Ассертивное поведение
Тип термина: Definition
Термин: Ассертивное поведение
Альтернативные термины: —
Короткое описание: Ассертивное поведение (от английского «assert» — утверждать, заявлять; доказывать, защищать, отстаивать свои права, быть напористым) – это уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов.
Длинное описание:
Ассертивное поведение (от английского «assert» — утверждать, заявлять; доказывать, защищать, отстаивать свои права, быть напористым) – это уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов и уважением к интересам других.
Ассертивное поведение предполагает уверенную и активную позицию. При ассертивном поведении человек четко осознает свои цели и права и открыто заявляет об этом, а также отстаивает их.
Ассертивное поведение тесно связано с эмоциональной компетентностью. Только осознавая свои эмоции и умея ими управлять, человек может сохранять эмоциональный штиль – непременное условие ассертивности.
Ассертивный человек:
-
Свободно выражает свои мысли и чувства. Посредством слов и действий он как бы говорит: «Это — я. Вот, что я думаю, чувствую, желаю».
-
Может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, друзьями, семьей. Это общение открытое, честное, прямое и адекватное.
-
Имеет активную жизненную позицию.
Умеет ставить цели и активно добивается желаемого. -
Уважает и ценит себя. Такой человек принимает ограничения в определенной ситуации, и его действия направлены на поддержание самоуважения.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути, ассертивность — это философия личной ответственности. Речь идет о том, что человек сам ответственен за свое поведение и не имеет права винить других людей за свою реакцию на их поведение.
Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. При этом демонстрация самоуважения является спокойной и не агрессивной.
Открытость при общении. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счет эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.
Умение слушать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека, т.к. для того, чтобы принимать во внимание интересы другого человека, нам нужно сначала их выяснить.
Умение вести переговоры и находить максимальный общий выигрыш. Стремление к нахождению максимального общего выигрыша — одна из важнейших характеристик ассертивного поведения. Нахождение максимального общего выигрыша помогает наилучшему достижению своих интересов и одновременно интересов партнера по общению.
все Статьи
Что такое ассертивность и в чем выражается такое поведение?
Способность отстаивать свою точку зрения, вежливо, но настойчиво отказываться от предложения, защищать личные границы дана не всем. В психологии такое умение называется ассертивностью.
Ассертивное общение помогает в повседневной жизни — выстраивать коммуникацию на работе, в компании и в семье.
В этой статье мы поговорим о том, что такое ассертивность и как ее развить, а также приведем правила ассертивного поведения.
Что такое ассертивность в психологии
Ассертивность — это особый навык человека, умение отстаивать свою точку зрения, интересы и границы, не нарушая чужих личных границ и не конфликтуя.
Ассертивный человек демонстрирует уважение к окружающим, не теряя самоуважения. Он так выстраивает коммуникацию, чтобы не ущемить своих интересов, и не задеть чужих. По сути, ассертивная коммуникация — это стремление к компромиссу.
Само название термина произошло от английского глагола «to assert», что переводится как «настаивать на своем, утверждать, заявлять».
Ассертивная личность всегда ведет себя вежливо, не опускается до обвинений и агрессии, не манипулирует. А просто доносит личное мнение до окружающих, используя конструктивные доводы.
Нас с детства учат, что есть плохое поведение, а есть хорошее. Плохое поведение выражается в агрессии, в грубости, хамстве, враждебности. А хорошее — в доброте, уважении, вежливости. Родители часто, по сути, «навязывают» детям такую модель поведения — «слушайся старших», «делай все что тебе говорят», «не кричи, не шуми», «делай так, чтобы мне не было за тебя стыдно перед другими». То есть будь «удобным», считай пассивным.
Пассивное поведение этим и отличается от агрессивного — не вступать в конфликты, не провоцировать, подчиняться, то есть терять контроль над собой и способность брать на себя ответственность за собственное поведение.
Агрессивное поведение — другая «крайность» — требовать, манипулировать, навязывать точку зрения, настаивать, не считаться ни с кем, идти на принцип.
Между агрессией и пассивностью есть «золотая середина» — ассертивность. Ассертивное поведение — мягкое, но настойчивое. Когда человек умеет постоять за себя, но не «перегибает палку», умеет отказывать и принимать отказ — это ассертивные действия.
Важно! Ассертивная личность отстаивает свою точку зрения, понимает свои желания, уважает чужое мнение и берет ответственность за собственную жизнь на себя. Она не испытывает чувство вины, беспокойства за личный выбор, уверена в том, что делает и открыто говорит о потребностях.
Признаки ассертивности
Ассертивность помогает человеку выстраивать эффективную коммуникацию, открыто выражать свои желания и мысли, адекватно реагировать на отказ или на высказывание чужого мнения.
Помимо этого, человек с «прокачанными» навыками ассертивности:
- правильно и эффективно распоряжается с временем, делегирует задачи
- умеет признавать ошибки и анализировать поступки
- сохраняет самообладание, ясность ума, эмоциональный фон
- развивает мышление и эмоциональный интеллект
Пример
Часто в обычной жизни наши планы корректируют наши знакомые и друзья. Так, когда вы собрались отдохнуть, вас просят срочно помочь, перекладывают на нас свои проблемы и обижаются, когда мы отказываем. А часто мы и не отказываем, потому что нас учили быть «удобными» и всегда приходить на помощь, даже в угоду личным планам. Поэтому в «законный» выходной мы едем на другой конец города, копаем картошку, перевозим вещи, забывая про собственные желания.
Те люди, у которых хорошо развито ассертивное мышление не будут чувствовать вину за собой, если откажут друзьям в решениях их проблем, не станут терпеть давление и манипуляции, открыто скажут о своих желаниях и планах и не будут извиняться, что не смогли приехать.
Что дают навыки ассертивного поведения
Почему ассертивное поведение так важно для человека? Это психологический навык, который дает уверенность в своих силах, вести активную социальную жизнь, сглаживать конфликты и находить компромиссы.
Рассмотрим несколько положительных качеств, которые дают человеку ассертивные действия:
Качество личности |
Характеристика ассертивности |
Умение общаться и слушать людей |
Упрямый и агрессивный человек никогда не придет к компромиссу в переговорах, не совершит сделку на нужных условиях, не сможет найти новых партнеров. |
Умение обходить «острые углы» |
Навык ассертивности позволяет снижать градус напряженности, искать компромисс при столкновении интересов, отстаивать личное мнение, не «обрастая» врагами. |
Умение выслушать собеседника, даже если мнения разошлись |
Не все люди могут спокойно выслушать противоположную точку зрения. Многие сразу же прибегают к манипуляции, агрессии и язвительным замечаниям, перебивают собеседника и стараются перетащить «одеяло на себя». |
Чувство такта и дипломатичность |
Эти качества, наряду с коммуникабельностью «прокачиваются» через ассертивное общение. Гибкость ума и умение вовремя остановиться приветствуется не только в обычной жизни, но и в бизнесе. |
Уверенность в себе |
Ассертивность связана с самооценкой. Занимайтесь саморазвитием и хвалите себя и тогда вы станете успешнее и счастливее. |
Наш стиль поведения и уровень самооценки зависит от той ролевой модели, которую мы «выучили» и приняли за правильную в детстве. Если кто-то комфортно себя ощущает в агрессивном стиле, то он и будет демонстрировать и транслировать в мир именно эти качества.
Важно! Нет 100% ассертивных людей — в определенных моментах мы можем найти компромисс и отстоять собственные желания, а иногда действуем пассивно или агрессивно. Наша ассертивность зависит от контекста и множества факторов.
Правила ассертивности
Ложное убеждение |
Принцип ассертивности |
Оценивать мои поступки должен тот, кто опытнее меня в этом вопросе |
Я имею право анализировать и оценивать собственное поведение и отвечать за собственные слова и действия |
Я отвечаю за свое поведение перед другими |
Я могу не объяснять мое поведение, не должен оправдываться и извиняться, если сделал что-то не так, как от меня ожидали |
Я должен всегда идти навстречу, соглашаться помогать, иначе обо мне скажут, что я черствый и бездушный |
Я имею право сказать «нет», высказать нежелание заниматься чем-либо, не объясняя личные мотивы |
Принятую точку зрения менять нельзя, нужно твердо стоять на выбранном мнении |
Я могу изменить принятое решение и иметь иную точку зрения, даже если до этого я думал по-другому. |
Я не могу ошибаться |
Я, как и любой другой человек, имею право на ошибку. Я сам отвечаю за личные действия |
В моих поступкам всегда должна быть логика и рациональное звено |
Я имею право поступать так, как хочу, даже если мои действия «не укладываются» в чье-то понимание и кажутся нелогичными |
Чтобы понять, насколько у вас «прокачана» ассертивность, ответьте себе честно на несколько вопросов:
- Могу ли я отказать, не чувствуя за собой вины?
- Могу ли я открыто выражать собственные чувства, в том числе и негативные и высказывать точку зрения, не боясь никого обидеть?
- Могу ли попросить о помощи, не чувствуя «ответного долга»?
- Знаю ли я, где грань моей ответственности и беру ли я ее на себя?
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы не умеете отстаивать свою точку зрения, всегда соглашаетесь с оппонентом или пытаетесь оспорить сказанное. Наши психологи расскажут, как найти внутреннюю опору, слушать собственные желания, повысить самооценку и уверенность в себе.
Частые вопросы
Что мешает развивать ассертивность?
+
Мешает развитию ассертивности низкая самооценка, неуверенность в себе, отсутствие самоуважения, эмпатии. Эти качества напрямую связаны с воспитанием и влиянием социума. Если вы были «удобным ребенком», то послушание тоже будет мешать вам отстаивать свои права.
Какие навыки ассертивности можно выделить?
+
Можно привести несколько самых очевидных навыков ассертивности — это искренность, прямота, честность, уверенность, принятие ответственности за свое поведение и личную жизнь.
Что будет, если о своих желаниях и потребностях не говорить?
+
Психологи давно заметили и доказали тот факт, что замалчивание желаний, потребностей, неспособность анализировать и контролировать эмоции ведет к депрессивным состояниям, стрессу, апатии и психосоматическим заболеваниям.
Заключение эксперта
Ассертивность – это навык успешных, уверенных, зрелых и самодостаточных людей. Именно такое поведение позволяет выстраивать нормальные и долгосрочные партнерские и внутрисемейные отношения, эффективно распоряжаться своими ресурсами, не тратить время на выяснение отношений и разрешение конфликтов. Уважение к себе и к другим приходит только с практикой. Попробуйте изменить поведение, научится ассертивности, чтобы изменить жизнь.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 263
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Определение, значение для карьеры, способы совершенствования
Настойчивость означает готовность отстаивать свои права и права других в спокойной, прямой и позитивной манере, не проявляя чрезмерной агрессии.
Этот навык помогает нам сообщать или выражать свои чувства и недовольство наиболее эффективным способом, сохраняя при этом гармонию. Это рассматривается как тема на некоторых курсах обучения коммуникативным и социальным навыкам.
Настойчивость не означает и не гарантирует, что вы всегда будете побеждать. Демонстрируя напористость, также учитываются права и авторитет других. Человек с большими навыками напористости — это тот, кто может сбалансировать свои собственные желания, а также желания и права противоборствующих сторон.
Важность уверенности в себеНастойчивость приносит огромные преимущества. В ходе вашей карьеры будут времена, когда менеджеры, правительственные чиновники, средства массовой информации и т. д. могут вероломно вести себя с вами. В такие моменты напористость — больше, чем просто необходимый навык. Это один из лучших способов исправить неправильное лечение, не вызывая беспорядка на рабочем месте.
Другие преимущества уверенности в себе включают:
- Повышение уверенности в себе. Существует прямая связь между напористостью и уверенностью в себе. Использование напористых навыков естественным образом повышает уровень уверенности в себе.
- Снижение стресса. Настойчивость помогает вам выразить свои чувства, добиться того, чтобы ваш голос был услышан, и решить вашу проблему, сохраняя при этом гармонию. Это устраняет невыраженные чувства и внутреннее горе, которые приводят к стрессу и разочарованиям.
- Предотвращает или уменьшает раздоры. Ты же не хочешь иметь плохую репутацию? Отличные навыки напористости устраняют или снижают вероятность того, что вы станете источником неприятностей в вашей организации.
Способность эффективно выражать свое неудовольствие наиболее подходящим способом — это навык, который ускользает от многих. Эти советы помогут вам стать частью немногих счастливчиков.
- Расскажите конкретно о своей проблеме: Настойчивость проявляется в общении. Вы должны быть уверены в том, что вызывает у вас недовольство, и реагировать на них должным образом. Не ходите вокруг да около и не говорите о тривиальных вещах. Сначала говорите о самых важных или критических вещах.
- Нападайте на проблему, а не на людей: Помните, что напористый человек не является автором путаницы. Не нападайте на личность людей и не предполагайте, что они предвзяты или несправедливы по отношению к вам. Вместо этого объясните, как неудачное решение или обвинение и т. д. может подорвать ваши права или привилегии. Убедите их поверить, что вы думаете, что они совершили досадную ошибку, а не преднамеренную попытку подорвать вас.
- Будьте уверены: В особенности, когда вы имеете дело с людьми, которые преднамеренно пытаются обмануть вас, потому что они считают вас невежественными, вы должны проявлять большое мужество и уверенность. Ваша смелость в изложении своих обид заставляет людей видеть в вас серьезность. Это побуждает их принять необходимый курс действий или корректирующие меры.
- Знайте свои права и обязанности: Как вы можете проявлять настойчивость, если вы даже не знаете, каковы ваши права, ограничения и привилегии? Получив глубокие знания о своих правах, привилегиях, ограничениях и т. д., вы сможете говорить с достаточной ясностью, уверенностью и соответствующими фактами в поддержку своих утверждений.
Профили вакансий, для которых требуется этот навык
Данные и аналитика Человеческие ресурсы Маркетинг Управление продуктом Продажи
Студенческие медицинские и консультационные услуги
Обзор уверенности в себе
Многим студентам колледжей трудно честно и открыто выражать свои чувства, потому что они не проявляют уверенности в себе. Это может стать проблемой при построении отношений, выходе в мир карьеры или общении с друзьями, членами семьи и коллегами.
Развитие уверенности в себе может помочь вам:
- Развитие навыков общения
- Позвольте вам чувствовать себя уверенно
- Повысить самооценку
- Помочь вам завоевать уважение других
- Улучшите свою способность принимать решения
Настойчивость — это способность выражать свои чувства, мнения, убеждения и потребности прямо, открыто и честно, не нарушая при этом личных прав других. Напористость никоим образом не означает агрессивность, которая не принимает во внимание мысли или права других.
Подробнее об уверенности в себе
Уверенность — это, прежде всего, способность выражать свои мысли, чувства и мнения таким образом, чтобы способствовать уважительному диалогу. Некоторые примеры напористой коммуникации включают в себя «сообщения о моих чувствах» (описывать ситуацию, выражать свои чувства, давать конкретные предложения и предлагать компромиссы или последствия), «базовые утверждения», такие как отказ, принятие или выполнение простых просьб («Спасибо, но Я не голоден», «Не могли бы вы объяснить вопрос?») и выражение предпочтения или мнения («Я предпочитаю живую музыку просмотру фильма»).
Ассертивные навыки отличаются от «агрессивных» и «пассивных» форм общения. Громкий или кричащий голос, обзывательство, требования или унижение кого-либо — примеры «агрессивного» подхода. Чаще всего другой человек будет чувствовать неуважение, нападение и оборону. Точно так же, если вы не делитесь своими чувствами, это считается «пассивным» или неуверенным, и другой человек может чувствовать себя лишенным как возможности понять ваши чувства, так и того, как реагировать на ваши опасения. Во многих ситуациях напористый, агрессивный и пассивный стили общения не исключают друг друга. Их можно использовать вместе или по отдельности, в зависимости от культурных норм и ситуаций. Тем не менее, напористое общение является предпочтительным подходом для успешного общения.
