Архетип (психология) | это… Что такое Архетип (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Архетип.
Архети́п (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов.[1]
Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина.[1]
Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей.
Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.[2]
Содержание
|
Черты архетипа
Для более полного понимания архетипа стоит описать его важнейшие черты, иначе говоря, критерии определения.[источник не указан 318 дней]
- Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т. п.
- Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).
- Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
- Архетип, отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).
- Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.
- Архетип должен иметь устойчивость, то есть сопротивляться попыткам исказить его структуру.
- Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.
- Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
- Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».
- Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.
- Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
- Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе определенный способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека. Архетип — самостоятельная область психики.
- В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.
Примеры
- Представление о враждебном существе[1]
- Представление о герое-спасителе, погибшем, но чудесным образом возникающем вновь[3]
- Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух) (не путать с логической идеей Троицы), архетип проявляется в древнеегипетской религии[4], христианстве.
Архетипы задают общую структуру личности. При пробуждении творческой активности в сознании человека они продуцируют архетипические образы.[5] Ключевые архетипические образы:
- Андрогин
- иерогамус и сизигия
- ляпис или философский камень
- квинтэссенция
- Центр мира или Пуп Земли, Мировая ось и Мировое древо
- изгнание из рая
- Грааль
- ангелы и демоны
- Бог и человек
- Спаситель
- Первородный грех и Искупление
- Мандала
- Символизм Троицы и мессы
- Четверица
- Трикстер
Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства — сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты — узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.
Другие концепции
В архетипической психологии Джеймса Хиллмана в роли множества богов выступают образы рождаемые бессознательным.
Методами архетипотерапии производится диагностика и краткосрочная терапия человека.[6]
Примечания
- ↑ 1 2 3 Архетип // Зеленский В. А. Словарь аналитической психологии
- ↑ К.Г. Юнг. Человек и его символы — Санкт-Петербург: Б. С.К., 1996. — С.451
- ↑ К.Г. Юнг. Человек и его символы — Санкт-Петербург: Б. С.К., 1996. — С.79
- ↑ К.Г. Юнг. Ответ Иову. — Москва: Канон, 1995. — С.28
- ↑ Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
- ↑ В.Лебедько, Е.Найденов. Архетипотерапия. — Пенза: Золотое сечение, 2010. — 208 с. — ISBN 978-5-91078-105-8
См. также
- Берн, Эрик
- Архетипическая психология
- Мифологема
Литература
- Ильясов Ф. Н. Архетипы поло-репродуктивного поведения и конфликт западноевропейской и исламской цивилизаций // Человек. — 2005. — № 2. — С. 113—120.
- Бирич И. А. Современный русский язык — хранитель древнего миросозерцания (главные архетипы русского сознания) // Знание. Понимание. Умение
- Архетипы: Психологический словарь Статья Архетипы
- Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. [1]. Статья «Архетипы»
- Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская Энциклопедия», 1983.
- Юнг К.-Г. О природе психе
- К.Г. Юнг. Человек и его символы. М., 1997
- К.Г. Юнг., Подход к бессознательному // Архетип и символ. — М., Ренессанс, 1991. — С.65
- Психоаналитические термины и понятия, под ред. Б. Э. Мура и Б. Д. Файна. — М.: Класс, 2000. — С.32-33
Архетип (психология) | это… Что такое Архетип (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Архетип.
Архети́п (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.
Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов.[1]Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина.[1]
Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.
[2]
Содержание
|
Черты архетипа
Для более полного понимания архетипа стоит описать его важнейшие черты, иначе говоря, критерии определения.[источник не указан 318 дней]
- Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т. п.
- Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).
- Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
- Архетип, отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).
- Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.
- Архетип должен иметь устойчивость, то есть сопротивляться попыткам исказить его структуру.
- Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.
- Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
- Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».
- Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.
- Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
- Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе определенный способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека. Архетип — самостоятельная область психики.
- В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.
Примеры
- Представление о враждебном существе[1]
- Представление о герое-спасителе, погибшем, но чудесным образом возникающем вновь[3]
- Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух) (не путать с логической идеей Троицы), архетип проявляется в древнеегипетской религии[4], христианстве.
