Ассоциативная память это: Ассоциативная память — Психологос

Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти

Характеристика и особенности ассоциативной памяти. Развитие ассоциативной памяти.

Нашей памяти присуща ассоциативность. Это выражается в том, что отдельное воспоминание может вызвать в памяти другое, другое – третье, и т.д., заставляя или позволяя мыслям по цепочке мысленных ассоциаций двигаться от одного к другому. Ассоциативная память представляет собой связь между обстоятельствами и представлениями отдельного человека. Ассоциации – своего рода незримые крючки, извлекающие из глубин накопленного в памяти опыта, обстоятельств, представлений пережитые моменты (то, что было) и связывающие с тем, что нужно запомнить.

В психологии существует несколько направлений, связанных с памятью. Основные среди них – ассоциативная, бихевиористическая, когнитивная, деятельностная. Все они сходятся в том, что память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации и её забывания и в том, что память – основа в процессе становления личности.

В то же время, исходя из своих принципов, каждая из теорий памяти по-своему объясняет суть и закономерности этого процесса.

Одна из таких теорий – ассоциативная теория памяти. Она исходит из представления, что ассоциация – не что иное как связь, имеющая место между психическими явлениями. Такие связи при запоминании устанавливаются между частями запоминаемого или воспроизводимого материала. Дело в том, что в процессе припоминания человек всегда ищет какие-то связи, установленные между тем материалом, который имеется и тем, который необходимо воспроизвести.

Были выявлены некоторые закономерности, на основе которых образуются ассоциации:

—     По смежности. Она имеет место в том случае, если воспринимаемый образ ассоциируется с прошлыми пережитыми представлениями или с теми, которые были одновременно пережиты, связаны с данным образом, то есть на основе объединения с предыдущим материалом. Например, вспомнив свою школу, скорее всего, мы вспомним и классную руководительницу или школьного друга и связанные с ними эмоции, а вспомнив коллегу по работе, возможно, вспомним, что следующая суббота – рабочая, и нужно не забыть установить будильник на утро выходного дня.

—     По схожести. Замечали, что, например, некоторые люди кого-то напоминают? Может, Вам случалось, взглянув на незнакомого человека, найти в нем некий «типаж» или обнаружить, что его черты (лицо, манера поведения, осанка и т.д.) Вам запомнятся, поскольку он похож на…? Например, неуклюжий, лохматый, с переваливающейся походкой – как медведь; маленькая, невзрачная, пугливая и беззащитная с виду – как воробушек; яркий, важный, с расправленными плечами и медленными важными движениями – как павлин.

—     По контрасту. Нам очень легко ассоциировать «белое — чёрное», «добрый — злой», «толстый — тощий». Их тоже производит наша ассоциативная память и использует для закрепления образа. В этом случае воспринимаемые образы извлекают из сознания противоположные представления. Так, столкнувшись с раздражённой соседкой, Вы вспоминаете, какой спокойной кажется её сестра.

Недостаток ассоциативной теории памяти заключается в том, что она не объясняет такую важную характеристику как выборочность памяти (ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается). Кроме того, она не учитывает, что процессы памяти находятся в зависимости от организации запоминаемого материала.

Развитие ассоциативной памяти, как и ассоциативного мышления, очень важно: ассоциации помогают нам запоминать и вспоминать, генерировать идеи. Ассоциативная память позволяет запоминать не связанные друг с другом слова и сложные тексты, благодаря ей мы легче извлекаем из памяти нужную информацию и, чем обширнее сеть ассоциативных связей, тем лучше она запоминается и тем легче припоминается при необходимости. Наши суждения о том или ином вопросе, наши взгляды, вкусы, система ценностей основываются на ассоциативной памяти. С ней также связано наше мышление, восприятие мира и принятие решений.

Как улучшить память взрослому человеку?Тренируется ассоциативная память путем связывания известной, уже усвоенной информации с новым материалом. Для развития ассоциативной памяти можно использовать, например, такое упражнение:

1. Подготовьте 2 листа бумаги и ручку. На 1 листе в столбик по вертикали впишите все натуральные числа от 1 до 100.