Уверенность в себе может быть одной из проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты. Узнайте больше о адаптации в качестве иностранного студента, прочитав нашу тему о здоровье для иностранных студентов.
Что можно сделать
Развитие навыков уверенности в себе
Ниже приведены рекомендации по развитию уверенности в себе:
- Стремитесь быть ясным, честным и открытым в своих чувствах, мнениях и потребностях.
- Не позволяйте своим друзьям, одноклассникам и т. д. навязывать или навязывать вам свое поведение, ценности и идеи, вместо этого дайте им знать, что вы думаете, чувствуете и хотите.
- Научитесь говорить нет необоснованным просьбам. Используйте слово «нет» и предложите объяснение, если хотите. Не извиняйтесь и не придумывайте оправданий.
- При общении с другими следите за своим вербальным и невербальным общением, например, не кричите и не шепчите, а также старайтесь следить за зрительным контактом и положением тела и делать его соответствующим ситуации.
Изучите язык самоутверждения
Ниже приведены рекомендации относительно языка самоутверждения:
- Используйте сообщения «Я чувствую», например «Я думаю… Я чувствую… Я хочу…»
- Используйте утверждения Личная ссылка и личное значение: «Вот как я это вижу…» «По моему мнению…» «Вот как я себя чувствую…» «Вот что значит меня…»
- Использование операторов, предлагающих компрометацию
- Найдите время, чтобы подумать, понять, чем вы хотите отличаться, или подумайте о компромиссе, попросив время, например «Я хотел бы обсудить это через час»
- Признавайте то, что говорят другие, затем повторяйте свои взгляды, мнения, потребности и т. д.
- Обеспечьте обратную связь — ответьте на то, что говорит другой человек, и попросите разъяснений, прежде чем предполагать, что вы понимаете его или ее смысл
- ИЗБЕГАЙТЕ требовательных и обвиняющих заявлений
Практика уверенного общения
- Выражайте простые запросы: «Можно мне копию программы?» «Можете ли вы (пожалуйста) направить меня в Управление финансовой помощи?»
- Выразить мнение, мысль или чувство: «Мне показалось, что сегодняшняя лекция была очень интересной!» «Меня беспокоили вопросы на экзамене»
- Объедините простую просьбу с мнением, мыслью или чувством: «Профессор Джонс, мне понравилась сегодняшняя лекция, но я (чувствую) запутался в математическом уравнении. Не могли бы вы повторить это уравнение со мной?»
- Потренируйтесь выражать более сложные чувства с помощью «Я чувствую сообщения» или подхода DESC: Опишите ситуация, выразите что вы чувствуете, конкретные предложения и/или компромиссы, продолжение общения или последствия .
- Помните о подходящем времени, месте и способе обращения к слушателю. Например, сообщить соседу по комнате, что вы хотели бы обсудить что-то за ужином, лучше, чем пытаться поделиться своими опасениями, пока он идет на экзамен.
- Стремитесь к прямому, уместному зрительному контакту при разговоре с кем-то. Это может варьироваться в зависимости от культуры, поэтому может помочь наблюдение за другими, которые кажутся успешными с этими навыками. Кроме того, говорите четко и внятно, не повышая голоса, но выражение эмоций – это нормально. Помните, мы также общаемся своим поведением, выражением лица и тоном голоса!
- Создайте иерархию или шаги от наименее пугающей ситуации до все более сложной ситуации, где вы можете практиковать свои напористые навыки. Примером может быть использование простой просьбы, вопрос в рабочее время вашего преподавателя и обретение уверенности, чтобы следовать комментарию в классе с вашим подтверждением или мнением о том, что только что поделился другой студент.