Архетипы задают общую структуру личности. При пробуждении творческой активности в сознании человека они продуцируют архетипические образы.[5] Ключевые архетипические образы:
- Андрогин
- иерогамус и сизигия
- ляпис или философский камень
- квинтэссенция
- Центр мира или Пуп Земли, Мировая ось и Мировое древо
- изгнание из рая
- Грааль
- ангелы и демоны
- Бог и человек
- Спаситель
- Первородный грех и Искупление
- Мандала
- Символизм Троицы и мессы
- Четверица
- Трикстер
Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства — сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты — узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.
Другие концепции
В архетипической психологии Джеймса Хиллмана в роли множества богов выступают образы рождаемые бессознательным.
Методами архетипотерапии производится диагностика и краткосрочная терапия человека.[6]
Примечания
- ↑ 1 2 3 Архетип // Зеленский В. А. Словарь аналитической психологии
- ↑ К.Г. Юнг. Человек и его символы — Санкт-Петербург: Б. С.К., 1996. — С.451
- ↑ К.Г. Юнг. Человек и его символы — Санкт-Петербург: Б. С.К., 1996. — С.79
- ↑ К.Г. Юнг. Ответ Иову. — Москва: Канон, 1995. — С.28
- ↑ Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
- ↑ В.Лебедько, Е.Найденов. Архетипотерапия. — Пенза: Золотое сечение, 2010. — 208 с. — ISBN 978-5-91078-105-8
См. также
- Берн, Эрик
- Архетипическая психология
- Мифологема
Литература
- Ильясов Ф. Н. Архетипы поло-репродуктивного поведения и конфликт западноевропейской и исламской цивилизаций // Человек. — 2005. — № 2. — С. 113—120.
- Бирич И. А. Современный русский язык — хранитель древнего миросозерцания (главные архетипы русского сознания) // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 1 — Философия. Политология.
- Архетипы: Психологический словарь Статья Архетипы
- Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. [1]. Статья «Архетипы»
- Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская Энциклопедия», 1983.
- Юнг К.-Г. О природе психе
- К.Г. Юнг. Человек и его символы. М., 1997
- К.Г. Юнг., Подход к бессознательному // Архетип и символ. — М., Ренессанс, 1991. — С.65
- Психоаналитические термины и понятия, под ред. Б. Э. Мура и Б. Д. Файна. — М.: Класс, 2000. — С.32-33
Архетип (психология) | это… Что такое Архетип (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Архетип.
Архети́п (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов.[1]
Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого. Эти типы, или «архаические остатки», Юнг назвал архетипами, используя выражение Блаженного Августина.[1]
Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах.[2]
Содержание
|
Черты архетипа
Для более полного понимания архетипа стоит описать его важнейшие черты, иначе говоря, критерии определения.[источник не указан 318 дней]
- Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т. п.
- Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).
- Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
- Архетип, отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).
- Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.
- Архетип должен иметь устойчивость, то есть сопротивляться попыткам исказить его структуру.
- Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.
- Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
- Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».
- Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.
- Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
- Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе определенный способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека. Архетип — самостоятельная область психики.
- В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.
Примеры
- Представление о враждебном существе[1]
- Представление о герое-спасителе, погибшем, но чудесным образом возникающем вновь[3]
- Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух) (не путать с логической идеей Троицы), архетип проявляется в древнеегипетской религии[4], христианстве.
Архетипы задают общую структуру личности. При пробуждении творческой активности в сознании человека они продуцируют архетипические образы.[5] Ключевые архетипические образы:
- Андрогин
- иерогамус и сизигия
- ляпис или философский камень
- квинтэссенция
- Центр мира или Пуп Земли, Мировая ось и Мировое древо
- изгнание из рая
- Грааль
- ангелы и демоны
- Бог и человек
- Спаситель
- Первородный грех и Искупление
- Мандала
- Символизм Троицы и мессы
- Четверица
- Трикстер
Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства — сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты — узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.
Другие концепции
В архетипической психологии Джеймса Хиллмана в роли множества богов выступают образы рождаемые бессознательным.
Методами архетипотерапии производится диагностика и краткосрочная терапия человека.[6]
Примечания
- ↑ 1 2 3 Архетип // Зеленский В. А. Словарь аналитической психологии
- ↑ К.Г. Юнг. Человек и его символы — Санкт-Петербург: Б. С.К., 1996. — С.451
- ↑ К.Г. Юнг. Человек и его символы — Санкт-Петербург: Б. С.К., 1996. — С.79
- ↑ К.Г. Юнг. Ответ Иову. — Москва: Канон, 1995. — С.28
- ↑ Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
- ↑ В.Лебедько, Е.Найденов. Архетипотерапия. — Пенза: Золотое сечение, 2010. — 208 с. — ISBN 978-5-91078-105-8
См. также
- Берн, Эрик
- Архетипическая психология
- Мифологема
Литература
- Ильясов Ф. Н. Архетипы поло-репродуктивного поведения и конфликт западноевропейской и исламской цивилизаций // Человек. — 2005. — № 2. — С. 113—120.
- Бирич И. А. Современный русский язык — хранитель древнего миросозерцания (главные архетипы русского сознания) // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 1 — Философия. Политология.
- Архетипы: Психологический словарь Статья Архетипы
- Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. [1]. Статья «Архетипы»
- Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская Энциклопедия», 1983.
- Юнг К.-Г. О природе психе
- К.Г. Юнг. Человек и его символы. М., 1997
- К.Г. Юнг., Подход к бессознательному // Архетип и символ. — М., Ренессанс, 1991. — С.65
- Психоаналитические термины и понятия, под ред. Б. Э. Мура и Б. Д. Файна. — М.: Класс, 2000. — С.32-33
Понимание личности: 12 юнгианских архетипов
Термин «архетип» означает исходный образец на древнегреческом языке. Юнг использовал понятие архетипа в своей теории человеческой психики. Он определил 12 универсальных архетипов мифических персонажей, находящихся в нашем коллективном бессознательном.
Юнг определил двенадцать основных типов, которые представляют диапазон основных человеческих мотиваций. Каждый из нас склонен иметь один доминирующий архетип, который доминирует над нашей личностью.
- Линейка
- Создатель/исполнитель
- Мудрец
- Невинный
- Проводник
- Мятежник
- Герой
- Мастер
- Шут
- Обыватель
- Любовник
- Сиделка
К чему стремится каждый из 12 архетипов?
Четыре стороны света, которые стремятся реализовать архетипы:
- Эго – Оставить след в мире
- Заказ – Обеспечить структуру мира
- Социальные сети — Связь с другими
- Свобода – Стремление к раю
Ознакомьтесь с самой популярной записью в блоге прямо сейчас…
Значимый вклад
Ознакомьтесь с самой популярной записью в блоге прямо сейчас…
Полное руководство по личным привычкам: 158 позитивных размышлений в 7 категориях Будь лучшей версией себя
Подробное описание желаний, страхов и талантов каждого из 12 архетипов.
2. Обыватель
- Девиз: Все мужчины и женщины созданы равными
- Основное желание: общение с другими
- Цель: принадлежать
- Самый большой страх: остаться незамеченным или выделиться из толпы
- Стратегия: развивать обычные твердые добродетели, быть приземленным, общее прикосновение
- Слабость: потеря себя в стремлении слиться или ради поверхностных отношений
- Талант: реализм, эмпатия, отсутствие притворства
- Обыватель также известен как: Старый добрый мальчик, обычный парень/девушка, человек по соседству, реалист, трудяга, солидный гражданин, хороший сосед, молчаливое большинство.
3. Герой
- Девиз: Где воля, там и способ
- Основное желание: доказать свою ценность мужественными поступками
- Цель: экспертное мастерство, способное улучшить мир
- Самый большой страх: слабость, уязвимость, быть «цыпленком»
- Стратегия: быть максимально сильным и компетентным
- Слабость: высокомерие, всегда нужно еще одно сражение, чтобы сражаться
- Талант: компетентность и мужество
- Герой также известен как воин, крестоносец, спасатель, супергерой, солдат, убийца драконов, победитель и командный игрок.
4. Воспитатель
- Девиз: Возлюби ближнего своего, как самого себя
- Основное желание: защищать и заботиться о других
- Цель: помогать другим
- Самый большой страх: эгоизм и неблагодарность
- Стратегия: делать что-то для других
- Слабость: мученичество и эксплуатация
- Талант: сострадание, великодушие
- Опекун также известен как: Святой, альтруист, родитель, помощник, сторонник.
Типы душ
5. Исследователь
- Девиз: Не загораживай меня
- Основное желание: свобода узнать, кто вы есть, исследуя мир
- Цель: испытать лучшую, более настоящую, более полноценную жизнь
- Самый большой страх: попадание в ловушку, конформизм и внутренняя пустота
- Стратегия: путешествие, поиск и знакомство с новыми вещами, спасение от скуки
- Слабость: бесцельное блуждание, превращение в неудачника
- Талант: самостоятельность, честолюбие, верность своей душе
- Исследователь также известен как: Искатель, иконоборец, странник, индивидуалист, пилигрим.
6. Мятежник
- Девиз: Правила созданы, чтобы их нарушать
- Основное желание: месть или революция
- Цель: перевернуть то, что не работает
- Самый большой страх: быть бессильным или неэффективным
- Стратегия: разрушить, уничтожить или шокировать
- Слабость: переход на темную сторону, преступление
- Талант: эпатажность, радикальная свобода
- Преступник также известен как бунтарь, революционер, дикарь, неудачник или бунтарь.
7. Любовник
- Девиз: Ты единственный
- Основное желание: близость и опыт
- Цель: поддерживать отношения с людьми, работой и окружением, которые они любят
- Самый большой страх: быть одиноким, тихоней, нежеланной, нелюбимой
- Стратегия: становиться все более и более физически и эмоционально привлекательными
- Слабость: направленное вовне желание угодить другим с риском потерять собственную идентичность
- Талант: страсть, благодарность, признательность и приверженность
- Любовник также известен как: партнер, друг, близкий человек, энтузиаст, сластолюбец, супруг, создатель команды.
8. Творец/Художник
- Девиз: Если вы можете это представить, это можно сделать
- Основное желание: создавать вещи непреходящей ценности
- Цель: реализовать видение
- Самый большой страх: посредственное видение или исполнение
- Стратегия: развитие художественного контроля и мастерства
- Задача: создавать культуру, выражать собственное видение
- Слабость: перфекционизм, плохие решения
- Талант: творчество и воображение
- Создатель также известен как художник, изобретатель, новатор, музыкант, писатель или мечтатель.
Самотипы
9. Шут
- Девиз: Живешь только один раз
- Основное желание: жить настоящим моментом с полным удовольствием
- Цель: отлично провести время и сделать мир светлее
- Самый большой страх: скучать или надоедать другим
- Стратегия: играй, шути, будь веселым
- Слабость: легкомыслие, пустая трата времени
- Талант: радость
- Шут также известен как: дурак, обманщик, шутник, шутник или комик.
10. Мудрец
- Девиз: Правда сделает вас свободными
- Основное желание: найти правду.
- Цель: использовать интеллект и анализ, чтобы понять мир.
- Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение или невежеством.
- Стратегия: поиск информации и знаний; саморефлексия и понимание мыслительных процессов.
- Слабость: может вечно изучать детали и никогда не действовать.
- Талант: мудрость, интеллект.
- Мудрец также известен как: эксперт, ученый, детектив, советник, мыслитель, философ, академик, исследователь, мыслитель, планировщик, профессионал, наставник, учитель, созерцатель.
11. Волшебник
- Девиз: Я заставляю вещи происходить.
- Основное желание: понимание фундаментальных законов Вселенной
- Цель: воплотить мечты в реальность
- Сильнейший страх: непреднамеренные негативные последствия
- Стратегия: разработайте видение и живите в соответствии с ним
- Слабость: склонность к манипуляциям
- Талант: поиск беспроигрышных решений
- Маг также известен как: провидец, катализатор, изобретатель, харизматичный лидер, шаман, целитель, знахарь.
12. Правитель
- Девиз: Сила — это еще не все, это единственное.
- Основное желание: контроль
- Цель: создать благополучную, успешную семью или сообщество
- Стратегия: упражнение силы
- Самый большой страх: хаос, быть свергнутым
- Слабость: авторитарность, неспособность делегировать полномочия
- Талант: ответственность, лидерство
- Правитель также известен как: Босс, лидер, аристократ, король, королева, политик, образец для подражания, менеджер или администратор.
Корпоративный взгляд на юнгианские архетипы
Какие известные корпоративные бренды представляют каждый из архетипов?
Если вам понравился этот пост, вам также понравятся Почему бизнес-лидеры нанимают коучей и Что такое история?.
Дополнительные ресурсы о личности
Конор объясняет пять основных черт личности…
Другие инструменты профиля личности, позволяющие понять себя и окружающих:
- Индикатор типа Майерс-Бриггс (платно). Вот бесплатный тест в стиле Майерс-Бриггс .
- Профиль DISC
- Энеаграмма
Какой у вас доминирующий архетип? Я хотел бы услышать в комментариях ниже 😉
Нравится:
Нравится Загрузка…
Что такое юнгианские архетипы? Список 12 типов Карла Юнга
юнгианских архетипов: в этой статье описываются юнгианских архетипа , разработанные Карлом Юнгом на практике. После прочтения вы поймете основы этого мощного инструмента личного и самоанализа.
Что такое юнгианские архетипы?
Швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг первым применил архетипы в аналитической психологии в начале 20 века.
В этой психологической структуре архетипы представляют собой бессознательные универсальные модели идей. Слово «архетип» происходит от древнегреческого «архе», что означает «происхождение» и относится к исходной модели.
Хотите неограниченный доступ без рекламы?
Архетипы часто используются в мифологии, сагах, сказках и народных сказках по всему миру.
Юнгианские архетипы: коллективное сознание
Согласно Карлу Юнгу, в коллективном сознании человеческого мозга существуют архетипы. Это касается инстинктивной памяти людей, которые демонстрируют идентифицируемое поведение, которое мгновенно распознается другими.
Согласно Юнгу, архетипы присутствуют в человеческом разуме с рождения. Самый известный пример — женщина, родившая ребенка. Карл Юнг считает, что в этой ситуации пробуждается архетип «мать» и берет на себя его роль, заставляя женщину инстинктивно защищать и заботиться о своем ребенке. Архетипы фиксируются в бессознательном, но становятся видимыми через поведение.
Юнгианские архетипы и автоматическое поведение
Согласно Карлу Юнгу, человеческие архетипы можно сравнить с животными инстинктами; они тоже активируют автоматическое поведение. С человеческими архетипами людей побуждают к автоматическим эмоциям и моделям мышления.
Хорошим примером этого являются отношения матери и ребенка. Поведение обоих архетипов, «матери» и «ребенка», давно присутствует в человечестве, потому что является частью нашего существования. Архетипы можно рассматривать как шаблоны, которые вступают в игру только тогда, когда к ним обращаются. Ситуации, места, события, просмотр фильма, запахи и так далее могут быть поводом для обращения к архетипу.
Архетипическая проекция
Архетип, который проецируется на человека (вспомните главного героя приключенческого фильма), придает этому человеку завораживающее сверхъестественное свечение.
Это приводит к тому, что люди находятся под влиянием этих архетипических проекций, что делает их неспособными видеть в человеке что-то иное, кроме архетипа, с которым они связаны. Например, герой упомянутого выше фильма не может считаться неудачником. Например, архетипическая проекция может привести к разрушительной харизме некоторых лидеров. Их последователи видят только одно и больше не способны объективно смотреть на человека, о котором идет речь.
Юнгианские архетипы: 5 основных архетипов
Юнг называет группу воспоминаний, связанных с архетипом, «комплексом»; Эдипов комплекс или комплекс Матери является наиболее известным из них. Можно выделить более 100 различных архетипов, пятью наиболее известными являются следующие основные архетипы:
Персона
Этот архетип представляет собой человека, каким он показывает себя внешнему миру. Это не всегда совпадает с тем, кто они есть на самом деле. Персона — это социальная маска; люди производят хорошее впечатление на внешний мир.
Тень
Этот архетип представляет темную сторону человеческого мозга и нацелен на немедленное удовлетворение потребностей.
Анима
Этот архетип отражает женскую часть души. Это есть как у мужчин, так и у женщин, но у мужчин это образует бессознательную противоположность.
Анимус
Это мужская часть психики, она также присутствует как у мужчин, так и у женщин. У женщин это неосознанная противоположность.
Самость
Этот архетип показывает подлинное «я», полноценную личность человека, что гарантирует его саморазвитие.
Другие архетипы
Кроме них, есть ряд других архетипов, которые можно различить, особенно узнаваемых из мифологии, народных сказок и мира сказок. Писатели и режиссеры также часто использовали следующие архетипы:
Ребенок
Всегда молодой и невинный Вспомните Спайка и Сьюзи и Гарри Поттера.
Герой
Герой никогда не проигрывает и всегда имеет решение. Вспомните мифологических полубогов Геракла и Тесея, а также Человека-паука и Супермена.
Великая Мать
Защитная, добрая Мать, обладающая большой (исцеляющей) силой. Подумайте о матери-земле Гайе, Марии и мифологических богинях Гере и Деметре.
Мудрый старец
Это философ и исследователь, который много знает, поддерживает других и учит их. Вспомните Дамблдора из франшизы о Гарри Поттере, Гэндальфа из «Властелина колец» и Санта-Клауса.
Обманщик
Обманщик ненадежен и очень хитер. Он осуществляет планы личной выгоды. Вспомните Лиса Рейнарда и Робин Гуда; хотя последний играет двойную роль героя и обманщика одновременно.
Юноша
Это невинный молодой человек, очень утонченный, любящий искусство и очень чувствительный. Подумайте о мифологических Аполлоне и Питере Пэне.
Прекрасная дева
Это невинная молодая женщина, воплощение чистоты и добра. Пример другим. Вспомните «Спящую красавицу» и «Золушку».
Применение и примеры юнгианских архетипов
Юнгианские архетипы часто применялись за пределами психологии, например, в литературе, искусстве и даже в рекламе. Бренд может сильнее позиционировать себя, используя юнгианские архетипы в своей рекламе. Эти психологические модели происхождения фиксируют паттерны и символы, возникающие в бессознательном. Используя этот тип рекламы, организация может без слов показать, что у их бренда есть душа.
Люди покупают бренд, потому что он представляет собой нечто большее, чем-то, частью чего люди бессознательно хотят быть. Крупные, успешные бренды что-то обозначают и излучают символизм.
Apple, Coca-Cola и Ikea — хорошие тому примеры. Apple ищет приключений, Coca-Cola олицетворяет свободу, а Ikea нацелена на «простого человека». Использование архетипа дает организациям и их брендам психологическое дополнение, делая бренд более правдоподобным.
Получайте обновления от Toolshero о новых методах, моделях и теориях!
Ваша очередь
Что вы думаете? Каков ваш опыт работы с юнгианскими архетипами? Знакомо ли вам практическое объяснение выше или у вас есть дополнения? Каковы ваши факторы успеха для хорошего самоанализа или теста юнгианских архетипов?
Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.
Дополнительная информация
- Аурелио, Дж. М. (1995). Использование юнгианских архетипов для изучения более глубоких уровней организационной культуры: встреча с психикой вашей организации . Журнал управленческих исследований, 4(4), 347-368.
- Юнг, К.Г. (2014). Архетипы и коллективное бессознательное . Рутледж.
- Робертсон, Р. (2016). Юнгианские архетипы: Юнг, Гёдель и история архетипов . Открытые дорожные СМИ.
Как цитировать эту статью:
Малдер, П. (2018). Юнгианские архетипы . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/psychology/jungian-archetypes/
Добавьте ссылку на эту страницу на своем веб-сайте:
Toolshero: Юнгианские архетипы
Вы находите эту статью интересной?
Ваша оценка более чем приветствуется или поделитесь этой статьей в социальных сетях!
Средняя оценка 4. 4 / 5. Всего голосов: 5
Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.
Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!
Давайте улучшим этот пост!
Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?
Метки: типы личности Теории личности
12 юнгианских архетипов – Психология
4 минуты
12 личностных архетипов Карла Юнга лежат в основе таких древних произведений, как «Одиссея», и мы также можем увидеть их в современных произведениях, таких как «Матрица».
Последнее обновление: 15 апреля 2020 г.
Карл Густав Юнг, пожалуй, самый известный диссидент классического психоанализа. Он отошел от идей Фрейда и исследовал корни предков и коллективное бессознательное, и у него было много революционных идей. Одним из них были 12 юнгианских архетипов личности.
Чтобы определить свои 12 архетипов личности, Юнг изучил символы и мифы многих различных культур. Эти архетипы представляют модели поведения, составляющие различные способы бытия. Они также являются культурными символами и образами, которые существуют в коллективном бессознательном.
«Человек становится просветленным не воображая образы света, а делая тьму осознанной. Более поздняя процедура, однако, неприятна и поэтому не популярна».
-Карл Юнг-
Он определил 12 юнгианских архетипов как врожденную тенденцию создавать образы с интенсивным эмоциональным значением, которые выражают реляционное первенство человеческой жизни. Это отпечатки, которые похоронены в нашем бессознательном. Эти термины определяют определенные черты, которые есть у всех нас.
1. Мудрец
Мудрец — свободомыслящий. Их интеллект и знание являются причиной их жизни, их сущностью. Они стремятся понять мир и свое существо, используя свой интеллект и аналитические способности. У них всегда есть факт, цитата или логический аргумент на кончике языка.
2. Невинный
Невинный, кажется, прочитал и усвоил все книги по самопомощи в мире. Они оптимистичны и всегда ищут счастья. Невинный во всем видит хорошее. Они хотят чувствовать себя хорошо приспособленными к окружающему миру. Невинный также хочет доставить удовольствие другим и почувствовать себя своим.
3. Исследователь
Исследователь — отважный путешественник. Th Они отправляются в путь без ясного пути и всегда открыты к новизне и приключениям. Исследователь очень любит открывать для себя новые места и узнавать новое о себе. Недостатком архетипа исследователя является то, что они всегда ищут совершенства и никогда не бывают удовлетворены.
4. Линейка
Линейка — классический лидер. Они считают, что именно они должны навести порядок в любой ситуации. Правитель стабилен, стремится к совершенству и хочет, чтобы все следовали его примеру. Как правило, у них есть множество причин, по которым все должны их слушать. Это один из 12 юнгианских архетипов, связанных с властью. Правитель в своем стремлении навязать свою волю другим легко может стать тираном.
5. Создатель
Создатель имеет глубокое стремление к свободе, потому что любит новизну. Они любят преобразовывать вещи, чтобы сделать что-то совершенно новое. Творец умен, нонконформист и самодостаточен. Они изобретательны и добродушны. Однако они также могут быть непоследовательными и тратить больше времени на размышления, чем на самом деле.
6. Опекун
Опекун чувствует себя сильнее других людей. Следовательно, они предлагают материнскую защиту окружающим. Они хотят защитить людей от вреда и пытаются предотвратить любую опасность или риск, угрожающие счастью других людей. В крайних случаях воспитатель превращается в мученика, постоянно напоминающего всем о своих жертвах.
7. Волшебник
Волшебник похож на великого революционера. Они возрождаются и обновляются не только для себя, но и для других. Они постоянно растут и трансформируются. Отрицательная сторона архетипа мага в том, что их настроение может быть заразительным. Иногда они превращают положительные события в отрицательные.
8. Герой
Стержнем жизни героя является сила. Герой обладает необычайной живучестью и сопротивлением, которые они используют для борьбы за власть или честь. Они сделают все, чтобы не проиграть. На самом деле, они не проигрывают, потому что никогда не сдаются. Герой может быть чрезмерно амбициозным и властным.
9. Мятежник
Мятежник — преступник. Они провоцируют людей и совершенно не заботятся о чужом мнении. В результате им нравится идти против течения и думать самостоятельно. Они не любят подвергаться давлению или влиянию. Отрицательная сторона бунтарского архетипа в том, что он может стать саморазрушительным.
10. Любовник
Любовник весь сердце и чувствительность. Они любят любовь и любят изливаться ею на других людей. Самое большое счастье для них — чувствовать себя любимыми. Они наслаждаются всем, что приятно для чувств. Они ценят красоту (во всех смыслах этого слова) превыше всего.
11. Шут
Шут любит посмеяться даже над собой. Они не носят никаких масок и склонны ломать чужие стены. Они никогда не воспринимают себя всерьез, потому что их цель — наслаждаться жизнью. Отрицательная сторона шутов в том, что они могут быть похотливыми, ленивыми и жадными.
12. Сирота
Прообраз сироты ходит с открытыми ранами. Они чувствуют себя преданными и разочарованными. Они хотят, чтобы другие люди взяли на себя ответственность за их жизнь. Когда никто этого не делает, они разочаровываются. Они склонны проводить время с людьми, которые чувствуют себя так же, как они. Сирота часто играет роль жертвы. Они притворяются невиновными. У сироты есть циничная сторона и манипулятивный талант.
12 юнгианских архетипов, которые мы здесь описываем, не являются единственной версией идей Юнга. Другие версии включают разные архетипы.