2. Выберите любые 10-15 из них, с которыми у Вас связаны стойкие ассоциации, и выпишите их в произвольном порядке на 2 лист. Например, 8 – снеговик, 17 – номер Вашей любимой маршрутки, 18 – возраст совершеннолетия в стране, в которой Вы живете (если это так), и т.д. После того, как закончите работу, подождите 5-7 минут, возьмите 1 листок с числами и запишите все события, которые запомнили, напротив соответствующего числа.

3. В следующий раз проделайте то же с другими, не задействованными прежде числами. Не форсируйте события, не слишком подгоняйте себя поначалу, постарайтесь максимально удачно подобрать такую ассоциацию, которая надежно займёт свое место в списке.

4. Когда весь список чисел будет заполнен, проверьте себя, указав все ассоциации, связанные с числами от 1 до 100.

Помимо того, что потренировали память, Вы создали дополнительные ассоциации, которые помогут при необходимости запоминать коды, номера телефонов и т.д. Просто постарайтесь использовать свои личные ассоциации, не боясь привлекать образы. Например, 40 можно запомнить, представив 4 как квадрат, «телевизор» и 0 как вписанный в него круг, «колобок». Получится смешная ассоциация «колобок в телевизоре». Придумайте свои ассоциации, приемлемые именно для Вас.

Говоря о развитии памяти, необходимо отметить, что она неразрывно связана с вниманием, ведь без сосредоточения внимания на объекте мы не переместим его даже в кратковременную память. Хорошая работа памяти предполагает высокую активность нейронов, слаженную работу когнитивных (познавательных) функций мозга.

Память и внимание, восприятие и мышление – функции мозга, которые подлежат тренировке и развитию. Благодаря регулярным упражнениям можно ощутимо улучшить свои способности, и лучше отдать предпочтение регулярным комплексным занятиям с постепенно нарастающей нагрузкой. Например, для этой цели удобно использовать занятия с использованием упражнений на память и внимание которые присутствуют на нашем сайте.

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Ассоциативная память / Хабр

Недавно вспомнил, как около года назад товарищ мне рассказывал про ассоциативную память. Помню тогда меня это не особо заинтересовало и сейчас почему то решил поиграться, так как штука довольно интересная.

Ассоциативное ЗУ, АЗУ (англ. associative memory, content-addressable memory, CAM) — вид памяти, в котором адресация осуществляется на основе содержания данных, а не их местоположения, чем обеспечивается ускорение поиска необходимых записей (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
АЗУ полезны и нужны для аппаратного ускорения поиска. Ведь любая задача поиска в конечном результате сводится к нахождению адреса ячейки памяти (для ускорения этого процесса данные сортируют, создают индексы и т.д.).
Логически АЗУ можно реализовать с помощью нейронной сети с обратной связью (например ). Такая нейронная сеть будет выдавать нам нужные данные если на вход ей подать часть данных, либо зашумленные данные (используют для распознавания текстов).

Ниже хочу привести пример немного другого подхода.

Итак, допустим нам нужно поставить в соответствие две последовательности бит (возьмем 4-х разрядные числа для простоты):
1101 > 1000
1001 > 1100

Строим для каждого соответствия матрицу:
Метод построения предельно прост. Левый столбец — это первое значение, нижняя строка — это соответствие. На пересечениях мы выполняем логическую операцию AND текущих битов.

Теперь объединим матрицы операцией OR (Rezult[i, j] = A1[i, j] OR A2[i, j]).

Эта ассоциативная матрица(АМ) хранит наши два соответствия 1101 > 1000 и 1001 > 1100.

Теперь извлечем данные. Например, нам нужно найти чему соответствует 1001.
Запишем 1001 слева от АМ, и логически умножим получившийся столбец на каждый столбец АМ.
В полученной матрице, просуммируем столбцы и запишем результаты в нижней строке.

В полученной строке (2200) найдем наибольшее число (в нашем примере это будет 2) и в соответствующих битах запишем 1, а в остальных — 0. Таким образом получили число 1100. Именно это значение мы и записывали в матрицу.
Также можно получить обратное соответствие, если 1100 записать снизу и умножить на каждую строку, то по аналогии найдем в столбце исходное соответствие.

В примерах выше, мы работали с четырехбитными числами. Но самое интересное то, что данный подход можно реализовать в виде N-мерной матрицы и хранить (N-1) мерные данные. Например можно сделать 3-х мерную матрицу, которая будет помнить соответствия 2-х мерных черно-белых картинок. И самое главное — такие матрицы легко реализовать в железе.

Самый главный недостаток — это низкий объем памяти матрицы. Если в нашу матрицу записать штук 5–6 соответствий, то система начнет путаться и выдавать неверные значения.
Также нельзя записать соответствия в которых все нули или единицы (в нашем случае 1111 и 0000).

В общем, штука практически бесполезная, но довольно интересная:)

Обзор ассоциативной памяти

Ассоциативная память обычно относится к способности вспоминать отношения между не связанными элементами. Например, запах свежеиспеченного печенья может ассоциироваться у вас с кухней вашего детства, или вы можете вспомнить запах определенных духов, когда слышите их название. Ассоциативные воспоминания часто являются подсознательными и могут способствовать формированию стереотипов. Однако они могут быть изменены и не обязательно закреплены в камне. Ассоциативная память может ухудшаться с возрастом, некоторыми лекарствами, употреблением алкоголя и наркотиков и другими факторами. Онлайн-терапия может быть полезна тем, у кого проблемы с ассоциативной памятью.

Ассоциативная память может влиять на наши эмоции и переживания.

Узнайте больше с онлайн-терапией.

Объяснение ассоциативной памяти

Ассоциативная память — это психологический феномен, обычно определяемый как способность изучать и запоминать отношения между не связанными друг с другом элементами. Эта форма памяти может иметь место очень часто и часто подсознательно. Ассоциативная память может позволить людям делать связи и выводы, даже если эти связи не ясно объяснены или прописаны. Как и все разновидности памяти, качество ассоциативной памяти человека может играть значительную роль в качестве его жизни, психического здоровья и общего благополучия.

Научные исследования показали, что корень ассоциативной памяти может лежать в сенсорных нейронах зрительной коры каждого человека. По сути, эти нейроны, возможно, нужно тренировать и обеспечивать достаточное воздействие различных элементов, прежде чем они смогут создавать связи, которые становятся ассоциативными воспоминаниями.

На фундаментальном уровне процесс обучения и воздействия на нейроны различных элементов довольно прост. Когда человек наблюдает за особенностями своего окружения, эти наблюдения обычно передаются в мозг уникальными путями: дорсальным и вентральным путями. В то время как дорсальный путь может быть особенно восприимчив к движению и пространству, вентральный путь в основном улавливает информацию, связанную с формой.

Использование ассоциативной памяти

Когда большинство людей думают о различных стилях и формах памяти, они обычно рассматривают их как умственные функции, высеченные в камне. Однако это общепринятое мнение может быть неточным. Память может быть для ума тем же, чем мускулы для тела. То, как каждый человек тренируется и заботится о себе, может в значительной степени повлиять на прочность и силу мышц. Тот же принцип может применяться к тому, как люди следят за своим психическим здоровьем, чему они подвергают себя и как эти вещи впоследствии влияют на их память.

Подобно телесным мышцам, человеческую память можно укрепить и даже использовать с пользой для человека, если он участвует в действиях, требующих умственных упражнений и стимуляции. Люди могут повысить качество своих ассоциативных воспоминаний, отмечая определенные особенности, связанные с человеком, объектом или местом, и создавая целенаправленные ментальные привязанности.

Некоторые примеры этого могут включать соединение определенных имен с уже сохраненными мысленными образами (например, связывание имени Майк с мысленным образом микрофона) и практику повторного использования, когда это возможно. Последнее особенно может пригодиться при встрече с новым другом. Частое использование их имени во время разговора может закрепить его в мозгу. Кроме того, запись различных особенностей человека (таких как тон кожи, цвет волос, запах и т. д.) может дополнительно тренировать те части мозга, которые обрабатывают и хранят ассоциативные воспоминания.

Важность ассоциативной памяти

Хотя ассоциативные воспоминания часто подсознательны, они могут оказывать значительное влияние на жизнь человека. Обработанные ментальные ассоциации могут влиять на убеждения, действия, решения, предрассудки и то, как человек видит мир.

Каждый день у людей возникает бессчетное количество ассоциаций. Личный опыт, взаимодействие с другими, общие наблюдения и информация (истинная или ложная), полученная с течением времени, могут сильно повлиять на ассоциации и последующие выводы. Например, человек, который наблюдает общее поведение среди определенных групп людей, может последовательно предположить, что все люди в этой группе ведут себя одинаково.

Несмотря на потенциальные недостатки такого образа мышления, он может — и часто — происходит. Однако, как и многие вещи в жизни, ассоциативные воспоминания не обязательно высечены в камне. Они могут быть выучены и не выучены. Люди могут обладать способностью получать новый опыт, узнавать новую информацию, делать новые выводы и обновлять ранее укрепившиеся ассоциации.

Ассоциативная память может влиять на наши эмоции и переживания.

Узнайте больше с онлайн-терапией.

Стереотипы

Постоянным и универсальным примером величины влияния, которое ассоциации играют на различные социальные взгляды и представления, могут служить стереотипы. Обычно считается, что стереотипы представляют собой чрезмерно обобщенные представления об определенной категории людей. Некоторые стереотипы могут быть более распространены, чем другие, но на базовом уровне эти чрезмерно обобщенные убеждения можно считать ассоциативными воспоминаниями, независимо от того, насколько ошибочными они могут быть.

Стереотипы могут возникать по разным причинам, и в определенных контекстах или ситуациях они могут быть точными. Тем не менее сверхобобщенные ассоциативные воспоминания могут стать проблематичными, когда они применяются к целым группам людей на основе действий избранных нескольких или даже значительного процента.

Ассоциативная память и возраст

Как и многие другие психические функции, возраст может существенно влиять на обработку и общее качество ассоциативной памяти. Негативное влияние возраста на ассоциативную память может быть в значительной степени связано с потерей клеток в лобной части мозга по мере взросления человека. Эти клетки мозга обычно производят ацетилхолин, нейромедиатор, который может быть необходим для умственных функций, таких как память и обучение. Однако потеря ацетилхолина может быть не единственным фактором, отрицательно влияющим на ассоциативную память и общую способность сохранять различные воспоминания.

К тому времени, когда человеку исполняется 80 лет, он, вероятно, теряет 20% нервных клеток в гиппокампе, которые могут играть большую роль в памяти. Однако, несмотря на потерю ацетилхолина и нервных клеток гиппокампа, каждый человек может сделать различные выборы, которые либо улучшат, либо ухудшат качество его памяти в более позднем возрасте.

Молодые люди не всегда могут учитывать последствия своих решений для своих психических функций. Тем не менее, это могут быть важные вещи для размышлений. Ассоциативная память и другие типы воспоминаний могут быть одними из самых основных способностей, которые позволяют людям наслаждаться жизнью и поддерживать карьеру, отношения и образ жизни. Поэтому острое знание того, что вредит и помогает человеческой памяти, может иметь решающее значение.

Некоторые из наиболее распространенных факторов, которые могут негативно влиять на память, следующие:

  • . Предписанное лекарство

  • БЕСПЛАТНО употребление алкоголя

  • употребление наркотиков

  • неправильное питание

  • депрессия

  • инсульты

  • 9009 травмы головы0003
  • Некоторые заболевания, передающиеся половым путем

Многие действия и решения могут иметь долгосрочные последствия для памяти, которые проявляются только в более позднем возрасте, поэтому может быть важно заботиться о себе.

Хотя перечисленные выше факторы могут отрицательно влиять на ассоциативную и другие виды памяти, существует целый ряд вариантов образа жизни, которые могут улучшить умственную функцию, особенно с возрастом. Следующие действия могут оказаться полезными для людей, которые серьезно относятся к улучшению своей памяти:

  • Сокращение потребления сахара

  • Медитация, физические упражнения и достаточное количество сна

  • Сокращение потребления алкоголя и телефонные приложения для тренировки мозга

Онлайн-терапия при проблемах с ассоциативной памятью

Ассоциативная память или способность устанавливать связи и делать выводы между не связанными между собой элементами могут быть эффективными. Однако не менее важным может быть желание учиться, расти и получать обновленную информацию. Онлайн-терапия может помочь с обеими этими важными способностями, и она приносит дополнительные преимущества доступности и доступности. Вы также можете найти онлайн-терапевта, специализирующегося на проблемах с памятью, что может быть сложнее найти в вашем регионе.

Плохая ассоциативная память может быть результатом депрессии или стресса, которые можно лечить с помощью онлайн-когнитивно-поведенческой терапии или когнитивно-поведенческой терапии. Это исследование показало, что когнитивно-поведенческая терапия онлайн была даже более эффективной, чем традиционные очные сеансы: у 100% участников онлайн-группы наблюдалось стойкое уменьшение симптомов через три месяца после лечения.

Заключение

Способность изучать и запоминать взаимосвязи между несвязанными элементами обычно называют ассоциативной памятью. Этот тип памяти обычно является подсознательным, и большинство стереотипов может быть основано на ассоциативных воспоминаниях. Тем не менее, эти воспоминания можно изменить, узнав новую информацию. Ассоциативная память часто ухудшается с возрастом, и на нее также могут негативно влиять депрессия, недостаток сна, стресс и чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков. Если у вас проблемы с ассоциативной памятью, онлайн-терапия может оказаться для вас ценным инструментом.

Нейробиологи открыли, как формируются ассоциативные воспоминания

  • Скачать PDF Копировать

Отзыв Эмили Хендерсон, бакалавра наук 23 сентября 2021 г.

Запах свежеиспеченного шоколадного печенья когда-нибудь возвращал вас в послеобеденное время в дом вашей бабушки? Навевает ли когда-нибудь старая песня воспоминания о первом свидании? Способность запоминать отношения между не связанными между собой элементами (запах и место, песня и событие) известна как ассоциативная память.

Психологи начали изучать ассоциативную память в 1800-х годах, когда Уильям Джеймс описал это явление в своем классическом труде 1890 года « Принципы психологии». Сегодня ученые согласны с тем, что структуры, ответственные за формирование ассоциативной памяти, находятся в медиальной височной доле, или в знаменитом «центре памяти» мозга, но конкретные задействованные клетки и то, как эти клетки контролируются, остаются загадкой. до нынешнего момента.

Нейробиологи из Калифорнийского университета в Ирвайне обнаружили особые типы нейронов в центре памяти мозга, которые отвечают за приобретение новых ассоциативных воспоминаний. Кроме того, они обнаружили, как контролируются эти нейроны ассоциативной памяти. Мы полагаемся на ассоциативные воспоминания в повседневной жизни, и это исследование является важным шагом в понимании подробного механизма того, как эти типы воспоминаний формируются в мозгу.

Хотя ассоциативная память является одной из самых основных форм памяти в нашей повседневной жизни, механизмы, лежащие в основе ассоциативной памяти, остаются неясными».

Кей Игараси, ведущий научный сотрудник, научный сотрудник Центра нейробиологии обучения и памяти и доцент кафедры анатомии и нейробиологии Медицинского факультета Калифорнийского университета в Ирвине

Исследование, опубликованное сегодня в журнале Nature , впервые сообщает, что специфические клетки в латеральной энторинальной коре медиальной височной доли, называемые веерными клетками, необходимы для приобретения новых ассоциативных воспоминаний и что эти клетки контролируются дофамином, химическим веществом мозга, которое, как известно, участвует в нашем опыте удовольствия или вознаграждения.

В ходе исследования исследователи использовали электрофизиологические записи и оптогенетику для записи и контроля активности веерных клеток у мышей, когда они учатся связывать определенные запахи с вознаграждением. Этот подход привел исследователей к открытию, что веерные клетки вычисляют и представляют ассоциацию двух новых несвязанных элементов (запах и награда). Эти веерные клетки необходимы для успешного приобретения новых ассоциативных воспоминаний. Без этих ячеек можно восстановить предварительно изученные ассоциации, но нельзя получить новые ассоциации. Кроме того, для приобретения новых ассоциаций также требуется дофамин.

«Мы никогда не ожидали, что дофамин участвует в цепи памяти. Однако, когда накопились доказательства, постепенно стало ясно, что дофамин задействован», — сказал Игараши. «Эти эксперименты были для нас как детективная история, и мы в восторге от результатов».

Это открытие является важной частью головоломки понимания того, как в мозгу формируются воспоминания, и закладывает фундамент, на котором другие исследователи могут продолжать работу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts