствовала творческому выгоранию и отказу от писательства. 
  • мышление. Личности с таким подтипом опираются на логику: исходя из цепочек причинно-следственных связей, они прогнозируют возможные результаты. Взгляд индивида с функцией мышления охватывает процесс целиком, учитывая все мелочи и детали. Неспешные и собранные, такие люди, прежде всего, опираются на факты, уделяя особое внимание организации собственного времени. Склонность к мышлению в совокупности с интроверсией, вероятно, стала одним из факторов, позволивших Альберту Эйнштейну развить сложнейшую теорию относительности: учёный чётко планировал каждый свой день, был предельно собран, и методично анализировал необходимые факты, шаг за шагом двигаясь в нужном направлении.

К иррациональным функциям Юнг относит:

  • ощущение. Люди с такой функцией обладают сенсорным типом восприятия. Они интересуются преимущественно настоящим, проживают каждый момент во всей его полноте, все предметы для них «существуют» только если они обладают сенсорными характеристиками: весом, объёмом, цветом и т.д. Категории добра и зла оцениваются такими людьми через переживание – то есть личный опыт. Для них актуален эмпирический путь познания – наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение. Известный эмпирик Фрэнсис Бэкон стал одним из наиболее выдающихся английских философов благодаря убежденности, что каждое явление окружающей действительности можно испытать.
  • интуиция. Личности с интуитивной функцией нетерпеливы, стремительны, зачастую они отвергают накопленный коллективный опыт (прошлое) и реальность (настоящее), предпочитая в любой ситуации руководствоваться собственными убеждениями. Такие люди не зависят от оценки окружающих. Особое внимание интуиции уделял Рене Декарт, подразумевая под ней новые, несводимые к логике формы познания. Имея склонность опираться на интуитивные суждения, философ не признавал никаких теорий без интуитивных (априори ясных) аксиом и был убеждён в том, что главное в человеке – способность мыслить. Одно из наиболее известных выражений ученого: «Я мыслю, следовательно, существую».

Сочетание направленности и функции формирует восемь психологических типов личности. Например: 

   > Экстравертный мыслительный тип

   > Экстравертный чувствующий тип

   > Интровертный интуитивный тип

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: ОСОБЫЙ ТИП ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ ЧЕЛОВЕКА

Развивая теории Фрейда, Юнг формирует новую категорию – коллективное бессознательное, определяющую вид психической действительности вне личности. «Оно», как назвал бессознательное Фрейд, базируется на опыте древнего человека, мифах, образах и генетической памяти, передаваемой из поколения в поколение. Коллективное бессознательное буквально представляет собой «память предков» – то есть последовательные воспоминания, накапливающиеся не в сознании конкретного человека, а в сознании целого рода.

Однако, всего одной обобщенной категории было недостаточно для всеобъемлющего анализа психических процессов, поэтому Юнг ввёл понятие «архетип» – и выявил целый ряд базовых образов коллективного бессознательного, опираясь на искусство, религиозные аспекты и переживания духовных практик.

Архетип – особая программа восприятия и реакций на окружающую действительность, заложенная в человеке с рождения. Юнг связывал каждый архетип с тенденцией к самовыражению и, как культуролог, придавал большое значение искусству. Поэтому бессознательное у Юнга имеет скорее культурную природу, в то время как у Фрейда – личностную, физиологическую.  

Шесть архетипов Юнга:


  • Анима – бессознательное женское в мужчине. Образ Девы Марии, матери, Моны Лизы;

  • Анимус – бессознательное мужское в женщине. Образ Иисуса, отца, Дон Жуана;

  • Персона. Социальная роль человека, навязанные в детстве стереотипы, потребность соответствовать общественному поощрению. Образ маски вместо подлинной личности;

  • Тень. Бессознательно отзеркаленные установки, настойчиво утверждаемые в сознании индивида. Всё неприемлемое, аморальное, вытесняемое. Образ Сатаны, Гитлера. Противопоставляется Персоне;

  • Самость. Гармоничный архетип, стремящийся к целостности. Благодаря ему регулируется ядро личности;

  • Мудрец. Образ Пророка, жизненной мудрости и познания

АРХЕТИПЫ ЮНГА В КУЛЬТУРЕ

Архетипы прослеживаются буквально во всех сферах жизни общества – это и логотипы известных компаний, и герои фильмов, книг или легенд, и яркие культурные образы. Наиболее наглядно они проявляются в изобразительном искусстве – ведь каждая картина визуализирует представления о тех или иных объектах с точки зрения художников, каждый из которых, в свою очередь, испытывает влияние определенных архетипов.

Анимус и Анима, противопоставленные друг другу, представляют собой гендерные столпы личности. Эти архетипы неосознаваемы и ведут непосредственно к бессознательному. Связь Анимы и бессознательного можно увидеть, например, в обрядах шаманов, часто использующих при подготовке к ритуалам женскую атрибутику, одежду и украшения. Отличный пример визуального представления бессознательного — картины перуанского шамана и художника Пабло Амаринго.

Пабло Амаринго

 

Проявление Анимы заметны в православных иконах: мужчины часто изображены с длинными волосами, тонкими изящными чертами лица, узкими запястьями, нередко они полностью лишены намеков на усы или бороду.

Андрей Рублев. Икона Архангела Михаила из Звенигородского чина. Начало XV века

Государственная Третьяковская галерея

Анима, как женская часть бессознательного, формирует в мужчине эмоциональность, раздражительность, а в некоторых случаях даже истеричную чувствительность. Анимус же – мужская часть бессознательно в женщине, напротив, апеллирует к таким понятиям как всеобщая совесть, создающая общественное мнение, облик морали и поощряемой добродетели. Характерный пример — Жанна Д’Арк, осваивающая исключительно мужское, относительно ее времени, занятие. Бессознательный Анимус сформировал в мышлении героини образ чести и доблести, создал конечную цель, подталкивая ее к кардинальным решениям. Визуализации Жанны Д’Арк также зачастую связаны именно с мужской атрибутикой (доспехи, мужская одежда, оружие).

Жан Огюст Доминик Энгр. Жанна д’Арк на коронации Карла VII в Реймском соборе. 1854

Лувр, Париж

 

Персона и Тень нередко противопоставляются друг другу, как то, что формируется под давлением общества, и то, что вытесняется, как неприемлемое и аморальное. Эти архетипы лежат в основе романа «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Именно так, как уживались в одном человеке две сущности – порядочный доктор и распутный преступник, – существуют в бессознательном Персона и Тень.

Самость, как отмечает Юнг, – противоречивый архетип, составляющий подлинную личность со светлыми и темными сторонами. После развития Самости от нее отделяется Эго (негативная часть), как, по мнению самого Юнга, от Бога отделился Сатана. Тем не менее, парадоксальность Самости (признание добра и зла, мужского и женского, интеллектуального и глупого) делает этот архетип индивидуальным и коллективным одновременно, создавая неповторимые черты каждого человека.

Под архетипом Мудреца понимается стремление личности к открытиям, опыту и знаниям. Ярким примером служит персонаж знаменитой трилогии «Властелин Колец» – маг Гэндальф. Как и сам архетип, герой появляется в те минуты, когда необходимо принять решение или найти выход. Нередко развитый архетип Мудреца приводит к озарению через сновидения, пограничные состояния или мистический опыт, часто граничащий с затворничеством и безумием.

Приведенные установки Юнг считал бессознательными веяниями, вытесненными травматичным опытом. Со временем они могут приобретать деструктивный характер, изматывая человека вытесненными аспектами и необходимостью подавлять определенные черты своей личности. В то же время проявления любого психотипа, подчиненные воле и ориентированные на сознание, позволяют человеку не только проявлять себя в культуре или науке, но и, в первую очередь, гармонично существовать с самим собой.

На обложке: Андре Массон. Автоматический рисунок. 1925. Нью-Йоркский музей современного искусства

Как теория архетипов Карла Юнга применяется в построении личного бренда? — Juliya Lomova на vc.

ru

Успешные маркетологи и специалисты по продажам часто используют психологию в своих инструментах привлечения внимания аудитории.

165 просмотров

Нейромаркетинг и бессознательное стали уже не просто трендом, а необходимым инструментом в крупных рекламных кампаниях. Эти же инструменты используют известные личности, выстраивая свой образ перед аудиторией.

Один из этих инструментов — это теория архетипов Карла Юнга. Юнг утверждал, что бессознательная психика человека делится на личное и коллективное. Коллективное бессознательное — то, что сформировалось в результате воспитания и социализации. И эту систему Юнг представлял как набор архетипов.

Архетип — это такой психоэмоциональный образ, с помощью которого проявляется и передается накопленный опыт людей. Например, в любой культуре мама — это женщина, которая проявляет заботу, любовь, излучает душевное тепло, уют и безопасность. Уже нарисовали себе в голове картинку? Вот в этом едином узнаваемом образе с набором ассоциаций и есть особая механика архетипов. Юнг считал, что есть бесконечное число архетипов.

Типологию из 12 архетипов описали Маргарет Марк и Кэрол Пирсон в своей книге «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». Подача этой идеи в том, что акцент делается на желаниях аудитории/клиента: визуальные и поведенческие коды персоны затрагивают подсознание и обещают воплотить потребности. На примерах авторы книги доказывают, что такая работа с подсознанием действует эффективно и очень естественно. Эта работа и легла в основу, которая сейчас активно используется маркетинговыми компаниями.

Переводя на простой язык, за счет этой типологии можно добиться того, чтобы аудитория считывала ценности, продукт и потребность, которую продукт/услуга может закрыть, на бессознательном уровне. Согласитесь, классно продавать не продавая и привлекать ту аудиторию, которой вы или ваш продукт потенциально интересен. Это и есть главная фишка использования архетипов в маркетинге.

Прелесть использования архетипов в целостности картинки, которая создаётся. 12 универсальным архетипам соответствуют потребности и мотивы, которые успешно используют, например, в рекламе. Конечно, один архетип редко используется в личном бренде в чистом виде, чаще всего это симбиоз двух или трёх архетипов. Листайте карусель — подготовили для вас удобную инфографику описания архетипов с примерами.

Стоит дополнить, что применение архетипов при выстраивании личного бренда делает продвижение более органичным. Из расшифровки станет понятно, какие смыслы характерны для эксперта, какая визуальная концепция ему понравится, какие темы освещать интересно, а какие стоит обходить стороной. Такой естественный интерес исключает выгорание и сокращает согласование до минимума.

Как в агентстве INSTFORMATION сработала эта теория на практике?

В 2020 году мы впервые решили использовать теорию архетипов при выстраивании стратегии продвижения личного бренда. Задача клиента состояла в изменении репутации в отдельно взятой стране.

Изначально образ клиента был достаточно суровым: бизнес, спортивная стрельба, прямолинейность, порой резкий стиль общения, высокие требования, упорство в борьбе за справедливость. Но за 2,5 года работы у нас шаг за шагом получалось спроецировать в медиапространство четкий образ харизматичного эксперта по недвижимости, который с уверенным спокойствием выражает своё мнение, достойно борется с несправедливостью вокруг себя, поддерживает и излучает надёжность. При этом образ сурового бизнесмена больше не отпугивает: клиент обаятельно и с юмором показывает свою жизнь, любимых котов и даже конфликтные ситуации может преподносить креативно и иронично. Использование архетипов помогло создать визуальный контент, который тоже будет попадать в цель и вызывать нужные ассоциации.

Использование теории архетипов позволило привлекать аудиторию, которая разделяет ценности и взгляды, или же, как это часто бывает, тех, кто не согласен, но с интересом наблюдает. Освещаемые темы в соцсетях интересны самому клиенту, поэтому не возникает сложностей в количестве контента. Кроме того, команда проекта вплела потребность выражать свое мнение по острым вопросам в линию контента. Результат — изменение репутации, многочисленные запросы из СМИ и с телевидения.

Сейчас аудитория в социальных сетях действительно вовлеченная, которая симпатизирует, доверят и желает вести с ним коммуникацию:

• INSTAGRAM — 7,2тысячи подписчиков

• YOUTUBE — 2,77 тысячи подписчиков

• TIKTOK — 26,5 тысячи подписчиков

*важно, что аудитория достаточно узкая: русскоязычные в Эстонии с общим с населением 1,3 млн.чел и русскоязычные, интересующиеся жизнью и бизнесом в Эстонии.

После успешного применения теории архетипов в построении личного бренда в агентстве Instformation мы ввели тестирование, расшифровку и ключевые моменты позиционирования по системе архетипов для всех клиентов, которые обращаются за развитием личного бренда. Успешно применили эту систему для коуча, дизайнера, бизнес-наставника, финансового консультанта.

Опыт агентства мы упаковали в продукт «Архетип личного бренда», который является отправной точкой для выстраивания позиционирования личного бренда.

Это возможность:

  • узнать больше о своих сильных сторонах
  • получить органичную визуальную и стилистическую концепцию, которая позволяет привлекать целевую аудиторию
  • понять, какие темы в контенте органичны и стоит поднимать, а какие нельзя, т. к. они навредят вашему личному бренду
  • постоянно создавать уникальный и интересный контент — легко и без выгорания
  • получить список якорей для создания визуального стиля
  • узнать, как создать единую картинку для всех источников касания с аудиторией
  • повысить конверсию в подписчика и продажу
  • получить логичные и понятные референсы для проведения фото- и видеосъёмок

Это в конечном итоге позволит усилить существующий или создать успешный личный бренд.

Также в «Архетип личного бренда» мы включили маркетинговые инструменты и привели примеры их использования для достижения коммерческих целей.

Оставить заявку и узнать, как «Архетип личного бренда» поможет вам, или купить расшифровку с выгодой 5000 ₽, применив промокод ARHETIP22, можно на сайте тут.

Продвижение от сердца, INSTFORMATION

Понимание личности: 12 юнгианских архетипов

Термин «архетип» означает исходный образец на древнегреческом языке. Юнг использовал понятие архетипа в своей теории человеческой психики. Он определил 12 универсальных архетипов мифических персонажей, находящихся в нашем коллективном бессознательном.

Юнг определил двенадцать основных типов, которые представляют диапазон основных человеческих мотиваций. Каждый из нас склонен иметь один доминирующий архетип, который доминирует над нашей личностью.

  1. Линейка
  2. Создатель/исполнитель
  3. Мудрец
  4. Невинный
  5. Проводник
  6. Мятежник
  7. Герой
  8. Мастер
  9. Шут
  10. Обыватель
  11. Любовник
  12. Сиделка

К чему стремится каждый из 12 архетипов?

Четыре стороны света, которые стремятся реализовать архетипы:

  1. Эго – Оставить след в мире
  2. Заказ – Обеспечить структуру мира
  3. Социальные сети — Связь с другими
  4. Свобода – Стремление к раю

Ознакомьтесь с самой популярной записью в блоге прямо сейчас…

Полное руководство по личным привычкам: 158 позитивных размышлений в 7 категориях, чтобы стать лучшей версией себя

Ознакомьтесь с самой популярной записью в блоге справа сейчас…

Я никогда не встречал богатого оптимиста

Подробное описание желаний, страхов и талантов каждого из 12 архетипов

Типы эго

1.

Невинный
  • Девиз: Свободен быть собой
  • Основное желание: попасть в рай
  • Цель: быть счастливым
  • Самый большой страх: быть наказанным за что-то плохое или неправильное
  • Стратегия: делать все правильно
  • Слабость: зануда при всей своей наивной невинности
  • Талант: вера и оптимизм
  • Невинный также известен как: Утопист, традиционалист, наивный, мистик, святой, романтик, мечтатель.

2. Обыватель

  • Девиз: Все мужчины и женщины созданы равными
  • Основное желание: общение с другими
  • Цель: принадлежать
  • Самый большой страх: остаться незамеченным или выделиться из толпы
  • Стратегия: развивать обычные твердые добродетели, быть приземленным, общее прикосновение
  • Слабость: потеря себя в стремлении слиться или ради поверхностных отношений
  • Талант: реализм, эмпатия, отсутствие притворства
  • Обыватель также известен как: Старый добрый мальчик, обычный парень/девушка, человек по соседству, реалист, трудяга, солидный гражданин, хороший сосед, молчаливое большинство.

3. Герой

  • Девиз: Где воля, там и способ
  • Основное желание: доказать свою ценность мужественными поступками
  • Цель: экспертное мастерство, способное улучшить мир
  • Самый большой страх: слабость, уязвимость, быть «цыпленком»
  • Стратегия: быть максимально сильным и компетентным
  • Слабость: высокомерие, всегда нужно еще одно сражение, чтобы сражаться
  • Талант: компетентность и мужество
  • Герой также известен как воин, крестоносец, спасатель, супергерой, солдат, убийца драконов, победитель и командный игрок.

4. Сиделка

  • Девиз: Возлюби ближнего своего, как самого себя
  • Основное желание: защищать и заботиться о других
  • Цель: помогать другим
  • Самый большой страх: эгоизм и неблагодарность
  • Стратегия: делать что-то для других
  • Слабость: мученичество и эксплуатация
  • Талант: сострадание, великодушие
  • Опекун также известен как: Святой, альтруист, родитель, помощник, сторонник.

Типы душ

5. Исследователь

  • Девиз: Не загораживай меня
  • Основное желание: свобода узнать, кто вы есть, исследуя мир
  • Цель: испытать лучшую, более настоящую, более полноценную жизнь
  • Самый большой страх: попадание в ловушку, конформизм и внутренняя пустота
  • Стратегия: путешествие, поиск и знакомство с новыми вещами, спасение от скуки
  • Слабость: бесцельное блуждание, превращение в неудачника
  • Талант: самостоятельность, честолюбие, верность своей душе
  • Исследователь также известен как: Искатель, иконоборец, странник, индивидуалист, пилигрим.

6. Бунтарь

  • Девиз: Правила созданы, чтобы их нарушать
  • Основное желание: месть или революция
  • Цель: перевернуть то, что не работает
  • Самый большой страх: быть бессильным или неэффективным
  • Стратегия: разрушить, уничтожить или шокировать
  • Слабость: переход на темную сторону, преступление
  • Талант: эпатажность, радикальная свобода
  • Преступник также известен как бунтарь, революционер, дикарь, неудачник или бунтарь.

7. Любовник

  • Девиз: Ты единственный
  • Основное желание: близость и опыт
  • Цель: поддерживать отношения с людьми, работой и окружением, которые они любят
  • Самый большой страх: быть одиноким, тихоней, нежеланной, нелюбимой
  • Стратегия: становиться все более и более физически и эмоционально привлекательными
  • Слабость: направленное вовне желание угодить другим с риском потерять собственную идентичность
  • Талант: страсть, благодарность, признательность и приверженность
  • Любовник также известен как: партнер, друг, близкий человек, энтузиаст, сластолюбец, супруг, создатель команды.

8. Творец/Художник

  • Девиз: Если вы можете это представить, это можно сделать
  • Основное желание: создавать вещи непреходящей ценности
  • Цель: реализовать видение
  • Самый большой страх: посредственное видение или исполнение
  • Стратегия: развитие художественного контроля и мастерства
  • Задача: создавать культуру, выражать собственное видение
  • Слабость: перфекционизм, плохие решения
  • Талант: творчество и воображение
  • Создатель также известен как художник, изобретатель, новатор, музыкант, писатель или мечтатель.

Самотипы

9. Шут

  • Девиз: Живешь только один раз
  • Основное желание: жить настоящим моментом с полным удовольствием
  • Цель: отлично провести время и сделать мир светлее
  • Самый большой страх: скучать или надоедать другим
  • Стратегия: играй, шути, будь веселым
  • Слабость: легкомыслие, пустая трата времени
  • Талант: радость
  • Шут также известен как: дурак, обманщик, шутник, шутник или комик.

10. Мудрец

  • Девиз: Правда сделает вас свободными
  • Основное желание: найти правду.
  • Цель: использовать интеллект и анализ, чтобы понять мир.
  • Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение или невежеством.
  • Стратегия: поиск информации и знаний; саморефлексия и понимание мыслительных процессов.
  • Слабость: может вечно изучать детали и никогда не действовать.
  • Талант: мудрость, интеллект.
  • Мудрец также известен как: эксперт, ученый, детектив, советник, мыслитель, философ, академик, исследователь, мыслитель, планировщик, профессионал, наставник, учитель, созерцатель.

11. Фокусник

  • Девиз: Я заставляю вещи происходить.
  • Основное желание: понимание фундаментальных законов Вселенной
  • Цель: воплотить мечты в реальность
  • Сильнейший страх: непреднамеренные негативные последствия
  • Стратегия: разработайте видение и живите в соответствии с ним
  • Слабость: склонность к манипуляциям
  • Талант: поиск беспроигрышных решений
  • Маг также известен как: провидец, катализатор, изобретатель, харизматичный лидер, шаман, целитель, знахарь.

12. Правитель

  • Девиз: Сила — это не все, это единственное.
  • Основное желание: контроль
  • Цель: создать благополучную, успешную семью или сообщество
  • Стратегия: упражнение силы
  • Самый большой страх: хаос, быть свергнутым
  • Слабость: авторитарность, неспособность делегировать полномочия
  • Талант: ответственность, лидерство
  • Правитель также известен как: Босс, лидер, аристократ, король, королева, политик, образец для подражания, менеджер или администратор.

Корпоративный взгляд на юнгианские архетипы

Какие известные корпоративные бренды представляют каждый из архетипов?

Если вам понравился этот пост, вам также понравятся Почему бизнес-лидеры нанимают коучей и Что такое история?.

Дополнительные ресурсы о личности

Конор объясняет пять основных черт личности…

Другие инструменты профиля личности, позволяющие понять себя и окружающих:

  • Индикатор типа Майерс-Бриггс (платно). Вот бесплатный тест в стиле Майерс-Бриггс
  • .
  • Профиль DISC
  • Энеаграмма

Какой у вас доминирующий архетип? Я хотел бы услышать в комментариях ниже 😉

Нравится:

Нравится Загрузка…

Что такое юнгианские архетипы — Руководство писателя по архетипам

Архетипы Карла Юнга

90 поздно 19Начало 20-го века было чем-то вроде периода ренессанса для изучения психологии и философии. За это время критические мыслители, такие как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Франц Кафка, Жан Поль-Сартр и Карл Юнг, представили радикально новые идеи о состоянии человека.

Фрейд и Юнг в этот период были коллегами; оба работали над продвижением понимания философии бессознательного. Но в то время как Фрейд был неврологом, Юнг был психиатром. Фрейд считал, что индивидуальное бессознательное является окончательным ответом на репрессивные тенденции.

Юнг верил в коллективное бессознательное; тот, из которого мы получаем архетипы — также известные как паттерны — разработанные в разное время и в разных местах, независимо от знания подобных паттернов в другое время и в других местах.

За этим нужно следить. Если вы не знакомы с историей Юнга до разработки юнгианских архетипов, посмотрите видео ниже.

Что такое юнгианские архетипы? • Юнгианские архетипы, объясненные Академией идей

Итак, по существу, Фрейд и Юнг расходились во мнениях относительно существования коллективного бессознательного. Идея коллективного бессознательного состоит в том, что каждый человек в мире связан пониманием паттернов, символов, тенденций и ситуаций. Эти шаблоны, символы, тенденции и ситуации являются архетипами.

Кроме того, Юнг утверждал, что существует 12 основных архетипов персонажей под эгидой коллективного бессознательного. Если вы хотите узнать больше об архетипах персонажей, ознакомьтесь с нашей статьей Примеры архетипов персонажей в кино и литературе.

Мы сосредоточимся на четырех основных элементах, входящих в юнгианский архетип, но сначала давайте формально определим, что такое юнгианский архетип.

ЮНГИАНСКИЕ АРХЕТИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое юнгианский архетип?

Юнгианский архетип — это паттерн, общепризнанный людьми разных эпох как следствие коллективного бессознательного. Юнгианские архетипы были предложены Карлом Юнгом в качестве опровержения теории Джона Локка Tabula Rasa о том, что люди рождаются в пустом психическом состоянии. Юнгианские архетипы персонажей рассматриваются под эгидой четырех основных характеристик коллективного бессознательного Юнга: Персона, Тень, Анима/Анимус и Самость.

Что такое юнгианские архетипы?

Юнгианская маска — Персона

Юнгианская маска, также известная как Персона, — это внешний вид человека. Персона считается маской, потому что она скрывает истинный характер человека.

Эта Персона считается частью коллективного бессознательного, а не личного бессознательного, потому что она наследуется в результате социализации, гендерных ролей, кастовых ролей и т. д. Проще говоря, Персона — это то, кем вы кажетесь, а не то, кем вы являетесь. Вскоре мы доберемся до того, что, по мнению Юнга, является истинным «я», но сначала давайте послушаем Джозефа Кэмпбелла, автора «Путешествия героя», который объясняет, как работает система Персон.

Карл Юнг Архетипы Литература и кино • Юнг и система персон Джозефа Кэмбелла

Кэмпбелл утверждает, что некоторые общества, особенно кастовые общества, поощряют и культивируют персоны; тем самым замедляя процесс самореализации. По сути, все культуры просят людей носить маски; одни явно, другие неявно. Вот пример: Бэтмен и Брюс Уэйн в фильме Кристофера Нолана. Темный рыцарь Трилогия .

Архетипы Карла Юнга • Примеры юнгианских архетипов в Бэтмене 

Какая личность является персоной: Бэтмен или Брюс Уэйн? Бэтмен может быть тем, кто носит маску, но на самом деле Брюс больше похож на личность, потому что он маскирует свое истинное «я». Я далеко не первый, кто предложил эту юнгианскую интерпретацию Бэтмена. Томас Уэйн, отец Брюса Уэйна, поднимает этот вопрос в сценарии « Джокер », говоря:

«Для меня это имеет смысл. Какой трус сделает что-то настолько хладнокровное? Тот, кто прячется за маской. Кто-то, кто завидует тем, кому повезло больше, чем он сам, но слишком напуган, чтобы показать свое лицо».

Эту строчку можно интерпретировать как резко ироничную, потому что мы знаем, что его сын становится линчевателем в маске. Конечно, настоящая маска Брюса Уэйна — это не капюшон, а стоическое, высокомерное лицо бизнесмена.

Популярная японская серия видеоигр Persona посвящена одноименному юнгианскому архетипу.

Архетипы Карла Юнга Литература и видеоигры  •  Юнгианские архетипы в Персоне

В игре Persona 5 игроки управляют главным героем, который сражается с потусторонними силами с помощью личностей — то есть физических проявлений психики; которые, как утверждал Юнг, представляют собой «совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных». Персонажи представлены в игре в виде масок.

Юнгианские архетипы в искусстве

Темная сторона Юнга – Тень

С точки зрения психологии, Тень – это бессознательный аспект личности. Юнг утверждал, что тень «олицетворяет все, что субъект [пациент или индивидуум] отказывается признать о себе». частью коллективного бессознательного, потому что оно подавлено социальными обстоятельствами, такими как правила, законы, этика и т. д.

Юнг считал, что люди не могут достичь индивидуации, пока они не примут и не интегрируют свои Тени. Чтобы узнать больше об этой идее, посмотрите видео от Academy of Ideas ниже.

Архетипы Карла Юнга  •  Как интегрировать свою Тень от Academy of Ideas

Во многих смыслах Тень — это кошмарная реакция на переигранную личность. Когда личность становится невыносимой, люди часто становятся жертвами своей Тени. Это потому, что «Тень» представляет собой все подавленные чувства в коллективном бессознательном — и питается попытками минимизировать их.

Юнг сказал, что «ассимиляция Тени дает человеку, так сказать, тело». Чтобы сказать, что для того, чтобы стать самим собой, они должны ассимилироваться со своей Тенью.

Возьмем, к примеру, Энакина Скайуокера (Дарт Вейдер): можно утверждать, что истинное «я» Энакина Скайуокера было таким, как было предсказано в пророчестве; тот, кто спасет джедаев, а не оставит их во тьме.

Архетипы Карл Юнг • Примеры юнгианских архетипов в «Звездных войнах»

Энакин Скайуокер принимает свою тень, когда [убивает] Императора Палпатина в Вернуть джедая . Тень не плоха, это просто подавленная бессознательная сторона личности, коренящаяся в коллективном бессознательном.

Так же, как Энакин Скайуокер стал «хорошим», приняв свою Тень, другие становятся «плохими», приняв свою. Например: в Странная история доктора Джекила и мистера Хайда несчастный Генри Джекилл уступает своей тени, символизируемой подавленными пороками.

Юнгианские архетипы в искусстве  •  Странная история доктора Джекила и мистера Хайда

Многие психологи считают, что лучший способ контролировать Тень — это сначала признать ее, затем противостоять ей, затем договориться с ней, а затем ассимилироваться с ней. Тень — неотъемлемая часть самореализации, но, как доказывает доктор Джекилл, истинное «я» не всегда красиво.

Архетипы Карла Юнга Литература

Юнгианский род – Анима/Анимус

Анима и Анимус представляют женскую сторону мужчины и мужскую сторону женщины соответственно. Юнг утверждал, что общество подавляет естественную женственность и мужественность мужчин и женщин, из-за чего они терпят неудачу в процессе индивидуации.

Но, несмотря на то, что Анима/Анимус звучат одинаково и коренятся в одних и тех же основных психосоциальных принципах, Юнг считал, что они сильно отличаются друг от друга. Юнг сказал, что Анима — это способ для мужчин лучше соприкоснуться со своей эмоциональностью и, следовательно, со своей духовностью.

Анима является героем одного из лучших фильмов Пола Томаса Андерсона под соответствующим названием « Анима ». Чтобы узнать больше о том, как П. Т. Андерсон визуально интегрирует юнгианские архетипы, посмотрите видео-эссе ниже.

Архетипы Карл Юнг  •  Видео-эссе Anima от In/Frame/Out

PT Anima Андерсона следует за мужчиной в поисках женщины. Символически можно сказать, что Anima следует за мужчиной в поисках женской стороны самого себя. По крайней мере, это моя интерпретация.

Многие историки согласны с тем, что анализ Юнга Анимуса менее связен, чем его анализ Анимы. Юнг утверждал, что Анимус содержит четыре уровня развития, сосредоточенных вокруг коллективной силы, романтики, авторитета и духовности.

В конечном счете, Юнг считал, что мужчины и женщины должны контролировать свою Аниму/Анимус, чтобы соединить свое сознание и бессознательное.

Юнгианский список архетипов

Юнгианское объединение – Самость

Самость – это последняя стадия юнгианского процесса индивидуации. Юнг сказал, что Самость — это «тотальный, вневременной человек… который выступает за взаимную интеграцию сознательного и бессознательного», что, по сути, означает самореализованную целостность человеческого духа. Себя можно найти только после того, как человек встретится со своей Тенью и Анимой или Анимусом.

Архетипическая теория Юнга • Архетип «Я» Юнгианский архетип Выдержка из книги «Человек и его символы»

«Я» рассматривается как объединение сознания и бессознательного. Это последний шаг в самореализации; ака принятие своего истинного характера. Принятие своего истинного Я включает в себя признание своей темной стороны (Тень) и подавленной женственности (Анима) или мужественности (Анимус). Но объятия своей Тени, Анимы или Анимуса могут быть негативными.

Возьмем, к примеру, басню о скорпионе и лягушке: скорпион поддается гарантированному уничтожению, потому что принимает свое «я». Когда скорпион жалит лягушку, топит их обоих в реке, он говорит: «Я ничего не могу поделать, это мой характер». Эту басню можно интерпретировать с точки зрения Юнга как предостережение об опасности принятия своего истинного «я».

Следовательно, принятие своего истинного «я» может быть позитивным — как в «Безумцы» . Осторожно, спойлеры:

В течение семи сезонов Дон Дрейпер проходит через серию испытаний и невзгод, которые требуют, чтобы он принял свою Тень и Аниму.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts